fantlab ru

Уильям Тенн «Обитатели стен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
190
Моя оценка:
-

подробнее

Обитатели стен

Of Men and Monsters

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Гигантские, превосходящие в технологическом развитии пришельцы, завоевали Землю. Но человечество выжило и даже процветает. Они живут в их гигантских домах и ведут себя как мыши, пытаясь что-нибудь стащить у своих «хозяев».

© duke

В произведение входит:


7.79 (118)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— сборник «Вот идёт цивилизация», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


Обитатели стен
1997 г.
Вот идет цивилизация
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Обитатели стен
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Of Men and Monsters
1975 г.
(английский)
Gli uomini nei muri
1985 г.
(итальянский)
Here Comes Civilization
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые познакомился с этим произведением в его первоначальном варианте 1963 года, изданного у нас под названием «Люди в стенах» в серии «Зал славы всемирной фантастики» в замечательном переводе Н.Любимовой. И очень было грустно сознавать явную незаконченность повествования. О существования полного варианта романа было известно, но книга в руки не попадала. И вот наконец выпала возможность осуществить желаемое — прочитать полный, доработанный вариант.

Сразу хочу отметить: перевод М.Ланиной во многом уступает переводу Н.Любимовой. Самое главное отличие и самое прискорбное: язык произведения полностью утратил свой полушутливый тон. А это же Тенн! К тому же такие, казалось бы мелкие детали, как например имя Эрика, тоже не в пользу версии Ланиной. У неё он «Одиночка», у Любимовой — «Единственный», что более соответствует смыслу, так как Эрик единственный ребёнок в семье. Поэтому рекомендую первую часть романа читать в переводе Н.Любимовой под заглавием «Люди в стенах».

Теперь сам роман. Автор рисует картину нового состояния человечества. Вследствие захвата Земли Чудовищами оно, как проигравшая сторона, вынуждено занять новую для себя нишу в новом ареале своего бытия. А именно — перейти на положение жалких «таракашек», обитающих внутри стен жилищ Чудовищ, благо размеры Чудовищ и их жилищ позволяют это — по сравнению с ними человек всего лишь мелкая букашка. Лучше скажем «таракан» — в самую точку.

Всё, что осталось для человека — это желание мести, его великая идея-фикс. А потому возведённая в ранг особой религии. Это — Наука Предков и её «еретическое» отклонение — Наука Чудовищ. А на деле — мышиная возня за лучшее место в группе и более высокое положение. Именно разобщённость человечества и его стремление к удовлетворению собственного «я» являются главной причиной его патового состояния. Это лучше всего видит Эрик, потому как умеет смотреть (не зря же он Эрик-Око) и думать тоже (он же отщепенец, а потому свободен от всяких предрассудков). Именно ему суждено сыграть одну из решающих партий и пройти главную эстафету в «тараканьих бегах». Именно он — настоящее человечество, и именно за него болеешь больше всего.

Используя такой весьма необычный приём, — меняя местами человека и таракана, — автор постепенно вырисовывает мотивы такой перестановки, а в последующем и подводя философско-моралистический базис под, казалось бы, совсем безобидный пародийный трюк. Ведь не всё так просто, как может показаться. Помещая человека в столь унизительное состояние, автор тем самым преследует определённые цели.

Во-первых, он совершенно натурально и убедительно показал мир с точки зрения тараканов (крыс) и прежде всего их отношение к человеку, в глазах которых он самое настоящее Чудовище. Не зря же роман в оригинале называется «Of Men and Monsters» — Тенн уже самим названием полемизирует: кто люди, а кто чудовища?

А во-вторых, Тенн даёт звучание такому «перевёртышу» устами своих героев — на удивление очень серьёзное по сравнению с комичностью метода. Первое объяснение он вкладывает в уста Эрика: безопасные и тёплые коридоры — это Земля, где ты находился перед тем, как открыть дверь на территорию Чудовищ. А территория Чудовищ — не что иное, как враждебный и неописуемо опасный Космос. Действительно, как мелок человек в своём маленьком «коридоре» по сравнению с чудовищностью чуждого нам Космоса, несмотря на весь свой антропоцентризм и мнимое величие, которыми он так пытается себя защитить.

Это философский, так сказать, базис. А второе объяснение — моральный базис — куда как более нелицеприятен. Главная цель унижения человечества — это возмездие всему роду людскому за его надменность и жестокость по отношению ко всему живому. И его хвалёный антропоцентризм в один не очень прекрасный момент может оказаться не во главе угла, а, простите, — в заду (если не сказать ещё более конкретней). Вместе с самим человеком. Нет, уже не человеком, а в полном соответствии с местом нахождения — самым настоящим паразитом. Это и есть его Великий Апофеоз!

По мнению автора так и должно звучать в финале конечное предназначение человека, истинная цель его эволюции.

«Человек во многом похож на крыс и тараканов — он всеяден. Он способен адаптироваться к широкому спектру условий. Он может выжить и в одиночку, но большего успеха достигает в коллективе. При малейшей возможности он предпочитает существовать за счет продуктов жизнедеятельности и запасов других живых существ. И неизбежный вывод из всего вышесказанного заключается в том, что он задуман природой как высший вид паразита, и только отсутствие на ранней стадии его развития достаточно обеспеченного «хозяина» помешало ему превратиться в вечного иждивенца, заставив жить, довольствуясь плодами собственных рук.»

И именно как паразит человек осуществит свою великую Цель — завоевание Космоса. И отомстит.

Я мстю, и мстя моя страшна!

И ещё один момент, явно заложенный в иронию Тенна. Если принять во внимание, что идея человека-паразита принадлежит исключительно народу Аарона и что великий Исход в мир Вселенной предпринял только он (а в том, что народ Аарона — это евреи, сомневаться не приходится), то к следующему выводу всего один шаг: носителем человеческой паразитарности являются таки ев'реи.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человечество состояло из ста двадцати восьми человек» — так начинается роман «Обитатели стен» (вариант – «Люди в стенах») Уильяма Тенна. Однако в ходе повествования становится ясно, что речь идет лишь об одной, но далеко не единственной группе людей, некой общине, которая именует себя Человечеством, и вынуждена жить в убежищах – бесконечных лабиринтах коридоров, ведущих к территории Чудовищ.

Главный герой романа – юноша по имени Эрик Единственный – готовится к своему первому походу в жилище Чудовищ. Его цель – стащить что-нибудь ценное, совершить первую Кражу. Это не просто воровство. Это инициация, испытание, первый настоящий экзамен. Если все пройдет успешно, Эрик станет мужчиной, признанным воином своего племени, получит право голоса, сможет открыто смотреть на женщин и выбирать себе пару.

Мы видим этого юношу, готового пойти на риск, стоящего в одном шаге от своей цели, от черты, отделяющей его прошлую жизнь от желаемого будущего. Уже не мальчик, но еще не мужчина. Он получает имя авансом и обязан заслужить его. Эрик желает стать воином, добытчиком, но, по сути, является лишь тараканом, который надеется на удачу и, трясясь от страха, таскает крохи со стола новых хозяев земли.

Есть ли разница между Человеком, и тараканом?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Человек не отождествлял себя с ними. Но сейчас, когда его самого вот-вот должны были раздавить, он понял, что разница существовала. Он был человеком. Неважно, чем его объявило Человечество и его вожди — он был человеком. Он испытывал человеческий страх, он испытывал отчаянное человеческое желание жить».

Именно это придется понять Эрику во время своего испытания, которое закончится совсем не так, как он того хотел.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Это было похоже на то, как если бы один из тараканов, живущих в кладовой, объявил войну Человечеству, которое хранило в кладовой свои припасы. Любой человек зашелся бы от смеха при такой мысли. Кто знает, что происходит в мозгу таракана, и кого это волнует?»

Один день отделяет Эрика от понимания сути происходящего. Всего за несколько часов ему придется переосмыслить всю предыдущую жизнь, выбрать новый путь, открыто посмотреть вверх и принять то, что есть мир, огромный, бесконечный, о котором он даже не подозревал.

Любопытно общество, описанное в романе. Во многом оно похоже на древнее, где есть вожди и их жены, целители и шаманы, воины и рабочие, герои и изгои. Порой это общество кажется бесконечно отсталым, темным и неразвитым. Так, например, время исчисляется периодами сна вождя: лег он спать – день закончился, проснулся – начался новый. Однако не все так просто. Человечество стремится вернуть себе былое положение, верит в науку предков, собирает ее по крупицам и противится «чужой науке». Однако все это – лишь видимость движения, созданная для того, чтобы очередной Эрик с жаром в сердце и верой в душе шел на Кражу, кормил вождей, которые используют достижения павшей цивилизации лишь для того, чтобы пускать пыль в глаза и удерживать свое положение.

Этот роман чем-то напомнил мне повесть Андрея Лазарчука «Тепло и свет» и замечательный роман Джорджа Стюарта «Земля без людей» («Земля пребывает вовеки»). Любителям реалистичной постапокалиптики (без крутых героев с бластерами и «мочилова» ради «экшена») определенно стоит прочитать эти книги.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман из жанра «мир в флаконе» (к нему же можно отнести романы Хайнлайна «Пасынки вселенной», «Без остановки» Олдисса — во всех них люди живут в каком-то относительно небольшом замкнутом пространстве, замкнутой экосистеме, не представляя себе другого мира). Однако это еще не все. Мне лично еще очень понравилась фантастически-замечательная теневая идея романа, озвученная в самом его конце. И благодаря этой изюминке, роман из просто отличного становится, на мой взгляд, шедевром. :)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оставим в стороне вопрос: кто у кого содрал идею. Вопрос в том, кто её лучше реализовал. Я голосую за К.Балмера «Мир Демонов». Хоть Тенн и тоньше, и фантазия побогаче (а концовка так и вовсе замечательская!), но у Балмера сюжет как-то побойчее. Ну а ежели взять антисоветскую книжку «Приключения Карика и Вали» или совсем уж энтомологическую «В стране дремучих трав»? Или зелёный кошмар Б.Олдисса? или еще вагон и маленькую тележку авторов, где человек низведен до уровня минипутов? Перечитайте их все, одну за другой. Почувствуйте, как плохо быть маленьким. Вы поймёте: Тенн не одинок в своих исканиях. И, конечно же, тема маленького человека лучше всего раскрыта в «Шинели» Гоголя. Рекомендую.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже странно что этот роман непопулярен. Несмотря на наивную фантастическую составляющую, фантазии автору не занимать, а его слог подстегнёт даже самое замшелое воображение (если конечно оно не против ретрофутуризма).

Среди прочих достоинств романа хочется отдельно отметить его концовку, которая удивила и чем-то повеселила.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Схематичная зарисовка о жизни человеческого племени через несколько сот лет после захвата Земли огромными многосуставчатыми чудовищами-инопланетянами. Люди живут, паразитируя на захватчиках — воруя у них еду и проживая в туннелях гигантских домов завоевателей. Человеческие племена делятся по признаку удаленности мест их проживания от помещений собственно «чудовищ» — чем ближе, тем круче бойцы,но меньше численность, соответственно чем дальше — тем умнее и многочисленней. Самый умный народ — он же самый древний:) — именно этот ветхозаветный «народ Аарона»:).

Пришельцы захватчики после нескольких столетий пофигизма наконец решают потравить своих домашних паразитов, для чего вначале отлавливают представителей разных. племен и всячески над ними экспериментируют для выбора оптимальных методов уничтожения.

Люди со своей стороны как бы пытаются создать стратегию противодействия, но неубедительно.

Кроме того самого избранного народа.

И вот выбранная этим народом стратегия спасения настолько позорная и унизительная, что возникает мысль — то ли автор этот озабоченный в национальном плане, и таким образом пытается проявить свой комплекс, то ли наоборот, он таким выбором восхищён, а для убедительности выбрал самых умных по его мнению людей, что также симпатий произведению не добавляет.

В целом мир и его устройство описаны плохо и нелогично — показана деградация человечества до разумных крыс при одновременном сохранении основных знаний предыдущей цивилизации, чудовища также весьма маловразумительные — как такие недотепы сумели покорить Землю — не объясняется совершенно.

Описание окружающей среды автором — минимально. В целом по моему мнению книга далеко не шедевр.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди, как тараканы. Неплохая зарисовка возможного будущего человека.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх