М. Агеев «Роман с кокаином»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
Роман о первой любви гимназиста и связанными с этим сложностями. О любовных похождениях, и подлых предательствах, которые случаются в ранней юности. Написан «классическим» тонким языком. Последняя часть — «Кокаин» — только об отношениях с этим веществом.
Входит в:
— журнал «Родник № 6 1989», 1989 г.
— журнал «Родник № 7 1989», 1989 г.
— журнал «Родник № 8 1989», 1989 г.
— журнал «Родник № 9 1989», 1989 г.
— журнал «Родник №10 1989», 1989 г.
— журнал «Родник №11 1989», 1989 г.
— антологию «Проза русского Зарубежья», 2000 г.
Экранизации:
— «Роман с кокаином» 2013, Россия, реж: Геннадий Сидоров
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 17 сентября 2023 г.
С первых глав в глаза бросается резкий душераздирающий контраст между формой и содержанием. Между стилем – прекрасным, образным, нетривиальным, искусственно шершавым и цепким, как кошачьи когти (пожалуй, из-за него-то и можно подумать, что автор – Набоков) – и происходящими событиями. Даже, скорее, с самим героем. Он тоже близок к контрасту. Он, в общем-то, не без хороших порывов, «хороший мальчик». Но призирающий мать, губящий девок, пропавший, и – не без удовольствия – погибающий.
Вещь, говорящая против того, что автор Набоков, это неровность романа. И очевидность сюжета. Герой, по сути, не падает а-ля Дориан Грей, мы уже видим его таким, какой он сеть, всё происходящее с первых глав это не движение вниз, а скорее движение вдоль – вполне логичное. И кокаин предстаёт здесь вполне логичным движением вперёд по пути к саморазрушению, а не падением в пропасть. Истинный декаданс – аморальность в обертке эстетики. Не ради шока, нет – ради того, чтобы предостеречь, ради того, чтобы почувствовать внутренний протест, едкое сжатие в груди, и радость, что ты не таков как герой повести; ощутить к герою повести ненависть и, одновременно жалость. Это важно. И это здесь есть.
Самым интересным в герое (как только я понял, что падения как такового тут нет) я вижу его постоянные попытки самооправдания – эти редкие чувства жалости к матери, постоянно им обижаемой, эти попытки самоанализа, попытки разобраться в своих чувствах к Соне. Будто этим самоанализом можно залатать тот факт, что низкие поступки он реализует, а высокие порывы так и остаются невыраженными. Хватает ли этого, чтобы считать себя «хорошим мальчиком»? Апогеем служат его пространные размышления, выделенный в целую часть романа (подтверждение неровности романа в плане «распределения сил»), – это ведь, по сути, попытка вывести под себя закон человечества: что это зверское, злодейское это от того, что слишком добр и хорош – качели, мол…
Мне лично не жалко героя. Здесь вообще никого не жалко, кроме, пожалуй, несчастной кроткой матери героя. Мир в романе отталкивает и даёт щелчок по носу мифу о благостном царском времени – вот, мол, тогда всё было чинно-благородно, а пришли немытые большевики, и пошла грязь, мат и пролетарский разврат. Кто бы ни писал этот роман, его трудно заподозрить в пляску под красную дудку – но мир романа, все эти барчуки-школяры, кутящие, снимающие девок, вся бездуховность и гнилость нарисованного мира, вызывает к нему едва ли не ненависть. Такой мир буквально напрашивается, чтобы его уничтожили. Впрочем, юный революционер Буркевиц с его какой-то безысходной теорией «люди во все времена одинаковы» (а герой в своих размышлениях, кстати, почти оправдывает кровь гражданской войны своими «качелями» добра и зла) не слишком-то привлекает. Но на то он и декаданс – аморальность, эстетика, наркотики (с подробным описанием их действия) и низкая гибель героя – это уже как водится, это не ново; это всё входит в стоимость билета при одном упоминании жанра. Но уже один язык романа, и определённые острые чувства, которые он вызывает, во многом оправдывают время, потраченное на его прочтение.
igorgag, 21 февраля 2023 г.
«Роман с кокаином» – книга всё-таки не о наркоманах, как это может показаться на первый взгляд. Как это порой простодушно выражалось одним только включением «Романа» в «тематические сборники». Типа, «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» де Квинси, «Морфий» Булгакова, сочинение Агеева – и всё это под общим названием «Опиум» (хорошо ещё, не для народа). Хотя, да, главный герой романа Вадим Масленников – наркоман и погибает от наркомании. Однако на самом деле «Роман с кокаином» это не просто всего лишь очередная история, описывающая увлечение модным пороком. По силе и глубине произведение не уступает, быть может, лучшим творениям мировой классики – работам Бальзака, Достоевского. Да того же Набокова, которому приписывали создание «Романа» или со стилем которого, по крайней мере, сравнивали. Мы видим, что Масленников, человек по-своему незаурядный, с большими амбициями, и поначалу не совсем ещё нравственно безнадёжный, тем не менее не находит другого способа реализовать себя – кроме как лишь в случайных связях с женщинами, а затем и вовсе становится кокаинистом. И всё это происходит на фоне мировой войны, а затем революции. Завершающая фраза романа становится его эпиграфом: Буркевиц отказал.
Рассказ «Паршивый народ» выглядит несколько слабее романа. Тем не менее очень любопытное произведение – поскольку интересно всё, что вышло из-под пера автора. Жаль, что его творчество ограничилось этими двумя сочинениями.
vfvfhm, 1 мая 2020 г.
Нужно быть туговатым на ухо, чтобы заподозрить в написании этого романа Набокова. Текст слишком неровный, и наравне с несомненными удачами и стилистическими красотами присутствуют досадные провалы на ровном месте. Странно, что даже опытный и мастеровитый Мережковский ошибся — явно ведь видна рука начитанного дебютанта.
И очень много пустой риторики. Роман короткий, всего-то полторы сотни страниц, но если его усушить за счет немыслимых словесных извержений рассказчика, то текст бы только выиграл. С точки зрения сюжета ,конечно, вся эта болтовня оправданна. Молодой человек открывает для себя мир, и то, что опытному взгляду кажется тривиальным, его повергает в неофитский восторг или ужас. К тому же Агееву хорошо удалось показать, как интеллектуальный поиск в толстовском духе под воздействием кокаина превращается в наркоманскую загонку.
И именно из-за одной из своих тем роман этот, к сожалению, по-прежнему актуален и необходим в социальном смысле. Его не стыдливо нужно прятать на задах литпроцесса, а пропагандировать и продвигать. Очень уж хорошо тут показано разрушительное воздействие психоактивных веществ на разум и физическое здоровье молодых людей. Все ярко, точно и правдиво. И конец закономерный. Так что книга имеет большое прикладное значение.
Но роман многослойный, поэтому и литературному гурману, эстетику тут есть чем поживиться. Не Набоков, конечно, и не Газданов, но ядро романа — про Соню и Кокаин — вполне себе высокохудожественные штучки. Письмо Сони, например, создающее мощный зеркальный эффект, так просто блестящая работа.
К тому же это крайне редкий случай в духовной и нравственной русской литературе, когда право слова дается законченному мерзавцу, подлецу и негодяю. Записки из подполья, на которые Агеев явно ориентировался, чуть ли не единственные, что сразу всплывают в памяти. Обычно таким мерзким персонам дается антагонист, все расставляющий на свои места, но не в этом случае. Вадечка беспрепятственно и самолично погружается на дно существования, сладострастно расчеловечевается и громко, и обильно (иногда и остроумно) клянет последними словами божий мир.
В общем, книжка замечательная во многих смыслах. Хорошо, что она есть и по-прежнему жива. Чтобы система была устойчивой, в том числе родная литература, она должна быть избыточной. Таким вот избытком от природного богатства и является «Роман с кокаином».
keellorenz, 22 декабря 2019 г.
Роман напоминает повесть Булгакова «Морфий» — точно так же на фоне любовных метаний и наркомании гибнет молодой человек (у Агеева — студент) с мировоззрением начала 20 века, когда персонально его уютненький мир, примерно такой же как Россия 90-х, сменяется апокалипсисом не то что политического строя,а и всей российской цивилизации. Метания юного героя повести носят метафизический характер и повесть явно подпадает под категорию фантастики, т.к. случайности тут носят роковой характер и служат инструментами судьбы. Написано произведение ясным простым языком, очень современно читается и обладает драматичным сюжетом. Произведение носит «вневременной» характер, хотя у меня все же есть смутное подозрение, что его писал и правду Набоков, т.к. психология героев как-то уж слишком современна нашему времени. Оценка 10 баллов — за гениальность таинственного автора.
Nekrasov, 29 апреля 2012 г.
Ну не знаю. Читать эти совершенно незрелые, напыщенные вирши было немножечко утомительно. Хотя, опять же, образец качественной литературы. А про наркотики так до сих пор никто не пишет. Все эти ваши так называемые альтернативные писатели по какой-то неведомой причине возомнили, будто бы писать про грязь нужно грязно. Вот если бы Берроуз владел словом так, как владел им Агеев, то цены бы ему не было.
С другой стороны, про кокаин здесь совсем чуточку. Довольно поверхностно. Очень грамотный маркетинговый ход — назвать роман подобным именем. Пусть читатели судорожно листают страницы, (ну когда же, когда?) а мы три четверти книги забьем сопливыми школьными интригами.
Вообще, роман весь состоит из каких-то кусков, которые автор не захотел (не поверю, что не смог) крепко склеить. Про целевую аудиторию в соседнем отзыве верно подметили. Роман рассказывает про наш аналог бит-поколения. Правда, у нашего вовсе не было ни гражданского протеста, ни каких-нибудь идеалов, типа свободы или еще чего. Оно просто маялось бездельем. Хотя, подонки рождались во все времена и во всех странах. От этого мы не застрахованы.
Но, все же, будем европейцами. Проза хорошая.
Paranoid android, 25 февраля 2012 г.
Хочется хорошо похвалить. Нашёл и прочитал это роман в какое-то невозможное для этого время (в середине 90-ых). Откуда загадочно он взялся в квартире,где из литературы водились только поганые журналы и дорожные детектиы?
Интересны размышления главного героя о духовнсти/ чувственности мужчины / женщины. Одну цитату оттуда помню до сих пор :« Для влюбленного мужчины все женщины – это только женщины, за исключением той, в которую он влюблен: она для него человек. Для влюбленной женщины все мужчины – это только человеки, за исключением того, в которого она влюблена: он для нее мужчина. « Если уж не точно,то точно остроумно.
Всё очень реально и откровенно.Удивляет только простота тогдашнего «пикапа»,доступность знакомства с девушками.
Целевая аудитория,где-то 15-20 лет.
Ещё два плюса. Первый-в смысле практичности; книжечку можно успеть прочитать проехав на электричке от Москвы до напр. Тучкова.
Второй- до сих лор спорят об авторстве (М.Агеев-Марк Леви или Владимир Набоков.)
napanya, 8 октября 2011 г.
А ещё авторов фэнтези любят обвинять в эскапизме или асоциальности... Вот он, стопроцентный уход от действительности: идёт мировая война, перерастает в революцию февральскую и революцию октябрьскую, революция снова сменяется войной — на этот раз уже гражданской, а юный оболтус, будущий юрист и столп общества, изгаживает две сотни страниц своими копеечными переживаниями, мимолётными приключениями и описанием банального траханья с проститутками. И вменяемые вроде люди устраивают ритуальные танцы, выискивают какие-то эсхатологические глубины и на полном серьёзе пытаются выдать кучку конских яблок за литературу.
Слава Богу, судьба этого романа в России сложилась удачно. За исключением нескольких оригиналов никто не пытался выдать его за шедевр, издали его, если не обсчитался, всего два-три раза, вряд ли более. При всём клиническом недомогании современного российского общества подобная гниль оказалась лишней. И на том спасибо.