fantlab ru

Александр Грин «Алые паруса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
1960
Моя оценка:
-

подробнее

Алые паруса

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 254
Аннотация:

Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это — история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель — для всех нас…

Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». В чертах его героев — твердость и нежность, имена героинь — звучат как музыка. В своих книгах Грин создавал романтический мир человеческого счастья. «Алые паруса» — трепетная поэма о любви, книга по-гриновски «странная», написанная страстно и искренне, книга, в которой сказка об алых парусах становится былью, книга, «просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса…

© SoN
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.

2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

3) Волшебное, сказочное зрелище.

8 мая 1922 года в петроградской газете «Вечерний телеграф» опубликована глава «Грэй» из романа Александра Грина «Алые паруса», который будет выпущен отдельным изданием в следующем году.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 69

Активный словарный запас: высокий (3185 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 90 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Алые паруса» 1961, СССР, реж: Александр Птушко

«Ассоль» 1982, СССР, реж: Борис Степанцев

«Алые паруса» / «Nachové plachty» 2001, Чехия, реж: Петр Форман, Мирослав Янек

«Алые паруса» / «L'envol» 2022, Франция, Италия, Германия, реж: Пьетро Марчелло



Похожие произведения:

 

 


Алые паруса
1923 г.
Алые паруса
1926 г.
Фантастические новеллы
1934 г.
Рассказы
1937 г.
Рассказы
1940 г.
Алые паруса
1946 г.
Избранное
1956 г.
Рассказы
1956 г.
Избранное
1957 г.
Алые паруса
1958 г.
Алые паруса
1958 г.
Алые паруса
1958 г.
Алые паруса. Золотая цепь. Дорога никуда. Бегущая по волнам
1959 г.
Избранное
1959 г.
Избранное
1960 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1962 г.
Алые паруса
1963 г.
Новеллы. Алые паруса.
1964 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Золотая цепь
1965 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1965 г.
Белый шар
1966 г.
Алые паруса
1968 г.
Избранное
1969 г.
Алые паруса. Феерия
1970 г.
Алые паруса
1971 г.
Алые паруса
1972 г.
Алые паруса
1974 г.
Алые паруса
1975 г.
Алые паруса
1975 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. Блистающий мир
1976 г.
Русская советская проза
1977 г.
Алые паруса
1977 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1978 г.
Алые паруса
1979 г.
Алые паруса
1979 г.
Алые паруса. Новеллы
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1979 г.
Избранное
1979 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Алые паруса
1980 г.
Блистающий мир
1980 г.
Золотая цепь
1980 г.
Избранное
1980 г.
Избранное
1980 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
1980 г.
Алые паруса
1981 г.
Избранное
1981 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1982 г.
Блистающий мир. Алые паруса. Рассказы
1982 г.
Алые паруса
1983 г.
Блистающий мир
1983 г.
Корабли в Лиссе
1983 г.
Алые паруса
1984 г.
Алые паруса. Золотая цепь
1984 г.
Новеллы
1984 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1985 г.
Алые паруса
1986 г.
Алые паруса
1986 г.
Алые паруса
1986 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. Рассказы
1986 г.
Бегущая по волнам
1986 г.
Бегущая по волнам
1986 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1987 г.
Алые паруса
1988 г.
Алые паруса
1988 г.
Бегущая по волнам
1988 г.
Бегущая по волнам
1988 г.
Алые паруса
1989 г.
Алые паруса
1989 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1989 г.
Избранное
1989 г.
Алые паруса
1991 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга 1
1993 г.
Штурман
1993 г.
Алые паруса
1994 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
1994 г.
Бегущая по волнам. Алые паруса. Рассказы
1994 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1994 г.
Комплект из 4 книг. Том 2
1995 г.
Избранное
1996 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь
1998 г.
Алые паруса
1999 г.
Избранные произведения
1999 г.
Алые паруса
2000 г.
Алые паруса
2000 г.
Корабли в Лиссе
2000 г.
Рассказы. Алые паруса. Бегущая по волнам
2000 г.
Алые паруса
2001 г.
Алые паруса
2001 г.
Алые паруса
2001 г.
Алые паруса
2002 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Алые паруса (аудиокнига)
2002 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2002 г.
Русская проза первой половины XX века. Том 2
2003 г.
Алые паруса
2004 г.
Алые паруса
2004 г.
Блистающий мир
2004 г.
Алые паруса. Блистающий мир. Дорога никуда
2005 г.
Алые паруса
2006 г.
Алые паруса
2006 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2006 г.
Алые паруса. В 2 томах. Том 1
2006 г.
Алые паруса. Феерия
2006 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2007 г.
Дикая роза. Алые паруса. Недотрога
2007 г.
Алые паруса
2008 г.
Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена
2008 г.
Алые паруса
2008 г.
Алые паруса
2008 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2008 г.
Романы. Рассказы
2008 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2008 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые парусаю Зеленая лампа. Бегущая по волнам. Рассказы
2009 г.
Алые паруса
2010 г.
Новая хрестоматия по литературе. 5-6 классы
2010 г.
Шедевры русской литературы XX века. Том 4
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2010 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2010 г.
Алые паруса. Блистающий мир
2010 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Бегущая по волнам. Алые паруса. Рассказы
2011 г.
Всё о... Алые паруса
2011 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Дорога никуда
2011 г.
О любви
2011 г.
Самые лучшие романы и повести в одном томе
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Алые паруса
2012 г.
Алые паруса
2012 г.
Алые паруса
2012 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Алые паруса
2013 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Сборник
2014 г.
Алые паруса. Романы. Рассказы
2014 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2014 г.
Алые паруса
2014 г.
Алые паруса
2015 г.
Алые паруса
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2015 г.
Бегущая по волнам
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2015 г.
Первая любовь (лучшие классические произведения)
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2016 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2016 г.
Алые паруса
2016 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2016 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Рассказы
2016 г.
Алые паруса
2017 г.
Алые паруса
2017 г.
Алые паруса
2017 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2017 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Алые паруса
2018 г.
Бегущая по волнам
2018 г.
Алые паруса
2019 г.
Алые паруса. Феерия
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Бегущая по волнам. Алые паруса. Рассказы
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2019 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2020 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2020 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Рассказы
2021 г.
Алые паруса. Феерия
2021 г.
Бегущая по волнам
2021 г.
Алые паруса. Повести
2021 г.
Алые паруса. Повести
2021 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Романы, повести
2021 г.
Алые паруса
2022 г.
Алые паруса
2024 г.
Алые паруса
2024 г.
Алые паруса
2024 г.

Периодика:

Школьная роман-газета № 8/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Алые паруса. Бегущая по волнам
2004 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2005 г.
Алые паруса
2006 г.
Алые паруса (аудиокнига 3 CD)
2006 г.
Алые паруса (аудиокнига MP3)
2006 г.
Алые паруса. Корабли в Лиссе
2006 г.
Алые паруса
2007 г.
Алые паруса (аудиокнига MP3)
2008 г.
Алые паруса
2008 г.
Библиотека Приключений. Второе издание
2008 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2009 г.
Алые паруса. Корабли в Лиссе
2009 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2010 г.
Алые паруса
2011 г.
Хрестоматия по литературе. 7 класс
2014 г.
Алые паруса
2015 г.
Аудиобиблиотека приключений
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2022 г.

Электронные издания:

Алые паруса
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Bíborvörös ​vitorlák
1959 г.
(венгерский)
Vele scarlatte
1961 г.
(итальянский)
Szkarłatne żagle
1962 г.
(польский)
Szkarłatne żagle
1972 г.
(польский)
Пурпурові вітрила
1972 г.
(украинский)
Les voiles ecarlates
1988 г.
(французский)
El velero rojo
1989 г.
(испанский)
Purpursegel
1995 г.
(немецкий)
Purpursegel
2001 г.
(немецкий)
Les Voiles écarlates
2001 г.
(французский)
Purpursegel
2003 г.
(немецкий)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2006 г.
(вьетнамский)
Пурпорові вітрила. Та, що біжить по хвилях. Маленький принц
2006 г.
(украинский)
Червоні вітрила
2007 г.
(украинский)
红帆 (Алые паруса)
2010 г.
(китайский)
Синій птах
2011 г.
(украинский)
Пурпурові вітрила
2012 г.
(украинский)
Τα πορφυρά πανιά
2013 г.
(греческий)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2013 г.
(вьетнамский)
Raudonos burės
2014 г.
(литовский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2014 г.
(вьетнамский)
Пунсовыя ветразі
2015 г.
(белорусский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2015 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2015 г.
(вьетнамский)
Al Yelkenler
2016 г.
(турецкий)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2016 г.
(вьетнамский)
Purpursegel
2016 г.
(немецкий)
Cánh buồm đỏ thắm
2016 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2017 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2017 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2018 г.
(вьетнамский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2018 г.
(вьетнамский)
Корабът с алените платна
2018 г.
(болгарский)
Cánh Buồm Đỏ Thắm
2022 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лучший способ провезти контрабанду!» — именно эти слова, так неожиданно врезавшиеся в память, характеризуют для меня книгу Грина «Алые паруса». И ведь верно — несмотря на героическое строительство светлого будущего, несмотря на страдания всего народа, и лучших его представителей в особенности — контрабандной тропкой, секретным судном пробирается Романтика самой высшей пробы в сердце неиспорченного читателя. Любовь — в лучшем смысле этого слова, чистота чувств и намерений, честность и открытость — все это без таможенного досмотра попадает прямо в душу к тому, кто хочет и может стать лучше. И ведь действует!

Несчастная, сумасшедшая Ассоль Корабельная не разочаровала того, кто захотел и смог. И пример Грея — это пример для всех настоящих мужчин, потому что Мужчина должен быть сильным и добрым — «Именно такой!»

Я не знаю книги более сильной и более нежной. И удивительно, что вроде написаны обыкновенные слова, разговаривают обыкновенные люди, но что же они говорят: «Он врет! Он врет так гнусно и ненатурально, что я даже протрезвел! Отец его тоже врал, врала и мать — порода такая!» — вот как реагирует простая грубая, но честная душа на мерзкую клевету в адрес Ассоль. А впрочем — почему клевета? Они и в самом деле так думали, если не все, то почти все. Бог им судья. А той, что любила и верила — бесценная награда. А нам, грешным, чудесный урок — вот, смотрите, как надо совершать чудеса.

Грин — истинный волшебник.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ассоль… в жизни никогда ничего не дождешься, стоя на берегу!...» Всю сознательную жизнь для меня это была история о бесхребетной мечтательности и лени. В ней все было «слишком». Слишком абсурдно, слишком приторно и слишком нереально; не сказочно, не выдумано, а именно не реально. Потому что я привыкла так думать, не читая ее. А зачем? Все равно там все слишком.

Теперь я знаю, что Грин был гением.

Пронзительное сияние летнего неба, румянящийся рассветом горизонт, хрусталь водяных брызг в бессчетных бликах солнечных искр. Непередаваемое удовольствие получаешь от осязаемой картинки. Ее можно вдохнуть, до нее можно дотронуться. Под пальцами чувствуешь бегущие по дну солнечные песчинки, нос щекочет аромат сосен и соли, глаза сами собой щурятся от нестерпимого блеска волн на горизонте…

Помимо яркого, сочного и образного языка, помимо плавного и скорого движения невероятно захватывающего сюжета без единой натяжки, книга эта опередила свое время по самой сути: история о точно выстроенной причинно-следственной связи с четко прописанными поворотно-узловыми моментами и точками выбора. Она о формировании действительности (это слово автора): зароненная в детскую душу прекрасная мечта, целеполагание маленькой девочки и твердая убежденность окружающих.

Книга испещрена знаками. Не теми, выхваченными за хвост в судорожном порыве охотника фразами и образами, подогнанными под «то самое», но теми, что сопровождают фоном верстовых столбов совпадений всякий правильный путь. Например, капитана Грэя.

Покорил отдельно. Цельностью натуры и абсолютной уверенностью в правильности выбора. Он никому ничего не доказывает и побеждает не ради победы, и не в силу альфа-сущности, а потому что не может иначе, как не по своему. Он не борется, а просто делает свое дело так, как считает нужным. Он творец и кузнец, и воплощенное движение.

«- Вот рай!.. Он у меня, видишь? – Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак. – Вот он, здесь!..»

А теперь самое невероятное:

Когда читала, роясь в памяти и посматривая на черно-белый портрет, была уверена, что автор, конечно же, какой-нибудь высокообразованный белый офицер. В эмиграции. Эдакий прототип принца-капитана Грэя. Не тут-то было. Большую часть жизни Грин… хм, босячествовал… нет, не то слово, в наше время оно ассоциируется с романтикой и свободным художеством. Жил за чертой бедности… тоже мимо, в нашей стране таким по-прежнему не удивить. А! Вот: «Он жил случайным копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес…умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря между Баку и Дербентом. Ночевал Грин в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под заборами…» — это Паустовский о его жизни в Баку. А «Алые Паруса» — эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда «после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей». (Тот же источник.)

В повести завораживают романтика сюжета, колорит картинки и сама суть предопределения. Искрящейся драгоценностью она остается в сердце каждого, кто верит в «рукотворное» чудо и знает, что такое любовь…

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Мне было года четыре, может быть меньше, дедушка с бабушкой взяли меня в кино, хотя были сомнения — ребенок еще мал, неразумен, не поймет и т.д... Ребенок понял все! Потому что фильм назывался «Алые паруса». Лановой и Вертинская в главных ролях... Как я переживала за маленькую Ассоль, как больно было, когда над ней смеялись и дразнили. Цветных фильмов было еще немного и поход в кинотеатр тоже был событием — это понятно. Но огромные, на весь экран глаза Вернинской, когда она смотрит на корабль с алыми парусами, плывущий к ней — забыть невозможно! Это одно из лучших, одно из самых теплых воспоминаний моего детства!:love:

Книгу прочитала много позже, но испытываю к ней такие же теплые чувства. Это моя книга, моя сказка, моя мечта.

Даже стихи когда-то писала, о несчастной любви, естественно.

Значит ты не царевич из сказки.

Значит белые паруса.

И твои неумелые ласки

Были счастьем на полчаса.

Ну и что? Так, наверно, легче —

Быть на этом свете ничьей.

Ни тебе не угроз, не лести.

Хочешь смейся, а хочешь пей...

Слушай вежливо комплименты,

Улыбайся чужим мужьям

И куда-то по воле ветра,

Бросив все убегай от себя...

Но все хочется верить,

Что где-то через бури ко мне спешат

Те из детских моих сноведений

ярко-алые паруса!:love::love::love:

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

И проснусь я в мире невозможном

Где-то между будущим и прошлым

Нездешний сон, легкий и неуловимый, сотканный из слов, воображения и мечты. Вот, что такое «Алые паруса» — желание измученного реальностью сердца, страна в которой мы согласились бы провести свою жизнь, убежав от серых будней и однообразия скучных дней: на этих улочках просвещенного Зурбагана, в портовых тавернах Лисса, или даже в рыбачьем поселке Каперна. Вдыхать запах моря, следить за полетом чаек, встречать и провожать солнце, следя за золотой дорожкой на волнах.

Вот, что такое «Алые паруса» — мечта о гармонии. Чтобы жестокость, трусость , равнодушие и алчность одних обязательно уравновешивались добротой, мужеством, горячими сердцами и бескорыстием других. Чтобы чистые и светлые мечты воплощались в жизнь, любовь побеждала и торжествовала справедливость.

И эта гармония в повести во всем. Шторм сменяется предрассветной тишиной, мечтательный покой — бешеным биением сердца, охваченных азартом и опьянением опасностью контрабандистов. Здесь мысли мечты кружатся по земле и небу, напрямую обращаясь к душам жаждущих их услышать, воплощаясь в реальные дела.

Эта гармония — в двух людях: хрупкой и нежной Ассоли, наполняющей окружающее мечтами, надеждой и верой в чудо, и мужественном и решительном Грее, готовом воплотить этот призрачный мир грез и дать ему жизнь.

И так хочется оказаться на палубе рассекающего волну «Секрета», почувствовать ветер, наполняющий его алые паруса, расправить воображаемые крылья и взлететь свободно над миром, чтобы увидеть в дымке дали смутные очертания Зурбагана.

И опять понять не смогут люди

Было это или ещё будет...

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что тут можно сказать? Мечта! Сказка! Нереальной красоты и чистоты чувства. Причем чувства настолько светлые и прекрасные, что не вызывают ехидной ухмылки, как при прочтении многих любовных романов. Грин написал о каждой девушке в период расцвета ее женственности, о каждой женщине и несбывшихся ее девичьих мечтах. Но мечты эти без единой нотки грусти, без единого аккорда печали, без единого такта банальности

Но ведь она не только для девушек и женщин, как кажется на первый взгляд. Я думаю любому юноше, хоть раз в жизни, хотелось бы приехать к любимой на белом коне или приплыть на корабле с алыми парусами. Каждому мужчине, опять-таки хотелось бы снять с плеч своей женщины груз повседневных проблем и подарить ей сказку.

Так что юноши и девушки, мужчины и женщины, перед вами книга о нас и для нас. О том как не часто бывает, но должно быть обязательно, потому что мы и взрослея хотим верить в сказку. И Грин показывает, что для любимых эту сказку мы можем сделать своими руками.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная книга, чудесная сказка на все времена. Это та надежда, которая живет, несмотря на все беды и невзгоды, которые по жизни окружают человека. Это идеальная любовь, которая светит и крепнет, бесконечно готовая ждать и жертвовать даже в разлуке. Наверное, многие себя по жизни ассоциировали с главными героями. Многие девушки, как Ассоль готовы ждать своего Грея. Это красивая и чистая любовь, о которой мечтают многие. А ведь Ассоль даже никогда и не видела Грея, а сразу кинулась к нему... Книга дает надежду на то, что если мечтать и ждать, мечта осуществится.

В наше жестокое время книга дает оптимизм всем, кто готов его принять... А сколько чудесных песен, постановок, фильмов и стихов было написано под впечатлением этого произведения. Спасибо автору за его великое творение!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал после «Бегущая по волнам». То есть до этого я в детстве тоже читал оба произведения. Но к своему стыду ничего не помнил. Аллые паруса в сравнении с Бегущей показались мне достаточно простой сказкой. Поэтому главная ценность произведения конечно не в сюжете, а в красоте и легкости языка. Хотя признаю иногда проглатывал некоторые описания, хотя и видел их красоту, как бежишь иногда к срочной цели не очень обращая внимания на красивый закат.

Что касается сюжета, то потрясла жестокость людей Каперны. Опять-таки в сравнении с бегущей, где такая концентрация зла и ненависти не встречается. Немного не ясно куда делась вдова ухаживающая за Ассоль в первый год жизни. Уж она то должны была быть по-лояльные с девочкой.

Лонгрена мы видим глазами дочери Ассоль. Он сильный, добрый, любящий муж и отец. Но по большому счету он сделал жизнь дочери такой , как она была. И страшно представить, как сложилась бы дальше жизнь, если бы сказка не стала былью. Мне все-таки кажется на вопрос «почему нас не любят» можно было бы найти ответ.

По наполненности мне показалась намного более интересным описания жизни Артура Грея, как в замке, так и на море. Именно поэтому от себя тут как-то нечего добавлять.

Концовка произведения явно приблизила нас в Бегущей, в смысле следования за знаками. Ассоль, конечно тоже следовала за знаками. Но ее задача была тяжелой, но простой. ЖДАТЬ. Грей же последовал за знаком судьбы, начал действовать уверенный, что все будет так как он видит — и мысль стала реальностью.

Так что конечно эта книга шедевр по стилю, краткости и красоте языка. И при этом в ней есть идея, как мне кажется, наиболее кратко выраженная словами Грея обращенного к Пантену.

«Когда для человека главное -- получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения -- чуда,

сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.»

Очень понравилось, что и 100 лет назад также обсуждалось, что теперь детям нужны не игрушки, а маленькие модели взрослых вещей — классика :)

Сразу после книги посмотрели экранизацию 61 года. Конечно там есть просто бред, когда ради конъюнктуры поменяли немного судьбу Артура и его семьи. Но что важнее в фильме было сохранено много реплик главных героев один в один и сюжет в целом сохранен, но фильм получился при этом скучным. Возможно именно потому что все-таки в этом произведении главное далеко не сюжет

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих любимых вещей у Грина. Жаль, что эта повесть так опошлена многими поколениями — ах, неземная любовь, ах, романтика. Грин романтик в первую очередь, но «Алые паруса», на мой взгляд, произведение не только и не столько о любви. Это произведение о счастье, о мечте и о том, что если человек в силах исполнить мечту другого, он должен это сделать, и тогда мир станет лучше и счастливее. О том, что человек не является богом, но когда он творит радость для другого человека, то приобретает черты божественного. О том, что нужно быть более чуткими, вдруг в нашей власти воплотить чью-то мечту. Иногда для этого нужно так мало.

И в этом, может быть, суть любви. Подобные книги начинаешь понимать с возрастом, когда появляются первые потери и осознание того, что ты мог совершить чудо для кого-то, но что-то помешало.

Читать и перечитывать можно всем. Своеобразнейший, самобытнейший язык Грина нельзя полюбить через силу, это либо происходит, либо нет. Если этого не произошло, не надо стараться, значит, это просто не ваш писатель. Но если произошло, вы раз за разом будете открывать для себя новое и черпать наслаждение в этом нездешнем языке.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, я знаю сюжет. Конечно, в школе читал. Но, после столь разочаровавшей меня «Бегущей по волнам», решил восстановить в памяти, поставить галочку, так сказать.

И был просто очарован! Будто разные люди писали! Насколько тяжел язык в «Бегущей», настолько легок и напевен он в «Парусах». Насколько картонными мне показались герои там, настолько живые и объёмные они здесь. И насколько не было сказки там, где она вроде бы как заявлена, настолько незримо присутствует она здесь, где вроде бы описана обычная история.

Эту прелесть нужно перечитывать как можно чаще, как «Маленького принца» и множество других замечательных книг.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение легко критиковать за излишний романтизм и идеализм. Эту историю очень легко высмеять, недаром «Алые паруса» так популярны у сетевых юмористов. И совсем легко разрушить очарование повести суровой прозой жизни. Не сомневаюсь, что существует ряд произведений, описывающих жизнь Ассоль и Грея после их свадьбы, где нашлось место семейной рутине, остыванию чувств, супружеским изменам и т.д.

Как будто Александр Грин не понимал этого! Ему ли, прошедшему и флот, и армию и тюрьму, позанимавшемуся контрабандой и экстремисткой деятельностью, знавшему Болезнь, Войну, Голод и Смерть не знать, что такое «настоящая жизнь»?

И, тем не менее, «Алые паруса» подчёркнуто нереальны. Но ведь в этом и есть их главное достоинство. «Алые паруса» – это мечта, это символ. Да, эти понятия невозможно встретить в реальном мире, зато им всегда найдётся место в душах людей. Более того, и ещё через сто лет феерия будет пользоваться популярностью у читателей, ибо идея о том, что для любимого человека не грех совершить пусть маленькое, но Чудо, никогда не устареет. А критики, рассказывающие о том, что «так не бывает» или шутники со звериной серьёзностью доказывающие, что Ассоль – сумасшедшая, просто сосредотачивают своё внимание на второстепенных деталях произведения и не способны возразить автору по существу.

P.S. Говоря об «Алых парусах» не возможно не упомянуть о фильме, который на мой взгляд просто ужасен. Дело даже не в том, что сценарист и режиссёр зачем-то привнесли в историю мотив революционной борьбы, который здесь ни к селу, ни к городу, а в том, что «Алые паруса» относятся к числу произведений, которые принципиально не экранизируемы. Главное очарование повести придают авторские интонации и многочисленные отступления от основной сюжетной линии, а это невозможно передать с помощью приёмов кинематографа, это можно только прочитать.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень давно слышала об этой повести, давно хотела прочитать, но руки дошли только сейчас.

И я с удивлением поняла, что это моя сказка. Просто моя, и всё тут.

Сказка-потому, что она вся наполнена каким-то волшебством, но волшебством незримым, которое обитает в каждом из нас. Волшебство душ, сердец, характеров героев..

Все страницы наполнены какой-то пронзительной, светлой и невинной любовью..к жизни, к любимым людям, к природе..ко всему.

И после прочтения внутри остается такое светлое чувство, будто бы корабль с алыми парусами пришел за тобой...И хочется быть чуточку добрее, и может, чуть больше верить в чудеса, поверить в то, что если хорошо постараться, чудо можно сделать самому..

И еще мне почему-то упорно вспоминается Леонид Кудрявцев с его «Черной Стеной».Скорее всего, из-за того, что чувства главного героя были такими же сильными, как чувства Грэя и Ассоль, только у последних точно всё взаимно.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

— Ты представь, будто я Ассоль.

— Ну, а ты — капитан Грей.

Будь сладка ты, морская соль.

От нее станем мы добрей.

Посмотри, затихло море,

Закричали в небе чайки.

Ты забудь сегодня горе,

Побежим с тобой к причалу.

Побежим навстречу ветру,

Побежим мы по причалу.

Может быть здесь счастье где-то

И мечты берут начало.

Посоветовали чайки

Подружиться с чудесами.

Нас у этого причала

Ждет корабль под парусами.

Побежим ему навстречу,

Побежим мы по причалу.

Может быть здесь счастье где-то

И мечты берут начало...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ассоль и Грей

Меняло море все оттенки красок,

Багряный всплеск подчёркивал закат,

А золотой рубин бесчисленных карат

Был неуёмен, страстен, ласков…

И сей топазовый расплав

Смирил любовью гордый нрав.

Изведал Грей земли и моря соль,

Покрыла душу сеть морщин и трещин,

Но никогда не видывал он женщин

И кораблей, прекраснее Ассоль.

Виденье это вечер заслонило,

Набрякли кровью и огнём виски;

Ветров порывы, парусов куски –

Всё вмиг смешалось от волшебной силы…

Как клипер в алых парусах,

Грей обнажён был в тех мечтах.

Скрипел натужно крепкий такелаж,

И гнулись реи мачт от урагана,

Под хаос волн безумного канкана

Вошёл корабль в яростный форсаж.

Тяжёлый вал ударил в ахтерштевень,

Навис над палубой чернеющей волной,

И хлёсткий ливень поливал стеной,

Упёршись косо в океанский гребень…

А все десятки парусов

Вбирали мощь ночных ветров.

…От сна очнулся поздно капитан

И огляделся, явь припоминая:

Когда-то шёл он, шквалы волн сминая,

Но нынче был спокоен океан.

Тайфун же был запрятан в его душу,

Когда он думал, для кого несёт

Громаду алых парусов вразлёт.

У борта он гудение их слушал,

Твердя заученный пароль

От сердца пламенной Ассоль.

Неровность волн мерцала за кормой,

Река из звёзд топила в плеске разум,

Он готов забыть про всё и сразу –

Всё был готов он сделать ради той.

Случилась с ним почти метаморфоза:

Так был своей любовью упоён,

Но в горле вдруг застрял невнятный стон

От подступившей холодом угрозы.

Им тупо овладела боль –

На пирсе не было Ассоль.

Окутал Грея мутно-тяжкий бред,

Но он стоял, хоть ноги не держали;

Кинжал был в сердце из дамасской стали,

И чёрной кровью полыхал рассвет…

____________

А что Ассоль? Ужели договор,

Скреплённый страстью светлой обоюдной,

Она забыла в неге беспробудной

И будет справедлив укор,

Клеймом впечатавший позор?

Ассоль была прелестною девицей,

Она жила в томленьи и тоске,

И каждый день стояла на песке,

Мечтая улететь за море с алой птицей,

И всё ждала, не ведая, что ей

Бежать пора на пристань уж скорей.

И как-то раз под голубой рассвет

Увидела она свою мечту из сказки,

Румянец алой от волненья краски

Залил лицо и оттенил вослед…

Прошедший мимо клипер иль корвет…

Так их пути почти соприкоснулись,

Дошли до солнца через глыбы туч,

Но оказался бесполезен ключ,

И все события назад вернулись,

Чтоб дать возможность ещё раз

Им сверить место, день и час.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«...сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет!»

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Отсутствие в классификаторе такого жанра, как феерия, заставило меня отнести эту повесть к магическому реализму. Магии в ней нет, но таков дух этой повести. Надо «делать так называемые чудеса своими руками.» Эту нехитрую истину Грэй понял не раньше, чем хорошенько разглядел спящую Ассоль, а чуть погодя узнал от жителей Каперны, какого чуда эта девушка ожидает. Надев кольцо на палец Ассоль, Грэй этим выдаёт себя с головой, поскольку она вскоре после появления корабля под алыми парусами, отойдя от некоторого шока (между прочим, переживания Ассоль в этот момент очень похожи на то, что чувствует Дагни, слушая посвящённую ей пьесу), обо всём догадается. Но в этом не будет ничего плохого. Главное — долгожданное чудо состоялось, и Грэй вполне мог бы и не быть таким красавцем, ничего бы не изменилось. Притча о чуде, порождающем любовь, получилась отличной. Немного режет глаз только «жуткое, как тиски, рукопожатие» Грэя, и просьба Ассоль, обращённая к нему в конце: «Ты возьмёшь к нам моего Лонгрена?». Ни о рукопожатии, ни об отце так нельзя сказать даже в феерии, это уже нечто сверхфеерическое. Фрагмент: «...спокойно, как парус, рвался он [Грэй] к восхитительной цели,...» — оставляю без комментариев (!). Но зато замечательно, например, вот это: «Ночь тиха, прекрасна водка, трепещите, осетры, хлопнись в обморок, селёдка — удит Летика с горы!».

Интересно, где же родился Артур Грэй? Где находится замок его родителей? А это недалеко от выдуманного Автором порта Дубельт в... Англии. Предположение основано на описании замка, упоминании о привезённом из Лиссабона предком Артура Джоном Грэем вине и о двух бочках «лучшего Аликанте, какое существовало во времена Кромвеля...» Предположению об Англии не противоречат имена деда и отца Артура (Симеон и Лионель), а также и других персонажей — капитан Гоп, помощник капитана Пантен, боцман Атвуд, парусный мастер Блент. И ещё то, что Грэй уходит на «Ансельме» из Дубельта во Францию, Америку и Испанию.

Вопрос о местонахождении родины Ассоль гораздо сложнее. Лисс находится на берегу океана (не моря) — это первое очень важное обстоятельство. Второе, не менее значимое, то, что на некотором расстоянии от берега есть горы. Расстояние до них неизвестно, Автор сообщает лишь то, что пространство между океаном и горами занимает «огромный лес», где водятся медведи. Приходит в голову южный берег Португалии и южная Калифорния. Но Лисс покрыт «сплошной густой тропической зеленью» (рассказ «Корабли в Лиссе») и это город интернациональный, разноязычный. Сразу отпадают и Европа и Калифорния. Мексика? Но среди жителей Лисса нет мексиканцев, имена вполне англоязычные (Меннерс, Мери, Филипп, Эгль*). Большие Антильские острова? Но там полно негров. Северо-восточное побережье Австралии в принципе подходит, но откуда там взяться военным крейсерам? Что они там забыли? Да и вообще, не похоже как-то, и медведи там сумчатые, и Большой Барьерный риф. У парусников там большие трудности, а в гриновских водах им раздолье. Так какой вывод? Очень простой — не существует на Земле такого места.** Грин, хотя и очень любил Крым и под видом Зурбагана описывал Севастополь, но для «Алых парусов» (и не только) ему требовался океанский простор и тропическая экзотика. Это заставляет причислить к жанру магического реализма практически все произведения Грина и даёт основания утверждать, что не латиноамериканские «маги», а именно он был основоположником*** этого направления в литературе.

Попробую дать краткую характеристику мира, в котором обитают герои Грина. Это грубый и жестокий мир, до гармоничного состояния ему, как до звёзд. Назвать этот мир утопией (в одном из отзывов мне встретилось предположение, что кто-то мог бы это сделать) может только тот, кто не имеет ни малейшего представления об этом жанре. Ну, какая гармония (а утопия это всегда попытка изображения гармоничного мира) в рассказе «Сто вёрст по реке», где действие происходит совсем рядом с деревней, в которой живёт Ассоль? Там каторга и обманутая любовь, донос и преследование невиновного человека...А в «Алых парусах» история «утопления» трактирщика Меннерса и болезни и смерти матери Ассоль...Вполне достаточно, чтобы представить эту жизнь. Внести в такой мир гармонию можно разве что в гомеопатической дозе для одного, много — двух, человек. И даже для этого необходимо рукотворное чудо, которое и совершает капитан Грэй, причём чудо это невозможно сотворить без изначальной совсем уж мизерной частной гармонии, заключающейся в редчайшем сочетании (снова чудо и круг замыкается) тугого кошелька и доброго сердца. Таков Артур Грэй, или сокращённо А-р Гр., что можно интерпретировать, как Александр Грин. В Грэе ровно 50 процентов Грина, т. е. как раз на две первые буквы их фамилий. Думаю, не с потолка взял Грин имя и фамилию своего героя, да ещё и Овод**** вспоминается, такой же мужественный, целеустремлённый романтик, пусть даже и с примесью фанатизма. Грин, Грэй,...Григ (!), сотворивший похожее чудо для Дагни в одном из наиболее лиричных рассказов Паустовского. Совершенно очевидно, что на месте Грэя Грин сделал бы то же самое, поскольку в происходящем в повести воплощено представление её Автора о максимально возможной в его реальном мире гармонии. Один человек для счастья другого не может сделать больше, чем предложить ему свободу и весь мир в придачу.

И последнее. Приходил ли кому-нибудь в голову вопрос — какое чудо в повести самое главное? Тут не обойтись без цитаты. «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была — дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая — живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих одно на другое.» Это однозначный ответ, не правда ли?

*) Эгль клянётся Гриммами, Эзопом и Андерсоном, из чего можно сделать лишь вывод о времени действия. Это последняя треть 19-го века, когда последний из названных сказочников был уже широко известен в Европе. Это подтверждается и наличием парового катера на борту крейсера. Но ни в Австралии, ни в Мексике об Андерсоне ещё никто и не слышал.

**) Вот ещё пример. До Зурбагана сто вёрст (!) по реке, двое покупают лодку у рыбака по имени Юс за сто рублей (!). Их имена Гелли Сод и Нок. В каком государстве это происходит?

***) Тут можно вспомнить и Конрада, но география в его произведениях отнюдь не альтернативная, как у Грина, а вполне Земная.

****) Читал ли Грин этот роман Войнич? Точного ответа у меня нет, но вероятность очень велика, т. к. только до ВОСР он издавался в России 14 раз. Правда, в сокращении, о масштабах которого я опять таки ничего не знаю. Полностью «Овод» был напечатан в СССР только в 1958 г.

PS. Заглядывая изредка в это выдающееся произведение, я заодно смотрю и отзывы на него. И встречаются среди них не менее выдающиеся, настоящие жемчужины гриноведения. В одном из отзывов наткнулся, представьте, на критику Ассоль с марксистско-ленинских позиций. Ассоль проявляет пассивность, ждёт чуда, сложа руки, не пытаясь изменить свою жизнь самостоятельно. И в самом деле, почему бы ей не получить достойное образование в какой-нибудь Сорбонне (она же продаёт игрушки, так что деньги у неё есть, а картошка у них с отцом своя) и в перспективе вступить в ЗСДРП(б)*. Из неё могла бы получиться новая Роза Люксембург или, по крайней мере, Инесса Арманд. Ассоль могла бы стать борцом за права женщин Лисса и Зурбагана, а Россия потеряла бы одного из своих талантливых и оригинальных писателей.

Лучше бы отзывист похвалил бедную девочку за то, что, живя в таких условиях, сумела сохранить свою живую душу и даже научилась читать. Интересно, все ли читатели повести заметили, что в школу она не ходила. Едва ли на эту мелочь обратит внимание тот, кто считает изображение Грином своей героини злым и достоверным одновременно. Зло (со злостью?) изобразить воплощение чистоты и добра, возможно ли такое?

*) Зурбаганская Социал-Демократическая Рабочая Партия (большевиков).

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как здорово иной раз перечитать книгу, любимую с ранней юности. Освежить в памяти и сердце яркие, незамутненные чувства и впечатления. Восхититься в очередной раз способностью Ассоль верить в чудо и ждать его. Снять шляпу перед Грэем, который сумел действовать без колебаний, решительно, быстро, чтобы подарить незнакомой девушке овеществленную мечту, и тем самым обрел родственную душу. И открыть для себя нечто новое. Для меня этим новым стала роль собирателя сказок и легенд Эгля. Ведь если б не его немудрящий рассказ о корабле с алыми парусами, запавший в душу милой наивной девочки, а после разжегший пламя в сердце романтичного капитана, эти двое вряд ли встретились. И не было бы ни ожидания прекрасного, ни верности мечте, ни желания подарить кому-то сказку. Так что теперь «Алые паруса» для меня еще и книга о силе и власти творца. Того самого сказочника, который сеет в людских душах семена прекрасной мечты.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх