FantLab ru

Стивен Кинг «Ночной прибой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Голосов:
1100
Моя оценка:
-

подробнее

Ночной прибой

Night Surf

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

Компания молодых людей брела по пляжу. Они сжигали попадавшихся им людей, но отнюдь не из жестокости, а, скорей, из гуманности. Возможно, они последние люди на Земле, но и им осталось немного. А почему? Да просто грипп, к которому человечество не успело вовремя найти вакцину.

Входит в:

— сборник «Ночная смена», 1978 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Супер Триллер №2 (149)», 2008 г.

— антологию «American Supernatural Tales», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Бегущий
1993 г.
Туман
1993 г.
Игра Джеральда
1994 г.
Газонокосильщик
1997 г.
Ночная смена
1998 г.
Ночная смена
2000 г.
Корпорация
2000 г.
Ночная смена
2005 г.
Кэрри. Ночная смена
2005 г.
Ночная смена
2007 г.
Акционерное общество
2012 г.
Ночная смена
2014 г.
Ночная смена
2015 г.
Ночная смена
2017 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №2 (149), 2008
2008 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Рассказы
2013 г.
Ночная смена
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Night Shift
1978 г.
(английский)
American Supernatural Tales
2007 г.
(английский)
Night Shift
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, наполненный тоской, одиночеством и бесконечной безысходностью. Что есть человеческая жизнь — лишь песчинка, след на песке, а быть может фантик от конфеты, оставленный на пляже. Но их всех ждет одна и та же участь — быть унесенными, смытыми с лица безмятежного пляжа набежавшей волной. Да, иногда Кинг поражает какой-то лиричностью, психологизмом и свойственной только ему философией, за что и ценен.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданный Кинг. Отчего-то, не знай я автора, я едва ли догадалась бы, кем написан этот рассказ. Какой-то он непривычно лиричный, пугающий совсем на ином уровне, нежели я привыкла ожидать от Стивена. Столкновение с неотвратимостью собственной конечности, разросшееся до масштабов целого человечества. Тотальное безразличие в мире, в котором всё уже перестало иметь значение, и лишь смутная горечь, слабо пробивающаяся откуда-то изнутри.

Особенно запомнились начало и конец рассказа. Автор привлекает внимание читателя, давая понять, что герои только что совершили жуткое убийство, а сейчас преспокойно направляются на пляж, не проявляя ни капли раскаяния, а затем постепенно раскрывает обстоятельства случившегося и положение, в котором оказались персонажи. Заканчивается рассказ так неожиданно, что я даже было решила, что у меня не полная версия произведения. В первый момент это вызывает недоумение, а затем начинает казаться уместным, учитывая обстоятельства: у героев больше нет будущего, а такой финал лишь подчеркивает подвешенное состояние, в котором они застыли в ожидании неминуемого с мыслями о том, что не случится больше ни с кем и никогда.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кингу всего 22 года, но уже слышно по этому рассказу, — что он страшно талантлив, а быть может, даже одарён. И быть может, это и не рассказ вовсе, а просто черновые наброски хаотичного вдохновения молодого автора. Некий поток его одухотворённого сознания. (Здесь нет логически простроенного сюжета; ярко прописанных персонажей; навязчивого моралите.) И безусловен тот факт, — вне всякой канонической жанровой принадлежности, — что эта его ранняя вещь по своему осмыслению одна из лучших в формате откровений апокалипсиса. Просто пересказал Кинг эти предсказания и предостережения именно на свой лад и в более современной (отчасти даже ироничной) манере изложения. -Некогда цветущий / энергетически накачанный мир, — пульсирующий всеми мыслимыми удовольствиями и бесконечными радостями потребления. Мир, от которого постепенно не осталось больше никого, — кроме горстки отупевших и освирепевших на манер пещерного первобытного человека людей, стремящихся избавиться от слабейшего соплеменника любой ценой... Причем для них предать другого огню не одно и то же, что предать анафеме: заклание ради искупительной жертвы все же стоИт на следующей ступени и на порядок выше по уровню осознания. -В своём вынужденном мытарстве, изгнании и проклятии от неизлечимой эпидемии обезличенные персонажи Кинга уже мало что соображают и почти не отслеживают суть своих звериных поступков. И то, что раньше делалось на двух «лапах» , теперь делается на четырёх... Кто эти люди?.. Возможно, Вчерашние мы... А быть может, мы Завтрашние... -Кинг умудрился так искусно запустить триггер инверсии... Чёрное и белое у него предательски поменялись местами; закат и рассвет цивилизации сошлись в одной точке... Что невольно начинаешь думать (пытаться вспомнить на далёком откате генетической памяти), а что же было до всего?... Ну когда еще совсем ничего не было...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я подошёл к воде и стал всматриваться вдаль. Ничего, лишь неустанно двигающиеся валы, увенчанные мелкими завитками пены. Звук прибоя, разбивающегося о волнорезы, был здесь особенно громким. Казалось, рев этот поглотил все вокруг. Впечатление такое, словно оказался в эпицентре грозы. Я закрыл глаза и стоял, слегка раскачиваясь. Песок под босыми ступнями был холодным, серым и плотным. Словно мы последние люди на Земле... Ну и что с того? Прибою все равно. Он будет греметь до тех пор, пока светит луна, регулирующая приливы и отливы. (... ) Какая, к чертям, разница? Какие теперь, к дьяволу, правила и счёты?..

Да, прибою всё равно. И для Вселенной с ее законами термодинамики наша гибель отрезонирует не больше, чем отлетит резиновый детский мяч от товарного поезда. И у нас ведь на уровне имманентного начала есть свои законы Бытия, об которые мы каждодневно спотыкаемся и с упорством, достойным лучшего применения, методично их нарушаем, — делая растерянный вид что, мол, не заметили и не допоняли. И не важно, честное слово, в каких «богов» верит потенциальный читатель этого рассказа: в теорию дарвинизма, в языческий пантеон или во второе пришествие... Атмосферность и посыл у текста иные... В контексте рассказа Кинга вообще нигде и ни в чем не осталось больше никакого смысла, никакой морали и культа, никаких осмысленных поступков. Совсем ничего не осталось... Только эпидемия накрыла всё черным саваном. А у такой именно смерти ведь нет никакого достоинства. И нет особого смысла его проявлять... -Драться даже за своё выживание абсолютно бессмысленно, — всё предопределено, — и все так или иначе погибнут. И если мы ничего не можем сделать для Сохранения этого мира, — уже тысячи раз об этом на все лады предупреждённые, — произойдёт очередной закономерный оборот для дальнейшего его Обновления. -Назад в Будущее: к рептилиям и земноводным... Мрачен ли Кинг в этом рассказе?.. (Разумеется, здесь только мои индивидуальные ощущения) -Отнюдь... Скорее очень умён, прозорлив и задумчив.

PS Тем, кто не знаком с твор-вом знаменитого Короля Ужасов, — вероятно начинать с этого рассказа всё же не стОит; это не характерная для него вещь. И это много позже он подробно развернёт свою кровавую психофилософию в «Сиянии». На манер падшего Иерусалима автор подпалит в «Нужных вещах» погрязший в своих склоках и омерзительном паскудстве маленький провинциальный город... (Заламывать пальцы/перечислять подробно его высококлассные романы — не благодарное это дело — их достаточно много). А пока это проба пера, — но зато какая! С золотым оттиском огромного авторского потенциала и будущих художественных циклов очень высокого качества.

PPS «Ночной прибой» — один из любимейших рассказов у Кинга. Хотя местами складывается особое ощущение, что автору тесно именно в малой форме повествования: за великолепной идеей он не успевает выточить все детали своего текста. Хотя, быть может, в этот раз это и не нужно... И вероятно, буду не объективной, — здесь серьёзная осмысленная Десятка, — и в моём индивидуальном случае (восприятии) в раннем творчестве этот талантливый американец радует много чаще, нежели теперь.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не имеющая никакой сюжетной подоплеки, артхаусная постапокалиптика! Совсем не ясно что тут хотел Кинг отобразить. Безнадежность человеческого бытия или же наоборот попытки выжать все хорошее из того что есть?

Атмосфера хаоса неплохо выражена. Из за наличия персонажа Сюзи, которая то плачет, то смеется, то дерется, то проявляет любвиобильность. Главный же герой проявляет какой то безразличие ко всему происходящему. Он не лидер, не стратег.

Тут дело даже не от того умрут ли они постепенно все от гриппа, а от того что все израсходуют со временем,необходимое для существования и наступит просто конец.

Отсутствие финала очередной раз подтверждает что итог может быть совершенно любой.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическое кинговское произведение. Именно то что ему нравится писать. Он создал ситуацию

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(все люди на земле умерли от гриппа)
поместил туда нескольких героев
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(последних оставшихся в живых три человека, которые очевидно на днях тоже умрут)
и описывает их поведение, взаимоотношения мысли и чувства.

Написано хорошо, образно, красиво, но как обычно у Кинга никакой идеи, которую он хотел бы донести до читателя, в рассказе нет. Сюжета тоже нет.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В некотором смысле очень примечательный рассказ. В этом небольшом произведении раннего Кинга, как океан в капле воды, отразился Кинг поздний с его огромными, бесконечными и тягомотными романами. Именно этим рассказ для меня и интересен.

Сюжет отсутствует как класс: что-то вроде бы происходит и куда-то двигается, но заметить это движение и, тем более, угадать его направление практически невозможно. Главные герои сугубо схематичны: зачастую у них есть только имена и этого, по мнению автора, вполне достаточно. Они вроде бы что-то говорят и что-то делают, но читатель, как ни старается, не может понять, зачем все это происходит. Окружающая обстановка через несколько страниц набивает оскомину, поскольку автор бесконечное количество раз прокручивает один и тот же кадр: пляж, море, прибой. И опять, и снова: пляж, море, прибой. И через сколько-то страниц перестаешь понимать, об чем вообще идет речь. И если в начале повествования еще присутствует некая надежда на развитие, то к середине она напрочь исчезает. А к концу подкатывает реальный страх, но не от чтения, а от осознания того, что произведение никогда не кончится. День сурка, да и только. И когда в итоге все же добираешься до конца, испытываешь форменное облегчение от того, что автор сумел-таки произведение завершить. И воздаешь хвалу небесам за то, что перед тобой всего лишь рассказ на несколько страниц, а не тяжеленный «кирпич» страниц эдак под тысячу.

В общем, такой Кинг мне не нравится.

6 баллов.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пляж был чистым, море прекрасным, солнце светило... и так хотелось жить. Последней фразы нет в рассказе, но она является фоном всего повествования. Люди, которым уже все безразлично, ибо смерть стоит за твоим правым плечом. Просто, грустно, убийственно обыденно... Всем, кто любит мрачное и безысходное.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простенький и незамысловатый постапокалиптический рассказ. И, по-моему, довольно халтурная работа, ибо ничего, что может понравиться, мне здесь найти не удалось.

Группа подростков, после практически полного вымирания человечества от какого-то гриппа, тупо и без какого-либо смысла скитается по пустынному пляжу. Особое раздражение вызывает очень уж хамское и противоестественное поведение главного героя со своей девушкой.

Довольно безблагодатная история. Либо написана не Кингом, либо это одна из самых крупных его творческих неудач.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фаллаута не будет, потому что в глобальной катастрофе, убивающей человечество, нет романтики, как это кажется. Вместе этого есть отрицание, принятие, смирение и ожидание смерти, а также секс и дружба с тем, с кем возможно, все честно и правильно.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что не все смогли по достоинству оценить этот весьма жуткий рассказ...

Почти не имеющий сюжета, больше похожий на моментально выполненную зарисовку или набросок. Набросок чего-то грандиозного и монументального, но одновременно и такого, на тысяче страниц чего теряются важные детали, заметные лишь пристальному взгляду...

Возможно, подобная постапокалиптика, лишенная присутствия орд зомби и полчищ мутантов, лишенная злодеев, гоняющихся за героями по пустыням и горам, лишенная одиноких путников, вооруженных револьверами и Словом Божьим, многим и впрямь не по душе...

Потому что нет надежды на возрождение. Нет ощущения того, что человечество воспрянет и снова устремится к звездам, сияющим в ночной мгле. Некому стремиться...

Герои романа вовсе и не герои. Они не пытаются выжить, а просто идут к свежевыкопанной могиле в более медленном темпе, чем остальное человечество. К ним невозможно испытать ни капли сочувствия, ведь они по сути уже мертвецы. Ведь любой человек, лишенный мечты или цели в жизни, и есть мертвец, даже если он еще дышит, разговаривает и трахается...

И они не злодеи. Пусть и сожгли заживо зараженного вирусом парня из попавшегося на пути автомобиля. Мертвецы сожгли мертвеца, вот и все. Сами не понимая, для чего они это сделали...

Но самое жуткое, что мир гибнет не в результате войн и революций, не в результате каких-то катаклизмов. Не было взрыва, был только всхлип...Не ангел с огненным мечом истребил род людской, а дурацкий микроб...А природа этого и не заметила...

Возможно, сии философские мраки пришли мне в голову не только благодаря тексту. Возможно, виноваты песни Джонни Кэша, которые я слушал в минуты чтения «Ночного прибоя», причем песни попались самые тоскливые и беспросветные...

Возможно, я прочитал этот рассказ в качестве прививки от излишнего пессимизма. Как послание «помни о смерти, а потому цени счастливые мгновения твоей жизни». Не будь мертвым до тех пор, пока и впрямь не помрешь...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оценивать рассказ сравнивая с остальным наполнением сборника? Как так можно? То есть, конечно можно. Автор не зря сам составляет сборник, он видит что к чему. Раз агент ничего не сказал (а что он мог сказать Кингу?), то все претензии к кому?

К чему все это. Кинг в предисловии говорил о том что сборник пропитан страхом. Так страх тут и есть. Давайте не будем вспоминать о том что в сборнике есть что-то еще, мы оцениваем именно этот рассказ. Тем более оценить есть что.

Это только второй сборник Кинга, прочитанный мной. Первым был «После заката» в котором был похожий по сюжету «После выпускного». Не буду говорить что Кинг повторяется, я просто скажу что раньше Кинг писал крепче. В 15 страниц Стивен уместил полную безнадежности историю последних, возможно, людей на Земле. Причина не так важна (ок, если важна Кинг написал название вируса), важно настроение. Угнетающее действо способно пробить любую броню.

В чем-то не оригинальное, но невероятно атмосферное полотно.

Отдельно хочется сказать про дату написания. В предисловии Кинг верно указал на то что у каждого времени свои ужасы. Холодная война, Манхэтенский проект — на мой взгляд рассказ отлично показывает настроение молодежи того времени.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Серой дряни» и «Мясорубки» рассказ казался тягучим и вялым, что не мудрено – это уже не рассказ-действие, а рассказ-картинка. Картинка, пронизанная эмоциями, воспоминаниями, но совершенно бездвижная. Возможно поэтому и запомнилось мне после первого прочтения весьма смутно, так как событий там практически нет, и даже сожжение того парня – вскользь. Этот рассказ не пугает, не держит в напряжении, однако он довольно гнетущ, ощущение упадка и конца всего весит густо точно дым. Понравилось то, что последние выжившие парни не показаны какими-то чудовищами, даже с этим сожженным больным чужаком (это оставляет странное ощущение, вроде и жутко, но на изуверство не тянет – такой даже способ избавления от мук) – сопереживают заболевшему другу, жалеют его. В чем-то рассказ – такая атмосферная зарисовка. Поначалу было трудно вкатиться из-за незнания песен, которые там упоминаются, но дальше я окунулся в атмосферу – такая безразличная тихая возня во всеобщей мёртвой тиши… Даже эта «любовь» главного героя – и не любовь в общем, а так, скоротать с кем-то время. Для меня, в этом рассказе – даже не страх перед эпидемией, а страх остаться в опустевшим мире. Мире, который к зиме опустеет ОКОНЧАТЕЛЬНО…

Рассказ написан в конце 70-х, ещё до волны «птичьих гриппов» и истерии связанной с апокалипсисом через вирус, так умело использованный фильмами типа «Носители», «Заражение» и прочее и прочее. Сдаётся мне, в те времена этого всего было не так много, возможно даже рассказ – своего рода предтеча таких фильмов и настроений. Однако мне кажется, что у автора не это было главным.

Вот вам ещё один страх от Стивена Кинга – пустой вымерший мир, оглохший от тишины; всё что осталось – лишь воспоминания о шумной жизни и о жизни вообще; уныние Армагеддона; бессилие от того, что ночной прибой слижет и их следы – следы последней маленькой группки выживших…

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Атмосферный, пленящий мотив, исполненный лирикой. Оставляет приятное послевкусие и чувство недосказанности.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткий рассказ в котором чувствуются ростки будущего «Противостояния». Очень короткий, но очень эмоционально насыщенный по кинговский. Во всем прямо чувствуется одиночество и опустошенность. А это несомненно талант мастера.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткая повесть, или рассказ — зарисовка последних дней, последних людей. Когда уже всё можно, но уже ничего не хочется. По-моему, Кингу удалось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх