fantlab ru

Генрик Сенкевич «Камо грядеши»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
469
Моя оценка:
-

подробнее

Камо грядеши

Quo vadis Powieść z czasów Nerona

Другие названия: Куда идешь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

Знаменитый исторический роман Генрика Сенкевича повествует о событиях великих и почти мифических. Первый век нашей эры, императорский Рим времен полубезумного лицедея Нерона, одержимого манией величия. Пылающий Вечный город, звери, рвущие на арене цирка тела рабов, невообразимые оргии и массовые казни… На этой пропитанной кровью и слезами земле разворачивается трагическая история первых христиан, принимают мученическую смерть апостолы Петр и Павел. В ткань своего поистине эпического повествования автор вплетает сюжеты о драматической судьбе Петрония, утонченного эстета и скептика, и о пламенной любви римского патриция Марка Виниция к христианке Лигии, любви всепобеждающей, освященной истинной верой, заставляя читателя задуматься о свободе выбора, дарованной человеку.

Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Камо грядеши?» / «Quo Vadis» 1951, США, Италия, реж: Мервин ЛеРой, Энтони Манн

«Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis?» 1985, Италия, Франция, Испания, Швейцария, Великобритания, Германия, реж: Франко Росси

«Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis» 2001, Польша, США, реж: Ежи Кавалерович



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений. Том 8
1985 г.
Куда идешь
1986 г.
Камо грядеши
1989 г.
Камо грядеши
1989 г.
Quo vadis
1990 г.
Камо грядеши
1990 г.
Quo vadis
1991 г.
Quo vadis
1992 г.
Quo vadis. Камо грядеши
1993 г.
Камо грядеши
2006 г.
Куда идешь
2006 г.
Quo vadis. Камо грядеши
2007 г.
Quo vadis
2011 г.
Камо грядеши
2011 г.
Камо грядеши. В 2-х томах. Том I
2011 г.
Камо грядеши. В 2-х томах. Том II
2011 г.
Камо грядеши
2011 г.
Камо грядеши
2015 г.
Полное собрание исторических романов в двух томах. Том первый
2017 г.
Камо грядеши
2017 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2019 г.
Камо грядеши
2022 г.
Камо грядеши
2023 г.

Аудиокниги:

Камо Грядеши
2005 г.
Камо грядеши
2012 г.
Антология зарубежной прозы
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Quo vadis
1958 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко какая книга производит на меня такое впечатление. Огромное. Я и плакала от сочувствия, и вновь плакала, когда Виниций говорил о Лигии, но уже от умиления.

Сердце моё разрывалось каждый раз.

Книга очень сюжетная, эмоциональная, невероятная! Держит в напряжении на всём протяжении повествования. Финал непредсказуемый, я не ожидала, что так закончиться. Во всяком случае, для влюблённых.

Читать было легко, я не могла оторваться и читала везде: дома, на улице, в маршрутке. Не ложилась спать, пока не дочитывала до спокойного момента)

Особое удовольствие от диалогов Петрония, Петра, Павла.

Герои это отдельная тема. Они великолепны. Настолько живые, что сложно поверить, что они не существовали (именно они, а не исторические личности). Уже после нескольких страниц, забываешь обо всем. Я целыми днями думала только о том, как они там. Что будет дальше. Как повернется судьба героев.

Сюжет прост в своей гениальности, сто баллов вперёд автору. Написать исторический роман так, чтобы от него было не оторваться, выше всяких похвал. Действие динамичное, летишь сквозь книгу, как на горках, то вверх, то вниз. И только сердце разрывается от происходящего.

Всех слов нехватит, чтобы описать мой восторг :)

Да, стоит отметить, что роман не лишён наивности и идеалисточности, что в современном мире можно отнести к недостаткам, но, проклятье, я не буду этого делать! Книга оставляет после себя чувство необыкновенной надежды...

Хоть я и грущу о судьбах некоторых героев, особенно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Петрония. Бедняга больше никогда не увидится с Виницием... Если только в конце времён

Кроме всего прочего, в романе множество параллелей и противопоставлений. Петроний и Виниций, римляне и христиане, августианцы и рабы...

Мир внутри и снаружи.

В общем, я в полном восторге, жаль высший балл 10, роман достоин всей сотни.

Счастлива, что прочитала его.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Генрик Сенкевич – настоящий мастер, в полной мере владеющий словом. Генрик Сенкевич смог воссоздать атмосферу того времени. Вместе с ним мы оказывается на безумных пирах Нерона, в изысканных домах патрициев, в бедных лачугах христиан и на арене Колизея. Кажется, что ты действительно присутствуешь там, полностью погружаешься в обстановку.

Книга поднимает важнейшие проблемы, актуальные и поныне. Центральное место в романе занимают проблемы любви и веры. Насколько же различается мировоззрение у разных людей! Каждый любовь понимает по-своему, у каждого своя вера.

В основе романа лежит жизнь молодого патриция Марка Виниция. Удивительно наблюдать, как любовь может полностью изменить человека, заставить отказаться от привычных вещей, полностью пересмотреть свои взгляды на мир. Несмотря на то, что ему придется перетерпеть много страданий, он не откажется от своей веры и именно вера поможет ему выстоять и победить. Потому что только вера двигает горами!

Хочется еще раз отметить, что «Камо грядеши» — гениальный роман гениального писателя. Эта книга потрясет каждого до глубины души и никого не сможет оставить равнодушной! Прочитайте, вы не пожалеете потраченного времени!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — лучшее, что я прочел в этом году.

История противостояния зарождающегося христианства с языческой религией. История не крестовых походов, где меч насаждал веру, а история того, как дествительно христианство должно благовествоваться.

Это история о том, как «зерно горчичное» Евангелия попадаэт на почву душ человеческих, и словно закваска, положенная в три меры муки, заквашивает все.

Кига очень сильна тем, что очень образно показывает всю контрастность христианских ценностей по отношению не только к ценностям языческого мира, но и просвещенного Рима с его философскими течяениями. Книга прекрасно передает дух эпохи и атмосферу первого века христианства.

Но еще книга более ценна тем, что еще раз напоминает христианам о том, какими они должны быть, и делает это очень образно. Что значит «милости хочу, а не жертвы»? Что значат слова «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»?

Будучи христианином и сравнивая себя с христианами в єтой книге, я прихожу к неутешительному выводу, что я, в сравнении с ними, не достоин называться христианином.

Книга показывает красоту христианства и его силу.

Те же читатели, которые не интересуются христианством или интересуются только в качестве вехи в истории, смогут просто насладиться качественным исторрическим романом.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много ли мы знаем о Римской империи, кроме того, что она строила отличные дороги и имела сильную армию? Что мы знаем о ранних христианах, кроме того, что учение это распространялось преимущественно среди черни и рабов? Сенкевич взвалил на себя нелёгкий груз, когда взялся писать об эпохе Нерона в истории Рима. Но он справился и справился на отлично. «Камо грядеши» — великолепный роман, многочисленные достоинства которого полностью нивелируют единичные недочёты.

Итак, читатель видит высшее общество Рима. Императора и его свиту, всесильных и ни в чём себе не отказывающих патрициев, которые в беспредельном гедонизме проводят жизнь в пьянстве и оргиях. На другом полюсе ранние христиане — кроткие фанатики, уверовавшие в Единого Бога, сурового, но милосердного и всепрощающего. Читатель видит столкновение старого и нового миров. Могущественный Рим, разъедаемый беспутством и развратом, против новой религии рабов. Казалось бы, исход понятен. Но есть нюансы. Конечно, не христианство в итоге сокрушило империю, о чём можно подумать, заканчивая роман. Он сам прогнил настолько, что даже христианство его не спасло.

Разлагающаяся верхушка Рима – привычная картина. Во все времена сильные мира всего страдали неумением обуздать свои страсти и желания, и Рим в этом списке не исключение. На фоне ненасытных патрициев, которые придумывают всё новые и невиданные развлечения, ибо старые уже наскучили, куда более интересна христианская община. Да, они выглядят, как секта. Они наивны и честны, в то же время последовательны и верны своему учению. Они придерживаются и проповедуют совершенно новые ценности, чуждые большинству граждан империи. Потому, как всё новое, вызывают недоумение, агрессию, страх и так далее. И всё равно привлекают новых и новых адептов. Этот контраст и парадокс – символ грядущего обновления, в котором так нуждался погрязший в социально-экономических противоречиях античный мир. И Сенкевич умело обыграл эту тему.

Письменных свидетельств о ранних христианах практически нет. Потому автору пришлось додумывать, использовать художественные методы для их описания. Получилось убедительно. Тем более, на фоне апостолов Петра и Павла, которые несут учение Христа, так сказать, от первоисточника, уже проступают черты нетерпимости, которая характерна (и привычна) для церкви средневековья. Достаточно вспомнить осуждающие речи третьестепенного персонажа Криспа. Неудивительно, что по прошествии времени от учения Иисуса Назарея остались лишь крохи, а Католическая церковь вобрала в себя все пороки, против которых выступала на заре своего существования. То есть автор не идеализирует первых христиан, как и не демонизирует языческое общество Рима. Уже наличие такого персонажа как Петроний – показатель того, что Рим – не кровожадный и безумный зверь, что в империи почитали искусства и добродетель. Другое дело, что такие Петронии были в явном меньшинстве.

Контекст произведения таков, что его можно смело назвать психологическим и даже философским романом, тем более название вполне подходящее. В фокусе романа не исторические события. Больше внимания уделено духовному перерождению Виниция, речам апостолов, рассуждениям Петрония. В произведении много рефлексии и внутренних диалогов героев. Как пример: терзания ушлого философа-стоика Хилона и сомнения апостола Петра. Исторические события – нечто вроде фона, на которых развивается диалектический спор античного язычества и новозаветной морали. Тем не менее, историческая составляющая показана очень достоверно. Во всяком случае, я как читатель, автору поверил.

В «Камо грядеши» Сенкевич показал себя мастером масштабных сцен. Пир у Нерона, помпезный выезд в Анций, горящий Рим, казнь христиан на арене цирка и в садах. Эти яркие сцены описаны так тщательно и мастерски, что казались живыми, настоящими, пережитыми лично. И отдельно стоит эпизод с неудавшимся бегством Петра из Рима. Это единственный мистический момент романа (пусть и показанный через призму реализма), но настолько сильный, что является эмоциональным апогеем всего повествования.

Что имеем в сухом остатке? Сильное и многогранное произведение, по праву занимающие место среди лучших исторических романов. Советую.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сенкевич — последний великий романтик в эпоху великих реалистов. Его тексты заставляют вспомнить о временах Вальтера Скотта и Шатобриана. Герои неудержимы в страстях и поступках, живут красиво и умирают красиво. Но вот эта книга — настоящая вершина исторического романа. Её герои при некоторой прямолинейности неоднозначны и не статичны. При этом изменения их характеров психологически оправданы. Интереснее всех, на мой взгляд, получился Петроний. А что касается картин обоих миров, римского мира и мира первых христиан, ничего подобного больше не найдёшь ни у романтиков, ни у реалистов, ни у фантастов, ни даже у профессиональных историков. Такие эпизоды, как пир у Нерона, шествие августиан, пожар Рима, казни в цирке, смерть Петрония — это настоящие шедевры.

Рим Сенкевича выглядит восхитительным и страшным, каким он, вероятно, и был в реальности. Потрясающая красота парадных площадей, храмов, дворцов, базилик, вилл, пугающий реализм скульптуры, звенящая бронза стихов и речей великих ораторов, всеобщая грамотность, доступные каждому гражданину театры, стадионы и библиотеки, фантастическое изобилие чистой воды, лучшие в мире дороги. Бои гладиаторов, издевательства над пленными, пытки рабов, казни-спектакли, выброшенные младенцы, распад семей, животная пошлость пиров и оргий, откровенное холуйство перед своим патроном и общим патроном-императором, всенародное презрение к труду. Мужество и самодисциплина граждан, любовь к Городу и гордость за него, доблесть легионеров, добросовестность инженеров, беспристрастность судей. Всё это уже начинает уходить, но уходить будет ещё очень долго.

Для Сенкевича старый Рим обречён прежде всего из-за своей духовной пустоты. Но в романе видна и другая причина, не менее важная. У Петрония в городском доме 400 рабов, и для римского нобиля это не предел. Никто из них ничего не создаёт, но всем надо есть. А в Риме сотни таких особняков и около миллиона свободных бездельников, которые требуют хлеба и зрелищ. А в империи две тысячи городов, и почти в каждом потребляют больше, чем производят. Со временем этот груз раздавит империю.

Мир первых христиан в романе выглядит не таким ярким, но не менее чарующим и, безусловно, более привлекательным. Об этих людях хочу сказать только одно. Чтобы выдержать трёхвековое давление государства и общества и обратить противника в свою веру, первым христианам требовались беспредельная вера, беспредельная стойкость и безмерная любовь к Богу и людям. Такая вера, такая стойкость и такая любовь, какие нам трудно себе представить.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читала этот роман, то временами, казалось, что я живу в Риме и все это вижу своими глазами. Это удивительно, как живо, ярко и правдоподобно Сенкевич смог подать эпоху древнего Рима. Там все живое — начиная от улиц и заканчивая героями романа. И наверное, самое главное: начинаешь в процессе чтения задумываться — А куда идем? Для чего живем? Расправа с христианами описана так, что волосы встают дыбом. Очень сильная книга! Рекомендую.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотел себе подарок на ДР «Крестоносцы», но подарили «Камо Грядеши?».)

Был определенный скептицизм, так как не очень интересен период истории затрагиваемый в книге. Поэтому, по-началу, книга давалась плохо — в два или три подхода до, примерно, первой сотни страниц. Но потом потихоньку сюжет, описание жизни, созданное противоречие между внешним изяществом и внутренней моральной разрухой сильных мира сего начало захватывать.

Местами может быть тяжело читать из-за большого количества слов характерных для той эпохи, но без них никуда, так как они и создают атмосферу и их надо принять, как обязательную часть романа. Помимо этого хорошо описано общество того времени, приведены интересные исторические факты и особенным стало для меня описание христианства и христиан глазами главных героев, чего я никак от себя не мог ожидать.)

В целом замечательное произведение и даёт какой-то позитивный посыл.

Крайне рекомендую.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу можно без тени сомнения назвать классикой исторического романа. Яркие, хотя и не всегда точные, картины нероновского Рима не позволяют оторватся от неё.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательна книга, не зря потраченое время!

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно когда люди ещё верили в магию, во времена Средневековья, когда драконы... Стоп, не туда. Древние люди занимались охотой и собирательством... Слишком рано. Может с третьего раза? Давным-давно с карты Европы исчезла легендарная Римская Империя — одно из самых могущественных и продвинутых (для того времени) государств истории. Даже после своего раскола на Восточную и Западную она ещё долго давала о себе знать. Мы, славяне, взяли себе за пример Восточную Империю, более известную под другим названием — Византия. В Западной Европе долго существовало условное государство — Священная Римская Империя. Вон их сколько! Но мы поговорим о самой первой.

Я не буду вдаваться в подробности, кто правил, кто кого убил, отравил, кто в кого был влюблён при римском дворе. Иначе рискую запутать и вас, и себя. В-общем, случилось так, что на римский престол взошёл Нерон, та ещё задница. Нерон отравил своего дядю Клавдия, предыдущего Императора, а затем отправил на тот свет и мать, с женой. Он был жесток и честолюбив, глуп и самолюбив, помешан на поэзии и музыке. В последнем ничего плохого нет, НО!, но свои интересы он ставил всегда выше государства, что для монарха всё равно что самоубийство.

Так вот, как раз о временах Нерона повествует нам роман Генрика Сенкевича «Quo vadis» — «Куда идёшь». С творчеством сего автора я хотел ознакомиться уже давно, тем более, что польскую литературу в целом уважаю (конечно, во многом благодаря пану Анджею). Далее, Сенкевич работал в жанре исторического романа, к которому я уже давно не равнодушен. Настолько не равнодушен, что за предыдущий год ни одного не прочёл. В-общем, в библиотеке нашёлся пыльный томик и я не долго думая приступил к делу.

Текст пошёл далеко не сразу (в последнее время явление у меня частое), но наконец «враг был повержен», а последняя страница перевёрнута. С самого начала заострю внимание на некоторых негативных сторонах книги, благо их немного. В тексте дикошарое количество архаизмов и ссылок на них в конце книги. Отвлекаясь на то, или иное слово бывало теряешь нить повествования и приходится заново входить в ритм. Не могу назвать это однозначным недостатком, ведь если ты пишешь исторический роман о том времени, то и должен употреблять те термины, считающиеся для него нормой, но сначала они отвлекают. Второй «как бы» минус и последний, временами роман становится чересчур сентиментальным, во многом из-за ярко выраженной любовной линии. Перебор. Но пугаться не стоит, он небольшой.

Чем прежде всего подкупает роман? Атмосферой и антуражем? Согласен, антураж экзотичен, к тому же выписан ярко и детализировано, книга сумела передать дух того времени и подчеркнуть различия обычаев древних римлян и нас с вами. За что огромное спасибо автору, многого не знал. Тогда может героями? О, о героях «Quo vadis» можно говорить и говорить. Они все живые и все выписаны так, как мало кто может сегодня. В доказательство приведу пример, представление о Марке Виниции одном из главных героев романа, на протяжение 600 страниц менялось от отвращения до сочувствия и даже восторга. И метаморфозы, которые претерпевает его душа показано так, что веришь. Тут не будет бах! — и другой человек, всё постепенно. Тогда может... язык? Язык во многом способствует более лучшему усвоению книги, и он действительно здесь не трудный, по тексту скользишь, а описания (кушаний!) очень реалистичны. Но тогда что? Искренность. Сенкевич подкупает своей искренностью, порой даже граничащей с наивностью и сантиментами. Читая его книгу веришь, что да так оно и было. Да, так горел Рим, да, таков был проходимец Нерон, да, такой была его свита подхалимов, да, так гоняли первых христиан, да, тогда люди ещё действительно верили в Христоса. Даже я, атеист, ловил себя на мысли, что надо бы креститься.

Итог: отличный исторический роман. Кто не равнодушен к Древнему Риму, или хочет по новому взглянуть на христианство — читать в обязательном порядке.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендую к прочтению всем любителям исторических романов, ибо в этой книге все описано на редкость достоверно: быт римлян, жизнь первых христиан, жестокая политика Нерона, характеры героев, настроения толпы. В диалогах и письмах персонажей Сенкевичем также рассмотрены некоторые философские вопросы, в том числе, касающиеся учения Христа.

Некий благоговейный трепет охватывает при прочтении того, как ведут себя истинные христиане в счастье ли, в горе. Добродетели последователей Христа противопоставлен разврат, которому самозабвенно предавались практически все знатные граждане Рима; привычному маловерию, порой переходящему в атеизм, приверженцев языческих богов — искренняя вера апостолов и их учеников. Весьма интересны беседы персонажей об искусстве и его влиянии на людей.

Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает Петроний — «арбитр изящества», человек незаурядного ума, настоящий ценитель искусства, подлинный эстет. Конечно, многие взгляды этого героя отнюдь не безупречны, но не поддаться обаянию его образа невозможно. Лично меня также привлекли в Петронии его выверенные реплики и блестящее остроумие, с которыми он оказывал небывало сильное влияние на Нерона, заставляя цезаря делать то, что было угодно самому Петронию. Он единственный, кто мог открыто возразить правителю и любую свою фразу перевести в восхваление Нерона.

Достоверно описана эволюция личности Виниция, то, какие удивительные и неожиданные перемены происходят в его характере.

С поразительной точностью и мастерством Сенкевичем описаны сцены пиров и народных празднеств, из которых стоит выделить события, происходящие на арене.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нечего и говорить о том, с какой силой писатель изобразил произошедший в Риме пожар (горящие улицы и багровое зарево фактически предстают перед глазами читателей) и поведение людей, на которых свалилось такое неслыханное испытание: от бескорыстной помощи абсолютно незнакомым прохожим до откровенного мародерства.

Хочется обратить внимание и на беседы высокопоставленных римлян и Нерона: столько подтекстов кроется в каждой фразе, какой иронии исполнены речи льстецов!

Словом, книгу стоит прочитать.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично меня всегда удивляет, когда в отзывах о книге, затрагивающей религиозную тематику, скептики делают акцент именно на своем отношении к оной, уделяя сравнительно мало внимания самой книге. Однако, если глядеть с этой колокольни, с позиции абсолютного неприятия и неверия, невозможно получить удовольствие от половины литературного достояния человечества. Я тоже не верю ни в Кришну, ни в Куберу, ни в Гермеса с Афродитой, ни в Хеймдаля с Осирисом... Но ведь приключения этих товарищей, которые можно встретить в сборниках «Мифы народов мира» вполне себе «читабельны» и любопытны любому, кто хоть чуточку способен увлечься, каждому, чья фантазия нет-нет, да подпрыгнет хоть на метр, совершая неуклюжий, но все-таки «полет». Просто людям тех лет приходилось искать божественное начало там, где его нет (или есть?). Вот и рассматривайте, друзья-скептики, подобную литературу как «мифологию», не вдаваясь глубоко в основы, но наслаждаясь повествованием, как это делаю я. И будет вам счастье.

Теперь о книге.

Когда-то давненько мне доводилось видеть экранизацию, но с тех пор в памяти мало что осталось. Еще пугали «латинизмы», разбросанные по тексту, поэтому я долго, очень долго сомневался, стоит ли браться. Взялся.

И в первую очередь хочу воздать хвалу языку. Роман написан потрясающе «вкусно». Это не новомодные многотомники про арбатских ведьм или сантехников-охотников на вампиров (никого не хочу обидеть). Это настоящий художественный язык, более всего напоминающий горячо любимых мною Виктора Гюго и Арчибальда Кронина. Из наших — не совсем, но, может, Федор Михайлович. Или Леонид Андреев. В общем, тут и 15 баллов не жалко.

Далее, персонажи — тоже высший класс. Давно у меня не было таких метаний в отношении к героям книги. Марк Виниций, которого в начале хочется огреть по голове за его поступки, превращается... в праведника или нет, но, в любом случае, человека «хорошего», как бы ни было затаскано это слово. Хилон Хилонид претерпевает не меньшие метаморфозы — сначала этот, не лезущий в карман за словом, пройдоха, вызывает симпатию, затем переживает падение, и — снова торжествует заплеванное добро. Петроний, достойнейший из римлян, недаром ему симпатизируют и горожане, и император, и мы, читатели — он прекрасен, чего стоят только его потрясающей меткости остроты, это просто «Штирлиц» при дворе, и если бы не лень... Впрочем, он до конца остался верен себе. Лигия получилась более «шаблонной», что ли, ведь она изначально была «правильной», хотя кое-какие перемены в ней произошли. А еще здесь есть апостолы, Урс, Главк, Эвника, Акта, и даже «великий и ужасный» Нерон, оказывается, способен вызвать отклик у читателя, каким бы чудовищем не казался (ведь так приятно дарить людям счастье, да, император?). А Тигеллин? А прочие августианы? А Поппея? Да, Сенкевич великолепно прописал героев.

Для оценки событий, произошедших пару тысячелетий назад, нам остается либо верить тому, чему учат учебники, либо нет. На самом деле автор целиком и полностью опирался на официальное изложение событий, допуская определенные вольности. Впрочем, не нам судить.

Однако, даже рассматривая роман как сугубо художественный, мы не можем не заметить общей атмосферы античности, Сенкевичу удалось передать верный (или неверный) дух Рима той спорной эпохи. Рабовладельческий строй, разнузданные нравы, показная религиозность граждан, относительная уверенность в завтрашнем дне — кхм... а ведь актуально до сих пор. Но тем не менее — гладиаторы и сенаторы, вакханалии во дворцах и особняках, преторианцы, кифары, рабы, умащающие тела своих праздных господ. Вышеупомянутые «латинизмы» усугубляют погружение, хоть поначалу и вызывают трудности при прочтении. В общем, тут все здорово, а ведь я еще не упоминал о придворных интригах, заговорах, гонениях, выходках безумного императора. Мало? А какие страсти, какая ревность, какая зависть, какая борьба! И какая любовь...

Если отбросить метафизику, игнорируя «религиозные» постулаты религии (простите за каламбур), что мы имеем? Сторонники старого мира живут как привыкли — правом сильного, эгоистично и жестоко. И это очень ярко показано в последней трети книги, когда римский народ добивается «зрелищ». Кровь стынет в жилах от того, что для людей той эпохи было нормой. Как говорил Хилон, иные варвары просто не способны признать все величие римских законов, по которым столица обирает и облагораживает их. Вынудить тысячи людей убивать друг друга потехи ради, или еще веселее — скормить эти тысячи диким животным? Общество, живущее подобными устоями обречено рано или поздно погибнуть. И тем не менее, в них тоже было светлое, вечное — меня поразил эпизод, когда толпа на играх вынудила Нерона объявить Урсу и Лигии право на жизнь. Диктатор, подчиняющийся народу... так непривычно, знаете ли. А противостоят им люди новой эпохи, для которых в мире, помимо жестокости и принуждения, есть добрая воля и милосердие. Петроний, тот застрял меж двух миров, не вынося жестокость, он не способен «возлюбить ближнего», а эти, нищие, рабы, свободные граждане, солдаты, патриции — те из них, кому прежние порядки как ком в горле, кто хочет не сеять смерть, но поддерживать жизнь, гуманисты тех далеких и темных времен, когда человеку был необходим создатель — принимали для себя новые обеты. Потому те, кто пишет, что христиане в книге образцово хороши, ошибаются. Не хороши, потому что христиане — но христиане, потому что хороши. Тот же Хилонид вам как яркий пример того, как человек, раздавленный муками совести, перерождается и побеждает. Ведь несмотря на то, что жизнь человеческая первостепенна, и без нее невозможен ни сам человек, ни его принципы, иные принципы стоят этой жизни.

И насколько же должны быть велики сила духа и вера во что-либо, чтобы бесстрашно глядеть в пасть дикому зверю.

Сильная книга, заставляющая задуматься, погружающая в себя, написанная отличным языком, увлекающая, поражающая, вызывающая целый спектр эмоций.

А что еще нужно читателю?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан в каком-то черно-белом стиле. Все язычники римляне во главе с Нероном отвратительны, а христиане хороши так, что хоть сразу на иконы. Нерон же вообще показан самым страшным чудовищем на земле, развратен,жесток, смешон, бездарен, похабен, ну вообщем состоит из одних пороков. Вообще, у меня сложилось впечатление, что такой строго однобокий взгляд на добро и зло, характерно для Сенкевича. Но здесь он какой-то даже гипертрофированный, из-за чего герои выглядят не живыми, а набором штампов,или актерами играющими пьесу в театре. Однако, Петроний, единственный находящийся между этих крайностей как раз и выглядит единственным живым. Он так хорош в своем эпикурействе, уме, дерзости и лени,что стал моим любимым героем и про него было читать интереснее всего. Но каков язык,стиль, как красиво, образно написана книга! Не чтение, а литературное наслаждение. Как красочно и трагично описан пожар в Риме, что даже простила явное, яркое и смешное в неправдоподобии разделение поведения при пожаре христиан и язычников. А уж сцены последовавших мучений и казней, хоть порой и скатываются в «жития святых...», но в основном столь ужасны, что невольно содрогаешься. Эта книга, как изысканное блюдо, может и есть к чему придраться, но все равно жмуришься от удовольствия.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я не особо люблю творчество Сенкевича. Что трилогия о Речи Посполитой, что «Крестоносцы» для меня — яркое отображение ехидной присказки «войско польско Берлин брало, русско войско помогало». Сиречь превознесение собственной нации вопреки всякой логике. Но данная книга – исключение. Может потому, что в ней нет поляков, так как их там и не может быть, а лжетеории «мы древнее мамонтов» в момент ее написания были еще не столь в моде?

Но хватит об авторе, давайте поговорим о самой книге. Фигура Нерона – один из примеров личности в истории, скопившей вокруг себя практически сплошной негатив. И в основном не без причины. Он отнюдь не был «жертвой» клеветы гораздо более поздних эпох, что порой пытаются доказать всяческие «сенсационные» писатели, о нем как о правители и человеке еще Тацит и Светоний отзывались весьма нелестно, и во всякие списки «проклятых императоров» его включали. Хотя благодаря энным решениям (например, раздача богатых подарков во время праздников) энной популярностью у простого Нерон все же пользовался. В общем, писать книгу об эпохе такого человека – задача не из простых. Велик соблазн просто изобразить дьяволом во плоти. К чести автора, он не стал этого делать. Он изобразил этого императора человеком. Мерзким, жестоким, мнительным, суеверным, но человеком. Но все же он тут – второстепенный персонаж. Основные герои – люди попроще, которые в итоге просто стараются уцелеть в это непростое время. Изуверские нравы той эпохи писатель не смакует, но описывает весьма красочно, так что людям впечатлительным книга все же не особо рекомендуется. Особой пропаганды христианства, которую иногда усматривают здесь некоторые люди, здесь тоже нет. Христиане в те времена и правда в основном были безвинными мучениками. Жертва превратилась в охотника гораздо позже…

В итоге имеем крепкий исторический роман о весьма печальном периоде в истории Вечного Города. И лично мне трудно вспомнить более достойное художественное произведение о временах безумного императора, который поджег (или все-таки нет?..) Рим.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Образец исторического романа. Конечно, христианство (раннее) подавалось идеализированно. Но и любое учение подается учителями идеализированно. Поэтому воспринимать художественное произведение как истину не нужно. Тем более, что многие пытались залесть на поле Христа, и многие ли остались в памяти. Петр и Павел, а, тем более, Христос, вообще здесь второстепенные герои, уровня Хилона. А вот ленивый эпикур Петроний, мажор Виниций и опьяненный хмелем искусства император Нерон показаны куда более скрупулезны. Ну, и поляк (литвин, если вдаваться в родословную) Сенкевич не был бы Сенкевичем, если бы тут обошелся без крайне положительных персонажей из земли Польской — лигийцами Лигией (Каллиной) и Урсом. Но писателю дозволено и это.

Роман — узловой по периоду начала эры. И относится к обязательному чтению. Что там говарил Нестор Петрович из «Большой перемены»? Какой артист умирает! Это тоже отсюда.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх