fantlab ru

Стивен Кинг «Противостояние»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
4027
Моя оценка:
-

подробнее

Противостояние

The Stand

Другие названия: Армагеддон; Последний рубеж; Исход; Конец света; Позиция; Остановка

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 220
Аннотация:

Из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности вырвался на свободу опаснейший вирус. Последствия оказались катастрофическими — страна почти обезлюдела. Немногие уцелевшие разделились на два лагеря: одни остались верны идеалам прошлого, другие примкнули к загадочному Черному Человеку, который стремился к мировому господству. Так началось противостояние...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые издано в США в 1978 году, и первоначальная версия была издателем значительно урезана. В 1990 году переиздана полная авторская версия (The Stand, The Complete and Uncut Edition). Переводы на русский делались как с первого, так и со второго американского издания, а дополнительную лепту в издательскую чехарду внесли и российские издатели, выкидывавшие значительные куски текста из-за большого объема произведения.

Наиболее полный перевод «Противостояния» выходил в 1998 году в издательстве АСТ (переводчик Ф.Б.Сарнов). Отличить полную от неполной версии очень легко, достаточно посмотреть на количество глав. Если их 78 — то это полная версия, если 71 — сокращенная.

(с) По материалам, предоставленным сайту fantlab.ru посетителем ИгRок.

Также полная версия выходила под названием «Исход» в переводе неизвестного автора. Там нумерация глав не сквозная, а начинается в каждой части заново, однако их количество тоже — 78.

(с) Vladimir Puziy

По мотивам романа был создана одноименная серия комиксов.


Входит в:

— условный цикл «Касл-Рок»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Награды и премии:


лауреат
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1990 // Книга года восстановленное и дополненное издание

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2020 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1979 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1979 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1979 // Роман

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Роман

номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1990 // Зарубежная книга. 4-е место (США)

Экранизации:

«Противостояние» / «The Stand» 1994, США, реж: Мик Гэррис

«Противостояние» / «The Stand» 2020, США, реж: Джош Бун, Бриджет Паларди



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Противостояние. 16 июня — 4 июля 1990
2022 г.
Противостояние. 5 июля 1990 — 10 января 1991
2022 г.

Издания:

Армагеддон. Книга 1
1993 г.
Армагеддон. Книга 2
1993 г.
Исход. Том 1
1995 г.
Исход. Том 2
1995 г.
Последний рубеж
1996 г.
Противостояние. Том 1
1997 г.
Противостояние. Том 2
1997 г.
Противостояние
2000 г.
Противостояние. Том 1
2000 г.
Противостояние. Том 2
2000 г.
Противостояние. Армагеддон
2002 г.
Противостояние. На грани
2003 г.
Противостояние
2004 г.
Противостояние. Круг размыкается
2004 г.
Противостояние
2005 г.
Противостояние
2005 г.
Противостояние
2006 г.
Противостояние
2007 г.
Противостояние
2010 г.
Противостояние
2010 г.
Противостояние
2012 г.
Противостояние
2014 г.
Противостояние. 16 июня-4 июля 1990. Том 1
2018 г.
Противостояние. 5 июля 1990 - 10 января 1991. Том 2
2018 г.
Противостояние
2021 г.
Противостояние
2021 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Противостояние
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Stand
1978 г.
(английский)
The Stand. For the First Time the Complete & Uncut
1990 г.
(английский)
The Stand. The Complete and Uncut Edition
1991 г.
(английский)
The Stand
2007 г.
(английский)
Pestens tid: Den oavkortade versionen
2010 г.
(шведский)
The Stand
2011 г.
(английский)
Протистояння. Том 1
2017 г.
(украинский)
Протистояння. Том 2
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и все думал «графоман ли Кинг, или нет?», так и не пришел к определенному выводу. С одной стороны, тут очень много лишних деталей, ненужных описаний, постоянные флешбэки, разрушающие линию повествования. Как горох на тебя сыпятся новые персонажи. Для каждого у Кинга приготовлена отдельная история, не всегда интересная, все это мешается в одну большую кучу, и ты просто перестаешь уже понимать, кто тут есть кто. В памяти остаются только самые яркие крайности, остальные мутными тенями пляшут вокруг, отвлекая внимание и раздражая своим излишним присутствием.

При все при этом первая половина с падением цивилизации и «сурвайволом» еще нормальная, но вторая... Она не то чтоб плохая, но какая-то примитивная, банальная и откровенно неинтересная. В ней нет загадки. Все что автор скажет в начале, введя незамысловатую мистику с «извечным злом», не изменится и к концу. И получается, что еще примерно 2 обычных книги мы наслаждаемся бессмысленным и занудным противостоянием (которого на самом деле и нет!) двух групп людей. Хотя не очень-то и понятно, что они пытаются поделить, и зачем им это все вообще нужно в мире, где теперь полно всякого хлама на любой вкус в любом количестве! Ну кроме того, что «я зло и хочу всех убить», потому что «я же зло и хочу всех убить».

Мне показалось, что для такого дли-и-и-иного произведения оно рассказывает слишком мало интересной и новой информации. Большая часть — это нудные повторяемые походы туда-сюда и пустопорожняя болтовня, хотя тут и попадаются интересные мысли об устройстве мира и общества. Но в самой книге это никак не отражается. Автору гораздо интереснее писать про кретинов, извращенцев, психов и маньяков, чем про нормальное поведение нормальных людей. Ведь большинство героев оказываются с изъянами, вызванными как ни странно не трагедией, но будучи таковыми с рождения. Каждый с радостью таскает за собой шкаф, заполненный скелетами, будто это единственная ценность в новом мире.

В общем, книга оставляет странное ощущение неадекватности, многие вещи тут не из чего не следуют, просто берутся из ниоткуда, предсказать что-либо, строить догадки вообще невозможно. Вот люди пытаются перегрузить общество и начать все с чистого листа, а вот они уже все бросили и занимаются суицидом... Дочитывал с трудом, почти заставляя себя, а автор не ответил ни на один мой вопрос по сути происходящего. Сложилось впечатление, что он и сам не парился по этому поводу.

Зря потраченное время.

Оценка: 5
– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Противостояние» — едва ли не лучший из всех романов, написанных в жанре постапокалипсиса. Да и вообще эта кинговская книга — уже самая настоящая классика мировой литературы. «Противостояние» принадлежит к числу тех немногих произведений, которые годятся для многократного перечитывания, каждый раз поворачиваясь к читателю новой, неожиданной стороной. Текст романа настолько глубок и многогранен, что в нем легко обнаружить самые неожиданные подтексты и ассоциации. Так, за противостоянии между сторонниками «темного человека» Флегга и группой матушки Абигейл, вполне можно углядеть намеки на глобальное противостояние между двумя социально-политическими системами, между СССР и США. Однако мне такое «актуально-политическое» прочтение романа представляется несколько поверхностным и упрощенным. (Заметим в скобках, что и сам Кинг достаточно критически относился к американской политической системе и, особенно, к американской политической элите).

В «Противостоянии» Кинг не просто создает яркую и эмоциональную картину гибели современной цивилизации, случившуюся по причине элементарного сбоя «человеческого фактора» (именно так вырывается на волю вирус некого супергриппа, разработанный в засекреченных военных лабораториях). Кинг говорит о закономерности гибели мира, где заправляют технократы-рационалисты; мира, в котором такие понятия как «наука», «прогресс» обожествлены и превратились в настоящих идолов, с горних вершин наблюдающих за мышиной возней остального человечества. Главным адептом этой технократической цивилизации, самодовольной и отчужденной, и является «темный человек» Флегг, великий (и последний) маг рациональной мысли.

На протяжении всего романа Кинг пытается дать ответ на один вопрос: возможно ли после глобальной катастрофы попытаться воссоздать человеческое общество на принципиально иных началах, как попытались сделать герои романа, объединившиеся в «Свободную Зону»? Или же история все равно «возвратится на тоже самое место, замыкая круг»? Ответ кинга вообщем-то оказывается пессимистичным: с созданием любого общества начинают возникать проблемы. Они возникают всегда, когда «клетки сходятся вместе и начинают наливаться темной силой». Единственное, что можно сделать — постараться отодвинуть этот процесс хотя бы на сотню лет. При этом, как это ни парадоксально, в «Противостоянии» Стивен Кинг выступает своеобразным пророком «американской мечты», преданной и украденной политиканами, технократами, «силовиками» и обывателями-конформистами. Настоящая, дорогая Кингу Америка, расположена среди кукурузных полей Небраски и в патриархальном городке Боулдер, затерянном в горах штата Колорадо. Другая Америка, та, что пошла за «темным человеком» Флеггом находится в Лас-Вегасе, штат Невада, известном своими игорными заведениями, военными базами и атомными центрами. И эта «темная Америка», в конце концов, вполне закономерно убивает саму себя, сгорая в атомном огне.

«Противостояние», пожалуй, самый теологичный из романов Кинга, наполненный явными и скрытыми билейскими цитатами и аллюзиями. В этом романе четко персонифицированы, разделены сторонники Света и Тьмы. Причем разделены они настолько явно и безкомпромиссно, что практически сразу можно угадать — на чьей стороне окажется тот или иной персонаж. Но «Противостояние» — не просто книга «с идеями». Это по-настоящему увлекательный и мастерски сделанный роман. Молодой автор Кинг (всего 31 год !) демонстрирует потрясающее мастерство рассказчика и прекрасную писательскую технику, позволяющую ему управлять гигантскими потоками материала. Это густонаселенный роман с живыми, состоящими из плоти и крови, персонажами. Причем даже эпизодические герои, герои второго плана выписаны не менее эффектно, чем заглавные действующие лица.

И последнее — именно с «Противостояния» Кинг начинает выстраивать свой литературный Космос, свою художественную Вселенную. И роман «Противостояние» — лишь первый шаг в постижении этой Вселенной.

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить коротко — книга плоха. Жаль мало тех людей, которые это видят. А сейчас подлинее расскажу о том, что в книге действительно не так. Расскажу о том, с чем в столкнетесь, если начнете читать это произведение.

1. Графомания.

Противостояние растянуто до невозможности. Имея 1300 страниц, роман на около 800 страниц изливает ненужную информацию. Сюжет книги можно было бы разложить более компактно. Но нет, Кинг распишет вам как какой-то из героев что-то там ел много лет назад — это ведь так важно. Ладно бы это хоть было написано нормально...

2. Язык.

...Но это написано плохо. Кинг повторяет одни и те же приемы, например: «Он подумал, что завтра подейдет дождь. И, о чудо, на завтра полил такой ливень, какого восточный Техас не видел около двухсот лет.» или «Он подумал, что N проживет еще неделю... Но N скончался сегодняшним вечером.» (это, пожалуй, самый частый прием — ожидание и последующий переход в крайность). Так же из под пера Кинга вышли очень сомнительные метафоры, например: «...был такой же розовый, как сосок одноклассницы Стью — Тэнни Какой-То-Там.» Не знаю как вам, но мне это кажется убогим. И таких описаний с повторяющимися приемами на книгу целая куча. Огромнейшая куча, ведь в книге 1300 страниц.

3. Реклама и описания городов.

Кинг не стесняется, в среднем, каждые десять страниц упоминать какие-то бренды продуктов, техники, компаний. Ладно бы эти бреды хотя бы были знакомы для русскоязычного читателя. Но обилие брендов, которых я не знаю, которые никогда не видел и не могу представить — вводит скорее в ступор. Лучше бы вместо скрытой рекламы Кинг описывал города. Серьезно — описания Боулдера, Лас-Вегаса и прочих американских городов почти что никакого. Словно для Кинга эти города, как и реклама, всплывают в сознании в полном порядке вещей. Но, опять же, не для читателей, живущих за пределами Америки.

4. Преклонение перед христианством и излишний американский патриотизм.

Стивен Кинг, как известно, христианин. А многие христине, стараясь попасть в рай, делают все, чтобы угодить богу. Вот видимо и Стивен Кинг решил ему угодить, написав прохристианскую книжку. Есть Терминатор, в котором присутствует христианский мотив (Jesus Christ — J.C — John Connor, «Да придет Спаситель»), но там нет слишком верюущих героев. Герои постоянно не цитируют Библию, не все погловно верят в бога. А у Стивена Кинга все цитируют. Все сомневающиеся в боге герои в конце концов заверуют. Многие персонажи читают молитвы перед важными событями. Герой-атеист неожиданно оказывается знающим и понимающим Библию дословно. Осуждается католичество, но восхлавляется лютеранство.

И это еще не все. Почти все добрые персонжи — поголовно патриоты США. Слушают гимн — и плачут. Тоскуют о своем старом, американском образе жизни. Один герой даже заявляет: «Теперь, (после катастрофы) каждый выживший может пойти в магазин и взять оттуда все что угодно. Все, что ему понадобится. И это ли, разве, не та мечта, о которой мы думали? Это ли не капитализм во всей его красе?».

Нет, Стивен, это анархо-коммунизм. И, кажется, Стивен, ты создал книжку для «своих» — для американцев-лютеран.

5. Логика происходящего.

Здесь у произведения большие проблемы. К примеру главный злодей, олицетворение дьявола — очень глуп и незамотивирован. Он хочет захватить мир — но для чего? (потому что он просто злой и не имеет мотивов) Зачем нужно показывание способности главного злодея немного подлетать над землей? (ни для чего на самом-то деле). Как работает магия главного злодея? (никак, читатель, додумывай сам).

Вообще мир и логика книги следует по очень странным правилам. Персонажи могут поверить во всем старой бабке только потому, что видели сны с ней. Все добрые герои испытывают умиление перед этой бабкой, а почему не раскрывается, как и не раскрывается много чего другого. Все непонятные события и поступки описаны так, словно они происходят как нечто обычное, вполне собой разумеющееся.

6. Высосаные из пальца события.

Продолжение проблемы логики. Некоторые событие представляют собой чудеса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пес приносит герою, который не может идти, дичь каждый день. Да что там дичь — пес еще умеет носить дрова! Один раз за ветку зацепляется баночка sevenup, и теперь герой еще может и пить из рядом находящейся речки!
Чудо — больше других слов не находится. И все это было сделано ради того, чтобы спасти героя. Но Кинг это сделал нелепо. Вообще, нелепость тянется по всему произведению уже где-то с трети, а под конец становится настолько явной, что без смеха или стыда за «мастера» читать невозможно.

7. Также Противостояние это и плагиат с Властелина Колец: Злодей, который может просматривать местность с помощью «глаз», поход пешком до «города сил тьмы»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
правда этот поход ничем не оправдывается, кроме как словами бабки: «Нужно идти именно пешком.» Автомобиль? Не, 700 миль пешком, потому что так сказала «святая» бабка.
и многое другое. Да и сам Кинг признавался, что хотел создать своего Властелина Колец в реалиях Америки. Ну что ж, создал. Но удачно ли?

8. Завышенная оценка.

Отзывы критиков и читателей говорят «да», мол, это шедевр, лучшее произведение Мастера Стивена Кинга. Но «Мизери» и «Кладбище домашних животных» во много раз лучше этого. Те произведения не обладают грехами, которые присутствуют в Противостоянии. Они лучше. Почему же «всеми» признается именно Противостояние я не пойму. Может потому что признается именно самими американцами? (почитайте кто в основном дает награды и отзывы с восхищением этому роману).

9. Время и деньги.

И последнее — мне жаль и время, и деньги, которые я затратил на это произведение. На эту пустышку, от которой «все» в восторге. Время жаль, конечно, больше — ведь читал около двух недель на карантине по несколько часов в день. Две недели, 1300 страниц — и все впустую. Было бы страниц 500 — я бы так не горячился.

Грустно осознавать, что у подобной книги такие высокие оценки.

Оценка: 2
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чтение хорошего большого романа во многих отношениях похоже на длительное и приятное любовное увлечение.» (с) С. Кинг, «Команда скелетов».

Книга состоит из 1300 страниц, и это, наверное, самый большой роман под одной обложкой, что я читал. Эту книгу можно покупать вместо путевок на курорты, я серьезно. Издателям стоило бы прилагать к книге запасы воды, сухпайка и спальный мешок, ведь ясно же, что человек, покупающий такую толстенную книгу с традиционным для Кинга эффектом присутствия, решил временно оставить сей бренный мир и на неопределенный срок отправиться в иное место.

Началось все с небольшого рассказа «Ночной прибой», который Кинг развил в одно из лучших своих произведений. Именно рассказ я прочитал первым, и он просто пленил меня своей атмосферой меланхоличного отчаянья и спокойной безысходности. К роману же я подступился только после мимолетных аллюзий на него в «Колдуне и кристалле». И, в общем-то, не пожалел.

Американские ученые выпускают на волю вирус супергриппа, после чего по миру прокатывается пандемия, стремительно сокращающая численность людей. Возможностей для психологических и социальных драм на такой почве сколько угодно, и Кинг использует все (или, по крайней мере, большинство из них) на полную катушку. И это все лишь начало. После всех ужасов романа-катастрофы Кинг с удовольствием переходит на тему противостояния добра и зла. Нам представлена группа выживших, которая примыкает к матушке Абигейл (направляющей их на путь истинный, восстановление общества и т.д.). Однако некто Рэндалл Флегг, хорошо знакомый Постоянному Читателю по циклу «Темная башня» и роману «Глаза дракона», собирает свою команду выживших и представляет собой олицетворение сил зла. И схватка между «хорошими людьми» и «супостатами окаянными» неминуема, но кто выйдет из нее победителем – неясно, ибо Кинг известен своей любовью как к плохим, так и хорошим концовкам (а еще полутона у него тоже частенько бывают).

Что еще можно сказать про роман? Он хорош, он огромен, он отлично выписан, он обязателен к прочтению всем любителям творчества Кинга, и, наконец, он стоит затраченного на него времени.

P.S. Пользуясь случаем, хочу поздравить С. Кинга с Днем Рождения и пожелать ему еще больших творческих успехов.

Оценка: 8
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в переводе В. Вебера 78 глав. Очень растянутое произведение разделенное на 3 книги, которые можно оценивать по отдельности, на столько они разные и по содержанию и по динамике. Мои субъективные оценки, по десятибалльной шкале, такие: Книга первая – 7, Книга вторая – 2, Книга третья – 6.

Укрупнено, сюжет примерно таков, в Америке произошла эпидемия смертоносного гриппа, выжило очень мало людей. Этим людям начали сниться очень странные сны, в которых одни видели некоего «черного человека», другие некую бабушку, которой было за 100 лет. Эти два персонажа в снах призывали людей к себе. В результате, по сюжету в Америке образовалось два центра силы – это две группы людей, примкнувшие к тому персонажу, который ее призвал. Каждая из этих групп начала отстраивать свой социум, обустраиваться, строить дальнейшие планы, видеть в другой группе своих конкурентов…

Сюжет как видим довольно прост, что еще сильнее усугубляется тем, что автор две вышеописанные группы, практически четко разделяет «на хороших и плохих». К сожалению, такой подход, с хорошими и плохими, очень часто встречается в западной литературе, и уже конкретно поднадоел в силу своей примитивности. Но ладно бы только это, автор на протяжении всех трех книг «тянул кота за хвост» просто немилосердно. Вторая книга, вообще, мне кажется, претендует на звание «настольной книги графомана».

Если вкратце высказать ощущение от всех трех книг, то:

Первая книга – читать можно, немного затянуто, но можно сказать середнячок. Произошла катастрофа, автор выделил главных героев книги, показал у кого какая была жизнь и как они встретили первые свои дни после масштабного мора.

Книга вторая – сюжету посвящено примерно 10 процентов книги, остальное просто какие-то разглагольствования обо всем на свете. Группа хороших, во главе со 100-летней бабушкой смогла организоваться. Начиная строить новую жизнь, создала некий Комитет из нескольких человек. Далее, на целой куче страниц автор нам расписывает работу этого комитета. Кто за кого голосует, кто подал какое предложение, кто что выкрикнул, кто почесался и т.д. За исключением нескольких эпизодов, скукотищаааа… адская.

Книга третья – Автор описывает вторую группу, организовавшуюся вокруг «черного человека», повествование опять приобретает определенную динамику (которая во 2-ой книге отсутствовала напрочь), но к самому концу все опять становится вяловато.

Дочитав все до конца, я так и не понял, нафига нужно было посвящать такую уйму страниц Комитету во второй книге? В третьей книге о нем практически ни слова, ни полслова, никакой определяющей роли он не сыграл, оказался всего лишь гипертрофированным эпизодом.

Все в целом, неоправданно затянуто, много лишнего, много приматских разглагольствований и нелогичностей, хотя сюжета (хоть и наглухо незамысловатого) автор придерживался. Когда встретите, множество раз встречающиеся фразы в диалогах, типа: «Ты правда так считаешь?» или «Ты правда так думаешь?» то знайте, после них страниц 5-10 можете пролистывать... там автор упражняется в многословии.

Оценка: 3
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недели 2-3 назад я прочитал книгу Стивена Кинга «Противостояние» и посмотрел ее экранизацию. Своими мыслями хотел поделиться уже давно, но все никак не мог заставить себя сесть, включить «Блокнот» и начать клацать по клавишам.

«Противостояние» — это постапокалиптический роман, то есть произведение, тема которого — жизнь после глобальной катастрофы. В данной книге такой катастрофой становится опасный вирус, вырвавшийся из лабораторий минобороны США и опустошивший страну. те люди, которым посчастливилось обладать иммунитетом против заразы, начинают разбиваться на два лагеря; одни уходят к старой афроамериканке, которая считает все происходящее Божьим замыслом, другие к таинственному Темному человеку.

«Противостояние» — это случай, когда амбиции автора превысили его возможности. На дворе 1977 год. К Стивену Кингу, тогда еще молодому автору, который написал к тому моменту 4 неплохих романа, приходит идея книги с эпичным повествованием, с множеством персонажей. В связи с этим, первая часть романа написана, что называется на кураже, и поэтому захватывает сразу же. Кинг знакомит нас с персонажами, с их судьбами до катастрофы на фоне того, как вирус выходит наружу и начинает заражать Америку. Но чем дальше вы читаете, тем больше кажется что у автора начинается творческий ступор. Да, завязка есть, причем отличная, но куда, в каком направлении это все двигать?

По утверждению самого Кинга, если бы не 500 страниц уже написанного текста, он бы выкинул роман в мусорное ведро. Но слишком много сил было потрачено, и поэтому он приостановился в работе, пока к нему не придет прозрение. Именно поэтому вторая половина романа, да и развязка, выглядят очень натянуто.

Несомненный плюс «Противостояния» — это проработанные персонажи, каждый со своим характером и индивидуальностью (проблемы в этом плане у Кинга бывают редко). В связи с этим, мне немного жаль, что мало времени было уделено Рэндаллу Флеггу, тому самому Темному человеку, главному злодею романа. Харизматичный, вечно улыбающийся, но бесконечно злой внутри, мне очень понравился его образ. Также к плюсам отнесу атмосферу книги, потому что после прочтения я еще несколько дней не мог отойти от мира романа.

Минусы книги вытекают из неопытности Кинга в написании больших романов. Сам он говорил, что хорошая книга в среднем пишется за 3 месяца. На «Противостояние» он потратил 18 месяцев. Некоторые моменты выглядят натянуто (например, концовка, как я уже отметил), повествование, в целом, неровное (захватывающее начало, затянутость середины, резкий переход к развязке).

Подведу итог. Интересная, хорошая, амбициозная, но неровная книга о том, что много в нашей жизни происходит по воле Божьей, и что человек — опаснейшее создание, которое может уничтожить самого себя.

P.S. Пара слов об экранизации. «Противостояние» вышел в 1994 году в форме телесериала. Плюс такого решения в том, что практически все герои и события книги уместились в четырехчасовую экранизацию. Минус вытекает оттуда же, формат телесериала не передал размах той катастрофы, что описана в книге, несмотря на большой бюджет. Свою лепту тут еще внесла цензура. По поводу актеров претензий нет, все были подобраны весьма удачно. Порадовала маленькое появление самого Кинга в роли простого веселого парня Тедди Вейзака. Смотреть «Противостояние» рекомендую только после прочтения книги и желательно в переводе Михалева, другой доступный на данный момент перевод ОЧЕНЬ корявый.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня абсолютная загадка, почему именно этот роман считается у Кинга лучшим, а также почему он вошел в Англии в список «лучших книг xx века». Читатели часто пропускают достойные вещи, а не самые лучшие возносят на пьедестал.

В общем, «Противостояние» не кажется мне лучшей книгой Кинга, и роман этот даже как-то выбивается из общего потока его творчества.

Хотя это очень хороший бестселлер, признаю, и роман, по объему превышающий «Войну и Мир» и «Властелин Колец», читается легко. По крайней мере, первая его половина. Некоторые сцены великолепно написаны. В частности, вся первая часть великолепна. Но в целом хороших кусков удручающе мало. Проблема в том, что такое произведение не близко русскому читателю. Посмотрите. Выжившие в эпидемии, едва очухавшись, сразу начинают решать чисто практические вопросы. Кинг и сам чувствовал, что это проблема, что и привело к творческому кризису во время работы над романом. Как-то осмыслить происходящее герои не пытаются. И что после апокалипсиса? Как стреляли друг друга, так и стреляют, как трахались, так и трахаются. Согласитесь, что это даже как-то однообразно.

Хоть бы кто изменился, поумнел, преобразился! Ну, разве что Ларри Андервуд что-то осознал и пожертвовал собой ради других. Но дело в том, что эти другие, ради которых Ларри собой пожертвовал, вызывают меньше симпатии, чем он сам. Ларри и подонком был интересен. Поэтому его осознание своих ошибок не производит эффекта соучастия.

Вообще, психологические проблемы героев здесь наиболее интересны. А вот все эти Конституции и свободные выборы нам чужды. Ну, не увлекает это. Скучно и пролистывается с раздраженным нетерпением.

У Стивена с «Противостоянием» та же проблема, что с «Темной Башней». Он берет эпическую, возвышенную тему, но не справляется с материалом. Потому что сам — закоренелый реалист. Кинг любой эпос будет стремиться принизить, свести к бытовухе, к отдельным деталям, к траху, выпивке, детским комплексам и матершине. Рэнделл Флегг должен быть воплощением Зла, а оказывается нелепым проходимцем. Ну, выше заурядного садиста точно не тянет. А роль нового Пророка у Кинга выполняет чернокожая беззубая старуха, играющая на гитаре кантри и блюзы. Довольно чванливая и занудная особа, вызывающая какое угодно чувство, кроме религиозного трепета.

И еще — мне бы очень хотелось увидеть ПРОТИВОСТОЯНИЕ в романе, который называется ПРОТИВОСТОЯНИЕ. В чем, собственно, оно заключается? В мести из-за бомбы в шкафу и нескольких убитых. Борьбы Добра со Злом тут нет, потому что добрые и злые похожи, как братья-близнецы. Среди злых в Лас-Вегасе истинно злых почти нет, есть просто жалкие сломленные личности. Мусор вообще вызывает сочувствие. А среди добрых по-настоящему святых, кроме Ника Андроса, днем с огнем не сыщешь. Из-за чего сыр-бор, не пойму? За что воевать ЭТИМ ЛЮДЯМ?

Стив замахнулся на Шекспира, а в очередной раз получился Шервуд Андерсон. От прочтения остается ощущение, что люди безнадежны. Стоило ли ради этого писать такой большой роман?

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Противостояние» — одна из самых популярных и обсуждаемых книг Кинга, а это уже кое о чем говорит. Сам автор писал в предисловии к «Темной Башне», что если бы он умер вскоре после публикации «Противостояния», многие фанаты бы не расстроились – ведь свой лучший роман он уже написал.

Вирус супергриппа, остроумно прозванный народом «Капитан Шустрик», вырывается из лаборатории химического оружия. Один (!) человек заражен им и спасается из зоны бедствия. Вскоре болезнь охватывает весь мир. Выживают немногие, и каждый счастливчик видит в своих снах два странных образа: старушка-негритянка и загадочный темный человек. Они манят к себе, и вскоре вокруг этих людей формируются два лагеря. Казалось бы, что делить на развалинах Америки, когда достаточно зайти в любой магазин и взять что хочешь? Но нет, впереди борьба за идею, противостояние, the stand.

Сюжет завораживает с первых же страниц: Кинг умело выстроил картину событий. Вначале мы видим беззаботных обывателей, погрязших в своих житейских проблемах. Чуть позже – одиночек, пытающихся выжить в творящемся вокруг кошмаре. А потом – героев, творцов новой истории. Сразу хочется сказать, что персонажи – главный бриллиант «Противостояния», то, ради чего эту книгу надо читать. Здесь такие характеры! Глухонемой Ник Андрос. Он общается с помощью бумаги и ручки и старается особо не выделяться, но неожиданно играет одну из главных ролей в борьбе с темным человеком. Кстати, то же можно отнести и к не совсем нормальному Тому Каллену. По развитию он – на уровне ребенка и читать не умеет, что не мешает им с Ником быть лучшими друзьями. На переднем плане повествования также находится Стью Редман. Свой парень, работяга с юмором и смекалкой… правда, иногда раздражает своей правильностью. Впрочем, в конце концов не полюбить его сложно. Как и ироничного социолога Глена Бэйтмена. Но что это я все о добряках? Во главе оппозиции – небызызвестный по «Темной Башне» Рэндалл Флегг. Он получился крайне харизматичным, хотя я заметил в его поведении и способностях небольшие противоречия по тексту. Но, может быть, таким противоречивым и должен быть этот обаятельный злодей? Также стоит отметить Дональда Элберта по кличке «Мусорный Бак». Вполне неплохой скромный парень, только немного «с огоньком». То есть пироман. А вскоре – министр обороны в лагере Флэгга. Один из лучших образов романа, показывающий, как относительно безобидный человек становится безумным огненным аннигилятором. Кстати, есть в «Противостоянии» еще один безумный аннигилятор, одно время даже бывший в тандеме с Мусорным Баком. Имя его – Малыш. К Карлсону не имеет никакого отношения. Это чистейшей воды «chaotic evil» персонаж, который минуту назад называл тебя лучшим другом, а теперь угрожает взорвать тебя ко всем чертям. И наоборот. Отрывки с участием Малыша – сплошное наслаждение, очень жаль, что Кинг не воспользовался этим героем на полную катушку.

Наконец, есть несколько поначалу «нейтральных» героев. Гарольд Лаудер – один из самых любопытных типажей, наиболее яркий пример перевоплощения под влиянием обстоятельств. Ну а мой личный любимчик – Ларри Андервуд. По сути, вирус супергриппа идет этому парню только на пользу, пробуждая в нем дремавшие в обычной жизни черты и выжигая каленым железом лень, тунеядство и нерешительность. За этим следишь с неподдельным интересом.

В общем, каждый читатель найдет героя себе по вкусу, благо Кинг мастерски погружает во внутренний мир каждого. После главы о Нике Андросе я реально удивился, когда вспомнил, что я-то не глухонемой, а могу слышать и говорить. Такой вот эффект погружения.

О персонажах написано много, да и им можно посвятить целую диссертацию, а вот что сказать о сюжете? Увы, здесь все не так радужно. Три четверти книги все идет нормально, напряжение нагнетается, в нетерпении ждешь развязки, удачными смотрятся все острые повороты… но вот когда противоборствующие лагери формируются окончательно, и начинается борьба… есть некоторое разочарование. Не использовал Кинг весь заложенный в книгу потенциал, это очевидно. Он так здорово расставил все фигуры, но сама партия получилась слегка скомканной. Мат был поставлен слишком быстро, да и не теми фигурами надо было жертвовать, на мой взгляд. Есть некоторые другие варианты, которые смотрелись бы изящнее и драматичнее. Хотя все же в самом конце Кинг исправляет положение, и непосредственно финал оказывается уместным и красивым; но не настолько, насколько можно было бы сделать при таких героях и такой завязке сюжета.

А завязка сделана на совесть… веришь, что именно так все бы и было, вырвись какой-нибудь шальной вирус на волю. А может, все еще впереди, кто знает, какие болезни разрабатываются в спецслужбах в разных странах? Вообще, после «Противостояния» задумываешься об обществе. В нем – корень всех бед? Автор и сам размышляет над этим вопросом, ведь даже в благополучном вроде бы лагере возникают конфликты. Это тревожные звонки, говорящие о том, что человечество вряд ли чему-нибудь научится: там, где есть сообщество людей, в конечном счете появляются интриги и борьба со всеми вытекающими последствиями. Даже пережив супергрипп, люди в результате могут опять вернуться к аналогичному армагеддону. А что уж говорить о мире во всем мире? Возможен ли он? Очень сомнительно, только такой вывод следует из романа. Кстати, вирус-то ведь зародился на территории США, и ничто не предвещало его распространения на другие континенты. В Россию и Китай супергрипп был завезен специально, намеренно… мне кажется, вот это – один из главных и самых жестоких уроков «Противостояния».

Вообще, несмотря на то, что болезнь бушует во всем мире, роман рассказывает о событиях только в США. Иногда это раздражает, но такой уж Кинг чисто американский писатель. Есть такой характерный момент: жители «доброго» лагеря собрались вместе на общий митинг. И первое, что они сделали, — это спели гимн. А потом…ратифицировали Билль о правах, конституцию США и прочее. В России ничего подобного бы не было: гимн – максимум, но о всяких законах забыли бы надолго. Тем более, открываются замечательные возможности для построения нового общества, с чистого листа, так нужно ли вспоминать старое? Впрочем, для американцев конституция – гораздо более важный документ, чем для россиян. Наверное, правильно будет отнестись к этому с иронией; а авторское же мнение – за кадром.

Но вот что нельзя оставить за кадром, так это неприятный фокус российских издательств. Почти все издания в нашей стране – сокращенные, с 71 главой. Но есть, как оказалось, полная версия из 78 глав, где подробнее описывается эпидемия, а также линия Мусорного Бака. Думаю, впечатления после прибавки в семь глав только улучшились бы.

В целом, «Противостояние» получилось противо…речивым. Легко понять, почему столько людей возвели его в ранг культа: идея и персонажи делают роман неординарным и заслуживающим вдумчивого прочтения. Доработать бы кое-что – был бы абсолютный шедевр. И тем не менее, эта книга должна быть на полке каждого любителя фантастики. Хотя бы как наглядное пособие…на всякий случай.

«Жизнь – это карусель, на которой никому не дано удержаться надолго. И она всегда в конце концов возвращается на то же самое место, замыкая круг»

Стивен Кинг

«Ты веришь в эти штучки-дрючки?»

Малыш

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало произведения впечатляет. Пугающе реалистичное описание распространения смертельной эпидемии, тщетность попыток спастись, бессмысленные действия государственных служб, пытающихся всеми силами скрыть свою вину вместо реальной борьбы с вирусом — хотя очень скоро становится понятно, что оправдываться будет просто некому и не перед кем...

Идея дальнейшего развития остатков человечества мне понравилась — переход от эпохи рационализма к миру мистики и чудес. Но увы — раскрытие этой темы реализовано крайне неудачно, или правильнее сказать — она вообще не раскрыта.

Последний адепт рационализма — он же генеральный представитель «темной силы», часто ведет себя крайне нерационально, в то же время «светлые» но своему образу действий не сильно отличаются от него, используя по сути те же рациональные методы. В конце книги имеет место что-то вроде «крестового похода» четырех героев — и уже появляется надежда — вот сейчас-то мы увидим настоящие чудеса, которые изменят грядущую историю человечества... Но все кончается пшиком, пусть и очень большим и ярким, для финала автор применяет классический deus ex machina (в данном случае — почти буквально), что для Кинга как-то совсем уж не к лицу, а в таком огромном произведении — и вовсе моветон.

Раздражает бессмысленность многих сюжетных линий — например, в итоге оказывается, что и разведывательные миссии, и мученические смерти героев, и «крестовый поход» четверых «белых магов» (которые совершенно никак свои магические способности не проявили — по причине их очевидного отсутствия) — все зря, все напрасно. Даже и без этих действий итог Противостояния был бы тот же

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— безумный Мусорник рано или поздно вошел бы в конфликт с своим окружением, бежал бы из города, затем попытался бы найти ядерное оружие, доставил бы его своему кумиру как искупление своих ошибок, и результат был бы очевидно аналогичный.

Есть ли смысл читать? Можно, если умеете читать быстро и уверены, что не пожалеете о зря потраченном времени.

Я читал «полный» вариант произведения, но увы — автор всего лишь «налил воды» в сюжет, так и оставив его полным противоречий.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Противостояние» Кинга после прочтения вызвал у меня небольшой диссонанс. С одной стороны книга хороша и большое количество положительных отзывов, как от признанных рецензентов, так и здесь на Фантлабе тому лишнее подтверждение, с другой стороны – слишком противоречивые эмоции я испытывал на протяжении всего чтения.

О чем повествует роман можно прочитать в аннотации, или в отзывах ниже, повторять одно и тоже смысла нет. «Противостояние» поделено на три части, и тут напрашиваются аналогии с форматом трилогий. Где первая часть нас заманивает, вторая – ещё больше закручивает сюжет, а третья даёт ответы, завершая действие эпичным финалом. А так ли здесь? Увы, но не совсем. Первая часть действительно заманивает нас в свои сети, знакомя с множеством персонажей. В действительности кажется, что персонажи на страницах книги меняются и мелькают слишком часто, и это похоже на сумбур, но это Стивен Кинг, у него своя система. Персонажей много, очень много. При этом внимание не распыляется, интересно смотреть на то, как каждый из них переживает начало и последствия апокалипсиса в виде супергриппа; кем они были и кем они станут в ближайшем будущем. Не смотря на некую сумбурность, за персонажами и сюжетом действительно интересно наблюдать: какой это шок остаться, по сути, одним в вымерших городах. Первая часть произведения это лучшее, что есть в этой книге. Все вместе, она хороша вся.

Устанавливая высокую планку качества/интереса, труднее всего удержаться на этой высоте. И я был бы действительно рад, если бы «Противостояние» закончилось на середине второй части, так как начиная с нее роман скатывался. Во второй части выжившие, или правильнее сказать – обладающие иммунитетом к супергриппу люди, ведомые образами во снах начинают постепенно объединяться и делиться на два лагеря, которые лишь условно можно поделить на добро и зло. Так как тот же Флегг здесь ну никак не тянет он на Саурона. А за «лагерь добра» говорят их идиотские поступки. У вас только что было уничтожено общество, по вине этого самого общества, создавайте в точности такое же общество, а лучше два. Правда, в такое развитие событий охотно веришь, кажется, что так оно и будет в случае печального исхода. Да и если посмотреть на некоторых индивидуумов, язык не повернется назвать их белыми и пушистыми. Потому деление на зло и добро лишь условное. Наигравшись в Федеральное собрание, повествование перетекает в третью часть.

Да начнется театр абсурда! Конфликт нарастал и в третьей части он преобразуется в противостояние! Будет много крови, убийств, мяса и напряжённого экшна. Конечно же нет. Самому противостоянию, которое автор аж в название вывел, уделено столько же текста, сколько занимает весь мой отзыв. От того каким образом герои пришли к «противостоянию», в прямом смысле пришли, невольно начинал дёргаться глаз. Но апогеем ахинеи стал финальный твист. Да-да, я прекрасно понимаю что это фантастика и тут все выдуманное, но предел должен быть. Когда всю книгу автор нам говорит, что дескать это очень серьезное произведение, а потом в концовке выдаёт «Коджака из машины, на рояле из кустов», то дёргаться начинают оба глаза. Складывается такое впечатление, что Кинг устал от собственного произведения, что хотел как можно быстрее закончить его, и так спешил, так спешил, что ничего более вразумительного не придумал и выдал «Невероятные приключения Рэдмана Стью».

Резюмируя прочитанное и вышесказанное отмечу то, что в общем и целом роман не является плохим, скорее наоборот. Прекрасная первая часть, разнообразные, пусть и не всегда интересные, персонажи; обилие интересных политических, моральных, религиозных вопросов, которые так или иначе затрагивает Кинг; достаточно правдоподобное обыгрывание апокалипсиса и его последствий, да где-то психологически не дотянул, молодой на то время, автор. А потом началась вторая половина романа – идиотские поступки и поведение, невразумительное «противостояние», откровенно плохие и невероятные финальные главы, которые смазывают все впечатление от произведения.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не считая Ричарда Бахмана, «Противостояние» единственный роман Стивена Кинга, который мне не понравился. Обожаю «Темную Башню», там Роланд мощный характер, окружающее его лица воодушевленные, да и Флегг (Волтер, Фарсон…) немного другой. Как ни странно, парадокс. Я много слышал о том, что «Противостояние» гениальное и всеми любимое произведение, но, после прочтения «Темной Башни» и ряда других произведений этот роман меня разочаровал.

И с «Противостоянием» что-то не то… Чем больше читаю, тем больше неприятно удивляюсь. Здесь мне ближе по душе немного измененный сюжет экранизации, нежели текст оригинального романа. Больше всего возмутило меня «книжное» отношения к Гарольду: Фрэнни знала, что он читал ее дневник, Лари видел, что свой дневник Гарольд прячет, мальчишка Джо (Лео) почувствовал, что Гарольд опасный застранец, а Стюарт подумал, что вокруг Гарольда может собраться оппозиция их Совету. И? Спустили все на тормозах. Зато все они, кроме мальчика, послали старика Джада и отсталого Тома на запад, на верную смерть. Черт! Да они в первую очередь должны были ликвидировать Гарольда, во избежание раскола в новом, только что зародившемся обществе. И здесь не только в Гарольде проблема.

На первых трех ста страницах хоть какая-то динамичность присутствует, а дальше все загрузло; звучит так натянуто, как будто персонажи превратились в картонные фигурки и Кинг двигает ими, подстраивая под сюжет, нанизывает события на нить повествования. Роман затянулся, сюжетная линия исчезла, остались только хаотично движущееся персонажи. И к чему все привело?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дьявол сидел все лето в Лас-Вегасе, коллекционировал оружие и ждал умалишенную женщину. Вздор! Да дьявол сжег бы останки людей за день, и никакой Ллойд ему для этого не понадобился бы… Рандаль Флегг в «Противостоянии» сопляк какой-то. ЖАЛКИЙ КЛОУН и ДЕШЕВЫЙ ФОКУСНИК! (Простите все, кому нравится этот персонаж). Он черт знает, чем занимался, а потом спохватился: «О! Как быстро пролетело время!». Идиот!

Какое «Противостояние»? Кинг 900 страниц (а в оригинале 1300!) гонял стадо овечек, затем ушел так далеко от первородной идеи, что окончательно запутался, и подорвал всех к черту. Во!

Не понимаю, за что читателям Кинга так понравилось это произведения? Я за все время чтения не подчеркнул ни единой фразы. Роман этот лишен красоты. Было откровенно скучно и не интересно, и дело тут не в том, что ранее я смотрел фильм. Я и «Кладбище» с «Кэрри» смотрел до прочтения, и, тем не менее, обе книги захватили с первых страниц и я их перечитывал несколько раз.

Финал это полный трэш – приехал мусорщик и всех подорвал к чертовой матери. Это называется, Стивен не смог распутать узел и разрубил его пополам.

В некоторых местах много пустых описаний и пересказов одних и тех же событий, а там, где было бы неплохо дать более полную картину, Кинг перескакивает на несколько дней. Так, например, с Томом и Ником, которые встретили Ральфа, а затем уже оказались в Лагере. Людей там было несколько горсток, а потом, за несколько дней, семь сотен собралось.

В романе много сентиментальности и никакого ужаса. Это, наверное, потому, что я прочитал роман слишком поздно, и сравниваю с другими. В романе около 100 персонажей, но, мне определенно так никто и не понравился. В фильме больше всего нравился Лари, но у него там был немножко другой характер, и роль другая.

Я не критикую Сэй Стивена, едва ли кто справился бы с такой грандиозной идеей. Всем не понравишься. Иногда, не понравишься даже половине. Я люблю Кинга, но, некоторые произведения вызывают вопросы.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы было понимание — это кирпич, содержащий в себе 1500 страниц текста. Не случайно именно этот роман выходил в значительно урезанной версии, полная же появилась спустя десятилетие.

Итак, «Противостояние»...

Это самый масштабный, самый объемный роман из раннего творчества Стивена Кинга. И пожалуй, один из самых эпичных в его творчестве (если не самый-самый) — количество действующих лиц на страницах огромно.

Написанный ровно 30 лет назад роман, на мой взгляд, поднимает темы, которые в наше время стали в разы актуальнее и острее. Разработка оружия, способного уничтожить человечества, мировая политика, которая поощряет это, внутренняя политика, которая всему силами пытается сделать вид, что ничего не произошло, и что всё идет по плану, ложь масс-медии, проблемы взаимоотношениям людей друг с другом и природой — далеко не полный перечень.

Кинг описывает вполне возможное будущее, делает это красочно и правдоподобно, и от этого становится по настоящему жутко. Невольно задаешься мыслью, а ведь это вполне может коснуться и тебя. Писатель великолепно смог описать, как будет распространяться вирус: случайное рукопожатие — и вот еще десяток больных, поездка на метро — еще несколько сотен.

Впрочем, при всем великолепии, нельзя не отметить, что во время прочтения «Противостояния» я то и дело ловил себя на мысли — а вот это я уже читал, вот это у Кинга уже было/будет. А вот в том романе, он развил эту идею. чуть глубже. Это вовсе неплохо, но сам роман вызвал во мне диссонанс. Я неоднократно читал, что это один из лучших романов мастера, и при этом книгу крайне высоко оценивают читатели. Я же, закрыв её, подумал, а за что?

Давайте по порядку.

Об этом неоднократно уже писали (более того, наверное, подобную мысль можно встретить в каждой из рецензий), но я повторюсь — роман состоит из трех весьма неравнозначных частей.

Первая — самое начало эпидемии «супергриппа», в которой мы знакомимся с героями, и далее перед нами предстает тот самый момент, когда вирус накрывает всю Америку. Мы наблюдаем, как он уничтожает всё то, что дорого героям, ломает их планы на будущее и вынуждает меняться, приспосабливаться, дабы выжить в новом мире. Умирает подавляющее большинство людей, а также, почему-то, лошади и собаки. Удивительно, но кошек, по словам героев, вирус не тронул. Но, поскольку Кинг — отнюдь не кошатник, ни одной кошки на протяжении романа мы не встречаем. В отличие от единственного выжившего уникального пса. Удивительно.

К первой части претензия может быть лишь одна — персонажей очень много, и все они очень разные. Первое время сложно запомнить, кто, что и где. Но поскольку я, как и многие другие, люблю эпичные вещи — смело отнесу данный пункт в плюсы. Тем более, что-что, а выписывать персонажей Кинг умеет на все сто. Первая часть — лучшее, что есть в романе.

Вторая же описывает, как люди, пережившие эпидемию (по какому-то необъяснимому стечению обстоятельств у них как и у кошек полный иммунитет), объединяются в группы и начинают восстанавливать то, что было разрушено. Они стягиваются в два ключевых места — к двум противостоящим полюсам. При этом всего лишь несколько глав отводится тем героям, которые встали под знамена Черного человека, автор будто бы забывает про них, но зато подбрасывает нескольких кротов в стан «положительных» героев. Основная интрига части — смогут ли герои воплотить желаемое в жизнь.

Плюсами являются отдельные сцены и диалоги, поднимаются очень интересные философские и политические темы, минусами же — практически полное отсутствие какого-либо движения. А также то, что автор будто бы забывает про некоторых героев. Например, о Нике. Один из главных героев первой части, избранный Богом — и...

Сюжет топчется на месте, никоим образом не развиваясь. Зловещий Враг (да и есть ли он вовсе?) — он где-то далеко, за горами. Про него вспоминают лишь изредка, будто бы напоминая — «эй, а не пора ли двигать сюжет дальше? Нет? Ну ладно. Ещё раз обсудим будущую политику и возрождение того, что собственно и погубило человечество».

Помню, Кинг в биографии жаловался, что долгое время не мог придумать, как же ему разрубить этот «гордиев узел». Героям нужен был веский стимул, чтобы прийти в движение. И Кинг выбрал «бомбу»... Не очень оригинально, зато действенно.

И в принципе, третья часть, посвященная как раз заглавному противостоянию, могла бы выйти совершенно иной, не «включи» Кинг на полную катушку тему «религия-мистика». Положительные герои слишком заняты облагораживанием своего нового дома, и отказываются замечать происходящее вокруг. Поэтому просто время от времени на отдельных героев будет нисходить «озарения», которые будут помогать им избежать подлинных катастроф. На помощь им начнут приходить последние в своем роде выжившие собаки, ну и так далее. Так и до орлов недалеко.

Черный человек — это Зло, положительные герои — Добро. Антихрист против Бога, его избранных. И то, что предводитель Добра умирает, никого не смущает. Более того, толкает в путь. Рационально действующие две трети книги герои, живущие, можно сказать, в нашем с вами мире, внезапно начинают верить в войну между Светом и Тьмой, и то, что их судьбы предопределены. И вступают в то самое «противостояние».

Ух! Ожидаем множество событий, борьбы? Нет.

Черный человек внезапно начинает терять силы и вести себя как истеричка? Почему, с чего вдруг? Так надо по сюжету.

Черный человек владеет темной магией, и герои будут пытаться одолеть его светлой? Нет. Тогда оружие? Нет. Ну хотя бы поговорить, переубедить, быть может, сила внушения...? Нет. Бог просто требует принести ему кровавую жертву.

В жертву вот именно этих героев? Да.

Почему именно их? Да, кто же знает. Хотя у них же жены и дети... Так будет более эмоционально.

Почему ровно четыре человека? Да, кто же знает. Тем более потом раскрывается, что в данном числе нет ровно никакого смысла.

Почему они должны идти пешком? Потому что им надо прийти ровно тот день, когда «из кустов вывалится здоровенный рояль». Та самая «рука Бога»...

В итоге вся борьба сводится в итоге к примерно ста страницам текста. Одна пятнадцатая часть от всего романа. Быть может роман за Кингом дописывал кто-то ещё? Выглядит весьма похоже. Автор, книги которого восславляют силу человеческого духа, герои которого обычно не сдаются и противостоят року, внезапно решает, что нет ничего более лучшего, чем отправить героев на верную смерть. Во имя Бога.

Помните? В одной из своих рецензий, я писал, что Кингу не удаются финалы? Так вот концовка «Противостояния» в этом планы вырывается в недосягаемые лидеры. Она ужасна. Она обесценивает всю ту гору текста, что мы прочли до неё. Если первая часть роман — шикарна, вторая — ничего так, то третья — это калейдоскоп из случаев, совпадений, стечения обстоятельств и отсутствия всякой логики в поступках героев.

В итоге, весьма переоцененный роман Кинга. Потрясающее начало и абсолютно не внятный финал. Количество плюсов всё-таки перевешивает минусы, но стоит ли мучить себя 1500 страницами ради финального пшика? Лучше почитайте «Тёмную башню».

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё до прочтения слышал,что книгу все оценивают на ура, да и сама идея произведения очень интересная. Может у меня были завышенные ожидания, однако первая и вторая половины — даже не небо и земля, а космос и ядро планеты — настолько велика пропасть между ними. В первой половине отлично закрученая интрига на сюжетной линии каждого персонажа — кто на какой стороне окажется, когда и при каких обстоятельствах они встретятся? Жизнь каждого главного героя достаточно подробно описывалась, с «живыми» отсылками в прошлое, и всё это было чертовски интересно. И тут, неожиданно для всех (возможно и для самого Кинга) фломастером размером с поезд проводят жирнющую черту, за которой начинается вторая часть.

Как только появляется Свободная Зона, внутренний мир главных героев уходит в небытие. О личной истории/характере/мыслях каждого важного героя забывают (как ни странно, больше всего раскрыт Гарольд), и их действия подгоняют под сюжет. Всё скомкано, интрига задушена. Далее развязка — самое слабое место книги, на мой взгляд. Ощущение, будто Кинг хотел поскорее её дописать, если вообще дописывал именно он. Такой всемогущий Флегг, и такой конец. Много нелогичных и глупых действий в ключевых местах, а также полно вопросов без ответа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(у Флегга даже не появилось ни одной мысли, почему Комитет свободной Зоны сам пришёл и сдался ему? Почему он не уследил за Надин? Да и вообще, его просто описывают как Зло, но конкретики мало. Что он может, а что нет? Куда уходила Матушка Абагейл?). Но хуже всего — смерть Гарольда! Это вообще что черт подери было? Такой персонаж, пожалуй Злодей похлеще Рендела, и о нём пишут всего абзац, что он упал и разбился.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смысл похода Ларри,Стью,Глена и Ральфа также непонятен. Божья воля, это мы слышали, да. Но за этим же должны стоять и какие-то действия, чтобы можно было сказать: « Да,они не зря шли,вот оказывается для чего это было нужно». Единственная рациональная причина, это то, что Ларри заводил толпу, чтобы настроить их против Флегга, но этого маловато, для убийства 3-х героев:) А в итоге решил всё Мусорный Бак и случайность, а Ларри (мой любимый герой наряду с Ником), погибли,как третестепенные персонажи.
Самое интересное (и по мне, это очевидно), это психологическое состояние главных героев. Огромное преимущество, что героем много и можно раскрыть эту ситуацию многогранно — не используется никак.

По итогу: великолепная завязка, бездарный финал. Если разрубить книгу пополам (вдоль), и во второй половине изменить все имена — я бы вряд ли поверил, что их писал один и тот же человек.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аккуратней, спойлеры.)

Это мое первое произведение Стивена Кинга. Весьма неровное надо сказать. Если начало я читала взахлеб, то где-то на середине начала скучать, потом, конечно, Гарольд со своими коварными планами немного усилил интерес, но и его история подошла к концу.

Как мне показалось, один из главных недостатков книги это не до конца раскрытые персонажи. Складывается ощущение, что, например, историю Ника просто покрамсали. Вот у матушки весь в сомненья, вот уже и в Свободной зоне, и то изредка появляется.

Вначале было много конфликтов внутри каждого персонажа, но потом это как то забросили. Иногда, конечно, вспоминали, но в целом именно что забросили. Много ли уделялось внутреннему миру Глена, Ларри, Стью и Ральфа во время похода? Нераскрыты вполне обычные люди Лас-Вегаса. Сюжет стремился к финалу на всех парах, складывалось впечатление, что неважно как, главное быстрее все закончить.

Хотя идея то интересна. Бог и дьявол борются за душу человека. Куда придет этот человек?

Странно еще, что, несмотря на все сны и апокалипсис люди массово не ударились в религию с силой фанатиков. Службы, каждый вечер молитвы, покаяния, крестовые походы, выступления и прочее. Ситуация то располагает.

В общем, начали за здравие, а закончили за упокой.

Итого: 6 – исключительно за отличное начало.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, это одна из лучших книг Кинга. Сравниться с ней может разве что Темная Башня — как цикл.

Огромное число персонажей, при этом — совершенно разных. От святой до дьявола во плоти. И все, что между — самые разные люди, выжившие после катастрофы. При этом все они живут и развиваются, все меняются, ни один к концу книги не остается неизменным.

При этом книга почти не читается как фантастическая. Это, практически, махровый реализм — с двумя фантдопущениями: на свободу вырвался смертельный вирус и появился Флэгг. Остальное читается как документальный роман.

При ээтом, несмотря на огромный объем книги и такой интерес к развитию персонажей, их мотивации и т.п. — книга захватывает. Прочитать ее залпом вряд ли удастся — слишком велика, но организм этого требует.

Едва ли не единственная твердая и бесспорная десятка Кинга. Придраться просто не к чему.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх