fantlab ru

Джон Стейнбек «Заблудившийся автобус»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
143
Моя оценка:
-

подробнее

Заблудившийся автобус

The Wayward Bus

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

«Внемлите, судари, со тщанием Сей притчи мудрым увещаниям…» Джон Стейнбек не зря предварил этот блестящий, простой и глубоко психологичный роман эпиграфом из старинного моралите. Пассажиры обветшалого автобуса, которым предстоит провести в обществе друг друга один день, словно сошли со страниц средневековой пьесы, – настолько четко каждый из них соответствует одному из типичных образов провинциальной Америки середины прошлого века. Преуспевающий предприниматель, так и не избавившийся от кошмарных воспоминаний о войне. Некрасивая юная мечтательница, пытающаяся оживить серые будни сиропными сказками Голливуда. Крайне благопристойная семья, которая «несчастна по-своему». Грубиян подросток со смешными надеждами и мечтами… И еще люди. Люди, каждый из которых обычен до обыденности – и в то же время уникален.

Входит в:

— сборник «East of Eden and The Wayward Bus», 1962 г.

— журнал «Новый мир № 3, 1979», 1979 г.

— журнал «Новый мир № 4, 1979», 1979 г.

— журнал «Новый мир № 5, 1979», 1979 г.



Издания: ВСЕ (15)

Избранные произведения в двух томах. Том 2
1981 г.
Джон Стейнбек. Избранные произведения
1988 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1989 г.
Заблудившийся автобус. Путешествие с Чарли в поисках Америки
1993 г.
Джон Стейнбек. Избранные произведения
1998 г.
Зима тревоги нашей
2001 г.
Заблудившийся автобус
2002 г.
Заблудившийся автобус
2002 г.
Квартал Тортилья-Флэт. О мышах и людях. Консервный Ряд. Жемчужина. Заблудившийся автобус. Зима тревоги нашей
2004 г.
Зима тревоги нашей
2006 г.
Заблудившийся автобус
2011 г.
Заблудившийся автобус
2018 г.

Периодика:

Новый мир № 5, май 1979 г.
1979 г.
Новый мир № 3, март 1979 г.
1979 г.
Новый мир № 4, апрель 1979 г.
1979 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот ещё одна нетипичная книга Стейнбека не понравилась. Он настолько погрузился в натурализм, что неосознанно или специально лишил роман литературной прелести абсолютной обыденностью, незначительной и малозначимой картиной: простые люди без особых перспектив и амбиций оказались на рейсе, судьба которого столкнуться с препятствием, но даже в этом случаи с появлением хоть каких-то возмущений и противоречий, сложно назвать происходящие конфликтом: персонажи по-прежнему несут белиберду. Возможно из-за того, что с самого начала никто из действующих лиц не понравился, я не заметил в дальнейшем раскрытия их характеров или трансформаций. Просто роман о том, как обычные люди ехали в автобусе и свернули на плохую дорогу

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация сразу предупреждает читателя, что эта книга на примере одной маленькой общности — пассажиров автобуса — иллюстрирует все разнообразие типичного американского общества того времени. Поэтому читая, я именно так все и воспринимала — и соглашалась с этим утверждением.

Совершенно случайным днем совершенно случайные люди хотели добраться из одного населенного пункта в другой. У всех свои цели — кто в отпуск едет, кто на важную встречу, кто в поисках лучшей жизни или, как водитель автобуса, потому что работа такая. Но погода стоит плохая, обильные дожди угрожают так наполнить реку, что она смоет мосты. Перед водителем автобуса стоит задача — рискнуть и поехать по мосту, рискуя оказаться в воде или же запертым между двумя развалившимися переправами через воду, или же вернуться в назад. Но водитель, зная, что среди пассажиров есть довольно скандальные типы, перекладывает решение на своих клиентов. В итоге автобус едет кружным путем, по дороге, которой не пользовались уже много лет, и застревает. До любой помощи далеко, снаружи хлещет дождь, и сразу понятно, что ситуация не выправится сама собой. Но как же ведут себя люди? Кто-то во всем винит водителя, возмущается (как и при выборе пути), ничего толком не решает, но в конечном счете в любом случае имеет претензии. Кого-то больше заботят свои личные или семейные проблемы. Кто-то просто разговаривает с другим пассажиром, и в итоге узнает для себя что-то новое.

В книге нет какого-то важного вывода, какой-то крупной трагедии или достижения. Она просто иллюстрирует, какими разными бывают люди, и как по-разному они ведут себя в трудной ситуации. В принципе, схожие типажи можно встретить и в современности.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слушал аудиокнигу в начитке Герасимова. Это второе мое произведение Стейнбека, слушанное в прочтении Герасимова. И если в первом случае («Квартал Тортилья Флэт») я смирился с неторопливым чтением актера, и даже счел его гармоничным самой истории, то в данном случае излишне медлительный темп речи Герасимова меня изрядно раздражал.

Ну да бог с ним, с Герасимовым. Давайте поговорим о книге. Я очень люблю творчество Стейнбека. В этом романе, написанном в 1947-м году, его авторский стиль предстает во всей красе. Писатель наблюдателен, романтичен, поэтичен, виртуозно владеет словом и тонкостями психологии. Все это в романе есть и всего этого у автора не отнимешь.

Но с чем в романе туго – так это с сюжетом. Его просто-напросто нет. Собственно, как нет его в большинстве наших с вами жизней. В этом смысле роман зауряден, как заурядна самая обычная жизнь самого обычного человека. Она течет себе – и все. Без особого смысла, без особой цели, без особых потрясений. В ней, как правило, нет отъявленных злодеев и невообразимых героев. Оглянитесь вокруг – чуть-чуть positivo, малость negativo. А, в целом – так себе, ни шатко, ни валко – мышиная возня человеческих особей.

Кстати, вот только сейчас пришло в голову – а, может, этот роман – гениальный эксперимент автора, в котором он пробует новый стиль — копируя самое житие наше дырчатое. Впрочем, это уже совсем другая история.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стейнбек хорош в описании людей. В их, так сказать, РЕПРЕЗЕНТЕ.

Он хорош в деталях, в быту, в декорациях, в ситуациях. Это стало ясно еще по «Гроздьям гнева», а подтвердилось в «Зима тревоги нашей».

Здесь я ждал более ранней завязки на автобусе и более кульминационной концовки, более острой и мощной. Не знаю почему. Кажется, исходя из прочитанных мной двух вышеуказанных романов предпосылок к оной не было, но моя внутренняя хотелка желала именно чего-то мощного. Тем обиднее было дочитывать последнюю страницу.

На мой взгляд, автор просто поигрался с коллизиями характеров — взял несколько шикарно выписанных, в меру гипертрофированных клишированных людей, наделил их прямолинейным и лобовым нравом, а потом словно бросил кубики, сталкивая персонажей и наблюдая, что из этого может получиться.

Конечно, самым противоречивым вышел главный герой — Хуан. Я так и не понял его мотивов. Так и не понял смысл его ухода. Моральная усталость? Или завуалированное желание «вызвать» Милдред?

В общем, этот роман нужно рассматривать как вырванную из контекста сцену пьесы. Вообще, если честно, напрашивается вторая часть, в которой мы узнаем о будущем персонажей, кого какая ждет судьба. Потому что завязка очень мощная и богатая.

Но по итогу же вышло, что все социальные и возрастные слои сплотила одна общая проблема застрявшего в грязи автобуса. И, может, все стали чуть ближе друг к другу. Но не более.

Хотелось бы большего из такого сеттинга и набора персонажей.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне этот роман попался в подборке Фэнтази. Очень интересно, где в произведении мечи, драконы и магия?.. Или хоть что-то нереалистичное, фантастическое. Безумно интересен ход мыслей человека, после прочтения этого романа говорящий: «Да, типичное фэнтази! Помещу в подборочку...» Боюсь, у этого человека «Том Сойер» будет Твёрдой НФ, а «Белый Клык» — хоррором...

В романе имеем типичное героическое фэнтази, где группа разношёрстных персонажей (полуэльф, то есть полумексиканец, семья аристократов, волшебно-сексуальная куртизанка т.е. стриптизёрша, ветеран войны, прыщавый юнец и т.д.) волей случая и природного катаклизма сводятся вместе и изолируются на полтора суток от мира. Непривычная обстановка, изоляция и странная компания заставляют героев совершать несвойственные им подвиги или злодеяния

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(секс с первым встречным, семейная ссора на людях, порча собственного выходного костюма...)
В произведении поднято много психологических и социальных проблем (от алкоголизма домохозяек до социализации вернувшихся с фронта палладинов-ветеранов), но красной линией среди всех прочих идей идёт заглавная — крушение Американской Мечты (ещё бы чуть больше обречённости, и роман можно было бы причислить к Dark Fantasy). Язык повествования очень интересный и атмосферный, на полном серьёзе меня «зацепило» первое же предложение. В общем, рекомендую всем любителям харизматичного и интеллектуального фэнтази!

Простите за это баловство, не удержался. Конечно, это социально-бытовая реалистическая драма, где единственная фантастика — абсолютный сексуальный магнетизм Камиллы. Очень интересное и своеобразное произведение с пленительными подробными описаниями всего подряд, правда не совсем в моём вкусе...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх