Деннис Лихэйн «Таинственная река»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
К трем маленьким приятелям, Шону, Джимми и Дейву, озорничающим на улице, подъезжают два мнимых полицейских и увозят в своей машине самого слабого и беззащитного из них — Дейва. Через несколько дней мальчик убегает от похитителей и возвращается домой, но эта история оставляет рубец в душе каждого из ее участников и через двадцать пять лет вновь сводит их вместе в чудовищном кошмаре.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Дилис / Dilys Award, 2002 | |
лауреат |
Премия Барри / Barry Award, 2002 // Лучший детективный или криминальный роман | |
лауреат |
Премия Энтони / Anthony Awards, 2002 // Лучший роман | |
лауреат |
Немецкая премия за криминальную литературу / Deutscher Krimipreis, 2002 // Международный роман. 3 место (перевод Andrea Fischer) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Дэшила Хэммета / The Dashiell Hammett Award, 2001 | |
номинант |
Премия Макавити / Macavity Awards, 2002 // Лучший детективный роман | |
номинант |
Премия Барри / Barry Award, 2010 // Лучший детективный или криминальный роман десятилетия |
Экранизации:
— «Таинственная река» / «Mystic River» 2003, США, Австралия, реж: Клинт Иствуд
- /языки:
- русский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (6), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Вейсберг (1), Е. Осенева (4), В. Шовкун (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 6 февраля 2022 г.
Хороший психологический роман детективного жанра. Расследование зверского убийства молодой девушки через призму трагедии, случившейся двадцать пять лет назад.
Социальная драма в разрезе судеб трёх друзей, один из которых стал уголовным авторитетом, другой — полицейским, а на долю третьего досталась прискорбная участь отверженного, хотя и не без куска нормальной семейной жизни.
Есть заметные аллюзии на «Крёстного отца» в плане становления преступного лидера и его «кодекса», обрисовки изменения социума США, так называемая «джентризация», снос бывших полутрущоб и замена их фешенебельными кварталами среднего класса, с соответствующим ростом цен на недвижимость и налоговой нагрузки, а также стандартный прием западной литературы: «все мы родом из детства». То есть, от осинки не родятся апельсинки, плюс травля тех, кому однажды не повезло, и что из этого получается.
На мой взгляд, слишком много описательной части, хотя интрига с убийством
Сентиментальность тоже присутствует, как всегда в тренде у американского потребителя, что порядком затянуло историю.
В целом, интересная книга, несмотря на определенную избыточность текста.
prouste, 29 ноября 2020 г.
«Таинственная река» обладает четкой и ступченчатой интригой, имеет смыслы, основной из который — влияние насилия на психику, возможность избавления от этого давления. В 60-е и 70-е гг. в Америке сняли ряд значимых фильмов на эту тему, в частности Дон Сигел, раскрывший в качестве первого актера этой темы Клинта Иствуда, ранее открытого же Серджио Леоне. Многому от них научившись, Иствуд снял новаторский фильм — «Непрощенный», в котором как никогда ранее в дистилированом виде с художественным совершенством проилллюстрировано, что демон насилия даже если и скрыт, но оно неминуемо вырвется и тушите свет. Показан и мир, который держится на волоске и чтобы произошел апокалипсис довольно одного камушка. Лихэйн киноман и очевидно видел и Иствуда и Сигела. «Таинственная река» о том же, что и «Непрощенный» — об испорченности мира, о демоне, который сидит в добропорядочном семьянине. Не удивительно, что ее экранизировал Иствуд — он уже снял ранее фильм в манере вестерна об этом же. При этом «Таинственная река» очень хорошо написана( манерой письма, отступлениями Лихэйн несколько напоминает Стивена Кинга), и доставляет удовольствие даже и после просмотра фильма.
tapok, 9 апреля 2018 г.
Эффект домино
***
Некоторые писатели способны удивлять удивительной проработкой мира (Сандерсон), другие — колоритными персонажами (Аберкромби), третьи – неожиданными сюжетными ходами (Мартин «и его смерти»). Кому-то под силу шокировать читателя психологизмом происходящего. И особняком здесь стоит Стивен Кинг со своими триллерами («Мизери», «Игра Джералда», «1922» и многие другие). Именно с последним названным автором у меня ассоциируется «Таинственная река» Лихэйна.
Автор начинает неспешное повествование издалека – 1975 год – одного из трех друзей (Дэйва, если быть конкретным) похищают неизвестные. И данное событие становится началом эффекта домино, когда каждая кость запускает цепь событий.
2000 год. Небольшой городок становится свидетелем зверского убийства молодой девушки. Родители в прострации, полиция спешно берется за дело, горожане не остаются равнодушными. Вот и всё, что дает завязку сюжета, остальное же – многочисленные детали. И тот яркий пример, когда бес кроится в этих самых деталях. Буквально каждая страница пронизана важными посылами Лихэйна, детерменирующими те или иные поступки главных героев. А их (героев) в книге хватает.
Центральное звено персонажей – это трио Дэйв, Шон и Джимми. Больший упор автор делает на линии Джимми и Шона. Первый – бывший заключенный, ныне – семьянин и владелец мелкого бизнеса. Его криминальное прошлое осталось далеко позади, Джимми вполне успешен в своей жизни. Особенно Лихэйну удалось описание [
Помимо трех главных героев (и их семей) есть и другие персонажи. Например, парень Кейти – Брендон и его семья. Или напарник Шона – Уити. Эти герои раскрыты не так хорошо, но и картон из них получается слишком живым для картона.
Язык автора и динамика повествования радуют. Читается книга легко, если убрать из внимания стартовые страницы, где уйма героев не укладывается в голове. Провисаний в сюжете особо нет, он, пусть и не всегда спешный (не боевик читаем, если что), но и не водянистый. В общем, самая золотая сердцевина для жанра. А жанр тут – драма. И пусть на фантлабе таковой в классификаторе отсутствует, я бы поставил «триллер» или «реализм», но точно не детектив. Пусть расследование в книге занимает немало времени, важен здесь психологизм, а не «кто убийца». Интрига в книге не самая большая. Опять же, это и не детектив всё-таки.
Заключение: прекрасная книга. Она обделена вниманием читателя (на фантлабе; тут виной и редкие переиздания), а жаль. На мой же взгляд «Таинственная река» — крепкая драма о том, что некоторые события могут роковым образом сказаться на жизнях многих людей даже спустя 25 лет. А посему – будьте внимательнее к себе и окружающим.
Илориан, 3 июля 2014 г.
Мораль произведения? Что посеет человек, то и пожнёт. Даже самый мелкий проступок догонит нас в какой-то момент жизни. Зло всегда породит зло. Поэтому оно и неисчерпывается на земле. Книга о кругообороте зла в природе...
И герои ярки, и задумка глубока, и реализация в форме детектива неплоха. Грустное и серйозное произведение. Хоть это и детектив, но детектив не развлекательный.
Только вот забыл автор одно: что краткость — сестра таланта... И вот это-то напрочь испортило впечатления от книги. Произведение не просто растянуто — оно громоздко. Целыми страницами углубляешься в подробности прошлой жизни и психологических комплексов героев, которые не раз уже обсуждались. Сложилось впечатление, что господин Лихэйн дал обет какому-то писательскому божку использовать как можно больше бумаги...
mors_ontologica, 4 февраля 2013 г.
Поначалу все было хорошо и все мне нравилось. Дети, выросшие на окраине города, чуть было не севшие в «ту самую» машину и пронесшие груз вины за это на себе всю жизнь. Ребенок, который сел в машину и навсегда оставшийся там, вместо которого вернулся Мальчик, Убежавший от Волков. Боль и растерянность, летняя пыль, хрустящая на зубах, запах подгнивших яблок.
А потом начался детектив, и полицейские, ведущие расследование, теряют адекватность на глазах.
Я не люблю детективы. Не люблю, потому что автор словно приглашает меня: «Подумай, ну подумай же, кто убийца! Я оставил зацепочку здесь и здесь. Заметишь? Угадай, и мы вместе посмеемся над идиотами-копами.» Спасибо, не надо. Мне нравится просто читать книгу, втягиваться в водоворот сюжета вместе с героями или погружаться в атмосферу, чувствовать себя в бедных кварталах Бостона, прогуливаться по Тюремному парку, влезать в голову Мальчику, Который Убежал от Волков.
Детективная линия здесь не так важна, но она слишком бросается в глаза, затмевает собой все остальное. Убийца слишком очевиден. Копы слишком невнимательны. Концовка затянута.
master_slave, 21 июля 2012 г.
«Ты задумывался когда-нибудь над тем, как самое маловажное решение способно в корне изменить всю твою жизнь?»
О чем это произведение? Оно обо всем! Оно о жизни и не только! История троих друзей, хотя на самом деле не друзей, а так просто знакомых, которых свело вместе. В один день случилось событие, которое изменило жизнь как казалось только одного из них, но на самом оно изменило все и всех. Прошло много времени и новое событие снова изменяет течение их жизни.
«Самым действенным оружием полицейского является его знание того, насколько в действительности глупы люди.»
В книге показано стандартное полицейское раследование. Здесь нет гениальных Холмсов или крутых копов, расследование ведется стандартно и обыденно, даже можно сказать буднично. Преступников находят благодаря выдержке и старанию, а также кропотливой работе и доле везения.
«Пусть ты был отравлен, но ведь яд не такая уж беда, если ты знаешь, как жить с ним.»
В книге показано как одно событие может изменить всю жизнь. Как что-то может исковеркать человека и сломать его изнутри. Как хочется забыть все и жить нормальной жизнью ,но что-то внутри тебя не дает сделать этого. Что-то ломает тебя, если не сразу то постепенно.
Главные герои книги — Шон, Джимми и Дейв. Шон стал хоршим полицейским, но в личной жизни у него не заладилось. Джимми бывший удачливый и крутой преступник, у которого есть все что нужно для счастливой жизни. И Дейв, чья жизнь изменилась и не возвращается в нормальное русло. Их пути в свое время разошлись, но жестокое убийство сводит их снова вместе.
Лихейн великолепно показывает все метаморфозы происходящие с главными героями. Он раскрывает их внутренний мир, показывает какие они на самом деле. Множество сильнейших сцен — задержание и мысли Шона, разговор Дейва и Джимми, рассуждения Дейва о вампирах, диалог Шона и Джимми в конце, парад и размышления Шона и много другое (всего и не перечислить).
Сложно описать данное произведение, но одно сказать можно — это сильное творение и оно не оставляет равнодушным.
«Там непонятно, кто люди, а кто вампиры.»
«Может быть, в один прекрасный день ты проснешься и не вспомнишь, каково это – быть человеком. И такое может случиться, но ничего страшного. В тебя попал яд, но и к этому можно приспособиться.»