FantLab ru

Гарри Гаррисон «Конные варвары»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
3553
Моя оценка:
-

подробнее

Конные варвары

Deathworld 3

Другие названия: Мир смерти III; Мир смерти; The Horse Barbarians; Deathworld Three

Роман, год; цикл «Мир Смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 195
Аннотация:

И вот Язон динАльт вновь ввязывается в очередную авантюру. Компанией «Джон Компани» найдена планета, богатая залежами урана, по иронии судьбы названная «каким-то молокососом из первопоселенцев» — Счастье. Но как выяснилось, она более смертоносна, чем Пирр. Ее населяют конные варвары — люди, тысячелетиями воспитывавшиеся для нападений, убийств и разрушений безо всякой мысли о последствиях. Язон решает дать своим друзьям пиррянам вторую, богатую на ископаемые и опасности родину.

Примечание:

Первая публикация: журнал «Analog Science Fiction», Vol. LXXX, No. 6; Vol. LXXXI, No. 1-2; февраль-май 1968 г. (под названием «The Horse Barbarians»).


Входит в:

— журнал «Кентавр», № 7», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Конные варвары
1990 г.
Мир смерти
1990 г.
Конные варвары
1991 г.
Мир Смерти 3
1991 г.
Мир смерти. Книга 2
1991 г.
Мир Смерти. Специалист по этике
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 1
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Смертоносные миры
1991 г.
Смертоносный мир
1991 г.
Конные варвары
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Смертоносный мир
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл
1993 г.
Смертоносные миры
1993 г.
Мир смерти
1996 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Неукротимая планета
2001 г.
Конные варвары
2003 г.
Неукротимая планета
2003 г.
Мир смерти
2005 г.
Мир Смерти
2007 г.
Неукротимая планета
2008 г.
Мир смерти
2014 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2016 г.
Мир смерти
2018 г.

Периодика:

Кентавр № 7
1993 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая классику космической фантастики от Гарри Гаррисона, я лишь на третьей книге его цикла “Мир смерти” подумал о том, сколько удивительным и вместе с тем закономерным является тот факт, что первобытные общества, кочевые племена, миры с развитием технологий 19-го века и так далее и так далее, выглядят как нечто само собой разумеющееся. Вместе с тем ведь были прочитаны уже и братья Стругацкие, и Азимов, и Вэнс. И все равно мысль об этом присшла только сейчас… Разве это не удивительно? В рамках космической фантастики Гарри Гаррисон, как и перечисленные выше творцы, умудряется обозреть бытность людей будущего, далекого-далекого прошлого (чуть ли не первобытного строя) и кочевых племён Западной Азии 12-го века. И это всё кажется не то что вразумительным, а чем-то вполне естественным… Это необыкновенно здорово и в должной степени даёт осознать величину того самого космоса, который имеет место быть в каждой книге цикла и, соответственно, жанра.

В книге “Конный варвар” Гаррисон не рассуждает на тему определённого людского порока, который являет под собой иррациональный базис. Автор думает о пороке личности. Он являет сильный народ под предводительством сильного лидера, после чего низвергает этот народ в пучины враждебной для него цивилизованной и спокойной жизни. То есть Гаррисон как бы говорит читателю, что даже путь, который проделал человек от себя былого к себе настоящему, это ни что иное, как единственно верный путь, ведущий к мирному сосуществованию. Если человек не отринет от себя стремления сражаться ради аморфных целей, которые он будет сам выстраивать и за них же вполне реально сражаться, убивая и стирая с лица Земли, то в конечном итоге он и сам будет низвергнут в пучину забвения, как то было с Темучином. Это в некоторой степени раскрывает ценность личности на лике всего человечества. Когда желания и цели одного индивида правят всей историей. Подобное наше поколение, как и поколение Гаррисона, собственно, видит ежедневно на мировой политической арене и потому, мне кажется, автор и писал этот текст – таковой комментарий, основанный на реальной истории нашей Земли. Не стоит забывать и о времени, когда была написана книга – 1968-ой год. Год, когда холодная война была темой животрепещущей и крайней важной. И потому в творческом порыве автор просил удержаться от иррациональных идей борьбы и завоевания и отдаться мирной культуре с ее благами, дабы не пасть, как то было с некоторыми героями этого романа.

“Конные варвары” – отличный итог. Он нисходит с пьедестала осознания народа, общества, к осознанию личности, под которым находится это общество. Лично я не знаю, о чём ещё можно сказать в рамках темы противостояния человека своим порокам, которые мешают ему эволюционировать то в моральном, то в рациональном, то в технологическом плане. И судя по тому, что данная трилогия является основной (Гаррисон далее писал либо рассказы, либо произведения в соавторстве), сам автор также не нашёл, о чём ещё более дельном “поговорить” с читателем. И, как мне кажется, не надо. Ведь “Конные варвары” вместе с этим прекрасно завершают линию главного героя – Язона динАльта. В прошлой рецензии я упоминал тематический мостик, проведенный к данному произведению от второй книги. Этот мостик имеет место быть в отношениях Меты и Язона, и здесь он, протянутый через всю трилогию красной линией, имеет своё логическое, пусть и утрированно позитивное завершение. Но в этом, мне кажется, и содержится главная философская идея Гаррисона, сродни той, что я видел у Геммела: в финале все всегда придет к наилучшему итогу.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал, нет-нет да всплывало сравнение с предыдущим романом из цикла, со «Специалистом по этике». И там и там дикий варварский мир заселенный людьми, забывшими все достижения космической эры, да и вообще цивилизации. И тут и там нашим героям предстоит изменить этот мир (по сути, это романы о вынужденном «прогрессорстве»), а сделать это очень и очень непросто (и, кстати, и тут и там это происходит с большой кровью, хоть и необходимой как меньшее из зол).

Время от времени возникала даже мысль, что «Конные варвары» это не столько продолжение «Специалиста по этике» сколько его вариант. Начинается он в принципе там, где и закончился «Мир смерти» и даже начало его – Язон нанимает корабль, чтобы отправить пиррян в их новый и столь же опасный дом – это то, что он и обещал в первом романе. Да и события «Специалиста…» он вроде бы не игнорирует, но, в каком-то смысле, игнорирует его опыт. В «Специалисте…» Язон изменяет мир, объединив (вернее сделав этому весомый задел), собрав его под руководство одного человека. Здесь же он, наоборот, пытается изнутри разрушить власть правителя, собравшего под своими знамёнами большую часть племён, а оказывается, в конце концов, что под предводительством одного человека мир поменять легче – и как это предыдущий опыт его не научил?

Но, так или иначе, даже при наличии похожих моментов (я бы даже сказал, похожих планет и проблем) эти романы разные в каком-то своём настроении. «Специалист по этике» вещь абсолютно приключенческая, эдакая лёгкая, летучая хоть и не лишённая смысла. Здесь же, как мне кажется, нечто такое густое, мясистое. Само повествование более напряжённое и даже не лишено неприятных моментов типа убийства детей и женщин. Да и герой наш время от времени оказывается в таких ситуациях, в которых за жизнь его действительно начинаешь переживать – и, на самом деле, даже частенько это происходило, и это «держало» очень здорово! А вообще, все это напоминало крепко сбитое героическое фэнтези, такое вот от мастеров жанра, я даже почувствовал, что на самом деле скучаю по чему-то подобному... Да, конечно, такого вот ярко выделенного (может даже слишком нарочито выделенного) смысла как показать всю глупость слепого следования за книжными идеалами тут нет, но зато нам показали, что война это тоже катализатор к изменению цивилизаций, и победители иногда перенимают образ жизни у побежденных сильнее, чем побежденные у победителей. Хотя в данном конкретном случае мне кажется сомнительным, чтобы такие упертые и безбашенные войны как конные туземцы Счастья так быстро привыкли к роскоши – уж они бы, сотни лет до этого слепо следующие табу, скорее разрушили бы города, чем стали бы их оборонять от повстанцев – это ведь даже легче, чем не считаясь с потерями и логикой пытаться уничтожить космические корабли! Но литература, как известно, допускает некоторые вольности, ради донесения идей. Зато всё очень доходчиво и наглядно показано…

Кстати, что послужило вдохновением для создания расы конных варваров тоже видно невооружённым взглядом (Темучин? Серьезно? А что-нибудь менее узнаваемое можно было придумать? – хотя, к чести сказать, предводитель варваров вышел колоритным и очень запоминающимся персонажем). Да и, кстати, робот-библиотека весь роман висел как то ружье из знаменитого выражения о театре – как, только, он появился, я так и ждал, когда же оно выстрелит, вот и пальнуло в конце, и, как я и думал, пулей, решившей все…

Однако вышесказанное не отменят того, что роман понравился – крепкий, добротный, с приключениями, в которых за героев действительно переживаешь, ну и не лишенный определенного смысла всё-таки.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы и роман насыщен на события, а запомнилось только кое-что из последнего. А именно: «Мне кажется, нам очень не хватает нежности — и мне, и тебе, и всей нашей пиррянской компании. По сути дела, нам нужно не так уж много — капельку человеческого тепла, и тогда мы сможем выжить». Посыл перекликается с лемовским «Солярисом».

Также понравилась игра слов и характеристика победы Темучина как «пиррова».

Но, увы, в остальном же роман ничем и не примечателен. Та же наивность, та же странная мотивация, необоснованная самоотдача во многих моментах, радикальность тут прыгает и зашкаливает в иные моменты. По идее, это повествование о вожде кланов. Очень похожа история на историю братьев Гроссбарт. Там тоже все понятно от начала и до конца. Но слишком уж перекручены оказались нравы кочевников.

Получше второй части, но не выше первой.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть цикла начинается ровно с того момента, где заканчивается первая. Главный герой, как и обещал, приобретает звездолёт, собирает отряд пиррян-добровольцев, и отправляется на поиски планет, пригодных для жизни. Именно такой планетой оказывается Счастье — своим темпом медленно развивающийся мир, в котором преобладают кочевой образ жизни и варварские устои, а развитие промышленности и торговли находится в зачаточном состоянии и, в основном, на труднодоступных для кочевников территориях.

Признаться честно, в этот раз выстроить логичную цепь событий автору совершенно не удалось. Едва главный герой покинул космический корабль и ступил на землю, как тут же был оглушён, схвачен и доставлен в лагерь кочевников. Чем в это время занимались пирряне, которые высадились вместе с ним? За всю книгу читателю так и не дадут ответа на этот вопрос. В свою очередь, главный герой регулярно будет подобным хитрым образом телепортироваться по планете и всегда оказываться в нужном месте в нужное время, где бы это место не находилось. Из-за этого не получается, не складывается, стойкая картина мира.

Сам факт присутствия в произведении пиррян меня порадовал. Но вот автору было сложно придумать им место на этой планете. Какие-то там «рудники» упоминаются как что-то нематериальное и не особо важное. По сути, они являются просто очень слабым оправданием для перелёта пиррян. Из-за того, что пирряне в плане боевых навыков и физических способностей не имеют себе равных, а также обладают крайне эффективным высокотехнологичным оружием, ситуация лишь усложнилась. По логике вещей, пирряне легко могли уничтожить кочевников с их копьями и луками (тем более, у них есть вооружённый до зубов звездолёт, который стал решающим фактором в конце первой книги). Пирряне могли уничтожить любую армию и заставить выживших жить в страхе и не соваться к ним. Но автора такой ход не устраивает, поэтому пирряне подстраиваются и изгибаются под сюжет книги. То и дело они вдруг становятся слабыми простыми людьми, не способными справиться с вражескими воисками, а в другой момент былая сила к ним возвращается и они поворачивают исход битвы без потерь.

Совсем другое дело — Язон. В то время как на Пирре он был самым слабым и в бою лишь мешался под ногами, здесь он предстаёт в совершенно ином свете. Почти всю книгу он действует в одиночку, демонстрируя фантастические навыки во всех возможных сферах. В бою ему нет равных; самое лучшее оружие он изготавливает сам: куёт ножи из адамантия и создаёт гранаты, способные обрушить каменную стену; великолепный альпинист, стратег, шпион, поэт и многое другое. Всё внимание в романе приковано к нему, а все прочие персонажи отходят на задний план. Но если в «Неукротимой планете» это казалось логичным — пирряне занимаются тем, что умеют лучше всего, — войной, а Язон тем временем ищет информацию и придумывает план, как изменить ход событий — работает головой. То здесь Язону не нужны помощники, он хорош абсолютно во всём и преград для него нет.

Подобные идеи наблюдались ещё во второй книге, но не бросались в глаза так сильно по той простой причине, что вторая книга читалась очень легко и быстро — это было бодрое приключение, где действие не останавливалось ни на минуту. А кроме того, Язон там был один и не на кого было положиться. Но в третьей книге всё существенно меняется. Книга кажется затянутой, действие развивается медленно. План Язона одновременно прост и примитивен, но вместе с тем смысл некоторых действий в этом плане совершенно не понятен. Зачем было помогать Темучину устраивать геноцид, зачем учить безжалостного и кровожадного завоевателя новым способам и орудиям войны? Я уверен, что можно было найти гораздо более простые и разумные способы влиться в строй кочевников и доказать своё место в нём.

В общем и целом, получился достаточно средний приключенческий роман с приличной долей боевых действий, войн и их последствий. Неровный, простоватый, но не вызывающий отторжения. Я одновременно рад, что цикл закончен и Язона наконец оставили в покое. Не будут больше его мучить и придумывать, в какую бы ещё историю его вляпать. И одновременно несколько разочарован тем, как именно всё закончилось. Надеюсь, в дальнейших произведениях автора увидеть лишь эволюцию его писательских навыков. Ну а этот роман, на мой взгляд, стоит прочесть тем, кто хочет узнать, чем же закончится ситуация с пиррянами. В остальном же его чтение не обязательно.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А тут градус интереса все-таки снизился. На этот раз Язон попадает на планету, на которой живут племена завоевателей (что-то типа монголов, с одним ярко выраженным лидером, которым движет идея безграничной власти). В плане сюжета Гарриссон выдает все ту же приключенческую фантастику, которая читается взахлеб, но...

В первой книге Язон хотел помирить две противоборствующие стороны, он хотел мира во всем мире. И у него вроде как получилось. Во второй книге ему пришлось выживать в суровых условиях рабовладельческого строя, поэтому приходилось одним помогать, а других калечить. В третьей же книге Язон просто хотел переселить пиррян на другую планету. Почему-то из всех планет он выбрал ту, на которой никто их не ждет, т.к. жители этой планеты не хотят, чтобы кто-то из пришельцев мешал им жить. Что логично, неправда ли?

Сюжет книги мне очень напомнил мне завоевания Мексики Кортесом. Да, со стороны европейцев кое-что было сущим варварством, но таков был строй цивилизации. Люди жили по своим законам много столетий, и откуда европейцам знать, что есть правильные устои, а что неправильные? И назвав что-то неправильным, что лучше всего сделать? Правильно, истребить. Язону не нравится, как живут жители планеты Счастье, поэтому надо им подсказать, как надо жить правильно. Сначала надо помочь самому сильному вождю истреблять другие племена, а потом захватить власть и основать новую империю.

Ну так...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лютый бред. Завязка: конница нападает на звездолет. Не, ну давайте применим обычный типовой приём «попаданцев» — посреди степи стоит танк. Пусть Т-34 даже. Ничего не делает, просто стоит. И? Конница затопчет его копытами? Закопает лопатками за пару дней работы? А тут на секундочку — звездолет. Ладно, С точки зрения обычной тактики и полевого Устава — ок, караульные тупые, не умеют пользоваться ни личным оружием, ни ПНВ, минными заграждениями, боевое охранение — нет, не слышали, и далее все в том же раскладе.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга из цикла «Мир Смерти». Следуют «Конные варвары» за произведением «Специалист по этике». Роман лучше предыдущего, хотя б тем, что автор снова ввел, полюбившихся читателю, пиррян. Однако до «Неукротимой планеты» книга все же не дотянула.

Мне остались не понятны некоторые моменты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

* Согласно книге, пирряне самая сильная нация во всей галактике, не справляется с нападением варваров с примитивным оружием. Что очень странно.

*Далее Язон решает внедрится в племена дикарей, дабы в последующем избежать многочисленных жертв и не быть свидетелем геноцида. При этом, успешно стравливает племена между собой, втягивает их в войну, где одно племя полностью истребляет другое. В последствии всех этих действий, нецивилизованные варвары уходят с долины и занимают оккупированную территорию врагов. Чем это не геноцид по отношению к людям из низин, не ясно.

Как то эти факты не стыкуются в моей голове и впечатление двоякое.

С одной стороны динамичный сюжет, красиво описанные сцены, яркие персонажи и пирряне нашли наконец себе дом.

С другой стороны, грубые несостыковки в сюжете портят и перечеркивают сложившийся позитивный настрой.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С литературной точки зрения написано безукоризненно. Тот редкий случай, когда мне приходится несколько снизить свою оценку не из-за литературных недостатков, а из-за действий персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Менять историю целого человечества на отдельно взятой планете ( да еще и таким образом ), чтобы пирряне имели возможность там поселиться, добывая руду? Как-то из оперы «атомной бомбой по тараканам в детском саду». Пирряне вполне могли бы занять нужное плато и защищать его от набегов кочевников — заодно и по родной флоре-фауне скучать не пришлось бы. Через некоторое время, кочевники прониклись бы к новоявленным рудокопам невольным уважением. Нет, понятно, что автор хотел донести некоторые идеи и небезынтересные. Но необходимость такого «прогрессорства» в романе далеко не очевидна.

Но прочитать стоит. Желательно, после «Неукротимой Планеты» и «Специалиста по Этике».

Оценка: 8
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь,кто хочет посмеяться над «Варварами» читайте перевод (простите не помню фамилии)в Зарубежной фантастики «ЭЯ».ОБХАХОЧЕТЕСЬ с первых же страниц.Возможно ещё и набор был такой.Но это просто неподражаемо:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он опустил свой кожанный конец.Или,люди перевязывая раны друг другу на вопрос
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-А что тут произошло?,отвечают,что их застали врасплох.При этом сотни и тысячи убитых на поле брани.

Или:

-В нас кидали комья горящей травы.В темноте их небыло видно.

И ещё множество и больше подобных ляпов по всему произведению.Сам Гаррисон тоже не лыком шит и пытаеться стряпать некий драйв,но выходит очень топорно.Короче,второсорт

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась.

В ней больше смысла и идей чем в предыдущей части, сюжет развивается очень динамично.

Понравилось описание кочевников : у них есть харизма, воля, то как их глава добивается своих целей (одному ему ведомых). Хорошо что автор снова ввел пиррян в книгу, включая Керка, очень они самобытно смотрятся. Язон тоже очень великолепен, прекрасно наблюдать за его поступками, за тем как он анализирует и пытается подстроиться под каждую ситуацию и проблему, а также как он их впоследствии решает.

Финал хорош, особенно диалог ГГ с Темучином, заставляет задуматься.. Хотя в целом книга не философская)

В целом роман Гарриссону удался: читается интересно и легко.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это третья книга в цикле «Мир Смерти». По сути, это завершение серии, так как Язон динАльт нашел для пиррян новую Родину. Пирр представлял собой планету, которая боролась за право на существование, без людей и на своих условиях. Планета Счастье, которую Язон предлагает для нового места жительства, также не хочет видеть на своей земле чужаков, но только борется руками местных племен варваров.

Наша история знает несколько примеров насильственной колонизации. Коренные народы Латинской Америки и Африки, Дальнего Севера, были практически полностью уничтожены пришельцами, которые под благовидным предлогом помощи, пришли изменять жизнь дикарей. Гарри Гаррисон пытается разобраться, нужна ли подобная помощь местным жителям? Автор идет по очень тонкой грани, в чем-то он поддерживает своих героев, дает им право вершить судьбы тысяч людей. Конечно, вполне можно допустить, что Язон и его друзья с Пирра хотят наладить промышленное производство по добыче полезных ископаемых, чтобы именно коренные жители могли зарабатывать и пользоваться благами цивилизации. Только не стоит забывать, что все подобные дороги выстланы кровью и смертями несогласных, которых легко можно уничтожить в угоду собственным целям.

В целом, это прекрасный образец приключенческой фантастики. Многие элементы Гаррисон взял из нашей истории о племенах кочевников, да и имя вождя о многом говорит. Во многом, этот роман пересекается с первой книгой серии. Это постоянная борьба за выживание, жестокие битвы и сражения. Наверное, именно роман можно назвать самым грустным, потому что и Язон, и его друзья совершают массу поступков, которые неизвестно к каким последствиям приведут в будущем.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающая книга на популярную ныне тему. Главному герою, как «жуку в муравейнике», приходится применять свои знания о технологиях, чтобы выжить в суровом мире среди варваров. Книга читается с большим интересом и относится к разряду приключенческой литературы. По жанру произведение Гарри Гаррисона можно отнести к «стоун-панку». Почему же «стоун-панку»? Действие разворачивается на планете, заселенной дикими племенами, которые еще не освоили земледелие, а способны только изготавливать примитивное оружие и совершать набеги на своих «конях», напоминающих доисторических монстров.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе Гарри Гаррисон очень остроумно и со знанием дела использовал различные историософские концепции. По сути дела, это толковый реферат по работам Тойнби и Рассела, оформленный в авантюрный роман в условных НФ-декорациях. Прекрасный темп, отличное чувство юмора, яркий интеллектуальный фон.

Обычно в продолжениях всё больше авантюрных приключений — бешеных погонь, стрельбы и поцелуев, а с оригинальными идеями плоховато. То есть, обычно в сиквелах эксплуатируется антураж оригинального романа. А тут — приятная неожиданность! — Гарри Гаррисон эксплуатирует именно интеллектуальную концепцию «инженера по этике», меняющего ход истории не при помощи харизматического индивидуализма, а посредством осознанного воздействия на культуру.

Очень, очень интеллигентный роман.

У «Конных варваров» только один небольшой недостаток: не следовало великого степного героя называть Темучин. Это слишком явная подсказка читателю.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий трилогию про Язона динАльта роман. Не менее интересный, чем предыдущие.

Имеется кочевая культура типа монгольской на планете, где много полезных ископатмых. Но поставить шахты кочевники не дают, у них табу. И вот Язону приходится напрячь всю свою изворотливость, чтобы добиться от местных разрешения на строительство шахт. При этом Язон постоянно спотыкается, падает, находится на волосок от смерти, но не сдается.

Хороший приключенческий роман

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий роман цикла «Мир смерти» переносит читателя на ещё один отброшенный назад мир. На планету «Счастье» прибывает хорошо вооружённая геологоразведочная экспедиция, для организации добычи урана, которым так богата местная земля. Но она терпит крах. Потомки древних колонистов, живущие подобно кочевникам древних времён, громят лагерь и его прекрасно обученную и вооружённую охрану Об этому случае узнаёт Язон Динальт, которому нужно подыскать новый дом для пиррян, так и не сумевших побороть агрессию к своему миру.

Во многом этот роман похож на предыдущую книгу цикла «Специалиста...». Перед читателем вновь открывается мир с суровыми условиями, жители которого оказались отброшены назад в своём развитии на тысячелетия. Главному герою опять предстоит жить в окружении враждебно настроенных людей и изучать их культуру для достижения своих целей. Только на этот раз избавлен от религиозного фанатика. Компанию Язону составляют знакомые по «Неукратимой планете» Керк и Мета, а так же космический корабль со всем необходимым на борту.

Впрочем, и задача на порядок сложней. Одно дело обвести вокруг пальца алчного князька и хорошо при нём устроится, и совсем другое перестроить социальный строй людей, которые, в силу бушевавшей некогда жестокой войны, ненавидят оседлый образ жизни уничтожают всё, что о нём напоминает. Конечно образ кочевников далёк от реальности. Они не жили только войной. Обладали сложной культурой и социальной структурой, развитым ремеслом... всего и не перечислить. Да, кочевники были жестоки, но люди ведущие оседлый образ жизни. если и уступают им в этом, то не намного. Исторические хроники просто пестрят описаниями случаев жестокости жителей городов и деревень по отношению к врагу. Однако Гаррисон не учёный, да и среднестатистический читатель думает, что кочевой образ жизни предполагает постоянную войну. Поэтому сей недостаток можно смело простить роману.

Безусловно, заслуживает внимание главный антагонист пиррян Темучин. Названный автором в честь основателя монгольской империи (Чингизхан только титул), он бескомпромиссный и сильный лидер. Военный гений и честолюбивый правитель, мечтающий покорить весь мир. Темучин готов лично возглавить самое опасное мероприятие, спуститься в бездну и вступить в бой с врагом.

Линия сюжета несёт читателя к финалу с неудержимостью паровоза, но на этом пути героев подстерегают многочисленные ловушки и опасности. Ни одно доброе дело не останется безнаказанным. Проблемы будут решены, пускай и не самым обычным образом, а грубая сила покажет, что иногда может быть не хуже знаний. Вообще третий роман цикла вобрал в себя всё лучшее, что было в двух предыдущих и избавился от их недостатков. К сожалению ощущается некоторая вторичность. Однако это произведение можно рекомендовать любой читательской аудитории ,а финал порадует как любителя хороших боевиков, так и восторженную почитательницу женских романов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх