FantLab ru

Арчибальд Кронин «Ключи от Царства»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.97
Голосов:
57
Моя оценка:
-

подробнее

Ключи от Царства

The Keys of the Kingdom

Другие названия: Ключи Царства

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Фрэнсис Чисхолм — добросердечный и скромный священник, чья индивидуальность и непосредственность делают его непопулярным среди духовенства. Чтобы избавиться от «неудобного» священника, его отправляют Китай. Более тридцати лет Чисхолм поддерживал миссию, несмотря на крайнюю нищету, гражданскую войну, чуму и враждебность его начальства. Сражаясь с глупостью, фанатизмом и жестокостью, отец Чисхолм получает ключи Царства Небесного, которые нельзя подделать, купить или украсть.

Роман Кронина — это увлекательный, энергичный, красочный рассказ о глубоко духовном человеке, который творит добро в несовершенном мире.

«Ключи Царства» — одна из лучших экранизаций современной англоязычной литературы с неподражаемым Грегори Пеком в главной роли.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Н. Протопопова (4)

Ключи от Царства
2011 г.
Ключи от царства
2012 г.
Ключи Царства
2016 г.
Ключи Царства
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С трудом все-таки добила.

Когда брала в руки роман, предвкушала что вот она — классика! Ща будут интересные, многогранные герои, сложные диллемы, душераздирающая душевная борьба священнослужителя между тем что правильно и тем как принято...

В результате меня не покидало чувство, что читаю я притчу. Изложение не допускает двоякого трактования характеров героев. Отец Фрэнсис всегда прав. Люди вокруг него не то чтобы злые, но они заблуждаються, а особо злостные — упорствуют в своих заблуждениях. Сюжет же превращается в подобие детской сказки. Ну вот как «Золушка». Героя тиранят несправедливые и порочные второстепенные персонажи, а он кротко сносит удары судьбы и являет чудеса смирения и трудолюбия. Только вот Золушка имела вполне себе четкий бизнесс-план — попасть на балл и выйти замуж за принца. С такой целью можно и чечевицу перебрать. Усилия как бы оправданы. А какие именно жизненные неурядицы привели Фрэнсиса к решению стать священником — нам не понятно. Тетя Полли захотела — Фрэнсис всю свою жизнь потратил на то, чтобы исполнить ее мечту. Неясно даже как именно он выбрал конфессию. Ради какой цели 30 лет работал в Китае. Что двигало этим очень упорным, старательным, безискустным и всегда правым человеком?

Или вот «сомнения», регулярно одолевающие отца Фрэнсиса. Что-то я не заметила их в тексте. Ну, в смысле «отца одолевали сомнения». Точка. Через 10 страниц «он не поддался сомнениям». И-и-и? Что за сомнения такие? Между чем и чем? Сбегать из семинарии или не сбегать, а то исключат за один семестр до выпуска? Отцу Фрэнсису ни разу за всю книгу не случилось поступить неправильно. Он же ж справедлив как Бог и его решения всегда безупречны.

Странное у меня впечатление. Не в последнюю очередь на него повлияло весьма сомнительное решение отца Фрэнсиса превратить миссию церкви в Китае в амбулаторию. Ведь он прослушал курсы оказания первой помощи! А еще у него был друг — сын врача! Ну, как-то мне кажется, что лечиться без дипломированного врача и лекарств у друга детства сына врача — это намного хуже чем пойти к местной знахарке. У нее хоть травки какие есть, а у Фрэнсиса нет даже бинтов... Ну и вишенка на тортике — Кронин был практикующим хирургом. Здоровье своих детей он тоже готов был доверить кому-то из своих друзей детства, впоследствии ставшими священниками, пекарями, юристами?

В общем, мне не понравилось изложение и выстроенный сюжет. Слишком схематично. Также я не люблю когда автор безапелляционно делит персонажей на агнцев и козлищ. Вот раскаялась настоятельница — и стала хорошей. А до этого, когда презирала Фрэнсиса, была плохой. Это вообще что такое? Когда это отец Фрэнсис стал абсолютной истинной? Все мы люди. Всем нам свойственно ошибаться. А те, кто считают себя безупречными впадают в грех гордыни.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это такой трогательный и милый роман, что у меня тысячи раз разрывалось сердце и слезились глаза, когда я читала. И тысячи раз я смеялась, читая.

Это непередаваемое чувство, когда читаешь что-то настолько прекрасно написанное. Таким живым, эмоциональным языком. Талант Кронина, как рассказчика, бесподобен. Читать эту мальнькую книжицу было одно удовольствие. Я откладывала только чтобы подумать. Подумать ведь есть над чем.

Мне не хочется вдаваться в какие-то ненужные идеологические, мировоззренческие или религиозные споры. Это ни к чему. Пусть каждый составит свое мнение.

От себя замечу, что восхищаюсь такими людьми, как Френсис. И пусть его судьба художественный, или частично, вымысел, я постараюсь что-то перенести от него в свою жизнь.

В конце должна заметить, что половину книги можно разобрать на цитаты, вот хотя бы одна из них (не дословная):

«В наше время верующий или сумасшедший, или фанатик».

Как точно, даже спустя более полувека.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень спорный и очень правильный роман. И дело даже не в религии, так как автор через главного героя и через его видение мироздания, как раз показывает нам, что вероисповеданий может быть много. Что главное — это то, как человек себя ведет в обществе, как поступает по отношению к родным и близким, что он думает наедине с самим собой, а не то каким Богам он молится или он и вовсе атеист.

Главный герой — Фрэнсис Чисхолм, священник. Он не религиозный фанатик, не жаждет власти или высоких чинов. Он простой и порядочный человек. Живет, по совести, и верит, что люди вокруг тоже могут и должны быть лучше и чище. Но все же он и сам не идеален, слегка не сдержан и привык говорить всю правду в глаза, отчего у него возникают проблемы.

В этой книге достаточно событий, довольно трагичных, но и поучительных. Много людей встречается на пути нашего героя. А мы проведем с ним почти всю его жизнь, с раннего детства и до старости. Но как же автору удается таким простым языком писать о таких не простых вещах.

При всей своей трагичности это довольно светлая и оптимистичная книга. Почитав биографию автора, можно понять, что он пишет о том, что его волнует, что ему интересно. Отсюда столько психологии и размышлений.

Книга мне понравилась. Читая ее, есть о чем подумать. Да и некоторые вопросы и по сей день не теряют актуальности, хотя начало истории приходится на вторую половину XIX века. Все в мире идет по кругу. И как говорит наш главный герой «Такова жизнь — начинать сначала, когда всё погибло.»

А вот экранизация 1944 — «Ключи от Царства Небесного» (The Keys of the Kingdom), режиссёр Джон М. Стал, мне не очень понравилась. Грегори Пек играющий священника Чисхолма, на мой взгляд, не подходит на эту роль. Да и как обычно, некоторые моменты слегка изменили, а некоторые просто не вошли в хронометраж

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стремление к добру и смирению запомнится и останется в памяти как главное в произведении, но по своей сути книга написана для европейского читателя. Мысли о миссионерстве, вражде конфессий, пути католической церкви в современном мире и осмысление поведения европейцев в таких странах, как Китай занимают в книге не малое место. Но всё равно вместе с Фрэнсисом я прошёл долгий путь удач и поражений, сросся с его идеями и тем, что он имеет силы (прежде всего силу воли) воплощать их в жизнь. Пример, достойный подражания. Тем горше для меня был финал.

Момент отъезда главного героя, разговоры новых священников о своих планах, смена священника соседней церкви словно подчеркивали, что вместе с отцом Фрэнсисом уедет и тот мир, который он построил. На берегу реки прощались не только с ним, но и с его образом жизни. «Мы собираемся набрать человек двадцать катехизаторов (мы, разумеется дадим им хорошее жалованье), потом мы откроем раздачу горячего риса на Улице Фонарей, как раз напротив ваших друзей методистов. Уж мы покажем им себя, будьте уверены!» Эти слова одного из молодых священников словно перечеркнули что-то... или поставили точку.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я никогда не соглашусь с тем, что ты говоришь, но я буду ценой жизни защищать твое право говорить это!»

Пару лет назад именно с этой книги началось мое случайное знакомство с творчеством замечательного шотландца Арчибальда Кронина. Вчера я решил перечитать роман, в душе опасаясь, что при повторном прочтении пропадет, как это часто бывает, большая часть очарования. Не тут-то было.

Что отличает лучшие книги, как вы думаете? На мой взгляд — актуальность. Если спустя десятки (или сотни) лет произведение все еще затрагивает «нужные» темы, если читать его интересно — это лучший показатель. То же самое со вторым, пятым, десятым и прочими «перепрочтениями» — ежели вы, зная, что убийца — дворецкий, в который раз беретесь за любимый детектив, это лучший комплимент его создателю. Ну да я отвлекся.

«Видите ли, в наши дни мало кто сомневается, что каждый, кто верит в Бога, или лицемер, или дурак.»

В наше время все, что касается религии, обыкновенно вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию, поэтому тем, кто пока ограничился лишь кратким описанием, я бы хотел сказать следующее — «Погодите, не спешите отворачиваться от этой книги!» Если вдруг ваши убеждения далеки от христианства — знайте, что роман вовсе не о нем, а если копнуть, и не о религии даже. Он об убеждениях любого рода. О терпимости. И о долге.

И вообще, этим он очень напоминает другое творение Кронина — «Цитадель». Тут — священник, там — врач, один лечит тела, другой — души. Оба сталкиваются с непониманием, костностью, подлостью. К слову сказать, сходство не только в образах главных героев, но и в качестве текста — настолько красиво, сочно, и при этом легковесно и приятно писать — это «высший пилотаж». Тот же «Замок Броуди», например, при всей красоте текста, гораздо менее изящен, ну так ведь первая серьезная работа... А здесь уже чувствуется, что Кронин как автор уже состоялся, пишет уверенно и чертовски легко — текст читается чуть ли не бегом, однако не подумайте, что он прост — можно цитировать и цитировать.

И так вот, легко и непринужденно, читатель окунается в полную приключений, радостей и печалей (и довольно долгую) жизнь католического миссионера Фрэнсиса Чисхолма. Да, иногда ты ловишь автора на слишком уж красивых совпадениях, но простительно, простительно — Deus ex machina здесь не встречается, а мелочи на то и мелочи.

И теперь о главном — об убеждениях. «Открывашку» я не зря выбрал такую — в ней практически девиз всей книги, ибо, как я уже сказал, Кронин учит нас быть терпимыми к чужим убеждениям, ведь из-за недостатка именно этой добродетели в мире и происходит львиная доля конфликтов и различных мерзостей. Кто, на минутку, лучший друг нашего героя? Убежденный атеист и циник, которого Чисхолм считает едва ли не лучшим на свете человеком, судя по делам его и видя в них подтверждение духовной силы и чистоты своего друга. А как насчет четы методистов, с которыми у него также были превосходные отношения? А господин Чиа? На мой взгляд, сильнейший момент, в очередной раз подчеркивающий две вещи — необходимость неустанно подтверждать свои убеждения действием и полную бессмысленность насильного переубеждения.

«Ценность религии лучше всего определяется качествами ее последователей. Друг мой… Вы покорили меня своим примером.» — это говорит старый китаец, с которым у Чисхолма тоже дружеские отношения, но это дружба иная, не настолько близкая, как с Уиллом, но не менее искренняя.

И снова повторюсь — речь в первую очередь об убеждениях. Люди самых различных взглядов всегда способны договориться, если они не оголтелые фанатики. И Кронин подбрасывает нам примеры людей с «другими» принципами и методами. Ну да об этом чуть позже. Нельзя не отметить, как были обыграны в романе и Первая мировая, и бандитские войны в Китае, как воспринимались эти события рядовыми гражданами, что заметно особенно ярко на примере монахинь — Кронин устами Чисхолма осуждает как тех, кто эти войны зачинает и проводит, независимо от стороны, так и тех представителей Церкви, что разжигают патриотический настрой — он в тысячный раз (привет Ремарку, Хеллеру, и многим другим) напоминает, что людям войны не нужны, ну вот ни на грамм. Делает это пусть не особенно изящно, не совсем натуралистично, но ясно и доходчиво.

На примере Ансельма Мили и некоторых других мы наглядно видим, как очень по-разному можно жить, исходя из разных стремлений в общем, вроде бы, деле. Одному важны показатели, цифры, счета, связи — и вот он, добродетельный и преуспевающий епископ. Другой упорным трудом и собственным примером за три десятка лет добился двух сотен нищих приверженцев, но каждый читатель сам решит, что ценнее.

Так вот, убеждения (самому уже надоело это слово), принципы, нормы, традиции — все они оправданы покуда огораживают наш упорядоченный мир от хаоса и разрушения, но нужно уметь отличать жизненно необходимые условности от «устоявшихся глупостей», приносящих лишь вред. Ибо не догма должна быть во главе, а суть!

Сам Чисхолм четко доказал ценность своих убеждений, пусть это замечают немногие и не сразу — Мария-Вероника, Тэррэнт, Слит, и только Рыжий Мак, не боявшийся плевать на условности, понимал юношу всей душой. Кроме того, Чисхолм сумел отречься от самых важных для себя принципов ради чего-то большего. А вот Мили... И вспоминаются невольно строки из песни «Аты-баты». И смотрят друг на друга ветхий изуродованный священник и калека — два «не нужных уже никому» солдата, от которых уже ничего и не ждут.

Несмотря на многочисленные несчастья и трудности, выпадающие на долю героев, роман оставляет послевкусие, охарактеризовать которое можно как «светлая грусть». Ты ловишь себя на мысли, что да, пусть я и не добился абы чего в жизни, но так ли уж это важно; что даже самая непонятая душа всегда может найти «свое место», где и преуспеет, и будет нужна другим; что все мы, независимо от званий, обязательств и ответственности — обычные люди; что можно не быть хорошим человеком, но важно хотя бы пытаться им стать. Наивно, но он вселяет надежду, ведь

«Ад — это то состояние, когда человек перестаёт надеяться.»

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, хочется много хорошего сказать о романе: о тихой стойкости главного героя, о величестве идеи важности твоих поступков, а не твоей религии, о превратностях миссионерской деятельности, о любви к Богу, которая пронизывает всю жизнь Чисхолма. С другой, как-то оно слишком слащаво. Примерно до эпидемии чумы на это можно было не обращать внимания, но вот вторая половина книги просто невероятно идеализированная. Фрэнсиса пинают и пинают, а он всё кротко улыбается и подставляет вторую щёку, и в итоге, конечно, все его любят-обожают.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ключи Царства» повествуют о жизни католического священника Фрэнсиса Чисхолма. Начинается роман почти по-диккенсовски: роковая трагедия, несчастливое отрочество. Молодой человек поступает в католическую семинарию, проходит священническое обучение. Во время учения он переживает религиозный опыт. И этот опыт Кронин описывает очень корректно и правдиво. Теист увидит в эпизоде отлучения из семинарии явление Бога, а атеист в то же время не получит повода усомниться в реалистичности романа. Но самое интересное не в том, как формируется характер, отношение к жизни и к людям отца Чисхолма. Ценно то, как разворачивается перед нами сложившееся отношение.

Вся жизнь Чисхолма как одно большое испытание. Одной рукой Бог у него отнимает, другой – воздает по мере отношения к пройденным невзгодам. Чисхолм не уживчив на родине, среди других священников он кажется белой вороной. Высказывает епископу в лицо свои сомнения в истинности чуда, основываясь на наблюдениях и опыте. Переступает через желания вышестоящего лица ради своих прихожан. Его неспособность подстроиться под сложившуюся систему приводит к тому, что его отправляют «в ссылку» в качестве миссионера в Китай. Священник проживает и одиночество в чужой стране без денег, без помощи, без соратников, и войну, и плен.

Практически целая жизнь проходит перед нашим взором, и сложности в ней никогда не заканчиваются. Чисхолм словно поднимается по лестнице Иакова, и каждое его испытание – очередная ступень. Сдаваясь, примиряясь перед Богом, никогда не ропща на судьбу и встреченные невзгоды, но не преклоняясь перед человеческими страстями, он побеждает в чем-то гораздо более главном, чем количество набранных прихожан.

Сложнее всего дается отцу Чисхолму борьба с внутренними демонами. Роман полон эпизодов преодоления искушений, мук сложного выбора. Каждый раз, когда Фрэнсис переступает через свои личные желания, это приносит благо в дальнейшем. Выбирая между Богом и человеком, Чисхолм выбирает последнего. При этом вера его только крепнет, в Церкви и Боге он неизменно находит утешение. Простая дальновидность сердца, не расчетливость разума, позволяет сделать мир немного уживчивее, добрее и лучше.

Итог. Роман «Ключи Царства» – великолепной силы история. Через перипетии жизни, через невзгоды Фрэнсис Чисхолм проносит единственно верное понимание Бога в его человечности. Истина живет не в догмах, не в букве священных книг, но в сердцах людей.

Иногда роман скучноват стилистически, начало – так вовсе классически страдальческое. Автор и сам над этим как бы подшучивает: «Подобные жалостные истории всегда до ужаса банальны: бесконечно повторяющееся бегство из несчастливого детства». Мне Кронин оказался чужд как писатель, но эта чуждость с лихвой окупается личностью главного героя, отца Фрэнсиса Чисхолма. С него хочется брать пример, его мысли и действия вдохновляют.

В то же время, читая, понимаешь тех людей, которые появляются рядом с Чисхолмом. Его благочестие может бесить и раздражать именно тем, что сам ты очень и очень нравственно далек от такого видения мира. Но хорошо, если глаза таки открываются на причину подобной неприязни. Тогда можно мысленно остановиться и научиться чему-то хорошему и доброму у представленного нашему взгляду бесконечно мудрого человека.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, это самая светлая книга, которую я когда-либо читала. И дело не в том, что главный герой священник. Религия — дело тонкое и очень личное, и очень не хочется задевать чьи-либо убеждения или касаться своих. Кстати говоря, при чтении этой книги о религии вспоминаешь в самую последнюю очередь. Да-да, даже при наличии центрального персонажа священника, который большую часть своей жизни посвятил миссионерской деятельности в Китае. Тогда почему я назвала «Ключи царства» светлой книгой?

Потому что я научилась (не в полной мере ещё конечно) спокойствию. Осталось освоить стойкость, силу духа, рассудительность, безграничную доброту и многое другое. И всё это есть у Фрэнсиса Чисхолма, главного героя произведения. Звучит несколько напыщенно и нереально? Как собирательный образ Марти Стью, красавца мужчины, в высшей степени добродетельного во всех отношениях? Нет. Это самый обычный человек. В детстве ловил рыбу с отцом; подстрекаемый девчонкой, в которую был влюблён, мастерил ямы-ловушки для излишне благообразного мальчика; нарушал запреты и не слушал старших, — каждый второй мальчишка может вести себя подобным образом. И несчастья, выпавшие на долю Фрэнсиса, могут произойти с каждым: смерть родителей, алчные родственники, предательство любимой, глупое начальство. Злые языки могут напомнить известное «получил по левой щеке, подставь и правую». Но здесь совершенно всё по-другому. В том-то и дело, что Фрэнсис Чисхолм «не подставлял вторую щёку» и «не бил в ответ» сам. Он стойко переносил все трудности и невзгоды, не унижая себя или окружающих. По началу его карьеры это не столь хорошо заметно. Родная Англия и готовое место работы лишили Чисхолма множества забот, которых всё равно хватало. Здесь, как по нарастающей, можно наблюдать борьбу с твердолобостью некоторых своих коллег, трусостью и низостью прихожан.

Но всё это кажется детским лепетом по сравнению с миссионерской работой в Китае. Чужая страна и совершенно иная культура, полное отсутствие прихожан и... церкви. В прямом смысле слова. Дожди и наводнения уничтожили. А прихожане, оставленные предыдущим священником оказались «подхалимами и приспособленцами, верящими в христианского Бога за христианские деньги».

То есть, хитрое вымогательство местных жителей и поверхностное отношение с липовыми отчётами бывшего миссионера обеспечили главному герою полностью пустое место во всех смыслах слова. И это не единственное испытание, через которое проходит отец Чисхолм. Чума, потеря лучшего друга (атеиста), гражданская война, постройка протестантской миссии по соседству, — каждое событие шаг за шагом открывает нам лучшие стороны главного героя. Тогда как другие (не буду показывать на Вас пальцем, Ансельм Мили) кажутся более благообразными, но всё это настолько фальшиво. При том, что фальшь исходит от священника (ставшего в последствии епископом).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Как странно, когда я был мальчиком, то был убеждён, что все священники хорошие... непременно хорошие...

- А теперь ты узнал, что все мы слабые люди...

Но не все такие, как Ансельм, «друг» Фрэнсиса Чисхолма по семинарии. И я не в праве судить его. Поэтому, я завершу свои рассуждения несколькими цитатами, особенно мне понравившимися.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— На Троицу вы сказали прихожанам: «Не думайте, что небеса на небе… они здесь, у вас в ладони… они везде и всюду», — Слит осуждающе нахмурился, переворачивая страницы. — Вот опять… вот ваше невероятное высказывание на Страстной неделе: «Необязательно все атеисты попадут в ад. Я знал одного, который не попал туда. Ад предназначен только для тех, кто плюет Богу в лицо».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— К вам пришла одна из ваших лучших прихожанок, миссис Гленденнинг. Не виновата же она в том, что так толста. Она пришла к вам, чтобы получить духовное руководство, а вы посмотрели на нее и сказали: «Ешьте поменьше. Врата рая узки».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— И где же вы изволили быть?

- В церкви.

- Что?! В это время?!

- А почему бы нет? — Фрэнсис заставил себя улыбнуться. — Или вы думаете, что я могу разбудить Господа Бога?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Вы не можете подавить природу! А если будете делать это, то она обернётся против вас и отплатит вам за это.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это обычная прелюдия к ухаживанию и браку. Нельзя держать пол под грязной простыней, как смердящий труп. Это как раз и ведет к лицемерию, похотливым усмешкам и тайнам уловкам. Мы должны воспитывать их в половом отношении, а не душить их пол, как гадюку. Если вы попытаетесь сделать это, то потерпите неудачу, не говоря уже о том, что чистое и красивое чувство превратите в грязь.

Браво, отец Чисхолм! Спасибо, Арчибальд Кронин!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ключи от Царства» — тернистый путь католического священника Фрэнсиса Чисхолма, полный скорби, утрат, бед, напастей и разочарований… Хотя нет, погодите… «Разочарование» — это не о нём. Этот упрямец, из которого гвозди бы делать, никогда не упрекает и не клянёт ни Господа, ни людей, ни жизнь свою нелепую. Но в то же время и покорной овцой его не назовёшь. Чисхолм смиренно принимает несчастья, выпавшие на его долю, кем или чем бы они ни были вызваны, но если дело касается других людей — он становится настоящим воином. Что меня, агностика, с неохотой и даже опаской приступившую к чтению этой книги, пробрало до печёнок — воюет главный герой отнюдь не за бессмертные души своих духовных чад (недаром же его церковное начальство было так недовольно скромными результатами его миссионерской деятельности в Китае), — о нет, он борется за физическое существование, душевное благополучие, человеческое достоинство ближних. И даже (не хочется раскрывать ключевые моменты сюжета), собрав всю волю, преступает одну из десяти заповедей, чтобы спасти жизнь доверившихся ему людей.

Читательницы частенько вздыхают: «Ах, если бы все священники были такими!..» Мне кажется, «…если бы все люди были такими» звучало бы вернее. Честнее даже.

Фрэнсис Чисхолм не пример для прямого подражания — он просто источник вдохновения, душевных сил для преодоления себя, своей лени и инерции, жизненных невзгод.

Безусловный плюс романа: язык. Чистый, лёгкий, он льётся «свободно в каждой гласной» (с) С. Маршак; он сверкает редкими, но отчётливыми крупинками юмора и берёт за душу глубокой сдержанностью и благородством.

Безусловный минус романа: слишком линейная, даже прямолинейная композиция, где автор, как начинает мерещиться, с какой-то даже долей садизма изобретает для главного героя всё новые и новые испытания… Нам остаётся только помнить:

«Хотя бы один день полного счастья оправдывает всю горечь бытия» (с) Ричард Олдингтон «Смерть героя»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх