FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Луна — суровая хозяйка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
2415
Моя оценка:
-

подробнее

Луна — суровая хозяйка

The Moon Is a Harsh Mistress

Другие названия: Луна жёстко стелет; Восставшая Луна; Луна — суровая госпожа

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 164
Аннотация:

Любопытнейший образец социальной фантастики «по-американски», один из наиболее известных романов как в творчестве знаменитого писателя-фантаста Роберта Хайнлайна, так и в мировой фантастике в целом — недаром он был удостоен в 1966 году премии «Хьюго». Роман необычен и по поднятой теме, и по проблематике, и по языку. А если коротко, то эта книга о восстании, поднятом жителями лунных колоний — бывшими зеками и ссыльнопоселенцами — против тиранической диктатуры Земли; иными словами — это пособие для революционеров, но только в фантастической упаковке.

Луна, в недавнем прошлом выполнявшая «благородную» функцию планеты-тюрьмы для уголовников и диссидентов с Земли, ныне превращена в сырьевой придаток праматери человечества. Законопослушные потомки каторжников пашут как проклятые под неусыпным надзором Лунной Администрации, получая сущие гроши. Но так долго продолжаться не может! Невыносимые условия существования заставляют вскипеть текущую в жилах лунарей буйную кровь, и они решают как следует проучить зажравшихся землян. На сторону бунтарей встает суперкомпьютер огромной мощности, обладающий к тому же настоящей душой и отменным чувством юмора. Имея такого союзника, можно смело объявлять Земле войну!

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Журнальная публикация — 1965-1966 гг.

• Книга посвящена Питу и Джейн Сенсенбау. Пит Сенсенбау был инженером и другом Роберта в Колорадо-Спрингс. Он и его жена Джейн устроили Хайнлайнам ужин в последний вечер Роберта и Джинни в Колорадо-Спрингс. Сын Пита и Джейн — Джо брал интервью у Хайнлайна для журнала «Инженер Колорадо». (из авторской колонки bellka8)


Входит в:

— журнал «If, December 1965», 1965 г.

— журнал «If, April 1966», 1966 г.

— журнал «If, February 1966», 1966 г.

— журнал «If, January 1966», 1966 г.

— журнал «If, March 1966», 1966 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1983 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман (роман издавался сериями в 1965-66, поэтому был допущен к номинации два года подряд)

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2010 // Переводной роман (США, 1965-1966)

Похожие произведения:

 

 


Луна жестко стелет
1993 г.
Собрание сочинений. Том 14
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 14
1994 г.
Сочинения в 3 томах. Том 1.
2000 г.
Луна - суровая хозяйка
2001 г.
Восставшая Луна
2002 г.
Луна - суровая хозяйка
2002 г.
Звездный десант
2004 г.
Луна - суровая хозяйка
2006 г.
Пасынки Вселенной
2006 г.
Пасынки Вселенной
2009 г.
Луна — суровая госпожа
2018 г.
Луна — суровая госпожа
2018 г.

Периодика:

If, December 1965
1965 г.
(английский)
If, January 1966
1966 г.
(английский)
If, February 1966
1966 г.
(английский)
If, March 1966
1966 г.
(английский)
If, April 1966
1966 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Moon Is a Harsh Mistress
1968 г.
(английский)
La Luna è una severa maestra
1994 г.
(итальянский)
The Moon Is a Harsh Mistress
1997 г.
(английский)
The Moon is a Harsh Mistress
2001 г.
(английский)
The Moon is a Harsh Mistress
2008 г.
(английский)
Mondspuren
2014 г.
(немецкий)
The Moon Is a Harsh Mistress
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень захватывающая и «затягивающая» книга. Написана динамично, не растянуто. Три персонажа — Ман, Проф и Майк прописаны очень хорошо: ими проникаешься, сопереживаешь. Остальные, в.т. числе Вайоминг, ИМХО, являются чисто служебными, что, в принципе и нормально. На своё время этот роман — бомба; в наше время — несомненный шедевр НФ, проверенный временем. Некоторые моменты сегодня выглядят забавно (катапульты, баржи), но книга от этого не проигрывает абсолютно. Произведение наделено достаточно глубоким смыслом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Майк в начале книги по своему психическому восприятию мира — ребёнок, который, естественно, время от времени позволяет себе шалости. И вот он, благодаря своим друзьям, включается во взрослую игру: революция, политические интриги, военные действия, обесцененные человеческие жизни, блеф, манипулирование. Всё это до поры до времени круто, но каковы последствия? По всей видимости, морально повзрослев, Майк осознал всю ответственность, и принял для себя самостоятельное, взрослое решение.

Чрезвычайно нтересна роль Профа во всём этом.

Рекомендую!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если 50-е были «золотым» периодом творчества американского писателя-фантаста Роберта Хайнлайна, то 60-е со всей уверенностью можно назвать его «серебряным» веком. Хайнлайн написал в эти годы не так много классных вещей, но количество здесь окупилось качеством. И один из шестидесятнических шедевров мастера – знаменитый роман «Луна – суровая хозяйка», написанный в 1966 году. Другие названия: «Луна жестко стелет», «Восставшая Луна».

Сменив романтическую патетику космических путешествий для юношества на более приземленные и взрослые сюжеты о будущем, на этот раз Хайнлайн решил посвятить роман жизни Лунной колонии во второй половине XXI столетия. По мысли фантаста, к этому времени на Луне была основана система колоний, куда ссылались осужденные за политические преступления земляне. Без права возврата. И без физической возможности, ведь длительное пребывание в условиях низкой лунной гравитации необратимо сказывалось на их организме. Луна – добывающая колония, из которой Земля высасывает ресурсы и, прежде всего, воду, без равноценного обмена, что фактически ставит лунных жителей на грань вымирания.

Но когда метрополию заботили интересы колоний? Колония нужна лишь для снабжения центра, так было всегда и ситуация, описанная Хайнлайном, не стала исключением. При этом жители колоний – это осужденные работники, отребье, white trash, а за людей они не считаются. То есть фантаст сразу сделал заявку на социальный аспект истории.

Что касается сюжета, речь в повествовании пойдет в основном о подготовке Лунной революции с характерными атрибутами: явки, пароли, конспирация, ячейки, тактика, захват стратегически важных пунктов.

Напрашивается очевидная параллель: Лунная колония Хайнлайна третей четверти XXI века – это американские колонии Великобритании 1770-х годов. Или Россия в октябре 1917 года. Можно приводить множество исторических примеров, но суть останется одна – Хайнлайн написал очень красочное, ироничное, увлекательное практическое пособие для начинающего революционера. В подробностях описаны все организационные и технические моменты. Причем автор философски обосновывает позицию лунных жителей, в которых мы видим живых, пусть своенравных, но добрых людей. И размышления писателя на тему отношений колоний и метрополий справедливы. Если человек отправлен в ссылку за преступление, он продолжает оставаться человеком, но многие об этом забывают, поспешив заклеймить таких людей как отбросы.

По факту получается, что человечество раскололось на две части – представителей материнского мира и жителей форпоста. И почему-то одни считают себя лучше других. Но Хайнлайн с присущей ему оригинальностью доказывает, что это не так. Роман «Луна – суровая хозяйка» читается с неподдельным удовольствием. В первую очередь, за счет первоклассного авторского юмора, увлекательного сюжета и ярких запоминающихся персонажей, типичных хайнлайновских героев. Не забыл автор и о технических экскурсах и находках – некоторые оборонные приемы колонистов по-настоящему удивляют. Ну и как всегда, текст несет в себе зерно философских размышлений Хайнлайна о природе насилия, общественном устройстве и власти. Несмотря на серьезность поднимаемых тем, «Луна» до безобразия оптимистична, наверно потому, что сами лунари обладают позитивным мировоззрением. Можно рекомендовать всем категориям читателей.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гораздо более поздние фантастические романы других писателей устаревают, становятся архаичными значительно раньше, чем этот написанный более полувека назад. Ну конечно, не всё автор угадал и предсказал, но научная сторона здесь и не является главной. Главное, на мой взгляд, здесь атмосфера, язык, герои. А уж этого хватает с избытком. Ну и конечно перевод. Для этого романа он особенно важен. Я читал в версии «Луна жёстко стелет». Наверное это сейчас лучший перевод (если судить по отзывам), но на мой вкус «стелет не достаточно жестко», скорее на «4».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в переводе «Луна — жёстко стелет», там ещё была отличная статья-предисловие А. Балабухи о лекции, прочитанной Львом Гумилевым по истории Франции на блатном жаргоне. Жаргон в книге Хайнлайна — непременная вещь, поскольку Луна в его версии будущего — место ссылки и наказания. Там только преступники, в том числе политические, их потомки, войска ООН и местные «казачки».

Но поскольку это всё-таки будущее, управляет этой системой искусственный интеллект, обозванный Майклом — по сокращению -аббревиатуре. И вот в этом Майкле пробудился разум, а местный программер сие обнаружил...

Вот так и началась можно сказать, новая фаза Луны.

Рекомендую. Четко, с иронией, логично и отличные идеи о будущем мироустройстве и развитии общества.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, очень сильный роман Хайнлайна. Я бы сказал лучший.

Но — важен перевод! Вначале мне повезло прочитать (взять книгу у приятеля) хороший перевод. Получил невероятное удовольствие! Купил в магазине не обратив внимание на перевод. А зря! Некоторые версии перевода читать просто невозможно. Наверное, отрицательные отзывы тут основаны на плохих переводах.

Ищите тот перевод, где «зафитилить булыганом«!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я довольно нейтрально отношусь к творчеству Роберта Хайнлайна, хотя отдельные его романы настоящие шедевры. Но… Многое устарело, многое излишне политизировано. Читал из данного автора я далеко не все.

А тут как-то в настроении «чего-я-тут-еще-не-читал-а-то-давно-не-покупал-книжек-и-читать-нечего», шарил глазами по полкам и наткнулся на роман «Луна – суровая хозяйка» (по другому переводили как «Луна жестко стелет»).

Роман так себе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вторая половина XXI века, на Луне, которая является как бы тюрьмой или концлагерем для преступников, зреет восстание селенитов против власти администрации, выполняющей волю хозяев с Земли. Восставшим помогает разумный суперкомпьютер, без которого бы ничего не получилось.

И вот тут — самое для меня интересное. Компьютер в романе зовут Майком (сокращение от Майкрофт Холмс, которым он себя считает); имя он себе выбрал сам, начитавшись рассказов о Холмсе; компьютерный пароль – «Шерлок»; сам он пользуется псевдонимом «Борк»; высказывания и поступки очеловечившегося компа полны параллелей с книгами Дойла… И так далее, рассказывать до конца не буду.

Для меня такой своеобразный вклад в Шерлокиану фантаста-милитариста (как ругались на него коллеги по цеху) был полной неожиданностью.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано вроде неплохо, но содержание романа — какая-то чушь. У людей буквально под боком без пяти минут технологическая сингулярность, а они несут какую-то околесицу о том кто с кем и когда спал и этично ли женщине принимать дорогостоящие подарки от мужчины, с которым у неё не было интимной связи. Я конечно прошу прощения — где я, а где Хайнлайн — но что это за махровый бред? Это научная фантастика или Хэмингуэй в космосе?

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлеры!

Луна — суровая хозяйка, к сожалению безвозмездно устаревшая вещь во всех разноплановых аспектах. И дело тут не в цифире, к 1966 году вышло уже немало разно жанровой литературы подобной тематики, под тем или иным углом. Приключения незадачливого бурильщика ничего, кроме недоумения и твёрдого убеждения в милитаристских наклонностях автора, не вызвали, даром ли кадровый офицер!

Сюжетно пересказывать смысла особого не вижу, так как произведение давно причислено к сонму лучших у Хайнлайна, и всё таки порой поражает стремление некоторых индивидов, всё взять и перевернуть с ног на голову.

Начнём с того, что само утопическое лунное общество, никем кроме коменданта и его сподвижников не охраняющееся (не считая Земельных кураторов — землеедов!, разумеется), вызывает лишь нездоровый скептицизм; на Луне нет паспортов, на Луне толком не обозначена медицина, весь так называемый фантастический антураж создан лишь для галочки, дабы произведение попало в то русло, в котором автор признан. Компьютер, и тот неподвластен администрации. Социальная фантастика? Тоже мимо. Аполитичный бурильщик знакомый лишь с компьютерным железом, вмиг перевоплощается в движущий локомотив революции и за короткое время добивается того, над чем порой более светлые головы бьются всю жизнь. Сказка чистейшей формации, и ладно бы поучительная..

Не уверен, но возможно автор специально выписывал образ бунтаря по неволе, запомнился эпизод: при первом признаке опасности, когда оказалось что «камешки» с Луны нанесли колоссальный вред Земле и погибли люди, наш Манни решает подать в отставку, и требует чтобы ему дали выспаться, хороший министр обороны, вы хотите себе такого политика, который будет стоять на страже ваших границ, дорогие друзья? Всё у Манни складывается как надо: подслушать разговоры на Земле — Майк (про этот агрегат ниже), к бою! Деньги на партию? Делов то, откроем подставную компанию занимающуюся нелегальными аферами. Сам Манни тот ещё жулик и вор — таскает лёд без ведома администрации на потеху многочисленной семье, это не мы родились — это нас партия родила! В общем, без слёз это читать сейчас уже невозможно. Стиль не то чтобы легковесный, в нём даже здравого намёка на некую логичность действий и поступков не прослеживается, единственное светлое пятно — профессор, но и то, что он скажет известно наперёд. Описательная часть — отсутствует, большая часть чтива состоит из коротких разговоров между «сопартийцами», и многозначительными псевдофилософскими рассуждениями новоявленного вождя, смех да и только.

Компьютер. Что (или кто), послужил автору для прообраза Майка остаётся лишь гадать. Ведь сам факт, что такой многопроцессорный комп, достался несчастным узникам и подлежит управлению только лишь одному лунарю вызывает здоровое недоумение, ну или просто автор не стал заморачиваться. Он вообще, судя по всему особо не утруждал себя логическими стыковками, слишком уж складно всё вышло. Армия ничего не может сделать, полиция бессильна, а бурильщик тут же находит с железкой «общий» язык, красота. Прошёлся Хайнлайн и по неким религиозным темам, что же до устройства быта лунных жителей и их социальной значимости, то никакого трепета это не возымело, все эти многоуровневые браки и межполовые отношения вызывали лишь улыбку.

Немного о главном герое.

Не припомню, чтобы ГГ вызывал такое отвращение как вот этот вот новоявленный вождь. Все перед ним скачут и прыгают словно перед мессией, его соратники ничуть не лучше. Продолжить бомбить Землю! вторят ему. Гибнут люди на Земле, а им всё равно, на Луну высадились десантники — им всё равно, все земные вояки перебиты голыми руками, как, спросите вы — потому что лунари сражались (а куда деваться?), докладывает нам вождь! Ну и разумеется, гравитация немножко помогла, честное слово, автору не стыдно было всё это сочинять? Вполне вероятно, подобным стёбом обыгрывались (а точнее высмеивались) какие-то тогдашние внешние вмешательства, скорее всего так и было, и тем не менее, в художественном произведении видеть подобные перлы доводится нечасто.

И последняя ремарка: в конце произведения, наш друг чувствует неуверенность в себе и боится выступить перед согражданами, он возлагает эту священную ношу на комп, ведь тому не составит труда подделать голос вождя; такому революционеру должно быть стыдно за свои деяния! По сути, если подходить в рамках жёсткого формализма, у нас есть обычная шайка из средней прослойки не наигравшаяся в шпионов, которая угробила сотни людей, разрушила инфраструктуру во имя мифической свободы и не понесла за это никакого наказания. И вполне может статься, что поняв все последствия своих разрушительных действий, Майк осознал всю бесчеловечность незаконной смены любого строя, ведь бурильщик его попросту обманул! Умер Майк, или ушёл в глубокое подполье, мы уже никогда не узнаем, и слава богу.

Читать самым большим поклонникам автора, либо тем, кто не наигрался в социализм. Что же до остальных, тщательно подумайте, цените своё время..

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не согласен с теми, кто считает революцию 100%-м злом. Как писал Г. Гаррисон, 2/3 правительств пришли к власти путём революции. Да те же США в своё время вели войну за независимость от колониальной Европы! Интересна личность профессора. По моему глубокому убеждению, проф — прообраз Джубала Харшоу из «Чужака», принесшего звание Грандмастера Хайнлайну.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет, не понравилась мне эта вещь. Написано конечно хорошо, сюжет слаженный, читается с интересом, но не понравилось.

Не люблю революционеров. Это люди которые считают себя умнее других, и ради того, что они считают важным идут на все — разжигание вражды, ложь, убийства, войну. Но и оправдание революции даже в этой книжке — вот главные герои решили (пусть и вместе с очень умным и всеведущим компьютером)что грозит голод, и вообще, их угнетают, поэтому решили устроить революцию. Очень интересно выглядит угнетение — контроля паспортного нет, голода нет, доступ к информации есть, даже какого-нибудь комендантского часа и то нет, ни языковой, ни расовой тебе дискриминации.

Дальше устроили революцию, убили людей,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бомбили Землю
, уничтожили еще больше людей, даже не пожалели (подумаешь землееды), создали свою власть на ровном месте и написали себе законы. Вот тут тоже вопрос — на/в Луне очень серьезный криминалитет, и богачи разные есть, а нет уважаемых людей, у которых все деньги и влияние, и эти люди даже в правительство не попали, и никак не влияют на ситуацию? Хм... Да еще интересно, как вся эта анархия и безвластие не привело — ни к нарушению поставок продовольствия, ни к сбою электричества и воздуха. Все такие сознательные, четко работают?

Слишком все это легковесно.

Но, конец понравился, в котором главный герой задумался, что революция не меняет человеческую природу. Так стоит ли это все таких жертв?

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История становления независимости Луны от Земли глазами работяги. Отлично написанный текст (и переведенный — читал в переводе Щербакова — большая заслуга переводчика). Хотя основная линия — социально-политическая, но мне была интересна и линия искусственного интеллекта. Хорошо даны типажи революционеров, при том же что типическое в персонажах не утрируется, а органически сопрягается с индивидуальными чертами. Одним словом, золотой фонд.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений Хайнлайна, на мой взгляд. Здесь есть все составляющие отличной книги:

- «живые» герои, за которых действительно переживаешь, есть даже живой компьютер со своим характером!;

- закрученный сюжет, который держит в напряжении до конца;

- нетривиальные «декорации» в виде революции и борьбы за независимость Луны

- политические, социальные и философские рассуждения.

Не буду обсуждать революционную тематику и идеи, которые через нее явил на свет автор — это дело вкуса. Лично мне что-то близко, а что-то нет. Но в целом очень занимательно. Что касается устаревших технологий, про которые тут многие пишут — ну так в 66 году роман написали, братцы, что ж вы хотите)) Фишка книги отнюдь не в технологиях, а в вышеперечисленных пунктах.

В общем, роман очень достойный — нетривиальный, живой, захватывающий, дающий пищу для размышлений. Настоятельно рекомендую к прочтению!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Был несколько удивлён поднятой в книге темой революции — думал, что Хайнлайн больше любит порядок и дисциплину. Впрочем, в большей степени тут скрывается параллель с историей колонизации Америки и её борьбой за свою независимость.

Только очень уж сказочно и гладко складывается вся деятельность у лунных заговорщиков, что несколько смазывает впечатления от раскрытия этой темы. И ладно бы автор ограничился тем, что без особых жертв и препятствий герои двигаются к цели, — независимости Луны — так ведь он им дал жирный козырь в виде суперкомпьютера, контролирующего многие важные системы Луны!..

Вместе с тем в романе интересно раскрывается политическая кухня: хорошо показано, какие манипуляции всяких комитетов и политиков скрыты от глаз публики, которой подсказывается сверху нужное поведение. Так что пусть технические элементы описания в романе устарели, социальные вопросы свою актуальность сохраняют.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эй Stilyga а ну-ка скорее вступай в наш революционный фронт союза свободной луны!

Вместе мы будем бороться за общее лунарское дело и может быть даже наш лидер, сам Адам Селен пожмет твою руку!

Ты сможешь услышать самые гомерические шутки нашего Майкрофта ,от которых впадет в истерика даже компьютер.

Наш проф сделает из тебя доку во всех вопросах политики,войны и экономики.

Скорее переделывай свой бур в винтовку и бегом в нашу партию,вместе мы сила!

Сбросим путы тирании проклятой Теры,долой смотрителя,луна должна быть свободной!

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В связи с новостью о готовящимся переизданием (в планах пока что, даже обложку не подготовили) да с годовщиной революции (так уж совпало) я решила засесть за суровую Луну.

Отмечу сразу, что переводов у романа несколько и подач содержимого романа — соответственно тоже. The Moon Is a Harsh Mistress для меня лично «Луна — суровая хозяйка» поскольку, хоть у mistress огромная вариативность значений и собственно «хозяйка» в них не значится, но ничто другое (т.е. владычица, учительница, любовница, госпожа и т.д.) не охватывает той полноты наполнения смысла и применимости к тексту, которые есть у «хозяйки».

Так что вам выбирать, что читать: Щербаков — это жаргон жаргоном погоняет, а Н.П. Штуцер, В.П. Ковалевский — попытка причесать текст под академический, но как по мне вкус у текста пропадает.

З. Насонову не читала.

Вернемся к сюжету: некий аполитичный Манюэль — вольный поселенец в силу рождения на Луне (а не ссыльный) вдруг обнаруживает суперкомпьютер, самоосознавший себя как личность и продолжающий самообучаться (благо доступы к инфо-базам имеются), между ним и Майком (суперкомьютером) завязываются дружба и доверие, а потом Манюэль встречает Вайоминг — социал-агитаторшу из Нью-Гон-Конга — и ввязывается в кипиш по имени «Революция» (по всем подсчетам моим именно потому, что она женщина, а в демографии лунной перекос), да еще и профессор Мир его на это подначивает. И вот эта четверка начинает баламутить воду...

Роман в очень многом устарел технически, а в плане организации социума и тем паче морали — никогда и не был готов.

Приведу примеры:

Вайоминг родила ребенка-инвалида и его пришлось уничтожить (собственно о гибели ребенка Вай не переживает, это норма такая на Луне, стелющей жестко), после чего она стала... суррогатной матерью(!) — для тех, кто по деньгам может себе позволить — и выносила 8 здоровых детей. Вот где фантастика начинается. Дела сии мы наблюдаем в 2075 году (уже как более ста лет существует узи) и от романа, вышедшего в печать в 1966 в юсэ я ожидаю этой технологии, используемой врачами этой же страны с 1963 года. «У нас нет медицины» — говорят персонажи этого романа — «я хожу к шаману, который отложил книги в сторону, и доверяю ему».

А я отвечаю им: «НЕ ВЕРЮ». Не верю, что за столько времени не нашлось врачей, которые совершили бы преступления, и не были высланы в тюремную колонию по имени Луна, не верю, что богатые и обеспеченные не закупили бы на Луну оборудование, чтобы получать не кота в мешке на выходе, вбухивая деньги в женщину, уже рожавшую некондицию по меркам Луны. Более того, автор попросту не шарит в правилах суррогатного материнства: в суррогатые матери берут только женщин, родивших 2(!) здоровых детей и обладающих отменным здоровьем + маткой с выстилкой нежнее кожицы персика. Даже шрам, оставшийся от прежних родов, основание для отбраковки. А уж тем паче Вай заявляет, что свои фаллопиевы трубы она перевязала. Как в таких условиях можно выносить ребенка, когда у тебя свой гормональный фон, у зародыша — свой — ума не приложу. Да такую подсадку просто выкинет и всё. А гинекологи на Луне есть: а как иначе Вай сначала перевязала трубы, а потом развязала? Это не шнурки вам.

Технологи и прям старые на Луне. 2075 год.

Компьютеры проводные.

Шлюзы ручные.

Телефоны и те с проводами.

Газеты на бумажных носителях.

Еще один грех у автора — это молоденькие девушки (подросткового возраста), которые по сюжету берутся в оборот. Если во «Двери в Лето» гг уговаривает на брак свою молоденькую племянницу, то на Луне тоже есть «нот э герл, бат нот э вумэн», которая оказавшись в семье Манюэля, «быстро выходит на орбиту». Ребенок еще толком писать в свои 15 лет не умеет, но станок на нижнем этаже уже на ходу. И это у автора — норма. При том, что молодость лунян гораздо дольше вследствие пониженной гравитации, практика половозрелости начинается рано. И это тревожный посыл.

Есть логические моменты, которые по логике вещей провальны. У лунян нет паспортов. Нет регистрационной системы. Сорри нот сорри, но в современном еще Хайнлайну мире такое было невозможно. А уж представить такую дичь и блажь сейчас... Разве что в племенных сообществах, где всё племя на виду. Но на минуточку на Луне заявлено 3 миллиона человек. 3 000000 человек.

Вот где автор блестящ — так это в объяснении форм семей и браков лунян. Все эти цепочки, кодлы, временные браки и прочее. Они объективны и строятся на базисе экономики. Вам аморально? Утритесь и не живите на Луне. Я ж утерлась подростковыми беременностями.

Еще один забавный момент — различное отношение к женщине на Земле и на Луне. Поскольку на Земле население миллиардное и женщин много, один из персонажей берет медсестру за филей без её на то согласия, а та только и улыбается. Подобное на Луне себе никто бы не позволил, а то «как набегут неженатики выбросят тебя в шлюз». Сразу видно, что роман писался в 60-х годах, когда мужчина — венец творения, а женщины при всех достижениях демократии в юсэй и юкэй переживали неовикторианство. До уголовной ответственности за харрасмент было еще плыть и плыть. А на Луне приплыли уже. Жизнь заставила. Хотя с чего это мужчины не выстроили иной строй, подобно «Умирающему свету», непонятно.

Что действительно отвратно — это показ, как планомерно расшатать общественный строй. Как довести до точки кипения людей, вытравить их на баррикады, особо когда оно им в гробу видалось. Вся революция, совершаемая Майком ради хохмы(!, ну пытается компьютер понять, что такое смешно, что одноразово смешно, а что не смешно ни разу) и потому что «друзья» попросили принять в этом участие — поток кипящего говна. И этим людям (+ компьютеру с поступками психопата) не сопереживаешь. Они жили в условиях отсутствия налогов и паспортной системы и вся эта срань была задумана и совершена ради того, чтобы самим встать у руля экономической системы, а железяка просто от одиночества вписался. Да какое там! Кто действительно провернул всё это — там и не оказались. Более того, распространяя дезинформацию про руководство Луны о совершаемых ими преступлениях — горстка эта сама преступна. Манюэль и вся его семья на постоянной основе крадёт ресурсы — воздух, воду, электричество. И таких семей на Луне много больше, чем одна. Сорвано выступление социал-агитаторов, есть жертвы с обеих сторон. Требуют ли для товарищей справедливого суда эти социалисты и анархисты? Нет, они отправляют тела погибших кучкой на удобрения и скрывают следы произошедшего.

Сам по себе роман — романтизация преступности, когда о преступности автор то ли знает мало, то ли не понимает от слова совсем, то ли играет с читателем в софистику. А самый смех — это печаль Мануэля по прежним временам, которая то и дело скользит в его рассказе, ведь раньше и «ребенка в семью взять было, что котенка», и налогов не было, и вообще «небо было голубее»...

Более достоверен автор в технологиях транспортировки на Луну и с неё.

Вывод: революция — та змея, что сама себе голову откусывает.

«Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его»

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх