fantlab ru

Пауло Коэльо «Алхимик»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.53
Оценок:
2842
Моя оценка:
-

подробнее

Алхимик

O Alquimista

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 177
Аннотация:

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха, еще меньше похож он на «Маленького принца» Экзюпери, но почему-то трудно не вспомнить эти сказки-притчи, когда хочешь сказать что-то об «Алхимике». Это притча именно для нашего времени, и не зря «Алхимик» — любимая книга сильных мира сего и простых людей в 117 странах мира.

«Добиться воплощения своей судьбы — это единственная подлинная обязанность человека...

Все люди, пока они еще молоды, знают свою судьбу... Но с течением времени таинственная сила принимается их убеждать в том, что добиться воплощения их судьбы невозможно.

Сила эта кажется недоброжелательной, но в действительности она указывает человеку на то, как воплотить свою судьбу. Она готовит к этому его дух и его волю. На этой планете существует одна великая истина: когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле».

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Гринцане-Кавур / Premio Grinzane Cavour, 1996 // Зарубежная проза (Бразилия)

лауреат
Премия Флаяно / Premio Flaiano, 1996 // Проза (Бразилия)

лауреат
Международная книжная премия "Корина" / Die Corine – Internationaler Buchpreis, 2002 // Художественная литература (Бразилия)

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Похожие произведения:

 

 


Алхимик
1997 г.
Алхимик
1998 г.
Алхимик
2001 г.
Алхимик
2003 г.
Алхимик
2004 г.
Алхимик
2004 г.
Алхимик
2005 г.
Алхимик
2007 г.
Алхимик
2007 г.
Алхимик
2008 г.
Алхимик
2008 г.
Алхимик
2008 г.
Алхимик
2009 г.
Алхимик
2009 г.
Алхимик
2011 г.
Алхимик
2012 г.
Алхимик
2012 г.
Алхимик
2014 г.
Алхимик
2014 г.
Алхимик
2015 г.
Алхимик
2015 г.
Алхимик
2017 г.
Алхимик
2019 г.
Алхимик
2019 г.
Алхимик
2020 г.
Алхимик
2021 г.
Алхимик
2022 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Алхимик
2003 г.
Алхимик (аудиокнига на 4 кассетах)
2003 г.
Алхимик
2006 г.
Алхимик
2006 г.
Алхимик
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Алхімік
2005 г.
(украинский)
L'Alchimiste
2007 г.
(французский)
Алхімік
2013 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  74  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коэльо — действительно, гениальный писатель. Да, да, да, с этого момента прошу себя считать членом его официального фэн-клуба. Взяв историю, настолько простую по своему идейному содержанию, что ее так и подмывает сравнить со сказками про Емелю или ивана-дурака, он тем не менее умудрился наполнить ее огромным количеством иллюзорных ссылок, намеков, полунамеков, полуполунамеков, и полуполуполуполу..... (ну в общем, Вы поняли) на наличие в этом какой-то идеи и Глубочайшего Философского Смысла (причем, именно с Большой Буквы, чтобы читатель его невзначай не пропустил). Прием действительно гениален: сюжет о поисках Чего-То- Большего, ведомых Пастухом настолько незамысловат, что практически, любой читатель сможет, в различной степени самоидентифицировать себя с главным героем (кто-то будет, в этот момент думать о любви, кто-то — о поисках смысла жизни, а кто-то — о приобретении столика с росписью «инь» и «янь» в свой личный кондоминиум, но это уже неважно). Главное для автора — не разубеждать читателя в этих аллюзиях и до самого финала напускать максимальное количество тумана, вроде Великой Пустыни, образ которой в романе мне напомнил пример медитации из йоги: «Я- пустыня, я-огромная пустыня, я спокоен и настроен на философский лад, мои ценности вечны и непостижимы....и т.д. И за всем этим убаюкивающим, псевдофилософским миражом, читатель не замечает, как переворачивает последнюю страницу. И вот здесь начинается самое главное достоинство творчества Коэльо: его книга настолько расплывчата и эфимерна, наполнена таким количеством тумана и мастерски пущенной в глаза пыли, что подобна зеркалу, в котором каждый читатель сможет увидеть ровно то, что он захочет. Хотите увидеть постижение Высшей Истины — увидите, хотите антагонизм Добра со Злом — пожалуйста, все, что изволите, вплоть до пророчества победы «Зенита» в «Кубке чемпионов»..... Плацебо от мира литературы, книга-обманка, литературная мистификация, в которой можно отыскать все, не увидев ничего.

Сравнение с Кастанедой, так обожаемые поклонниками Коэльо здесь неуместны: в отличие, от книг последнего, представляющих собой действительно новационные эзотерические учения, у Коэльо все сводится к общеизвестному набору расхожих и банальных образов, вроде «души мира», непостижимой пустыни и т.д. На сопоставление его творчества с Маркесом, Коэльо тоже совершенно не тянет: для того, чтобы это сравнение было хоть сколь-нибудь уместным, его литературный стиль и язык слишком отдают школьным сочинением на тему «Как я провел лето». Если полностью очистить его роман от всей псевдофилософской шелухи, то на свет Божий вылезет лишь полнейшая простота которая при внимательном рассмотрении оказывается значительно хуже воровства и достойная лишь сомнительной чести, быть трижды выкрикнутой хором на очередном собрании непотопляемого «Эмвэя» — «Все в твоих руках, будущий бриллиант!». Кстати, книгу Коэльо мне подарил, как раз послушник из рядов данной компании, что еще раз доказывает близость автора вовсе не к постижению Истине и эзотерике, а к примитивному сетевому маркетингу.

Гениальный расчет на самовнушаемость масс дает нешуточный результат: толпы домохозяек, путем постижения «Алхимика» встают на путь Духовного Просвещения (который, с высоким процентом вероятности закончится в школе экстрасенсов, кружке хиромантов- практиков или в ближайшей Церкви «свидетелей Иеговых», где используются похожие методы «духовного познания»), а Автор с циничной улыбочкой, подсчитывает полученный барыш. Ведь согласно его Духовному и Философскому Учению, деньги не пахнут.:wink:

Оценка: 2
– [  52  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коэльо по праву заслуживает не только титула «пророк для домохозяек», но также и почетного звания «гуру для менеджеров среднего звена». Ибо если отвлечься от внешней красивости и философообразности текста, то ощущение, что читаешь художественный аналог книжки какой-нибудь Натальи Правдиной на тему «Как стать духовным и заработать кучу денег», абсолютное. Лейтмотив «Алхимика» — «Вся Вселенная поможет, стоит только захотеть» (думаю, излишне говорить, что никакие моральные ограничения на желания даже не упоминаются) — и вовсе дословно совпадает с «идеями» оккультно-эзотерической макулатуры, которой забит целый отдел в любом магазине «Топ-Книги».

Что касается сюжета, то мне сразу бросилось в глаза, что каждый виток странствий главгероя отмечен удачными финансовыми операциями — то овец выгодно продал, то предпринимательскую хватку проявил, то премию за удачное предсказание получил... :) Положим, автору эти эпизоды нужны были для того, чтобы герой мог продолжать путешествие к сокровищу — но представьте себе мое изумление, когда и самое сокровище, конечная цель всех устремлений, оказалось, вопреки законам жанра, не любовью, не постижением истины, не самопознанием (это всего лишь сопутствующие обстоятельства сюжета), а всего-навсего старинным кладом! :lol: Ну стоило ли так суетиться, чесслово... :) Хотя какого-нибудь абстрактного менеджера, который день-деньской просиживает в офисе, всем недоволен, но в то же время не решается поменять хотя бы работу, книжка вроде «Алхимика», наверное, должна сильно цеплять. Ведь «Стоит только захотеть...» — а если все же Вселенная и не думает помочь сменить старую «тойоту» на новый «мерседес», стало быть, хотел недостаточно сильно. Беспроигрышная логика, гуру всегда прав. :)

К слову говоря, с точки зрения христианской аскетики историю Сантьяго можно рассматривать как историю человека, впавшего в глубочайшую духовную прелесть. Безоговорочная вера в сны и знаки — это раз. Непосредственный контакт с бесами (Мелхиседек, Алхимик) — два. Неуклонно возрастающее ощущение собственной крутости и избранности — три. И окончательный диагноз, сформулированный словами самого автора — «Юноша погрузился в Душу Мира, и увидел, что она — лишь часть Души Бога, а Душа Бога — его собственная душа. И он способен творить чудеса».

Добавим сюда ложно истолкованное евангельское изречение «Где будут сокровища твои, там будет и сердце твое», и выйдет, что самый главный символ этой напичканной символами книги — разрушенная церковь, где иногда останавливаются на ночлег пастухи со своими овцами. :(

Оценка: 2
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга для тех, кто в детстве мало читал, кому с малых лет не объяснили прописных истин. Я читал и думал : «Неужели это кому-то интересно и чему-то учит?». Ничего нового для себя в произведении не увидел.

Оценка: 2
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, я бы поставил выше оценочку... Чесное слово! Если бы не... Если бы не столь высокие отзывы профессиональных критиков и сногсшибательная реклама на тему: «Эпохальное произведение!», «Любимая книга сильных мира сего и простых людей!» и т.д. и т.п. Всяких сказочек о путешествиях на тему смысла бытия с философским отягощением масса. Они дажи у мастера ужастиков Лавкрафта есть (Цикл о поисках Каданта). При том написанных более сочным языком и с более нестандартным сюжетом. Но никто не называет их книгами «всех времён и народов». И правильно делают.

А тут что мы видим: тривиальный литературный клубок, утыканный иголочками идей и цитат из Библии, Корана, философии. Иголочки, конечно, мудрые. И всем нам не мешает их тоже потыкать себе в сознание и подумать о смысле бытия, о добре, о самореализации. Но на эпохальную книгу не тянет никак!

В очередной раз поражаюсь тому, во что может превратить реклама откровенно простое произведение, передаю привет пиар-менеджерам и ставлю 1. Нет не автору. А критикам и рекламщикам.

Оценка: 1
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас будет плохой отзыв.

Начну с того, что книга — УГ (прошу прощения за мой французский)

Далее... Коэльо — умелый компилятор. Если бы он ещё хоть капельку умел делать произведение стильным... Была бы «5», честно.

Когда тебя кормят банальными истинами Толкиен, Льюис, Хайнлайн, Экзюпери и т.д. — открываешь рот и истеришь, как вечно голодный птенец: «Ещё!!! Ещё!!!»

Но банальность от бездаря это уже слабительное. Даже в свои 15 я листал это и диву давался... Почему это — культовая вещь? Почему?

Оценка: 3
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, как помню мне рекламировали эту вещь, когда я еще учился в школе. Говорили, что мол она возможно для более зрелого возраста, что я может еще не дорос. Когда я ее все же прочел, то на меня снизошло озарение… что я на самом деле перерос этот неумелый пересказ прописных истин, нанизанных на типовой сюжет. Причем давно, эдак еще в начальной школе. Ну, у меня уже тогда были книги вроде детской Библии. А сия вещь оказалась громкой рекламной хлопушкой. Пустой, но эффективной, хвала маркетолагам (ведь ее переиздают до сих пор). И даже не эффектной, без разноцветного конфети, ведь язык автора довольно неказист. Чтобы эта книга впечатлила и принесла что-то новое в зрелом возрасте, видимо, нужно очень жестко игнорировать всю мировую литературу во всех ее проявлениях. А может, и саму жизнь в некоторых ее проявлениях.

Оценка: 2
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Друзья мои , ну это же деградация. Так книги не пишутся. Избитые истины в такой примитивной , пустой , скучной и неинтересной форме не подаются.Почитайте уж лучше Борхеса, раз уж Коэльо его своим учителем считал. Но тут явно «ученику» (типа , типа) до великого мэтра магического реализма как до ...а вы ,впрочем и так знаете , что не близко))

Оценка: 1
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

МОгу сделать скидку на свой невеликий возраст — но кинга откровенно не вдохновила. Увы, мне Коэльо попался уже после того, как место в сумке протерли томики мастеров южноамериканской прозы, и что же я вижу... Возьмите манеру письма Маркеса, ненарочитость сюжета Кортасара, щепотку менторского тона Борхеса и побольше эзотерики в духе Кастанеды и ТАДАМ! у нас «Алхимик». Книга ни о чем — обман, пустышка, фальсификация и не философское откровение вовсе! Сплошной туман и пыль в глаза, намеки в пятой степени, давно утратившие смысл, в которых при большой нужде можно отыскать хоть десять заповедей. Автор водит читателя за нос, и перворачивая последнюю страницу выставляет к нашему носу большой такой кукиш. Вы ждали Откровения? Ярких описаний? Хоть одной интересной мысли — ан нет, сидите и думайте, то ли вы не доросли до такой литературы, то ли она не дросла до вас.

Вообще считаю Коэльо посредственным автором, как в ранге общемировой так и южноамериканской литературы в частности. Конечно, за него говорят тиражи и рейтинги, но разве Стефани (прости Господи) Майер читают не больше, а уж это не литература вообще.

Книга оставляет неприятный осадок зря потраченного времени и сил.

Оценка: 5
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Милая такая success story. Герой стартует пастухом-оборванцем, к вечеру первого дня книги теряет даже овец и деньги, а к финалу приходит магом 80-го уровня, богачом и завидным женихом. Причем добивается этого исключительно интеллектуально-духовной деятельностью. (Прямо-таки источник вдохновения для гуманитария: продолжай в том же духе, авось на тебя внезапно свалится озарение.)

При этом, никто Сантьяго премудростям не учит. Методы «обучения» у Алхимика находятся на уровне «выкинуть за борт: либо выплывет, либо потонет». Каким-то образом мальчик постигает всё сам. Опыт научил? Но опыт — это путь проб и ошибок, а Сантьяго, применяя свои способности, НИ РАЗУ не ошибается! Такое впечатление, что все необходимые знания и способности в нем есть с самого начала, просто не работают, пока жареный петух не клюнет. Зато попав в плен или будучи обворован он тут же легко выкручивается с помощью прокачанной интуиции. В реальной пустыне даже из такого премудрого мальчика сделали бы хачапури уже через несколько дней.

С другой стороны, не может не радовать, что геройскому «просветлению» нашлось, наконец, практическое применение в жизни. Предсказал нашествие на оазис — и на тебе, высокий соц. статус, невеста и учитель. показал фокус с превращением в ветер — и нате, деньги, лошадь, проводник. В итоге, когда в конце книги Сантьяго находит-таки свои денежки, они уже не играют никакой роли. Сам путь был чем-то гораздо большим: способности, которые он получил, люди, с которыми подружился, репутация, которую завоевал. Можно теперь до старости курить кальян в гамаке и с важным видом принимать вождей, пришедших за твоей мудростью.

Мне, как читателю, мешал только вопрос: чем герой заслужил / добился такого счастья? Просто шёл «своей стезей», как фаталист? Не видно целенаправленной работы героя над своими способностями, не видно его проб, ошибок и разочарований. Видно парня-экстрасенса, который все умеет, но ленится попробовать «колдовать», пока жизнь не припрет.

«Алхимик» оставил ощущение хитрой-хитрой стилизации. Автор явно поставил себе задачу написать книгу, после которой чувство, что ты съел лопату философии и не переварил. Поэтому искать здесь оригинальные философские концепции — дохлый номер. Все возвышенные и загадочные Слова служат здесь чисто в эстетических, украшательских целях. За ними просвечивает хитрая, ухмыляющаяся физиономия Коэльо, который прикидывает, на каком месте до тебя это дойдет.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил я как то заняться интеллектуальным саморазвитием, а то все кровь и больше бластеры и мясо, мясо на стены. Путем поисков в интернете был составлен список книг, «взрывающих мозг и расширяющих сознание». И начать я решил с самой известной книги популярного бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик». Образчик «интеллектуальной прозы», который успел наделать шума в литературном мире.

Читалось с трудом. Несмотря на небольшой объем ( 200 с небольшим страниц ) и незамысловатый сюжет, книга скрипит на зубах, как песок пустыни, по которой путешествует главный герой Сантьяго. Главная мысль романа, проходящая красной нитью через все повествование, гласит: « Когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». Может быть поэтому эта книга так популярна у миллионов читателей? Ведь большинству людей проще мечтать, чем жить мечтой. Сложить ручки и сидеть, непонятно чего ожидая, вместо того, чтобы предпринимать какие то действия для достижения собственных целей. Но и предпринимая огромные усилия для достижения своей мечты, еще не факт, что она исполнится. На мой взгляд, мечта – это лотерея. И, как и в любой лотерее, выигрывают в ней единицы. В мире множество людей, которые не смотря на все свои титанические усилия, так и не добились признания и успеха в жизни. Следующее изречение, с которым мне сложно согласиться: « У человека всегда есть все, чтобы осуществить свою мечту». Как это не печально, но все мечты упираются в деньги. Для того, чтобы забраться на Эверест, нужны сотни тысяч долларов на экипировку, на занятия с инструктором и организацию экспедиции. Музыканту нужны дорогие инструменты, чтобы записывать качественную музыку, художнику нужны кисти и краски, чтобы рисовать картины. При всем при этом нужно ведь еще что-то кушать, чтобы не помереть от голода. Вот и получается, что с деньгами воплощать мечту гораздо проще. Можно конечно плюнуть на все это и продать дом, чтобы появились деньги на воплощение мечты. Только вот мечта – это не финал жизни. Мечта – это как прыжок с парашютом: мы хотим не только прыгнуть, но еще приземлиться и остаться жить. Да и финал меня огорошил: в конце книги пресловутым сокровищем Сантьяго оказались... деньги. Я понимаю, что в современном мире, поклоняющемся деньгам, успешным считается тот, кто больше зарабатывает, только вот к чему тогда были все эти псевдо-философские разговоры о Своей Стезе, Душе Мира, Эликсире Бессмертия? Вот и получается, что книга — роман-пустышка с кучей понатыренных идей, из которой и почерпнуть то нечего.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Вероники» (которая вроде и понравилась немного) я взялся за вторую книжечку этого автора.

И вот тут-то до меня и дошло в процессе прочтения: у меня в руках очередной «спешащий снять сливки» на ниве интеллектуальной прозы.

Графомания, облеченная в обертку из псевдо-философского смысла, наскучила уже на половине. Ради спортивного интереса дочитал, и пожалел и потраченного времени и денег за одноразовый покетбук.

...Лучше перечитать Гессе и Борхеса. Больше пользы.

Оценка: 4
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о начале сюжета и всей его тупости

Жил был паренек, да приснился ему сон, встретил мальчика, мальчик перенес его к египедским пирамидам,и там он нашел клад, но не тут то было,на этом вся гениальность только начинается...

Пошел парень к гадальнице рассказал о своем сне,и сказал :

— Растолкуй мне мой сон, — попросил он.

— Прежде поклянись. Поклянись, что отдашь мне десятую часть сокровищ, тогда расскажу.

Сантьяго поклялся. Но старуха потребовала, чтобы он повторил клятву, обратясь лицом к образу Святого Сердца Иисусова.

— Этот сон на Всеобщем Языке, — сказала она. — Я попытаюсь его растолковать, хоть это и очень трудно. Вот за труды я и прошу у тебя десятую часть клада. Слушай же: ты должен идти к египетским пирамидам. Я сама и не слыхала про такое, но раз ребенок показал тебе их, значит, они существуют на самом деле. Отправляйся туда: там ты найдешь клад и разбогатеешь.

и все.. это было настолько что я потерял дар речи. поставил книгу на полку,пошел спать..

с утра думаю надо продолжить читать,книга нашумевшая может дальше будет поинтереснее.

но не тут то было,встретил парень старичка мудреца,царя Салима который за десятую часть его овец скажет ему как найти клад.. :

— Ну, так где же искать сокровища? — спросил парень.

— В Египте, возле пирамид.

и тут я начал истерически хохотать ))

подумал может книгу перепутал, посмотрел в интернете жанр вроде философский,но кроме тупого юмора там ничего пока не прочел.

такие примечания идут по всей книге, но все же под конец книги автор открыл философскую тему:иди до конца к своей мечте, и конечно же как же без под.итога: мечта все время находилась у тебя под носом, просто надо уметь найти ее.

Итак,книга мне не понравилась,оценку «4» может и завысил за название книги «Алхимик», хоть и не очень уместное.

но прочесть все таки можно.. ( поскольку она небольшая )

Оценка: 4
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга какая-то никакая. Не передаёт читателю эмоций, не сообщает информации. Просто буквы, собранные в слова, которые набиваются в рот, и возникает вполне физическое желание их выплюнуть. Впрочем, для тех, кто исповедует фатализм, она может и несёт какую-то полезную информацию о том, как это нужно делать правильно. Но если, вдруг, сам творишь свою судьбу и не считаешь, что за тебя уже всё решили, то на каждое «мудрое изречение» находятся житейские контраргументы и чтение превращается в бесплодный спор с книгой ни о чём. А эмоций и правда нет: меня убьют? — ну ладно, значит так надо; приехал в другую страну, далёкую и не известную? — ну и что, там овец пас, здесь буду протиральщиком хрусталя — вот и вся разница... По моим ощущениям, в книге только одна стоящая сцена, которая могла бы очень эффектно выглядеть в кино, если применить к её реализации компьютерную графику: человек среди пустыни, ведущий диалог поочерёдно с разными её стихиями — хоть какая-то эстетика от книги.

Оценка: 3
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

стыдно признаться, господа, но и я в своё время, лет десять назад ЭТО читала :facepalm:

это было время массовой истерии по Коэльо, эти серебряные книжицы были в каждом газетном киоске, их читали все и везде, на лекциях, в общественном транпорте, на работе...

оглядываясь назад я понимаю, что эта волна захлестнула меня желанием не выпадать из общего потока: раз читают, наверно интересно? тогда мне даже понравилось... о! наивное дитя...

но сейчас со всей уверенностью могу сказать — это ширпотреб низкого качества!

никогда никому не посоветую эту, кхм, книгу!

Бегите от книжных полок этого автора без оглядки. оно того не стоит...

Оценка: 2
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то похожее на сказку, притчу, да и манера повествования подобная. Неужели все книги Коэльо такие?

Чтение легкое, не напряжное, думать не надо, автор сам уже все подумал/придумал, остается только читать.

Прочитал из любопытства две его книги, эту и манускрипт. Я конечно не много-го ожидал от этого автора, но не думал, что всё настолько плохо.

Книга подходит скорее для людей школьного возврата, чем для старшего поколения.

В общем попса, бульварное чтиво. Открыл книгу и читаешь с любой страницы, смысл и линия повествования потеряны не будут, т.к. их там практически нет!

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх