Роберт Янг «На реке»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) | Загробный мир
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Клиффорд Фаррел плывет по реке на своем плоту уже второй день. Безлюдность мест не пугает его — ведь это река смерти. И вдруг он видит на берегу девушку, потерявшую свой плот. В дальнейшее плавание они отправляются вместе, и смерть уже не кажется им правильным решением проблем.
После попытки самоубийства Клиффорд попадает в междумирье, где, двигаясь на плоту по Реке, знакомится с Джилл. И его желание жить вновь оживает. Но возможно ли теперь вернуться?
Публикации на русском языке:
1990 — газ. «Северная звезда» Ивдель № 153 от 23 декабря
Входит в:
— сборник «Бокал звёзд», 1968 г.
— антологию «На суше и на море, 1972», 1972 г.
— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.
— антологию «Двое лишних», 1988 г.
— антологию «Стрела времени», 1989 г.
— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.
— антологию «Остров страха», 2010 г.
— антологию «Глубина. Погружение 26-е», 2020 г.
- /языки:
- русский (10), английский (3)
- /тип:
- книги (9), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г.О. Веснина (2), Н. Колпаков (6)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Pupsjara, 16 июня 2009 г.
Уже не в первый раз замечаю, что чем больше город, тем больше одиноких людей(в процентном соотношении). В маленьких городах, деревнях, поселках почти каждый знает друг друга и одиноких людей там очень немного, обычно только те, кто сам стремится к одиночеству. Зато в больших городах каждый сидит по своей конуре в огромных многоэтажках и скучает от одиночества, не имея ни друзей, ни желания и дальше продолжать свою одинокую никчемную жизнь. Вот и 2 главных героя рассказа Янга до того были одиноки и несчастливы, что решили покончить жизнь самоубийством. И если бы не встреча на реке, то они так бы никогда и не узнали друг о друге, хотя жили совсем близко и не поняли, что самоубийство это не выход.
Отличный рассказ о любви, которая может совершить даже невозможное.
creator, 4 ноября 2007 г.
Люди одиноки по сути своей. Даже когда кто-то рядом, мы закрываем глаза и варимся в тоске собственного одиночества. В рассказе Янга смерть предстаёт вовсе не чертой, перейдя которую, не сыщешь пути назад, а длинной рекой, дарующий шанс взглянуть на жизнь глазами умирающего и уцепиться в последний миг за островок единственной надежды...
«— Почему нам нужно было умереть, чтобы найти друг друга и жаждать жизни?..»
Пронзительный рассказ.
Посторонний, 2 января 2014 г.
Яркий рассказ с прекрасно созданым настроением. Идеей «обходного пути» перекликается с повестью того же автора «У начала времен». Необыкновенно сильное, почти мистическое описание реки, чем-то напоминающее «Остров Мертвых» Рахманинова . Наверное, объективно следовало бы поставить 8, но рассказ настолько близок мне по духу, так точно «попадает в яблочко» на каком-то совершенно подсознательном уровне, что рука не поднимается.
SAG, 9 октября 2012 г.
Медленное течение реки, одинокий плот и одинокий человек, случайная встреча с такий же одинокой девушкой. И опять река несет их вперед, к чему .. Кажется где здесь фантастика? И с убыстрением течения и интересом друг к другу выясняется, что они на краю гибели, на которую идут от отчаяния и резкий поворот событий. Темп как шквал- успеть спастись самому и спасти её. Мастерски написанный рассказ, где темп повествования от медленного движения набирая скорость идет к финалу. И уже
в конце соперживаешь за героя, только бы успел, ну быстрей же, быстрей.
Darth_Veter, 22 декабря 2020 г.
Что ждет нас после смерти — полное небытие или другой мир со своими законами? Никто не может сказать об этом с уверенностью, ибо из-за роковой черты еще никто не возвращался (пережившие клиническую смерть — не в счет). Поэтому мы можем только гадать и фантазировать на такую тему.
К примеру, американский писатель-фантаст Роберт Янг считает, что после смерти нам дается своеобразный второй шанс, позволяющий вернуть утраченную жизнь. Клиффорд Фаррел решил свести свои счеты с жизнью, потому как не смог реализовать себя в ней: будучи талантливым художником, он был вынужден рисовать не картины, а визитные карточки. Свой конец он организовал как истинный американец: закрылся в гараже и включил двигатель своей машины.
«Тот свет» на деле оказался вовсе не огненной преисподней, а всего лишь бесконечной рекой с пустынными берегами. Впрочем, не совсем пустынными. Под вечер ему попадались гостевые дома, в которых он был единственным гостем. Переждав в них ночь, он продолжал свой путь под утро. Так продолжалось целых два дня. А на третий... На третий день у него появилась спутница по имени Джил Николс.
Вы скажете: быть такого не может! В смерти, как и в рождении, каждый из нас одинок. И рай, и ад для каждого свой собственный — в нем не может быть никаких попутчиков! Такую иллюзию внушает нам Библия и христианство. Но кто сказал, что они обладают монополией на истину?! Автор выдвигает собственную гипотезу: посмертный мир многолик, но не уникален — несколько человек вполне могут в нем пересечься. Почему? Да хотя бы потому, что одинаково его себе представляют! В те самые последние минуты жизни, когда человек еще сохраняет способность мыслить. Опыты с «возвращенцами», кстати, это полностью подтверждают: кто-то из них летел по бесконечному темному тоннелю, кто-то бесконечно долго скитался в пустыне. Почему бы не допустить, что набор таких миров ограничен человеческой фантазией? Но тогда придется признать, что в один и тот же мир могут попасть как минимум два разных человека! Другой вопрос: смогут ли они отыскать там друг друга. Герои рассказа смогли это сделать и вдруг неожиданно открыли для себя, что уже не могут обойтись друг без друга. Замечательная находка, делающая честь авторской фантазии!
-----------------
ИТОГ: трогательная притча о том, что даже за гранью смерти человек остается человеком и продолжает надеяться на чудо. И оно обязательно свершится, если мы будем бороться за него до последнего мгновения...
mr_logika, 11 марта 2016 г.
Действие этого торжественно и плавно текущего рассказа, похожего на периодически прерывающуюся танцами заупокойную мессу, происходит в очень своеобразном авторском варианте Танатос Палас отеля. Существенное отличие от новеллы Моруа состоит в том, что у Янга тому, кто пожалел о поспешно принятом решении, даётся шанс на возвращение к жизни. А что может внушить молодому и полному сил мужчине такую волю к жизни, которая способна победить смерть? Конечно, любовь.
Лёгкий и несколько черноватый юмор ситуации заключается в том, что автор как бы призывает потенциальных самоубийц не стреляться, не вешаться, не прыгать с крыши или под поезд и т.п., а выбирать способ более медленный. А вдруг повезёт?! На такой случай автор предлагает воспользоваться двумя видами газа на выбор, кому что удобнее. Так сказать, смех сквозь слёзы. Есть, правда и противоположный путь (именно путь) решения проблемы — прогуляться по летнему парку или по тихим переулкам своего города, да и просто отправиться в путешествие, по реке, например. А мужчины, ненавязчиво подсказывает автор, могли бы и стриптиз посмотреть. Не просто так, по моему, автор отдаёт теме стриптиза не такое уж и малое количество строк текста, высказывая попутно интересные соображения по поводу этой разновидности танца.
Мне очень пришлось по душе в этом рассказе такое слегка насмешливое отношение автора к смерти. Но, главное, это вышеупомянутая ассоциация с шедевром Андрэ Моруа, поднимающая этот рассказ на одно из самых высоких мест в творчестве Янга.
Алексей121, 24 декабря 2015 г.
Вы потеряли смысл жизни? Вам кажется, что вас никто не любит и вы никому не нужны?
Самое время покончить с собой! Быть может, тогда вы попадете на мистическую реку, познакомитесь с красоткой и обретете личное счастье.
Других вариантов нет. В реальной жизни вы не узнаете об этой девушке, даже если она будет жить по соседству. А если узнаете — никогда не найдете сил подойти к ней, ведь вы — неуверенное в себе ничтожество.
Именно об этом повествует рассказ.
Здесь старый добрый фантастический эскапизм достигает своего апогея: побег от проблемы (в данном случае, суицид) одновременно является её решением. Покончи с собой — и жизнь наладится. Браво!
Да-да, я понимаю, рассказ можно расценивать и как призыв: «Оглядитесь вокруг! Быть может, счастье совсем рядом. Не торопитесь кончать с собой, ведь в реальной жизни шанса передумать не будет».
Но почему тогда в других отзывах ничего этого нет?
Любовь побеждает смерть? Только с помощью очень сильного колдунства, которого в реальной жизни вы не найдете.
Добровольно совершив шаг в небытие, человек ещё имеет право пересмотреть свой выбор? Ну да, конечно, мечтайте.
Загробная судьба или прихоть удачи? Нет, просто бред собачий и попытка выехать на пустой лирике.
Видимо, автор использовал не те средства выразительности, или просто не имел ввиду ничего кроме слащавой истории о том, как два суицидника нашли друг друга. Я склоняюсь к второму варианту.
Nonconformist, 24 октября 2007 г.
В моем воображении с бурным потоком всегда ассоциировалась Жизнь: пороги, валуны, водовороты и тихие заводи... У Янга река приобретает иной смысл. Её зов не преодолеть, не повернуть назад, но встречу с ней можно хотя бы отложить. Цените то, что имеете, и не спешите расставаться с жизнью добровольно!
flying_kitten, 5 июля 2023 г.
Где-то видел фразу, что Роберт Янг, дескать, самый поэтичный фантаст своего времени. Полностью под этим подписываюсь. :)
Простой рассказ, простой сюжет. Река, текущая из неизвестности в неизвестность, люди на этой реке. Говорить про сюжет больше не имеет смысла — зачем спойлерить? Очень поэтично, размеренно и немного грустно несёт нас река к финалу. Какой он будет? Стоит почитать и узнать это.
Немного наивная притча, которая однозначно стоит того, чтобы вы её прочитали.
artem-sailer, 10 июля 2015 г.
Рассказ наполнен символами, один из которых весьма каноничен — Река. Уж не Стикс ли это? Довольно долго ждал появление Харона, мрачного и требующего свою плату за переправу на тот берег, однако у автора окончание путешествия несколько отличается от каноничных источников, что весьма импонирует.
Довольно интересным и привлекательным получается апокриф: добровольно совершив шаг в небытие, человек ещё имеет право пересмотреть свой выбор. Буквально навязывается возможность остаться тут — через вкушение радостей жизни, которых он до этого не замечал, через демонстрацию смыслов, которые раньше ему казались пустым звуком.
Кроме идеи, мне понравилась и реализация, пусть и не всегда диалоги соответствуют повседневным, однако ж следует учитывать, что люди оказались в необычной ситуации, момент-то сакральный, они оба осознают, где они и что с ними происходит, хотя бы примерно. Не этот ли момент как никакой другой подходит для философствований и поисков?
И, наконец, финал: если человеку нужно, то он найдёт обход, даже в таком сложном положении.
be_nt_all, 5 декабря 2007 г.
Рассказ о том, что любовь – вполне достаточная причина чтобы жить, и что родную душу порой можно встретить уже перешагнув черту. Главное, чтобы хватило силы повернуть назад. Сильно.
Но мне больше понравился другой рассказ о любви того же автора — «Девушка-одуванчик». Может быть тем, что он, в отличие от «На Реке» заканчивается не на пике влюблённости, а говорит о том, что дальше...
Narizhna, 18 февраля 2009 г.
Мило, но слишком уж просто. Нехитрый, предсказуемый сюжет, совершенно необъемные образы, все мысли героев автор разжевывает, прежде чем положить читателю в рот. Простора для фантазии не остается вообще, а это не по мне.
Кроме того, очень плох язык, но это может быть грехом переводчика. В любом случае, когда двое усопших, с удивлением встретив друг друга после двух дней полного одиночества на Реке, чуть не с первых слов начинают в диалоге бросаться фразами вроде: «...два человека, выражающие какую-то абстрактную идею посредством одной и той же аллегории, способны воплотить эту аллегорию в реальность», у меня волосы дыбом встают :lol:
Словом, я совершенно не в восторге, хотя, я так вижу, такое мнение о рассказе не слишком распространено.
kkk72, 11 сентября 2007 г.
Отличный рассказ о том, как любовь побеждает одиночество, а жизнь оказывается сильнее смерти. Впечатляющее описание реки, несущей людей из этого мира.
ivanov, 26 ноября 2006 г.
Уж не знаю, что испытывают люди при попытке самоубийства, но как человеку, в соответствующем возрасте достаточно много думавшему о таком способе избавления от проблем ;), мне эта книга довольно близка. Снова мастерски построен сюжет, раскрыта весьма сложная тема, настроение от прочтения книги остаётся самое хорошее, но при этом есть место и для обильной пищи для ума :)
basket-ball92, 4 июня 2019 г.
Я редко пишу отзывы, потому что зачастую не хочу повторяться. Тем не менее, не принижая заслуг прошлых отзывов, хочу обратить Ваше внимание на следующие строчки, которые очень важны и на меня произвели неизгладимое впечатление:
«Сейчас мне ясно, это была моя ошибка, что единственный способ найти что-то в чулке — это положить туда требуемое в ночь перед Рождеством. Я понял, что пустота вокруг является просто отражением моего собственного бытия. Но тогда я этого не знал.»
Здесь вот о чём: мы сами творцы своего счастья, мы сами решаем быть самоубийцами, утопистами, мечтателями, оптимистами или, наконец, просто убийцами (последнее по старине С.Кингу)... Мы сами делаем сей выбор и это важно для осознания самого себя, принятия и жизненного целеполагания.
Каждый день мы зачем-то просыпаемся, зачем-то чистим зубы, зачем-то заправляем постель... Это зачем-то для каждого из Вас своё, но не теряйте себя в жизненной рутине, а сами создавайте своё красочное бытие! Не бойтесь быть уникальными и тогда жизнь не останется у Вас в долгу. Всем Мир!
p.s не хочу купаться в этой «реке», слишком холодно для души