fantlab ru

Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Оценок:
904
Моя оценка:
-

подробнее

Триумфальная арка

Arc de Triomphe

Другие названия: Arch of Triumph

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 70
Аннотация:

Вторая Мировая война. Париж — как тихая гавань в бушующем огне Европы. Герой романа, Равик, умудрённый жизнью человек, талантливый немецкий хирург и беженец, пытается жить по возможности тихо. Скрываясь от полиции, он живёт по отелям без документов, проводит подпольные операции в частных клиниках, выпивает по вечерам в бистро и кабаках. Казалось бы, даже в такое смутное время можно жить относительно спокойно. Но всё меняется, когда он встречает старый объект ненависти и новый объект любви.

Примечание:

Писать роман «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк начал в 1938 году. В это же время Ремарк переезжает в Нью-Йорк. В Америке писатель чувствует себя не очень комфортно, несмотря на успех в обществе и внимание красивейших и известнейших женщин. Его раздражает показная мишура Голливуда, гипертрофированное тщеславие американских звезд. К тому же его недолюбливает местное сообщество эмигрантов во главе с Томасом Манном. Работа над романом продолжается несколько лет. Ремарк хлопочет о получении гражданства США. Его принимают в Вашингтоне, он вращается в кругах театра и кино.

В это время в Германии нацисты казнят сестру Эриха — Эльфриду Ремарк (Шольц). Гибель сестры настолько потрясает писателя, что сразу по окончании «Триумфальной арки» он приступает к написанию романа о концлагере, который посвящает памяти Эльфриды. Роман начинает выходить в журнале «Кольес» в 1945 году. Буквально сразу после выхода первого номера в Германии уходит из жизни мачеха Ремарка, покончив с собой.

Вскоре «Триумфальная арка» был издан в виде книги, ее печатает нью-йоркское издательство «Эплтон-Сенчюри». На немецком языке роман выходит в мае 1946 года в Цюрихе. Через два года «Триумфальную арку» экранизируют, а вскоре после выхода фильма на экраны Ремарк решает вернуться в Европу.

Первая публикация в СССР: журнал «Иностранная литература», 1959, № 8-11.


Экранизации:

«Триумфальная арка» / «Arch of Triumph» 1984, Великобритания, реж: Уорис Хуссейн



Похожие произведения:

 

 


Черный обелиск. Триумфальная арка
1978 г.
Триумфальная арка
1982 г.
Триумфальная арка
1984 г.
Триумфальная арка. Жизнь взаймы
1987 г.
Триумфальная арка
1990 г.
Триумфальная арка. Ночь в Лиссабоне
1991 г.
Возлюби ближнего своего. Триумфальная арка
1992 г.
Триумфальная арка
1992 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 4
1993 г.
Том 3. Возлюби ближнего своего. Триумфальная арка
1993 г.
Триумфальная арка
1993 г.
Триумфальная арка
1995 г.
Триумфальная арка
1997 г.
Триумфальная арка
2001 г.
Три товарища. Триумфальная арка
2004 г.
Триумфальная арка. Искра жизни
2004 г.
Триумфальная арка
2005 г.
На Западном фронте без перемен
2007 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2007 г.
Триумфальная арка
2009 г.
Триумфальная арка
2009 г.
На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка
2011 г.
Триумфальная арка
2012 г.
Триумфальная арка
2014 г.
Триумфальная арка
2014 г.
Триумфальная арка
2014 г.
Триумфальная арка
2016 г.
Триумфальная арка
2017 г.
Триумфальная арка
2017 г.
Триумфальная арка
2017 г.
Триумфальная арка
2017 г.
Три товарища и другие романы
2020 г.
Триумфальная арка
2020 г.
Триумфальная арка. Ночь в Лиссабоне
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Твори в двох томах. Том 2. Тріумфальна арка. Чорний обеліск
1986 г.
(украинский)
Чорний обеліск. Тріумфальна арка. Ніч у Лісабоні
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считается, что «Триумфальная арка» — это одно из лучших, самых пронзительных, грустных и в то же время светлых произведений автора.

В этом романе Ремарк рассказывает о жизни талантливого немецкого хирурга, вынужденного эмигрировать во Францию, в Париж. Сюжет разворачивается накануне войны, и Ремарку удается очень точно и очень тонко передать ощущение неотвратимо надвигающейся беды. В этой обстановке его герой пытается выжить, работая в качестве ассистента у врача, обделенного талантом, и исправляя его ошибки. Вскоре к нему приходит любовное чувство, оказывающееся одновременно и очень сильным, и крайне неуместным в сложившихся обстоятельствах.

Литературоведы считают, что «Триумфальная арка» является в некоторой мере автобиографичным романом. Действительно, в нем прослеживается целый ряд параллелей: Ремарк также был эмигрантом, вынужденным жить в отрыве от своей родины; его также связывали сложные любовные отношения, правда, не с актрисой, как главного персонажа романа, а с певицей; подобно своему герою Ремарк имел возможность ощутить весь ужас приближения войны.

Разумеется, все эти совпадения пошли на пользу роману — он становится поразительно эмоциональным, каждая фраза, каждый оборот в нем прочувствованы, прожиты автором. Недаром считается, что «Триумфальная арка» — это одна из тех книг, которую можно разобрать на цитаты целиком — размышляя о природе человечности и любви в своем романе, Ремарк делится с читателем прежде всего тем, что он прожил и почувствовал сам. В том числе поэтому ему удается создать удивительно сложных героев, каждый из которых является полноценной, настоящей личностью. И благодаря тому, что в «Триумфальной арке» присутствуют такие, «настоящие» герои, данный роман производит особенно серьезное, сильное впечатление.

Эта книга не оставит равнодушным тонкого, думающего читателя.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда будет стоять на полке любимых книг.Одна из лучших у Ремарка.И хотя здесь нет такого динамизма действия как в романе « На западном фронте без перемен» и вроде бы любовная тема не такая яркая как в» Трех товарищах»,но это только на первый взгляд.«И здесь любовь. Вечное чудо. Она не только озаряет радугой мечты серое небо повседневности, она может окружить романтическим ореолом и кучку дерьма... «.Очень пронзительный роман! Особенно цепляет «некнижная«реальность происходящего.Полное впечатление, что давно знаком с этими людьми Равиком и Жоан Маду, Морозовым,Кэт,малоприятной сестрой Эжени и другими. Второстепенных и незапоминающихся персонажей нет.Все подлинное и настоящее.Кажется,что можно коснуться рукой мокрой парижской мостовой. Конечно же ,как принято у Ремарка, опять присутствует главный и любимый напиток героя и героини романа.Если в « Трех товарищах» это был ром,а в во «Время жить и время умирать.»-кюммель,то в « Триумфальной арке» сорокаградусным символом счастья и уюта-является кальвадос. Безусловно веришь истинам,прозвучавших на страницах книги:

- Легче переспать с мужчиной, чем назвать его по имени.

-Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево

-Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю эту книгу лучшим романом Ремарка. Как всегда у него, она о дружбе, о любви, о тёмной тени прошлого и суровости нашего мира. Герои получились настолько живыми, что словно проживаешь целую жизнь, историю Равича. Это Ремарк, и хэппи-энда не будет.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно хотела прочитать это произведение... и вот вчера безобразно ясным и тёплым вечером перевернула последнюю страницу и поставила книгу на полку. Когда-нибудь я возьму её снова. Какие-то ещё слова излишни — это прекрасная книга.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Триумфальная арка».

Даже не знаю с чего начать.

Не хочется пользоваться в применении к Ремарку разными клише типа «это очень личное произведение», «пронзительная вещь», «печальная песнь в прозе», и пр. — они бы сильно удешевили мое впечатление о романе. Это все не то.

Триумфальная арка- часть жизни самого Ремарка, а именно грустная история любви писателя и блистательной Марлен Дитрих. Очень порядочный, прекрасный душой, сердцем и помыслами человек, полюбил красивую женщину. И она отвечает ему взаимностью. Казалось бы — что может быть прекраснее? Наверное ничего, но только до момента, когда прекрасная женщина решает комфортно устроить свою жизнь и поступает весьма банально: находит для этой цели любовника, покидая нашего прекрасного душой главного героя.

Трагизм ситуации усугубляется множеством факторов: наш герой очень раним, он немецкий эмигрант, живущий под вымышленным именем и двери спокойной размеренной жизни в Париже для него закрыты, мир находится на грани войны. Что же делает наш герой? Ничего... То есть он просто живет и ждёт, когда прекрасная дама вернётся к нему. Проигрывает разные варианты встречи, ненавидит ее, свою любовь, жаждет мести, страдает, осознаёт, что месть бессмысленна и снова ждет. Печально.

Лично меня утешало одно маленькое но... Оно — в особенности души нашего героя, ведь он... мазохист, как и его маститый родитель Эрих, а стало быть такие отношения могли ему нравится. Могли! Ведь иногда боль приятна. Именно боль вытесняет одиночество и , как ни странно , наполняет сердце силой. Именно она толкает нашего романтического героя на нечто отчаянное, но столь необходимое, когда он сталкивается в Париже со своим заклятым врагом- гестаповцем Хааке.

Прочитав Триумфальную арку, найдя на карте Парижа все места, упомянутые в романе, озлившись в очередной раз на коварную совратительницу Ремарка Марлен Дитрих, оставившую в душе гения разверстую рану, я решила перечитать их переписку, а точнее письма Ремарка к Марлен, ведь письма Дитрих к Ремарку практически утрачены. Вот над чем я (о таком не говорят, извиняюсь) рыдала, задавая себе совершенно неуместный и глупый вопрос: Ну почему я не Марлен?!?!?!?! Почему она — не я?!?!?! Как можно было отказаться от Ремарка и его любви?!?!

.....Хотя, у неё, конечно, были на то свои причины....

Успокаивали меня две вещи: то, что Ремарк был все-таки счастлив, о чем он весьма часто упоминает в письмах и, осознание того, как сильно я люблю жизнь. Жизнь, скрывающую под внешней банальностью рог изобилия, полный чудес.

Вывод: читать обязательно!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дуже душевний роман, на останных сторінках мало не розплакалася. Дуже подобається характер головного героя, а саме головне , що в нас час можна знайти таку схожість з тою епохою у думках. І твір дійсно можна розібрати на цитати

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Литературу такого масштаба, такого качества и такого мастерства невозможно читать со скукой и по обязаловке — непременно будешь эмоционально включённым и в события, и в переживания героев романа, и в процесс интеллектуальной переработки заложенных в романе авторских идей и представлений, взглядов и убеждений, ценностей и смыслов.

Величие Ремарка в том, что он сумел через личную судьбу немецкого нелегального эмигранта Равика показать почти апокалиптическую картину заката Европы. И не напрасно перед моим внутренним взором постоянно мелькали картины тёмного полуосвещённого города с нависающим над ним мрачным небом с несущимися и сеющими мелких пронизывающий дождь облаками, с серыми фигурами нахохлившихся сгорбленных и согбенных людей с испугом на душе и с отчаянием в изподлобья бросаемых вовне взглядах... Вот эта мрачноватая средневековость и полусумрачная приглушённость тонов распространяется не только на картины внешнего мира, но и на те чувства и эмоции, которые испытывают и проживают герои книги Ремарка.

А ещё Ремарк мастер образов и символов. И хотя сам в тексте романа иронизирует над символизмом, но ведь постоянно всплывающий в книге образ Триумфальной арки совсем не случаен — коли порассуждать немного, так можно себе представить, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Равик, являясь представителем гуманнейшем профессии врача, совершая личную казнь по личному же приговору нациста и фашиста гестаповца Хааке, осеняет себя этой самой Триумфальной аркой...

Но образ Триумфальной арки вовсе не является единственным и центральным (хотя роман и носит это имя) — такого рода образов и символов в тексте рассеяно довольно много, и внимательный читатель сам найдёт их во время чтения. Потому что Ремарк очень точен в выразительных средствах и пишет только те диалоги и внутренние монологи, которые стопроцентно реалистичны, и даёт только такие картинки внешнего мира, которые максимально помогут читателю войти в ткань романа, оказаться рядом с его героями...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это самый настоящий шедевр, а его автор гений. Ремарк поистине выдающийся автор, таким стилем письма и передачей атмосферы, пока что я никого не замечал. Он пишет очень серьезные и жизненные ситуации, которые будут актуальными всегда, при этом на все эти вопросы он отвечает с позиции философии. С первых же страниц повествования я просто влюбился в главного героя Равика — участник Первой Мировой войны, немецкий хирург, не имеющий гражданства, живёт в Париже и оперирует пациентов вместо менее квалифицированных французских хирургов. И как настоящий хирург на жизнь он смотрит цинично, не стесняясь этого. При этом он помогает людям и берется за безысходные случаи. Далее в книге показана история любви с некой Итальянской актрисой Жоан, на которую Равик практически наткнулся на улице, в момент ее душевного расстройства. Равик взял ее под свое крыло, помог с работой. Но эта женщина оказалась для Равика обузой, от которой он хотел избавиться, но она не отпускала. С эмоциональной точки эта сюжетная линия самая сильная, местами я сам ненавидел эту Жоан за такое отношение к Равику, она просто пользовалась им. Также у Равика есть друг, с которым они проводят душевные разговоры за шахматной доской и бутылкой кальвадоса. У них похожее положение, одинаковые взгляды на жизнь — вместе им проще и легче. Еще одна сюжетная линия – это месть. Равику удаётся заманить в лес и убить своего главного мучителя — гестаповца Хааке. Он делает это с целью оградить других людей от того, что он испытал, хотя и понимает, что это малая часть, но это то, чем он может помочь другим.

«Спокойно прожить жизнь — вот что сегодня кажется самым невероятным приключением». Пожалуй, именно в этой фразе и заключен смысл существования Равика, который находится в постоянной борьбе.

Ну и конечно не могу не сказать про совершенно потрясающий язык Ремарка. Он умудрился мастерски описать все сюжетные линии, при этом сдобренные философией, которая вполне уместна. Не было никакого провисания сюжета и отступлений, а просто все рационально, от одной сюжетной линии к другой. Очень приятное чтиво, которое при этом заставляет серьезно задуматься о жизни.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательнейшее произведение, понравилось больше «Черного обелиска».

Атмосферно, романтично и как-то угнетенно в преддверии войны.

После 25-летнего оболтуса Людвига Бодмера читать про Равика — что совершить скачок.

Понравились взаимоотношения Равика и Жоан. Хотя Жоан, по сути,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не слишком-то приятный персонаж.

От сцены с Хааке я немного впал в ступор. Очень уж автор подробно написал. Выглядит достоверно, эмоции переданы максимально.

Концовка вполне в духе Ремарка.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк — гений!

Мое любимое произведение у него — именно «Триумфальная арка». Ремарк очень тонко описывает переживания людей, в то же время без сантиментой. В романх Ремарка всегда присутствует любовь, но не в том банальном смысле, в которой мы привыкли о ней читать.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ремарка я открыл для себя в домашней библиотеке, ибо в свое время он был довольно популярным автором в СССР. Популярность эта была обусловлена его немецким диссидентством, человечностью и неприязнью войны. Его романы наполнены безысходностью, болезнью нового времени. Ремарк был постоянным эмигрантом, что отражается в героях его книг. Безденежье, болезни, ложь и милосердие постоянно ходят вместе, то погружая на дно, то кидая спасительную соломинку. Читать Ремарка безумно тяжело эмоционально, ты начинаешь сопереживать всем, хотя героев в основном знаешь лишь по деталям. Нет полных образов, лишь детали. Люди, проходя мимо которых, ты не запомнишь. «Триумфальная арка» не самое великое произведение, но самое сентиментальное.

Мир на пороге второй мировой. Немецкий эмигрант пытается жить в Париже, постоянно находясь в тени, в бегах. Сложные любовные отношения и появление старых демонов, описание жизни эмигрантов, их радости и суровые будни. Чувство постоянной опасности — это и есть «синдром эмигранта». Даже полученное возмездие не улучшает самочувствия, тело отравлено навсегда вместе с душой.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее что я прочитал у

Ремарка. Серьезнее Трёх Товарищей. Интереснее и более насыщенно чем Обелиск.

Советую. Очень атмосферного и в духе Эриха

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из тех книг, которые становятся частью твоей биографии. Бессмысленно пытаться перечитать и переоценить с холодной головой на седьмом десятке . Это — как убить свою память, свои юношеские эмоции, которые за десятилетия срослись с твоим я.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман надо читать осенью, когда за окном идет дождь, на столе стоит бутылка коньяка или кальвадоса, рядом лежит пачка сигарет, а на ногах лежит теплый плед.

История хирурга и актрисы, случайная встреча и желание жить и все это в окружении смерти и безысходности, желание жить в полную силу вопреки отчаянию, страхам и тоске. Нуарные декорации и диалоги без лишних слов и рефлексий. Любовь, дружба, месть и смерть.

Кальвадос, вишневка, польская водка, коньяк, вино, шампанское, запах эфира, дождя, кофе и бренди. И завтра будет война.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это потрясающая книга, на самом деле. Начинаешь читать — она не захватывает с первых строк, но она притягивает красотой текста. Она описываеет мир накануне войны — мир зыбкий, почти что нереальный, страшный, если задуматься, мир, но делает это настолько живо, что ты словно сам нелегально живешь в Париже в предчувствии войны. Живешь – без документов, в дешевом отеле, работая без лицензии за жалкие гроши… Но при этом ты живешь. Ты любишь, ты пьешь, ты играешь в шахматы, ты спасаешь людям жизни, ты вершишь месть…

Постепенно, сама того не осознавая, я полюбила эту книгу и ее героев. Наверное, я поняла это лишь на последних ста страницах, но я уже не могла оторваться от чтения. Все нити, заданные автором, свились в один клубок – здесь и любовь, и страсть, и месть, и наступление войны – и все разом из призрачного становится реальным, отпускает груз прошлого, заканчивается шаткость нелегальной жизни, чтобы смениться тяжелой определенностью французского концентрационного лагеря.

Что меня поразило – в главном герое книге нет отчаяния. Он живет, и ему можно позавидовать, не смотря на все обстоятельства. Все заканчивается – и тут же начинается, жизнь, какой бы она ни была, продолжается. И при всем при этом автор не прибегает к нравоучениям и сомнительным жизнеутверждающим лозунгам. Это достойно восхищения.

И рефреном истории звучит каменный свод Триумфальной арки – весьма красноречиво, не правда ли?

«В пустой ночи одиночества – вот когда в человеке может вырасти что-то свое, если только он не впал в отчаяние… Что знаешь ты обо всем этом?»

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх