fantlab ru

Гарри Гаррисон «Специалист по этике»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
4530
Моя оценка:
-

подробнее

Специалист по этике

Deathworld 2

Другие названия: Моралист; Этический инженер; The Ethical Engineer

Роман, год; цикл «Мир Смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 258
Аннотация:

Жизнь самого удачливого игрока во Вселенной Язона ДинАльта наконец-то наладилась. Ситуация на Пирре постепенно стабилизируется, сам Язон стал уважаемым и очень богатым человеком. Но врождённое любопытство помогло ему в очередной раз разыскать себе на голову неприятности.

На Пирр, самую негостеприимную планету во Вселенной, прилетает космический корабль. Язон принимает решение согласиться с условиями, выставленными капитаном, и в одиночку приходит к нему на корабль. Его отравляет быстродействующий газ. Когда Язон ДинАльт приходит в себя, он узнаёт, что захвачен в плен маньяком, одержимым идеей представить находчивого авантюриста перед судом за «грешки» молодости.

Узнав это, Язон не находит иного выхода, кроме как уничтожить приборную панель с помощью огромного книжного тома и чашки кофе. Корабль совершает автоматическую посадку на неизвестную планету...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Журнальная публикация (Analog) — 1963 г., книжное издание — 1964 г.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Мир смерти. Том 1
1990 г.
Мир смерти 2
1991 г.
Мир смерти II
1991 г.
Мир смерти II
1991 г.
Мир смерти. Книга 1.
1991 г.
Мир Смерти. Специалист по этике
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 1
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Смертоносные миры
1991 г.
Смертоносный мир
1991 г.
Специалист по этике
1991 г.
Специалист по этике
1991 г.
Ковбои космоса
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Смертоносный мир
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Роберт Хайнлайн
1993 г.
Смертоносные миры
1993 г.
Специалист по этике
1993 г.
Мир смерти
1996 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Неукротимая планета
2001 г.
Неукротимая планета
2003 г.
Специалист по этике
2003 г.
Мир смерти
2005 г.
Мир Смерти
2007 г.
Неукротимая планета
2008 г.
Мир смерти
2014 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2016 г.
Мир смерти
2018 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2022 г.

Периодика:


1991 г.
Кентавр № 5
1992 г.
(не указан)

Издания на иностранных языках:

The Deathworld Trilogy
1974 г.
(английский)
Pianeta impossibile
1978 г.
(итальянский)
Свят на смъртта II
1992 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это вторая часть цикла «Мир Смерти». Многим читателям хотелось узнать о дальнейшей судьбе Язона динАльта, о судьбе планеты Пирр и ее обитателях. Наверное, многие остались разочарованы, так как автор перенес действие на другую планету и совсем с другими героями.

Изменилось многое: планета отсталая и слаборазвитая, отсутствие каких-либо институтов власти, процветает рабство и рабовладельческий строй. Конечно, наш обаятельный герой должен здесь все изменить. Помимо самого Язона, в этом романе будет еще один колоритный персонаж. Это его личный враг, имеющий четкое представление о Добре и Зле, и как раз Язон относится к категории чистого Зла, которое необходимо уничтожить любым способом.

Не знаю, может мне не понравилось слишком уж доброе отношение Язона к человеку, который украл тебя обманом из родного дома, делает все возможное для твоего физического уничтожения, на каждом шагу предает и подставляет. Выглядит это довольно глупо, тем более особым гуманизмом ни до этого, ни в настоящем времени, он как-то не страдал.

«Специалист по этике» — классика приключенческой фантастики и первые попытки написать историю по изменению целого мира путем совершения технологической революции. Можно в чем-то с автором согласиться, в чем-то нет, но трудно отказать ему в логике происходящего.

Как это ни странно, на даже в такой ситуации, автор старается чем-то поделиться с читателями. Кому можно определять степень вины за совершенное? Принцип меньшего зла, которое неизбежно будет присутствовать при совершении любых действий, призванных изменить существующий миропорядок. Вообще, за маской беспринципного и безжалостного солдата удачи, скрывается вполне добропорядочный член общества, со своими представлениями о людях и их месте во вселенной. В чем-то Язон динАльт превосходит многих похожих на него героев, он нестандартно мыслит и не боится брать на себя ответственность за судьбы тысяч людей.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Успешно разрубив гордиев узел противоречий человека и природы на планете Пирр, космический авантюрист Язон динАльт готов к дальнейшим миротворческим миссиям. Второй роман из цикла «Мир Смерти» посвящен приключениям главного героя на неизвестной планете, общество которой погрязло в пучине дикости, рабовладения и религиозных предрассудков.

В отличие от первого романа цикла «Специалист по этике» не так динамичен, в нем меньше зрелищных спецэффектов, масштабных поединков, а ужасные монстры и вовсе отсутствуют. Надежды на повторную встречу с доблестными пиррянами не оправдались, кроме короткого вступления на Пирре и самой концовки романа Язону придется самостоятельно выпутываться из неприятностей, в которые его втянул донкихотствующий моралист Майк Сэймон.

Основной конфликт произведения строится вокруг философского противостояния Майка и Язона — первый является приверженцем Истины, возведенной в абсолют, истины общей для всего человечества, и ей он посвятил свою жизнь, второй же не привык витать в облаках и считает, что у каждого людского сообщества может быть своя правда, этические ценности относительны и переменчивы. На протяжении всего сюжета Язон с неутомимым упорством доказывает Майку правоту своего мировоззрения на практике, кто выйдет победителем из этой дуэли мы узнаем прочитав роман.

Приключения Язона и Майка происходят на неизвестной планете, не такой враждебной как Пирр, но тем не менее не слишком гостеприимной. Пейзажи и аборигены, а также их технические достижения и социальное устройство этого мира напоминают вселенную фильма «Кин-дза-дза». Местное социальное устройство сложнее пиррянского, но тоже без особых наворотов. По берегам обширного океана странствуют группы рабов, каждая имеет своего хозяина, имя которого является своего рода наследственным титулом. Здесь Гаррисон вольно или невольно вступает в полемику с Дж. Оруэллом, показывая на примере, что один из основных лозунгов Партии, «свобода — это рабство», может быть реальным благом в определенных условиях, вопреки мнению, что свобода является наивысшей и непреходящей ценностью.

Аборигены добывают пропитание самым примитивным способом — охотой на мелких зверей и собирательством съедобных корнеплодов — креноджей. Раньше я думал, что это какой-то экзотический продукт, созданный фантазией автора, а оказалось это всего лишь корень хрена, только на эсперанто. Кстати, этими креноджами впоследствии предстоит «лакомиться» и другому известному персонажу Гаррисона, Скользкому Джиму диГризу на планете Чистилище в романе «Стальная крыса отправляется в ад».

Чуть выше по степени развития, чем кочевые рабовладельцы, находятся обитатели поселения Путлико, местные ресурсники-дзертаноджи, специализирующиеся на добыче и переработке нефти. Они ведут торговлю с обитателями города Аппсала — этот город поделен на сферы влияния отдельных полуфеодальных кланов, обитающих в укрепленных замках — нам предстоит встреча с Перссонами, монополизировавшими электричество и телеграф, Мастрегулами, местными химиками, и Трозеллингами, занимающимися производством местного наземного транспорта — кароджей. Эти кланы находятся в непрекращающемся противостоянии, но вынуждены сотрудничать в целях взаимовыгодного обмена результатами производства своих монополий.

Ярких и запоминающихся второстепенных персонажей в романе нет, за исключением разве что антагониста главного героя Майка Сэймона, аборигены примитивны, алчны и склонны к предательству, их внешность и характер подаются в двух словах и эти образы в памяти не задерживаются. По сравнению с первым романом Язон показался мне более склонным к насилию, возможно, по причине того, что на Пирре он играл роль «самого человечного человека», а на контрасте с Майком мы видим, что он готов жертвовать человеческими жизнями во имя общего прогресса.

В романе много описаний технологических процессов, поданных простым, понятным любому школьнику языком, но их обилие в какой-то момент заставляет сомневаться, что ты читаешь приключенческую фантастику, а не книжку из серии «популярная механика». Для взрослого человека все слишком просто, школьникам, наверно, будет познавательно, таким образом акцент на подростковую аудиторию здесь смотрится более явным, чем в первом романе.

В целом это довольно хороший приключенческий роман, здесь меньше экшена, чем в первой части, зато больше философии, что может понравиться не всем, ведь произведения Гаррисона в первую очередь ценятся за ненавязчивый юмор и бурные приключения, а не за глубину идей и поиск смысла жизни. Очень не хватает здесь пиррян, местные аборигены симпатии не вызывают и паровоз сюжета вынужден тащить на себе в одиночку наш главный герой. С другой стороны похвальна попытка автора не писать продолжение под копирку, а пробовать новые идеи, экспериментировать с темпом повествования и смысловой нагрузкой. Как итог, это не уровень шедевра, но хорошее и качественное произведение, которое может понравиться не только поклонникам Гаррисона, но и прочим любителям приключенческой фантастики с толикой философского смысла.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга, оставившая довольно противоречивые впечатления, но вцелом полностью принятая мной, уже не забудется. Начиная от странноватого приветствия конкурентов-работорговцев, заверяющих друг-друга в своей ненависти, — здесь об этом уже писали, и до вопроса одного другому в ответ на протянутый плод: «а где ты взял отравленный креподж?»... — умелые мазки кисти автора, создающего картину НЕ нашего мира с не нашей этикой и моралью.

Здесь есть все тот же полюбившийся мне образ Язона, его юмор и ирония, любовь к людям и умение думать, быстро принимать решения, действовать и выживать. Есть его странноватая манера рационализировать, ведь этот герой не может не вмешиваться, — собственно, для этого он автору и нужен. Как говаривали в «принце Флоризеле», «я по-другому вижу» :)

Я читала этот роман под названием «Специалист по этике», и считаю данное название контекстно корректным. Противостояние линий поведения двух образованных личностей на отсталой планете, и тема как выжить, оставаясь человеком с высокими моральными принципами, при этом не навязывая их окружающим. Навязывать — это случай партнера Язона. Автор доводит читателя (здесь присоединяюсь к многочисленным отзывам) до исступления, заставляя Язона очередной раз расхлебывать попытки «применить правильную и единственную этику» М (Майком).

В этом любимом и ценимом мной жанре, — фантастика, — можно осуществить самый смелый писательский замысел. И именно этический аспект просто призывает быть выведенным на поверхность. Встречается. Но не часто. А здесь — и соответствующее название, и колоритные герои. Я полностью согласна с автором отзыва, что Майк уж чересчур антипатичен, но что есть — то есть. Он для меня отнюдь не Дон-Кихот, а ограниченный человек с косным умом и полным отсутствием способности воспринимать иные точки зрения.

Уфф, к счастью, этот образ мне редко попадается нынче...

Книга — супер, если не ждать от нее «Пирра», и Язону вновь нужно пытаться разобраться в происходящем в этом мире, чтобы найти себя и свое место в нем, и чтобы влиять, ведь — это для меня несомненно — мы должны наглядно убедиться в результатах, где не может быть хорошего без плохого. И наоборот — плохого без хорошего.

И еще — мне представляется, что культуру после попадания туда некоего нового чужеродного элемента, который неважно по какой воле туда попал, надо рассматривать уже в комплексе с ним вместе. Именно такой мир, а не мир ДО, нам описывают.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если не ностальгировать по этой книге, то, наверное, надо признать, что она намного примитивнее, чем первая. Язон дин Альт тут – не просто человек, который не вынес никаких уроков с Пирра, а вообще какая-то антитеза Язону из «Неукротимой планеты», олицетворяющему мысль, что надо не только стрелять, но и думать, надо ли стрелять, и что жизнь человеческая чего-то стоит. Идея устроить промышленную революцию и собрать из обломков цивилизацию в виде огромной воюющей империи, мною не оценена, поскольку за всю книгу ГГ не озаботился обучить хотя бы одного инженера. Логично предположить, что после его отбытия все технологии опять будут низведены на уровень магии.

Антигерой – совершенно плоское нечто, одержимое навязчивой идеей на уровне дурдома. Его единственная задача – пропихивать Язона по сюжетной линии. Мне его было жаль.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тьфу..... После Неукротимой планеты ждал следующей книги и...... Тьфу! Сплошное разочарование. Нудятина полная. А теперь поясню) Какой то моралист Михей и его друже пахали долго-долго для того, чтоб снарядить корабль и отправить его в полет. Да не абы куда, а за самим Язоном динАльтом. А за что, спросите вы, такая честь? Как за что! Он же преступник номер один во всей галактике. Его надо поймать и судить. Ведь кроме него никто больше закон не преступает. А он, подумайте только, шулер!!! Казино обманывает по всей галактике. Да за это его не то что судить, на кол посадить надо. Уже смешно)))) Ведь ни убийц, ни насильников, ни террористов, ни еще каких рецидивистов по всей галактике больше нет. Ну да ладно. Дальше еще лучше. Если этот самый Михей пропагандирует высокие моральные ценности, то тогда ГГ ну никак нельзя назвать преступником. Преступник он только перед законом, а перед моралью как раз таки на оборот. Робин Гуд прям. Но Михей хочет его судить за нарушение закона. Бред да и только. Закон и мораль не всегда сходятся и не всегда одинаковы в обществе. Но какая разница. Так ведь и дальше весь сюжет строится на заранее нелепой идеи. На постоянном обмане и предательстве Михея. Он на протяжении всей книги выкидывает чудеса. Там предаст, сям предаст. А ГГ прям как библейский персонаж: все подставляет щеки и подставляет. То левую, то правую... Если исходить из характера персонажа, который вырисовался в первой книге — так он отправил бы Михея к праотцам уже после второго предательства. Так нет, он его жалеет до самого конца. Ерунда да и только. поставил сначала оценку 6, но пока дописал отзыв — передумал. Ставлю 4.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзывы и описания обещали конфликт двух систем этических и человеческих ценностей, диалог между двумя убеждёнными их сторонниками. Формально, в общем-то, так и есть — Михай утверждает, что существуют некие ценности, которых должны придерживаться все люди без исключения, на всех планетах и в любом обществе, Язон же склоняется к тому, что каждое общество имеет свою собственную этическую систему, которая имеет смысл только для этого конкретного общества. Это в книге, бесспорно, присутствует. Но вот диалога или равноценного спора нет — слишком уж негативным образом изображён здесь Михай. Гаррисон явно старался показать контраст между декларируемыми этим героем ценностями и его действиями, которые идеалам Михая соответствуют только в его собственных глазах. Но получилось очень уж грубо и неубедительно. Трудно поверить, что могут существовать люди, настолько невосприимчивые ни к логике, ни к разуму, ни к здравому смыслу. А поскольку в самого героя поверить почти невозможно, то и доверие к защищаемой им позиции это сильно ослабляет. Да и позиция, которой в этом споре придерживается автор, видна невооружённым глазом, так что интрига этого конфликта получается едва ли не мертворождённой, что сильно ухудшает впечатления от книги в целом, ведь этот этический спор должен был стать её основой.

Впрочем, по крайней мере с точки зрения экшена «Инженер» оказывается вполне на уровне классической приключенческой фантастики, а мир, в котором люди обожествляют кое-как сохранившиеся до нынешних времён достижения науки и техники, описан хорошо и вызывает постоянный интерес, так что совсем уж потерянным время, проведённое за чтением, не назовёшь. Но всё-таки в целом я остался скорее разочарован.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман «Мира Смерти» получился уже не таким серьезным, как первый. Это, скорее, злая сатира на всё человеческое общество, чем фантастический роман. Фантастический здесь только фон: чужая планета, где живет человеческая колония, забывшая свое настоящее и застрявшая в мрачном нецивилизованном прошлом. Люди разбились на несколько кланов, каждый из которых владеет только одной прогрессивной технологией: Перссоны используют электричество, Мастрегулам известны тайны химических реакций, Трозеллинги изготовляют самодвижущиеся повозки, бензин к которым производят дзертаноджи. Такого в обычной жизни и не увидишь. Но ведь роман — это пародия, не забыли?

Если в первой части чудовищами были порождения пиррской природы, то во втором главными злодеями являются люди. Автор дает нам это понять уже на первых страницах: Язона дин-Альта коварно похищает помешавшийся на справедливости маньяк-сектант. Он настолько безумен, что в его устах хорошие слова звучат как проклятия. В свое время английский писатель Самуэль Джонсон высказал оригинальную мысль, что ад вымощен благими намерениями. Наверно, он имел в виду перевоспитание грешников. Но Гаррисон выворачивает высказанную мысль наизнанку: некоторые благие дела могут привести человека не в рай, а в ад. Майк Сэймон как раз относится к такому типу людей: он говорит о справедливости, но в то же время не считает, что грешник может искупить свою вину хорошим поступком, он считает себя борцом за Правду, и ради нее готов на любое предательство. Автор оставляет его в живых вплоть до последних строк романа, чтобы читатель смог вовсю «насладиться» подобной мерзостью. Моего терпения настолько не хватило: уже к середине повествования я искренне желал смерти такого «борца за справедливость». Не менее отвратительны и клановые вожди — от Чаки до Хертуга Перссона. Им чуждо не только то чувство справедливости, которое фанатично ищет Сэймон, но и простые понятия чести и человечности. Они начисто лишены сострадания и совершенно не ценят человеческую жизнь. Наверно поэтому Язону дин-Альту приходится вспомнить свое старое ремесло. Теперь он убивает таких вот уродов пачками, не переставая при этом отпускать по их поводу скабрезные шуточки. К концу романа не только его руки, но и ноги оказываются в крови врагов. Как уж тут не вспомнить пацифистскую первую часть! Кажется, за три прошедших с момента ее написания года автор изменил свою мораль на прямо противоположную: с негодяями добрая война лучше худого мира.

А что же остальное население планеты? Оно покорно служит своим хозяевам, пока те демонстрируют уверенность и силу. Но, стоит только проявить минутную слабость, бывшие рабы ставят подножку и со спокойной совестью предают своего господина. Положиться в этом мире нельзя ни на кого. Про такие отношения Маркс в своем «Капитале» писал:

«Нет такого преступления, на которое не готов пойти капиталист ради высокой прибыли.»

Я заметил, что все негодяи говорят на варварских языках: Сэймон на датском, а все остальные — на искаженном варианте эсперанто. Наверно, это тоже символ: автор искренне считал, что язык должен объединять людей. До самых последних дней своей жизни Гарри Гаррисон пропагандировал эсперанто как самое действенное средство общения людей разных континентов. Li volis fari la mondan pli bona loko. Сможет ли кто теперь понять эту фразу? В мое время эсперанто увлекались МИЛЛИОНЫ людей. Но из-за интриг разного рода мерзавцев СССР почил в бозе, и эпоха эсперантизма канула в Лету. Судя по комментариям в чатах, теперь многие не владеют даже своим родным языком! Какое уж там общение...

Второй «Мир Смерти» в гротескной форме предупреждает нас об одном из возможных сценариев будущего. Он превратится в реальность, если мы не возьмемся всерьез за свою культуру. А культура всегда начинается с малого — например, с правильного перевода. Мы ведь читаем не самого Гаррисона в оригинале, а его русского переводчика (для данного романа это была А.Захаренкова). От культуры этого переводчика зависит многое. В первую очередь — поймут и примут ли читатели идеи автора, станет ли он популярным, обретет ли своих последователей. К качеству перевода произведений Гаррисона у меня претензий нет, хотя издательские названия его романов иногда поражают. Например, второй «Мир Смерти» чаще всего переводят весьма нелепо — как «Специалист по этике». Это кто ж там специалист? дин-Альт или Сэймон? А, может, мистер Кольт, который «уравнял людей»? Не понять без бутылки виски!

Господа переводчики, не искажайте смысла, который вкладывали в названия известные писатели! Гаррисон четко дал понять, что речь шла о ВТОРОМ МИРЕ СМЕРТИ. Смертей в нем, кстати, было вполне достаточно, чтобы это понять. А слово «этика» встречается только один раз. Не будем вводить читателя в заблуждение.

------

ИТОГ: более жесткий в плане сюжета роман в стиле острой сатиры. Не рекомендовал бы его молодежи до 20-ти лет. Как всегда, настоятельно рекомендуется политикам, чтобы они случайно не превратились в таких несуразных деспотов.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я знаю абсолютно все.» — Язон ДинАльт

Не самый плохой подростковый приключенческий роман. Увы, ничего более. Не очень понятно, почему главным героем книги выступил Язон ДинАльт — замени его на любого другого персонажа и абсолютно ничего не изменилось бы. Никакой связи с первой книгой нет. Новый Язон так же совершенно не похож на того, что был на «Неукротимой планете». На протяжении чтения книги меня то и дело посещало ощущение, что я ошибся и читаю не вторую часть, а какой-то спин-офф с тёзкой Язона на другом конце галактики.

Идея романа достаточно проста — если ты эрудирован и трудолюбив, то тебе в любом мире найдётся место, будь то мир развитый или мир первобытный. И везде ты будешь на вес золота. С эрудированностью автор, конечно, переборщил. Главный герой не то, чтобы силён в какой-то конкретной сфере, он знает абсолютно всё и может абсолютно всё! И не забывает регулярно об этом всем вокруг напоминать. Удивительно, откуда у него такие обширные познания и в теоретической и в практической сфере. Имея в руках молоток и отвёртку, он может собрать из кучи мусора что угодно, начиная с аккумулятора и заканчивая автомобилем или пароходом. Без каких-либо схем и расчётов, полевых испытаний. Уверен, будь у него больше времени, он бы и космический корабль собрал, чтобы улететь с этой планеты. Впрочем, можно простить это сценарное допущение, предположив, что оно призвано лишь усилить эффект от основной идеи романа. Но опять встаёт вопрос, почему именно Язон ДинАльт? По первой книге мы понимаем, что он — харизматичный и довольно неглупый персонаж, с весьма неплохими боевыми навыками. Но всё же он всего-лишь шулер, а не опытный инженер-конструктор, всю жизнь собирающий из мусора технические чудеса и потому поднаторевший в этом вопросе.

Кроме этой идеи, автор, по всей видимости, хотел добавить в роман идею морального плана. В качестве антипода главному герою предоставлен Майк (Михей) — настоящий религиозный фанатик, слепой в своей вере. Майк ничего не умеет, ничего не знает, но постоянно спорит с Язоном и пытается навязать ему своё мировоззрение. В то время как Язон, преследуя свои эгоистичные цели, спокойно подстраивается под правила этого первобытного мира, Майк должен напоминать ему о морали и человеческих чувствах. Увы, это не работает. Майк в романе показан как абсолютно отрицательный персонаж. Все его действия идут вразрез со здравым смыслом. Все его реплики сводятся к воплям обиженного ребёнка и очень быстро перестают восприниматься всерьёз, ни о какой возможности поразмыслить над его словами речи не идёт. Потому что его слова так же лишены смысла, как и действия. Этот персонаж вообще не особо нужен в романе, он просто служит палкой в колесе, препятствием на пути главного героя, которое не даёт тому быстро подняться до самых высот и постоянно нарушает все его планы. Язон, не смотря на все свои достоинства, не может избавиться от этого препятствия, потому что... потому. Потому что автор так решил. Честно, никакого логического объяснения этому нет, как и действиям Майка. Логичным могла бы быть привязанность Язона к Майку как к единственному гостю из космоса (как и он сам), единственному соплеменнику, такому же развитому и грамотному. Может быть, как к человеку, чья философия действительно напоминала бы ему о том, что он не родился на этой варварской планете. Но, нет. Майк по своему интеллектуальному развитию находится в самом низу пищевой цепи, уступая даже животным (те хотя бы полагаются на свои инстинкты самосохранения). А его философия не стоит выеденного яйца.

Если же отбросить все идейные соображения, то роман действительно неплох. Он наполнен действием, персонажи постоянно попадают в какие-то передряги и Язону приходится из них выпутываться. Персонажи получились плоскими, но на фоне не прекращающихся приключений этому не придаёшь такого значения, пока не начинаются диалоги о этике. Я могу порекомендовать роман тем, кому нужна лёгкая приключенческая фантастика на один вечерок, которую можно прочесть и забыть. Но не буду рекомендовать его тем, кто ожидает увидеть продолжение или развитие идей «Неукротимой планеты». Увы, никакой связи тут нет.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гарри Гаррисон как то сказал: «Я хотел бы, чтобы мои читатели отдыхали, расслаблялись и получали удовольствие».

И действительно, «отдых» начинаестя уже с первых страниц, и бежит с такой скоростью что не возможно оторваться от книги. За время прочтения «Специалиста по Этике» успеваешь провонятся грязными шкурами, неразбавленным бензином, испачкаться мазутой и грязью, но роман летит и ты вместе с ним :). Этот роман на мой взгляд ни капли не уступает первому роману, так же «задаёт тон» и держит до самого конца. Но это проблема большинства Гаррисоновских романов, только начал «отдыхать» а роман уже закончился :), прочитал его за один раз. Ещё было интересно следить за полемикой Язона и Майка, от души посмеялся, напомнило Бунша с Милославским из известного кинофильма. В общем достойное продолжение «Неукротимой планете».

Ну а для дижестива: есть небольшой комикс по этому роману в журнале «ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 6», 1990 г.» было интересно просмотреть после прочтения, поищите.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала скажу сразу, что очень люблю Гаррисона, и где-то в середине романа думал, что поставлю субъективно завышенную оценку. Но тем не менее после прочтения всё таки смог себя перебороть, и выставил то, что сие творение (ИМХО естесно) по-настоящему заслуживает. Во-первых, если сравнивать с первой книгой цикла(а нужно ли было называть это циклом поговорим позже:glasses:), то автор точно знал, чего хочет: раннее творчество, нежелание пока затрагивать какие-то высокие материи(хотя идея заложена), вот и вышел крепкий нф боевичёк. Но после Гаррисон видимо нацелился как на серьёзные тематики, так и на стёб(оба направления позже успешно реализовав), в результате чего судя по всему не смог до кона определится, как же писать Специалиста, поэтому стиль меняется чуть ли не каждые 100 страниц.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, вначале герой швыряет книгой в приборную панель и звездолёт терпит крушение на неизвестной планете и уже внизу попадает в рабство, освобождается от рабства, заставляет СВОИХ рабов собирать корешки. Дальше уже идут мысли о трагедии загнивающего человеческого общества, попытках спастись в условиях технологического регресса и феодализма. После чего снова бешеный стёб: герой веселится, создавая какие-то культы науки и режа глотки направо и налево. В конце снова серьёзный покер-фэйс и трагическая развязка

Во-вторых, герои. Образ Майка настолько доведён до абсурда и карикатурен, что даже в «серьёзных» частях романа воспринимать невозможно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и единственная мысль после его смерти- «ура», и это не потому, что он вызывал антипатию, а потому, что уже точно известно о его отсутствии в остальных романах.

Теперь киньте в меня камень, если главным героя сделали Язона не только для того, чтобы пиарить книгу, как «Новые приключения полюбившегося героя». Ведь связи с Неукротимой планетой практически нет. И почему не задействована неплохая идея игрока-телепата(и в первой то части весьма аморфная). Ведь тему можно было раскрыть ого-го. Из скольких бы ситуаций выкрутился бы ГГ... Вместо этого нам подсовывают стандартного космодесантника, перечитавшего «Сделай сам» Автор иногда вспоминает о том, что что-то такое было и это выливается в фразы ГГ типа «ведь я игрок»; «мне, как игроку»... и всё:insane:.

Не могу также не отметить, что Специалист по этики побил мой личный рекорд по кол-ву жесточайших ляпов и нестыковок(не связанных даже с космосом, чем грешит большинство нф 60-ых)

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга, перечитана раз пять, наверное.

Очень тонкий юмор, многие фразы вспоминаются и сейчас — «верущие крутили ручку прибора, раздавая хвалу «Слава Хертругу, Слава!» и одновременно отправляя сигналы «СОС» в космос», «Прибор испытали на пленном и он с готовностью расскзаал все то, о чем даже не подозревал». Интересный квест-прохождения Язоном пути из пленных в визири планетарного деспота. Бонусом идет изобретательство и починительство приборов в стиле инженера Сайруса Смита из «Таинственного острова» Верна. Персонаж моралиста прописан шедеврально — его хотелось задушить собственными руками, не знаю, как Язон протащился с ним через всю книгу.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман из трилогии «Мир Смерти». В нём Язон оказывается на планете, общество на которой скатилось в рабовладельческий строй.

Есть мнение, что если современный человек перенесётся в далёкое прошлое, то он мало чем сможет удивить древних людей. Если у нас не будет современных технологий, и мы не сумеем их создать с нуля, то мы не сможем доказать людям из прошлого, что мы могли этими технологиями пользоваться. Мало кто знает, как построить радиопередатчик, двигатель внутреннего сгорания, механические часы, как плавить металлы, делать лекарства или порох и так далее, не говоря уже о более сложных вещах. Мы живём в мире высоких технологий, но плохо представляем, как они работают, зависим от них и не знаем, как проживём, если у нас их не будет.

Язон же был всесторонне развитой личностью и сумел воспользоваться своими знаниями, чтобы облегчить своё существование в диком отсталом обществе и фактически стал прогрессором этой безымянной планеты, дав ей шанс для нового развития.

В романе остросюжетные приключения Язона дин Альта обильно разбавлены диалогами и спорами Язона и его недоброжелателя Майкаха о морали, этике, правде, добре и зле, а также подробными техническими описаниями тех устройств и машин, которые создаёт Язон, раскрывшийся здесь в роли инженера.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Этический инженер» это ярчайший пример слепого фанатизма, плавно перерастающего в идиотизм и полную узкость взглядов. Сколько бы Язон ни бился над Майком Сэймноном, пытаясь доказать ограниченность его взглядов, Язона постоянно ожидал очередной провал. Казалось бы и ладно, черт с ним, просто очередной дурачок, которого надо оберегать. Но Гаррисон отлично показывает к каким тяжелым последствиям это может привести.

Отличный роман. Читается взахлеб не давая ни минуты скуки. А юмор автора в очередной раз на высоте — смеешься без умолку. В итоге понравилось даже больше «Неукротимой планеты», а это дорого стоит, учитывая что та является шедевром!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простенький незатейливый прямолинейный роман без глубокой психологии. При всей эрудиции Язон частенько поступает как наивный мальчишка. Почему-то, попав в аварию на неизвестной планете, он не переживает, не думает о том, что на Пирре его могут хватиться, а тотчас же принимает правила игры, как какой-то дурачок-адаптант. Мне такое не близко. Слишком поверхностно и ПОЗИТИВНО.

Его гениальность и стремительность в изобретении едва ли не всего каталога «Эльдорадо» — совсем неправдоподобно.

Диалоги Язона с Майком обещали быть интересными, вот только второй подкачал своей гипертрофированностью, отчего их общение, призванное показать диаметральность позиций, напоминали перебранку старой супружеской пары.

Уровень лояльности, непоколебимости, адаптированности и надежды ГГ зашкаливает.

При всей своей динамике, при всей концентрированной движухе — очень и очень скучно.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я прочел этот роман впервые, я был разочарован.

Потому что ждал продолжения Неукротимой планеты. А его здесь нет.

Но когда я стал воспринимать эту книгу по абсолютной величине, по мере накопления жизненного опыта стал ценить ее все больше и больше.

Да, это не шедевр.

Но это — блестящая иллюстрация идиотизма либеральных «вечных ценностей».

Нет таких ценностей, как нет и физических законов, работающих всегда и везде.

Глупо на вершине Эвереста рассчитывать, что вода закипит при 100оС. Но не менее глупо человеку в рабовладельческом обществе действовать, исходя из морального кодекса протестантизма.

Именно эту дурь пытались и пытаются вложить в нашу голову творческая интеллигенция перестроечного разлива, оценивая Ивана Грозного и Сталина по шкале не их современников, а далеких потомков. Именно такие люди, как Сэймон, на Эхе Москвы обсуждают преимущества сдачи Ленинграда (если бы она состоялась) и недостатки пакта Молотова-Риббентропа.

Хочется надеяться, что Язонов дин Альтов (а лучше в данном случае — Мет) в нашей стране будет всегда существенно больше.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх