Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Ощупью в полдень»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Тихонов расследует смерть молодой журналистки, которая была убита на заснеженном пустыре в спальном районе на глазах у свидетелей. Для разгадки придется просчитать маршруты и вахты множества людей, работающих в округе, сторожить автомобильные рейсы и прочесывать гостиницы.
Впервые опубликовано: под назв. «Право ходить по земле» — журнал «Советская милиция», 1968, №1, стр. 68-82; №2, стр. 74-88; №3, стр. 68-84 (Предисловие Юрия Нагибина; Рис. И. Пчелко); под назв. «Ощупью в полдень» — журнал «Огонёк», 1968, №№ 7-13.
Входит в:
— цикл «Следователь Тихонов»
— журнал «Советская милиция № 1, 1968», 1968 г.
— журнал «Советская милиция № 2, 1968», 1968 г.
— журнал «Советская милиция № 3, 1968», 1968 г.
— антологию «Приключения 1970», 1970 г.
— антологию «Агент абвера», 1972 г.
- /языки:
- русский (18)
- /тип:
- книги (13), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 17 марта 2023 г.
1966 год. В Москве убита молодая журналистка Татьяна Аксёнова. По делу непосредственно работает инспектор МУРа капитан Тихонов под руководством полковника Владимира Ивановича Шарапова. Короткая повесть, всё действие которой от убийства до помещения преступника в потребные для общества жизненные условия занимает всего две недели. Однако сюжет плотно насыщен событиями, следствие отрабатывает все версии параллельно, несколько раз уже кажется, что вот он преступник вычислен и будет взят, но в последний момент открываются новые обстоятельства, заставляющие продолжить охоту. Как и в более поздней повести «Я, следователь» соавторы показывают, что милицейская работа совсем не поиск озарения гениальным одиночкой (хотя однажды здесь Тихонов и показывает чудеса дедукции в стиле Шерлока Холмса), а методичная коллективная работа Системы, против которой у преступника, пусть даже самого ловкого и удачливого, нет ни единого шанса.
P.S. В самой повести время действие обозначено как февраль 196* года, но вычислить, что же за цифра скрывается под звёздочкой помогают два факта — 1965 год показан как уже прошедший, а после него 14 февраля приходилось на понедельник именно в 1966 году.
Любопытно, что в данной повести упоминается знакомство Тихонова с героем Юлиана Семёнова майором Садчиковым, которого помимо фамилии и звания можно легко опознать по характерному заиканию.
URRRiy, 19 июня 2021 г.
Роман, талантливо создающий интригу и напряжение в части расследования / преследования. Ни одной строчки лишней в завершающей стадии — чувствуется ритм охотника — следователя поймавшего наконец верную зацепку. А в начале повести, также без всякой халтуры, вполне добросовестно показан технический процесс отработки большого массива информации дабы найти «черную кошку в черной комнате», то есть мелькнувшую тень в сумерках осенней Москвы, причем результат подан весьма красиво — и загадка / трудность экспертизы, и мотивы, и орудие убийства, плюс «добрый» желтолицый начальник со слегка монгольским разрезом глаз Владимир Иванович Шарапов, отечески подпинывающий товарища Станислава Тихонова.
В общем, в своем жанре -детектив — вещь не утратила актуальности, хотя идеальной конечно повесть не назовешь, всё-таки само преступление и действия преступника слишком неформатные.
bubnov1959, 11 января 2021 г.
Рекомендую всем, кому по душе напряженный поиск по следам мерзкого хитрого преступника, которому нечего терять; а также внимание к деталям в духе незабвенного Шерлока Холмса. Интересен интригующий ход писателей: чувствуется, что Тихонов что-то понял. а нам не сказано: мол. догадайтесь сами о том ,что понял Тихонов — вы же знаете тоже. что и он... Привлекает и ненавязчивое обсуждение морально-психологических проблем: это не просто детектив. Восхищает настойчивость Тихонова: вроде пойман преступник и...мимо! а уж против этого все улики, но...И бьется Стас словно лягушка в кувшине с молоком выбивая масло истины и побеждает! P.S. Отдельная благодарность авторам за цитаты из песен Высоцкого. В 1968 это было смело!
ii00429935, 14 декабря 2011 г.
Не лучшее произведение в цикле об инспекторе Тихонове. Казалось бы, все слагаемые успеха налицо. В данном случае Стас Тихонов и его начальник Владимир Иванович (более известный как Володя Шарапов) расследуют убийство молодой журналистки. Зацепок у сыщиков практически никаких, по делу проходит множество фигурантов (а отсюда ложные версии в отношении убийцы). Тихонов как всегда обаятелен, остроумен и готов преподать урок непорядочным людям (даже если Уголовный кодекс они и не нарушали). Преступник же хитер и коварен, а его разоблачение подано авторами довольно эффектно. Есть лишь одно «но». План убийцы основан на таком количестве случайностей, допущений и «роялей в кустах», что никак не должен был сработать. При всем уважении к таланту братьев Вайнеров так и тянет сказать «не верю!»
Всем поклонникам советского ретро вообще и детективов в частности «Ощупью в полдень» стоит разок прочитать. Остальным лучше выбрать «Визит к Минотавру» или «Лекарство против страха»...