fantlab ru

Генри Лайон Олди «Мой дедушка — Истребитель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
364
Моя оценка:
-

подробнее

Мой дедушка — Истребитель

Роман, год; цикл «Древняя Греция»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Юный герой Персей убил чудовище Горгону Медузу. Об этом подвиге знают все. Но мало кто знает, как через тридцать лет великий Персей вступил в войну с Дионисом, желая остановить победное шествие бога по Арголиде. Двое сыновей Зевса сошлись в битве не на жизнь, а на смерть. Лилась кровь, буйствовали вакханки, мужчины брались за копья. Прошлое выворачивалось наизнанку, а будущее грозило молниями. Внуку Персея, мальчику Амфитриону, выпала суровая доля -- быть рядом с дедом в его войне.


Входит в:

— цикл «Древняя Греция»  >  цикл «Ахейский цикл»  >  роман «Внук Персея», 2012 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 227

Активный словарный запас: высокий (3134 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший мужской образ образ: Персей

номинант
Серебряная стрела, 2012 // Со-творение (лучшее соавторство)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Внук Персея. Книга 1. Мой дедушка — Истребитель
2011 г.
Внук Персея
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, самая мощная и сложная книга за последние десять лет. (На любом языке.)

Это не просто книга, это попытка авторов вложить все свои силы и прыгнуть выше головы. Попытка, в целом, удалась.

Плотность смыслов в книге зашкаливает: после того, как закончил читать, хочется сразу же вернуться обратно и начинать перечитывать.

Что особенно важно, книга очень аккуратна с исторической, культорологической, религиозной точек зрения. Количество анахронизмов минимально и строго дозировано авторами. (В отличие от того же «Герой должен быть один», например, где много фентезийно-приключенческих атавизмов. «Внук Персея» уже не фентези.)

P.S. С другой точки зрения: «Герой должен быть один» -- немного безумная книга-шок, книга-прорыв. «Внук Персея» -- это уже холодный рассчет, «нерукотворный памятник».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первую книгу под названием «Мой дедушка — истребитель» романа «Внук Персея» Генри Лайон Олди. Это потрясающе, дамы и господа! Это настолько мощное произведение, что я с нетерпением конечно же перехожу к чтению следующей.

Повествование ведётся в основном про Амфитриона, которого многие авторы обделяют вниманием, упоминая его лишь как внука героя Персея-Горгофона (Горгоноубийцы) и земного отца Алкида (Геракла) и его брата Ификла.

Действия романа происходят через 30 лет, после злосчастного броска дискобола Персея, когда на состязаниях диск, пролетев существенно дальше обычного, убил деда Персея Акрисия. Пророчество сбылось. С тех же самых пор Персей объявляет войну Дионису (только тссс... При Сыне Златого Дождя это имя запрещено! Только Косматым позволено называть его). Амфитрион еще мальчишка, сын Алкея, калеки. Какая в том слава? Вот ВНУК ПЕРСЕЯ звучит!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшно жить под защитой героя. Особенно, если он убил Горгону. Особенно, если он разит без промаха и раздумий, в его присутствии становится тяжело и неловко, а его взгляд почти невыносим. Особенно, если герой объявил войну самому богу — Дионису. Пусть даже сам Персей уверен, что Дионис — не бог, пусть даже у Персея есть веские причины преследовать Диониса и его вакханок... Но кто знает, не появится ли завтра бог безумия в твоём доме, если не поклонишься ему, не обернётся ли твоя жена кровожадной вакханкой.

Авторы сходу погружают читателя в ситуацию, которая ясна и понятна, и где-то знакома по дошедшим до нас древнегреческим мифам (а если кому незнакома — неважно, авторы познакомят). И потом слой за слоем начинают счищать мифологическую шелуху, заставляя сначала догадываться, как было «на самом деле». Потом убеждаться, что так и было. Потом сомневаться, а было ли? А потом и это окажется не так важно. Потому что «что бы ни было на самом деле, это уже не имеет значения. Когда бог умирает, его прошлое рождается во второй раз» (с)

А ещё авторов не так сильно волнуют события, сколько мотивы, следствием которых становятся события. Это похоже на психологический мифологический детектив — тащишь за одну ниточку, и вытаскивается целая непростая история, из таких ниточек и сплетается вся книга.

И конечно та самая «ахейская» атмосфера, где ещё так тонка граница между богами и героями, между историей и мифом. А славный мальчик — внук Персея — наши глаза и уши в этом мире.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень хорош. Мир, герои, стиль, язык — все на привычно высоком «олдевском» уровне. Одно маленькое но... (а может это вовсе и не «но» — скорее всего, так авторами и задумано...) — читая книгу, я ловил себя на мысле, что перечитываю заново написанный пятнадцать лет назад «Герой должен быть один». Понятно — мир и большая часть героев те же, но разительно совпадает и композиция, и стилистика, и, главное, как мне кажется, сама концепция произведений. Бесспорно, «Герой...» — блестящий роман и очень приятно окунуться в тот же мир и увидеть знакомые лица, но жизнь все же не стоит на месте и хочется увидеть какое-то развитие — не вижу (может, это просто я слеп?). Поэтому, пока только 9 баллов, но очень жду вторую часть...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время, прочитав все книги Олди, хоть как то связанных с мифами, Герой должен быть один, Черный Баламут, Кабирский цикл, я постоянно донимал знающих людей (продавцов книжного рынка), когда же выйдет новая книга?! По мифам! Любым!!! Хоть по скандинавским, хоть по нанайско-эскимосским )) Знающие люди ничего ответить внятного не могли. С горя возвращался к уже имеющимся. Героя перечитывал раз двадцать, балдея и хренея каждый раз. Потом появился Одиссей, который пират и сын Лаэрта. А вмести с ним появились и новые Олди. С большим упором на психологию героев, с описаниями метаний и раздумий, намного более сложные и запутанные. Почухав потылыцу взялся за Одиссея. Прочел. Понравилось. Перечитывал. Но Герой, все равно оставался вне конкуренции. Вот теперь появилась третья книга Ахейского цикла. Опять Амфитрион, Олимпийцы и гремящая бронза. И опять новые Олди (они уже и в Городу и Миру такие, но для меня веха именно Внук Персея). Написано предельно просто, ну по сравнению с другими их книгами. Персонажи живые, выпуклые, реальные. Это история про двух героев — молодого и пожившего. Просто история. Рассказанная не просто умело, а мастерски. Практически без особого надрыва. Пастельные полутона подчеркивают редкие ярчайшие краски (эту фразу я нагло спер у самих авторов на ЗМ и использовал практически дословно )). Прочел за ночь. Понравилось. Очень. Эти, новые Олди не хуже и не луче тех, что были раньше. Просто другие. Всем советую прочесть.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень хорошая книга. Как всегда потрясающее внимание к деталям и детальное изучение временной и литературной основы. Великолепные герои, все от Персея до любого самого незначительного героя.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная все-таки штука эти легенды и мифы Древней Греции. Целый мир, который дарит вдохновение миллионам людей — психиатры ищут здесь основу для своих комплексов, голливудские продюсеры клепают на основе греческой мифологии свои блокбастеры, а итальянские неореалисты изучали на базе почивших богов, царей и героев человеческую душу. И пожалуй именно к итальянским неореалистам ближе всего по настроению Олди.

«Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта»... Предыдущие романы ахейского цикла не чурались ни чудес, ни богов, но вместе с тем удивительно очеловечивали героев, снимая с Геракла и Одиссея позолоту, показывая прежде всего людей. Столетия назад поставленные памятники сошли с постаментов, научились дышать, думать и чувствовать. Ошибаться.

«Мой дедушка — Истребитель» — это история Персея, знаменитого героя, победившего Медузу Горгону, спасшего Андромеду. Не так давно Персей скакал по экранам кинотеатров в псевдомифологическом экшене «Битва титанов». И какой же разительный контраст с этим «крепким орешком» мы видим в книге Олди. Их Персей — немолодой уже человек, дедушка. Но не тот уютный старик, который оброс бородой и внуками, и попивает чай, смотря сериалы по телевизору. Это настоящий дед — жесткий, сильный, знающий себе цену. Олди написали роман о войне между Персеем и Дионисом, человеком и богом. Как это часто бывает у Олди, роман читается как поэзия в прозе. Очень образный и красивый текст, который точно соблюдает баланс между тем, ЧТО написано, и тем, КАК это сделано. Оружие Персея — меч и жажда мести. Оружие Диониса — безумие, которое равно разит как его друзей, так и врагов.

Очередной хороший роман от Олди. Правда, достаточно специфический, для знакомства, скорее всего, не подойдет. Даже для знакомства с Ахейским циклом. Но если вам понравился «Одиссей, сын Лаэрта», берите смело. Еще один прекрасный экскурс в древнегреческую мифологию вам обеспечен. А в этих мифах — сама жизнь, даром, что чудеса случаются, и герои с богами воюют.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я рад, что Олди снова вернулись в Древнюю Грецию. Глубокое прошлое показано через взгляд десятилетнего мальчика, внука Персея. На первом плане здесь обыденность, ведь Амфитрион живет в этом мире с рождения, и никакого другого не знает. На за этой обыденностью встает жестокий, беспощадный мир, в котором возможностей умереть задолго до старости очень много. Соответственно и люди встают перед нами подстать этому миру — жесткие, абсолютно несинтиментальные, в любой момент готовые взяться за меч или копье.

У авторов получилось показать живой мир, вроде как в окно смотришь. Вместе с тем понимаешь, читая книгу, что удел любого героя в этом мире — ранняя героическая смерть. Сам образ жизни этих людей подталкивает их на дорогу такой смерти.

Но здесь Амфитрион юн, и оптимизма в книге много.

Книга хорошая, и мне понравилась

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждая книга Ахейского цикла — самостоятельна и написана в своей стилистики. Если в первой книги — «Герой должен быть один» — нет-нет, но появлялся элемент плутовства, оттеняющий всю трагедию судьбы сыновей Амфитриона, то в Одиссеи перед читателем разворачивается эпическое полотно с солидной толикой философских рассуждений. На этом фоне «Мой дедушка — истребитель» — это очень человечный роман, где акцент сделан на психологии мальчика и его взаимоотношениях с дедом. Афитрион еще далеко не герой — да и глядя на своего деда он начинает задумываться, а стоит ли быть на него похожим? В то же время мифологическая реальность, в которой он оказывается, словно бы властно зовет его за собой, буквально тащит на стезю героя. Сложно быть как все, если в родственниках — люди, близкие к богам. И еще сложнее — становится из человека полубогом. Потому что не ясно — зачем. Но точно известна цена — изгнание.

Словом, добротный роман, показывающей, что за всяким красивым мифом стоит свой Тартар.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соответствуя названию, это скорее жизнеописание последних лет жизни Персея, чем юности номинального главного героя — Амфитриона. Задача изображения одного из известнейших героев греческой мифологии Олди удалась в полной мере — Персей Горгоноубийца вышел действительно монументально грозной личностью. В его величие и непобедимость веришь всей душой. Хотя известнейшие подвиги Персея в книге лишь упоминаются — здесь не описывается ни убийство Медузы, (зато сообщается пикантная подробность об её изнасиловании Посейдоном), ни спасение Андромеды, ни укрощение Пегаса. Зато из «Мой дедушка — истребитель» читатель узнаёт о безнадёжной и кровавой войне Персея с молодым богом — Дионисом, с вероятностью в 99% подавляющее большинство людей даже не подозревает об этом малоизвестном эпизоде греческих сказаний. Война выглядит скромно, но зато изображена в подробностях. Плюс, поражает величие её задачи. И в горниле этой войны, наблюдая за своим дедом и беря с него пример, и растёт будущий герой Амфитрион. Эта книга начинает рассказ о его судьбе, а историю Персея — завершает. Тема богоборчества здесь изображена в пессимистических тонах — даже величайший человеческий герой оказывается бессилен помешать восхождению нового бога. И это лишь начало борьбы, продолжение которой описано в «Герой должен быть один» и «Одиссее, сыне Лаэрта».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая история про Амфитриона — прочитана. Однако, впечатление, что главный герой романа все-таки Косматый, он же Вакх, он же Дионис, а не Истребитель и не его внук!

Как стать Олимпийцем (место в дюжине так просто не уступят), как прорваться через замкнутый круг, воля мнет волю, сила гнет силу, а хитрость? — как собраться и сделать невозможное?! немыслимое?! Нарушая все каноны и установления и выйти победителем, когда уже кажется что поражение близко?! Косматый мне напомнил молодого Иста, что шел к той же цели, но с другой мотивацией и другим путем!

Взросления внука, быт героя — все интересно, но это как оболочка — видимая потребность — так же как и охота на валханок, ужас внутрисемейной свары между правителями и кто выше! Описание ощущений похоже на героя Валентинова, Диомеда, который боролся с ихором в своих жилах и теми у кого он течет, но здесь немного обозначено, но без углубления — не как в в Герое.

Впечатления — благоприятные! Хорошо, что читаю только сейчас, а не в год публикации — подходит под настроение!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставляет если не проблему, то некую лакуну в представлении о созданном мире.

В «Герой должен быть один» я увидел начало кризиса эпохи, которое было подробно показано позже, в истории уже Одиссея.

В одном разговоре Гермеса и Аида, давались исторические сведения чуть не от зарождения мира из хаоса, но особенно подробно война богов и титанов, появление героев — и все. Остальной роман повествовал о постепенно накапливающихся противоречиях между землей и небом.

В продолжении, которое «приквел», я ожидал увидеть становление эпохи героев. Ведь Персей — почти идеален с точки зрения Олимпа («почти» понятие растяжимое, но, думаю, мысль ясна). Он сравнительно добросовестно, в меру своих возможностей и компетенций решает проблемы. Он «заботится о братьях». Истинная «рабочая лошадка» своего времени. Возникает вопрос даже не о воспитании героя, но о принятии решения на открытие эпохи героев. И дело не только в капризе/воле Зевса, нет. Что изменилось в людях и в мире, чтобы герои стали возможны? Как смертные смогли «вклиниться» в извечную «карьерную лестницу», в рождение богов, которое в романе демонстрирует Дионис, и то превращение чуда в чудовище, которого избег молодой бог (и не избегли другие)?

Геракл-Алкид — был неудачным первым вариантом действий титанов. Гиганты стали их почти совершенным оружием.

Но Алкид — уже далеко не первое поколение героев. Я не ожидаю буквального повторения сюжета и наличия около Персея «недогероя», человека с плохо вложенной божественной искрой. Однако где проблемы, стоящие перед богами и их решение?

Из-за этого создается впечатление «неподвижности» исторического времени. Перед нами возникновение новой эпохи, однако время не воспринимается, как «эпоха перемен». Кажется, что такие люди, как Персей. были всегда. Но разве это так?

В остальном — вполне привычный высокий уровень произведения, с характерной стилистикой, яркими героями и т.п. Читать было интересно. Посмотрим. ответит ли на указанные вопросы второй том.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая вещь Олди, которую я прочитала — и впечатления смутные, смазанные, странная смесь «о, вот это хорошо!» и «непонятно и вообще — зачем?». Сперва о хорошо.

Первое — это. конечно, красивый и грамотный язык (зверь в отечественной фантастике редкий и благородный). С точки зрения языка — одна единственная претензия на всю книгу (уже смешно) — слово «шкандыбать» лично для меня плохо вписывается в романтически-приподнятое повествование о героях и монстрах :) Но это мелкая мелочь, право же.

Я люблю, когда мир создается, а не описывается. Я не люблю длинные эстетские описания мраморных храмов с детальным списком барельефов и количеством ступенек (в переносном смысле, естественно). С этой точки зрения мне нравится, как Олди создают свой мир — пятнами солнца и теней на песке, веткой колючего кустарника, оплетшего камень... И как они творят то же самое чудо со своими героями — иногда все, что слышишь со страницы — тяжелое дыхание утомленных воинов, скрип песка под сандалиями... и видишь темный, искоса, взгляд Вакха... а в голове — полная подробная картина происходящего.

Отлично созданная природа — те, кто бывал в Средиземноморье, тут же узнают и солнце, и запахи травы, и шелковый шелест листьев на берегах Адриатики. Горы и цветок, трава у пещеры — и вот вы уже в Греции. Очень здорово сделано — минимальными средствами и очень живописно.

Так же минималистично созданы герои — сам Персей описанием больше всего напоминает старую греческую оливу — перекрученную. жилистую, почти мертвую на вид, но крепкую, как живое железо, и такую же неуничтожимую.

Что не понравилось. Одноразовость всей книги. То, что это явно проходной том, часть большего — читается, как глава какого-то намного более широкого целого — и как отдельная глава, расставляет все точки. не вызывая никакого желания вновь возвратиться к тексту или снова встретиться с героями. Книга в финале оставляет ощущение двумерности — все очень красочно, интересно, бесконечный бег героев куда-то увлекает за собой... но стоит остановиться и отдышаться, как цель этого гона теряется в тумане. И объемная картина вдруг становится плоской.

Попробую что-нибудь другое у авторов — данный опыт оставил желание узнать что-нибудь еще, но не возвращаться к этому циклу.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Античная сказка. :smile: В далекие времена, когда боги и герои смешивались с людьми, в Элладе объявился герой, избавивший народ от Медузы-Горгоны. Звали этого человека Персей, о нем и повествует роман. Ну и еще о маленьком Амфитрионе, внуке Персея и Андромеды, который восхищается подвигами деда и следует за ним в войне против Косматого. В Греции, созданной Олди, безумные вакханки поедают своих детей и убивают мужей, демоны Эмпузы и Ламии по ночам убивают мужчин, а провит всем этим балом Косматый, он же бог Дионис.

В книге замечательно прописаны детали. Но порой их так много, что теряешься во всех событиях и героях. От этого роман становится тяжеловато воспринимать. Некоторые фрагменты, откровенно, приходилось перечитывать.

Читать стоит, ведь ни одна другая книга не передаст вам атмосферу той самой, сказочной Греции, придуманной Олди.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая, я вновь и вновь поражался тому, как у авторов получилось незаметно, ненавязчиво окунуть в культурную среду Древней Эллады, не просто воспроизвести атмосферу, ощущаемую при знакомстве с греческими мифами, а сделать окошко в абсолютно живой, полифонический, настоящий мир. Уже одно это искупает главный, как по мне, недостаток книги — низкий уровень соответствия литературных образов образам мифологическим, и множество исторических неточностей. Однако, динамика развития сюжета не позволит вам слишком долго раздумывать над формой, и заставит сконцентрировать все внимание на содержании.

Отражение противостояния Порядка и Хаоса, воплощаемого Персеем и Косматым Дионисом. Один из наиболее древних мотивов в мифологии, представленный «не совсем так, как принято считать».

И да, конечно же, непревзойденный авторский юмор, присущий всем произведениям Олди — еще одна причина прочесть эту книгу)

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх