fantlab ru

Джон Кристофер «Смерть травы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
376
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть травы

The Death of Grass

Другие названия: No Blade of Grass

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

Вирус Чанг-Ли вырвался из китайской лаборатории и стал поражать посевы риса. Вскоре он мутировал и принялся уничтожать всю траву вообще. Это привело к смерти многих животных, голоду и убийствам среди людей. Чтобы сократить собственное население, британское правительство решило сбросить бомбы на крупные города. Это привело к беспорядкам внутри страны и развалу государства.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Экранизации:

«Смерть травы» / «No Blade of Grass» 1970, США, реж: Корнел Уайлд



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Смерть травы
2024 г.

Издания:

Смерть травы
1992 г.
Смерть травы. Долгая зима. У края бездны
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

У края бездны
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Death of Grass
1956 г.
(английский)
The Death of Grass
1956 г.
(английский)
No Blade of Grass
1975 г.
(английский)
Morte dell'erba
1981 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал мнение Viktorrr («Роман недостаточно увлекателен»). Вот уж действительно о вкусах спорят. Давно лежит на полке томик Кристофера. Думаю, дай страниц по двадцать в день, да может и осилю. Прочитал пятьдесят на ночь глядя. Часа два поворочался. Пока не дочитал до конца — не уснул. По началу показалась, что вещь будет стандартно примитивная, как многие постапокалиптики с массой ужасающих бедствий и все такое прочее. Однако автор постепенно завинчивает гайки, постоянно заставляет нас следить за трансформацией сознания главного героя, вожака отряда — Джона, анализировать и оценивать его поведение в различных ситуациях. Не раз заставлял задуматься о том, а как бы я поступил на его месте или на месте некоторых его сотоварищей. А это и есть одно из главных предназначений писательского труда.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга жесткая. Даже — жестокая. Катастрофа внутреннего мира главного героя и сопровождающей его маленькой группы людей, вызванная катастрофой глобальной. Изменение их отношений с остальным миром и между собой, мутация «цивилизованного гражданина» в образованного варвара. Расчетливая жестокость и циничность как единственный способ выжить физически, похоронив себя нравственно. Автору браво. Современные глуховские-мичурины на фоне Кристофера выглядят школотой, которая пытается строить из себя отборную шпану.

ЗЫ. И обратите внимание, для создания эффекта автору не понадобилось ни одного ругательства!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который с интересом читается и через полвека после своего написания, произведение жёсткое и достаточно лаконичное, без каких-то экскурсов в прошлое и многостраничных размышлений. Это придаёт повествованию динамичность. Вместе с тем, смысловая нагрузка романа не пострадала. На фоне в первую очередь социальной, а не экологической, катастрофы читатель наблюдает изменение характера, образа мыслей главного героя и может задаться вопросом: «А как бы поступил я?», вопросом серьёзным и не очень «удобным».

Сразу хочу сказать, что многие действия персонажей плохо соотносятся с моими гуманистическими идеалами. Примерно таких же идеалов изначально придерживался и главный герой, но суровая действительность предоставила простой выбор — погибнуть или измениться. Причём на карту оказалась поставленной не только собственная жизнь, но и существование всей семьи, так что раздумывать главному герою не пришлось.

Написанный в пятидесятые годы английский роман-катастрофа обречён на сравнение с «Днём триффидов». События в «Смерти травы» менее фантастичны, несмотря на оригинальную основную предпосылку. Вынесенное в название явление служит лишь спусковым механизмом для последующих катастрофических событий. Сюжет у Кристофера, на мой взгляд, проще, но события описаны более жёстко. Несмотря на отсутствие излишней натуралистичности, я бы не стал советовать читать это произведение детям.

Нельзя не отметить отголоски параноидальных опасений середины двадцатого века, которые нашли своё отражение в допущении принципиальной возможности уничтожения собственных городов, хоть такая идея сначала и показалась мне несколько бредовой.

По содержанию понравились выстрелившие в финале «ружья», незаметно развешанные в завязке романа. Книга написана талантливо, и недаром считается классикой в своём жанре.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нынче вполне себе заезженный сюжет, когда группа людей в предверии (во время или после) апокалипсиса, катастрофы, стихийного бедствия путешествует к некоему безопасному месту. Но данная книга была написана тогда, когда это еще не был заезженный сюжет и судя по всему стала образцом для многих подражателей в дальнейшем. И я мог бы сказать — отличным образцом.

Что было бы, если вдруг вся трава начала бы умирать и исчезать в следствии заражения вирусом? К ответу на этот вопрос автор подходит на протяжении нескольких первых глав, описывая ситуацию в мире, отдельных регионах и в Великобритании, где живут главные герои. Сначала кажется, что это проблема лишь отдельных стран. Попытки найти противоядие, спасти ситуацию, надежды на то, что всё образуется. Оптимизм и в итоге столкновение с жестокой реальностью.

И вот тут то начинается путешествие к безопасности. Здесь есть все традиционные элементы подобного сюжета. Узнать что-то, что станет спусковым крючком для старта — есть. Быстро собраться и всех собрать — есть. Добыть оружие — есть. Прорываться сквозь кордоны военных — есть. Мародеры, банды, беспорядки (убийства и изнасилования в наличии) — есть. Встречи с другими убегающими — есть. И так далее. Классика жанра в общем-то. Но не копирование других, а создание образца для идущих следом.

Кроме этого, в наличии имеется набор разных персонажей. Часть из них описана схематично, часть очень ярко (например, Пирри). Главный герой — Джон — сначала кажется тоже несколько шаблонным. Но это иллюзия, так как со временем он меняется и это хорошо заметно. Меняются его мысли, поступки и отношение к происходящему вокруг. Конечно у изменений есть причины. Сначала, на что ты готов ради спасения своей семьи? Потом, на что ты готов ради тех людей, которые идут за тобой, и благодаря которым ты вообще жив? И много других ситуаций, где решаются судьбы людей и не только.

Но в условиях установившейся анархии, человек человеку стал волк. И от соблюдения этого принципа зависит твоя жизнь. Убей или умри. И скорее всего не просто умри. И вот это изменение общества от цивилизации к некоему животному беспределу описано ярко и правдиво, хотя и на локальном уровне. Пошагово, несмотря на все возможные иллюзии тех, кто уже перешагнул черту, но всё еще надеется на светлое и нормальное будущее в финале путешествия. Но пути назад быть не может. Потому что тот, кто вкусил крови — уже не забудет ее вкуса. Кто почувствовал безнаказанность (даже в условиях разваливающегося общества) — будет переступать черту раз за разом и с каждым разом это будет даваться легче. И пути назад уже не будет. Да, у них не было другого выхода и они стали такими в результате того, что происходило вокруг. Но они стали совсем другими. Важен не только процесс, но и результат.

Все это описано максимально правдиво и жестко (но без чернухи), при этом достаточно ярко и легким языком. Колоритные персонажи, нормальные жизненные диалоги, интересные приключения, в которые веришь. Отличное произведение. Сначала казалось будет что-то проходное, банальное и примитивное, но чем дальше, тем становилось понятнее — здесь есть что-то большее.

Ну и финал — он был... интересным. Хорошая и жирная точка в этом романе. Без сомнений эта книга — образец для подражания. Как и подобает быть настоящей классике.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман про то, что человек в экстремальной обстановке отбрасывает наносную цивилизованность. Но, не верю, слишком быстро герои романа потеряли свою человечность, ну не верится мне в такое. Возможно из-за того, что не раскрыты обстоятельства, не показаны внутренние мотивы. Из-за этого повествование кажется скомканным. Напоминает анекдот:

«Самолет потерпел катастрофу и упал на необитаемый остров. Спасатели находят единственного выжившего. Он сидел под пальмой, облизывая свои пальцы, а вокруг разбросаны кучками человеческие кости.

— Я понимаю, вы меня ненавидите за то, что я сделал, но я должен был как-то выживать на этом острове.

Командир спасателей:

— Я, конечно, понимаю, ради жизни человек способен на все... Но, мать твою, самолет же упал только вчера.»

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неторопливо-тягуче, как-то даже обыденно человечество вываливается в первобытно-общинный строй. Распадается экономические и социальные связи — люди бегут из крупных городов, сами объединяясь в банды, что бы противостоять другим бандам и выжить, уничтожив конкурентов на еду, которой с каждым днем становиться все меньше и меньше...

«Смерть травы» вполне осознанно можно назвать одним их трех наиболее сильных романов-катастроф, наряду с «Днем Триффидов» и «Долгой зимой».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умели раньше описывать катастрофы. Захватывало дух и без лишней «чернухи». Действие развивается неторопливо, «по-английски». Напряжение нарастает постепенно и достигает пика в сцене «разборки» между братьями. Сам, как отец, подумал — на что бы я пошел, чтобы спасти свою семью?

На этой классике учились все авторы современных романов-катастроф. Обязательно прочитайте, хотя бы для сравнения с современной манерой письма.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно собирался прочесть и вот очередь дошла. Страшный роман, где герои вынуждены в борьбе за жизнь убивать ни в чем не повинных людей и по сути сами превращаются в бандитов-пусть и не по своему желанию а в силу обстоятельств..Автор не задает вопроса,почему его герои БОЛЕЕ достойны жизни, чем убитые ими..Да и угрызения совести не очень мучают убийц. О художественных достоинствах умолчу-как-то они не проглядываются. И ещё-ощущение смазанности конца романа имеет быть...Но читается с интересом

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо. И с литературной точки зрения, и с научной — ведь из экологии изъято всего одно звено, какой катастрофой это окончилось. По нынешним перенасыщенным химией временам — и вовсе суперактуально.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический роман-катастрофа, читающийся свежо и интересно, несмотря на солидный возраст. Почему-то эта книга прошла мимо меня, несмотря на то, что я про неё неоднократно слышал, видел разного рода упоминания, но прочитал лишь недавно.

Неизвестный вирус уничтожает траву и разного рода родственные ей растения, такие как рис, пшеница и многие другие. Сельское хозяйство в упадке, животноводство загибается, еда внезапно становится дефицитом. Эпидемия вируса начинается где-то в Китае (ха-ха, знал бы автор...), а затем распространяется по всему миру. Учёные всех стран трудятся не покладая рук, но успехи их в борьбе с этой напастью весьма скромны. И вот уже обычные современные люди, скинув с себя лёгкий налёт цивилизованности, задорно начинают уничтожать себе подобных и отвоёвывать местечко поближе к кормушке.

Начиная чтение, я опасался, что это будет вполне такая английская книга про английских леди и джентльменов, никогда не теряющих самообладания и стоически переносящих сложности, неумолимо идя к победе, но опасения мои были абсолютно напрасны. Более того, автор, видимо, понимал, что этого от него многие будут ожидать и вложил в уста героев фразы типа «ну мы то англичане, хранители порядка и цивилизации, у нас то не будет, как у этих всяких». Но нет, будет. Именно так же, как у всяких разных диких азиатов. Инстинкт самосохранения немедленно расставляет всё по своим местам, люди быстро понимают, что собственная жизнь весьма ценна.

Роман об «обратной эволюции», о том, как быстро падают моральные преграды, о жажде жить. Довольно жестокая книга, правдивая и заставляющая подумать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга этого автора, и сразу — в яблочко. Власть, мнимая стабильность, вирус, людоедство, черная земля, жалость, сплочение для достижения цели. Главный герой меняется на каждом листе жизни.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Китае разразилась эпидемия вируса, убивающего рис. Там разразился голод. Из Азии вирус быстро распространился на всю землю. В попытке побороть эту напасть люди сделали только хуже, и теперь вирус поразил всю траву, включая злаки. В романе описывается путь становления и превращения главного героя из человека цивилизованного до жесткого феодала.

В произведении показано как хрупко экологическое равновесие в природе и как быстро привычный нам мир может рухнуть и обратить в ничто все достижения прошлого, насколько быстро с людей слетает слой цивилизованности и как скоро они могут вернуться к первобытной жестокости и дикости.

Прочитал быстро и с удовольствием. Хоть и несколько поверхностно написано, но в романе много экшена и читается легко.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

История семьи на фоне разворачивающегося апокалипсиса в границах одного государства. Автор не даёт времени на передышку и размышления и сразу погружает в события и действия. Почти нет мыслей героев, что является плюсом в плане раскрытия их через поступки, но с другой стороны сжимает роман до некоего боевика.

В результате гибели растений от вируса жители городов вынуждены решать оставаться ли на месте и ждать дальнейших действий государства или пуститься в путь на поиск оставшихся защищённых островков с неприхотливым картофелем. Слухи, интриги, жертвы приводят к сбору команды во главе с главным героем, Джоном Кастэнсом, ведущим скромный отряд к крепости брата-фермера. Из-за активных действий в повествовании можно не заметить и не поверить перевоплощению в характерах. Инженер превращается в руководителя группы, потом в повелителя, что носит имя “Закон”. Не верю. Пирри, как антигерой, является более интересным персонажем. Хладнокровный убийца, кукловод, стратег и при этом почти самопожертвование.

Роман является выстиранной, выжатой и выглаженной, пусть немного покрашенной в фантастические цвета, версией “ Гроздьев гнева” Джона Стейнбека, с теми же поисками, неудачами и находками семьи Джоудов. Наставления по радио, поиск домов, попытки спрятаться напомнили “Ночь живых мертвецов” Джорджа Ромеро с просмотром на чёрно-белом телевизоре.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный, правдивый роман-катастрофа. Интересная, правдоподобная идея голода, как причины конца света. Также описаны и некоторые социальные проблемы. Достаточно качественно и умело.

Герои получились совсем не добренькие. Даже не знаешь, кому бы из них отдать свое расположение. Но такие люди больше походят на настоящих. Даже главный герой, который в начале вроде бы весь из себя толковый, под конец вызывает некоторую брезгливость. Что, тем не менее, гармонично вписывается в сюжет.

Книга в целом немного мрачная. И это создает подобающую жанру атмосферу. Так что в итоге получилось достойное произведение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересный, сюжет развивается увлекательно, но вот концовка мне показалась скомканной: автор постепенно, но твердо разворачивает действие, описывая изменения в сознании главного героя и подводя читателя к кульминации — и вдруг, перепрыгнув эту самую кульминацию, перносит читателя в эпилог, где все уже позади.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх