fantlab ru

Юлиан Семёнов «Бриллианты для диктатуры пролетариата»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
239
Моя оценка:
-

подробнее

Бриллианты для диктатуры пролетариата

Роман, год; цикл «Политические хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Молодой чекист Всеволод Владимиров в 1921 году расследует похищение ценностей из Гохрана Советской России. Свою первую поездку, как развечик, он совершает в Таллин, с целью разведать, куда уходят ценности. Попутно Юлиан Семенов ярко и талантливо показывает широкую панораму жизни Росиии и Эстонии того времени, судьбы людей разных слоев общества и убеждений — графа Воронцова, чиновников Пожамчи и Шелехеса, писателя Никандрова, певицы Лидии Боссэ и прочих.

Примечание:

Первая публикация: журнал «Советский воин», 1970, № 18—22 (главы из романа); журнал «Октябрь», 1971, № 1, 2.


Входит в:

— журнал «Подвиг 1972'04», 1972 г.

— сборник «Альтернатива», 1978 г.


Экранизации:

«Бриллианты для диктатуры пролетариата» 1975, СССР, реж: Григорий Кроманов

«Исаев» 2009, Россия, реж: Сергей Урсуляк



Похожие произведения:

 

 


Бриллианты для диктатуры пролетариата
1972 г.
Альтернатива. I
1975 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
1986 г.
Пароль не нужен. Бриллианты для диктатуры пролетариата
1986 г.
Собрание сочинений. Том 1. Политические хроники 1921—1927
1991 г.
Советский детектив. Том 14
1991 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
1994 г.
Семнадцать мгновений весны
1994 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
1998 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2007 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2009 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2009 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата. Пароль не нужен
2009 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата. Пароль не нужен. Нежность
2009 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2015 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2015 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2019 г.
Бриллианты для диктатуры пролетариата
2019 г.
Альтернатива в четырех томах. Том 1
2020 г.

Периодика:

Подвиг
1972 г.

Самиздат и фэнзины:

Том 1
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

,Первый роман из цикла «Политические хроники» (другое название: «Исаев-Штирлиц») по хронологии событий, но не по написанию. Молодой 22-летний чекист Всеволод Владимирович Владимиров уже помощник начальника иностранного отдела центрального аппарата ВЧК командируется в Эстонию, что бы установить, каким образом драгоценности из Гохрана попадают на чёрный рынок. В книге фигурирует и его отец, трагично и нелепо гибнущий от рук бандитов. А главное раскрывается тайна псевдонима Максим Максимович Исаев:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Бокий вызвал автомобиль и позвонил Владимирову.

— Всеволод, — сказал он, — документы вам готовы, красивые документы. Только почему вы себе в двадцатом выбрали псевдоним Исаев и за него сейчас держитесь, я понять не могу. «Максим Максимович» понимаю — Лермонтов, но фамилию, казните, не одобряю. За ней ни генеалогии нет, ни хитринки — торговая какая-то фамилия, право слово…

Он выслушал ответ «Максима Максимовича», посмеялся низким своим баском и предложил:

— Могу, Сёвушка, домой отвезти, если вы закончили свои дела. Спускайтесь к четвёртому подъезду…

В старом, насквозь продуваемом студёным ветром автомобиле Бокий продолжал подтрунивать над Владимировым:

— Неубедительно, неубедительно, мой друг… И то, что вы Лермонтова отводите, а киваете на Литвинова, — тоже неубедительно и даже легкомысленно.

— Я у него на коленях сидел, Дедом Морозом называл.

— Это разъяснение устроит эстонскую контрразведку. Нет, меня больше донимает «Исаев»…

— Видите ли, Глеб, если идти от истории мировой культуры, то видно, что европейская цивилизация накрепко повязана единством, первородством христианства. Пророк христиан — Исайя… Но не зря меня отец заставлял зубрить фарси: Исса — пророк Мухаммеда. Одно из самых распространённых японских имён — Иссии, — в честь их святой; тут я с буддизмом ещё не до конца разобрался, посему не знаю, как смогу обернуть выгоду с Исаевым на Дальнем Востоке… Смотрите, что, таким образом, получается…

— Получается великолепный образчик религиозного большевика и космополита… Вроде Тургенева — в трактовке Золя…

— Верно, — согласился Владимиров серьёзно. — Я имею сразу же контактные точки с громадным количеством людей. Христиане — Россия, Болгария, Сербия — места горячие, сплошь эмигрантские — исповедуют Исайю; католики, протестанты, лютеране — то есть Европа и Америка — тоже. Но при этом не следует забывать, что происхождения Исайя иудейского… Разве это не тема для дискуссий с муфтием в Каире? Достаточно? Это я пока Японию опускаю, — хмыкнул Всеволод, — не время ещё…

— Вы очень хитрый человек, товарищ Исаев.

— Это как понять? Умный?

— Ведь если дурак — хитрый, то его за версту видно. В наших комбинациях дурак необходим. Как кресало, о которое оттачиваешь нож. Обидно, что поколения запомнят только умных, а дураков, от коих мы отталкивались, забудут. Недемократично это. Я бы когда-нибудь воздвиг обелиск: «Дураку — от благодарных умных».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На старт. Внимание… МАРШ!

Эта книга была в домашней родительской библиотеке — мать в начале 70-х работала в книжном магазине и, наверное, воспользовалась этим обстоятельством и приобрела интересную приключенческую книгу. Так что первое моё знакомство и с автором цикла Юлианом Семёновым, и с будущим Штирлицем состоялось тогда, почти полвека тому назад.

После того были прочитаны какие-то отдельные романы Семёнова (про фильмы я уже просто не говорю), однако в целом весь цикл так и остался за пределами моего внимания — когда он был моден, мне было не до системного чтения (такие были времена и обстоятельства). Но вот теперь уже примерно с год как вдруг понял, что хочу и перечитать уже читанное, и вообще пройти вдоль всего творчества этого оригинального и когда-то популярного автора.

Самое начало всей штрилицианы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одна тысяча девятьсот двадцать первый год. Молодой (22-летний, но уже опытный) чекист-разведчик-контрразведчик Всеволод Владимиров (колчаковский штабс-капитан Максим Максимович Исаев) занят поисками канала утечки бриллиантов из хранилища Гохрана. И под прикрытием работает за границей молодой Советской Республики. А что такое агентурная работа? Прежде всего это разного рода риски. Вот, собственно, о всех этих рисках и речь. Ну и ещё, понятное дело, разные острые ситуации с некоторыми другими персонажами и героями романа.

При перечтении обратил внимание на обилие сносок под многочисленными фамилиями вполне реальных сотрудников ЧК и работников других наркоматов РСФСР — в каждой сноске почти под каждой упоминаемой в романе фамилией указана дата ареста и расстрела в тридцатые годы. Такой вот холодный душ для излишне романтично настроенных читателей, чтобы попытались реально представить последующие не самые цветистые времена в существовании СССР.

Однако с точки зрения чисто читательской к книге (и к автору) претензий нет — написано живо, динамично, приключабельно, для своего времени так даже и смело, читается легко и даже запойно — сутки чтения с перерывами, т. е. всего несколько часов. И желание продолжать, так что «Пароль не нужен» ждёт своей очереди.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый из романов о Штирлице по хронологии героя (но не по написанию). Собственно, здесь он ещё не Штирлиц, и даже не Исаев, а Всеволод Владимиров.

Я давно хотел ознакомиться с его приключениями, но никак руки не доходили, да и, признаться, откровенно революционное название романа несколько отпугивало, и, как выяснилось, очень зря.

Захватывающий, качественный, продуманный детектив. Интересно читать, как понемногу, шаг за шагом, сыщики отслеживают цепочку подозреваемых, интересно следить за приключениями главных героев… Очень интересный роман. Да, конечно, здесь слегка чувствуется советский социалистический заказ — все чекисты, как на подбор, рыцари без страха и упрёка. Но раздражения это пока не вызывает (забегая вперёд, отмечу, что в следующем произведении цикла — «Пароль не нужен» — подобный заказ становится гораздо более заметным).

Отдельно хочу отметить примечания, по крайней мере из доставшегося мне издания. В тексте довольно много фамилий реально существовавших людей. Многие отмечены лаконичным комментарием: «расстрелян в 1937 году». В итоге страница примечаний — сплошной список из расстрелян, расстрелян, расстрелян, расстрелян… Выглядит жутковато.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я, хоть и не дочитал ещё, но уже слышал, какое испытание предстоит Штирлицу в одной из последних книг. Похоже, автор задумывал что-то такое давно.
Да, и кстати, комментарии — авторские, это не проделка современного редактора, это, в какой-то степени, часть книги.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завидую тем, кто будет читать этот роман в первый раз. У Юлиана Семёнова получилось написать книгу в которой он простым и понятным языком рассказывает историю становления Советской России в 20-е годы. Время было страшное, люди которые жили в одной стране оказались по разную сторону баррикад. И у каждого своя правда. В этом романе есть над чем подумать, благодаря умным и душевным диалогам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Исаев любил эти беседы с Никандровым. Он не перебивал писателя, если был с ним не согласен: он слушал, стараясь понять логику Никандрова, ибо раньше с подобного рода концепциями не встречался. Его окружали либо друзья, либо открытые враги. Никандров тщился быть посредине, и Всеволод понимал, что скажи он это писателю – и разговоры их прекратятся: Никандров мог говорить, только когда он верил в доброжелательное внимание собеседника.

– Я много раз задавал себе вопрос, – сказал Всеволод, – отчего в России печатное слово обладает такой магической силой? Отчего ему так верят и так его боятся?

– Прекрасно сказано… – улыбнулся Никандров.

– Я отвечал себе примерно так: мы держава крестьянская, бездорожная, разобщенная огромными пространствами… Слово связывало нацию, обладающую гигантской территорией, именно слово.

– Это главное, – согласился Никандров. – А дальше?

– Говорят, российская леность. А почему она возможна? Потому что мужик, если не хочет сажать хлеб, забросит сеть в пруд и поймает рыбу; не хочет рыбы – идет в лес и заваливает медведя; не хочет заваливать медведя – сплетет лапти и продаст их на базаре. А если вовсе ничего не хочет, тогда уедет в Сибирь и станет пчел разводить.

– Этот резервуар не бездонен.

– Верно. Потому-то мы в России и начали эксперимент. Задумано разрушить прекрасный, красивый, мудрый, но бесконечно косный уклад России и пропустить страну через организацию машинного производства…

– Тогда умрет та российская культура, какую мы знаем.

– Но ведь все течет, все изменяется. Вопрос вопросов: кто будет влиять на процесс эволюционного развития нашей культуры? Я? Нет. Вы? Именно.

– Очень хорошо вы сказали, что среди наших пространств ничто не могло сплотить людей, кроме слова или насилия. Вот так и родилось великое государство. Верно: можно завалить медведя, поймать зайца или продать лапти. Как соединить все это в нацию? Вот и было две версии. Одна другой противополагалась. Одна версия была иваново-николаевская – кнут, штык, фельдъегерь, Сибирь. И сплотили свою Россию. А другая версия была от Пушкина к Достоевскому, к Толстому, к Чехову и Бунину. И эти сплотили свою Россию. Наверное, два медведя в одной берлоге все-таки живут, это неизбежно…

– Мы с вами в одной берлоге ужились… Вы представляете слово, ну а я, будем говорить, кнут… – усмехнулся Исаев.

– Государство и духовность, – вздохнул Никандров.

– Мы делаем ставку на то, чтобы крестьянина вытащить из покосившейся избы, сына его направить в рабфак, а внука – в университет. И вернуть его в деревню широко образованной личностью.

– Как вы при этом добьетесь, чтобы он не перестал быть человеком?

– А сейчас он является человеком в полной мере?

– Сейчас он потенциальный человек, но еще не убитый. А когда вы его пропустите через мясорубку, у него останутся две возможности: выйти цивилизованным человеком или цивилизованным механизмом.

– Верно. И тут необходимо ваше слово.

– Зачем? – пожал плечами Никандров.

– Затем, что всегда кто-то должен терпеливо напоминать миллионам, что они люди. Этот человек будет смешным, в него будут лететь гнилые помидоры. Такие люди уходят осмеянными, но они должны быть. И пока кто-то смешной продолжает говорить, что добро есть добро, а зло есть зло и что черное это черное, а белое это белое, – человек останется человеком!

– Красиво… И горько… Быть вам писателем, Максим.

– Скажите, то, что происходит сейчас на родине, кажется вам целесообразным?

– Увы, только неизбежным.

– Я помню ваши книги о Петре и Грозном. Вы ведь были уважительны к их экспериментам…

– Об этом хорошо судить, когда результат эксперимента налицо. Тот кнут, которым высекался здравый смысл из задниц мужиков, стал историей. При Петре мне было бы трудно писать такую книгу… У Грозного хоть было какое-то моральное беспокойство, каялся время от времени, а ведь Петр убивал не каясь, в нем уже был новый дух… Так сказать, программа.

– А у сына его, у Алексея, была программа? Или у Курбского? – поинтересовался Исаев. – У них была программа?

– Программа Курбского – это Россия как содружество боярских, относительно свободных элементов, горизонтальная мобильность, гарантии, то есть общество британского, парламентарного типа. Пойди тогда Россия по его пути, мы бы сейчас ставили памятники Курбскому, а не Иоанну.

– Куда эмигрировал Курбский?

– В Речь Посполитую.

– Была ли Польша тогда дружна с Россией?

– Нет.

– На чьей бумаге Курбский печатал свои экзерсисы?

– На польской, естественно.

– Ну и кому же больше была угодна философия и концепция Курбского: России или Польше?

– Но он же не мог выносить вида безвинно проливаемой крови! Как и я сейчас, спустя четыре века…

– А почему же вы тогда выносили кровь девятьсот пятого года? – ожесточился Исаев. – Погромы, казни?!

– Вся прогрессивная русская интеллигенция была против царизма именно по этой причине.

– Я о вас говорю, а не об интеллигенции…

– Как только я попытаюсь помочь этим против тех или тем против этих, я из писателя превращусь в бессильного, ввязанного в поток человека, который теряет ощущение реального ориентира. Во всяком обществе должны быть недвижные точки среди хаоса. Время от времени люди, которые кружатся в хороводах, должны на чем-то останавливать глаз и вспоминать, кто они такие.

– Ну, дальше…

– В Европе всегда церковь и литература существовали отдельно и выполняли каждая свою задачу. Отсюда бездуховность европейской литературы, ее деловитость, отсюда – искусство для искусства, эстетизм, авангардизм… В России же церковь была всегда бессильна перед властью. Духовная литература в лице Достоевского, Толстого, Гоголя была единственной сферой, где константы духа и морали могли сохраняться. Естественно, потерять это очень просто. Но это можно потерять лишь однажды. Тем российская литература отличается от европейской, что она хранит мораль духа. Она есть хранитель вечных ценностей… А вы хотите ее втянуть в драку. Разумеется, вас можно понять: вам нужно выполнить чудовищно трудную задачу, вы ищете помощь где угодно, вы готовы даже от литературы требовать чисто агитационной работы.

© Юлиан Семёнов. Бриллианты для диктатуры пролетариата.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов у Юлиана Семенова. Хороший язык, очень тактичное, умелое использование документов, замечательные образы. В первую очередь запоминается писатель Никандров, которого просто пронзает боль о судьбе России и которого судьба самого забрасывает за решетку в холодном Таллине. Его история — типичная судьба русского эмигранта того времени. Еще один интересный образ — граф Воронцов. Замечательны те страницы, где рассказывается о нелегальном приезде графа в Советскую Россию. От него отвернулась жена, бросили друзья. И вот тихим огоньком озаряет существование Воронцова внезапно вспыхнувшая любовь Анны Викторовны. Далее — ограбление Гохрана, гибель подельников, смерть Анны. И вновь — поезд, путь в неизвестность, страдания по тому, что было, и что упустил...

В романе действует совсем еще молодой Всеволод Владимиров(будущий Исаев, Штирлиц). Он умен, ироничен, ловок. О нем говорят «Сева Владимиров с его блеском». Хорошо раскрыт в книге и образ отца, старого Владимирова, меньшевика (идейного оппозиционера Всеволода), так трагично и нелепо гибнущего от рук сибирских казаков. Как всегда у Семенова великолепно прописаны детали, приметы времени.

Приятно и полезно перечитывать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх