Пауло Коэльо «Алхимик»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Африка (Северная Африка ))
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха, еще меньше похож он на «Маленького принца» Экзюпери, но почему-то трудно не вспомнить эти сказки-притчи, когда хочешь сказать что-то об «Алхимике». Это притча именно для нашего времени, и не зря «Алхимик» — любимая книга сильных мира сего и простых людей в 117 странах мира.
«Добиться воплощения своей судьбы — это единственная подлинная обязанность человека...
Все люди, пока они еще молоды, знают свою судьбу... Но с течением времени таинственная сила принимается их убеждать в том, что добиться воплощения их судьбы невозможно.
Сила эта кажется недоброжелательной, но в действительности она указывает человеку на то, как воплотить свою судьбу. Она готовит к этому его дух и его волю. На этой планете существует одна великая истина: когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле».
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Гринцане-Кавур / Premio Grinzane Cavour, 1996 // Зарубежная проза (Бразилия) | |
лауреат |
Премия Флаяно / Premio Flaiano, 1996 // Проза (Бразилия) | |
лауреат |
Международная книжная премия "Корина" / Die Corine – Internationaler Buchpreis, 2002 // Художественная литература (Бразилия) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
- /языки:
- русский (33), французский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (30), аудиокниги (6)
- /перевод:
- А. Богдановский (26), Д. Коган (1), В. Трилис (1), В. Шовкун (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fox_mulder, 21 февраля 2009 г.
Коэльо — действительно, гениальный писатель. Да, да, да, с этого момента прошу себя считать членом его официального фэн-клуба. Взяв историю, настолько простую по своему идейному содержанию, что ее так и подмывает сравнить со сказками про Емелю или ивана-дурака, он тем не менее умудрился наполнить ее огромным количеством иллюзорных ссылок, намеков, полунамеков, полуполунамеков, и полуполуполуполу..... (ну в общем, Вы поняли) на наличие в этом какой-то идеи и Глубочайшего Философского Смысла (причем, именно с Большой Буквы, чтобы читатель его невзначай не пропустил). Прием действительно гениален: сюжет о поисках Чего-То- Большего, ведомых Пастухом настолько незамысловат, что практически, любой читатель сможет, в различной степени самоидентифицировать себя с главным героем (кто-то будет, в этот момент думать о любви, кто-то — о поисках смысла жизни, а кто-то — о приобретении столика с росписью «инь» и «янь» в свой личный кондоминиум, но это уже неважно). Главное для автора — не разубеждать читателя в этих аллюзиях и до самого финала напускать максимальное количество тумана, вроде Великой Пустыни, образ которой в романе мне напомнил пример медитации из йоги: «Я- пустыня, я-огромная пустыня, я спокоен и настроен на философский лад, мои ценности вечны и непостижимы....и т.д. И за всем этим убаюкивающим, псевдофилософским миражом, читатель не замечает, как переворачивает последнюю страницу. И вот здесь начинается самое главное достоинство творчества Коэльо: его книга настолько расплывчата и эфимерна, наполнена таким количеством тумана и мастерски пущенной в глаза пыли, что подобна зеркалу, в котором каждый читатель сможет увидеть ровно то, что он захочет. Хотите увидеть постижение Высшей Истины — увидите, хотите антагонизм Добра со Злом — пожалуйста, все, что изволите, вплоть до пророчества победы «Зенита» в «Кубке чемпионов»..... Плацебо от мира литературы, книга-обманка, литературная мистификация, в которой можно отыскать все, не увидев ничего.
Сравнение с Кастанедой, так обожаемые поклонниками Коэльо здесь неуместны: в отличие, от книг последнего, представляющих собой действительно новационные эзотерические учения, у Коэльо все сводится к общеизвестному набору расхожих и банальных образов, вроде «души мира», непостижимой пустыни и т.д. На сопоставление его творчества с Маркесом, Коэльо тоже совершенно не тянет: для того, чтобы это сравнение было хоть сколь-нибудь уместным, его литературный стиль и язык слишком отдают школьным сочинением на тему «Как я провел лето». Если полностью очистить его роман от всей псевдофилософской шелухи, то на свет Божий вылезет лишь полнейшая простота которая при внимательном рассмотрении оказывается значительно хуже воровства и достойная лишь сомнительной чести, быть трижды выкрикнутой хором на очередном собрании непотопляемого «Эмвэя» — «Все в твоих руках, будущий бриллиант!». Кстати, книгу Коэльо мне подарил, как раз послушник из рядов данной компании, что еще раз доказывает близость автора вовсе не к постижению Истине и эзотерике, а к примитивному сетевому маркетингу.
Гениальный расчет на самовнушаемость масс дает нешуточный результат: толпы домохозяек, путем постижения «Алхимика» встают на путь Духовного Просвещения (который, с высоким процентом вероятности закончится в школе экстрасенсов, кружке хиромантов- практиков или в ближайшей Церкви «свидетелей Иеговых», где используются похожие методы «духовного познания»), а Автор с циничной улыбочкой, подсчитывает полученный барыш. Ведь согласно его Духовному и Философскому Учению, деньги не пахнут.:wink:
irish, 28 января 2008 г.
Коэльо по праву заслуживает не только титула «пророк для домохозяек», но также и почетного звания «гуру для менеджеров среднего звена». Ибо если отвлечься от внешней красивости и философообразности текста, то ощущение, что читаешь художественный аналог книжки какой-нибудь Натальи Правдиной на тему «Как стать духовным и заработать кучу денег», абсолютное. Лейтмотив «Алхимика» — «Вся Вселенная поможет, стоит только захотеть» (думаю, излишне говорить, что никакие моральные ограничения на желания даже не упоминаются) — и вовсе дословно совпадает с «идеями» оккультно-эзотерической макулатуры, которой забит целый отдел в любом магазине «Топ-Книги».
Что касается сюжета, то мне сразу бросилось в глаза, что каждый виток странствий главгероя отмечен удачными финансовыми операциями — то овец выгодно продал, то предпринимательскую хватку проявил, то премию за удачное предсказание получил... :) Положим, автору эти эпизоды нужны были для того, чтобы герой мог продолжать путешествие к сокровищу — но представьте себе мое изумление, когда и самое сокровище, конечная цель всех устремлений, оказалось, вопреки законам жанра, не любовью, не постижением истины, не самопознанием (это всего лишь сопутствующие обстоятельства сюжета), а всего-навсего старинным кладом! :lol: Ну стоило ли так суетиться, чесслово... :) Хотя какого-нибудь абстрактного менеджера, который день-деньской просиживает в офисе, всем недоволен, но в то же время не решается поменять хотя бы работу, книжка вроде «Алхимика», наверное, должна сильно цеплять. Ведь «Стоит только захотеть...» — а если все же Вселенная и не думает помочь сменить старую «тойоту» на новый «мерседес», стало быть, хотел недостаточно сильно. Беспроигрышная логика, гуру всегда прав. :)
К слову говоря, с точки зрения христианской аскетики историю Сантьяго можно рассматривать как историю человека, впавшего в глубочайшую духовную прелесть. Безоговорочная вера в сны и знаки — это раз. Непосредственный контакт с бесами (Мелхиседек, Алхимик) — два. Неуклонно возрастающее ощущение собственной крутости и избранности — три. И окончательный диагноз, сформулированный словами самого автора — «Юноша погрузился в Душу Мира, и увидел, что она — лишь часть Души Бога, а Душа Бога — его собственная душа. И он способен творить чудеса».
Добавим сюда ложно истолкованное евангельское изречение «Где будут сокровища твои, там будет и сердце твое», и выйдет, что самый главный символ этой напичканной символами книги — разрушенная церковь, где иногда останавливаются на ночлег пастухи со своими овцами. :(
HASH74, 1 сентября 2010 г.
Книга для тех, кто в детстве мало читал, кому с малых лет не объяснили прописных истин. Я читал и думал : «Неужели это кому-то интересно и чему-то учит?». Ничего нового для себя в произведении не увидел.
Илориан, 26 ноября 2014 г.
Нет, я бы поставил выше оценочку... Чесное слово! Если бы не... Если бы не столь высокие отзывы профессиональных критиков и сногсшибательная реклама на тему: «Эпохальное произведение!», «Любимая книга сильных мира сего и простых людей!» и т.д. и т.п. Всяких сказочек о путешествиях на тему смысла бытия с философским отягощением масса. Они дажи у мастера ужастиков Лавкрафта есть (Цикл о поисках Каданта). При том написанных более сочным языком и с более нестандартным сюжетом. Но никто не называет их книгами «всех времён и народов». И правильно делают.
А тут что мы видим: тривиальный литературный клубок, утыканный иголочками идей и цитат из Библии, Корана, философии. Иголочки, конечно, мудрые. И всем нам не мешает их тоже потыкать себе в сознание и подумать о смысле бытия, о добре, о самореализации. Но на эпохальную книгу не тянет никак!
В очередной раз поражаюсь тому, во что может превратить реклама откровенно простое произведение, передаю привет пиар-менеджерам и ставлю 1. Нет не автору. А критикам и рекламщикам.
Нарисмер, 5 августа 2012 г.
Сейчас будет плохой отзыв.
Начну с того, что книга — УГ (прошу прощения за мой французский)
Далее... Коэльо — умелый компилятор. Если бы он ещё хоть капельку умел делать произведение стильным... Была бы «5», честно.
Когда тебя кормят банальными истинами Толкиен, Льюис, Хайнлайн, Экзюпери и т.д. — открываешь рот и истеришь, как вечно голодный птенец: «Ещё!!! Ещё!!!»
Но банальность от бездаря это уже слабительное. Даже в свои 15 я листал это и диву давался... Почему это — культовая вещь? Почему?
Angvat, 8 ноября 2017 г.
Ох, как помню мне рекламировали эту вещь, когда я еще учился в школе. Говорили, что мол она возможно для более зрелого возраста, что я может еще не дорос. Когда я ее все же прочел, то на меня снизошло озарение… что я на самом деле перерос этот неумелый пересказ прописных истин, нанизанных на типовой сюжет. Причем давно, эдак еще в начальной школе. Ну, у меня уже тогда были книги вроде детской Библии. А сия вещь оказалась громкой рекламной хлопушкой. Пустой, но эффективной, хвала маркетолагам (ведь ее переиздают до сих пор). И даже не эффектной, без разноцветного конфети, ведь язык автора довольно неказист. Чтобы эта книга впечатлила и принесла что-то новое в зрелом возрасте, видимо, нужно очень жестко игнорировать всю мировую литературу во всех ее проявлениях. А может, и саму жизнь в некоторых ее проявлениях.
Уиллард, 28 июня 2016 г.
Друзья мои , ну это же деградация. Так книги не пишутся. Избитые истины в такой примитивной , пустой , скучной и неинтересной форме не подаются.Почитайте уж лучше Борхеса, раз уж Коэльо его своим учителем считал. Но тут явно «ученику» (типа , типа) до великого мэтра магического реализма как до ...а вы ,впрочем и так знаете , что не близко))
devi that crys, 15 июня 2009 г.
МОгу сделать скидку на свой невеликий возраст — но кинга откровенно не вдохновила. Увы, мне Коэльо попался уже после того, как место в сумке протерли томики мастеров южноамериканской прозы, и что же я вижу... Возьмите манеру письма Маркеса, ненарочитость сюжета Кортасара, щепотку менторского тона Борхеса и побольше эзотерики в духе Кастанеды и ТАДАМ! у нас «Алхимик». Книга ни о чем — обман, пустышка, фальсификация и не философское откровение вовсе! Сплошной туман и пыль в глаза, намеки в пятой степени, давно утратившие смысл, в которых при большой нужде можно отыскать хоть десять заповедей. Автор водит читателя за нос, и перворачивая последнюю страницу выставляет к нашему носу большой такой кукиш. Вы ждали Откровения? Ярких описаний? Хоть одной интересной мысли — ан нет, сидите и думайте, то ли вы не доросли до такой литературы, то ли она не дросла до вас.
Вообще считаю Коэльо посредственным автором, как в ранге общемировой так и южноамериканской литературы в частности. Конечно, за него говорят тиражи и рейтинги, но разве Стефани (прости Господи) Майер читают не больше, а уж это не литература вообще.
Книга оставляет неприятный осадок зря потраченного времени и сил.
Robin Pack, 6 июля 2010 г.
Милая такая success story. Герой стартует пастухом-оборванцем, к вечеру первого дня книги теряет даже овец и деньги, а к финалу приходит магом 80-го уровня, богачом и завидным женихом. Причем добивается этого исключительно интеллектуально-духовной деятельностью. (Прямо-таки источник вдохновения для гуманитария: продолжай в том же духе, авось на тебя внезапно свалится озарение.)
При этом, никто Сантьяго премудростям не учит. Методы «обучения» у Алхимика находятся на уровне «выкинуть за борт: либо выплывет, либо потонет». Каким-то образом мальчик постигает всё сам. Опыт научил? Но опыт — это путь проб и ошибок, а Сантьяго, применяя свои способности, НИ РАЗУ не ошибается! Такое впечатление, что все необходимые знания и способности в нем есть с самого начала, просто не работают, пока жареный петух не клюнет. Зато попав в плен или будучи обворован он тут же легко выкручивается с помощью прокачанной интуиции. В реальной пустыне даже из такого премудрого мальчика сделали бы хачапури уже через несколько дней.
С другой стороны, не может не радовать, что геройскому «просветлению» нашлось, наконец, практическое применение в жизни. Предсказал нашествие на оазис — и на тебе, высокий соц. статус, невеста и учитель. показал фокус с превращением в ветер — и нате, деньги, лошадь, проводник. В итоге, когда в конце книги Сантьяго находит-таки свои денежки, они уже не играют никакой роли. Сам путь был чем-то гораздо большим: способности, которые он получил, люди, с которыми подружился, репутация, которую завоевал. Можно теперь до старости курить кальян в гамаке и с важным видом принимать вождей, пришедших за твоей мудростью.
Мне, как читателю, мешал только вопрос: чем герой заслужил / добился такого счастья? Просто шёл «своей стезей», как фаталист? Не видно целенаправленной работы героя над своими способностями, не видно его проб, ошибок и разочарований. Видно парня-экстрасенса, который все умеет, но ленится попробовать «колдовать», пока жизнь не припрет.
«Алхимик» оставил ощущение хитрой-хитрой стилизации. Автор явно поставил себе задачу написать книгу, после которой чувство, что ты съел лопату философии и не переварил. Поэтому искать здесь оригинальные философские концепции — дохлый номер. Все возвышенные и загадочные Слова служат здесь чисто в эстетических, украшательских целях. За ними просвечивает хитрая, ухмыляющаяся физиономия Коэльо, который прикидывает, на каком месте до тебя это дойдет.
Katon, 20 сентября 2015 г.
Решил я как то заняться интеллектуальным саморазвитием, а то все кровь и больше бластеры и мясо, мясо на стены. Путем поисков в интернете был составлен список книг, «взрывающих мозг и расширяющих сознание». И начать я решил с самой известной книги популярного бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик». Образчик «интеллектуальной прозы», который успел наделать шума в литературном мире.
Читалось с трудом. Несмотря на небольшой объем ( 200 с небольшим страниц ) и незамысловатый сюжет, книга скрипит на зубах, как песок пустыни, по которой путешествует главный герой Сантьяго. Главная мысль романа, проходящая красной нитью через все повествование, гласит: « Когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». Может быть поэтому эта книга так популярна у миллионов читателей? Ведь большинству людей проще мечтать, чем жить мечтой. Сложить ручки и сидеть, непонятно чего ожидая, вместо того, чтобы предпринимать какие то действия для достижения собственных целей. Но и предпринимая огромные усилия для достижения своей мечты, еще не факт, что она исполнится. На мой взгляд, мечта – это лотерея. И, как и в любой лотерее, выигрывают в ней единицы. В мире множество людей, которые не смотря на все свои титанические усилия, так и не добились признания и успеха в жизни. Следующее изречение, с которым мне сложно согласиться: « У человека всегда есть все, чтобы осуществить свою мечту». Как это не печально, но все мечты упираются в деньги. Для того, чтобы забраться на Эверест, нужны сотни тысяч долларов на экипировку, на занятия с инструктором и организацию экспедиции. Музыканту нужны дорогие инструменты, чтобы записывать качественную музыку, художнику нужны кисти и краски, чтобы рисовать картины. При всем при этом нужно ведь еще что-то кушать, чтобы не помереть от голода. Вот и получается, что с деньгами воплощать мечту гораздо проще. Можно конечно плюнуть на все это и продать дом, чтобы появились деньги на воплощение мечты. Только вот мечта – это не финал жизни. Мечта – это как прыжок с парашютом: мы хотим не только прыгнуть, но еще приземлиться и остаться жить. Да и финал меня огорошил: в конце книги пресловутым сокровищем Сантьяго оказались... деньги. Я понимаю, что в современном мире, поклоняющемся деньгам, успешным считается тот, кто больше зарабатывает, только вот к чему тогда были все эти псевдо-философские разговоры о Своей Стезе, Душе Мира, Эликсире Бессмертия? Вот и получается, что книга — роман-пустышка с кучей понатыренных идей, из которой и почерпнуть то нечего.
Marcellus, 6 июня 2014 г.
После «Вероники» (которая вроде и понравилась немного) я взялся за вторую книжечку этого автора.
И вот тут-то до меня и дошло в процессе прочтения: у меня в руках очередной «спешащий снять сливки» на ниве интеллектуальной прозы.
Графомания, облеченная в обертку из псевдо-философского смысла, наскучила уже на половине. Ради спортивного интереса дочитал, и пожалел и потраченного времени и денег за одноразовый покетбук.
...Лучше перечитать Гессе и Борхеса. Больше пользы.
Gentelman, 5 января 2014 г.
Сначала о начале сюжета и всей его тупости
Жил был паренек, да приснился ему сон, встретил мальчика, мальчик перенес его к египедским пирамидам,и там он нашел клад, но не тут то было,на этом вся гениальность только начинается...
Пошел парень к гадальнице рассказал о своем сне,и сказал :
— Растолкуй мне мой сон, — попросил он.
— Прежде поклянись. Поклянись, что отдашь мне десятую часть сокровищ, тогда расскажу.
Сантьяго поклялся. Но старуха потребовала, чтобы он повторил клятву, обратясь лицом к образу Святого Сердца Иисусова.
— Этот сон на Всеобщем Языке, — сказала она. — Я попытаюсь его растолковать, хоть это и очень трудно. Вот за труды я и прошу у тебя десятую часть клада. Слушай же: ты должен идти к египетским пирамидам. Я сама и не слыхала про такое, но раз ребенок показал тебе их, значит, они существуют на самом деле. Отправляйся туда: там ты найдешь клад и разбогатеешь.
и все.. это было настолько что я потерял дар речи. поставил книгу на полку,пошел спать..
с утра думаю надо продолжить читать,книга нашумевшая может дальше будет поинтереснее.
но не тут то было,встретил парень старичка мудреца,царя Салима который за десятую часть его овец скажет ему как найти клад.. :
— Ну, так где же искать сокровища? — спросил парень.
— В Египте, возле пирамид.
и тут я начал истерически хохотать ))
подумал может книгу перепутал, посмотрел в интернете жанр вроде философский,но кроме тупого юмора там ничего пока не прочел.
такие примечания идут по всей книге, но все же под конец книги автор открыл философскую тему:иди до конца к своей мечте, и конечно же как же без под.итога: мечта все время находилась у тебя под носом, просто надо уметь найти ее.
Итак,книга мне не понравилась,оценку «4» может и завысил за название книги «Алхимик», хоть и не очень уместное.
но прочесть все таки можно.. ( поскольку она небольшая )
nataliya_karas, 7 марта 2017 г.
Книга какая-то никакая. Не передаёт читателю эмоций, не сообщает информации. Просто буквы, собранные в слова, которые набиваются в рот, и возникает вполне физическое желание их выплюнуть. Впрочем, для тех, кто исповедует фатализм, она может и несёт какую-то полезную информацию о том, как это нужно делать правильно. Но если, вдруг, сам творишь свою судьбу и не считаешь, что за тебя уже всё решили, то на каждое «мудрое изречение» находятся житейские контраргументы и чтение превращается в бесплодный спор с книгой ни о чём. А эмоций и правда нет: меня убьют? — ну ладно, значит так надо; приехал в другую страну, далёкую и не известную? — ну и что, там овец пас, здесь буду протиральщиком хрусталя — вот и вся разница... По моим ощущениям, в книге только одна стоящая сцена, которая могла бы очень эффектно выглядеть в кино, если применить к её реализации компьютерную графику: человек среди пустыни, ведущий диалог поочерёдно с разными её стихиями — хоть какая-то эстетика от книги.
lianaa, 13 октября 2011 г.
стыдно признаться, господа, но и я в своё время, лет десять назад ЭТО читала :facepalm:
это было время массовой истерии по Коэльо, эти серебряные книжицы были в каждом газетном киоске, их читали все и везде, на лекциях, в общественном транпорте, на работе...
оглядываясь назад я понимаю, что эта волна захлестнула меня желанием не выпадать из общего потока: раз читают, наверно интересно? тогда мне даже понравилось... о! наивное дитя...
но сейчас со всей уверенностью могу сказать — это ширпотреб низкого качества!
никогда никому не посоветую эту, кхм, книгу!
Бегите от книжных полок этого автора без оглядки. оно того не стоит...
nevreale, 11 июня 2013 г.
Что-то похожее на сказку, притчу, да и манера повествования подобная. Неужели все книги Коэльо такие?
Чтение легкое, не напряжное, думать не надо, автор сам уже все подумал/придумал, остается только читать.
Прочитал из любопытства две его книги, эту и манускрипт. Я конечно не много-го ожидал от этого автора, но не думал, что всё настолько плохо.
Книга подходит скорее для людей школьного возврата, чем для старшего поколения.
В общем попса, бульварное чтиво. Открыл книгу и читаешь с любой страницы, смысл и линия повествования потеряны не будут, т.к. их там практически нет!