FantLab ru

Роман Глушков «Грань бездны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Голосов:
81
Моя оценка:
-

подробнее

Грань бездны

Роман, год; цикл «Грань бездны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Апокалиптика. Приключения в мире будущего, в котором инопланетяне попросту игнорируя людей поставили свои базы, превратив Землю в пустыню.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 513

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3024 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Грань бездны
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2019 г.

Один из наиболее ярких миров Романа — при всей его скудной палитре — очень живой, до мелочей продуманный и кинематогеничный, описанный в авторском стиле: с мягкими округлыми предложениями, харизматичными героями и крепким сюжетом.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2013 г.

Итак, мир опять постигла катастрофа. Материки вымерли, океаны пересохли. На их бывшем дне ютятся поселения уцелевших представителей человечества. Существовать им, видимо, осталось недолго. География нового мира в меру интересна. Не знаю, как с точки зрения океанолога, а с точки зрения дилетанта интересна.

В конце света виноваты на этот раз не люди, а пришельцы. Правда, самих пришельцев практически не видно, и они никого не интересуют — ни автора, ни читателей, ни, тем более, последних уцелевших людей. Сама катастрофа описана достаточно подробно, но неубедительно. Как может огонь превратиться в какой-то метафламм? Огонь же, как известно, не вещество, а химическая реакция. Она или идет, или не идет. Ладно, примем условия игры и посмотрим, что дальше.

А дальше обычный боевик. Драки, погони, небольшие сражения, интриги, подставы, пленения, простейшие диалоги. Приключений много, и они обычно не повторяются, но все равно остается впечатление растянутости. Подчеркнуто открытый финал усиливает это впечатление. Писать в таком духе можно бесконечно. Может быть, любителям чисто приключенческой литературы все это будет интересно. Я уже просто вырос из приключений в чистом виде.

Достоинства книги — не совсем одноклеточные герои и не совсем обычный антураж. Впрочем, создать принципиально новый антураж в наше время вряд ли возможно. В романах двадцатых-пятидесятых годов подобные приключения в подобных декорациях имели место на Марсе. А иногда создается впечатление, что читаешь сценарий голливудского боевика. Там очень любят такие сюжеты.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2013 г.

Две стороны, как у любой медали.

На одной стороне оригинальный постпапокалиптический мир, сама идея причина апокалипсиса — инопланетяне, сделавшие свои дела и, возможно, даже не заметившие людей, новые жанровые особенности (механопанк-антистимпанк), увлекательный сюжет.

А на другой стороне куча неправдоподобия в мелочах (изменения произошедшие всего лишь за 300 лет — биология, социум, куча лошадей, а не верблюдов в пустыне при дефиците воды), разные мелкие нестыковки типа указанного расстояния между столпами и активным сообщением между ними на лошадях и редких бронекатах), завышенный объём произведения из-за затянутости отдельных сцен. Ситуация с огнём — отдельный логический затык: совсем уж из рамок физики и химии выбивается. С питанием и с гигиеной без огня совершенно непонятно что там происходит, молчит автор. Что с медициной стало когда нет огня/дезинфекции. Ну и так далее.

Результат — крепкий приключенческий роман с хорошими новыми идеями, выстроенный на постапокалиптическом антураже. Причём, спасибо Глушкову, это мужской приключенческий роман, без мелодраматических соплей.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2011 г.

Наш мир исчезал вместе с нами, словно песок, сдуваемый ветром с камня. Но мы — песчинки — всё ещё цеплялись за его поверхность, поскольку уж такими «шершавыми» устроила нас природа, с чьими законами нам по-прежнему приходилось считаться...

Писатели-фантасты испокон веку любят попугать читателя. С какими только опасностями ни приходилось сталкиваться главным героям, из каких только переделок ни выходить. Одной из самых популярных фантастических страшилок является инопланетное нашествие — и традиция эта берет своё начало ещё с конца 19-го века, когда Герберт Уэллс написал свою знаменитейшую «Войну миров», рассказывающую драматичную историю о захвате зеленых холмов Земли головоногими пришельцами с Марса. С тех пор на страницах книг человечество стало регулярно попадать в прицел агрессивной инопланетной жизни, мечтающей во что бы то ни стало завоевать нашу родную планету. Писатели, заставляя работать свою фантазию на полную мощность, выдумывали всё более экзотических пришельцев, которые по всё более причудливым поводам решают захватить Землю, но постоянно получают от мужественных аборигенов мощный пинок в их чешуйчатый зад. Со временем ситуация в среде подобной литературы стала меняться и на прилавки начали прорываться тексты, в которых авторы предпочитали показывать стандартную ситуацию в более реалистичном ключе, то есть строить сюжет так, что человечество, как и следовало бы ожидать по здравому размышлению, при инопланетном вторжении ждал бы скорый и неминуемый конец. Ярким примером подобной литературы может служить роман Томаса Диша «Геноцид». От привнесения в текст апокалиптических мотивов жанр только выиграл и обогатился новыми красками и интересными мыслями. Вот к такой именно смеси и относится произведение Романа Глушкова «Грань бездны».

Тяжела и полна опасностей работа независимого шкипера атлантического бронеката, потому как путешествовать приходится по бесплодному хамаду, отвечать за груз, избегать встреч с агрессивной пустынной живностью, да и конкуренты опять же не дремлют. Шкиперам водоналивных танкеров гораздо проще, ведь они работают непосредственно на Владычицу Льдов за стабильное вознаграждение, а вот если в твоём распоряжении всего лишь небольшой буксир и крохотная команда, то за выгодный рейс приходится и побороться. Удача в этом деле конечно же играет не последнюю роль, но в основном всё зависит от делового чутья, смекалки и изрядного количества наглости. Нельзя сказать, чтобы в последнее время Еремея Проныру Третьего, потомственного шкипера и владельца буксира «Гольфстрим», преследовали одни неприятности, но и назвать раздольной его жизнь тоже язык не поворачивался. В принципе, он не бедствовал и даже в какой-то мере жил в своё удовольствие, но когда ему прямо в руки свалился выгодный контракт, то он, не раздумывая, согласился. Ещё бы, ведь впервые за последние пару лет его трейлер оказался заполнен доверху, а наниматель выплатил не торгуясь всю затребованную сумму. Дело не казалось особо опасным и, на первый взгляд, не содержало никаких подводных камней — нужно было всего лишь доставить тридцать иностальных контейнеров из Аркис-Сантьяго, что находился неподалеку от Гаитянского плато, в стоящую по ту сторону Срединного хребта крепость Гексатурм, что расположена в районе Гибралтарского пролива, да по дороге завернуть на равнину Нэрса, чтобы у тамошнего Столпа подобрать приятеля клиента. Всё было слишком гладко и просто, чтобы оказаться правдой, но на этот раз запах денег сбил чутье шкипера и даже плохая примета, ознаменовавшая начало пути, не насторожила его. А ведь он прекрасно знал, что увидеть черный сполох в начале пути — к крупным неприятностям. Еремей решил не обращать на примету никакого внимания, жаль только, что она не решила точно так же, и шкипер, сам того не подозревая, начал путь, который навсегда разрушил привычную ему жизнь и, в итоге, послужил причиной невероятных и драматических событий.

Первое, на что обращаешь внимание при чтении этой книги, так это на невероятный мир, придуманный автором. Он вполне заслуживает отдельного разговора. Довольно банальную изначальную идею о апокалипсисе, устроенном космическими пришельцами, господин Глушков превратил в маленький шедевр. Судите сами: примерно за триста с гаком лет до описываемых событий случилось то, что впоследствии получило название Великого Затмения. Сто девяносто пять огромнейших летающих тарелок создали вокруг Земли что-то типа оболочки, равномерно расположившись в небе над ней, так, чтобы почти соприкасаться краями. Ни в какой контакт обитатели тарелок (Вседержители) не вступали, зато, через некоторое время от каждой тарелки к поверхности Земли устремилось довольно массивное нечто. Падение того, что впоследствии назвали Столпами, вызвало серию мощных катаклизмов по всему земному шару, повлекших за собой гибель миллионов людей. Но это было только началом конца, началом той небывалой катастрофы, которая разразилась после того как Столпы укоренились в земной коре и начали свой рост. Вершины всех Столпов, как было выяснено гораздо позже, оказались расположены на одном уровне «и находится он значительно выше самых могучих горных пиков на Земле». 195 циклопических инопланетных сооружений/механизмов равномерно распределились по поверхности планеты на расстоянии примерно полторы тысячи километров один от другого. Диаметр каждого «взрослого» Столпа составил три с половиной километра. Человечество вполне закономерно решило, что наступил Судный День. Но в действительности он наступил чуть позже, в тот момент, когда на вершинах Столпов загорелись загадочные огни и воздух на всей планете навсегда стал иным. Вот это уже была настоящая катастрофа — дело в том, что дышать им всё ещё было вполне можно, а вот разводить огонь стало смертельно опасно. Некая примесь в атмосфере стала причиной того, что абсолютно любой открытый огонь вызывал так называемый би-джи (black glow) или черную вспышку, когда на месте пламени образуется облако метафламма — острых как бритва тончайших полосок, приводящх к гарантированной смерти всех находящихся рядом и выводящих из строя любой механизм. После этого человеческая цивилизация на Земле практически прекратила своё существование. Но и это было ещё не всеми бедами, что обрушились на бедное человечество: атмосфера Земли начала истончаться, а моря и океаны — пересыхать. В итоге, к тому моменту, когда Еремей Проныра Третий отправился на «Гольфстриме» в обитель монахов-табуитов Гексатурм, потомки выживших в том аду людей окончательно переселились на высохшее океанское дно и стали получать воду лишь от таинья полярных льдов. Вся поверхность Земли, ранее бывшая сушей, стала совершенно не пригодной для жизни из-за практического отсутствия там атмосферы. Но люди научились не только выживать на бесплодных просоленных океанских пустошах, но и сумели создать более-менее стабильное общество, базирующееся на отходах, постоянно сыплющихся со Столпов. Так большое распространение получила иносталь, весьма похожая на обычную сталь, но, в отличие от неё не электропроводящая и гораздо более легкая. В качестве двигателей стали использовать ДБВ — двигатели безостановочного вращения, более известные как Неутомимые Трудяги. Именно использование этих двух продуктов Вседержителей дало возможность возникнуть таким уникальным механизмам, как бронекаты, на иностальные плечи которых тяжким грузом легла обязанность доставки воды от полюсов и перевозки товаров от города к городу.

Даже пережив фактическую смерть Земли и увидев своими глазами пресловутый Конец Света, человечество не отказалось от религии, создав на руинах многих конфессий новую церковь — Церковь Шестой Чаши — «Великая Чаша, она же Сосуд Ангела и Колыбель Новой Веры». Название своё она получила в честь гигантского иностальной полусферы диаметром порядка четырех километров, в которой затем был основан город Аркис-Грандбоул. Скорее всего это обломок Столпа, деталь его тормозной системы, которая отвалилась в год Великого Затмения, когда от кораблей вниз устремились эти чудовищные сооружения. Новая вера впитала в себя многие религии подстроив их постулаты под изменившуюся действительность. Особенно любопытная метаморфоза произошла с топологией Рая и Ада — их местонахождение сменилось на прямо противоположное. Внизу — Рай Чистого Пламени, где возможен открытый огонь и на миллионах костров духи великих поваров древности всеми возможными способами готовятся все легендарные старинные кушанья. Вверху, на небе, Ад Иностали и Мрака, там душе предстоит вечно блуждать по заросшему метафламмом иностальному лабиринту и никогда не найти выхода. Но Еремей Проныра, как настоящий шкипер бронеката чтит не ангелов Шестой Чаши, а богиню Авось, в поклонении которой есть всего одна заповедь — «молись, когда тебе действительно хреново, а в остальное время не докучай покровительнице нытьем». Этот постулат как ничто иное прекрасно иллюстрирует характер главного героя и его весьма ироничный взгляд на мир. А так как именно его устами автор рассказывает читателю все сюжетные перипетии, то и сам текст, несмотря на серьезность описываемых событий, оказался пропитан ироничным духом. Автор создал напряженный и максимально насыщенный экшеном текст, где различные приключения следуют друг за другом практически без пауз: схватка с бойцами Кавалькады дона Балтазара Риего-и-Ордаса сменяется погоней в лучших традициях вестерна, бой с вактом на просторах коралловой «терки» плавно переходит в конфликт с вингорцами в каньоне Дельгадо, а они, в свою очередь перетекают в просто фееричные события в Аркис-Грандбоуле, чтобы, в итоге, завершиться в финале грандиозной битвой. На протяжении всей книги перед читателем предстает череда красочных образов и экзотических мест, одно удивительней другого, чего стоят только «Оазис морей» или купола проекта «Инфинито». Построенный по принципу романа-путешествия сюжет постепенно проводит экипаж «Гольфстрима» через всё дно бывшего Атлантического океана — от Гаити до Гибралтара. И везде их поджидают разнообразные трудности и всяческие неожиданности. Но на то он и приключенческий роман, чтобы его герои с честью вышли из всех неприятностей и преодолели все препятствия. Хотя, с первого взгляда, кажется, что они не способны ни на какие подвиги, а единственное, что их по настоящему волнует, так это сохранность груза и выполнение обязательств перед клиентом. Но всё кардинальным образом меняется после встречи с наемником-северянином Убби Сандаваргом — весьма колоритной личностью с внешностью и повадками типичного викинга, не на миг не расстающегося со своими «братьями» Ярнскидом и Ярнклодом — щитом и кистенем. Именно благодаря ему Еремей оказывается втянутым в конфликт с доном Риего-и-Ордасом, что, в итоге, и определяет весь дальнейший путь «Гольфстрима». Через некоторое время Убби становится полноправным четвертым членом экипажа буксира. Раз уж заговорив о экипаже, стоит упомянуть и оставшихся двух человек, которые вместе с Убби и Еремеем путешествуют на борту бронеката. Вместе со шкипером в рейсы ходит и его законная пятая жена Долорес, известная ещё как Малабонита, исполняющая обязанности впередсмотрящего и стрелка, и увлекающаяся полетами на дельтаплане. Гениальный механик буксира — Гуго де Бодье бывший сенатор Аркис-Капетинга, проворовавшийся дома и вынужденный копить деньги на выкуп из залога своего имущества. Кроме людей на борту путешествует ещё и полуразумный говорящий варан Физз, который, в отсутствии огня, заменяет экипажу ночной светильник, так как обладает способностью к флюорисценции.

Если честно, я не знаком особо с творчеством автора и, изначально, моё внимание привлек рисунок на обложке. Увидев изображения странных персонажей в коже и с очками-консервами, какой-то навороченный револьвер и непонятную машину, напоминающую внешним видом корабль, поставленный на огромные шипастые колеса, я решил, что передо мной нечто стимпанковское, а до этого жанра я большой охотник. Каково же было моё удивление, когда, начав читать, я понял, что ни о каком стимпанке и речи не идет. Это оказался «антистимпанк», ведь никакого пара в мире Еремея Проныры Третьего нет и быть не может. Сам же автор охарактеризовал жанр своего романа как «механопанк», что вполне соответствует действительности. На фоне заполонивших в последнее время книжные прилавки постнуклеарных апокалипсисов и урапатриотических историй о борьбе с американско-натовскими оккупантами творение Романа Глушкова выделяется очень оригинальной идеей и прекрасным её воплощением. Такого постапокалипсиса мне ещё читать не приходилось. Текст напомнил мне с одной стороны фильмы о Безумном Максе, а с другой — роман Стерлинга Ланье «Путешествие Иеро». Описание же начала инопланетного вторжения вызвало в памяти сцены из «Дня Независимости». Конечно же текст не лишен логических противоречий, так, например, не особо верится, что за три века животные смогли так мутировать а человечество создать новое весьма стабильное общество, но это ни капли не портит общего положительного впечатления от текста.

Итог: достойное воплощение интереснейшей идеи, насыщенный динамизмом приключенческий роман в постапокалиптических декорациях, увлекательный и яркий, захватывающий и интригующий. Он не претендует на глубокие философские мысли или тонкий анализ человеческой натуры, потому как написан он абсолютно не для этого. Но, зато это прекрасное средство для того, чтобы с удовольствием провести за книгой пару-другую вечеров. Есть у него лишь один существенный недостаток (впрочем, многие могут посчитать это достоинством) — магистральный сюжет ещё далек от завершения и финал романа явно носит промежуточный характер. А значит, нужно ждать продолжение. Настоятельно рекомендую всем любителям апокалиптической тематики и необычных авторских миров. Автору удалось создать отличную историю: «Это не сказка о борьбе добра и зла. Это самый что ни на есть реальный мир, где даже лежа на смертном одре и то не разберешься, на чьей стороне ты всю жизнь воевал».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2011 г.

В этом мире пьют кактусидр, ездят на бронекатах, склепанных из иностали и движущихся с помощью инопланетных двигателей непонятного типа действия. Злобные твари из-под земли питаются иногазом и кусают всех подряд. Моря и океаны пересохли, атмосфера разредилась, и вся жизнь – на бывшем дне, вокруг стоящих там и тут инопланетных Столпов. Открытый огонь вызывает смертельные катаклизмы, а потому огня в этом мире нет. То есть – вообще нет. Так вот и живут, без огня, но с двигателями, без пороха, но с пневматическим или холодным оружием, без морей, но с движением по бескрайним пустыням бывшего морского дна, без источников воды, за исключением оставшейся еще Антарктиды.

Ну, а дальше – приключения и путешествия. Стрельба, схватки боевые, вышибленные мозги, вдавленные черепа и отлетающие челюсти. Иногда – краткий экскурс в прошлое, во времена, когда совершилось это непонятное нашествие инопланетян, которые как будто даже и не заметили людей. А люди теперь просто выживают, борясь за куски иностали и остатки воды.

Вообще-то из-за обложки стал читать. Классно нарисовано.

А читать было трудновато. Слишком много слов с большой буквы – я этого не люблю. Слишком много странно звучащих имен. Слишком много «новых» слов и названий. Вот схватки боевые и быстрые проезды – хороши.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2011 г.

Всем известен древнегреческий миф о том, как Прометей одарил человечество огнем, после чего жалкие маленькие существа расправили плечи, вылезли из своих холодных пещер и построили цивилизацию. Огонь защищал людей. Огонь согревал людей. Огонь кормил людей. И просто доставлял удовольствие только одним своим видом. А позже, в начале второго десятилетия двадцать первого века, один из русских фантастов, Роман Глушков, отнял у людей этот дар богов. По его прихоти любое крохотное пламя, даже самая маленькая искорка, теперь превращается в смертоносный метафламм, который убивает все живое вблизи себя. Человечество в раз лишилось всего того, что достигло за многие тысячелетия. Ужасные катастрофы, миллионы смертей… Но этого Глушкову показалось мало, и он заодно отнял у людей большую часть атмосферы и воду, оставив крохотные исчезающие запасы живительной влаги лишь в Антарктиде. И оставшейся в живых горстке людей пришлось перебраться на иссушенное дно океанов, на одном из которых, Атлантическом, и развернется действие этого увлекательного романа.

Вот такие вот весьма необычные декорации в этом постапокалипсическом романе, который на фоне сегодняшнего засилья в жанре радиоактивных зон, сталкеров, ядерных взрывов и суровых героев с обязательным АК-47 в руках – как глоток чистого воздуха. Это вот и привлекло меня прежде всего в «Грани бездны». Не разочаровался. Сам автор определил жанр, как «жесткий эпический механопанк», что, на мой взгляд, вполне соответствует изложенному. Множество добротных, красиво написанных экшен-сцен; немного моделирования общества и технологий в заявленных условиях. Разве что с эпичностью плоховато, но это и не так уж важно. Понятно, что такое определение не более, чем шутка, но любители игр с жанровыми терминами вполне могут здесь развернутся.

Сама история представляет из себя путешествие через Атлантический океан в команде бронеката «Гольфстрим», под командованием Еремея Проныры Третьего. Имя немного наводит на несерьезный лад, но на самом деле, ничего дурашливого нет. Хотя забавные происшествия встречаются регулярно. Так же в команде: бывший сенатор, а ныне талантливый механик, Гуго де Бодье; отважная и немного сумасбродная жена капитана Малобонита Проныра, стрелок и любитель полетов на дельтаплане; воин-варвар с севера по имени Убби Сандаварг со своими братьями Ярнклотом (пудовый кистень) и Ярнскидом (щит из иностали). И Физз, забавный варан-броненосец. Не сказать, что герои показывают чудеса психологии в плане образов, но к финалу проникаешься к ним истинной симпатией, и расставаться с ними будет жаль. По крайней мере, со мной так и произошло. Один момент мне только не понравился: Физз являет собой нечто вроде попугая, постоянно произнося к месту и нет забавные фразы. И автор о нем рассказывает, как о существе без разума, однако уж слишком часто поведение этого зверька выглядит осмысленным, что как-то не сходится с заявленными словами.

Роман прежде всего приключенческий, не стоит искать в нем глубинных залежей философии. Действие, действие и еще раз действие – этого добра здесь хватает с излишком. Написано все это очень неплохо, картинка так и встает перед глазами. Будь ли это борьба с громадными вактами, порождениями Вседержителей (пришельцы, что помогли Глушкову устроить такой грандиозный апокалипсис), или погони на еще больших бронекатах, или воздушный бой с вингорцами, или штурм местных городов-крепостей, или… Перечислять долго, стоит лишь сказать, что оторваться вряд ли получится.

Так же хорошо изображено и общество этого странного мира. Простенько, но со вкусом. Небольшие штрихи в религии: так современны Ад жителям океанского дна представляется райскими кущами, где повара на огне (!) готовят разные вкусности погибшего мира. Немного поверий, устоявшихся обычаев. Технологии, вроде пневматического оружия, под стать миру без огня. Иногда какие-то препятствия помогают обойти инопланетные технологии (например, Неутомимые Трудяги в качестве двигателей), что буквально падают с неба. Иногда это, к небольшому сожалению, выглядит немного топорно.

В общем, я доволен. Любителям серьезной прозы рекомендовать не буду, но вот поклонникам приключенческой литературы, как мне кажется, стоит обратить внимание.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх