fantlab ru

Валентин Пикуль «Фаворит»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
397
Моя оценка:
-

подробнее

Фаворит

Роман, год (год написания: 1979)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

Вторая половина XVIII века. Россия. На престол восходит молодая Екатерина Алексеевна — будущая Екатерина II Великая.

В центре повествования — великий государственный деятель, генерал-фельдмаршал, граф и светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический. Человек властный и противоречивый, но талантливый и умный, не боящийся вторгаться в государственные дела во благо России.

Но роман — не только описание всех взлётов и падений великого фаворита. Это ещё и роман о целой эпохе екатерининского правления глазами главного героя.

Примечание:

Авторский подзаголовок: роман-хроника времён Екатерины II в двух томах.

Датирован автором: август 1976 — ноябрь 1979, остров Булли.


Входит в:

— журнал «Роман-газета, 1987, № 10», 1987 г.

— журнал «Роман-газета, 1987, № 9», 1987 г.

— журнал «Роман-газета, 1988, № 13», 1988 г.

— журнал «Роман-газета, 1988, № 14», 1988 г.


Экранизации:

«Фаворит» 2005, Россия, реж: Алексей Карелин



Похожие произведения:

 

 


Фаворит. В двух томах. Том 1
1984 г.
Фаворит. В двух томах. Том 2
1984 г.
Фаворит . Том 2.
1985 г.
Фаворит. Том 1
1985 г.
Фаворит. Том 1
1989 г.
Фаворит. Том 2
1989 г.
Валентин Пикуль. Фаворит. Том 2
1990 г.
Фаворит. Том 1
1990 г.
Избранные произведения в XII томах
1991 г.
Фаворит
1991 г.
Фаворит. Том второй
1991 г.
Фаворит. Том первый
1991 г.
Избранные произведения в XII томах
1992 г.
Фаворит
1992 г.
Фаворит
1992 г.
Фаворит. В двух томах. Том 1
1992 г.
Фаворит. В двух томах. Том 1
1992 г.
Фаворит. В двух томах. Том 2
1992 г.
Фаворит. В двух томах. Том 2
1992 г.
Фаворит. Том 1
1993 г.
Фаворит. Том 2
1993 г.
Под золотым дождём
1994 г.
Под золотым дождём
1994 г.
Валентин Пикуль. Том 18
1995 г.
Валентин Пикуль. Том 19
1995 г.
Том 25
1995 г.
Том 26
1995 г.
Фаворит. Книга вторая
1998 г.
Фаворит. Книга первая
1998 г.
Фаворит
2007 г.
Фаворит
2008 г.
Фаворит. Книга 1
2008 г.
Фаворит. Книга 2
2008 г.
Фаворит. Том 1
2008 г.
Фаворит. Том 2
2008 г.
Фаворит. Том 3
2008 г.
Фаворит. Том 4
2008 г.
Фаворит
2012 г.
Фаворит. Книга вторая
2012 г.
Фаворит. Книга первая
2012 г.
Фаворит. Книга 1. Его императрица
2015 г.
Фаворит. Книга 2. Его Таврида
2015 г.
Фаворит
2018 г.
Фаворит
2018 г.

Периодика:

Роман-газета № 9, май 1987 г.
1987 г.
Роман-газета № 10, май 1987 г.
1987 г.
«Роман-газета», 1988, № 13
1988 г.
«Роман-газета», 1988, № 14
1988 г.

Аудиокниги:

Фаворит
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Фаворитът. Том 1
1990 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, историю нельзя изучать по историческим романам. Наверное, это справедливо. Но я уверен, что именно благодаря таким книгам, а не сухим монографиям и диссертациям, можно историю полюбить.

Только ленивый критик до сих пор не пнул этот роман. За образ Потёмкина, который вышел у Пикуля несмотря на подчёркнуто многочисленные недостатки героя, безусловно положительным, что расходится с общепринятым мнением и сейчас, а во время выхода романа ещё и противоречило официальной идеологии. За искажение фактов, домыслы, отсебятину и такое прочее. Ввязываться в такого рода полемику считаю бессмысленным и бесперспективным занятием — исторические романы видимо писать вообще не просто, но зато у каждого из них найдутся и почитатели и хулители. Скажу только, что против истории автор кажется не погрешил, все исторические события в романе происходят в положенные сроки, девяносто девять процентов героев — это реально существовавшие люди, жизненная линия которых совпадает с их исторической биографией. Защитить писателя от критика отчасти может лишь читатель. И он делает это единственно возможным способом — роман «Фаворит» уже тридцать лет может похвастаться неизменными вниманием и любовью читателя.

Роман наполнен картинами тогдашней жизни как аристократии, так и простого люда. Действие в основном разворачивается в Российской империи, но стараниями автора мы сможем побывать в разных уголках Европы и не только. Несколько войн, дворцовые перевороты, придворные интриги, становление и падение царедворцев, судьбы людей на фоне исторических событий, изрядная толика патриотизма и преображение облика страны — всё это «Фаворит». Больше всего люблю этот роман за то, что пока я его читаю, великое множество его героев перестаёт быть для меня ничем непримечательными портретами, краткими статьями в энциклопедиях, параграфами в учебнике по истории. Они как будто входят в мою комнату и делают мне честь, удостаивая беседой. Я больше слушаю, чем говорю и беседы эти для меня — истинное наслаждение. А ведь героев в романе бездна! Да, есть светлейший князь Таврический, без которого, собственно и не было бы книги, есть Екатерина Вторая и человек из народа — Прохор Курносов. Но наряду с ними, читателю встретятся: писатель Денис Фонвизин, пятеро знаменитых братьев Орловых, полководец Александр Суворов, король Пруссии Фридрих Великий, греческий корсар Ламбро Качиони, печально известная Салтычиха, учёный Михаил Ломоносов, фельдмаршал Миних, недалёкий Пётр III, гетман Разумовский, граф Шувалов, хан Крым-Гирей, мыслитель Вольтер, послы разных держав, фельдмаршал Миних, адмирал Грейг и... я просто устал перечислять. Кто-то появится на минуту, приветствуя вас лёгким кивком, а может напротив ожидая поклона, кто-то будет нашим собеседником на протяжении всей книги. Важно, что все они предстанут пред нами не только историческими личностями, но прежде всего людьми, со свойственными каждому достоинствами и недостатками, а значит станут для нас ближе и понятнее.

Это прекрасный роман о великом времени, великих событиях и великих людях. По-настоящему великих.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пикуль один из моих любимых писателей, к коим не принадлежит не один писатель фантаст (пока). Я считаю в художественной литературе этот жанр самый сильный и самый сложный. Читал 2 раза, причем второй раз не хуже первого, а где-то что-то и допонял. Пикуль, Балашов, Исай Калашников это мастера жанра.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о царствовании Екатерины II и ее фаворите Григории Потемкине. Вообще Екатерина фигура знаковая, именно в ее правление было присоединение Новороссии и Крыма (но какой ценой, Карл!).

Все началось с того, что путем интриг она свергла своего собственного мужа Петра Третьего и стала владычицей России (будучи немкой). Начала она с реформ и восстановления Петровских начинаний. Переписывалась с Дидро и Вальтером. Валентин Саввич раскрывает так же фигуру Потемкина, человека властного, хитрого, жадного. Интересно описываются так же события чумного бунта в Москве.

Как всегда, прочтение подобной литературы дает ответы на некоторые, волнующие юные умы, вопросы о матушке-России. Но если же вы привыкли обходиться серьезными историческими работами — листайте дальше.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Его императрица

Где тут в императрицы записывают?

Удивительно интересное было время — годы правления Екатерины II. И удивительное, и интересное, и значимое, и знаковое. Время, определившее многие грядущие десятилетия российской государственности. Время, заложившее основы в международных отношениях не только века следующего, XIX, но и определившее всю будущую международную политику государства Российского во все последующие столетия. Не исключая уже и новое, третье тысячелетие. То, в котором мы живём.

Принято называть век XVIII женским веком. Семьдесят лет громадной и расширяющейся Российской империей правили женщины. Сразу после Петра Великого и заканчивая Екатериной Великой. Такие вот кавычки поставила История в этом веке, от Великого до Великой.

В этом романе мы немного захватываем период правления внучки Петра Первого Елизаветы. Потому что будущая Екатерина II входит в этот роман как Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская. И мы проходим через её ещё детство, затем молодость и замужество плавно и постепенно. И параллельно с нею, но с разницей в десяток лет, родился и растёт будущий Князь Потёмкин-Таврический, а покамест просто Гриня, Гришаня, сын обыкновенного, довольно заштатного, российского майора.

Вот собственно, перед нами и предстали два основных персонажа этой книги. Екатерина и Григорий. Первую часть книги речь в большей степени идёт как раз о Екатерине. Потому что происходящее с ней имеет не только книжно-романные смыслы и значения, но и вполне реальные исторические. И не только всероссийские, но и всееропейские тоже.

И вот эту часть романа, касающуюся Екатерины II, интересно читать не только потому, что она изложена языком красивым и сюжетно богатым, но ещё и в сравнивании с официальной биографией российской самодержицы, а также вкупе и с другими книгами об этой незаурядной женщине (перво-наперво с книгой «Екатерина Великая» Анри Труайя). И интересно наблюдать, как авторы разных версий истории жизни Императрицы Екатерины делают значимыми одни события и пропускают мимо своего упоминания события и происшествия другие, причём каждый по-своему, отчего всё это взаимно дополняет и обогащает официальную (или официально признанную) информацию.

А на довольно долгое время вторым по значимости героем романа становится Григорий Орлов и его братья. Потому что роль этой семейственной пятёрки куда как значима и в судьбе Екатерины, и в судьбах российских, соответственно. И даже кажется порой, что название романа «Фаворит» в первой книге в большей степени как раз относится именно к Григорию Орлову, нежели к Григорию Потёмкину.

Однако наш молодой человек тоже участвует в монархическом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина. И уже в дни этих острых и ярких событий Екатерина заметила и приметила удальца-вахмистра. И с тех самых пор их судьбы, то сходясь, то расходясь ненадолго и недалеко, однако следуют параллельными курсами.

Но другим важным наполнением романа является широкая масштабная картина жизни в России времён первой половины царствования Екатерины. Которая с одной стороны вроде бы служит фоном для раскручивающего маховика сюжета, но с другой стороны, является тем самым питательным бульоном, в котором произрастает и российское монаршество, и вся знать, и люд мастеровой и крестьянствующий, из которого и состоит Россия.

Заканчивается роман на самом интересном месте, когда сходит со сцены один фаворит (Григорий Орлов) и восходит фаворитская звезда Григория Потёмкина. Ну, значит идём в Фаворит-2.

Его Таврида

Второй роман по сути является просто прямым и непосредственным продолжением книги первой, что и отражено в общем названии обеих частей дилогии — Фаворит. И отсюда же, из названия второй книги, следует, что речь идёт уже о втором периоде жизни Григория Потёмкина — периоде, когда он стал безусловным фаворитом и любимчиком Екатерины, и в конечном итоге стал князем Потёмкиным-Таврическим.

Вот казалось бы, любовная связь и всё такое. И причём здесь дела государственные. Но так устроен человек, что если любит кого-то, то это особенное, «предвзятое» отношение к любимому человеку курирует, модерирует и меняет все остальные отношения с ним и к нему. Потому что любимый человек кажется не только самым красивым, добрым и ласковым, но ещё и самым мудрым, умным, честным и чистым, порядочным и всё такое. И его мнение кажется любящему сердцу самым важным и значимым, и заслуживающим особого внимания и отношения. Даже если этот человек совсем не разбирается в том, о чём судит.

Однако в случае с Григорием Потёмкиным в этом смысле Екатерине повезло. Потому что судьба наградила его и в самом деле незаурядным умом и способностью мыслить масштабно и государственно. И помимо любовных способностей дала ему ещё и способности, а может быть и дар быть по-настоящему советником Императрице. И всё это вкупе с личными мужеством и отвагой (о чём свидетельствуют его военные кампании) и правда выделяют Григория Александровича из общей массы именитых и знатных и делают его и правда Фаворитом. Уже в более широком смысле. Потому что когда любовная линия их отношений обрывается, то контакты на уровне Императрица-Советник остаются на прежнем уровне. И все последовавшие после Григория новые фавориты и любовники так и не смогли полностью отстранить его от Императрицы, не смогли уменьшить мощь его влияния.

А вообще в романе много всяких других сюжетных линий и масса интересных и образных героев и персонажей, как вполне исторических, так и просто лирических и сотворённых автором (впрочем, Вики утверждает, что это всего один персонаж). Тут и вся наша плеяда учёных и творческих людей эпохи (Ломоносов, Сумароков, Державин...), тут и талантливые военные (Суворов, Румянцев, Ушаков…), здесь же многие политические и государственные деятели эпохи (будущий Павел I, Бецкой, Панин, Дашкова, Дидро). И вместе с ними на поле романа действуют и более простые люди — перво-наперво Прохор Курносов, но также просто матросы и солдаты, с именами и безымянные.

В результате перед нами предстаёт богатейшее по краскам и по количеству изображённых фигур полотно общественной и государственной жизни в России времён правления Екатерины II.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший исторический роман, дающий обзор великой и страшной эпохи «матушки-государыни» Екатерины Великой.

То было великое, блистательное и страшное время. Россия наливалась имперской мощью, вычищала старых врагов, навроде крымского ханства (которое три века было врагом Москвы и русских, живя во многом за счёт набегов и работорговли) и польских мятежных шляхтичей и магнатов. Развитие флота, армии, наук, всплеск ремёсел, расширение старых и зарождение новых городов — всё это эпоха Екатерины II. И ужесточение же крепостиничества, народные бунты и мятежи — тоже её эпоха. Но всёж титул Великая бывшая принцесса из крошечного германского государства заслужила не зря. Принцесса Фике в конечном итоге стала великой русской государыней.

Монахиней она не была, она любила и книги, и веселье, и путешествия, и лихих мужчин. И об одном из её фаворитов — о славном Григории Потёмкине, князе Таврическом, и рассказывает своему читателю эта книга. Перед его взором разворачивается огромное историческое полотно, где герои живут, любят, сражаются буквально от хладных скал Балтики и до пламенных камней Колхиды. Это рассказ о том, что жить нужно полной грудью. Трудясь при этом на благо людей и своего Отечества.

Да, Валентин Пикуль был мастер исторической прозы. Он мог порою ошибаться — но он искренне любил историю. И смог привить любовь к ней у многих из своих читателей. И да, я тоже считаю его, наряду с тем же Дмитрием Балашовым, настоящим мастером и одним из столпов отечественного исторического романа минувшего уже, увы, века.

Ну а «Фаворит» — это одна из лучших работ Пикуля. Читайте! это хорошая книга.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этой книги и началось мое знакомство с этим замечательным писателем. И с тех пор Пикуль стал одним из любимых авторов в своем жанре.

Замечательный роман о тяжелой эпохе в истории нашего государства. Как бы повернулась история если бы на престол не взошла Екатерина Великая мы не знаем. Но можно уверенностью казать, что Екатерина не стала бы Великой, если бы ее не окружали такие люди как Григорий Потемкин. И я согласен с фразой з книги «Почему нет памятника Потемкину?» При все противоречивости героя он человек своей эпохи. Государственник.

Отдельное спасибо автору за дух эпохи показанный в романе. Герои не схематические персонажи, а вполне живые и узнаваемые люди. Весьма рекомендую всем кто любит историю нашей страны.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В художественном плане книга откровенно слабая.

Одна из её слабостей — характеры. Они абсолютно однозначны, слеплены из традиционных штампов традиционной историографии (Ключевский, как же без него!). Екатерина – нечеловечески мудрый монарх, и притом нездорово похотливая женщина; Елизавета – добродушная весёлая баба, не имеющая представления, как управлять государством (и как только она умудрилась не развалить его, а приумножить славу?), Петр 3 – совершенно неуправляемый дурак и подлец (да, история любит дураков сажать на троны, но лишь когда ими можно манипулировать; такому глупому и неуправляемому человеку не то что поцарствовать, ему бы до 20-то дожить не дали!), Орловы – лихие, но безмозглые, мать Фике, Дашкова, Лизавета Воронцова, Мария Фёдоровна, Платон Зубов – просто карикатурны! Будь все они такими простыми, как 5 копеек, никому из них не править Россией. Да и не видятся за этими парадными портретами живые люди.

Эта карикатурность, к сожалению, распространяется не только на людей, но и на многие описываемые исторические события. Об историчности тоже говорить, увы, не приходится. Относительно достоверными могут быть факты, но не их трактовка. Да, любое государство должно отстаивать свои интересы; да, Россия должна отстаивать свои интересы, даже если это не нравится «западным партнёрам». Что тогда, что сейчас. Но книга написана так, как будто свои интересы (всегда благородные и гуманистические) есть только у России, а лидеры остальных держав – глупые, жадные и вредные мелкие пакостники, у которых лишь 2 интереса: услаждение себя-любимых и напакостить России. Ну, ребята, ну, это же смешно!

Многие события описаны подробно, но бестолково. Кто куда пошёл и что сказал – есть, а общей картины – нет. Переворот 1762 года преподнесён бесшабашным мятежом «на слабо»: никому не нравится император, а давайте скинем его? – а давайте! Некоторые битвы (Чесменское сражение, например) начинаются с того, что противник многократно превосходит русских, потом описывается рутина сражения (всадники поскакали, пушки выстрелили, корабли развернулись и т.д.) и вдруг русские уже празднуют победу. Каким образом? Ни стратегии, ни полководческого гения, ни единичного героизма, ни даже случайности, которая изменила бы расстановку сил – ничего не показано.

Введение ассигнаций тоже любопытно. В тексте упоминалось, что многие до Екатерины пробовали, но ни у кого не получалось. А у неё получилось. Почему?

А Павел? Ладно, все остальные персонажи даны нам уже сложившимися личностями, но почему так нелепо скудно описан он? Почему он вырос именно с такими взглядами и с ненавистью к матери? Единственный в книге мельком прозвучавший ответ – потому что его воспитывал Панин. Но это порождает следующие вопросы: а почему Панин воспитывал его именно так, почему Екатерина не помешала ему? Я знаю ответы на эти вопросы, но из других источников; почему Пикуль не удосужился оформить их здесь?

Вот и получился, по моему скромному мнению, не художественный опус и не детальное историческое исследование, а слегка оживлённый диалогами учебник истории, в котором одни эпизоды раздуваются, другие, которые могли бы их дополнить и разъяснить, выпускаются из виду вовсе. Что, в целом, к сожалению, хорошо. К сожалению – потому, что история собственного государства сейчас настолько отвратительно преподаётся, что подчас не знается вовсе. Поэтому такие книги, художественно слабые, но всё таки художественные, становятся едва ли не единственной возможностью немного узнать родную историю тем, кто не проникся одноимённым предметом в школе.

Вывод: актуальность этой книги значительно перевешивает её художественные недостатки, предвзятость и историческую несостоятельность. Отсюда и оценка – «выше среднего».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх