Михаил Гиголашвили «Чёртово колесо»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Грузия, 1987 год, «перестройка». Тбилисские наркоманы и менты, неотличимые от мафии, интеллигенция, воры в законе, партноменклатура — детально прописанные персонажи романа «Чертово колесо» страдают от ломки физической, слома личности, смены эпох и «понятий».
«Сквозь мелкие детали, сквозь чутко расслышанные фразы и точно схваченные общественные настроения проступает сложный и страшный образ великой империи накануне распада. Наркотики в этом плотном, густонаселенном, эпохальном романе — не более чем машинное масло, смазка, позволяющая привести в движение поразительно изящную и стройную конструкцию». Галина Юзефович
«Панорамный охват, феноменальная “доказательная база”, мрачный фоновый юмор создают эффект, когда вопреки здравому смыслу пытаешься прочесть восемьсот страниц в один присест». Лев Данилкин
Входит в:
— журнал «Подвиг 1994'06», 1994 г.
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2010 | |
номинант |
Русский Букер, 2010 // Студенческий Букер |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dimon1979, 13 марта 2021 г.
Неимоверно тяжёлая и гнетущая книга. Особенно от осознания, что это привычная реальность для многих и многих, кто не смог остаться в стороне от употребления наркотиков.
Гиголашвили — новый и абсолютно неизвестный для меня автор. Жанр, в котором написан этот роман, тоже не в приоритете сегодняшнего чтения. Однако, подошло время очередного отдыха от фантастики и фэнтези, поэтому выбор пал на это произведение.
Сразу скажу, я ни на секунду не пожалел о своём выборе. Книг подобной этой, не так много. Помимо грязи и чернухи на каждой странице, автор скрупулёзно анализирует природу человека. Самый жестокий, безумный и бесполезный вид разумного на планете Земля. Что двигает, казалось бы вполне успешными людьми, когда они начинают колоться в грязных подвалах в окружении опустившихся, даже не на дно, а в самую бездну кошмара и ужаса. Это невозможно объяснить какой-то логикой или хоть чем-то похожим на разум. Нет, это чистое отсроченное самоубийство и настоящее убийство близких.
Будьте готовы к путешествию по самым тёмным закоулкам, притонам, подвалам на просторах бывшего СССР. По тем местам, где отсутствует хоть что-то из светлого, где правит боль, страх, отчаяние и каждодневный, непрекращающийся кошмар.
Автор буквально погружает читателя в этот мир, в котором предстоит пережить все «прелести» жизни употребляющих отраву каждый день. Не знаю, кто консультировал автора и помогал ему воссоздавать мельчайшие подробности, которые может знать только человек, имеющий непосредственное отношение к этому миру. Всё написано достоверно, подробно, без малейшего снисхождения к чувствам читателей. Именно так и должен писать автор, который хочет максимально передать какое это грязное болото, без малейшего шанса на спасение. Только так можно хоть кого-то оградить от подобного жизненного пути, который завершится очень быстро и страшно, причём, для родных и близких это будет такой же конец.
Не часто встретишь книгу, в которой десятки персонажей, но ни одного нельзя назвать даже условно положительным. Все по-своему замешаны в этой грязи, одни употребляют, другие продают, третьи следят за распределением прибыли. Книга трагичная, в чём-то вызывающая и дерзкая, с обилием самых жёстких подробностей из жизни.
Ближайшая аналогия, по крайней мере для меня, это «Город «Брежнев» Идиатуллина. Исследование эпохи, полное погружение в атмосферу времени, правдивое и честное описание самых неприглядных моментов.
Очень сильная книга. Конечно, она не для всех. Перед прочтением необходимо чётко понимать готовы ли Вы опуститься на самое дно человеческой низменности.
majj-s, 27 февраля 2021 г.
Роман с кокнаром
«Девчонки любят марафет
И жить не могут без конфет.»
Хотя женщин, употребляющих наркотики, в романе нет. Вернее, есть одна, к финалу скончавшаяся от передозировки. Что не может не радовать. Не смерть несчастной Анки наркоманки, но малая представленность нашего пола в самой наркотической книге из всех, какие мне доводилось читать. Куда Агеевскому «Роману с кокаином» или «Морфию» Булгакова. Хотя на самом деле женщин, употребляющих разную дрянь, хватает. Но всяко меньше, чем мужчин и сторчаться насмерть они успевают скорее.
Не знаю, доводилось ли вам сталкиваться с наркоманами, мне да, не слишком тесно, но ощущений хватило на всю жизнь, вместе с желанием держаться от этой публики подальше, не тратя времени и сил на попытки понять и простить. Нет в этих людях богемного очарования, нет романтического флера приобщенности к высшим сферам, да и просто человеческого исчезающе мало. Примитивные существа, у которых многообразие жизненных проявлений сводится к унизительному и омерзительному поиску дури.
В ходе которого потеря человеческого лица не воспринимается сколько-нибудь значимым ущербом, а утрата здоровья, семьи, жилья, социального статуса — норма, словно бы заранее оговоренная условиями игры. Мне скажут: «Ну да, эта книга как раз про то, что наркотики зло». «Да неужели? — отвечу, — А без того все мы об этом не догадывались?» «Ну и еще о том, что наркоманы тоже люди. Больные люди, не случайно наиболее частый эвфемизм для обозначения этой дряни в романе «лекарство».
Но нет, господа, тут позвольте с вами не согласиться. Зависимость не болезнь, а распущенность. И что их теперь, убивать? Зачем убивать — учитывать, трудоустраивать, часть заработанного выплачивать веществами по льготной цене с одновременной стерилизацией и ущемлением в правах. Да это, это же фашизм! Ничего подобного, защита генофонда. Родители из них все равно никакие, а рынок такая тактика обрушит и пусть себе кайфуют.
На самом деле, это же на поверхности, и для того, чтобы додуматься, не нужно обладать особым каким-то умищем. А не сделано до сих пор и вряд ли когда-нибудь будет сделано потому что существование криминального рынка наркотиков лоббируется на уровне, куда более высоком, чем вы или я даже представить себе можем. Равно как доходы от оборота дон Мари-Хуан с тоненькими усиками и оливковой кожей не кладет в свой карман, а пускает ручейками, против всех законов гравитации, в заоблачные выси.
И в этом смысле «Чертово колесо» книга «ни-о-чем» срез наркоманской тусы Грузии образца конца восьмидесятых прошлого века Ни серьезного глубокого исследования корней зла и механизмов функционирования этой машинерии. Ни внятных предложений по минимизации ущерба от социального зла. Ни четкой авторской позиции.
Что, автор осуждает? Как-то незаметно. Больше того, два самых отмороженных персонажа, убийцы и насильники Нугзар и Сатана залихватски куролесят по Европе, голландский опиумно-гашишевый рай, увиденный их глазами, вызывает прямо-таки умиление. Ну до чего молодцы голландцы, умеют! И наши мальчики в этом краю обетованном почти готовы внутренне переродиться. Осталось только загнать на аукционе раритет, пытками вырванный у владельца, и можно слушать Моцарта, читая Библию.
Или Пилия, коррумпированный наркоман инспектор угрозыска, неоднократно пытавший подследственных, привезший в родную Грузию чемодан с тридцатью килограммами опия. Тоже отличный ведь парнишка. Вот и счастье ему в конце подвалило, разжился бешеными деньгами, украденными Нугзаром и Сатаной у того же несчастного владельца редкой марки. Уйдет теперь из розыска, станет предпринимателем. А может не уйдет, с ксивой как-то спокойнее и радостнее жить на свете.
Публика разная, но совершенно отпетая, и у меня, читателя, не раз и не два в ходе чтения возникал вопрос: откуда у Михаила Гиголашвили такое доскональное знакомство с реалиями? В библиотеках изучал или прямо внедрялся в среду, рискуя здоровьем, и далее по списку? Так или иначе, похоже, зря. Шедевра не получилось. Такая жесть жестяная.
Стилистически недурно, не более. Вставная новелла про беса, рукопись которой зачем-то муторно-тоскливо читают влюбленные шестиклассники, кажется не то, чтобы инородной, но непонятно, для чего введена в повествование, разве что для параллели между несчастным неприкаянным скитальцем в вечной охоте за последним вздохом и героями-наркушами. А скорее дань моде на пойоменон, характерной для литературы миллениума.
И нет, это не энциклопедия грузинской жизни. Было бы нечестно так плохо думать о грузинах и Грузии.
an2001, 24 июля 2014 г.
В книге несколько сюжетных линий, но почти все они имеют точки соприкосновения — прямо или косвенно. Следить за каждой линией небезынтересно, а местами может познавательно в том смысле, что обычный человек вряд ли сталкивается в своей жизни с таким количеством «изнанки жизни» в самом грубом, циничном и грязном своём проявлении. Почти никто из героев не вызывает сочувствия или сопричастности к своей персоне, а распространенность половой распущенности и наркомании просто велико. Но в ходе повествования ряд поступков и событий будут вполне узнаваемы и понятны.
В общем странная книга, но не мрачная и «чернушная», а скорее обыденно-циничная.