fantlab ru

Гарри Гаррисон «Подвиньтесь! Подвиньтесь!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
679
Моя оценка:
-

подробнее

Подвиньтесь! Подвиньтесь!

Make Room! Make Room!

Другие названия: Дайте места!; Пространства! Пространства!

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Близкое будущее. Нью-Йорк 1999 года. Тридцать пять миллионов жителей влачат жалкое существование, используя в качестве жилья все: заброшенные автомобили, корабли, станции метро, заводы и фабрики. Соя, чечевица и маргарин здесь являются основными продуктами питания, а питьевая вода — главным угощением. Нарушена экология, остановлено производство, иссякли природные ископаемые. Все говорит о приближающемся конце света. Что может спасти цивилизацию от страшной гибели? Только контроль за рождаемостью...

© sham
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Посвящение: «Тодду и Мойре, для вас, дети, я надеюсь, что всё это окажется лишь художественным произведением». Тодд и Мойра — дети Гарри Гаррисона.


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюля Верна (Швеция) / Jules Verne-priset, 1980 // (США; роман)

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Экранизации:

«Зеленый Сойлент» / «Soylent Green» 1973, США, реж: Ричард Флейшер



Похожие произведения:

 

 


Тревожные колокола
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 6
1993 г.
Плененная Вселенная
1998 г.
Плененная Вселенная
1999 г.
К звездам!
2005 г.
Плененная Вселенная
2008 г.
Плененная Вселенная
2009 г.
Подвиньтесь! Подвиньтесь!
2016 г.
Фантастическая сага
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Make Room! Make Room!
1967 г.
(английский)
Make Room! Make Room!
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы живем в тревожное время — глобальное потепление меняет климат, нефть может скоро закончиться, население старушки-Земли уже давно перевалило критическую отметку в семь миллиардов. Голоса людей обеспокоенных судьбой человечества звучали и продолжают звучать — перемены необходимы. К числу обеспокоенных нашей судьбой писателей и общественных деятелей можно смело отнести Г. Гаррисона, который в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» нарисовал яркую и пугающую картину мира, свидетелями которой мы вполне можем стать в реальности через двадцать, пятьдесят или сто лет.

На дворе 1999 год, для нас уже минувший, но для автора в момент написания романа — недалекое будущее. Население Нью-Йорка достигло 35 миллионов человек, людям не хватает воды, пищи, жилья, лекарств. Усугубляет положение аномальная жара и ощущение безысходности, исправить уже ничего нельзя, точка невозврата пройдена, и теперь персонажам романа остается только постараться выжить в том мире, который своими неразумными действиями человечество довело до ручки.

Главное достоинство романа — атмосфера постапокалипсиса, описания Нью-Йорка, быта обеспеченных и бедных горожан, а также потрясающее внимание к деталям. В повседневности мы даже не задумываемся, насколько зависим от исправной работы коммунальных служб, поставок продовольствия, бензина, лекарств в аптеки и больницы. Автору удалось показать в мелочах жизнь простых обывателей в сложной ситуации, когда каждый поход за водой к колонке превращается в опасный квест, для просмотра телевизора нужно вручную заряжать аккумуляторы, а ежедневные поиски пищи являют собой непрекращающийся кошмар. Жара, вонь немытых тел, искаженные страданиями лица голодных детей, умирающих стариков — все описано просто великолепно, создается эффект присутствия, причастности читателя к происходящему на страницах романа.

Второе достоинство романа — это действующие лица, которые по-настоящему разнообразны, у каждого своя история, характер, положение в социальной структуре. Главный герой — полицейский детектив Энди Раш, который делит комнату с бывшим военным, а ныне пенсионером Соломоном Каном. Интересно, что коллега главного героя по работе носит имя Стив Кулозик, довольно редкая фамилия этого персонажа отсылает нас к другому персонажу Гаррисона — Яну Кулозику, главному герою трилогии «К звездам!», т.е. здесь прозрачный намек на то, что роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» — это предыстория упомянутого цикла, события в котором будут происходить через 500 лет и расскажут нам о том, как человечество сумело выйти из периода Регрессии и сохранить основы цивилизации.

На самом низу социальной пирамиды находится молодой тайваньский иммигрант Билли Чун, с которым связана детективная линия произведения — автор сразу же показывает читателю картину преступления, и весь остаток романа нам остается только следить, как главный герой распутывает дело. В центре романтической линии — 23-летняя Ширли, содержанка криминального авторитета, наблюдая за которой мы узнаем много интересного о жизни высших классов описываемого общества.

Роман делится на две части — первая охватывает временной период с августа по сентябрь 1999 года, а вторая — с октября и вплоть до наступления миллениума. Если читая первую часть романа вы думали, что хуже уже быть не может, то вы ошибались — во второй части появляются дополнительные сложности, и героям придется основательно затянуть пояса, чтобы пережить зиму. В романе есть несколько параллельных сюжетных линий, которые периодически пересекаются между собой, каждая из них посвящена одному из центральных персонажей, поэтому детектив Энди Раш здесь главный герой лишь номинально.

После прочтения роман оставил в душе целую гамму эмоций, заставил размышлять и сочувствовать персонажам. После знакомства с такой картиной будущего начинаешь ценить все то, что есть у нас в реальности, те маленькие радости, которые мы привыкли не замечать, но без которых, как выясняется, очень трудно обходиться. В предисловии автор выразил надежду на то, что описанный сценарий никогда не осуществится, и, вроде бы, его надежды оправдались — миллениум мы пережили, население планеты достигло 7 миллиардов, но пока вроде есть бензин и с едой перебоев нет, вот только тревога остается — слишком уж самонадеянно человек ведет себя на предоставленной ему в пользование планете.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще о самом романе я узнала из предисловия к одноименному рассказу и сразу же загорелась

Мир будущего, недалекого причем. Мир без надежды и с огромной перенаселенностью. Люди живут по карточкам, точнее по карточкам у них вода, еда, по моему даже одежда. Платят мало, еды мало, воды мало. В борьбе за каждую крошку и каплю гибнут люди, правда они и без этого гибнут, кто от холода, кто от жары, кого-то убивают. Смерть, грязь и нищета вокруг, и самое главное нет надежды. Все произведение проникнуто этим ощущением, какая-то безысходность.

Видя все что вокруг, видя эту жизнь, бесконечные рабочие смены, недосыпание,каким-то чудом дают главному герою смысл своего бытия, удивляет даже не это, а то что он несмотря на все остается человеком, он не бросает работу, он не злится на окружающих, у него остается только усталось, бесконечная усталость и жалость к людям.

Даже перенеся тяжелые потери и лишения, он сохраняет свою человечность. У него нет веры, ни каких-то особых идей, он просто пытается помочь, потому что должен, потому что он хочет помочь. Он ищет ищет себя но находит лишь то, что есть — обязанность быть, обязанность соблюдать закон, обязанность перед государством, и даже не берется за появившуюся возможность что-то изменить. Он хочет остаться в своем городе, в месте где родился, в месте где есть лишения, унижения и беспросветная печаль. Вообще странно пытаться сохранить хоть что-то в этом мире человеческое, только сам не знает зачем, видимо для того чтобы просто жить.

Его сосел Сол живет ради того, чтобы видимо узнать чем все закончится, дождаться того момента когда он захочет выступить и поддержать, чтобы умереть не просто так. Он сумел приспособиться к такой жизни, даже находил в этом что-то забавное.

А вот рыжеволосая красавица, она с такой жизнью мериться не хочет, ее вполне все устраивает, она согласна отдаться и продаться, ради того, чтобы не видеть и не ощущать всего что вокруг. Своеобразный эскапизм.

Да все там просто живут до чего-то, что-то все время ждут. Ждут решения когда все это закончится, но оно и не собирает заканчиваться.

К сегодняшнему времени кроме спиралей давно известно множество средств контрацепции, так что Гаррисон не прав, не в них проблема , а проблема в необразованности, недоступности и религиозных мотивах. также он не прав про войну Китая и России, мы уже практически вымерли, а Китай нас постепенно ассимилирует А вообще интересно как там промышленность работает, если даже нефти нет(точнее ее нет для обычных людей) и используется везде людской труд, но это вопрос вторичный, в древности тоже нефтью не пользовались.

Роман мне понравился, понравилась идея, понравился язык, понравилось все. Грустно правда, но все может быть, наша жизнь тоже ничем не лучше описываемой автором. таже серость и беспросветность.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал от Гарри Гаррисона такой депрессивной, нуарной антиутопии. Поначалу может показаться романом в рассказах, пока основные сюжетные линии не начнут переплетаться.

Полицейский-неудачник, не имеющий даже возможности нормально заниматься своей работой и выгнать посторонних людей из собственной квартиры. Он ведёт расследование, результаты которому никому даже не интересны.

Шлюха-содержанка, безуспешно пытающаяся строить жалостливую мину в стиле:«Это жизнь такая!». Её ещё надолго хватило, когда из апартаментов она переселилась в коммуналку. Впрочем, она единственный из главных персонажей, кого ждал хоть какой-то хеппиэнд.

Молодой парень-китаец, совершивший вооружённый разбой, напавший на полицейского при исполнении и столкнувшийся с закономерными последствиями.

Антиутопичный мир 1999 года, задыхающийся от переселения, голодающий, нищающий и вообще бесконечно несчастный. Да, это полноценный четвёртый персонаж.

Сюжет увлекателен, но персонажи особого сочувствия не вызывают. Нового счастья в новом, 2000-ом году хочется пожелать только детективу-полицейскому Энди Рашу.

Минус — Гаррисон неубедительно изобразил конфликт противников и сторонников абортов. Его симпатии слишком сильно перекашивают в сторону абортов, а их противники изображены исключительно буйными идиотами и отвратительными, грязными свиньями с кучей невоспитанных отпрысков. Всё, чтобы вызвать у читателя желание применить аборты по отношению к ним.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не глядя на обложку никогда и не подумаешь, что читаешь Гаррисона.Но Мастер и должен быть разнообразным...

Время действия романа — ближнее будущее (с точки зрения 1966 года).А для нас это уже ближнее прошлое.Напрогнозировано много, мрачно и достаточно убедительно, чтобы не захотелось жить в этом мире.Конечно же , научной футурологией роман назвать нельзя.Это скорее пессимистическая фантазия из серии «а, что будет если...» Я бы классифицировал этот роман, как «футуро-философский horror».

В принципе, никакого напряжённого сюжета здесь нет.Детективная составляющая введена, для «красного словца».Да и, что это за детектив, если преступник известен через три страницы после преступления, в самом начале романа.Но, как раз этим и захватывает повествование — показом в деталях обыденного повседневного ужаса, от которого никуда не денешься.Накапливается выматывающее душу ощущение безысходности и вселенской тоски.

Подкупает достоверность описания быта перенаселённого мира — как поесть; как попить; как помыться; в конце-концов — как выжить... просто выжить... И греет мысль — «как прекрасно, что это не сбылось».И встаёт вопрос — «к чему мы идём ?».

У самого Гаррисона ответов, как на этот, так и на другие вопросы поставленные в романе ответов не найти.Он, как бы говорит : «Смотрите, что нас ждёт и думайте, как этого избежать.»

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить очень кратко, то вот моё мнение: у Гаррисона получилась прекрасная антиутопия, но не очень хороший роман. У автора было своё видение будущего мира и ему вполне удалось донести это видение до читателя. Мир получился достаточно правдоподобным и живым, в него легко поверить, ведь все те вещи, которые мы в нём видим, есть и в нашей реальности, просто не все разом и в одном месте. Автор собрал в одном месте все тёмные стороны нашего мира: социальное неравенство и нищету, проблемы перенаселения, проблемы нехватки продовольствия, бесконечную бюрократию политиков, которые откладывают принятие жизненно-важных для страны решений на годы и годы вперёд, и многое другое. И пусть наш мир пока не дошёл до той точки, что показана в романе, однако что будет ещё через сотню лет? Не исключено, что ситуация будет ничуть не лучше, чем показанная в книге.

К сожалению, история, которой Гарри Гаррисон попытался соединить все свои мысли о будущем в единый роман, получилась не слишком выразительной. Если в первых главах она стремительно набирала обороты, когда главный герой занялся расследованием, то с середины книги история сильно забуксовала и превратилась в не очень хорошую мелодраму, разбавленную большим количеством повседневности героев в условиях придуманного авторами мира. В какой-то момент и сам автор понимает, что больше не может тянуть резину и выдаёт мощную концовку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Грядёт 2000-й год, мир, кажется, достиг уже критической точки и вот-вот взорвётся, религиозные фанатики замирают в ожидании конца света и явления Христа. Но вот, часы пробивают полночь... и ничего не происходит. Президент как всегда выступает с речью о том, что в следующем году всё будет лучше, чем обычно, люди празднуют наступление Нового Года, а потом возвращаются к своим повседневным делам.

В целом же, на мой взгляд, своих ключевых целей автор добился. Роман-предупреждение о том, какое будущее нас может ожидать, получился достаточно впечатляющим и реальность придуманного им мира сглаживает сюжетные шероховатости.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц данной книги чувствуется стиль Гарри Гаррисона, создаются настолько реальные ощущения присутствия, что текст можно спутать с собственными воспоминаниями. Детально проработанный мир, к главным героям быстро привязываешься.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чуть не плачешь, когда погибает Сол...

В данном романе автор раскрывает довольно насущную проблему перенаселения: в городах огромное количество бездомных, еды не хватает, вода раздается по карточкам, газа или топлива нет, вся зима проводится в холоде, каждое утро вы едите на утро крекер из водорослей. Все это описано настолько хорошо, что вы сами начинаете чувствовать холод, голод, или тесноту помещения.

Сама книга читается на одном дыхании вызывая бурю эмоций. Единственным минусом можно назвать чуть скомканный конец, все таки можно было рассказать дальнейшую судьбу главного героя. К прочитыванию обязательно, как и остальные книги Гаррисона)

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первый раз этот роман попал мне в руки лет двадцать назад. Тогда взахлёб читала о катастрофах, глобальных проблемах, мире будущего. Смерть, грязь, нищета, безнадёжность удовлетворяли мою нейронную неуклюжесть. И вот я вновь дохожу до строк «Торжественный звон церковных колоколов вырвался из репродукторов». Теперь на них наложится глас “Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…” Видимо, удар реальной жизнью получился достаточно сильным, «чтобы переключиться с конца света на собственные кишки». Кошмар поисков пищи, одежды, жилья... Оглядитесь вокруг. Не так гротескно, не жирными мазками, но то там, то тут, при желании, можно увидеть квош и как «Мамки пичкают своих детей крекерами и сладостями – тем, что подешевле»... Роман оставил в душе пучок чувств, и по-прежнему считаю его одним из лучших фантастических произведений.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших фантастических произведений, которые я читал.

Казалось бы, уже несколько лет прошло с прочтения, а помню. Это ощущение духоты, тесноты. И все-таки надежды. И восхищение (удивление?) главным героем. Как он сохранил человеческое лицо, живя в этой среде, пройдя через эти передряги.

Честно говоря, от Гаррисона такой роман не ожидаешь. Складывается впечатление, что этот роман на голову а то и две выше других его работ. Такой он цельный, выверенный.

И, что еще важно — ты чувствуешь, живешь вместе с героем, когда читаешь этот роман. А для меня это многого стоит.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лет десять назад в университете нам преподавалась дисциплина «История экономических учений», из которой я к сожалению очень мало запомнил, но один товарищ запал в душу надолго.

Томас Роберт Мальтус (1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. В 1798 году он опубликовал свою книгу «Опыт о законе народонаселения». Три основных тезиса «Опыта»:

1. Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.

2. Народонаселение строго ограничено средствами существования.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

Если вдумчиво прочитать эту справку, то практически можно увидеть то, что стало фундаментом романа «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», написанного в начале 60-х годов. Поэтому содержание романа на меня и не произвело глубокого впечатления... все как-то известно уже...

Что говорить Гаррисон красочно и мрачно нарисовал картину будущего, умело и правдиво, но на мой взгляд он очень этим увлекся и в пылу описаний и споров практически теряется и становится незаметной основная сюжетная линия, которая на фоне глобальных событий кажется игрушечной.

«На фоне всего этого получился интересный детектив» — это предрекает нам анотация... а на самом деле детективная линия — никакая, высосанная из пальца, не реальная. Мотивы розысков китайского мальчика очень не убедительны, работа полиции и следствие ею проводимое вообще не выдерживает никакой критики. Детектив Раш убивает своим патриотизмом: на фоне всеобщего хаоса он один работает круглыми сутками, в результате складывается ощущение, что он не герой, а идиот!

Итог: этот роман понравился более всего из тома Шедевров Фантастики «К звездам!», но до чего-то сверхинтересного он не дотягивает, поэтому дальнейшее чтение Гаррисона временно приостанавливаю до «голодных» времен.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так уж и много произведений у Гаррисона я прочитал, но при этом не так уж и мало – и чаще всего ощущения у меня от него: да, неплохо, увлекательно, но как-то на один раз. Но это только к его приключениям в космосе, к его юмору, но, ни в коем случае, не к историям жёстким, таким как «Смертельные муки пришельца», или «Источник опасности» и т.д. – именно в них мне чудится истинная авторская сила. И этот роман вызывал у меня интерес и определённые ожидания – антиутопия всё-таки!

Да, в основном ожидания он оправдал. Но при этом оказалось, что частично я его уже читал – рассказ «Соседи», являющийся некой «вырезкой» из романа. И тут пошла для меня главная загвоздка – я сравнивал, просто не мог их не сравнивать.

И где-то к середине романа, я вдруг начал спрашивать – а нужен ли роман при том, что есть такой рассказ? Рассказ, в котором пусть всего лишь одна сюжетная линия, но сам единый мир этих произведений обретает вдруг такую плотность, что пугает сильнее, чем в романе. Да и сюжет пусть лишён детективного начала, но вдруг обретает более сильный драматизм – холодный, но давящий драматизм отношений.

Мало того, вторая часть романа на мой вкус сдала – казалась, что история начала зажёвывать, ничего не добавляла, к тому, что уже сказано. Та же линия Билли Чуна, совсем истощилась, и он появлялся, казалось, только для того, чтобы о себе напомнить, и оттого, что по законам композиции он должен был существовать, чтобы встретиться с главным героем в самом конце. И естественно возникал вопрос, а зачем он вообще был нужен, нужен как полноценная линия? Для сюжета-то ладно, он его закрутил, но для истории, для самого мира? Показать дно? С этим справлялся и сам главный герой, занимавший место между его слоями, по долгу службы то, спускаясь на это самое дно, то поднимаясь в дома богачей. Дно Билли Чуна однообразно, и на самом деле, старики, лежащие на улице с привязанными к ним детьми, очереди за водой, «гужевики», и прочее, фоном проходящее, в первых главах уже давали полное и даже более яркое представление о мире.

Дно… Дно, полностью показанное, в конце концов начало вызывать у меня легкое недоверие. Эх, благословенный 66-й – видно в те времена, даже стоя на грани катастрофы, мир казался человечным; а ведь можно было предположить и беззаконие, и сращивание полиции с криминалом, и ад морально опускающейся толпы, готовой на всё лишь бы выжить. И опять рассказ был в этом страшнее – он не давал полного представления о происходящем в мире, тут можно было домысливать и пугаться от того, что может быть всякое.

Рассказ, помнится, вызвал у меня вопрос: а почему люди не бегут от голода и тесноты в другие места – роман дал ответ (и странно, что его нет в рассказе – хватило бы и двух-трех предложения). Но вместе с тем роман «подарил» другие точки недоверия. Он упёрся в проблему контроля рождаемости – и мне было странно, что эта проблема вообще существует в том мире; мне не верилось в пуритан, которые не видят, что твориться вокруг и наверняка голодают сами. И такое ощущение было, что контрацепция в том мире запрещена – и это безумно странно. В этом моменте мне вообще казалось, что автор предостерегающе грозит пальцем, рисуя перенаселённый мир, исчерпавший все земные ресурсы, но обосновывает его очень нелепо. Стоило ли вообще это делать?

Нет, роман хорош, и его тревога – даже чувствуя, что автор смягчает, и такой мир в реальности был бы ещё страшнее – его тревога передаётся, и читать его интересно – особенно в начале, когда преступление одного из героев разбрасывает его на линии, которым предстоит, возможно, пересечься весьма трагично. Но, как ни странно, у меня есть ощущение, что пройдёт время, и, вспоминая этот роман, я, по сути, буду вспоминать рассказ «Соседи», так как именно он сконцентрировал в себе главное, что в этом романе есть (как я это вижу) – его мир, его страшную атмосферу голода и давки, его грозящий предупреждающий перст.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Длинномнение. Ну тема уж довольно любопытная.

До чего же приятно иногда перечитывать старую добрую качественно написанную фантастику... и даже порой вспоминать, что читал её ещё подростком. И написано сравнительно гуманно — ну есть убийство, но автор изобретает субпродукты и раздачу воды. А в современных пост-апах та точка, где уже съели всех собак — это момент, когда полиция будет сметена вот-вот, и только армия сможет защитить некоторые отдельные регионы (на что есть намёк), и начнётся мародёрство и дружба с крысами (ну, не все современные авторы так пишут, но всё же).

А ещё автор ставит вопрос, выдвинутый не каким-нибудь фиолетовым злодеем от Марвел, а самим Томасом Мальтусом. «Ресурсы конечны, а людей всё больше, и рано или поздно ресурсы исчерпаются...» А Мальтус был голова. В конце концов, средства контрацепции у нас теперь есть отчасти из-за него ) Так что не согласен я скорее с автором книги...

Во-первых, наш мир — мир изобилия и благодати. Мы уже научились снабжать население продовольством, отчасти благодаря НТР. И вот на земле уже живет больше 7 миллиардов человек... и да, кое-где положение аховое, но в большинстве стран — ну вполне жить можно, и даже комфортно. Не так беспросветно, как у автора.

И во-вторых... Перенаселение — отнюдь не первоочередная проблема человечества. Суждено ли нам найти свой конец от чьих-то глупых амбиций, от жадности? Неизвестно. От растущей идиотии и абсолютно тупых ошибок? Возможно... От ОМП, неизвестных вирусов, триффидов, [зомби] зачёркнуто, да хотя бы ближайшего ледникового периода из-за влияния на орбиту Земли? Да... не хотелось бы, а кто его знает... Но перенаселение? — нет, вот тут не согласен. Увы, численность человечества регулируется не только им самим, но и некоторыми форс-мажорными факторами (я не киношный злодей, и это совсем не кровожадная фраза).

Да, эти времена, когда обнажённая женщина ещё могла впечатлить читателя, а главгерой — остаться в полиции, в то время как любой современный герой не задумался бы ни на минуту. В этом есть какой-то поступок, не правда ли? В этом есть что-то от старой доброй фантастики.

P.S. В комментах Cerber21 и Нескорений нашли фамилию Кулозик. А я вот сразу обратил внимание на имя Соломон Кан... Я понимаю, что это только совпадение. Но какое же оно неожиданное ))

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец тысячелетия, надо б подвести какие-то итоги и человечеству сделать определенные выводы. Автор рискнул предположить, что будет с людьми, которые неуёмно тратят запасы планеты, не предлагая взамен каких-то альтернативных решений. В итоге вышла очень мрачная антиутопия, где народ борется с последствиями безрассудного использования ресурсов. Неграмотная политика привела к катастрофическим последствиям, где единственным правильным решением, кажется контроль за рождаемостью. Правда, мне не понятно, как это поможет восстановить полезные ископаемые и вернуть питьевую воду из уже истощенных резервов. Так что, снизив численность населения, человечество быть может продлит свое существование на небольшой срок, но не предложив другой альтернативы, израсходовав все что можно, неминуемо погибнет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антиутопичный мир будущего. Слишком большая плотность населения, незаметная единица измерения, на значения которой никто не обращал внимания. За этим следует нехватка пищевых и водных ресурсов, места для жилья и минимальных нужд.

Главный герой романа – Энди Раш, детектив, “рыцарь резиновой дубинки и справедливости”, разбираясь в убийстве одного из “отцов” города, попутно находит и теряет, делает выбор и остаётся один. Вот и вся история.

Не совсем. Этакая неуравновешенность частей книги, которая выглядит как некий минус или недоработка автора (начало – детектив, конец – апокалипсис и осколки чувств и людей) создана для того, чтобы читатель смог увидеть, что для отдельно взятого человека жизнь не изменилась, но для миллионов и миллиардов появились утраты и ущемления. Незаметно. Раш. Работа, долг. Ширли смирилась, если так можно сказать, попыталась приспособиться. Билли Чун. Сол. Тэб. Маленькие истории в большой. Напоминает окончание фильма “Реквием по мечте”. Живые, но с травмами разного вида.

Роман кажется тенью, тёмной стороной книги “На последнем берегу” Невила Шюта, где все герои – романтики и оптимисты, а у Гаррисона – истые реалисты-прагматики, да и глухо звучит лекция Сола о контроле над рождаемостью. Хотя отношения и признания Энди и Ширли заметно выделяются чувственностью над общей тяжестью книги. Из более современных далёких подобий можно вспомнить голод, нехватку продуктов и жару “Заводной” Паоло Бачигалупи.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман хорош? Хорош. Лучший у Г.Гаррисона? Лучший. Почему? По нескольким причинам:

1. Будущее описанное в романе – это то, куда мы все идем. Идем, конечно, не так быстро как в книге, но… Перенаселение и энергетический кризис и… результат описан в романе.

2. А это будущее оказывается и не страшное совсем! Правда, вызывает некоторое отвращение, но, страх – нет. И там люди живут. Привыкли, приспособились, и ничего, нормально.

3. Концовка романа особенно хороша. Ее можно описать одним словом – надежда.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильный роман, совсем не похожий на большинство остальных произведений Гаррисона.

Жить в городе для меня так же привычно, как дышать. Не могу представить себя вне городской цивилизации, но прочитав «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», вдруг испытал острейшее желание съехать куда-нибудь в сибирскую глушь, чтобы ни единой живой души на километры вокруг.

Все-таки как важно для человека располагать жизненным пространством и не доведись кому-либо из нас испытать того чувства безнадежности, которым пропитан роман.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх