Джон Стейнбек «Заблудившийся автобус»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Внемлите, судари, со тщанием Сей притчи мудрым увещаниям…» Джон Стейнбек не зря предварил этот блестящий, простой и глубоко психологичный роман эпиграфом из старинного моралите. Пассажиры обветшалого автобуса, которым предстоит провести в обществе друг друга один день, словно сошли со страниц средневековой пьесы, – настолько четко каждый из них соответствует одному из типичных образов провинциальной Америки середины прошлого века. Преуспевающий предприниматель, так и не избавившийся от кошмарных воспоминаний о войне. Некрасивая юная мечтательница, пытающаяся оживить серые будни сиропными сказками Голливуда. Крайне благопристойная семья, которая «несчастна по-своему». Грубиян подросток со смешными надеждами и мечтами… И еще люди. Люди, каждый из которых обычен до обыденности – и в то же время уникален.
Входит в:
— сборник «East of Eden and The Wayward Bus», 1962 г.
— журнал «Новый мир № 3, 1979», 1979 г.
— журнал «Новый мир № 4, 1979», 1979 г.
— журнал «Новый мир № 5, 1979», 1979 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 19 сентября 2023 г.
А вот ещё одна нетипичная книга Стейнбека не понравилась. Он настолько погрузился в натурализм, что неосознанно или специально лишил роман литературной прелести абсолютной обыденностью, незначительной и малозначимой картиной: простые люди без особых перспектив и амбиций оказались на рейсе, судьба которого столкнуться с препятствием, но даже в этом случаи с появлением хоть каких-то возмущений и противоречий, сложно назвать происходящие конфликтом: персонажи по-прежнему несут белиберду. Возможно из-за того, что с самого начала никто из действующих лиц не понравился, я не заметил в дальнейшем раскрытия их характеров или трансформаций. Просто роман о том, как обычные люди ехали в автобусе и свернули на плохую дорогу
Mao_Ri, 27 сентября 2020 г.
Аннотация сразу предупреждает читателя, что эта книга на примере одной маленькой общности — пассажиров автобуса — иллюстрирует все разнообразие типичного американского общества того времени. Поэтому читая, я именно так все и воспринимала — и соглашалась с этим утверждением.
Совершенно случайным днем совершенно случайные люди хотели добраться из одного населенного пункта в другой. У всех свои цели — кто в отпуск едет, кто на важную встречу, кто в поисках лучшей жизни или, как водитель автобуса, потому что работа такая. Но погода стоит плохая, обильные дожди угрожают так наполнить реку, что она смоет мосты. Перед водителем автобуса стоит задача — рискнуть и поехать по мосту, рискуя оказаться в воде или же запертым между двумя развалившимися переправами через воду, или же вернуться в назад. Но водитель, зная, что среди пассажиров есть довольно скандальные типы, перекладывает решение на своих клиентов. В итоге автобус едет кружным путем, по дороге, которой не пользовались уже много лет, и застревает. До любой помощи далеко, снаружи хлещет дождь, и сразу понятно, что ситуация не выправится сама собой. Но как же ведут себя люди? Кто-то во всем винит водителя, возмущается (как и при выборе пути), ничего толком не решает, но в конечном счете в любом случае имеет претензии. Кого-то больше заботят свои личные или семейные проблемы. Кто-то просто разговаривает с другим пассажиром, и в итоге узнает для себя что-то новое.
В книге нет какого-то важного вывода, какой-то крупной трагедии или достижения. Она просто иллюстрирует, какими разными бывают люди, и как по-разному они ведут себя в трудной ситуации. В принципе, схожие типажи можно встретить и в современности.
KindLion, 12 сентября 2020 г.
Слушал аудиокнигу в начитке Герасимова. Это второе мое произведение Стейнбека, слушанное в прочтении Герасимова. И если в первом случае («Квартал Тортилья Флэт») я смирился с неторопливым чтением актера, и даже счел его гармоничным самой истории, то в данном случае излишне медлительный темп речи Герасимова меня изрядно раздражал.
Ну да бог с ним, с Герасимовым. Давайте поговорим о книге. Я очень люблю творчество Стейнбека. В этом романе, написанном в 1947-м году, его авторский стиль предстает во всей красе. Писатель наблюдателен, романтичен, поэтичен, виртуозно владеет словом и тонкостями психологии. Все это в романе есть и всего этого у автора не отнимешь.
Но с чем в романе туго – так это с сюжетом. Его просто-напросто нет. Собственно, как нет его в большинстве наших с вами жизней. В этом смысле роман зауряден, как заурядна самая обычная жизнь самого обычного человека. Она течет себе – и все. Без особого смысла, без особой цели, без особых потрясений. В ней, как правило, нет отъявленных злодеев и невообразимых героев. Оглянитесь вокруг – чуть-чуть positivo, малость negativo. А, в целом – так себе, ни шатко, ни валко – мышиная возня человеческих особей.
Кстати, вот только сейчас пришло в голову – а, может, этот роман – гениальный эксперимент автора, в котором он пробует новый стиль — копируя самое житие наше дырчатое. Впрочем, это уже совсем другая история.
Nikonorov, 19 ноября 2018 г.
Стейнбек хорош в описании людей. В их, так сказать, РЕПРЕЗЕНТЕ.
Он хорош в деталях, в быту, в декорациях, в ситуациях. Это стало ясно еще по «Гроздьям гнева», а подтвердилось в «Зима тревоги нашей».
Здесь я ждал более ранней завязки на автобусе и более кульминационной концовки, более острой и мощной. Не знаю почему. Кажется, исходя из прочитанных мной двух вышеуказанных романов предпосылок к оной не было, но моя внутренняя хотелка желала именно чего-то мощного. Тем обиднее было дочитывать последнюю страницу.
На мой взгляд, автор просто поигрался с коллизиями характеров — взял несколько шикарно выписанных, в меру гипертрофированных клишированных людей, наделил их прямолинейным и лобовым нравом, а потом словно бросил кубики, сталкивая персонажей и наблюдая, что из этого может получиться.
Конечно, самым противоречивым вышел главный герой — Хуан. Я так и не понял его мотивов. Так и не понял смысл его ухода. Моральная усталость? Или завуалированное желание «вызвать» Милдред?
В общем, этот роман нужно рассматривать как вырванную из контекста сцену пьесы. Вообще, если честно, напрашивается вторая часть, в которой мы узнаем о будущем персонажей, кого какая ждет судьба. Потому что завязка очень мощная и богатая.
Но по итогу же вышло, что все социальные и возрастные слои сплотила одна общая проблема застрявшего в грязи автобуса. И, может, все стали чуть ближе друг к другу. Но не более.
Хотелось бы большего из такого сеттинга и набора персонажей.
Warrapan, 19 декабря 2016 г.
Лично мне этот роман попался в подборке Фэнтази. Очень интересно, где в произведении мечи, драконы и магия?.. Или хоть что-то нереалистичное, фантастическое. Безумно интересен ход мыслей человека, после прочтения этого романа говорящий: «Да, типичное фэнтази! Помещу в подборочку...» Боюсь, у этого человека «Том Сойер» будет Твёрдой НФ, а «Белый Клык» — хоррором...
В романе имеем типичное героическое фэнтази, где группа разношёрстных персонажей (полуэльф, то есть полумексиканец, семья аристократов, волшебно-сексуальная куртизанка т.е. стриптизёрша, ветеран войны, прыщавый юнец и т.д.) волей случая и природного катаклизма сводятся вместе и изолируются на полтора суток от мира. Непривычная обстановка, изоляция и странная компания заставляют героев совершать несвойственные им подвиги или злодеяния
Простите за это баловство, не удержался. Конечно, это социально-бытовая реалистическая драма, где единственная фантастика — абсолютный сексуальный магнетизм Камиллы. Очень интересное и своеобразное произведение с пленительными подробными описаниями всего подряд, правда не совсем в моём вкусе...