fantlab ru

Роберт Джордан «Восходящая Тень»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
2380
Моя оценка:
-

подробнее

Восходящая Тень

The Shadow Rising

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Завладев Калландором, Ранд ал'Тор доказал, что он и есть Возрождённый Дракон. Многие тирские вельможи признали его и присягнули на верность. Но близится Последняя Битва, и Ранду ещё нужно заручится поддержкой многих народов и королевств. Для этого он отправляется в Айильскую пустыню, где живут лучшие воины, в священный город Руиддин, который живёт по своим законам и ни от кого не зависит. Но из Двуречья приходят плохие новости о том, что мир там нарушен и Перрин едет в Эмондов Луг, чтобы оказать землякам посильную помощь. Эгвейн, Найнив и Илэйн продолжают выполнять задание Суан Санчей и направляются за Чёрными Айя в Танчико. Так пути главных героев расходятся, возможно, чтобы потом снова сойтись.

Примечание:

История о неверном указании переводчиков в разных изданиях данного романа описана в авторской колонке Сергея Бережного.


Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Похожие произведения:

 

 


Восходящая Тень. Книга I
1997 г.
Восходящая Тень. Книга II
1997 г.
Восходящая Тень. Книга III
1997 г.
Восходящая Тень. Книга I
2000 г.
Восходящая Тень. Книга II
2000 г.
Восходящая Тень. Книга III
2000 г.
Восходящая Тень
2002 г.
Восходящая тень
2002 г.
Восходящая Тень
2002 г.
Восходящая тень
2005 г.
Восходящая Тень
2005 г.
Восходящая Тень
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Восходящая тень
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Shadow Rising
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый роман из цикла «Колесо времени» многие называют лучшим или любимым томом цикла, и этому есть свои причины. Нет, «Восходящая тень» не опередила на голову остальные части — уровень у всех более-менее одинаков, но все же несколько выделяется среди прочих. Этому способствует целый ряд факторов:

-Повествование строится на контрасте трех основных сюжетных линий, совершенно различных по антуражу, но сходных наличием острого конфликта: это и суровая Аийлская пустыня, и охваченный хаосом Тарабон, и пасторальное Двуречье.

-Глобальное изменение направления сюжета: подчинив Тир и Аийл, Ранд из одиночки превращается в глобальную силу и отныне его линия уже не сколько приключенческая, сколько политическая. Усугубляет такое положение и другое ключевое событие —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
раскол Белой Башни
.

-Наличие ряда особо ярких эпизодов, к котором я причисляю «искажение Узора» в начале книги, визит в тирский тер'ангриал и, конечно же, посещение Руидина. Руидин стал для меня едва ли не самой важным моментом эпопеи: читая его, понимаешь НАСКОЛЬКО глубоко и скрупулезно Джордан проработал свой мир и его историю. Каждая мелочь, каждая деталь вроде «шуфа» и Лудильщиков выверенно занимает свое место, создавая невообразимый Узор — не знаю, как иначе выразить свои ощущения, не говоря уже о том, что многие моменты откровенно берут за душу. Признаться, с этого момента Толкиен и многие другие столпы жанра изрядно поблекли для меня в плане построения мира.

Если говорить о наиболее слабых моментах, то выделю, пожалуй, финальную сцену Перрина: уж несколько неправдоподобно смотрится его победа над превосходящими силами противника. С другой стороны, начинаешь по-настоящему понимать, насколько удачно автор сотворил концепцию та'верена — ключевой фигуры Узора судьбы, которая одним своим присутствием опрокидывает все расклады и изменяет привычные вероятности.

Подводя итог, резюмирую — именно после «Восходящей тени» я перевел для себя «Колесо времени» из просто «очень интересного цикла» в классику и шедевры мирового фэнтези. Да, все происходящее было тщательно подготовлено в предыдущих книгах, но от того оно становится только более притягательным.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне этот роман понравился, как и предыдущие, несмотря на затянутость, размытость и рутину. В нём говорится о самом главном — борьбе добра и зла, света и тени, совести и бесчестия. Причём показано, что эти понятия являются относительными и каждый волен сам выбирать на которой он стороне. Также к абсолютным плюсам произведения хочу отнести его глубокий психологизм, который можно проследить чуть ли не в каждой строчке. Например преданность Ранда Эмондовому Лугу и Тэму ал Тору, его постоянные сомнения и во многом нерешительность; безграничную отчаянность Мэта, порой переплетающуюся с безграничной глупостью; Эгвейн и Найнив, которые чётко следуют программе повышения по карьерной лестнице; простая и чистая любовь Илэйн к Ранду, которая затрагивает даже Авиенду; а что касается романа Перрина и Заринэ, то это вообще восхитительно, только придаёт произведению более реализма; также весьма интересна линия взаимоотношений Льюиса и Ланфир. Превосходно показана психология Чёрных Айя и Отрёкшихся. И те, и другие свернули с пути Света в надежде получить нечто большее, в данном случае их сгубила жажда власти. Джордан чётко подаёт анатомию предательства, особенно в случае с низвержением Суан Санчей.

Вообще, после шестнадцатой главы «Восходящая тень» разделяется на четыре параллельные сюжетные линии, одной из которых в романе уделяется совсем немного места. Я имею в виду мятеж в Тар Валоне. Но эта линия в глобальном плане эпопеи ничуть не менее важна, чем остальные три, а именно:

1) путешествие Ранда в Руидин;

2) возвращение Перрина в Эмондов Луг;

3) погоня Найнив и Илэйн за Чёрными Айя в Танчико.

Как мы видим во всех четырёх сюжетных линиях идёт война. Причём на разных уровнях. В Руидине этот уровень самый высокий, так как борьба идёт между самими «верховно-главнокомандующими», также в Айильских землях идёт политическая игра, Ранду нужно склонить на свою сторону воинов пустыни, так как ещё не все кланы айильцев признают его Возрождённым Драконом, а они могут стать хорошим подспорьем в борьбе с троллоками и мурдрааллами. В то же время в Танчико боевые действия приобретают магический оборот, Найнив удаётся остановить одну из Отрёкшихся, причём быть может даже самую сильную после Ланфир. В Тар Валоне происходит попытка подорвать сторону главных героев с самого тыла. Поэтому дальнейшее развитие сюжета выглядит весьма и весьма захватывающим. И, наконец, в Эмондовом Лугу война происходит на уровне исполнения, что отнюдь не умаляет карту боевых действий Перрина, так как в них вовлечено мирное, доселе, население. Поэтому за развитие всех четырёх сюжетных линий автору можно простить и затянутость, и рутину, и неимоверно большой объём романа.

Насчёт послевкусия от прочитанного, так скажу, что нет того, как после торта с солёным кремом. Если вообще сравнивать «Восходящую тень» с кулинарными произведениями, то, думаю, роман никак нельзя отнести к десерту. На мой взгляд это скорее хорошее, добротное овощное блюдо, возможно борщ или рагу, без какой-либо примеси сладкого. Впрочем, уверен, что у каждого читателя это произведение вызовет свои индивидуальные эмоции. Скажу только, что истинные любители фэнтези, кто прекрасно понимает этот жанр и восхищается им, прочитав «Восходящую тень» разочарованы не будут.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попробую писать «по горячему», в процессе чтения. Основательно подустав от первых книг, с некоей ленцой, и даже местами предубеждением (вплоть до отвращения) начал читать четвертый том. Сразу же уточню — некую меру отвращения начали вызывать вполне обыденные и невинные худприемы, которые, впрочем, угнездились как в горле рыбья кость. Первое, что достало — сколько же раз можно повторять одно и то же описание: каждого главного героя, краткие очерки их биографии, определенных мест, нравов и т.д. Да, да, даа... Повторение — мать учения. Но это же не учебник истории, нам по нему экзамен не сдавать... Да и в какой форме это сделано — подчеркнуто, акцентировано, убедительно ненавязчивой — типа никто ничего не заметит. Понимаю, кто то может начать не с первой книги, но причём здесь остальное большинство, которое случайно было причислено к идиотам? Вторая кость... — серьезные психические расстройства многих героев. За свою жизнь я знал (знаю) всего двух людей, которые могут сами с собой общаться вслух, причем один из них имеет диагноз — шизофрения, второй — официально здоров, но в быту довольно странен. Здесь же... что ни монолог, что ни рассуждение — чуть ли не каждое — это мысли вслух, причем эту оччень тайную мысль обязательно кто то очень случайно услышит, что в свою очередь влечет за собой изменение сюжета... Один-два раза можно, конечно, ввернуть подобное, но не десятки раз в каждой книге... И ладно это делают случайные персонажи, немного нервные ребята, но когда допускают такое целый ряд Айз-Седай — чуть ли не воплощение сдержанности, невозмутимости и самоконтроля, то уж извините, за кого нас автор принимает (принимал)? Категорически не могу привыкнуть к этой клинике. Только в этом томе я уже насчитал 11 случаев мыслей вслух, а ведь только за половину перемахнул. Третье — ну, тут на любителя, кому нравиться, кому нет, но на мой вкус, описание траектории каждого листика при дуновении ветерка, да ещё в поэтической форме, каждого завитка узора на каждом платье, качества обработки каждого камня на каждом здании... Все это заставляет меня поступаться принципами и привычкой читать от корки до корки.

Автор продолжает вплетать новые идеи в уже и так затянувшийся сериал. Новая фишка — миазмы зла. Это типа ожившего галюна, который дерётся как бешеный, ни с того, ни с сего обижает главных героев. Потом некая мифическая сила — губитель появляется... А сколько времени ушло, чтобы придумать, кто же аильцы, и в чем разница между ними, цыганами и евреями. Эти вымученные придумки чем крут Мэт и Перин... Как то так, само собой вышло — только они узнали, что они зам месии по связях с общественностью — сразу, бонусом непобедимые... Начинаю чётко осознавать — читать серию надо было в процессе ее создания — пока не знаешь, со скольких книг она будет состоять, и тем более, когда не знаешь, что жизнь автора оказалась короче, чем длина книги. Устал. А еще процентов 30 впереди.

Прошла неделя, осилил еще 10%. Динамичные сцены проглатываются залпом, когда сюжетные линии плетутся вокруг интриг и интриганов — читать не могу, совсем. Две девочки дощечками отбиваются от десятка амбалов, те в страхе разбегаются... где мои юные годы, читать такое и восхищаться?

Прошла еще неделя. Книгу осилит грызущий! Послевкусие... Как будто любимая девушка угостила собственным тортом, но в крем — сахар с солью перепутала, и спрашивает — ну как???

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый том «Колеса Времени» окончательно подвел черту под первой частью цикла и завершил глобальное изменение его направленности, начатое в «Возрожденном Драконе». Все основные персонажи последний раз собрались вместе в Тире — отсюда дороги их расходятся в разные стороны и не имеют единого конечного пункта. То есть в принципе цель, конечно, имеется, но как и где будет проходить Последняя битва, пока никому неведомо. Хотя опять поправлюсь — насчет «где» определенная ясность имеется, не зря же пророчества указывают на «склоны Шайол Гул», но это не значит, что выйдя из Тира, Ранду и остальным необходимо устремляться прямо туда и пытаться снова запечатать тюрьму Темного. Вообще, эта самая конечная цель пока бесконечно далека, так что героям предстоит решать более локальные задачи. Поэтому Ранд вместе с Мэтом, Морейн и Эгвейн отправляется на восток, чтоб стать верховным вождем айильских племен, Найнив и Илэйн плывут в Танчико, чтоб разузнать, что за неясная угроза для Ранда исходит оттуда, а Перрин возвращается на помощь землякам в Двуречье, где хозяйничают Дети Света. И это только несколько основных сюжетных линий. Впоследствии дороги героев будут пересекаться, совпадать на какое-то время и снова разделяться, но больше все вместе они уже не соберутся. Могу лишь предположить, что такая общая встреча состоится лишь во время Тармон Гайдон и ознаменует собой финал цикла, но это лишь предположение.

«Восходящая тень» — одна из самых объемных книг цикла (по количеству страниц она уступает только «Властелину Хаоса», шестому роману) и неудивительно, что она вместила в себя сразу несколько поистине судьбоносных событий для мира и героев. Здесь и испытание Ранда в Руидине (пожалуй, самый мой любимый отрывок из всего цикла), и мятеж и раскол в Белой Башне, и бои в Двуречье, и начало второго вторжения Шончан, и уже явное воздействие Отрекшихся на происходящие события. Плюс к тому именно здесь Тел'аран'риод становится столь же равноправным местом действия, как и реальный мир — это стоит выделить, так как для меня он стал одной из лучших находок Джордана. Именно в этой книге Мир Снов достаточно подробно узнают наши герои (пусть доступен он и не всем) причем узнают с разных точек зрения — восприятие этого мира Эгвейн значительно отличается от того, как его видит Перрин. Конечно, вместе с деталями появляются и новые загадки — хотя бы башня Генджей или Губитель чего стоят. Уже сейчас можно предположить, насколько важен будет Мир Снов в дальнейшем.

Ну а в целом — пожалуй, одна из лучших книг во всем цикле. Хотя даже несмотря на то, что перечитываю я КВ с большими перерывами между отдельными романами, мне все равно трудно не воспринимать цикл как единое целое, так что и на оценку каждой книге это влияет сильно. И к Темному объективность.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Восходящая тень» развивается очень стремительно (видимо, Джордан не отошел от концовки предыдущего тома). Казалось бы, неспешная первая глава, которая вгоняет в скуку, за ней вторая, сильно отличающая от начальной. Наши герои тут же впадают в переделку, от которой тянет мистикой и непонятным за версту.

Наконец-то, Джордан добавил в своё произведение любовную линию. Я не считаю себя фанатом «соплей», не считаю, что это обязательно должно быть. Но в качестве разнообразия к «эдвенчури стори» — неплохая приправа. Более того, всё не 1+1. Это скорее треугольник или даже квадрат. Иные увидят и фигуру в пять углов. Так то! Опять же, наконец-то, получила своё развитие история с Ланфир. Чувствую, эта особа будет являться на страницах «КВ» ещё очень долго. И свою роль сыграет. Отмечу главу «Возвращение домой». Мало того, что мы впервые за 4 тома узнаем о судьбе Эмондова луга, так ещё и чувственность этих страниц зашкаливает. Не буду спойлерить о том, кто там показывает себя, но у него это получилось уж точно.

Хочу остановиться подольше на Ранде. Предыдущий роман Джордан умело избегал говорить о Драконе, но в «Восходящей тени» ал'Тору уделено немало времени. Ранд сильно изменился. На него по-прежнему сильно действуют Айз Седай с их теорией о грядущем сумасшествии Дракона. На него долго влияла Эгвейн и её любовь. Теперь добавились айильцы и люди Тира с их Благородными Лордами. Всё это сваливается на могучие плечи Ранда. Но ведь совсем недавно он был лишь пастухом (как тут не вспоминть усмешку Лана?!). А сейчас он — Дракон. И от того, что он сделает, зависит судьба всего мира. Неудивительно, что Ранд часто срывается и истерит. И от того он становится еще более настоящим и живым. Намного лучше той картонки, что бегала по лесам в «Возрожденном драконе». Не могу не сказать — мы наконец-то узнаем о прошлом Ранда. Всего лишь крупицы, но и от них кое-что становится понятнее.

Много внимания уделено быту и обычаям Морского народа. На мой взгляд, это очень интересные люди. Так же Джордан приоткрыл завесу тайны над айильцами. Их специфическая терминология и их жизнь меня порой удивляла. Очень много у них взято от Буддизма. Особенно понравилась отсылка к Сиддхартхе Гаутама и дереву, под которым он сидел. Более того, мне особенно понравилась глава «Путь к копью», где Ранд раскрывает нам то, почему айил стали именно такими, а не какими-то другими (правда, по началу главы я мало что понимал).

Порадовало появление Падана Файна. Не то, чтобы мне по душе этот персонаж. Но он грамотно разгоняет сюжет.

Теперь о плохом и не очень. На мой взгляд, это первый роман, где Джордан стал лить воду. Возможно, многие назовут его графоманом и с первой книги цикла. Но как по мне, так в «Восходящей тени» это точно заметно. Во-первых, это постоянные «справки» о том или ином элементе, что встречался раньше. Неужели есть те, кто начал читать цикл с этого романа? Верится слабо. Во-вторых, это наличие совершенно ненужных (порой!) подробностей. Иногда глава начинается 1-2 листами, которые по сути не несут смысловую нагрузку. 58 глав — лишних 58 листов. Плюс «справочки» — это уже 150-200 (это я про электронные странички, не про бумажные!). А это уже 8-10% лишнего (на мой взгляд, конечно же). Ещё один минус, чисто субъективный: часто главы из одной линии сюжета идут одна за другой. И за это время я пресыщался персонажами, начиная мысленно отвлекаться на другие ветки. Мне бы хотелось, чтобы главы перемежались друг с другом, почаще переключая читателя с героя на героя.

Итог: толковое продолжение цикла, нисколько не хуже прошлых романов.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно редко бывает так, что у авторов продолжительных и долгих циклов лучшей книгой становится какая-то очередная часть из тех, что ближе к середине. Но именно «Восходящая тень» из прочитанных на данный момент шести частей, понравилась мне больше всего. Именно на этой книге я окончательно привязался к героям, именно здесь совсем увлёкся сюжетом и действием и понял, что дочитаю его до конца, вне зависимости от того, какое на меня впечатление произведут последующие части. Столкновения главных героев со странными и смертельными опасностями в самом начале, битва с троллоками в Эмондовом Лугу и линия Перрина, попытки разных сил повлиять на Ранда и подчинить его своим интересам, его же взаимодействие с лордами (хотя здесь всё же больше показаны именно интриги, а не политика как таковая), его становление как Кар'а'карна — здесь очень много эпизодов и моментов, которые прочно западают в память и вообще впечатляют. Ну и да, мне отдельно понравилось то, что Ранд наконец-то перерос статус стандартного приключенца и пошёл во власть. Поначалу очень переживал, что автор быстро снова низведёт его до статуса бродяги, но и в шестой книге пока что этого нет и Возрождённый Дракон продолжает оставаться Правителем по факту и сути, а не по названию, не то что кхм, всякие там искатели...

Хотя, не обошлось и без минусов. Количество выходок наглых и тупых баб, которые считают себя до жути умными, здесь превосходят всякие мыслимые пределы и начинают откровенно бесить. Извиняюсь, конечно, если обижаю сейчас чьих-то любимых персонажей, но ведь так оно и есть. Больше раздражает лишь то, что местные мужики абсолютно немотивированно их слушаются и продолжают подкаблучничать. Нет, я не шовинист, и мне нравится, если авторам удаётся в своих книгах изобразить сильных и властных женщин, но у Джордана это решительно не выходит и продолжает оставаться неясным, почему их все тут так слушаются и уважают. И это даже если забыть, что это у нас здесь условное Средневековье, когда с матриархатом вообще туго было. Автору и меру соблюсти не удалось — у него тут женщин во власти едва ли не больше, чем мужчин, и внятного и убедительного объяснения этому не дано. Даже местные колдуньи выглядят гораздо менее убедительно, чем волшебницы у Сапковского или даже, прости Господи, Исповедницы и Сёстры Света у Гудкайнда, хотя очевидно, что последние на 90% скопированы у Джордана.

Но, извиняюсь за брюзжание, это единственная серьёзная претензия, которую могу выдвинуть к этой книге. Я уже даже перестал путаться в событиях и героях, не говоря уже о том, что это первая книга из четырёх, которая для меня не выглядела перекачанной водой до предела.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о похождениях трёх таверенов — Ранда, Мэта и Перрина — в четвёртой книге становится всё интереснее и многограннее. Ранд и Перрин примеряют на себя роли вождя, причём первый делает в этом только первые шаги, а второй сдаёт экзамены по полководческому искусству экстерном в полевых условиях.

Утвердившись в статусе возрожденного дракона и худо-бедно научившись пользоваться своей оскверненной силой, Ранд внезапно вырос в глазах всех присутствующих, теперь с ним приходится считаться не только благородным лордам и айильцам, но даже Айз Седай.

В его поведении порою мелькают странности, которые вполне могут быть первым звоночком близящегося сумасшествия, и окружающие частенько смотрят на него с немым вопросом в глазах. Тронулся, мол, Лорд-Дракон или рано ещё? Перрин многое теряет, но при этом обретает новых друзей и возлюбленную. Во многом он, своего рода, мини-копия Ранда: Перрин также таверен и лидер, ведущий за собой людей, он обладает сверхспособностями и вынужден всё время балансировать, чтобы не потерять свой человеческий облик. Ведь для кузнеца окончательно и бесповоротно обрести волчью личину — то же самое, что для Ранда впасть в сумасшествие. И Ранд, и Перрин ходят по лезвию ножа.

Мэт всё такой же простоватный, недалёкий и нахальный. Он, как и прежде, мысленно трясётся за свою шкуру, при этом упрямо продолжая искать неприятности на свою голову. Что ему, в принципе, и удаётся. Его сверхъестественное умение выигрывать в азартные игры наконец сыграет свою роль в сюжете.

Наиболее любопытную часть для меня представляют путешествия в мир снов, волчьи сны Перрина, загадочный Руидин и порталы в параллельные миры. Схватки с врагами многочисленны и зачастую однообразны, однако имеют место и столкновения с парочкой новых оригинальных врагов. Количество Айз-Седай и женщин, направляющих силу, на квадратный метр просто зашкаливает. Глубже раскрываются культура и быт айильцев и морского народа, причём развитию отношений Ранда с айильцами достался львиный кусок текста.

Несколько Отрёкшихся активно вмешиваются в ход событий, кто-то напрямую, а кто-то через мир снов. Неразлучная троица Найнив-Эгвейн-Илейн временно превратилась в дуэт, поскольку Эгвейн здесь является частью сюжетной линии айильцев и Руидина. Найнив и Илейн продолжают поиски Чёрных Айя, но их эпизоды, по моему мнению, довольно скучны — слишком уж затянулось их детективное расследование, и по сути, в конечном итоге, всю работу за них сделали другие. Зато теперь в одной лодке оказались Эгвейн (её привлекла жажда знаний) , Мэт (он таверен, ему просто деваться некуда) и Ранд под неизбежным присмотром вездесущей Морейн и под охраной айильской девушки Авиенды. Эта линия более концентрирована и насыщенна событиями. Один из неожиданных витков сюжета представляют собой проишествия в Белой башне и краткая в этом томе линия Мин, но выводы об этом лучше делать самостоятельно. Отдельного внимания заслуживают две романтические линии, которые, пусть и слегка набросанные, разнообразят квестово-походный сюжет предыдущих томов. Почти в конце романа имеется в наличии ожидаемый финальный босс, но развязка довольно необычная.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно сказать что начиная с романа Восходящая Тень эпопея Джордана переходет в несколько иную степень повествования. Заканчиваются приключения небольшой группы пилигримов и вот уже судьбы государств и народов определяются решениями одного человека. Начиная с этой книги масштабность происходящих событий будет только наростать и вскоре ни одно государство, ни один народ не останется в стороне от происходящих событий.

На мой взгляд это один из лучших романов КВ. Именно здесь Ранд и Эгвейн впервые знакомятся обычаями Айил, Перин — сталкивается с Губителем, а Мэт встретит Элфин и Илфин...

Читая этот роман начинаешь осознавать колоссальный авторский замысел, эпический размах, масштабность и детализацию вселенной Колеса Времени!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Колесо Времени продолжает плести свой Узор.

«Восходящая тень» представляется более сбалансированным романом, нежели предыдущие части. Читается она долго, размеренно, но мы ведь никуда не торопимся. Впереди ещё длинный путь, так что давайте остановимся на четвёртой книге чуть подробнее.

• Язык. Здесь без изменений. Многословность, живость, образность, то есть всё то, к чему читатель уже успел привыкнуть.

• Сюжет. Схема предыдущих книг получает некоторое разнообразие, но не сказать, что сильное. Исполнив очередное пророчество о Драконе Возрожденном, Ранд отправляется исполнять следующее, попутно сокращая популяцию троллоков на душу населения, и постигая тайны этого мира. Остальные персонажи разбредаются по своим задачам, ради эпичного финала. В этот раз в тексте нет провисаний и почти нет воды, что для книги в тысячу с лишним страниц очень даже хорошо.

• Персонажи. По-прежнему радуют. Открывая книгу, даже ощущаешь, что скучал по этим симпатягам. Правда, очень быстро появляется желание стукнуть некоторых, особо стервозных личностей, но тут ничего нового. Мужчины всё также суровы, красивы, немногословны и хороши в бою. Женщины всё также прекрасны, высокомерны, влюбчивы и, по их мнению, хороши в интригах и манипуляциях.

• Мир. Традиционно, сначала персонажи действуют в финальной локации предыдущего тома, после чего расходятся кто куда. В «Восходящей тени» действие начинается в Тире, затем часть герой отправляется в айильскую пустыню, часть – в Танчико, а некоторые вновь посещают Двуречье. Дополнительно будет возможность взглянуть на парочку карманных вселенных, обычаи Морского Народа, получше узнать Мир Снов и погрузиться в прошлые эпохи. По части раскрытия мира четвертый том разнообразнее и интереснее предыдущих, что, конечно, тоже огромный плюс.

• Диалоги. Живые и интересные. Всё также наполнены юмором и пафосом, но в меру. Чувствуется, что Джордан уже набил руку в писательском мастерстве.

• Магическая система. Особых нововведений нет, просто система использования Силы обрастает подробностями.

• Главный герой. Удаляется на почти недосягаемую высоту. Пока Ранд ломает голову над сочетанием своей судьбы и судьбы мира, все остальные персонажи понимают его всё меньше и меньше. Читатель, впрочем, тоже. Создаётся ощущение, что Ранд лишь номинально главный герой, который двигает магистральный сюжет, а большую часть времени внимание автора сосредоточено на паре десятков менее важных персонажей.

«Восходящая тень» – один из лучших томов цикла, а издание от «Азбуки» всё также на высоте. Ждём «Огни небес» и надеемся, что ожидание не будет долгим.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Восходящая тень» удивила меня тем, что увлекла едва ли не сильнее, чем предыдущие части «Колеса времени». При этом у данного романа едва ли есть серьезные отличия от остальных частей: все такое же вдумчивое и подробное повествование, все так же минимум событий и никакого эпического происшествия в финале книги. Но кое-что все-таки было иным – тайна, которая начала приоткрываться.

Когда я говорю о тайне, я имею ввиду прошлое мира «Колеса», которое начинает оживать на книжных страницах. Это прошлое настолько продумано, что едва не затмевает собой настоящее, поэтому экскурс туда прямой, а не намеками, прямое его свидетельство, а не в легендах выглядит чуть ли не самым впечатляющим эпизодом книги. Не менее интересно наблюдать за описанием, догадками относительно множества предметов той эпохи, что позволяет создать свое собственное, хотя пока еще не полное, о ней впечатление. Наконец, в этой книге довольно большая роль отведена Отрекшимся, титул которых нам известен точно. По сути, их воспринимаешь как живых легенд, как если бы Ильич вдруг встал из Мавзолея и начал действовать. В каждом слове этих персонажей можно искать новое знание о столь привлекательном прошлом. Пока еще они не столько отрицательные герои, сколько экспонаты, за которыми интересно наблюдать.

Кроме того, Ранд вновь становится одним из главных героев, только теперь он гораздо сложнее, многограннее и взрослее, чем был ранее. Теперь его можно воспринимать как человека, обладающего огромной силой и каким-то немыслимым образом способного ею владеть. Теперь не он вовлечен в игру, но он сам ее ведет. По-новому в истории раскрывается и Мэт. Может создаться впечатление, что его роль сводится к роли спутника Возрожденного Дракона, и так оно и есть, но в этой части гораздо сильнее проявляются его врожденные таланты, делающие героя уникальным. Будучи чаще всего на втором плане, сейчас он проявляет свой характер и индивидуальность. Перрину же посвящена огромная, едва ли не больше линии Ранда в Руидине, сюжетная линия, но сугубо военно-оборонительная. Несмотря на все необычности, она достаточно …бытовая что ли. Нельзя сказать, что читать об обороне Эмондова Луга скучно, но на фоне приключений Ранда эта история меркнет. Не помогает даже любовная линия – в «Восходящей тени» совсем нет взаимоотношений влюбленной пары за рамками взаимных подколок, да и сложностей в отношениях тоже нет – такая обычная счастливая история любви. Меня это не зацепило.

По сравнению с предыдущими частями и несмотря на достаточно большое к ним внимание, не очень развиваются характеры девушек – Найнив, Илейн и Эгвейн. Все три действуют в рамках ранее прописанных характеров. Сейчас они продолжают каждая свою миссию, они пуще прежнего увлечены ею, что несколько уменьшает объем их взаимодействия с окружающими людьми и даже друг с другом. То, что на этот раз они не попадают в ловушки, как было, скажем, с опытом Эгвейн у шончан, мне, скорее, понравилось, но отсутствие столь суровых испытаний все же сказывается на раскрытии образов. Любовная линия Найнив снова не имеет никакого развития, ее чувства продолжают оставаться на периферии сюжета, а ведь эта история куда более трогательная и пронзительная, чем сладкая лав-стори Перрина и Фейли. Вместе с тем, чуть ли не более, чем финальная схватка Ранда, впечатляет битва Найнив с Отрекшейся, и это несмотря на всю скромность роли девушек в этой части.

Интриги в Белой Башне приобретают все большее значение в повествовании, и это, как ни странно, идет на пользу «Колесу времени». Если Морейн уходит здесь на второй план, и даже ее поход в Руидин – лишь факт, а не отдельный сюжет, то Суан берет канву истории в свои руки. Пусть ее линия в «Восходящей тени» мала, но эмоционально она впечатляет едва ли не больше, чем все остальное, поскольку она – это воплощенная сила, и не важно, способна она на что-то сверхъестественное или нет. Тем не менее, автор не делает из нее героиню без страха и упрека: Суан тоже способна отступить и проиграть, но не сломаться, и этим она, отчасти, отличается от эпизодически появляющегося на сцене Логайна, когда-то бывшего побежденным, но не сломленным, а теперь утратившим волю и силу.

Черная Айя в «Тени» сводится лишь к сбежавшим с Лиандрин женщинам, и все интересное, связанное с ними, представляет собой оживание тех описаний героинь, что оказываются в руках наших девушек ранее. Никакого особого успеха в своем предприятии не имеют ни девушки, ни Черные, и вся погоня одних за другими и наоборот на редкость вялотекущая, которую оживляют, в основном, случайные сюжеты.

Вместе с тем, к финалу остается жгучее желание узнать, что будет дальше, причем, это желание связано не с второстепенными героями, не со случайными сюжетными линиями, а с главным – с Рандом. Думаю, то, что он вышел на первый план, да еще так изменившись, и есть главный плюс этой книги. Теперь сюжет спокойно может держаться на нем. Остальные пока еще не выросли из Двуречья, но только не Ранд. Его дальнейший путь, его задумки – все это очень интересно. Сюжетные ветки остальных несколько непоследовательны, но, наверное, это даже хорошо, ведь ведущая линия должна быть одна. Единственное, что осталось для меня непонятным и в финале – почему книга называется «Восходящая тень»?.. Никакого логического объяснения я придумать не могу. Может, потому что в мир приходит хаос?.. Может, но упоминания об этом отрывочны, акцента на этом нет. Считаю, что название себя не оправдывает.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, одна из лучших(любимых) книг в серии. Прочитал на одном дыхании несмотря на солидный объем. Очень понравилась сюжетная линия «Перрин и Двуречье». Твердая десятка!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга цикла. Тут мы видим интереснейший народ — айильцев, наблюдаем их культуру, полностью отличающуюся от любой из земных, даже от культуры древних арабов — их прототипа. Линией Перрина в Двуречье наслаждался, жадно поглощая каждое слово. Да и все прочие линии сюжета хороши, вместе они образуют сюжетную плоскость, придавая действию масштабность. Стиль автора не изменился, чему я лишь обрадовался, уж больно мне нравятся джордановские описания. Замечательная вещь. Настоящая литература

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от предыдущих путешествий в мир КВ, между чтением третьего и четвертого тома прошло всего три дня. Меня «Дракон возрожденный», легкий и короткий ,только раззадорил. И я немедленно взялся — после прокладки из Майкла Суэнвика — за «Восходящую тень». Мало того. В книге 1300 страниц, думал, осилю дней за десять, но в итоге «проглотил» всего за неделю. Были заброшены и Ютуб, и скачанные фильмы с сериалами. После работы хотелось узнать только одно: что же дальше произошло с любимыми героями этой невероятной эпопеи?

Джордан великолепный сторителлер. Он придумал Узор и оказался равновелик собственному замыслу. Ткет так, что и персидские ткачихи от зависти изнывают. Переплетение тонких сюжетных нитей в единое пышное и яркое полотно и составляет главное достоинство прозы Джордана. Все прочее великолепие — антураж, локации, битвы, магические штучки-дрючки, персонажи — только уток и основа, только инструменты, работающие на результат — само мироздание Колеса Времени.

Многие уже оттоптались на главных героинях цикла, и справедливо. Проблема Джордана не в феминизме, а в том, что на главные роли он взял неадекватных психопаток с манией величия. Злые и глупые бабы ,которые мнят о себе невесть что, встречаются в жизни, и в больших количествах. Но зачем же ставить их во главу угла интриги. При этом автор описывает очень интересных и приятных во всех отношениях дам, или крайне омерзительных, но любопытных, десятками. Только все они на вторых и третьих ролях. А в авангарде сюжета — дурные стервы. Это странно.

Однако видно, что автор пытается работать над ошибками. Джордан то ли сам понял, то ли ему кто подсказал, что женщина с неврозом навязчивого действия (дерганье косы) как-то не очень тянет на могущественную волшебницу. Поэтому борьба Найнив с собственными заскоками была наиболее интересна в этом плане повествования.

Помимо общего узора, наиболее захватывающими оказались для меня метемпсихоз Ранда в Руидине — этот вставной постап просто прекрасен — и приключения двуреченцев в Эмондовом Лугу.

Сражения и поединки в финале романа более «мясистые» и вовлекающие, чем вначале. Аж дух захватывает.

Если мерить успех авторского замысла тем, насколько хороши злодеи, противостоящие героям ,то тут тоже полный порядок. Джордану удалось наваять целую плеяду отпетых негодяев. Уж такие злобные гады, что зубами срежешь, так хочется, чтобы их на ближайшем же суку удавили. Однако автор торопиться не собирается. Ибо поспешность — потакание дьяволу. А главный смысл эпопеи — борьба с ним.

Что касается дальнейшего, больше всего мне любопытно ,как он вырулит к тому, что Мэт женится на дочери Девяти Лун ,учитывая, кто такая — дочь Девяти лун? Тут я вижу большущее поле для самых занимательных переплетений Узора!

Да, еще он преступно мало уделил одному из важнейших исторических событий в его мире. Первый государственный переворот в Белой Башне за всю ее историю! А уделено этому одна глава, пусть и большая. Надеюсь, он еще вернется к этой коллизии.

В общем и монументальный четвертый том меня не утихомирил. Желание узнать ,что же дальше только распалилось! С нетерпением жду встречи с «Огнями небес», жаль, придется сделать паузу на несколько дней. Потом нужен будет более долгий перерыв. Надо остыть, перегорать не хочется. Много интересного жду от дальнейшего плетения Узора.

П.С. Примерно половину романа прослушал в аудиоформате в исполнении Святослава Федорчука. Понравилось. Он не выделяет особо голосом разных персонажей, но у него более мужественный и жесткий тембр, чем у Павла Корнеева, начитавшего предыдущие тома, что более подходит рассказываемой жуткой истории. Пятый том тоже Федорчук озвучил. Обязательно обращусь к нему за помощью в его усвоении.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая книга цикла, в которой Ранд начинает исполнять свое предназначение — разрушать этот мир. Если в предыдущих трех книгах он только являл знаки того, что он Дракон Возрожденный, то теперь он начинает активно готовиться к последней битве. Поэтому он пытается сбросить ярмо Айз Седай и начинает реализовывать свою стратегию, ни с кем не делясь планами.

Вообще в книге очень хорошо показано, как человек меняет мир, но и как мир меняет человека. Опять же, отчетливо видно кардинально расхождение характеров трех друзей — один смиряется с долгом, ведущим к смерти, второй хочет сбежать от всего от этого и прожить жизнь в свое удовольствие, а для третьего главное — его дом, деревня, где он вырос (главы Двуречья сильно напоминают возвращение хоббитов в Шир)

Достойное продолжение цикла (читал в метро, пару раз чуть свою станцию не проехал)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая книга цикла «Колесо времени» считается одной из лучших в саге. Поэтому я подходил к ней с большими ожиданиями, особенно после замечательных предыдущих книг — «Великая охота» и «Дракон Возрождённый». Но в тоже время меня очень удивил объём книги и я сразу задался вопросом — оправдан ли он ?

Как оказалось — не совсем. Первые 300 страниц романа — фактически топтание на месте. После того, как каждый главный герой (Ранд, Перрин и Мэт), скажем так, переживает небольшой инцидент в начале — сюжет будто замирает и не хочет двигаться дальше. С одной стороны это оправдано — уж слишком большое количество героев собралось вместе и сообща решают что делать дальше. Но с другой стороны — очень много страниц этому отведено.

После, примерно, двадцати глав сюжет наконец-то, с отъездом героев в разные уголки населенного мира, начинает преображаться и появляется то, за что многими любима именно эта книга всей саги: Джордан привносит в цикл много нового, но при этом не забывает и о старом — так линия Перрина, одна из лучших в этой книге, посвящена его возвращению в Эмондов Луг: туда, где, собственно, всё и началось. На примере этой деревни и её жителей хорошо показан контраст между мирным временем, времен первой книги, и нынешним военным и опасным.

Одной из центральной линии романа является линия Ранда, в которой нам полноценно представляют народ Айил: мы узнаем очень много про их обычаи, а также про их происхождение. Всё это даёт нам понять, что Джордан держит в своей голове огромное количество деталей и, несмотря на возросшее количество персонажей и мест действия, складывает их в единую сюжетную мозаику.

Правда при таком объёме, на мой взгляд, можно было и уменьшить авторское желание описать каждую одежду, интерьер и т.д. практически во всех сценах. Где-то это выглядит уместно — например в главах, где мы больше узнаём об Айил как о народе, а где-то можно было обойтись и без этого в угоду меньшего объёма и без того большой книги.

Стоит отметить и рост главных героев как личностей — особенно это касается Ранда: именно здесь становится отчетливо заметно, как из пастуха он практически полностью превратился в человека, наделённого огромной властью и знающего, как ею распорядиться. Добро в нём, конечно же, осталось, но появилась и холодная расчётливость.

В целом же «Восходящая тень» — это хорошая книга, которая вводит героев в новую фазу цикла: если три предыдущие книги выставляли фигуры на шахматной доске, то здесь эти фигуры начинают активно ходить. Но увы — затяжное начало не даёт мне права поставить максимальную оценку этому роману.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх