Роберт Хайнлайн «Гражданин Галактики»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда маленький мальчик Торби, жертва космических работорговцев, оказался на невольничьем рынке, никто не мог предположить, что купивший Торби за бесценок старый калека-нищий откроет ему дорогу к звездам. Маленький невольник, начавший свою сознательную жизнь в трущобах Джуббулпора, столицы Девяти Миров, превратится в покорителя пространства, члена могущественного клана Вольных торговцев, а впереди у него — полная невероятных приключений жизнь в прекрасном и ужасном мире, созданном неистощимой фантазией Роберта Хайнлайна.
Роман посвящён писателю Фрицу Лейберу.
Входит в:
— условный цикл «Скрибнеровский» (юношеский) цикл»
— журнал «Astounding Science Fiction, December 1957», 1957 г.
— журнал «Astounding Science Fiction, November 1957», 1957 г.
— журнал «Astounding Science Fiction, October 1957», 1957 г.
— журнал «Astounding Science Fiction, September 1957», 1957 г.
— журнал «Вокруг света 1987'06», 1987 г.
— антологию «Звёздные короли», 1989 г.
— журнал «Мы 1990/10», 1990 г.
— журнал «Мы 1990/11-12», 1990 г.
— журнал «Мы 1990/8-9», 1990 г.
Награды и премии:
|
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 2022 // Зал славы |
Рецензии:
— «Review: Citizen of the Galaxy by Robert A. Heinlein», 1958 г. // автор: Деймон Найт
— «The Reference Library: Law for the Prophets», 1958 г. // автор: Питер Шуйлер Миллер
— «The Reference Library: Kid Stuff», 1958 г. // автор: Питер Шуйлер Миллер
Похожие произведения:
- /период:
- 1950-е (4), 1970-е (2), 1980-е (2), 1990-е (10), 2000-е (8), 2010-е (5), 2020-е (3)
- /языки:
- русский (27), английский (6), эстонский (1)
- /перевод:
- Р. Волошин (9), А. Ганько (1), А. Пахотин (1), Т. Пеэтерсоо (1), И. Полоцк (5), Г. Усова (1), А. Шаров (16)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (34 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алексей_Ше, 25 февраля 2014 г.
В отзыве на роман “Время для звёзд” я, наверное, слишком раскритиковал Хайнлайна. Виновато в этом то, что я никогда прежде не читал книг этого автора. Теперь вот “Гражданин Галактики”. Что сказать ? Попробую написать положительный отзыв. Хотя сказать чтоб книжка особо понравилась – не скажешь. Виной всему, скорее всего, возраст. Не зря ведь в аннотации сказано было – юношеские романы. Я бы даже сказал, что книжка детская. Вот дай мне эту книгу в детстве – и я бы читал с большим удовольствием. А так. Жизненный опыт вступает в противоречие с написанным. Хотя некоторые “крупинки” и сейчас западают в душу. Например, понятие “честный, порядочный человек” с точки зрения Баслима (и я так понимаю автора). Прочитал абзац, отложил книгу в сторону и задумался. Действительно хорошо сказано. Таким надо быть, к этому стремиться. И самому себе стыдно признаться – я не такой. Тут же возник вопрос – почему? Потому что жизнь ТАКАЯ. А почему она ТАКАЯ ? Потому что внутри себя мы все рабы. Рабы ТАКОЙ нашей жизни. Что нами движет ? Деньги, а с ними жажда наживы. Жадность, лень, равнодушие, жестокость, отсутствие терпимости и понимания. Мы все в одной КОЛЕЕ. И вот уйти от всего этого, вырваться, свернуть с колеи – победить раба в себе. Вот, пожалуй, главная идея романа. Изменимся мы – и с нами измениться общество. В некотором роде к этому в конце романа приходит главный герой.
Как пример “душевного рабства” в романе приводится ущербное общество снобов — Вольных торговцев. По большому счёту – это тот же Саргон с его рабовладельческим строем. Здесь, у торговцев, человек – ничто, просто винтик в командном механизме. Здесь тебя, если ты девушка, вполне могут обменять на другой корабль – как товар. Молодым парням выберут жён – особо не спрашивая ни тех, ни других. Да и мнение твоё никого не интересует. Здесь за тебя всё решает старейшина, глава.
И дурацкие, непонятные, абсурдные, нелепые порядки кто-то выдумал не объяснив толком: Зачем ? Как в песне:
Объяснить, не объяснишь, ты живёшь, как будто спишь,
А в бессонницу грешишь почему-то.
А с тобою рядом кто, и ты надеешься на что,
Ведь в этой жизни всё не то — даже чудо, э-э-эх, даже чудо
Только ль мне тебя учить, как необходимо жить.
С кем не спать, а с кем дружить, всё гадая,
Что такое слово честь, а где-то чушь, а где-то лесть,
Ведь ты права, какая есть, молодая, э-э-эх, молодая
Теперь, что не очень понравилось. Судя по двум прочитанным романам, у Хайнлайна наблюдается какое-то “потребительское” что-ли отношение к детям.
Смущало то, что Торби, по большому счёту, был игрушкой полковника Баслима. Это было больше похоже на вербовку, а не усыновление. Достаточно вспомнить его угрозы оторвать Торби голову, если он не будет учиться грамоте. Макаренко, как говориться, отдыхает. Такая вот модель поведения Баслима меня раздражала очень сильно. Мне в детстве, слава богу, такими методами любовь к знаниям никто не прививал. А бесконечные сеансы гипноза ? Ладно в начале – для избавления от кошмаров детства. Но в дальнейшем зачем ? Торби – игрушка (средство выполнения задания) старого нищего. Что-то вроде рации с диктофоном и запоминающим устройством.
Конечно, по двум прочитанным романам судить о творчестве Хайнлайна, наверное, невозможно, но кое-какие наблюдения всё же выскажу. Хайнлайну не удаются любовные линии (что в романе “Время для звёзд”, что здесь). Без любовных отношений повествование становится пресным. И “волчонок” Торби выглядит каким-то закомплексованным, сторонящимся что-ли девушек, чересчур нерешительным и робким. С той же Матой у него ничего не вышло. С её стороны шаги были (да ещё и какие !), а он какой-то инертный что-ли. И с Ледой такая же история. Я читал и думал – ну когда ты её уже хотя бы обнимешь ! Честное слово, чурбан какой-то. И это типичный Хайнлайновский герой ! Ну может я тороплюсь с обобщением. Но всё же.
В итоге скажу, что эта книга для детей, но полезно её прочитать и взрослым. Своему ребенку я бы её, пожалуй, рекомендовал к прочтению.
eollin6, 26 июня 2012 г.
Всё-таки всему своё время. Наверное, если бы я прочитал этот роман в детстве, когда все вокруг было в новинку, впечатление было бы иным. Кроме того, семидесятые не шибко-то баловали нас фантастикой, особенно — переводной. Да, в те годы похождения юного сиротки вызвали бы во мне шквал эмоций, запомнились бы навсегда. Но сейчас... и душа огрубела, и запросы повысились. Да и написано за полвека после Мастера на эту тему столько, что «гражданин галактики» на фоне вычурных и сложных современных романов выглядит более чем скромно. Но эта скромность обманчива. Ведь и скромный лесной ручей может на поверку оказаться истоком могучей реки. Так же и с творчеством мастеров 50-х. Их идеи, их находки стали источником вдохновения для десятков отличных и умных писателей. Хайнлайн, Док Смит, Азимов, Ефремов и многие другие — они, первопроходцы галактических трасс, стали маяками, путеводными звездами. И уже за это — высокая оценка.
Сельский житель, 9 июля 2010 г.
Разбирать вещь написанную мастером, да еще 53 года назад бессмысленно. По моему «Гражданин Галактики» — это хронологически первая вещь из целой серии про детей живущих на задворках вселенной и не знающих своих родителей. И как прародитель целой когорты романов с похожим сюжетом мастер сумел создать образец — «как надо писать». Столько времени прошло, а ведь читают, и читают с увлечением, не бросают на середине. И издают с завидной периодичностью. Резюме — прочитать «Гражданина Галактики» стоит хотя бы потому, чтобы в дальнейшем, если в руки попадет какой-либо «клон» этого романа было с чем сравнивать. Мастеру -10.
zvezdochet2009, 9 мая 2020 г.
И снова попадание в «десятку», и снова удивительная история из запредельных космических миров будущего от дядюшки Роберта Хайнлайна. Предпоследний роман в цикле юношеских произведений мастера, написанный в 1957 году – лучшие годы творчества, когда было написано большинство известных вещей.
Хайнлайн все больше отходит от наивно-романтических взглядов начала 50-х и идиллическая картинка бравого звездного волка, умного и отважного, у него сменяется более многогранными портретами людей, которые кроме одержанных побед совершают ошибки, а судьба играет героями, как пешками на шахматной доске вселенной. Хайнлайн все больше сосредотачивается не на внешне беззубых приключенческих сюжетах с невинными мотивами становления героев, воспитания их в лучших традициях рыцарства и тому подобной педагогике, а на социально-философских проблемах более взрослого толка, когда ребенок или подросток у него вынужден бороться за существование и решать совсем недетские проблемы.
Таков «Гражданин галактики», наверно, один из самых жестких юношеских романов мастера наряду с «Тоннелем в небе». Общая сюжетная канва этого романа построена по испытанному, проторенному пути – становление героя, но Хайнлайн выбирает самые оригинальные декорации, которые превзойдут и «Астронавта Джонса», и прочие свои ранние вещи. Он рисует отдаленное будущее, где человечество вступило в эру межзвездных перелетов, успешно взаимодействует с другими расами, но психологически осталось той же задиристой, удивительно живучей расой высших обезьян. Главный герой, мальчишка Торби был продан на рабовладельческом рынке планеты Саргон старому нищему за бесценок. Отныне его ждет участь попрошайки, и все свое детство он проведет на улице, практикуясь в облапошивании прохожих под чутким руководством своего патрона. Он никто, пустое место, но пути провидения неисповедимы и однажды случается Кое-что.
Изначально не простой нищий, Баслим загружает в мальчишку секретное сообщение, адресованное руководству Гегемонии Земли. В силу несчастного случая Торби оказывается вовлеченным в цепочку приключений, сначала на борту корабля Свободных Торговцев, где демонстрирует свои незаурядные способности, затем на родной Земле, откуда он родом, где и раскрывается его истинное происхождение. Автор элегантно завершает сюжетную петлю и герой возвращается туда, откуда прибыл.
Центральная проблема романа – это конечно рабство, границы свободы и неволи. Писатель убедительно показывает нам, что и при техническом прогрессе, и при высоком культурном уровне общества рабство может спокойно существовать в так называемом цивилизованном обществе, и все будут считать это нормой. Но это вовсе не значит, что нужно сидеть сложа руки; с работорговлей следует бороться самыми суровыми методами и «Гражданин галактики» дает четкую моральную оценку столь негативному явлению.
Наверно, этот роман еще о том, как коварна, но в то же время щедра бывает судьба, о том, что удача слепа, а счастливый случай подкарауливает вас за углом. О том, что нужно уметь видеть знаки и пользоваться удобным случаем, а не хлопать ушами. Кроме того, это роман о социальной иерархии, по которой движется человек всю жизнь: очень достоверно показано, что человек талантливый рано или поздно, хочет он того или нет, из ничтожества превратится в величину. Независимо от происхождения и социальной принадлежности. Так что «Гражданина галактики» можно рекомендовать как образцовый пример целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей, ну и как образцовую критику рабства. Ибо сказано: кто ищет, тот найдет, и каждому воздастся по его заслугам. Ибо сказано: каждый человек рождается свободным. Справедливо.
MPAK78, 25 февраля 2018 г.
1990й год. Журнал МЫ. Первое произведение Хайнлайна, которое я прочитал. Да, потом были и Луна..., и Звездный десант, и многие другие его романы. Какие-то лучше, какие-то хуже. Но Гражданин Галактики — навсегда первый для меня. Поэтому никакую другую оценку кроме десятки поставить рука не поднимется. При всех его недостатках и детскости.
igor_pantyuhov, 11 июля 2016 г.
Иногда думаешь, как так люди умудряются что-то создавать такое, что будет актуально очень долгое время. Почему одни на этом поприще потерпели неудачу, а другие нет. Ведь наверняка во времена автора, полно было талантливых писателей, которые стремились отличиться на этом поприще. А не вышло, а вот у Хайнлайна получилось..Ответа на этот вопрос как такового наверное нет и по сей день. Отличнейший роман. Читал взахлеб. Особенно понравилась те части, которые повествует о нищенском прошлом мальчика и его служба у Торговцев. Вообще, Хайнлайн написал очень хорошую мысль в романе. Как только начинаешь слепо следовать каким-то нормам, тут свобода и заканчивается. Вывод — всегда нужно думать своей головой.
Muzzy29, 12 декабря 2016 г.
Очень понравилось!
Роман был прочитан в первый раз в 16 лет, недавно перечитан. В первый раз поставил бы ему 10, сейчас же несколько по другому он воспринимается.
Например мне не нравиться как автор идеализирует армию, военных — показывая их чересчур идейными и правильными, что-ли.
Что понравилось: конечно история ГГ. Мальчик поднимается по социальной лестнице паралельно взрослея и становясь мужчиной, как говориться из грязи в князи) Паралельно он принимает разнообразные решения, которые влияют на его судьбу и делают его тем, кем он становиться к концу книги. Чуть-чуть мыла не хватило в конце книги, слил автор потенциально любовные 2 линии..
Рекомендовал бы всем подросткам, а также всем тем кто любит приключения) Книга учит не сдаваться, брать ответственность на себя и идти на жертвы ради цели и думать не только про себя и свои желания.
Сказочник, 4 ноября 2015 г.
Хайнлайн прекрасен. Подростковая космическая фантастика в лучшем своем воплощении. А если учесть, что написан роман был в 1957-ом году, так вообще можно приравнивать к шедеврам классики жанра. Несмотря на малый объем, «Гражданин галактики» представляет читателю много граней космической фантастики, поскольку героя кидает по волнам повествования из одних декораций в другие.
Жаль, что концовку автор слил.
ivan2543, 16 марта 2010 г.
Один из образцов космической фантастики Хайнлайна.
Собственно, можно рассмотреть это произведение двояко. С одной стороны, роман нагружен характерным для того периода творчества писателя смыслом. Сквозь все повествование проходит одна идейная линия – борьба с рабством. И старый Бэзлим, и его воспитанник всю жизнь посвятили одной цели – борьбе за свободу личности. В своих скитаниях Торби руководил один принцип – принцип свободы. Это не значит в понимании автора анархического хаоса, напротив, герои романа всю жизнь служат обществу, своим принципа и идеалам. Но Торби всегда выбирал свой путь, не позволяя судьбе увлечь его по течению. В детстве о рвался из под опеки приемного отца, потом оставил Семью маркетеров ради того, чтобы исполнить завещание Бэзлима и пройти свой путь. И перспектива быть символическим королем финансовой империи, марионеткой своих управляющих и рабом денег не увлекла его. Единственное, почему он не сбежал обратно в армию – возможность продолжать свою борьбу с рабством, воплотить в жизнь мечту его родного и приемного отца.
Хайнлайн по-прежнему верен военной романтике, рассорившей его с коллегой по писательскому цеху Гаррисоном. Военный в его представлении – полная противоположность рабу, человек, принявший присягу и подчиненный обществу и государству, идеал Гражданина. Можно поспорить в частностях, но автор имеет виду идеальное представление об армии, в книге она больше похожа на ополчение и выполняет скорее полицейские функции. В реальности армии и государства бывают разные, и далеко не всегда солдат воюет за то, что нужно его народу и стране, что собственно, и в американской истории имело место. Но идеализация армии для раннего Хайнлайна вообще характерна.
Торби ищет простой, понятной жизни, он боец по жизни и его отвращают ситуации, когда цели не ясны и непонятно, кто друг и кто враг. Поэтому ему так сложно было адаптироваться к земному обществу, да еще и к жизни среди финансовой элиты, где ни одно слово не стоит трактовать однозначно, и ни шагу не ступить, чтобы не попасть в юридические дебри. Однако возможность и на этом месте послужить идее освобождения людей от рабства останавливает его от того, чтобы сбежать и сделать свою жизнь вновь простой и понятной
На роман можно посмотреть как некий литературный эксперимент. «Гражданин галактики» — это попытка создания бытоописательного романа далекого будущего.
Хайнлайн пытается в книге охватить самые разные общества вымышленной эпохи, пытаясь стать этаким Бальзаком межгалактичекой эры (хотя первая часть больше напомнила Диккенса). Окончательно сходство подчеркивает описание светской жизни в четвертой части – финансовая элита не изменилась с XIX века. Итог – неизбежная эклектика, что и понятно – жизнь нищего на деспотической фашистской планете не слишком похожа на жизнь в замкнутой общине космических купцов, а времяпрепровождение космического гвардейца – на повседневный быт главы корпорации. Возможно, автору следовало бы написать несколько романов, каждый из которых более полно представлял бы часть жизни героя? Хотя, впрочем, не так много прошло времени за все эти перемены, а значит, растягивать на несколько томов было бы нечего – книга и так местами скучновата. Мне лично интереснее всего было читать первую часть, напоминающую какую-ту восточную сказку всеми этими средневековыми нравами. Маркетеры честно говоря, раздражали своей надменностью и технократизмом, сочетающимся с общинным строем. Тема Гвардии в романе не раскрыта, а о чем тут писать, у Хайнлайна того периода армия – это идеал справедливости. Земные главы скучны, потому что близки к нашей повседневности, здесь и пояснять нечего – там фантастического ноль.
Итог: роман по-своему интересен, однако большого впечатления не произвел. Замысел довольно интересен в композиционном плане, однако идея романа весьма проста. Книга не идет ни в какое сравнение с поздним Хайнлайном, но, если вы поклонник космической романтики и НФ, то можно приятно провести время за чтением.
Narizhna, 5 марта 2010 г.
Я читала эту книгу довольно давно в последний раз, еще девушкой-подростком. «В последний раз» — потому как в тот период перечитывала ее неоднократно. Однако послевкусие. оказывается, сохранилось на долгие годы. Бегло просмотрев предыдущие комментарии, я сразу почувствовала его: восторженное напряжение, упоение головокружительными космическими масштабами, романтика межзвездной торговли, но главное — искреннее сопереживание главному герою. Очень свободолюбивый человек по натуре, я с равной пылкостью сгорала от праведного гнева и созерцая Торби в роли униженного бесправного раба, и наблюдая за его пребыванием в спартанском, ригидном и суровом обществе Вольных Торговцев, и жаждая сорвать маску лицемерия с его новоиспеченных земных опекунов. Все это не подходило мне, все это путешествие от одних рамок к другим, от одной несвободы к другой болело мне и моему подростковому воинственному самолюбию. И финал романа не показался мне вполне счастливым, он приводил меня к неутешительному выводу: свободный человек — это одинокий человек, это только тот, кто противопоставил себя целому миру. Или готов это сделать, во всяком случае.
Может, если я перечитаю «Гражданина» сейчас, мои выводы будут иными, не знаю. Но в любом случае: это блестящее чтение для юного читателя. Это действительно тот случай, когда ты меняешься от первой страницы к последней — вместе с главным героем, который растет на горьком молоке жизненных уроков.
zmey-uj, 19 июля 2008 г.
Книга в детстве очень понравилась, да и сейчас перечитываю иногда с удовольствием. Торби, бывший несчастный раб, благодаря мудрому человеку становится свободным, получает возможность увидеть множество планет, встретиться с самыми разными людьми и в конце концов найти свою семью. И на всем пути в его голове звучит голос Папы — Баслима, который мне кажется чуть ли не самым важным героем повествования — ведь если бы не он, что стало бы с мальчиком? Именно Баслим, в первую очередь, и есть «Гражданин галактики», человек, всю жизнь отдавший борьбе за Свободу и погибший в этой борьбе. Недаром одно упоминание его имени вызывает уважение и восторг у всех, кто его знал.
Очень занимательно рассказано о жизни в далеком будущем, где существуют самые разные расы и типы общественной организации, разнообразные законы и обычаи, огромное количество необычных планет, путешествия между звездами... Единственное, что уже тогда вызвало неприязнь — заносчивость космических торговцев, этакая самоизбранность. Земное «высшее общество» все-таки понятнее. Хотя и Бабушка тоже стала авторитетом для нашего героя, и все, что он пережил в этой Семье, помогло ему еще лучше понять отвратительную сущность работорговцев и убедиться, что бороться с ними нужно беспощадно.
Торби повезло, его судьба — довольно привычная история нищего, который на самом деле принц, а вот что было бы, если бы у него не оказалось таких влиятельных родных? Поэтому хотелось побольше узнать о жизни Баслима, возможности которого были намного меньше, а сделал он столько, что не каждому по силам.
Povlastnich, 9 января 2021 г.
Замечательная книга! Мой внутренний подросток в восторге. Расскажу сначала о сюжете, потом о впечатлениях.
Мотивация Баслима раскрывается постепенно. Он – агент «Корпуса Икс», подразделения космической полиции Стража, которое борется с работорговлей, и шпионит на Саргоне, собирая сведения о местных рынках. Он знает, что с Саргона он, скорее всего, не вернётся, и под гипнозом вкладывает в подсознание мальчика свои сведения.
Баслим прав – его действительно находят и казнят, на Торби начинается облава, от которой его спасает капитан корабля Свободных Торговцев Крауса, у которого долг перед старым Баслимом, а «долги всегда надо платить». Он усыновляет Торби и тот становится частью экипажа. Торговцы – закрытое, клановое сообщество, живущее за счёт перевозок грузов, наворачивая баснословные барыши, в том числе, на торговле между врагами (Гегемония Земли Х Девять миров), между которыми нет другого сообщения.
Сначала Торби хорошо в этом мире, он получает высокий статус, семью и перспективы на будущее. Однако дьявол не спит и приходит к нему в облике доктора Мадер, женщины-антрополога (самый симпатичный мне персонаж книги), изучающей обычаи Торговцев. Она разъясняет ему, что «долги надо платить» — жизнь Торговцев сера и монотонна, в ней нет места чувствам и высшим целям, кроме наживы и благополучия клана.
Следуя предсмертной воле Баслима, капитан Крауса предлагает Торби остаться среди Торговцев навсегда, или же присоединиться к Страже, где служил Баслим, и искать своих кровных родственников. Они прощаются (чудесный, эмоциональный момент, я один раз даже всплакнул) и Торби вступает в ряды Стражи, продолжая дело отца...
...Где ему снова неуютно: армейские правила, дедовщина, издевательства со стороны старших. Но военным в конце концов удаётся отыскать кровный клан Торби. Им оказывается род Рудбеков, основателей огромной корпорации. Родственники приветствуют Торби и поначалу он счастлив – но позже выясняет, что, во-первых, Рудбеки продают суда работорговцам, во-вторых, его родители, похоже, погибли потому, что хотели лично разобраться в этом деле, и в-третьих, управляющий Уимсби и его соратник судья Брадер не торопятся делиться своим статусом и принять Торби в свои ряды, хотя он унаследовал один из решающих голосов в компании. Заодно Хайнлайн критикует корпоративный мир.
Торби отстаивает свои права и статус, чтобы оказаться в новом рабстве, на этот раз корпоративном, и ищет путь остаться самим собой, а не винтиком огромного механизма...
Красной линией по всему сюжету идут вопросы свободы и статуса, поиска своего места в группе, вопросы обязательств и мысль, что «за всё надо платить». А также – мысль, что понятие статуса присуще любому обществу, просто его получают и теряют по-разному, в зависимости от ценностей группы. «Долги надо платить», Торби открывает для себя, что любое общество налагает на него свои обязательства, и ищет путь, как остаться самим собой.
Мир стройный и логичный, сюжет развивается в хорошем темпе, как по мне, в книге нет глухих мест (да, описание того, как вояки ищут родственников Торби, довольно растянуто – но в этом можно видеть сатиру на бюрократию военной машины). Ну, и книга вдохновляет задуматься о своих ценностях, да и о мире вообще. Что всегда хорошо!
А теперь – что не понравилось.
Мораль Баслима, который в книге представлен однозначно положительным героем, ИМХО, весьма сомнительна. Да, он заботится о мальчике материально, даёт ему образование – в то же время подвергая его постоянному риску, когда тот выполняет его поручения. Он также изолирует Торби от сверстников («Гостей у них не бывало»), что позже проявляется – Торби с трудом находит общий язык с людьми, особенно с женщинами (история с Матой). Показательно, что в плане отношений он увереннее всего чувствует себя в обществе Людей (гордое самоназвание Свободных Торговцев), где они подчинены порядку, а не чувствам.
Зачем вообще заводить ребёнка, когда вся твоя жизнь – постоянная конспирация? Почему Баслим, к примеру, не ушёл с Саргона вместе с Торби, набрав достаточно сведений? ИМХО, Хайнлайн идеализирует не армию, что ему часто ставят в упрёк (как раз Стража в романе не вызывает особых симпатий), а фанатичную, большевистскую преданность абстрактному «делу», ради которого Баслим, а позже и Торби, жертвуют своей человечностью: дружбой (у Торби были друзья-сверстники, когда он был рабом – в конце книги их больше нет), доверием (кроме доктора Мадер и Леды, герои повально не доверяют друг другу), теплотой.
Итог? Работорговля процветает и дальше, Торби в ссоре со всей семьёй на Земле, одинок и завален делами. Финал книги даёт некоторый просвет, когда Торби понимает, что не справится со всем один, и находит новых друзей и поддержку в лице Леды и юриста Гарша. ИМХО, он вполне логичен, однако я согласен с коллегами, которые считают, что книга словно обрывается в середине – нет даже намёка, что будет с Торби ПОТОМ.
В общем, я однозначно рекомендую эту книгу к прочтению, она даёт очень много пищи для размышлений, её читаешь на одном дыхании, более того – Гражданин Галактики вдохновляет быть лучшим человеком. Но автор не предлагает ответов на вопросы, которые задаёт, собственно, как и в других своих книгах. В этом ГрГа, ИМХО, похож на Звёздный десант.
rusl88, 29 января 2015 г.
Это уже 5-ое произведение Хайнлайна,которое я прочитал,и явно не последнее.Книгу случайно купил на рождественской распродаже,и ни капли не пожалел об этом.
Хоть книга и подростковая и наивная,но во время ее почтения вновь почувствовал себя молодым юношей,когда только начал открывать для себя прекрасный мир Фантастики.
Историю о Торби не возможно читать без эмоций.Буквально с первых глав он стал каким то родным,будто с ним знакомы уже много лет.Он настоящий,искренний,человек с совестью и душой. Книга учит почтенному обращению с родителями,трудолюбию,радоваться тому,что у тебя есть,а также иметь мечту и цели и следовать им. А еще,хорошо учиться,всю жизнь)
Максимальная оценка!
Текстоплёт, 7 сентября 2013 г.
При прочтении вспоминались такие строки: «Я по свету немало хаживал: жил в окопах, в землянке, в тайге...».
Перед читателем раскрывается большой мир, раскинувшийся по Галактике. Чем-то это подобно циклу «Дюна» Фрэнка Херберта, например. Прошло так много лет, что колыбель человечества Земля, стала чем-то эфемерным для других людей, которые всю жизнь живут или на кочующих кораблях Торговцев, или на окраине освоенного космоса, где, вдали от более строгой центральной части, цветёт рабовладение, преступность, господство одной части общества — определенной касты — над остальными, по нисходящей. И в то же время там сформировались свои, довольно дикие с нашей точки зрения законы, которые тем не менее хорошо раскладывают общество по определенным местам. Нищий-попрошайка — это целый статус и профессия со своими правилами.
В этом мире будущего нет такого эпоса с философией, как у Херберта. Но главный герой проходит как ноже сквозь масло несколько зон жизни людей, нам показан мир от самого низа — рабской жизни — до самого верха, успешного и состоятельного предпринимателя. И тем многозначительнее, что они оказываются взаимосвязаны, так мы в очередной раз задумываемся о неизменности тёмных сторон натуры человека, которые продолжают присутствовать в сколь угодно научно-технически развитом обществе.
В конечном счёт в таком мире нашлось место всем. И были сформулированы законы, которые успешно помогают жить по определенным правилам.
Enciso, 6 апреля 2012 г.
Гейнлейн вроде как либертарианец?
Ну что ж, тогда как можно интерпретировать мессидж данного романа?
Саргон — несомненно аллюзия на Конфедерацию южных штатов. Рабство, аристократия, стремление кичиться своей независимостью. Торговцы или же «маркетеры» — явно евреи. Все эти разглагольствования про «народ», интенсивная промывка мозгов беспочвенными мифами, высокий уровень жизни, дикие для стандартного человека законы — матриархат (чего в иудаизме не наблюдается, но, видимо, Хайнлайн и не пытался нарисовать политическую карикатуру). Наконец, Гегемония — это современное общество в своем апогее. Судись — не хочу, отделяйся — не хочу. Наверное, не очень плохо, но и не особо хорошо. Человек патриархальной культуры чувствует себя в нем неудобно. Торби постоянно порывается уйти в гвардию — в «свете» ему жить неприятно, и его очень легко понять. Но долг диктует быть «своим среди чужих» — и рьяному стороннику борьбы против рабства приходится изнасиловав себя остаться главой корпорации, от которой, во многом, зависит вопрос — существовать ли рабству вообще.