FantLab ru

Жан-Кристоф Гранже «Пурпурные реки»

Пурпурные реки

Les Rivières pourpres

Другие названия: Багровые реки

Роман, год

Перевод на русский: И. Волевич (Пурпурные реки, Багровые реки), 2002 — 8 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 29

 Рейтинг
Средняя оценка:8.10
Голосов:232
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В маленький университетский городок Гернон прибывает комиссар Пьер Ньеман из Парижа — расследовать жестокое убийство библиотекаря, которому удалили глаза после пыток и засунули в расщелину скалы. Однако это лишь первое убийство в кровавой цепочке.

Параллельно, в городке Сарзак, который расположен за 250 км от Гернона, офицер полиции Карим Абдуф расследует небольшое дело о взломе школы и осквернении могилы маленького мальчика, который умер 14 лет назад. Расследование приводит его в Гернон, где все звенья складываются в одну долгую цепь ужаса.

Экранизации:

«Багровые реки» / «Les rivières pourpres» 2000, Франция, реж: Матьё Кассовиц



Похожие произведения:

 

 


Пурпурные реки
2003 г.
Пурпурные реки
2003 г.
Пурпурные реки
2007 г.
Пурпурные реки
2010 г.
Багровые реки
2012 г.
Багровые реки
2014 г.
Багровые реки
2014 г.

Аудиокниги:

Пурпурные реки
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Les Rivieres pourpres
1998 г.
(французский)
Les Rivieres pourpres
2007 г.
(французский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2017 г.

кто решает, что может человек жить или нет?! По мне ответов может быть множество от Бога и рока (судьбы) до обычного человека со своими мотивами. Тут в центре внимания вашего окажутся: на первый взгляд не связанны с друг другом дела; разные следователи (по методам работы, опыту и внешности); множество преступлений с мотивами генетики (расового превосходства), семейными драмами.

Как-то тут нет особенно много персонажей, что вызовут полностью отрицательные или положительные эмоции, ну кроме статистов трупов. А напряжение возникает по мере прочтения произведения. Правда конец смазанный, что не сколько портит впечатление. А уж отличия от последующей экранизации просто кардинальные, не в пользу фильма.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2016 г.

Это не совсем детектив в классическом понимании — уж слишком развязка напоминает «рояль в кустах». Недаром еще Рональд Нокс говорил, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неразличимые братья-близнецы не должны появляться в сюжете детектива

Однако роман удерживает в эмоциональном напряжении до самого конца, а концовка и вовсе производит шокирующее впечатление.

Не понравилось только одно — главные герои. Они ведь типичные «боевики», верно? Но где тогда погони, перестрелки, сражения на крышах домов? Зачем было делать главных героев такими опасными парнями, если в сюжете их боевые навыки почти не применяются?

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2016 г.

Роман показался в разы лучше, чем фильм. Наконец понял всю суть произошедшего :)

По сравнению с другими произведениями Гранже, это далеко не лучшее. Но всё же мастерство автора видно и здесь.

Не могу понять, зачем нужны были футбольные фанаты, никаким боком не клеятся они к основной теме.

То же относится и к приклееным к полу фашистам...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2015 г.

Начну, пожалуй, с упоминания экранизации. Да, замена Абдуфа на не особо примечательного сыщика-бунтаря Венсана Касселя не пошла фильму на пользу. Многочисленные срезания углов сюжета заметны, но вполне объяснимы длительностью фильма. В отличие от большинства критиков, я как раз не слишком рад Жану Рено в роли Ньемана. Играет он хорошо, однако этот персонаж ну совсем на него не походит. По всем описаниям это вылитый Даниель Отей, вплоть до выдающегося носа и, того как на нем сидят очки. Мрачноватую натуру столичного сыщика Отей передал бы тоньше, нежели молчаливый (а скорее заторможенный) Жан Рено. И концовка — самое слабое место фильма, сильно портит впечатление.

Однако, я бы не сбрасывал фильм со счетов. Мрачная, тягучая атмосфера создана режиссером в лучшем виде. Этакий голливудский хоррор-триллер с европейским привкусом. Динамика, напряжение, качественная расчлененка. Между Касселем и Рено чувствуется отличное актерское взаимодействие, заставляющее с интересом следить за поисками убийцы. Что же касается отличий от романа....

То они не слишком беспокоят! Да, роман хорошо написан, и еще лучше закручен. Зловещие тайны замкнутой людской общины, тьма персонажей, запутанные отношения которых не уступают Ларссоновским фантазиям. Подробнейшее раскрытие работы сыщиков (вплоть до утомительных походов по очевидцам), и сами сыщики. Читать диалоги старого жесткого пса Пьера с молодым, весьма агрессивным, волчонком Каримом сплошное удовольствие. При всем при том — книга такой же коммерческий продукт как и фильм. Он выполнен с соблюдением тех же самых условностей и дешевых приемов бульварного жанра. Я сбился со счета сколько раз сюжет продвигается путем: «он уже собрался уходить, как вдруг взгляд скользнул по стене, и Ньеман заметил...». Кроме шуток, Гранже этот прием просто обожает. То же касается образов второстепенных персонажей. Помимо сыщиков интересной фигурой я бы назвал только девушку-альпинистку. Остальные: вполне стандартные образы из детектива про таинственные заговоры и ритуальные убийства. Поведение их предсказуемо, и если кого-то и жаль, то лишь из-за садистских наклонностей убийцы. Действие частенько принимает тягучий, неторопливый характер, свойственный готическим романам. Для книги это большой плюс, а вот фильм только выигрывает от перехода к стилю динамичного триллера

В итоге: фильм слабее книги, но и сама книга не шедевр жанра. Я прочел ее дважды, посмотрел фильм трижды — и остался доволен. Но никогда не требовал от авторов шедевра сенсационной сатиры, или же Хичкоковской глубины. В данном случае форма преобладает над смыслом, и, благодаря исполнению, обе версии могут доставить удовольствие любителям жанра.

P.S. Насчет продолжения фильма — отличный боевичок с дико неправдоподобными, но эффектными поворотами сюжета. Вторичный донельзя, но если сравнивать с другими фильмами на деньги Люка Бессона, вполне недурственный. Никакого отношения к Гранже. В свете последних событий не могу не упомянуть Кристофера Ли, в роли злодея он был как всегда прекрасен.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2013 г.

Действительно качественный триллер. Начинается все с обнаружения в маленьком университетском городке трупа библиотекаря в позе эмбриона, с выколотыми глазами, отрезанными кистями рук и следами пыток. А совсем недалеко, уж вообще в глубоком захолустье кем-то вскрывается склеп, в котором похоронен 10-летний мальчик. И, ясное дело, это «ж-ж-ж» неспроста и эти преступления связаны между собой. Радостное начало, наверное книга все-таки не для детей )) Как прекрасно понимает любой любитель триллеров на этом убийства и сюрпризы не закончатся и будут раз от раза все красочнее. Но несмотря на любовь автора к подробному описанию натуралистических подробностей убийств чувства брезгливости или страха они не вызывают.

Главных героев двое — героический легендарный комиссар Пьер Неман, страдающий от взрывов бешенства и теряющий контроль над собой, и молодой полицейский — араб Макс с дредами, сам бывший вор и угонщик. Наверное, французская полиция очень толерантна раз представители закона могут ходить с такими прическами. Собственно на этой колоритности описание героев и заканчивается — эта книга не о людях, а о действиях. Вот уж к чему претензий нет. каждую минуту что-то случается и накал интереса не ослабевает даже когда основная тайна становится понятной (лично я где-то после 2/3 понял из-за чего и кто организовал весь сыр-бор). С логической стороны довольно много косяков, но они всплывают уже после прочтения когда возникают вопросы к деталям. Ну и сам мотив и способ убийств весьма фантастичны, без тайных сообществ не обошлось. Но мы же все прекрасно понимаем, что про реальную бытовуху читать не интересно, а про загадочные и ужасные убийства — вполне. В итоге получилась интересная одноразовая книжка, которую вполне можно заради развлечения прочесть на отдыхе или когда мозги отказываются кушать что-то серьезное.

П.С. Фильм на порядок слабее. Ужасная актерская игра Венсана Касселя (жаль араба с дредами не нашли), который вообще-то хороший актер. Половину героев и событий просто вырезали. То, до чего персонажи книги докапываются с огромным трудом в фильме они же мгновенно высказывают в качестве первого предположения, которое, конечно же, оказывается правильным. Ключевые для раскрытия убийств фразы вообще акцентированы так, что убийцу можно вычислить в первой половине фильма. А концовка вообще смехотворна и нелогична, в отличие от книги. Хотя в книге все заканчивается намного трагичнее, но зритель жаждет хэппи-эндов...

Оценка: 8
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2012 г.

Одна проблема — развязка в фильме пожалуй более фундаментальна,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ибо действия организации страшнее действий одиночек.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2012 г.

Да уж, книга не для лиц со слабыми нервами. Жесткая, порой чрезмерно реалистичная, она ни на минуту не дает расслабиться, держит в постоянном напряжении. И герои в ней суровые, и события описываются страшные, и вопросы поднимаются серьезные. Да и интрига закручена по полной. А описание преступлений и жертв этих преступлений доводит иногда до тошноты. А ведь не оторваться, не бросить на половине книгу. Вот так и читала, стискивая зубы.

Два полицейских, каждый сильная, неординарная личность, два расследования двух совершенно вроде бы разных дел. И в конце переплетений их судеб, их расследований. Слияние двух преступлений в одно единое, страшное, почти нечеловеческое.

Еще раз убедилась, что Жан-Кристоф Гранже — один из сильнейших авторов детектива нашего времени. С одним дополнением. Все-таки любит он прием, так называемого «болванчика из сундука». Когда в конце книги появляется Некто и разгадывает все загадки, раскладывает все непонятности по полочкам, связывает все идеи в один узел. Да и счастливых концов обычно у этого автора не случается. Но что ж тут поделаешь? Жесткий детектив, не для развлечения.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2011 г.

С жанром детективного триллера в литературе я знаком плохо. Собственно, «Пурпурные реки» — мой дебют. Вначале смотрел фильм, затем решил, что стоило бы прочитать... Что сказать? Если и читать это произведение, то обращать внимание только лишь на сюжет как таковой. А лучше — представлять всё это как фильм, ибо художественного мира «Пурпурные реки» не имеет никакого.

Язык автора ограничивается постоянными ненужными сравнениями, причем сравнительный ряд всегда состоит из трех элементов, что к концу книги начинает немного раздражать. Каких-то чувственных, философских, социальных и прочих откровений здесь нет. А что я, собственно, должен был ожидать от триллера? Много требую... Да, там у автора были попытки привести какую-то любовную линию... Даже две... Нет, даже три... В общем, французы! Произведение, где вне событий, связанных с убийствами, нет ничего, появляется, однако, место для отношений между мужчиной и женщиной. Куда там! Нелепо оно получилось...

Также напрягает постоянная оценка автора к происходящему. Скажем, то, что убийство ужасно, нам повторяют превеликое множество раз, пока не появляется следующее убийство. Нет, ну если человеку выкололи глаза, то я ж и так понимаю, что это ужасно! Зачем мне это повторять? Нет же. Разжевать всё надо...

Но сюжет замечателен, здесь уж что сказать? Закрутил Гранже историю, продумал, здесь я нудеть не буду... В фильме урезали многие события, многие связующие звенья. За счет чего, конечно, сделали его более атмосферным и колоритным. Но развязка безумно интересна, даже несмотря на столько недостатков.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу