fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Дороги должны катиться»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
788
Моя оценка:
-

подробнее

Дороги должны катиться

The Roads Must Roll

Рассказ, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 104
Аннотация:

В будущем движущие дороги стали хорошей альтернативой машинам, автобусам и метро, они развивают скорость до 100 миль в час и способны оперативно доставить человека в любую точку США. Все бы хорошо, но есть одна проблема!

Кто заставляет дороги катиться? Конечно же, техники. Это благодаря им миллионы людей ездят на работу и встречаются друг с другом.

Но теперь у техников новые требования, и если их не выполнят, то дороги встанут и жизнь огромного мегаполиса остановится. А это уже катастрофа…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Astounding Science-Fiction, June 1940», 1940 г.

— антологию «Adventures in Time and Space», 1946 г.

— сборник «Человек, который продал Луну», 1950 г.

— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.

— антологию «Great Science Fiction Stories», 1964 г.

— сборник «The Past Through Tomorrow: Robert A. Heinlein's Future History Stories», 1967 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.

— сборник «The Future History of Robert Heinlein: Vol. I», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Дверь в лето
1991 г.
Свободное владение Фарнхэма
1992 г.
Дверь в лето. Беспокойные Стоуны
1993 г.
Собрание сочинений. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 22
1994 г.
Человек, который продал Луну. Зеленые холмы Земли
2002 г.
Угроза с Земли
2007 г.
История Будущего
2014 г.
Зеленые холмы Земли. История будущего Книга 1
2019 г.
История будущего
2022 г.

Периодика:

Astounding Science-Fiction, June 1940
1940 г.
(английский)

Аудиокниги:

Дороги должны катиться
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Adventures in Time and Space
1946 г.
(английский)
More Adventures in Time and Space
1955 г.
(английский)
Famous Science-Fiction Stories: Adventures in Time and Space
1957 г.
(английский)
Rakietowe szlaki
1958 г.
(польский)
The Man Who Sold the Moon
1963 г.
(английский)
The Best of Sci-Fi 3
1964 г.
(английский)
Great Science Fiction Stories
1964 г.
(английский)
More Adventures in Time and Space
1966 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1972 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1975 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1978 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1979 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1990 г.
(английский)
La storia futura. Vol. 1
1997 г.
(итальянский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
1999 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
2000 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
The Future History of Robert Heinlein: Vol. I
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В технической части ужасно устарело.

В плане характеров персонажей тоже всё плохо —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слабохарактерный интроверт карьерист заводила толпы,
какие-то несовместимые понятия, будто автору понадобился злодей, и заодно он хотел мелочно уязвить презираемый тип людей, в результате получилась глупость.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой не нашёл никакого выхода из сложной ситуации, а просто пустил в ход кулаки и это почему-то сработало. Имея в подчинении все силы, обладая качествами опытного управленца, которые автор пытается демонстрировать на протяжении всего текста, главный герой тупо решает вопрос дракой.

Непродуманный сырой материал.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда удивляло какой разносторонний автор получился из отставного вояки. То, как отметили чуть ниже, натуральный фашист и солдафон, призывающий к военной диктатуре и труду за копейки, что вполне понятно. То вдруг сторонник свободной любви и разных других свобод. Враг корпораций и защитник угнетенных лунных граждан, по сути преступников и антиобщественных элементов. А может все проще — Хайнлайн плоть от плоти своей страны, «настоящий американец», а у этих ребят двойные стандарты в крови, зашиты на генетическом уровне. На чьей стороне автор у того и печеньки. С правой ноги встал «Звездный десант» и «Вне всяких сомнений», с левой — «Луна суровая хозяйка», «Двойная звезда» и «Чужак в стране чужой» Советская цензура об этом знала и разрешала лишь «светлую» половину творчества, от чего автор представал этаким гуманистом. Но рассказик про дороги явно из другой оперы. Да еще и не слишком хорошо написан. Все же гуманист Хайнлайн мне нравится больше.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный для 1940 года рассказ на социальную тему.

Сама идея «самодвижущихся дорог» для 1940 года не нова — она описана уже Гербертом Уэллсом в 1899 году, в романе «Когда спящий проснётся», не говоря уже о том, что движущиеся дорожки после появления эскалаторов (см. известный фильм Чаплина 1912 года) просто банальность. Интересней здесь отношение молодого американского литератора к проблемам оплаты труда.

Как ни странно (на самом деле, не странно, это я пошутил, ведь в момент написания рассказа весь американский народ с огромным сочувствием следил за героической борьбой великого вождя немецкого народа с гидрой мирового коммунизма и вовсе не собирался вмешиваться в эту титаническую битву), Хайнлайн полностью солидарен с фашистами — в самом деле, рабочие не имеют права требовать адекватной оплаты своего труда, потому что, понимаете ли, это их долг, почти задарма работать на владельцев предприятий, то есть, на благо Родины. По мнению Хайнлайна, рабочим на самом деле не нужны деньги для их семей, это подлые агитаторы, враги народа, агенты большевиков, подговаривают рабочих к забастовкам. Мешать миллиардерам зарабатывать их миллиарды и требовать каких-то там прав — на такое способны только враги общества. Но бесстрашный и гениальный сверхчеловек, главный герой рассказа, ставит всё на свои места: революции не будет, дороги должны катиться, а быдло должно вкалывать на благо своих хозяев и не вякать.

Уже в этом рассказе Хайнлайн чётко определился со своей политической позицией: настоящая демократия, это такая, когда все единогласно голосуют за предложения харизматичного лидера, а кто бунтует или возражает, тот негодяй или идиот, подкупленный негодяями. Другими словами, гуманизм Хайнлайна очень избирательный, он направлен на атлантов, так сказать, расправивших плечи. Остальные люди, по его мнению, просто скоты. Интересно, что многие рецензенты целиком и полностью согласны с этими постулатами, и гуманизм в интерпретации Хайнлайна кажется им симпатичным.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самодвижущиеся дороги, благодаря дешёвой энергии, совершили транспортную революцию. Но у медали есть и обратная сторона — зависимость общества от функционирования дорог, а значит и от управляющих ими людей, критично возросла. Достаточно подбить на бунт механиков одного из участков — и вот уже транспортная связность всей страны под ударом. И только быстрые и решительные действия главного инженера Гейнса способны предотвратить непоправимое.

Производственный рассказ-катастрофа, в котором забастовка механиков фактически превращается в террористический акт и попытку захвата власти. Читается хорошо, но рассказу не хватает достоверности. Видимо, самому Хайнлайну не хватило знаний рабочей среды, речь всё же не об армии, и заставить группу работяг вот так вот ни за что ни про что поставить под удар своё будущее, благосостояние и сами жизни не так-то просто. А изначально подчёркивалось, что никакого годами накапливающегося отчаяния в среде механиков просто не было.

Но как ещё один фрагмент «Истории будущего» «Дороги» на своём месте.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее, в котором основным средством передвижения являются не автомобили, и система движущихся с различной скоростью дорог. Такое чувство, что я про идею таких дорог уже читал в детстве в какой-то детской книжке, только не помню какой. Но суть то рассказа не в дорогах, а в социальных отношениях людей. К минусам можно отнести очень однозначных черно-белых героев, и некоторые совершенно тупиковые линии. Вот зачем там нужен был австралийский премьер-министр?:)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Традиционная для старой технической фантастики тема — самодвижущиеся дороги. Только Хайнлайн, помимо чисто НФ, возводит тут ещё и социальный конфликт, экстраполируя набирающее обороты профсоюзное движение на технические новинки будущего. Самодвижущиеся дороги у него — не просто деталь будущего, это системообразующий фактор послезавтрашней экономики. Понятно, что на самом деле в нашем мире у этой технологии перспектив нет, а идея бунта, описания бунтовщиков и сценарий происходящего наивны и не особо правдоподобны, однако понравилось сплетение технической научной фантастики с фантастикой социальной. Написано хорошо, чтение вызывает интерес.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно неординарный рассказ, который лучше воспринимать как минимум с двух сторон. Во-первых, если отвлечься от пропаганды, то будет вполне крепкий научно-фантастический рассказ с неплохим фантастическим допущением и группой практически террористов-сектантов, которые умудряются взять общество в заложники, точно схватив его за самое слабое место. Тут могут, конечно, удивить очень странные и нелепые авторские недочёты, вроде отсутствия перилл и адекватной системы безопасности, и допущения, что такое ничтожество и слабак мог подчинить своей воле и идеям массу людей.

Во-вторых, думаю, Хайнлайн вот прям заморочился, чтоб его не обвинили в антипрофсоюзной пропаганде. Тут и оговаривается, что бунт устроила только одна группа механиков, и условия труда у них лучшие из всех рабочих, и вообще изображено, что бучу они устроили только из-за амбиций одного неадекватного психа, который собрал вокруг себя всяких ущербных. Это было достаточно забавно).

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть дороги катятся

Роберт Хайнлайн всегда поражал меня своими идеями, что искусно перекладывал на бумагу. Его произведения всегда интересны, а повесть «Дороги должны катиться» особенно запомнилась.

Запомнилось произведение своим небывалым накалом. Это своеобразный остросюжетный боевик, где действие происходит стремительно и это чувствуется с каждой страницей произведения. Автор не вдается в подробности представляемого мира, не раскрывает героев. Хайнлайн всецело показывает действие, предварительно познакомив читателей с главными действующими лицами повести — дорогами.

Мастерство писателя позволяет представить такую разработку человека во всех деталях. Отличная возможность для людей быстро пересекать огромные расстояния, всего лишь вставая на подвижные дороги. Это так интересно и так захватывающе. Очень хочется увидеть это в реальности, но понимаешь, что это фантастика. Правда, остается куча вопросов относительно безопасности такого вида передвижения и следующим в этой связи проблемам.

Своим повествованием Хайнлайн поднимает массу проблем своего времени, раскрывает социальную подоплеку происходящего в обществе. Какую роль занимают общественные организации или правительство, как отдельные личности могут влиять на ситуацию такого масштаба, что предстает в произведении.

Возможно автор верит, что в реальной жизни людям необходим сильный лидер, что готов будет решать сложные проблемы социального и не только характера, как его главный герой, что предстает мужественным и решительным человеком, лидером, что готов принимать важные решения и брать на себя ответственность.

Пусть Хайнлайн и не уделяет времени раскрытию прошлого героев, их мотивации, чтобы показать читателю образ героев полнее, Роберт делает это через поступки действующих лиц. Это решение будто призывает самих читателей сделать выводы по поводу того или иного человека в произведении самостоятельно.

Повести Хайнлайна уже более 80-и лет. Многое теперь кажется наивным в этом произведении, но только не проблемы, что поднимает автор. Всегда и везде будут сторонники и противники тех или иных проектов, всегда будут недовольные и согласные. Такова природа человека. Мне же произведение очень понравилось. Динамичное, интересное, свежее. Недаром «Дороги должны катиться» стало обладателем премии «Хьюго» за 1941 год. И вручение это произошло ретроспективно, то есть награду присудили в современном мире (в 2016 году). Значит, поднятые темы все еще актуальны и для нашего времени.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в котором очень здорово прописаны роли простого рабочего-механика и его начальника -главного инженера.Вроде мысль совершено проста,«плохие» начальники «хорошие» рабочие.Но если разобраться,рабочие вечно не довольные и требующие преференций (хотя если объективно посмотреть они и так зарабатывают прилично,социальный статус — высок как для рабочего, все выплаты отпуска и т.д.) нет людям всего мало,еще ,еще....Им абсолютно все равно что другие люди могут пострадать если встанут дороги,что будет с их семьями на что они потом будут жить.Главное устроить революцию!Поорать ,сделать пакость,обвинить во всех грехах и т.д.Ещё раз убеждаюсь как автор,четко подметил как думают люди,что делают с двух сторон «Баррикад»,очень похоже что автор этот случай взял из жизни и сделал под него «фантастическую оболочку».

Итог:9 балов.Хайнлайн правдив и чертовски хорош.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рабочие, в данном случае механики, представлены в рассказе чуть ли не как дурачки которых любой человек с сильной волей может подбить на забастовку. Автору даже не приходит в голову, что забастовка для рабочих чрезвычайная мера и обходится им очень дорого даже чисто финансово. Без серьёзной причины они на неё просто не пойдут. Тут же

особо подчёркивается, что подобной не было. Вот пришёл один умный злыдень с комплексами и всех совратил. Вообще по многим текстам американского мэтра понятно, что он терпеть не может профсоюзы. Надо полагать потому, что они мешают бизнесменам бесконтрольно делать деньги за счёт рабочих.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне приличное произведение. И пусть сама по себе фантастическая идея устарела, но осталась литература и рассказ читается и еще как читается. Классика! И сюжет, и текст, динамика, напряжение... Все на своем месте. А потому нужно просто получать удовольствие. Одно непонятно, почему такое длинное произведение и рассказ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отзывах много сказано о научно-фантастической идее этого рассказа, поэтому о ней я говорит не буду. Замечу только, что, как всегда Р. Хайнлайн удивляет своим воображением, стоит только взглянуть на год написания рассказа. Но рассказы/романы для Хайнлайна часто служили рупором его политических взглядов и философии. Об этом пару слов я и хотел бы написать... РХ, как известно, был ярым сторонником индивидуальной свободы. Эту тему автор не обошел вниманием и в «Дороги должны катиться». Однако вот что интересно — по мнению Хайнлайна/героя, чтобы сохранить свободу человека необходимо усилить контроль над ним. Парадокс... Мне кажется в этом суть современной политической модели — демократии американского типа: тотальный контроль при кажущейся личной свободе (американского не потому, что она существует только в Америке, она есть во многих странах, а потому, что во-первых, наиболее развита в США, и во-вторых, американская модель, по-моему, часто «навязчиво» служила «эталоном» для других государств).

P.S. Уже после того как написал отзыв обнаружил, что про движущиеся тротуары писал еще в 1899 г. Г. Уэллс. Вот уж, поистине, у кого невероятная фантазия была. Сколько фантастов кормилось и до сих пор кормятся его идеями!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нормальный такой, динамичный социальный боевик. Условный цикл Хайнлайна «История будущего» продолжается. Солнечные экраны из так непонравившегося мне предыдущего рассказа Истории «Да будет свет!» всё же вошли в обиход и служат человечеству исправно, в том числе давая энергию для движущихся дорог. Хайнлайн в пух и прах разбивает перспективу развития автомобильного транспорта, по крайней мере, на примере Америки (из рассказа известно, что в Австралии, например, таких дорог нет; интересно, а в России?). Прав ли он оказался, мы можем увидеть, глянув в окно: автомобилей всё больше с каждым днём, а вот движущихся полотен дорог что-то не видно.

Вообще-то, я долго вспоминал, где я уже встречал подобную идею, и таки вспомнил: в детстве я сам пытался писать рассказ о таких дорогах, но, конечно, без таких как у Хайнлайна остросоциальных составляющих, как саботаж, преступные действия и убийства.

По большому счёту, Хайнлайн не даёт читателю проявить волю мысли: всё предельно понятно и просто. Есть плохие техники-функционалисты, замыслившие теракт, и есть очень деятельный, подвижный и немного суперменистый главный инженер Гейнс. О его характере мы можем судить только по его поступкам, выводы приходится делать читателю самому, ибо Хайнлайн ни словом не обмолвился об этом. Даже внешность, телосложение и другие мелочи опустил. Так вот, перед нами твёрдый, решительный человек неопределённого возраста, для которого долг, работа и поставленная цель превыше всего. Похвально. В этой связи не возникает никакой коллизии, нет ни малейшего сомнения в удачном для него итоговом положении вещей. Поэтому приходится просто читать буквы в этом рассказе, не надеясь на что-то из ряда вон выходящее. Предсказуемость скучна, поэтому вряд ли стану целенаправленно перечитывать эту историю. Изюминки, шарма нет, есть только голая констатация факта: система работает и будет работать, несмотря ни на что. Твердо, средне, но читабельно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение.

На мой взгляд жанр НФ здесь применён лишь стой целью, чтобы создать эффект «бутылочного горлышка», т.е. единицы людей отвечают за протекание процесса в который вовлечены десятки миллионов человек (в данном случае транспортировка всего и вся). Из этого вытекает, то что допущенные к управлению люди могут почувствовать себя «избранными» и попытаться использовать свое положении для удовлетворения своих личных амбиций и комплексов.

В реальной жизни такое положение дел то же возможно (например политика, где один человек выступает от лица многих). В свете этого этот рассказ Хайлайна я воспринимаю как высказывание (наставление) современного «героя нашего времени» Спайдермена:biggrin: — «Большая сила влечет за собой большую ответственность!»

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо демонстрирует узкие места современного человечества ;)

Вот недавно исландский вулкан со сложным названием парализовал половину Европы. А ведь это не самый выдающийся вулкан на Земле ;)

Или более мелкий пример. Тут недавно шоссе начали в Москве ремонтировать, и вуаля, тысячи человек не могут добраться до Шереметьево.

И не важно, что причиной, стихия ли, человеческий ли фактор.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх