fantlab ru

Гарри Гаррисон «Тони Хоукин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
92
Моя оценка:
-

подробнее

Тони Хоукин

Tony Hawkin Series

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Тони Хавкина, индейца Апачи и менеджера магазина книг и печати при Национальной Галерее Вашингтона, завербовало ФБР, как эксперта в области искусства. Бесценная картина ДаВинчи, которую считали погибшей во время войны, всплыла на поверхность в Мехико. Хавкин должен отправиться туда, установить является ли картина подлинной и попытаться завладеть ею.

Смерть его мексиканского связного вовлекает Тони во все более и более причудливые приключения с израильскими, итальянскими, немецкими и американскими агентствами, которые хотят приобрести картину.

В продолжении триллера «Месть Монтесумы» с участием Тони Хавкина — индейца — Апачи, работника музея искусств, завербованного ФБР Тони прибывает в Англию прикованный к двухмиллионному выкупу, который должен быть уплачен группе кубинцев захвативших DC-6. Он связывается с ними на борту самолета и начинается путешествие, которое будет сопровождать его на всем протяжении Шотландских плоскогорий, переходя от фанатичных патриотов шотландцев до кубинских террористов.


Содержание цикла:


7.20 (180)
-
5 отз.
7.49 (105)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Стальная Крыса на манеже
1999 г.
Стальная Крыса на манеже
2000 г.
Звездные похождения галактических рейнджеров
2009 г.

Периодика:

«Мир Искателя» 1997'1
1997 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, каждый известный писатель рано или поздно решает выйти за рамки профильного жанра и в порядке эксперимента поиграть на несвойственном для себя поле. Иногда эти эксперименты оказываются удачными, иногда не очень — для Гарри Гаррисона одним из таких опытов стало написание дилогии о приключениях Тони Хоукина в жанре юмористического шпионского детектива с элементами пародии над жанровыми штампами. Основные отличительные черты данного цикла — обилие приключений, высокий темп повествования, нетипичный для автора главный герой, описания особенностей иностранных государств с точки зрения туриста, высмеивание спецслужб и их противников, а также детективная интрига, благодаря которой угадать главного злодея до последней главы практически нереально.

Поклонники творчества писателя уже давно признали и полюбили наиболее известных персонажей, созданных его воображением — Язон динАльт, Стальная Крыса диГриз — мужественные супергерои, способные с равным успехом работать и головой и кулаками. Тем интереснее будет знакомство с Тони Хоукином — коренной американец, искусствовед, владелец сувенирной лавки, свободно говорящий на испанском, не имеет боевых навыков и вообще против насилия. Вот такой вот совершенно далекий от шпионских интриг обыватель по воле случая становится секретным агентом ФБР. На страницах романов, посвященных его приключениям, Тони предстоит посетить Мексику и Британию, распутать клубки тайных шпионских интриг и с честью вернуться на родину, доказав, что не обязательно быть мускулистым обладателем «черного пояса», чтобы успешно справляться со сложными миссиями — главное, чтобы голова была на плечах.

В обоих романах довольно много различных персонажей, которые постоянно вовлечены в активные действия — агенты всевозможных спецслужб, торговцы антиквариатом, террористы, националисты, полицейские и просто бандиты — все они непрестанно взаимодействуют с главным героем и между собой, преследуя собственные интересы вступают в альянсы со вчерашними противниками и также легко их разрушают. Множество интриг и нарастающий клубок взаимосвязей заставляет постоянно следить за сюжетом, запоминать детали, всё это несмотря на легкий разговорный слог осложняет чтение.

Ярких персонажей в текстах предостаточно, но вот глубоких и тщательно проработанных попросту нет, каждый отыгрывает свою роль, редко вырываясь за рамки отведенной ему автором функции. Действующие лица легко меняют свой окрас с белого на черный и наоборот, только главные злодеи, личность которых сохраняется в тайне до конца, благодаря злой иронии автора, выглядят одномерными карикатурами на типичных антагонистов.

Женских персонажей крайне мало, из более-менее заметных можно выделить Елизавету Злотникову — советскую агентессу-искусствоведа, и израильтянку Эстер, которая не раз выручает главного героя. По закону жанра все женщины просто без ума от Тони и при любом удобном случае стремятся если не затащить его в постель, то хотя бы наградить страстным поцелуем.

В тех случаях, когда герой вынужден действовать в чужой для себя стране, мы ожидаем как можно больше интересных описаний природы, быта, обычаев и традиций местного населения, что помогает погрузиться в атмосферу событий, ощутить себя на месте главного героя. Описания Мексики показались мне недостаточно полными, не удалось ощутить себя грязным гринго, уныло бредущим по пустыне, изредка перемежаемой зарослями колючих кактусов, увидеть яркость и пестроту одежд местного населения, побывать на экзотическом веселом празднике-карнавале. Гостиницы, безликие улицы, изредка поездки на транспорте — минимум описаний достопримечательностей и пейзажей.

В Англии ситуация с атмосферой на порядок лучше — нравы местных жителей, устройство поселений, транспорт, природа, какие-то незначительные детали, которые для создания общей картины необходимы, как воздух, здесь присутствуют. Главный акцент в обоих приключениях автор делает на особенностях местной кулинарии — такое чувство, что герой приехал не для выполнения секретного задания, а с целью поглотить весь местный алкоголь и перепробовать достижения национальной кухни. Такое авторское решение ведет к одному из двух исходов — либо читатель на протяжении всего романа давится голодной слюной, либо не выпускает из свободной руки сочного бутерброда.

Уровень сюжетной динамики чрезвычайно высок, особенно это характерно для первой части цикла — времени отдохнуть, осмыслить прочитанное практически нет — автор ведет нас от начала до финальной точки на сверхзвуковых скоростях. Быстрое развертывание действия это хорошо, но если чересчур этим увлечься, то может получиться так, что читатель закрыв книгу и отерев пот со лба удивленно вопросит: «а что это вообще сейчас такое было, книга то о чем?». Чтобы избежать такого исхода приходится время от времени самому устраивать себе перерывы, откладывать чтение, мысленно повторять ключевые моменты прочитанных глав, дабы не утерять сюжетную нить окончательно.

Слишком вольное обращение автора с историческими фактами в первом романе не добавляет произведению баллов, хотя мне понравилось то, каким образом Гаррисон довольно колко поддел любителей дешевых сенсаций из серии «на самом деле Гитлер выжил и спокойно живет себе в Аргентине / Чили / Новой Швабии...»). Во втором романе автор не стал залезать в дебри истории и искусства, что пошло только в плюс. Конечно, все неточности и логические ошибки можно было легко простить, если бы перед нами была пародия, но в данном случае, автор хотя и периодически юморит, но временами сбивается на серьезный тон, описывая приключения, погони, перестрелки.

Сюжетные схемы романов во многом схожи — получение квеста, его выполнение с беготней, стрельбой и кучей «внезапных поворотов» (читай «роялей»), а в финале — неожиданная развязка с подробной выдачей ответов на все возможные вопросы читателя. По какой-то причине именно в финалах у Тони просыпаются неординарные способности к детективной логике, где он не хуже Великого Сыщика расставляет все по своим местам, хотя до этого зачастую не всегда понимает, что если сложить А и В, то в результате непременно получится С. Учитывая индейское происхождение в сочетании с методой Шерлока Холмса, было бы забавно, если бы главный герой периодически пользовался трубкой мира, но он почему-то предпочитает сигары. Также нелишними здесь бы смотрелись всевозможные высокотехнологичные супершпионские гаджеты, коими славится цикл «Стальная крыса», но нет, из всех приспособлений, выданных герою на базе, можно вспомнить разве что наручную пилу, да каблук ботинка, где хранились мини-гранаты — без всего этого он легко мог бы обойтись.

В общих чертах можно сказать, что дилогия получилась неплохой, но для общего уровня творчества Гаррисона несколько слабовато. Если бы цикл полюбился читателю и показался издателям коммерчески успешным, то здесь можно было бы понаписать кучу продолжений — послать Тони в Россию, Китай, Африку, да хоть на Северный полюс, но дальше двух произведений тема не пошла. В качестве развлекательного чтива романы можно признать условно годными, хотя если хочется отдохнуть, то лучше поискать, что-нибудь не столь богатое на интриги и события — необходимость постоянно держать в уме массу только что прочитанной информации не слишком способствует процессу отдохновения серого вещества. Как итог, мы имеем два неплохих иронических детектива с массой приключений и долей фирменного авторского юмора, никакой глубины и пищи для мозгов здесь нет, но убить время эти книги могут помочь вполне.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх