FantLab ru

Роберт Джордан «Око мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Голосов:
3069
Моя оценка:
-

подробнее

Око мира

The Eye of the World

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Жители небольшой деревни Эмондов Луг не без основания считали, что приближающийся праздник будет лучшим за многие годы. Но надежды их не сбылись — в ночь перед ним на деревню напал отряд троллоков, солдат Тьмы, до сих пор считавшихся не более чем мифом. Чтобы обезопасить своих родных и друзей, трое юношей — Ранд, Мэт и Перрин — вынуждены отправиться в далекий путь в поисках убежища, ведь именно они и были целью нападения. Но есть ли в этом мире спокойное убежище для тех, на кого пал взгляд самого Темного?

© Nog
Примечание:

В 2002 году появилось новое издание «Ока Мира» на английском языке (в серии «Young Adults» того же изд-ва Tor Books) в котором перед прежним прологом помещен еще один — из детства Ранда и прочих двуреченцев, а также дополнен глоссарий. Это издание состоит из двух томов — «Из Двуречья» («From the Two Rivers») и «В Запустение» («To the Blight»).

В однотомных изданиях «Ока мира», выпущенных в сериях «Золотая серия фэнтези» и «Колесо времени», глоссарий сокращён по объёму практически в три раза по сравнению с первым изданием — двухтомником в «Веке Дракона» 1996 г. Оставлено 54 статьи из 158. Причём принцип сокращения не понятен совершенно. Так, были убраны все синонимичные термины, содержащие только ссылки на основные статьи (например: «Отец Лжи. См. Темный» или «Получеловек. См. Мурддраал»). Исчезли абсолютно все статьи с именами действующих лиц (например: «Айбарра, Перрин», «Байар, Джарет», «Гавин», «Мачира, Илайас») и почти все статьи с географическими названиями (например: «Байрлон», «Кэймлин», «Марадон»). Но, что самое удивительное, под нож пошла часть статей с основополагающими терминами, такие, как «Колесо Времени» или «Разлом Мира».

В текстах тех статей глоссария, что остались, сокращений нет. Поэтому в них часто попадаются ссылки на убранные статьи, способные вызвать у читателя, не знакомого с первым изданием, недоумение. Так, в статье «Единая Сила» есть ссылка: «См. также направлять, Времена Безумия, Истинный Источник». Первых двух нет. Статья «Совет Деревни»: «См. также Круг Женщин». Никакого «Круга...» вы в глоссарии однотомника не найдёте. Статья «Троллоковы Войны»: «См. также Договор Десяти Государств». Естественно, отсутствует.


В произведение входит:

  • Из Двуречья / From the Two Rivers
  • В Запустение / To the Blight

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1990)

Похожие произведения:

 

 


Око мира. Книга I
1996 г.
Око мира. Книга II
1996 г.
Око мира
2000 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Око мира
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
2002 г.
(английский)
The Eye Of The World
2011 г.
(английский)
The Eye of the World
2012 г.
(английский)
The Eye of the World
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немножко преамбулы. Я начал своё знакомство с циклом «Колесо времени» совсем недавно. Я узнал о нем, наткнувшись в интернете на новость о переиздании цикла. Это сподвигло меня найти о нем побольше информации. Естественно, узнав позже о том, что это огромный фэнтези-цикл, я, как любитель жанра, не смог пройти мимо. Прочитав множество отзывов, большинство которых были положительными, я решил приобрести первые два тома, которые были не так давно переизданы издательством Азбука в серии «Звёзды новой фэнтези». Теперь о книге.

Тематика, выбранная Джорданом, сама по себе довольно популярна, особенно в жанре фэнтези. Ну, вы знаете, эта вечная борьба добра с абсолютным злом. Однако я не думаю, что ее популярность не заслужена. Ведь тема борьбы добра со злом себя не изжила и, как по мне, никогда себя не изживет, поскольку эта основа основ не только книг, но и нашей жизни, так как в каждом из нас присутствует и противоборствует добро и злое начало в той или иной мере. Думаю, этим и обусловлена такая популярность данного жанра.

Далее, скажу сразу, мне понравилась книга «Око мира». Однако я не думаю, что это делает меня предвзятым, напротив я считаю, что у первой части есть свои небольшие недостатки, но об этом позже. Сама книга написана в жанре героическо-приключенческого фэнтези, поэтому по стилю напоминает «Властелин колец» Толкина. Кажется, что автор именно им и вдохновлялся, но я не думаю, что это плохо, да и не сказал бы, что «Око мира» очень уж похож на «Братство кольца», скорее уж наоборот, не похож.

Роман «Око мира» отличается высокой детализацией, пожалуй, в этом плане он сравним даже с профессором Толкином и его легендарным «Властелином Колец». Джордан подошёл очень тщательно к процессу разработки книжного мира, в нем большое количество городов, селений, рек и других объектов. Каждый объект, независимо важен он для сюжета или нет, назван своим именем и детализирован. Все это помогает детально воспроизвести мир Джордана в воображении, что для меня является большим плюсом. В сумме все это создаёт эффект погружения, без которого невозможно окунуться с головой в сюжет и у читателя может пропасть всякий интерес к произведению, особенно таких масштабов. Хотя стоит упомянуть, что у некоторых людей наоборот это вызывает отторжение и раздражение.

Большая часть персонажей колоритны, а их характеры отлично прописаны. Однако вот тут-то и кроются те небольшие, но все же раздражающие минусы. Во-первых, меня периодически коробило от большинства женских персонажей, все они своевольные, сильные и независимые особы и часто любят заявлять об этом во всеуслышание. Роберт Джордан местами слишком уж перегибает с феминизмом, особенно для 90-х годов, в которых и была составлена добрая часть цикла. Не подумайте, что я против сильных женских персонажей, но когда все дамы, которым отведена хоть какая-то роль в сюжете, постоянно пустословят о том, какие они крутые, не забывая при этом упомянуть, как ущербны мужчины, то это раздражает. Во-вторых, главный герой романа Ранд иногда выбешивает своим нытьем. Это, конечно, характер, которым наделил его автор, но со временем это начинает приедаться. Конечно, если учитывать, что автор хотел тем самым передать тоску Ранда о доме, то можно предположить, что это такая фишка, но тем не менее...

Что касается сюжетной канвы, то поначалу кажется, будто бы она довольно банальна, ведь из всех возможных вариантов автор выбрал довольно шаблонную завязку, но это только поначалу. По мере чтения и погружения отличная детализации и классный антураж делает своё дело, по крайне мере, со мной это было так, но на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Однако тут тоже не обошлось без небольшого минуса, местами сюжет провисает и несколько глав не двигается с мёртвой точки. Например, когда Ранд и Мэт остаются одни, автор несколько глав повествует о том, как они бродят по деревням, зарабатывают на жизнь и занимаются совершенно нудным бытом. Не знаю, возможно, автору нравилось описывать быт, но лично меня это не очень прельщает, ведь книга большой, весомый фолиант, растянутый почти на 850 стр., не говоря о том, что это только первая часть. Но не скажу, что это прям портит впечатление, ведь автор очень красноречив, да и переводчики постарались на славу.

Итак, я думаю, что роман «Око мира», учитывая его незначительные недостатки, заслуживает девятку с минусом, поэтому могу посоветовать всем любителям фэнтези не откладывать и взяться за чтение в ближайшем будущем, если, конечно, вас не пугает четырнадцать томов цикла и объём каждого тома. Да прибудет с нами Свет!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Закончив «Око мира», я поняла, что могу смело удалять из списка лучших книг за месяц всё, кроме этой книги. Потому что она действительно лучшая не только в этом году, но и вообще среди всего, что я читала за последние года три, если не больше.

У Джордана я нашла то, что не нашла у Сапковского, Пехова, Хобб, Ротфуса, то, что всегда было в книгах Толкина — это красивый, объемный, многогранный мир, живые персонажи, в развитие и изменения которых веришь, это ощущение надвигающейся беды, которое нависает тяжёлой грозовой тучей над читателем всё время, пока читаешь. И даже в самом конце это ощущение не отпускает.

«Око мира» — это первая часть объемного цикла и, по-сути, очень польшой пролог, в котором завязывается история, начинаются приключения и герои становятся каждый на тот путь, каким будет двигаться дальше. Не смотря на то, что некоторые моменты нет-нет, да и наводят на мысли о «Сильмариллионе» и «Властелине колец», отличий и сходств я не искала. Если честно, то их не так уж и много. В «Око мира» хотелось погрузиться с головой и не выбираться в реальный мир до тех пор, пока всё это не закончится, правда, не всегда выходило, но это уже другой вопрос. Дальше о книге говорить без спойлеров невозможно, потому что хочется разобрать по кусочкам все события, все поступки героев. А ещё хочется скорее начать читать второй том, но я пока буду держаться.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю эту рецензию стоит начать с того, что она будет поделена на две части — в начале я расскажу о самой книге и личных впечатлениях, а затем постараюсь ответить на разные вопросы, которые задают читатели перед тем, как начать знакомство с этим циклом.

Уже с самого начала начинаешь понимать, что эта история явно имеет тон классического фэнтези. Описания мира, героев, событий. В каждом слове, в каждом предложении это ощущается. Центральными героями у нас выступает троица — Ранд, довольно ответственный и целеустремленный персонаж, Мэт, энергичный и весёлый, и Перрин, сдержанный и рассудительный. Немалое количество уделено времени и второстепенным персонажам, коих здесь не мало. Хотя история начинается довольно стандартно для этого жанра, а именно — главные персонажи узнают что в мире творится неладное и отправляются в путешествие, дальше события будут развиваться не совсем стандартно.

У автора получилось создать очень большой и детальный мир, и поселить в него большое количество разных персонажей — именно этого и ждешь от эпического фэнтези. Джордану удалось создать невероятную атмосферу, как мира, который достаточно своеобразен, так и приключения, которое выпадает на долю наших персонажей, которые не очень то и видят себя в роли героев. И приготовьтесь — автор постоянно будет поднимать темы ответственности, тяжести выбора, последствий. Словом, у нас здесь не стеклянные болванчики, которым скажи что делать — и они без доли сомнений побегут в ту сторону. Этим книга очень подкупает.

Но есть ли у книги недостатки, спросите вы ? Что ж, переходим ко второй части. Одним из распространённых недостатков «Ока мира» является то, что книга очень похожа на «Властелин колец» Толкина, особенно завязкой сюжета, но дальше, уже со второй, автор перестаёт якобы подглядывать в сторону ВК и начинает делать свой мир, который ,«виден» уже во второй книге. Специально перед рецензией на «Око мира» я прочёл следующую книгу — «Великая охота» и могу сказать, что это не совсем правда — просто в первой книге много «пасхалок» и реверансов в сторону культового творения Толкина. Особенно это относится к началу — есть похожие сцены, когда, например, местный Назгул очень долго, сквозь деревья и листья, всматривается туда, где прячется главный герой; птицы разведывают территорию для тёмных сил; отряд входит в очень опасный тёмный участок территории, который давно заброшен и так далее. Но это все не воспринимается как плагиат, и в тех же мелочах понимаешь, что произведение совсем другое — Гендальф, например, никогда не сказал бы, что-то вроде «Если мне понадобится загнать Фродо до смерти к Роковой горе, то я так и поступлю, лишь бы кольцо не досталось Саурону». Далее — насчёт очень большого объёма книг и частых описаний всего и вся, в том числе одежды каждого персонажа. Да, это есть. Но для меня это воспринимается не как искусственное увеличение «хронометража» книги, а скорее добавляет детальности, позволяет показать насколько богат мир на разные детали — это не тормозит сюжет, определенная динамика всегда есть, по крайней мере в первых двух книгах. Тем не менее, несмотря на толщину первого тома, мир более полно раскрывается, на мой взгляд, именно во второй книге, а также там даётся ряд ответов на очень важные вопросы, так что из-за этого первая книга воспринимается уж очень вводной — пожалуй, это и есть главный недостаток «Ока мира».

Также в новом издании от Азбуки появился новый пролог — «Вороны». И на мой взгляд он АБСОЛЮТНО не нужен и может подпортить первое впечатление — 30 страниц нам показывают героев совсем детьми как они играются в родной деревеньке — ощущение что это делалось скорее для тех, кто уже знаком с персонажами и решил перечитать этот цикл. Второй пролог на 9 страниц, который следует за первым, намного более важен как с сюжетной точки зрения, так и с динамической.

В заключении скажу, что книга мне очень понравилась как раз именно потому, что то, что я от неё ожидал, а именно — эпичность, дух классического фэнтези, ощущение приключения; я и получил, и если вы сами ожидаете увидеть это в книге — разочарованными вы не останетесь. В то же время, если вы ожидаете нечто другое, книга может разочаровать. Но в любом случае я бы посоветовал взяться за продолжение, потому что оно действительно вносит больше ясности и, учитывая, что в цикле 15 книг, это совсем не удивительно.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Напишу отзыв на первую часть эпопеи, так как из всего прочитанного она показалась самой интересной. На этот момент я осилил цикл до «Восходящей тени», и дальше продвигаться желания пока нет. Я не отрицаю талант автора. Безусловно, создание такого масштаба вселенной, ее воплощение в слове и образе, требует как минимум титанической работоспособности. Но...

Мир, на мой взгляд, вышел довольно банальным, без изюминки. Из оригинальных находок лишь магический источник, разделенный на мужскую и женскую половины.

Все остальное вызывает ощущение, что просто вышел прогуляться по давно знакомым и исхоженным местам. Не хватает каких-то деталей, создающих оригинальную атмосферу.

Герои. Самым адекватным показался Перрин. Спокойно-рассудительная натура вполне вписывается в мотивы его поступков и манеру поведения. Морейн — патологический конспиролог, Найнив — неуравновешенная деревенская знахарка, Эгвейн — ни рыба, ни мясо, Мэт — плут и бездельник. Персонажей в цикле гигантское количество, но ни за одним из них следить не интересно.

Сюжет. Сильно затянут, изобилует абсолютно немотивированными повторами, бесконечными описаниями несущественных деталей. Первый том, на мой взгляд, получился самым динамичным и увлекательным. Завязка сюжета, интрига побуждали двигаться дальше вместе с героями. В остальных частях хотелось оставить их заниматься своим суперважным почти-ничего-не-деланьем, забежать вперед и узнать, чем все закончиться.

Может быть, этот цикл и зашел бы мне, будь я лет на 20 помоложе, но сейчас он кроме скуки у меня ничего не вызвал. Однако, повторюсь, первый том, как самостоятельное произведение любителям жанра рекомендую.

P.S. Больше всего «доставила» формулировка «друзья Темного» (может это издержки перевода?). Ну какие у Темного могут быть друзья?!

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Колесо времени» совершило очередной оборот и вновь выкатилось на российский книжный рынок.

Идея перечитать всю эпопею появилась у меня довольно давно. Примерно тогда же, когда я не смог её осилить в первый раз, поставив точку после девятой или десятой книги. Но вскоре эта точка превратилась в многоточие, и желание вновь посетить Двуречье время от времени возникало на периферии. Нужны были только хороший повод и удачная возможность для подобного акта эскапизма. Повод появился в феврале 2020-го, когда вышло переиздание «Ока мира» от «Азбуки», а вот возможность подвернулась только сейчас. Так что, по старой доброй традиции разберу первый роман «Колеса времени» по пунктам.

• Язык. Хороший, образный и очень, очень многословный. Описывается вообще все вокруг, внешний вид персонажей может раскрываться целую страницу и даже больше. Это, конечно, помогает читателю погрузиться в историю, но и способствует усталости от повествования. Будьте готовы, что между яркими и напряженными эпизодами могут располагаться целые главы, в которых ничего толком не происходит, а персонажи просто куда-то идут.

• Сюжет. Он вас вряд ли удивит. Схожесть с «Властелином колец» бросается в глаза слишком сильно, а завязка сюжета в духе: «простой деревенский паренек с друзьями отправился в эпичный квест ради великой цели», сейчас не то что не поражает воображение, а уже основательно так приелась. Тем не менее, у истории есть потенциал, посмотрим, как он раскроется в последующих книгах.

• Персонажи. Их много и они довольно симпатичные. В одном из интервью Роберт Джордан отмечал, что наделял всех женских персонажей чертами характера своей жены. Это чувствуется: что Эгвейн, что Найнив, что Илейн, что Морейн, короче, почти все значимые для сюжета дамы очень своенравны и практически не терпят возражений. Более того, они еще и очень красивы, каждая по-своему, естественно. Исключение составляют только поварихи: все как на подбор полные женщины, зачастую без имени и даже проблеска личности. Внешность мужчин, кстати, чуть более разнообразна, но все равно, большинство из них или высокие и стройные, или менее высокие и мускулистые. Что до характеров, то парни здесь, опять же, поинтереснее девушек. Есть веселый прохвост Мэт, невозмутимый в своей надежности Лан, неторопливый и задумчивый Перрин, сам Ранд, наконец. Впрочем, к нему мы еще вернемся.

• Мир. Поначалу кажется, что перед нами мир условного средневековья, который используется в фэнтези практически повсеместно. Мечи, посохи, замки, легкие доспехи, менестрели, лудильщики, – вот это всё. Но через некоторое время в душу закрадываются сомнения. Дело вот в чём: Роберт Джордан оставил в «Оке мира» несколько косвенных намеков, что мир «Колеса времени» – это наш с вами мир, только в отдаленном будущем. Или в прошлом, тут разницы нет, ведь время циклично. Идея интересная, буду искать её подтверждения или опровержения в последующих книгах. Несмотря на огромную схожесть «Ока мира» с «Властелином колец», мир «Колеса времени» не выглядит картонными декорациями. Он вполне живой, имеет целый пласт собственных легенд и преданий, а еще располагает обширной географией происходящих событий. Читатель побывает и в уютных деревеньках, и в живописных лесах, и в мертвом городе, и на реке, и в оживленных городах.

• Диалоги. Золотой стандарт для фэнтези-эпика: немного юмора, немного пафоса, много переливаний из пустого в порожнее. Добавить к этому еще и тот факт, что в речи персонажей чувствуется их индивидуальность и особенности, и получим как раз то, что содержится в «Оке мира».

• Магическая система. Местная концепция Единой Силы чем-то напоминают аналогичную в «Звездных войнах». То есть существует некий Единый Источник, из которого люди способны черпать Силу, местную магию. И женщины владеют Силой без каких-либо проблем, а вот мужчины, коснувшиеся Источника, обречены на безумие. Казалось бы, ничего особенного, но запоминается. Посмотрим, как на этом развернутся следующие книги.

• Главный герой. Его зовут Ранд Ал’Тор и, на первый взгляд, он максимально непримечательный фермерский паренек. На второй, впрочем, тоже. Перед нами типичный главный герой, который хотел всю жизнь провести на ферме, но был обречен на великие свершения. И хотя сейчас он может показаться штампованной пустышкой, у него есть свое очарование. Ранд глуповат и подвержен сомнениям, но вместе с тем, он упорен и готов за друзей стоять горой. Он прямолинеен и честен, абсолютно не умеет общаться с девушками, а еще он стремится все сделать правильно. Лично я проникся к нему теплыми чувствами лишь под конец первой книги, а все время до этого Ранд представлялся мне эдаким говорящим болванчиком и не более. Но если раскрытие и проработка персонажа продолжится в том же духе, то уже к третьей книге перед читателем предстанет вполне самобытный и яркий главный герой фэнтези-эпопеи.

Ну и хотелось бы отметить особенности свежего издания от «Азбуки». Во-первых, книга очень стильно оформлена, и ее приятно держать в руках. Более того, внутри помимо белой бумаги есть еще и цветная вклейка с иллюстрацией с обложки и цветные карты на форзацах. Во-вторых, сам текст прошел дополнительную редактуру и включает в себя главу «Вороны», которой не было, например, в издании 2005 года.

Поразительно, но сейчас, спустя 16 лет после первого прочтения, «Око мира» понравилось мне больше. Может книга удачно попала в настроение, а может я стал лучше понимать ее в свете всего прочитанного. В любом случае, впечатления в основном приятные и, надеюсь, на этот раз я успешно дойду до конца этой истории. Все-таки финал цикла дописывал Брендон Сандерсон, а его стиль и идеи мне очень и очень импонируют.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно миру представили экранизацию Ведьмака, несмотря на массу косяков и проблем с повествованием премьера считается успешной и многие ждут продолжения, наверное...

Одновременно с этим, как то тихо и вскользь появилось упоминание о начале сьемок Колеса Времени, лавры ПЛИО не дают телеканалам покоя, однако достойного преемника пока не видно и боюсь, что многими любимое Колесо Времени не станет прорывом на телевидении, как в общем то, оно и не стало прорывом в жанре.

Как уже упоминалось многими, сильно бьет в глаза плагиат с Властелина Колец, Джордан не первый автор незатейливо ворующий идеи у всемирно известного шедевра. Но одно дело своровать, а другое дело грамотно применить и продать... Первое, что всегда важно в жанре это Антагонист, злобное зло, тут он имеется, называется незатейливо Темным, также как в ВК он ограничен в силах, но жаждет освободиться и захватить весь мир, в общем банальщина. Не банально только то, что имея огромную кучу тайных и явных слуг, власть над рядом животных, способности к астральному психическому влиянию например через сны и возможность посылать вглубь территорий не маленькие отряды наш злодей практически не ощущается реальной угрозой, автору показалось, что в книге мало персонажей с словесным поносом, пусть еще и олицетворение Зла страдает этим. Из раза в раз герои будут сбегать от своих преследователей и так хорошо у них это получается, что практически всю книгу трусливыми, паническими побегушками они и будут заниматься.

Персонажи тоже во многом напоминают персонажей ВК, только не оригинала, а скорее порнопародии, не столько из за того что в привычный набор закинули побольше женских персонажей, а скорее из за убогости и плоскости персонажей. Вместо Шира и хобиттов у нас обычная человеческая деревня, фермы и местные жители. Профессор Толкиен знаете ли не стал делать из Фродо и Сэма полубогов или королей, они сыграли крайне важную роль, но натягивать сову на глобус мастеру не пришлось... А вот Джордану почему то пришлось. Вот были жили трое простых деревенских парней, местная повитуха и ее помошница, навоз сапогами месили, а потом БАЦ! пара книг и эта гопкомпания уже полмира на пальцах крутит, вот это я пониманию карьерный рост на деревне. Однако до этого ужасно далеко, за время мучительного чтения Око Мира автор, умудрился безбожно растянуть текст, чем угодно, но только не раскрытием персонажей, иногда на ум приходит страшное, персонажам просто нечего раскрывать, скорее всего они просто автором изначально задуманы примитивными и бесхитростными, раскрывать их автор будет потом. Для жанра эпического, героического фэнтэзи в первой книге очень мало первого и второго.

Есть конечно еще местный суровый Арагорн и Гендальф в женском обличии, ну что про них сказать, большую часть времени они ничего не обьясняют, создавая тень на плетень и активно подталкивая героев к продолжению побегушек, раскрывать мир вместо них будут трактирщики и прочие праздношатающиеся элементы. «Он Страж.... Ооо... А тут меч с Цаплей... Ооо... « Что ооо? Когда кто нибудь обьяснит, что все эти выпученные глаза значат... Иногда у меня, но не у главных героев возникает вопрос «А какого хрена?! (с)», почему бы поподробнее не распросить эту стремную пару, с появлением которых на нашу пятерку героев свалились приключения выраженные в паническом бегстве, пряткам по кустам, голодном ночлеге под дождем и прочих радостей жизни кочующих бомжей. Нельзя не обойти стороной сильных женских персонажей, мало того, что только женщины тут способны безопасно использовать магию, так похоже и критическое восприятие мира досталось только им. Почти все мужики ведомые, сомневающиеся соплежуи, кто то делает это под маской суровости, но большинство слабо скрывают собственную ущербность. Мдаа наконец нашлось, что Толкиену в упрек поставить — Сексизм, как нам не хватало женских склок, обидок, сварливости и всего такого, что автор видимо считает сильными женскими качествами. Но ничего в сериал фанатам еще и расово-этнического разнообразия завезут, вот это будет настоящий шедевр. Не могу вспомнить ни одного персонажа, который вызвал бы симпатию, вот просто ни одного, с кем можно себя ассоциировать, за кем интересно следить?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой Ранд, будущий Возрожденный Дракон, погоняло, конечно, мощное, однако интересный ли он персонаж? Начав как не хватающий звезд с неба сельский паренек, он им и остается почти всю книгу. Прочитываем сотни страниц, персонаж не растет, не развивается, не совершает значимые поступки... Всю книгу краснеет от девушек, сомневается в себе, трусливо бегает всю книгу, жует сопли и что то бормочет в снах, хотя встречает Зло там уже не первый раз... Это извините серое, бесхребетное чмо потом станет очень важным и сильным действующим лицом, только вот, когда? Что это за манера автора придумывать таких убогих персонажей? Главная мотивация к движению персонажей это не внутренние устремления или даже эгоистичные желания, а банальный страх за свою жалкую жизнь, бьют-беги, куда, зачем, а нужно ли бежать туда? Нет такие мысли в голову не приходят, кроме страхов, бесконечной рефлексии и неуверенности в себе наш герой ничем голову не забивает, сложилось ощущение, что я читаю описание переживаний мелкого грызуна или бактерии реагирущей на внешние раздражители строго одним способом, страхом... Где черт его дери героическое фэнтэзи? Может бесхребетное фэнтэзи? Серо-мутное? Вся книга пропитана каким то фатализмом, хотя главные герои, как раз те, которые смогут впоследствии менять судьбу мира, так почему они все, как один, трудности не преодолевают или используют в свою пользу, а только панически шарахаются от них как тараканы от света? Сопереживание персонажам, хоть кому то должно наступить в этой книге, а не в третьей, пятой, двенадцатой...

Мир, придуманный автором не особо приятное место, неурожаи, всеобщее недоверие, разброд и шатание, люди разносят тревожные слухи. Тайные слуги зла Друзья Темного (как и друзья Светлого и друзья Нефильтрованного) множаться в числе, нет какой то группировки, которую можно было бы назвать Светлой, есть скорее фанатичные враги Темного, любящие брать показания пытками и казнями, аля боевая инквизиция, есть группы женщин магов, которые тоже не ладят между собой. Есть Королева, которая почему то не контролирует свою территорию и не берет налогов с части своей территории, интересная королевская власть... Но больше претензий к всеобщей мутности, очень много заделов на потом и очень мало конкретики и какого то масштаба сейчас. Да возможно мир большой, но он не чувствуется живым, как не воспринимаются герои настоящими людьми так и города и области воспринимаются не более, чем декорациями, хотя автор очень старался придумывая предыстории, сыпя безумными именами древних героев... Увы, этот мир мы полюбить или хотя бы понять еще не успели, а автор уже без спроса засыпает нас скучнейшими историческими лекциями собственного сочинения, благодаря чему невероятно растягивает повествование. Как только кто то из персонажей начинает впадать в очередной транс пустословия можете смело пропускать эти куски целыми абзацами.

Пора заканчивать. Огорчу фанатов, но это в лучшем случае цикл класса Б. Я понимаю, как люди втягиваются в это, но мне не хватит сил и интереса читать эту воду еще 14 книг, плюс предыстории. Класс Б именно и выражается в этом чрезмерном растягивании повествования, начиная с первой книги автор не спешит вываливать карты на стол, если автор смеет воровать у ВК то пусть пробует хотя бы соответствовать уровню качества, а не гнусно паразитировать, маскируя собственную бездарность, ради тиражей. А. Дюма тоже платили за строчки, но таланта хватало настолько не опускаться до воды в тексте. Не получается у авторов заимствовать цельность и стройность произведения, лаконичность описания, раскрытие персонажей через экшен и стремительно развивающиеся события, нужно же растягивать книжки пустопорожней болтовней, внутренними сомнениями, какой трехтомник, нам же нужно кормиться с цикла десятилетиями... Есть злодей, который ничего не делает, есть скучные герои, которые только бесконечно трусливо бегают и общаются пространными вымученными диалогами, полными недомолвок и отсылок к истории, есть куча плоских персонажей с хитромудрыми именами, о боже потом они еще станут важными действующими лицами, это просто пошло и стыдно для любого достойного автора... убогая сериальность во всем. Рояли в кустах, сюжетная броня, герои не устают из последних сил превозмогать козни врагов и в последние секунды спасаться бегством, почитайте синопсисы следующих книг серии, кучу книг эти дешевые фокусы будут повторять из раза в раз. Раньше писали для себя или своих детей, сейчас пишут ради денег, разница на лицо. Есть проработанные годами, очень личные шедевры, а есть штампованные продукты бумажной фабрики для заполнения полок и кошельков издателей. Читать или не читать дело ваше, но смелым и любознательным рекомендую запастить терпением и кучей времени.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, что ещё можно дописать от себя имея перед собой больше ста обзоров) но попробую описать, что больше всего зацепило

Итак, это классическое эпико-героическое фэнтези, кое что взявшее от Толкина, кое что добавившее от себя (но только первый том)

Плюсы:1) Большой фэнтезийный мир, в первом томе описанный пока что поверхностно, но манящий. 2) Процесс, скажем так, привыкания к миру и персонажам: очевидно, автор потихоньку выдаёт нам информацию как о мире, так и персонажах, или о загадках ( стоить помнить, что это роман-эпопея, и к примеру в начале второго романа мы узнаём сразу же о чем то, что часто фигурировало в первом романе), и со временем какие то заумные слова по типу Источник Силы, или имена персонажей кажутся знакомым и «родным».

Минусы: 1) Примитивная до тошноты завязка (Тёмный властелин где то на севере идёт войной на мирный люд, и тень войны кажется не за горами). 2) Персонажи и то как они себя ведут: конечно, сразу хочется сравнивать с эталонами но давайте без давайте. Если бы даже я не читал их, то мне было бы скучно, персонажи говорят так и то, что вы могли бы услышать в фэнтези романе, они добрые,хорошие,правильные, и здесь нехватает серости. 3) Океан ненужной воды, весь роман это путь куда-то, из точки A в точку B, и порой целые главы можно прованговать только по первой странице — она начинается тем, что они идут по долине? Не волнуйтесь, они так и будут иди по ней всю главу, и закончив её появится иллюзия интереса, и порой казалось, что по книге можно тренировать скорочтение не особо вдумываясь в текст)). Да, может в реальности так и было бы, но когда вся книга построена в одном ключе, то хочется чего то нового, резкого, взрывного, сюрпризов и тд. 4) Океан ненужной воды 2-) Да, предупреждаю, будьте готовы к этому, не смотря на то что я прочитал роман довольно быстро, и даже от войны и мира я не сокрушаюсь, но сократить на страниц 300 можно было бы, не потеряв смысловой нагрузки и добавив хмм куража и безбашенности.

Итог : начал читать второй роман в интернете, пытаюсь понять, стоит ли собирать от Азбуки, и пока склоняюсь к отрицательному ответу. НО! Это лишь задел, цикл раскручивается и если вы хотите понять ваше это или нет, вы ДОЛЖНЫ пройти , проплыть, пробежать, пролететь, выполнить УДО по Око мира. Романа 3 хватит) по крайней мере проявить уважение к жанру фэнтези. А я иду читать второй роман в надежде, что первый раунд был, только затем, чтобы я проснулся

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас, спустя полтора месяца после прочтения книги, я наконец созрел для отзыва. Что тут сказать. У романа было мало шансов быть переизданным в нашей стране. Если бы не чудо. И имя ему сериал, который запланирован на 2021 г. Без сериала переиздание было бы невозможным, прежде всего потому, что в некоторой степени приемы, которые использует автор, устарели. Ну вот скажем финал. Не было никакого финального сражения( пограничная стычка не в счет), не было поединка между главгадом и главным героем. Так, шваркнуло там, шмякнуло здесь, столб света ударил во врага и все. Также устарел прием с троллоками, а именно касательно их управления. Оказалось что достаточно замочить командира подразделения, чтобы подразделение все полегло в тот же час. Ну и само название троллоки. Меня если честно покоробило в том плане, что какое-то оно совсем детское. Почему бы не назвать там тролли, орки или гоблины. Нет, обязательно надо что-то выдумать. Зачем спрашивается, если Толкин в свое время хорошо все придумал. Если уж хочешь кардинальных отличий, ну тогда иди по пути Г.Г.Кея и придумывай уже более кардинальные отличия. Так, ну что касается негативных моментов, то с этим мы разобрались. Теперь пошел позитив.

1. Путешествие главных героев. Через них, мы узнаем мир, который создал автор. И он хорош. Не знаю как вы, а я бы не прочь если бы автор еще страниц 800 включил в первый том с описаниями мира.

2. Волки и способы общения их между собой и с некоторыми из людьми. Это конечно не Хобб(там у нее все более глубже и подробнее) и слава богу не Мартин(уж очень схематично у него все), но было интересно. Кстати не удивлюсь, если Хобб подглядывала за Джорданом

3. Атмосфера. Она тут стандартная для классического фэнтези, и мне она как раз такой и нравится. 8/10. Всем поклонникам жанра фэнтези, читать обязательно.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень долго присматривался к «Колесу Времени», читал здесь, на ФантЛабе, отзывы, даже в 2015-м начал читать в электронке первый том, но быстро свернул лавочку, потому что захотелось читать КНИГУ. Были мысли, что однажды «Колесо Времени» переиздадут, как была уверенность в том, что я обязательно куплю все тома и прочитаю.

Я делал заметки по потоковым впечатлениям при чтении, и вот одна из них: на второй сотне страниц я отметил, что мне очень и очень нравится, несмотря на неторопливую динамику. НО: современный мир вынуждает авторов писать сжато и быстро, иначе интерес публики быстро гасится. Твитты, тик-точные видео по 10 секунд, новости одной строкой в виде картинки. И после всех этих сжатостей хочется прочесть что-то КОНДОВОЕ, такое, знаете, натуральное, изначальное, классическое, каноничное, чтобы как «Властелин колец», но круче.

Да, многие ругают 1-й том за кальку «Властелина колец» как по событиям, так и по персонажам, но Джордан в одном из интервью сам и говорил, что сделал так целенаправленно. Для более комфортного, так сказать, вхождения. Но, несмотря на толкиновский коллективный зачин, имеющий в последствиях распад, наряду с братством кольца, «Око мира» отличается большей жестокостью, всё-таки. Это осовремененный метод Толкина.

При этом, «Око» мне показалось гораздо лучше Толкиновского произведения. Но те чувства 11-летнего пацаненка, которому отец в 2001-м году купил по пути с работы в киоске метро трехтомник «Властелина колец» в серии «Шедевры фэнтези» пробудились с чтением «Ока» вновь, и это, черт побери, весьма приятно. Лампово, мило и в ретро-стиле. Словно я опять лежу на диване, по телевизору мультики уже прошли, ни о каком компьютере и речи быть не может, лимит времени на просмотр видео-кассет исчерпан, и остается только читать, потому что друзья разъехались по дачам.

И для полного обеспечения погружения и визуализации собственного мира Роберт Джордан прибегает к дотошности. Это обилие подробностей и деталей, которые, как минимум в начале, не раздражают. Наоборот — знаете, возникает такой эффект, будто на обычное произведение наложили HDR-текстуры или выпустили РЕМАСТЕР-версию. Тут вам и платьица, и прически, и цвет глаз, и фактура стен, и особенности оружия, и рельеф окружения. В общем, всего и много. Любители неторопливостей определенно кайфанут, но я в свое время трижды бросал «Властелин колец» как раз из-за этого, да и тут, признаюсь, были моменты, когда действие за счет подробностей стопорилось, и это было не к месту. Дисбаланс в подробностях, которые можно опустить.

Сейчас же как — искушенный читатель считает, что если автор подробно на чем-то останавливается и прописывает, то это обязательно должно выстрелить. Уверен, многие из расписанных элементов выстрелят в будущих томах, но явно не покрой платья и не особенность прически. Да и надо помнить, что роман издан в начале 90-х, когда писатели еще не умели делать динамично, но чтобы фактурно и не плоско, без разжевываний.

При этом, в такой дотошности есть и плюсы — после описаний всё представляется максимально подробно, в соответствии с тем, что хочет автор и как желает преподнести. Уверен, ему виднее. По итогу: целостная красочная картинка, а не условные пятно.

И это классика-преклассика: тут вам сотни гостиниц, таверн, трактиров, повозок, что подвозят путников, вяленое мясо, сыры и хлеб на завтрак-обед-ужин, обилие природы, злой дядька, орда приспешников Темного Властелина, преследования, сражения, ночевки где попало. И здесь хочется остановиться и похвалить автора за честность.

Это особенно применимо к скитаниям Ранда и Мэта во второй половине романа — странствия натуральные и честные. Ничего сказочного и легкого: денег нет, есть надо. Имеются флейта и шарики для жонглирования. Есть умения владеть этим. Что делать? Правильно: давать представления в тавернах в обмен на комнату и ужин. Промок? Заболей. Ярко вспыхнула молния? Походи полуослепшим. До деревни далеко? Ночуй в поле, зарывшись в стог сена.

Джордан вносит реализм за счет того, что не подыгрывает персонажам: у них гудят ноги, сено покалывает им кожу, плащи не успевают высохнуть, влажные воротники рубах натирают шею.

Еще из того, что заметил: Джордан не боится приёма «Бога из машины». Как и в случае с «ка» в «Темной башне» Стивена Кинга у него есть замечательная отмазка в виде фразы «Колесо плетет узор так, как пожелает». Мне кажется, что даже в тех моментах, где он упоминает Создателя, автор может скромно иметь в виду себя.

Еще по визуалу: помимо просто каких-то природ и городов нас подкармливают гигантизмами в виде огромных статуй, фундаментов и прочих пережитков далеких, более прогрессивных эпох. По сути, в самом начале нас ставят перед фактом, что мир «Колеса» — это постапокалипсис, и раньше в небе летали самолеты, были выходы в космос и прочие радости. Чувствуется, что это аутентичная штука со своей многотысячной историей, пусть и не такой распростертой по временному периоду, как у Стивена Эриксона в «МКП», но зато более живая и настоящая, что ли.

Я читал «Око мира» разными темпами: иногда ловил ритм Джордана, иногда откровенно буксовал. Читал, с перерывами на что-то более легкое и короткое, полтора месяца. И если в плане описаний деталей я еще могу подрубить лояльность и прикрыть глаза, то, что касается ритма, мне не хватило ускорения ближе к концу. А то, видите ли, события нагнетаются, всё стягивается, но этого не чувствуешь. Автор забывает играть с ритмом и эмоциями читателя. Это очень подпортило эффект от последних страниц.

Если сжато, то это стандартное классическое героическое фэнтези с налетом эпика — каждый город несет свою историю, народу и культуры в обилии, в наличии магия, крутые воины и мистические области. Всё по канонам. Есть условный конец истории, который просит продолжения.

За счет излишних описаний, малой динамики и не выверенного ритма я ставлю роману 8 баллов в надежде, что автор разгонится, привнесет побольше экшена (хотя, как говорят, дальше читать будет только тяжелее).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало большого и известного цикла. Цикла, к которому я долгое время не подступалась из-за его внушительного объема и противоречивых отзывов. Что ж, повод прочесть все же появился.

Сравнивая ожидания и реальные впечатления.

Классическое фэнтези? Да, безусловно. Во многом классическая история об избранных, мире, где растет угроза темных сил, долгом путешествии из местного спокойного захолустья в легендарные и опасные места, с обязательными опасными или интересными встречами. Именно из-за этой условной классики сюжета справедливы некоторые параллели с другими знаменитыми историями. Тем же Властелином колец. Речь не идет о подражании, но есть схожесть некоторых сюжетных поворотов или образов героев (группа молодых друзей, вынужденная выдвинуться в путь, преследуемая опасностью; опасный артефакт, способный подчинить себе разум владельца; воин с королевским происхождением; существо, исковерканное тьмой, и все же оставленное в живых ради некого предназначения в будущем).

Большой объем текста? С этим не поспоришь. Впрочем, чрезмерной затянутости все же нет. Повествование обстоятельное, но с героями постоянно что-то происходит, пускай и не в глобальных масштабах. Интерес не теряется. Хотя пролог с воронами, где с ходу перечислили чуть ли не всех жителей деревеньки, все же был чрезмерно подробным.

Оригинальные особенности цикла? Да, есть. У мира богатая история, необычная концепция сменяемых эпох, узора судеб, причудливые предрассудки и легенды. Есть и особенности общественного устройства, связанные с ведущей ролью женщин во владении силой (магией). Есть интересные отсылки к нашему миру, вроде символа инь-янь и легенд о короле Артуре.

Недостатки, странные решения и просто забавные идеи? Да, тоже есть. Абсолютно у всех женских персонажей непростой характер — упрямый, самовлюбленный, высокомерный (отчасти это влияние общественного строя). Тёмный- абстрактная сила, зло, которое вроде как и обладает огромными силами, но больше пугает ими (вспомним многочисленные кошмары героев), но действует не в полную силу. Порабощенные тьмой люди зовутся друзьями Темного (Оценили? Каждый конец эпохи Темный с друзьями ходят в мир, традиция такая...). Книга называется «Око мира», но что это такое герои узнают только к финалу, да и вообще они до этого в другом направлении шли... Мотивы Темного вызывают вопросы: зачем было так всё усложнять и так подставляться? Финальное противостояние героя и Тёмного выглядит просто каким-то роялем из разряда «и тут герой внезапно обрёл могучие силы» (ладно, не внезапно, предпосылок было полно, но скачок возможностей все равно вышел слишком большим).

Финал вышел смазанным как раз из-за своей внезапности. Впрочем, благодаря наличию книг-продолжений, мы знаем, что это ещё далеко не конец.

Знакомство с циклом считаю скорее удачным, но все же я пока не так уж сильно впечатлена.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал, что сейчас, когда прочитано столь многое, классическое фэнтези еще может меня так заинтересовать. Однако «Оку мира» это удалось. Даже странно, что я раньше не наткнулся на Джордана.

Да, заметно, что он во многом вдохновлялся «Властелином колец», но чистой кальки с книги Толкина тут нет. Джордан создал реально интересный, необычный и проработанный мир.

Особо крутых сюжетных поворотов тут нет, но общие атмосферность и уютность повествования держат интерес. Что касается большого числа мелких деталей, то это огромный плюс, как по мне. Картинка прям полная рисуется. Никакой тягомотины в книге не заметил, с героями постоянно что-то происходит.

Расписывать все подробно не вижу смысл, рейтинг «Ока» говорит сам за себя. Это действительно очень цельная, плотная и круто написанная вещь. Сразу возьмусь за «Великую охоту» — дико интересно, что будет дальше.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот я и прочитал первую книгу цикла «Колесо времени». Признаюсь, дочитал со второго раза, потому как изначально оттолкнула схожесть всего и вся с «Властелином колец». Но поскольку мне было очень любопытно, за что же ругают и хвалят Джордана, то желание исследовать феномен его эпопеи пересилило первое отталкивающее впечатление. И я совершено не пожалел потраченного на чтение пухлого тома «Ока мира». Итак, какие же выводы я сделал в ходе исследования?

Начну с первоначального разочарования из-за схожести с «Властелином колец». Хотя аналогии с персонажами и локациями очевидны, но не слепо скопированы, а всё же имеют сюжетные различия, что уже говорит о том, что Джордан не ставил целью написать пересказ эталонного фэнтези от Толкина. Во-вторых, как отмечали многие отозвавшиеся, Джордан сам говорил о том, что отдавая дань уважения Мастеру, умышленно вводил некий элемент игры с читателем, чтобы узнавание сконструированного мира происходило быстрее и комфортнее. Всё же, положа руку на сердце, в любом эпическом фэнтези сравнения с Толкиеном не избежать, но к чести автора, он признаёт, что идёт следом за Толкиеном. Поэтому автор был честен и, по правде говоря, эта игра мне понравилась. К тому же, фэнтези и предполагает конструирование собственных миров, так почему бы не использовать некоторые уже проверенные временем детали?

Все центральные персонажи прописаны достаточно подробно и по ходу действа получают развитие. Особенно троица друзей из Двуречья. Особо запомнился Перрин — уж его развитие не заметить очень сложно. Кстати, начав чтение я настроился на то, что в романе будет много оголтелого и агрессивного феминизма, но ничего подобного не заметил. Женские персонажи ведут себя вполне адекватно, учитывая историю мира Колеса Времени, когда после гигантского по своим масштаба катаклизма, всё изменилось, в том числе и в распределении ролей по половому признаку.

Что же до многочисленных описаний элементов одежды и других деталей мира, то в этом, лично для меня, никакого недостатка нет. Напротив, всё показано более ярко и живо, придавая объём миру и меня такой пунктик автора являлся плюсом. Ну, в этом, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому говорю только за себя.

Возможно, мне показалось, но когда повествование переносится в Запустение, то всё описанное в нём очень напоминает последствия ядерной войны и отсылает к творчеству Майкла Муркока, с его циклом о Дориане Хоукмуне, в котором действие происходит через тысячу лет после ядерной войны. К таким мыслям приводят и упоминание о том, что мир Колеса Времени стал таким после времён Разлома (ядерной войны?), то есть гигантского катаклизма, о котором остались лишь нечеткие упоминания. Умышленный ли это ход автора или ещё одна отсылка к творчеству не менее знаменитого, чем Толкиен писателя, пока неизвестно. Возможно, в последующих книгах цикла я и найду ответ на этот вопрос.

В целом, повествование не показалось мне затянутым, по крайней мере, не в этом томе. В равной степени были интересны, как описания локаций мира, так и боевые сцены, которых, возможно, не так уж и много. Но именно в такой пропорции, чтобы не перегружать читателя, а удерживать его внимание.

«Око мира» — первый роман огромного цикла, начинать читать который нужно ещё решиться, ведь наша жизнь не настолько длинна, чтобы тратить её на что-то незначительное. Тем, кто хочет всего лишь познакомиться с автором, «Око мира» вполне подойдёт. Но у меня есть стойкое желание вернуться в мир Колеса времени снова. Не сразу и «Властелин колец» стал классикой, что уж говорить о «Колесе времени»: только время покажет, оставит ли этот цикл свой след в истории литературы или нет, но о потраченном на чтение «Ока мира» времени я не жалею.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прямо-таки классическое фентези, и в худшем, и в лучшем смысле. Из тех, которые не стесняются заимствовать основную фабулу, типажи и СутЪ у Толкиена, но всё же слишком чистоплотны, чтобы делать это дословно и действительно пытаются рассказать собственную интересную историю. Вместе с тем, к «Оку мира» можно отнести и практически все стереотипные недостатки фентези — все вечно куда-то идут, зачастую просто, чтобы идти, рояли в кустах, банальные персонажи. Есть, конечно же, стандартный фэнтезийный вид-пушечное мясо — «троллоки», вроде бы грозные и наводящие ужас, но не настолько, чтобы одного представителя не мог загасить даже юноша, впервые в жизни взявший оружие в руки, и достаточно мерзкие, чтобы их не было жалко, когда убивают десятками и сотнями. Есть Чёрный Властелин, древние пророчества, народы, гендальфы и прочее-прочее-прочее.

Вместе с тем — всё же интересно. Не настолько, чтобы читать в бумажном виде, но вполне можно слушать аудиоверсию. Сюжет в должной мере эпичен, чтобы увлечь, но не чрезмерно пафосен, чтобы отпугнуть. А, в общем, для меня «Око мира» — очередной «крепкий середнячок» и преемник «Имени ветра» и сантабарбары о Искателе — вроде бы достаточно банальные и безыдейные фентезюшки, но достаточно интересные, чтобы скоротать время, пока идёшь на работу. Я могу понять, почему многие так любят эту серию, думаю, она и в моей душе заняла бы важное место, но после сотен прочитанных книг уже как-то не цепляет.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение эпическое, увлекательное, но не очень простое для прочтения.

Как Роберт Джордан и замечал сам, цикл посвящён творчеству Толкиена. Влияние мэтра и «Трилогии Колец» хорошо чувствуется в первых двух третях романа. Сходные сюжетные схемы, похожие персонажи. Изрядно косметики: Айс Седай вместо Гендальфа, троллоки вместо орков, Мурдраллы в роли Назгулов «лайт», Зелёный Человек вместо Древня и тд. Что-то вроде Мории, с гадом похуже Барлога внутри.

Однако, чем дальше, тем более роман приобретает самостоятельность. Суть, однако, традиционная. Квест, в котором все герои расходятся, затем сходятся для одержания классической локальной победы. Не очень много значимой, как ни как 14 романов впереди, не считая сиквеллы-приквеллы.

Идя по сюжетной линии, мы наталкиваемся на основную проблему творчества Джордана. Продолжительность сюжетной линии никак не сопоставима с огромным объёмом текста. Каверны автор заполняет подробнейшими описаниями интерьера, персонажей, образами снов, сценами, не имеющими сюжетного значения.

Сами сцены не плохи и колоритны, персонажи живы и ярки. Однако, пробиться сквозь сюжет совсем не просто.

Ещё одна, безусловно, положительная черта романа, Джордану как-то удаётся заставить мужских персонажей рассуждать и вести себя по-мужски, женских по-женски, без искажений в ту или иную сторону. Это занятно и, совсем не тривиально в прозаическом творчестве.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно «око» — это калька с Властелина колец. В наличии Хоббитшир и хоббиты (Двуречье и его жители), Гэндальф в юбке (Морейн), Арагорн (Лан), тролли-орки (троллоки), назуглы (мурдраалы), Мордор (Запустение), Горлум (Фейн) и в целом фабула романа очень предсказуема.

Но все же как и в школьные годы мне оказалась приятно сочетание сюжетной основы от Толкина с мистическим пластом. Здешний Саурон куда больше напоминает дьявола из магической или оккультной традиции или романа ужасов. Посланники его весьма похожи на «человека в отличном костюме с легким запахом серы». Дьявол не в Мордоре, его глаза и уши есть повсюду, искушение грозит вам всегда. Слуги Тёмного приходят во сне и наяву, кто угрожая, кто соблазняя, кто маня дарами и властью. Но всегда нужно помнить, что Тёмный — Отец Лжи.

И мне всегда нравилось, как Джордан показал смешанное противоречивое отношение людей к Дракону и Айз Седай, которые одновременно и надежда и проклятье мира.

Впереди еще 13 томов и на пути еще жуткая тягомотина, расползающийся сюжет, море одинаковых персонажей, описание тесьмы и пуговиц вместо действия. Но всё это впереди.

Пока что я просто перечитал «Око мира» и получил удовольствие от олдскула.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх