FantLab ru

Гарри Гаррисон «Подвиньтесь! Подвиньтесь!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
561
Моя оценка:
-

подробнее

Подвиньтесь! Подвиньтесь!

Make Room! Make Room!

Другие названия: Дайте места!; Пространства! Пространства!

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

Близкое будущее. Нью-Йорк 1999 года. Тридцать пять миллионов жителей влачат жалкое существование, используя в качестве жилья все: заброшенные автомобили, корабли, станции метро, заводы и фабрики. Соя, чечевица и маргарин здесь являются основными продуктами питания, а питьевая вода — главным угощением. Нарушена экология, остановлено производство, иссякли природные ископаемые. Все говорит о приближающемся конце света. Что может спасти цивилизацию от страшной гибели? Только контроль за рождаемостью...

© sham

Награды и премии:


лауреат
Премия Жюля Верна (Швеция) / Jules Verne-priset, 1980 // (США; роман)

Экранизации:

«Зеленый Сойлент» / «Soylent Green» 1973, США, реж: Ричард Флайшер



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Фантастическая сага
2020 г.

Издания:

Тревожные колокола
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 6
1993 г.
Плененная Вселенная
1998 г.
Плененная Вселенная
1999 г.
К звездам!
2005 г.
Плененная Вселенная
2008 г.
Плененная Вселенная
2009 г.
Подвиньтесь! Подвиньтесь!
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С Гаррисона началось мое увлечение научной фантастикой. И книг конкретно этого писателя я прочел довольно много. Но с годам выяснилось, что свою мировую писательскую популярность Гаррисон стяжал вовсе не за те книги, которые числятся у меня в любимчиках. Так состоялось мое знакомство с той частью Гаррисона, с которой знакомы все остальные, но не я. Итак, что за антиутопию мы имеем?

Год написания книги — 1966. А время действия — 1999. Читая текст легко можно заметить, что автор описывает будущее (для нас уже прошлое), которое за 33 года изрядно деградировало относительно момента написания книги. Именно так. Книжный мир деградировал именно относительно 1966 года куда-то к началу века. А местами и дальше. В тексте полно всевозможных описаний ветхости и обшарпанности, которые дают понять: красотой тут больше не интересуются, вопрос выживания заботит людей больше. Такси стали велорикшами. В гужевой транспорт запрягают не лошадей, а двуногих. Сам текст — сплошное описание. Либо бытовых обстоятельств, либо переживаний героев. И это действительно описание состояний ума, а не приключения ума. Мир замер в своем плачевном состоянии. Действий как таковых в нем нет. Не считать же примитивную детективную историю за стержень романа? Впрочем, она годится для того, чтобы подчеркнуть примитивность всего мира, нарисованного автором.

Будущее вышло действительно странным. Во всю ширь развернулось такая напасть, как энергетический кризис, который явился следствием перенаселенности. Все, наверное, неоднократно слышали прогнозы про то, как начнет пучить нашу планету при сохранении существующих темпов роста чего-нибудь. На деле «сохранения существующих темпов роста» мы не имеем, а то бы давно утонули в конском навозе, как это пророчил аж сам Менделеев. Но у нас все-таки фантастическая литература. Поэтому вполне можно пофантазировать о том, что «сохранение темпов роста» есть и понаблюдать, что бы из этого могло получиться.

В романе реально описывается фантастическая ситуация: перенаселенность, которой нужно добиваться десятками лет, есть, но человеческая цивилизация не среагировала на это никак. В том смысле, что новых изобретений, поставленных на службу человечеству, в тексте замечено не было. И даже новых социальных отношений, которые тоже являются изобретениями, в романе нет (прежде всего — контроля рождаемости). Кроме этого фантастического допущения все остальное очень реалистично. Я бы даже сказал, что — натуралистично. Один из комментаторов написал, что ожидал, как ближе к концу книги люди начнут есть друг друга. Признаться, я поначалу ждал того же самого.

Роман вообще не про Окончательную Катастрофу, а про то, что даже в предельно плачевной ситуации падать еще есть куда. Окончательная Катастрофа будет еще долго маячить, но не наступит. Наступает двухтысячный год и выясняется, что даже Конца Света человечество не заслужило. Деградация будет продолжаться. Поломки будут случаться. Будут новые перебои с водой и продуктами. Власти продолжат тянуть с введением контроля рождаемости.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь как сообщают читателю в последнем абзаце, население США по прежнему прет вверх и несмотря на все описанные неприятности сокращаться не собирается. Что вполне может означать, что в романе описана никакая не катастрофа, а результат продуманной политики, проводимой неназванной группой интересов.

Ясно одно: если контролем рождаемости не будет заниматься человек, то тогда контролем рождаемости начнет заниматься сама природа. Мрачный мир, нарисованный писателем, вполне может дождаться каннибализма, которого не дождался читатель.

Где-то на середине книга напомнила другое произведение другого старого писателя-фантаста. Я про Клиффорда Саймака и роман «Зачем их звать обратно с небес?». Тоже мрачное обшарпанное будущее, созерцание которого совершенно не доставляет. Но даже в нем есть светлые и понятные вещи, которые не дают скатиться миру в окончательное уныние. Например, романтические отношения между мужчиной и женщиной. Гаррисон тоже использует этот источник света. Или по крайней мере пытается это делать.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Социальная антиутопия на тему перенаселения планеты Земля. Вроде бы простые вещи в сюжете (я бы даже сказал что фантастики по сути и нет здесь, всё достаточно прозаично), а читается на одном дыхании. Герои книги как настоящие, повороты сюжета и события как в жизни, социальная напряжённость гнетёт — во многих произведениях социальной фантастики этого не хватает для большей правдоподобности. Здесь же всё задевает за живое, очень сильная атмосфера обречённости в книге. Почти весь роман буквально ждал что вместо обсуждения законопроектов о контроле за рождаемостью люди начнут поедать друг друга в буквальном смысле или хотя бы часть населения пустят на консервы.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Длинномнение. Ну тема уж довольно любопытная.

До чего же приятно иногда перечитывать старую добрую качественно написанную фантастику... и даже порой вспоминать, что читал её ещё подростком. И написано сравнительно гуманно — ну есть убийство, но автор изобретает субпродукты и раздачу воды. А в современных пост-апах та точка, где уже съели всех собак — это момент, когда полиция будет сметена вот-вот, и только армия сможет защитить некоторые отдельные регионы (на что есть намёк), и начнётся мародёрство и дружба с крысами (ну, не все современные авторы так пишут, но всё же).

А ещё автор ставит вопрос, выдвинутый не каким-нибудь фиолетовым злодеем от Марвел, а самим Томасом Мальтусом. «Ресурсы конечны, а людей всё больше, и рано или поздно ресурсы исчерпаются...» А Мальтус был голова. В конце концов, средства контрацепции у нас теперь есть отчасти из-за него ) Так что не согласен я скорее с автором книги...

Во-первых, наш мир — мир изобилия и благодати. Мы уже научились снабжать население продовольством, отчасти благодаря НТР. И вот на земле уже живет больше 7 миллиардов человек... и да, кое-где положение аховое, но в большинстве стран — ну вполне жить можно, и даже комфортно. Не так беспросветно, как у автора.

И во-вторых... Перенаселение — отнюдь не первоочередная проблема человечества. Суждено ли нам найти свой конец от чьих-то глупых амбиций, от жадности? Неизвестно. От растущей идиотии и абсолютно тупых ошибок? Возможно... От ОМП, неизвестных вирусов, триффидов, [зомби] зачёркнуто, да хотя бы ближайшего ледникового периода из-за влияния на орбиту Земли? Да... не хотелось бы, а кто его знает... Но перенаселение? — нет, вот тут не согласен. Увы, численность человечества регулируется не только им самим, но и некоторыми форс-мажорными факторами (я не киношный злодей, и это совсем не кровожадная фраза).

Да, эти времена, когда обнажённая женщина ещё могла впечатлить читателя, а главгерой — остаться в полиции, в то время как любой современный герой не задумался бы ни на минуту. В этом есть какой-то поступок, не правда ли? В этом есть что-то от старой доброй фантастики.

P.S. В комментах Cerber21 и Нескорений нашли фамилию Кулозик. А я вот сразу обратил внимание на имя Соломон Кан... Я понимаю, что это только совпадение. Но какое же оно неожиданное ))

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конец тысячелетия, надо б подвести какие-то итоги и человечеству сделать определенные выводы. Автор рискнул предположить, что будет с людьми, которые неуёмно тратят запасы планеты, не предлагая взамен каких-то альтернативных решений. В итоге вышла очень мрачная антиутопия, где народ борется с последствиями безрассудного использования ресурсов. Неграмотная политика привела к катастрофическим последствиям, где единственным правильным решением, кажется контроль за рождаемостью. Правда, мне не понятно, как это поможет восстановить полезные ископаемые и вернуть питьевую воду из уже истощенных резервов. Так что, снизив численность населения, человечество быть может продлит свое существование на небольшой срок, но не предложив другой альтернативы, израсходовав все что можно, неминуемо погибнет.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Привык, что почти всегда у Гаррисона счастливый конец и главный герой побеждает. А здесь в конце такая печаль и грусть.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первый раз этот роман попал мне в руки лет двадцать назад. Тогда взахлёб читала о катастрофах, глобальных проблемах, мире будущего. Смерть, грязь, нищета, безнадёжность удовлетворяли мою нейронную неуклюжесть. И вот я вновь дохожу до строк «Торжественный звон церковных колоколов вырвался из репродукторов». Теперь на них наложится глас “Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…” Видимо, удар реальной жизнью получился достаточно сильным, «чтобы переключиться с конца света на собственные кишки». Кошмар поисков пищи, одежды, жилья... Оглядитесь вокруг. Не так гротескно, не жирными мазками, но то там, то тут, при желании, можно увидеть квош и как «Мамки пичкают своих детей крекерами и сладостями – тем, что подешевле»... Роман оставил в душе пучок чувств, и по-прежнему считаю его одним из лучших фантастических произведений.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая эпизоды романа про Билли Чуна, постоянно приходит на ум «Преступление и наказание» Достоевского. Также цепляется за сознание фамилия коллеги Энди Раша Стива Кулозика. Уж не родственник ли он того самого Яна Кулозика, главного героя цикла «К звёздам!»? В этом цикле тоже был показан упадок человеческой цивилизации (точнее упомянут) в начале 21 века. И решение С. Кулозика в конце романа сделать себе карьеру в государственных органах (силовые структуры) наводит на мысль, что мы имеем приквел к циклу «К звёздам!».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то я прочитала одну фразу, приведу ее в вольном пересказе: «Есть книги, которые цепляют тебя сюжетом и персонажами. Есть книги, которые цепляют литературным даром автора. И это нормально. И те, и эти заслуживают Вас. Но если вы нашли книгу, которая смогла вас заинтересовать с вышесказанных сторон одновременно, — держитесь ее. Это то, что вы искали.» Так вот, «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» — это не та книга :) По крайней мере, для меня. Давайте разбираться.

Начнем с литературного таланта. К Гаррисону я претензий не имею (боже упаси), читается легко, четко, в ритме с сюжетом. Все чинно и по делу, но особого кайфа нет. Со стороны сюжета тоже все хорошо. Основная идея доведена до конца, зарисовки антуража на 5 с жирным плюсом, персонажи показались довольно живыми.

Вот вроде бы все по схеме, все условия соблюдены. Но почему-то нет удовлетворения — «те же шарики, но радости никакой». Не осталось у меня послевкусия книги. Нет жалости к персонажам. Нет ужаса, который должен возникать при рисуемых картинах. Нет сочувствия. Нет злости. Да вообще ничего нет.

Я не могу поставить низкую оценку роману, потому что понимаю умом, что книга недурна. Но для меня сейчас появилась новая степень оценки между 7 и 9. И это не 8.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал от Гарри Гаррисона такой депрессивной, нуарной антиутопии. Поначалу может показаться романом в рассказах, пока основные сюжетные линии не начнут переплетаться.

Полицейский-неудачник, не имеющий даже возможности нормально заниматься своей работой и выгнать посторонних людей из собственной квартиры. Он ведёт расследование, результаты которому никому даже не интересны.

Шлюха-содержанка, безуспешно пытающаяся строить жалостливую мину в стиле:«Это жизнь такая!». Её ещё надолго хватило, когда из апартаментов она переселилась в коммуналку. Впрочем, она единственный из главных персонажей, кого ждал хоть какой-то хеппиэнд.

Молодой парень-китаец, совершивший вооружённый разбой, напавший на полицейского при исполнении и столкнувшийся с закономерными последствиями.

Антиутопичный мир 1999 года, задыхающийся от переселения, голодающий, нищающий и вообще бесконечно несчастный. Да, это полноценный четвёртый персонаж.

Сюжет увлекателен, но персонажи особого сочувствия не вызывают. Нового счастья в новом, 2000-ом году хочется пожелать только детективу-полицейскому Энди Рашу.

Минус — Гаррисон неубедительно изобразил конфликт противников и сторонников абортов. Его симпатии слишком сильно перекашивают в сторону абортов, а их противники изображены исключительно буйными идиотами и отвратительными, грязными свиньями с кучей невоспитанных отпрысков. Всё, чтобы вызвать у читателя желание применить аборты по отношению к ним.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы живем в тревожное время — глобальное потепление меняет климат, нефть может скоро закончиться, население старушки-Земли уже давно перевалило критическую отметку в семь миллиардов. Голоса людей обеспокоенных судьбой человечества звучали и продолжают звучать — перемены необходимы. К числу обеспокоенных нашей судьбой писателей и общественных деятелей можно смело отнести Г. Гаррисона, который в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» нарисовал яркую и пугающую картину мира, свидетелями которой мы вполне можем стать в реальности через двадцать, пятьдесят или сто лет.

На дворе 1999 год, для нас уже минувший, но для автора в момент написания романа — недалекое будущее. Население Нью-Йорка достигло 35 миллионов человек, людям не хватает воды, пищи, жилья, лекарств. Усугубляет положение аномальная жара и ощущение безысходности, исправить уже ничего нельзя, точка невозврата пройдена, и теперь персонажам романа остается только постараться выжить в том мире, который своими неразумными действиями человечество довело до ручки.

Главное достоинство романа — атмосфера постапокалипсиса, описания Нью-Йорка, быта обеспеченных и бедных горожан, а также потрясающее внимание к деталям. В повседневности мы даже не задумываемся, насколько зависим от исправной работы коммунальных служб, поставок продовольствия, бензина, лекарств в аптеки и больницы. Автору удалось показать в мелочах жизнь простых обывателей в сложной ситуации, когда каждый поход за водой к колонке превращается в опасный квест, для просмотра телевизора нужно вручную заряжать аккумуляторы, а ежедневные поиски пищи являют собой непрекращающийся кошмар. Жара, вонь немытых тел, искаженные страданиями лица голодных детей, умирающих стариков — все описано просто великолепно, создается эффект присутствия, причастности читателя к происходящему на страницах романа.

Второе достоинство романа — это действующие лица, которые по-настоящему разнообразны, у каждого своя история, характер, положение в социальной структуре. Главный герой — полицейский детектив Энди Раш, который делит комнату с бывшим военным, а ныне пенсионером Соломоном Каном. Интересно, что коллега главного героя по работе носит имя Стив Кулозик, довольно редкая фамилия этого персонажа отсылает нас к другому персонажу Гаррисона — Яну Кулозику, главному герою трилогии «К звездам!», т.е. здесь прозрачный намек на то, что роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» — это предыстория упомянутого цикла, события в котором будут происходить через 500 лет и расскажут нам о том, как человечество сумело выйти из периода Регрессии и сохранить основы цивилизации.

На самом низу социальной пирамиды находится молодой тайваньский иммигрант Билли Чун, с которым связана детективная линия произведения — автор сразу же показывает читателю картину преступления, и весь остаток романа нам остается только следить, как главный герой распутывает дело. В центре романтической линии — 23-летняя Ширли, содержанка криминального авторитета, наблюдая за которой мы узнаем много интересного о жизни высших классов описываемого общества.

Роман делится на две части — первая охватывает временной период с августа по сентябрь 1999 года, а вторая — с октября и вплоть до наступления миллениума. Если читая первую часть романа вы думали, что хуже уже быть не может, то вы ошибались — во второй части появляются дополнительные сложности, и героям придется основательно затянуть пояса, чтобы пережить зиму. В романе есть несколько параллельных сюжетных линий, которые периодически пересекаются между собой, каждая из них посвящена одному из центральных персонажей, поэтому детектив Энди Раш здесь главный герой лишь номинально.

После прочтения роман оставил в душе целую гамму эмоций, заставил размышлять и сочувствовать персонажам. После знакомства с такой картиной будущего начинаешь ценить все то, что есть у нас в реальности, те маленькие радости, которые мы привыкли не замечать, но без которых, как выясняется, очень трудно обходиться. В предисловии автор выразил надежду на то, что описанный сценарий никогда не осуществится, и, вроде бы, его надежды оправдались — миллениум мы пережили, население планеты достигло 7 миллиардов, но пока вроде есть бензин и с едой перебоев нет, вот только тревога остается — слишком уж самонадеянно человек ведет себя на предоставленной ему в пользование планете.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Антиутопичный мир будущего. Слишком большая плотность населения, незаметная единица измерения, на значения которой никто не обращал внимания. За этим следует нехватка пищевых и водных ресурсов, места для жилья и минимальных нужд.

Главный герой романа – Энди Раш, детектив, “рыцарь резиновой дубинки и справедливости”, разбираясь в убийстве одного из “отцов” города, попутно находит и теряет, делает выбор и остаётся один. Вот и вся история.

Не совсем. Этакая неуравновешенность частей книги, которая выглядит как некий минус или недоработка автора (начало – детектив, конец – апокалипсис и осколки чувств и людей) создана для того, чтобы читатель смог увидеть, что для отдельно взятого человека жизнь не изменилась, но для миллионов и миллиардов появились утраты и ущемления. Незаметно. Раш. Работа, долг. Ширли смирилась, если так можно сказать, попыталась приспособиться. Билли Чун. Сол. Тэб. Маленькие истории в большой. Напоминает окончание фильма “Реквием по мечте”. Живые, но с травмами разного вида.

Роман кажется тенью, тёмной стороной книги “На последнем берегу” Невила Шюта, где все герои – романтики и оптимисты, а у Гаррисона – истые реалисты-прагматики, да и глухо звучит лекция Сола о контроле над рождаемостью. Хотя отношения и признания Энди и Ширли заметно выделяются чувственностью над общей тяжестью книги. Из более современных далёких подобий можно вспомнить голод, нехватку продуктов и жару “Заводной” Паоло Бачигалупи.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц данной книги чувствуется стиль Гарри Гаррисона, создаются настолько реальные ощущения присутствия, что текст можно спутать с собственными воспоминаниями. Детально проработанный мир, к главным героям быстро привязываешься.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чуть не плачешь, когда погибает Сол...

В данном романе автор раскрывает довольно насущную проблему перенаселения: в городах огромное количество бездомных, еды не хватает, вода раздается по карточкам, газа или топлива нет, вся зима проводится в холоде, каждое утро вы едите на утро крекер из водорослей. Все это описано настолько хорошо, что вы сами начинаете чувствовать холод, голод, или тесноту помещения.

Сама книга читается на одном дыхании вызывая бурю эмоций. Единственным минусом можно назвать чуть скомканный конец, все таки можно было рассказать дальнейшую судьбу главного героя. К прочитыванию обязательно, как и остальные книги Гаррисона)

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

[quote]"«И восхищение (удивление?) главным героем. Как он сохранил человеческое лицо, живя в этой среде, пройдя через эти передряги.»"[/quote]

Не могу не высказать свою точку зрения. Большинство живущих в том мире уже не люди-они звери. Спят где придется, едят что найдут, но продолжают плодиться и не хотят себя ограничивать в этой единственной радости .

Другая часть населения( как главный Герой) тоже уже далеко не люди, они не стали Животными, они стали Машинами-Роботами. Работа занимает все время, на человеческие отношения его не остается.Единственных Людей,

в этом мире, я вижу только в лице Теба и Сола, и частично в Шерел.

Роман понравился, до него прочитал рассказ «Соседи», и было забавно сравнивать измененные детали. Например то, что в Рассказе Шерил спала с Тебом пару раз в неделю, для того чтоб бы он охранял ее.

После этого романа у меня настал этап увлечения произведениями связных с соц.катастрофой и перенаселением. Как до этого был этап увлечения антиутопиями и постапокалипсисом.

П.с. Единственное что удивило, это перенаселение России. У нас на пособие жить куда сложнее чем в Европе и США...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

скажу кратко и незатейливо — мне страшно жалко Билли. У каждого есть свое оправдание почему он поступил именно так, но китайца, желающего просто достать денег, чтобы поесть или купить не знаю, одежду, жалко больше всего. Вот в сводке криминальных новостей, я бы не прониклась жалостью к грабителю, а в этом романе — все плохо, все в почти равном положении, просто кому-то повезло больше.

Эта книга показывает, как то, что творится в какой-нибудь отдельно взятой стране — Колумбии, Эквадоре или трущобах Рио-де-Жанейро захватывает всю планету.

Если видели сериал «Убойный отдел» (Homicide), то вы понимает что я имею ввиду — мир трущоб, цветных группировок , нарокомании разного вида, и цветные пока имеет больше шансов загреметь в тюрьму, быть убитым в перестрелке, стать наркоманом или дилером.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пресловутый Римский клуб взял и изрядно напугал Гарри Гаррисона, сочинив апокалиптическую картину, согласно которой к 2000 году Земля будет перенаселена, а природные ресурсы иссякнут. Томас Мальтус на том свете, видимо, радовался сим прогнозам и с любовью взирал на то, как Гаррисон живописует время и место, где люди стоят в очередях за крекерами из водорослей и живут в заброшенных станциях метро. Гаррисон, конечно, молодец: напугал всех до жути. Советую перевести его книгу на бенгальский и дарить в Бангладеш каждой молодой семье...

Научная составляющая его предвидения теперь свелась к нулю. Нефть что-то не кончилась. От голода мрут африканцы. Но они же сидят на таких запасах артезианской воды, что мрут из-за своих же правителей, которые вместо бурения скважин соревнуются в скорости забега от президентского кресла до скамьи подсудимых в Гааге...

Крекеры из водорослей, конечно, впечатляют, но я точно знаю, что огромное количество продовольствия сейчас уничтожают, чтобы цены были на нужном уровне. Нужном кое-каким корпорациям. А в принципе, накормить всех голодных человечество в состоянии, но пока не созрело до осознания реальности подобного шага.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх