fantlab ru

Софья Ролдугина «Ключ от всех дверей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Оценок:
156
Моя оценка:
-

подробнее

Ключ от всех дверей

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Каждому в Доме Камней и Снов, от мастера-кузнеца до знатной дамы, известно, что госпожа Лале из древнего рода Опал помешалась рассудком и годится лишь на то, чтобы веселить королеву и ее свиту.

Немногие догадываются, что под маской взбалмошной дурочки прячется изворотливый ум и жестокость самой таинственной и страшной карты Расклада – Безумного Шута.

И лишь единицы знают, что вычурная массивная подвеска, с которой не расстается Лале, не простой кусок драгоценного металла, не подарок от богатого поклонника, но её благословение и проклятие – Ключ от всех дверей.

Неудивительно, что забот у Лале хватает. И врагов.

Можно ли заточить в темницу ту, что открывает любые замки? А свести с ума безумную? Убить бессмертную?

Нет. Конечно, нет.

Но даже у Лале Опал есть то, что она страшится потерять…

Примечание:

Впервые опубликован в сети в 2010 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 382

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3006 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший дебют

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Ключ от всех дверей
2011 г.
Ключ от всех дверей
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья в моей копилке книга автора, который стал для меня открытием года, оказалась разочарованием. Если Кофейные истории и Тимьян и клевер получили безоговорочный высший балл, то тут я с натяжкой ставлю 4* благодаря уважению к прошлым заслугам.

Казалось бы, тут есть абсолютно всё, что я люблю: связный сюжет (а не нарезка отдельных историй, как в двух вышеупомянутых), оригинальные герои с шутом-шпионом (благодаря Хобб это мой любимый типаж), придворные интриги с попыткой предотвратить надвигающуюся катастрофу. Но увы, этот беспроигрышный вроде бы набор перечеркнули минусы.

Первый, и самый значительный с моей вкусовщины: это ромфант. Да, хороший, да, не клишированный, но факт остается фактом: бессмертной Лалли Опал, разменявшей 200 лет, безумно одиноко и она принимает ухаживания мальчишки-ученика, которого подобрала ребенком и воспитала сама. Поэтому сюжет теряется за миллиардом размышлений о подгибающихся коленках и прочей романтичной белиберде. Плюсом идет ненавистный мне пейринг: взрослый, опытный человек и его подопечный, который никогда больше никого не знал. Я даже не буду рассуждать, насколько это нездоровые, токсичные и ядовитые отношения, просто фу и все. Да и сам мальчик наглый — жуть: целует во сне, что явный абьюз и навязывание, и куча тоже вполне себе обсессивно-маниакальных черт. Короче, основная суть пролетела мимо меня как фанера над парижем. Алек с Магнусом из Сумеречных охотников на ту же тему в миллиард раз круче, даром что геи.

Второе, это капитальные самоповторы. Ими страдают многие авторы и не знаю, замечают ли они это сами, но опять же факт: тут куча как сюжетных, так и стилистических заимствований из Кофейных историй (или наоборот, не в курсе что было первым), вплоть до имен (Мило-Майло), характеров персонажей и прям кусков текста (соревнование между поэтом и художником, процесс заваривания чая, некоторые истории, путешествие…). В общем, читать надо либо то, либо то, либо с большим перерывом, обе книги слишком перекликаются.

Ну и последнее, сам текст. Тут ооочень специфичное звучание голоса Я-героини, которое однозначно зайдет не всем. Ехидство, брызжущий со всех щелей эгоизм, преувеличенная проницательность, которой оправдывается отвратительная манера решать всё за других (с ними не советуясь, ессно) и прочие, прочие монологи-самовосхваления, с перерывами на вздохи об одиночестве и желании быть любимой густо пересыпаны стишатами-песенками на все темы. Меня это бесило просто непередаваемо! Что ни страница, то какой-то стишок. Может, кто такое и любит, но я совсем не воспринимаю зарифмованное.

В общем, я конечно не жалею, что прочитала, но в отличие от других вещей автора меня эта книга не тронула совершенно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное отличие этой книги не только в необычном главном герое — Безумный шут, который выглядит самым разумным персонажем из всех. Безумные повороты сюжета, резкое изменение в действии — реально безумная книга. Хотя.. что еще можно ожидать от мира, которым правят карты? Теневыми, но реальными правителями мира, являются люди, символизирующие карты Таро.

Мир книги так многогранен и запутан, что разобраться в нем не представляется возможным. Поэтому читать ее лучше неторопливо, периодически возвращаясь к ранее прочитанным фрагментам. Думаю, что если я вернусь к этой книге через год (а может два), то она заиграет новыми красками и обнаружатся новые грани сюжета, не замеченные при первом прочтении.

История Лале Опал — это гимн жизни. Каково жить, зная, что все дорогие тебе люди обречены на старение и соответственно умирание? А ты останешься прежней — чуть наивным подростком, чуть умудренной женщиной... Но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь умереть — это легко. А ты жить попробуй.

(https://www.livelib.ru/review/880273-klyuch-ot-vseh-dverej-sofya-roldugina)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот шахматный король, а вот бубновый туз, скажи мне, кто кого победит (АлисА)

Наверняка не буду оригинален, если скажу, что есть у меня со стародавних времён любимый автор в жанре фэнтези и волшебных сказок. И имя этого автора стопроцентно знакомо широкому кругу читателей. Причём совсем не обязательно любителей и почитателей фэнтезийного жанра. Ну, наверное уже и сами сообразили, что я имею ввиду Урсулу Ле Гуин, столь долго и столь мастерски радовавшую многонациональный и многоязычный клуб своих почитателей весьма разносторонним и великолепным с литературной точки зрения творчеством.

Весь этот абзац посвящения мастеру Слова и Жанра был нужен только потому, что довольно быстро после начала чтения романа Софьи Ролдугиной возникло смутное ощущение псевдоузнавания, которое вскоре превратилось в ассоциацию именно с Урсулой Ле Гуин. Не в том смысле, что роман Ролдугиной вторичен в своих идеях и смыслах, а только лишь потому, что по внутренней энергетике и по настроению, по чувствам и эмоциям эта книга российской писательницы Ролдугиной какими-то невидимыми энергетическими жгутами и коннектами (природа ассоциативных связей весьма причудлива) протянулась к творчеству Урсулы. Что и говорить, совсем не постыдная ассоциация.

Конечно, это роман в большей степени адресован дамской составляющей читательской массы. И тем, что главная героиня книги хотя и ведёт себя мальчишка мальчишкой, однако всё-таки именуется Леди. И любовно-романтической линией, да ещё и не единственной, которая (рые) явно проступают сквозь ткань повествования, соединяя и связывая воедино поступки и чувства сразу нескольких героев. И высоким чувственно-эмоциональным накалом книги, потому что читатель много времени проводит в истинных чувствах и мыслях Леди Лале и испытывает и проживает вместе с ней всю гамму эмоционально-чувственных состояний. И, опять-таки, не только её, но и тех, кто с нею связан, и потому тоже находится едва ли не в центре повествования, и потому и читательского внимания.

Однако любители и ценители фэнтези из мужской половины могут также смело брать эту книгу в руки, потому что уровень приключенческости тут тоже довольно высок и к тому же ещё и кучеряв — с творческой фантазией у Софьи Ролдугиной всё в полном порядке и обеспечить читателя качественными приключениями на самые разные вкусы у неё вполне получается (конечно, при этом нужно понимать, что приключений в стиле Андрея Круза здесь не будет точно). А некоторый ореол загадочности и таинственности только лишь усложнит всю ту разнообразную сюжетную вязь и заострит смысловые оттенки, которыми наполнена эта книга.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу читать было весело: таинственные силы главной героини удивляли, ее проделки веселили, проступали интересные детали необычного фентезийного мира

Потом появилось подобие сюжета, и все хорошее впечатление от книги испарилось: героиня -непроходимая тупица, которая раз за разом совершает максимально идиотские поступки. Нет в ней ни хитрости вечно живущей придворной интриганки, ни безумия Шута, могуществом ключа она пользуется, максимум чтобы стянуть сладкий пирог. Раздражение росло, с середины и до самого конца книги я мечтала, чтобы кто-нибудь уже ее прибил, и остальные, гораздо более внятные персонажи, начали действовать и во всем этом появился хоть какой-то смысл

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр романа трудно поддается описанию. Я бы не сказал, что это фэнтези. Скорее этакая длиннющая притча в фэнтезийной обертке, внутри которой есть еще десяток притч покороче. По содержанию — это одна сплошная рефлексия главной героини. ТОННЫ самокопания! Поначалу вроде ничего, но под конец я порядочно устал от этой воды и дочитывал по диагонали. Сюжета капля, он утопает в пространных диалогах и внутренних монологах ГГ. Мир интересный, присутствуют оригинальные идеи, но опять же проработка очень слабая. Единственное, что мне понравилось в этом романе, так это язык. Отличный текст, приятно читать, пожалуй, только поэтому я не бросил читать на середине. Еще в романе есть идея и даже философский смысл, что для фэнтези большая редкость. Одиночество, любовь, смысл жизни — вот на эти темы ГГ рефлексирует чуть ли не на каждой странице. Самое смешное, что концовка понятна уже в самом начале, ничего нового автор не придумывает. С другой стороны без хэппиэнда в таком любовном романе не обойтись, это может ударить по целевой категории читателей. Жаль, что я не вхожу в эту категорию. Хотя нет, слава богу, что не вхожу)

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное, почти в прямом значении этого термина — камерное, фэнтези. И это выглядит особо удачным, ибо и музыка камерная корнями уходит в средневековье, и данный роман играет на антураже именно того же периода. Вот только вместо музыки — человек и его чувства, его психика. Вместо музыкальных инструментов — контакты и конфликты. Очень экономичный антураж и тонкая детализация выразительных средств — психологических и душевных состояний человека. Само собой, произведение камерное, и на рассмотрении мы имеем лишь одного персонажа полноценно, и ещё пару-тройку более слабо, по степени соприкосновения с ГГ. Все остальные — статисты, работающие на раскрытие главных образов, либо на подвижку сюжетной линии.

Отличный литературный язык — сравнительные обороты, которые даже хочется запомнить, и прочее.

Вместе с глубокой психологичностью, в книге ещё и высокая событийность, по ходу сюжета постоянно что-то происходит. То есть, с динамикой подачи материала всё в порядке.

Роман выпущен в книжной серии «наши там». Не обращайте это внимания. Очередная дурь книгоиздателей нового поколения. Это не попаданческая книжка от слова вообще. Перед вами «просто» очень, очень качественное фэнтези, которое, возможно, писалось как женское романтическое, но талантом автора выведено на совершенно иной уровень. Такой, что как «романтическое фэнтези» эта книга при чтении совершенно не воспринимается.

Одна из изюминок русскоязычного фэнтези.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала пока первую треть книги. Муторно и тягуче. Вроде бы концепция мира интересна, но на этом лично для меня плюсы книги заканчиваются. Главная героиня — шут. Еще ни разу не пошутила. Но автор упорно после не смешных фраз героини описывает, как окружение взрывается хохотом. Из шутовских фокусов героине лучше всего удаются истерики и припадки. Обилие подробностей про цвета и формы костюмов, причесок, степень густоты ресниц, оттенки кожи и тому подобное иногда просто заставляет забыть о главной мысли повествования. Слуга главной героини — приторно-слащавый глиняный голем, бьющий все рекорды по своей шаблонности в номинации «влюбленный мужчина». Главная героиня из той же обоймы — её шаблон «безумная девочка». Вот только чтобы описывать безумие, нужно хоть чуть-чуть понимать что это такое. Это иные способы мышления и восприятия мира, иные реакции на события окружающего мира, а не яркие наряды и раскованность в поведении. Можно многое добавить, но пожалуй не стоит, просто совсем не мое произведение, одно из немногих, которое я не буду дочитывать.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прельстился в своё время хорошими отзывами, и вот только накануне книжка до меня добралась. Приступим-с (как всегда далее сугубое ИМХО). Во-первых, полромана мучился образом ГГни, а именно её внешним видом. В голову упорно лезла нестареющая девочка из киношного «Интервью с вампиром», что на фоне некоторых подробностей выглядело весьма аморально (даже для меня). Изображение на обложке вообще отвлекает заткнутым за пояс мобильным телефоном. Как ни странно, вот 40-летний мальчик не так бросался в глаза, как многолетняя девочка. Во-вторых, цвета и краски. От этой феерии и какофонии цветов продираться через текст было местами трудно. Это не Парфёнова, где цвета сплетены с содержанием в одно гармоничное целое (и даже не яркие и красочные героические киноэпосы Азии).

По содержанию же очень напомнило «Недвижную леди» Дивова: та же связка мальчик-девочка, общая работа, намёк на чувства, боязнь признаться, какая-то детективная история. Только здесь это выглядит не так сумбурно (ну, повествование Дивова от лица женщины было несколько неуклюже), более проработано и даже волшебно. И вообще, роман, как говорится, «попал в струю» (а это ли не первая задача автора, чтобы читатель узнавал на страницах что-то своё, знакомое?). В целом, очень достойно, лирично, где-то трогательно и даже болюче.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде как все составляющие для увлекательного романа присутствуют: интересный мир (государства именуемых Домами — Дом Осени, Дом Зверей, Дом Снов и Камней и прочие поэтичные при этом и населенные своеобразными народами, узнаваемые по принадлежности к тому или иному Дому); интересна магия — в каждом Доме собирают Расклад Карт Таро — вот тоже необычно и увлекательно; необычна и главная героиня — шут, Безумный Шут расклада, со всеми атрибутами шута — бубенцами в рыжих волосах, разноцветными чулками и бриджами, ко всему прочему имеющая способность открывать любую дверь, попадая в то место, которое ей необходимо. А еще она и бессмертная, остановившаяся в своем внешнем виде на 15 годах, но пережившая как шут уже четырех королей. И наличие дворцовых интриг, покушений, потенциальных опасностей, грозящих этому миру, квест во спасение и поиск отгадок. Вобщем, очень богатая на впечатления и интерес книга. Вот только портит все «дамская» составляющая... Все-таки дама, живущая 209 лет, имеющая «в послужном списке» драмы, потери и — в любом случае живущая почти 3/4 своего возраста при дворце должна уж поиметь мудрость и циничность. Но нет — со своим учеником, которого она спасла в его подростковом возрасте и который еже 20 лет ее моет, одевает, кормит — ведет себя вдруг то ли как 15-летняя скромница, то ли как старая дева, не знавшая мужчин. Глупость какая-то. Что-то с середины повествования она перестала вызывать у меня интерес. Да и ученик, на мой взгляд, прописан как-то однобоко и тускло — кроме описания его волос, глаз, кожи, стати, нежных взглядов, томных вздохов и киданий в ноги — толком ничего и нет. Такое ощущение, что его самоцель — заплетать госпоже бубенцы в косички, мыть госпожу в купальне, сопровождать госпожу, чтоб ей не чувствовать себя одиноко и в принципе не желать ничего иного, ну кроме как и в постели ее тоже...сопровождать. Вобщем, разогналась я как-то в увлекательное фэнтезийное приключение, а получила дамский роман. Обидно за несоответствие ожиданий и реалий. А в целом — мир интересен, и имеющиеся повороты и приключения тоже. Вот только любовную линию ... ну как-нибудь...не так... А может все дело в том, что это только у меня подобная схема отношений вызывает...некоторое неприятие...мягко говоря.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, очаровал язык. Витиеватый, со множеством чудных сравнений, он все же остаётся удивительно доступным. Текст просто проглатывается, глаза совершенно не спотыкаются на именах и оборотах.

Персонажи — отдельная история. Полностью понять героя (и то не всегда) можно лишь в конце книги. Но уже сейчас меня поразили оригинальные образы, намеки, своеобразное поведение — кажущееся иногда нелогичным, но приоткрывающее самые потаенные уголки души персонажа.

Особенно понравилась концовка. Все ниточки логично увязались, вопросы — получили неожиданные ответы, злодеи разоблачены, и все стало на свои места. Люблю неожиданные финалы, а здесь кое-что осталось все же неожиданным.

Порадовали легенды, умело разбросанные по повествованию. Каждая со своим смыслом, моралью, и по-своему очаровательна. При этом и они появляются не просто так, а играю собственную роль в развитии сюжета.

Общее впечатление от книги осталось более чем положительным. «Живая» героиня (со своими проблемами, волшебными, но такими близкими и обычному человеку), и даже злодеи такие чарующие, завораживающие, может это от того, что темная сторона всегда притягательна не смотря на желание победы света?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

У этой книги своя особенная атмосфера. Что странно, при всех очевидных недостатках, на них просто не обращаешь внимания. Героиня рыжая, наглая и суперсильная, динамика тонет в рефлексии, если поделить книгу на три части и пропустить среднюю, все равно в сюжете разберешься. Но пропускать не хочется. Каждое предложение здесь — почти поэзия, нельзя выкинуть ни слова, иначе все волшебство пропадет. А оно несомненно присутствует. Потому что автор талантлив, и это так неприлично бросается в глаза, что почти ослепляет. При этом в романе все так последовательно, красиво и естественно, что веришь каждому слову.

Что особенно ценно, когда книга заканчивается, что-то остается с тобой навсегда.

Такое бывает редко. И тут оно есть.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я не люблю пышных слов. Они лживы и прячут суть чувства за бессмысленными потоками изящных конструкций»

Решение прочесть эту книгу далось мне нелегко. Я крайне пренебрежительно относилась к современной русской литературе всех жанров, а уж про фэнтези вообще, и говорить не стоит. Однако положительные отзывы меня соблазнили, и я не устояла.

Эта книга чудесная. Она забавная, необычная, трогательная, глубокая (как ни странно) и в тоже время реалистичная (касательно человеческих отношений). Шут Лале Опал меня очаровала своей взбалмошностью и эгоистичностью ребенка и трезвостью взрослого человека. Ученик шута Мило — очень романтичный и преданный парень и мне очень нравится развитие его отношений с Лале.

Эта книга оставляет после себя чувство радости с примесью грусти, что прибавляет ей реализма (финал самый лучший из всех, что только мог бы быть).

С тех пор как я прочитала «Ключ от всех дверей» я не теряю надежды найти что-то такое же восхитительное.

P.S.«Любая романтика и слащавое приукрашивание действительности есть болезненные бредни, Мило. Истинным чувствам напыщенные слова не нужны»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивое, увлекательное, живое произведение искусства. Удовольствие от прочтения просто невероятное. Идеально во всех смыслах и со всех сторон.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно писать о книге, которая вывернула душу наизнанку, впервые за много дней заставив плакать. Все-таки, как ни странно, с самого начала в этой книге было очень мало настоящего шутовства и веселья. Эта книга об одиночестве и страхах, боли и предательстве, самобичевании и саморазрушении, безумии и прочих прелестях. О тех дверях, которые открываются, хотим мы этого или не хотим, грозя уничтожить нас даже не смертью, а чем-то еще более худшим: небытием в сером мире, лишенным надежды и радости. О тех путях, которые можно пройти, только если есть ключ, который, конечно, не Лале-шутовка, а... Я уж не знаю, почему так остро восприняла этот роман: потому что слишком много примеряла на себя, или из-за стихов, разных, но всех до одного очень прекрасных (ИМХО, конечно), или из-за волшебного стиля, полного ярких красок и запахов, или из-за необычного мира, такого знакомого и непохожего на наш одноверменно. Но я благодарна обитателям фантлаба за то, что посоветовали мне эту книгу. Испытала настоящий катарсис и, кажется, еще долго буду ударена ей. И автору, конечно, огромное спасибо и пожелание еще многих книг. Светлых и болезненных одновременно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятный роман. Написанный хорошим языком, он, прежде всего, порадовал меня отсутствием пафоса и эпичности. Радует и то, что автор не стала излишне растягивать действие и уместила весь сюжет в один целый и завершённый роман. При этом, созданный Ролдугиной мир вполне располагает к достаточному числу продолжений или ответвлений, исходя из его весьма приличных размеров и разнообразия, хотя в книге описана сравнительно небольшая его часть. Романтическая линия органично сплетена с политическо-магической. Но основной является скорее именно линия чувств и переживаний главной героини, которые приводятся в движение и акцентируются дворцовыми и магическими интригами. Но пугаться не стоит, излишнего мелодраматизма и «мыльности» в романе нет, рассуждения героини интересны и разумны. В целом, получилась достаточно оригинальная и свежая книга, которую стоит рекомендовать тем, кто устал от эпических циклов, непрошибаемых героев и противостояния добра и зла.

Роман изначально был выложен на Самиздате. После издания основная часть текста оттуда была удалена, но на данный момент там ещё доступно восемь глав, что составляет около четверти романа. Вполне достаточно для ознакомления, что я советую сделать.

http://samlib.ru/r/roldugina_s_w/kluch.shtml

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх