fantlab ru

Анджей Сапковский «Крупица истины»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.66
Оценок:
5268
Моя оценка:
-

подробнее

Крупица истины

Ziarno prawdy

Другие названия: Зерно правды; Зерно истины

Рассказ, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 336
Аннотация:

Попав в роскошный замок, Геральт начинает подозревать его хозяина в убийстве мужчины и женщины, тела которых обнаружил по дороге. Однако оказывается, что несмотря на свой ужасающий внешний вид вельможа всего лишь заколдованный молодой человек, не испытующий никакой ненависти к человеческому роду. Ведьмаку предстоит выяснить кто же на самом деле совершил это ужасное преступление.

Другая аннотация:

В очередном путешествии Геральт из Ривии нашел в лесу трупы зверски убитых людей. Причем убил их не зверь, не человек и не мелкая нечисть. Рядом с местом убийства находился дом, хозяином которого было чудище...


Примечание:

Существует еще один перевод на белорусский язык: «Зерне праўды» Переводчик — Александр Соколов (бел. Аляксандр Сакалоў). Опубликовано в альманахе «Далягляды» за 1992 г. (с.87-107). — Сапкоўскі, А. Зерне праўды; пер. з пол. Аляксандр Сакалоў // Далягляды, 1992: замежная літаратура. — Мінск: Мастацкая літаратура, 1992. — 278 с.


Входит в:

— цикл «Ведьмак Геральт»  >  сборник «Последнее желание», 1993 г.

— сборник «Wiedźmin», 1990 г.

— антологию «Истребитель ведьм», 1990 г.

— антологию «Далягляды, 1992: Замежная літаратура», 1992 г.

— антологию «Трактат о ведьмах», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Истребитель ведьм
1990 г.
Истребитель ведьм
1990 г.
Ведьмак
1991 г.
Трактат о ведьмах
1992 г.
Дорога с которой не возвращаются. Доля истины
1993 г.
Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Последнее желание
2008 г.
Последнее желание
2011 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Последнее желание
2015 г.
Ведьмак. Последнее желание
2017 г.
Ведьмак. Последнее желание. Меч Предназначения
2020 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2006 г.
Последнее желание
2007 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №13
2010 г.
Последнее желание
2018 г.
Последнее желание
2020 г.
Последнее желание
2021 г.

Комиксы и графические произведения:

Ведьмак: Зёрнышко истины
2022 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Wiedźmin
1990 г.
(польский)
Далягляды, 1992: Замежная літаратура
1992 г.
(белорусский)
Відьмак: Останнє бажання
2016 г.
(украинский)
Вядзьмар. Апошняе Жаданне
2019 г.
(белорусский)
The Last Wish
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ из сборника почти сказочный. Почти, но не совсем. Я не думаю, что Сапковский отсылал меня, как читателя, к «Аленькому цветочку» и подобным ему интерпретациям. Всё же, сюжеты ощутимо различны, хотя сходство таки присутствует: факт излечения от проклятия на лицо, даже – на лице Нивеллена. Но. Мне кажется, что Автор задается вопросом: а кто на самом деле чудище? Уж конечно не человек-медведь (опять аллюзия?). Купцы, продававшие своих дочерей на год? сами дочери? брукса(?), которая, как мне думается, явилась к Нивеллену совсем не из благих намерений, хотя в процессе полюбила какой-то своей, извращенной любовью. Всё же, Нивеллен излечил себя сам, своими чувствами. Опять же, чувства чувствами, а ведь жердь-то ей в грудь воткнул, а Геральт закончил дело. Любовь? Хм…

Конечно, я не могу пройти мимо беседы Геральта и Нивеллена, получилось очень весело, остроумно, драматично и от того живо.

В общем, многое в этом рассказе не так уж однозначно, как кажется. За внешней простотой сюжета скрыта куча вопросов. Но история хорошая, цепляет. Написано динамично, эмоционально, правильно. Я немного посмеялся, немного позлился, испугался, обрадовался, восхитился – масса эмоций от этой дивной маленькой истории.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, Сапковский для меня начался с этого рассказа еще в 90-е — и «продолжается» до сих пор. Что сказать? Захватывает с первых строк, от коротких, нарочито отрывмистых фраз — тревога до мороза по коже. Атмосфера Средневековья — вне «золотой» или напротив «черной» легенды, реального, жестокого, непростого. И Геральт — не «светлый воин», а просто меньшее зло, и Нивеллен вынужден пройти через кошмарное испытание, убивая свою любовь, и истинные, природные чудовища, как выясняется, тоже способны любить по-настоящему... Удивительно красивый и емкий рассказ.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странствующий в поисках работы ведьмак, проклятый уродец с медвежьей мордой вместо лица и странная девушка в белом платье — вот главные действующие лица рассказа, а любовь, кровь и проклятие — его основная тема.

Но после прочтения Крупицы истины мне больше всего запомнился не шикарный диалог Геральта и Нивеллена, драматичный финальный поединок или история странной любви двух существ, а вопрос, косвенно заданный автором в рассказе. Кого в этой истории можно и, наверное, нужно считать чудовищем?

Околдованного монстра, страшного снаружи и человечного внутри, который расплачивается за грехи юности? Влюблённого упыря, жаждущего безраздельно обладать объектом своей любви? Возможно ведьмака, которого Нивеллен поначалу принимает за нанятого убийцу, явившемуся по его душу? Может быть, чудовищами являются алчные отцы, способные за мешок золота продать собственных дочерей или девушки, готовые за те же сокровища отдаться ужасному зверю? На этот вопрос автора каждый читатель должен ответить сам.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто красив, а кто чудовищен? Что есть дар, а что проклятие? Не эти вопросы главные. Главное — истинность чувства, способного творить чудеса. Любитель перевертывать сказки по-своему, Сапковский показал здесь то, чего в сказках, как правило, нет. Спасает на самом деле не любовь кого-то к тебе, а любовь, которая живет внутри тебя. И которая способна сделать человека из любого чудовища.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не только мне этот рассказ напомнил детскую сказку про Аленький цветочек. Путешествуя по миру, Геральт находит много необычного, что не может не привлечь его внимания. Странное убийство двух человек в заброшенном лесу, приводит его к старому дому, в котором живет страшное чудовище. Если бы Сапковский ограничился обычным сражением Ведьмака с нечистью, то ничего нового он бы не придумал. Но автор не идет по простому пути, он показывает своего героя с разных сторон, а не только смелым воином. Геральт пытается разобраться в происходящем и вы слушав историю этого странного чудища, он понимает настоящую подоплеку творящегося в этих местах.

Необычная развязка рассказа, которая не просчитывалась до самой последней страницы. Автор показывает, что не все то зло, что мы можем видеть перед глазами, иногда нужно заглянуть немного вглубь и тогда все увидишь совсем по-другому.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Любовь должна быть истинной»

Именно эту фразу Сапковский вложил в основу сюжета рассказа. Она раскрывает тему любви между мужчиной, оказавшимся под воздействием сглаза и внешне превратившимся в зверя, и прекрасной женщиной, которая на самом деле была бруксой. Несмотря на это, их чувства друг к другу были такими же, как и у людей.

В самом начале рассказ напоминал мультфильм «Красавица и чудовище». То же чудовище, которое раньше было человеком, тот же живой дом. Вот только красавиц больше. Конец оказался таким же драматичным, но одновременно совсем иным.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как трудно обычным поселянам, жителям городов понять, что и «злодеи» (в их понимании) могут быть, как это ни странно бы прозвучало, хорошими. Взять того же Геральта, который делают опасную, трудную работу, да он ее делает своеобразными методами, используя магию, заклинания, специальное оружие. А то что непонятно, всегда вызывает страх и отторжение. Но ни Ведьмаку, ни другим таким бойцам от этого не легче и они проводят жизнь почти всегда в одиночестве.

Что тогда говорить о настоящих «монстрах», в данном случае ведьме, которая да убивает, занимается своим темным промыслом, но действительно полюбила человека с головой монстра, но, в принципе, не способного к причинению вреда без серьезной на то причины. И ни у кого не возникает и мысли, что нечисть тоже может чувствовать, не берем конечно в пример действительно тех, кто живет только на инстинктах.

Геральт понял, он скорее всего знал, но поздно вспомнил.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже чудовища способны полюбить. В принципе этот рассказ, затрагивает важный вопрос. Кто такие чудовища — просто злобные твари, или они способны чувствовать, страдать, испытывать боль и прочие положительные эмоции? И все ли они такие уж злобные, как мы о них слышим? В принципе, этот рассказ ничего нового не открывает, но читать все равно интересно. Странно, при прочтении, я даже и не подумал об «аленьком цветочке», почему-то вспомнился мультфильм «Красавице и чудовище». Но оставим это. Об этом написано и так уже много здесь. Рассказ, прежде всего имеет два достоинства — это юмор и собственно описание самого чудовища. Автор так сплел эти два фактора, что получилось неплохо. Оценка 9.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Крупица истины» очень даже неплох. По жанру скорее сказка, чем к героическое фэнтези. Произведение напомнило наш «Аленький цветочек» и диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище». Однако у Анджея Сапковского взгляд на подобные истории гораздо глубже, драматичнее и психологически напряженней.

Яркий волшебный мир, яркие герои. Написано хорошим языком, читается легко. Действие довольно динамично.

Рассказ достоин только наивысшей оценки.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красочный рассказ. Сразу ставится вопрос: кто истинное чудовище, а кто нет. Кто мог подумать, что все дочки купцов окажутся не способными на истинные чувства, а нечеловеческое существо сможет. Пир этом эти дочки еще и отношения имели сексуальные с чудовищем, что меня улыбнуло. Очень интересный вариант «Красавицы и чудовища» или «Аленького цветочка».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с первым рассказом Геральт «разговорился». И надо сказать, что у немногословного Ведьмака с чувтсовм юмора все в порядке. Да, мораль о силе веры не нова, да большую часть рассказа занимает диалог между двумя людьми, вернее, нелюдями. Но каков этот диалог — грубоватый юмор очень здорово котрастирует с гнетущим чувством, в начале рассказа и сценой боя в ее окончании. Расказ можно навать одним из ключевых в книге: в интерлюдии Геральт впервые упоминает о знании своего предназначения, в самом рассказе Ведьмак впервые сам говорит о том, что не является человеком. Плюс ко всему мальнький рассказ получлся крайне разнообразным мертвые тела-юмор-бой-драматическая концовка с двумя интерпретациями.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Год назад я поставил этому рассказу высшую оценку. И совсем недавно вновь прочел его... И что-то изменилось. Нет, я по-прежнему считаю данное произведение лучшим в цикле о Геральте. Оно словно «вылизано», избавлено от всех возможных огрехов, идеально сбалансировано в моем понимании. Иронично-сатирически написанное, оно несет такой глубокий смысл, открывающийся в финале, что это было как оглушающий удар даже не по голове, а по самому сознанию, и мир словно замирает пока мозг заново соберет из новоявленных данных привычную картинку. Еще чем подкупает рассказ -это лаконичностью, емкостью и умеренной долей юмора. Особенно важно на мой взгляд последнее, т. к. частенько Сапковскому отказывает чувство меры, и используя сюжеты известных сказок, он устраивает какую-то пляску на костях

Ну чтож, в этом отзыве моя оценка останется прежней — 10. Но второе прочтение даже самых любимых книг меняет к ним отношение, иногда даже кардинально

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот здесь Сапковский показал, что мастерски пишет не только боевые сцены, но и сатиру-юмор с диалогами. Несмотря на серьёзную тематику и печальную судьбу некоторых персонажей, вся эта история пронизана неглупой, хорошей улыбкой. Читать про похотливое чудище, которое не желает становиться человеком — по-настоящему забавно. Впрочем, «Аленький цветочек», он же «Красавица и чудовище» — лишь один из мотивов «Крупицы истины». Уже здесь, в одном из ранних произведений очень ясно и чётко ставится вопрос, что вообще является злом и где находится та грань, после которой стоит вмешаться и решить проблему мечом. Примерно этот свой подход Геральт и будет стараться сохранить в дальнейшем.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Любовь должна быть истинной» — последние строки рассказа подводят жирную черту под всем повествованием.

Опять же писатель доказывает свою правоту этим рассказом. Истинную любовь нельзя купить не за какие деньги и золотые горы. Истиной любви они не нужны.

Ведьмак опять поступает благоразумно, он сохраняет жизнь чудовищу, живущему в забытой дыре, но чудовище ли это внутри? Какие чувства испытывало оно все эти долгие годы?

По силе чувства Вереену нельзя сравнивать с купеческими дочками. В тексте есть слова «Зараза, невинность в наши дни встречается реже, чем горный дракон», вполне справедливая характеристика им. Любовь должна быть истинной...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной прикол автора над сказочными сюжетами — в данном случае «Аленький цветочек» или «Красавица и чудовище» — какая разница, если основной целью сюжета является развитие персонажа, предшествующее раскрытию его натуры. В этом рассказе как всегда присутствует характерное для автора правило — «не все то золото, что блестит».

На мой взгляд единственная стратегическая цель автора в данном расказе, как и в большинстве других из сборника «Последнее желание», — приучить читателя не смотреть на сказочный мир сквозь привычные розовые очки, а также показать что даже фэнтезийная реальность имеет множество оттенков цвета помимо белого и черного. И за это ему (автору) — мое почтение (хотя рассказ и слабенький).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх