fantlab ru

Олег Дивов «Ночной смотрящий»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
1430
Моя оценка:
-

подробнее

Ночной смотрящий

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 107
Аннотация:

Это жесткий, кровавый, горький и очень лиричный текст. Задуманный как «правдивая история о вампирах», роман в итоге стал каким угодно, только не «вампирским». Нет, вампиры там есть. Они живут, страдают, любят, ненавидят, радуются, убивают, гибнут... Но гораздо интереснее то, что творится вокруг них. То, что происходит с людьми. И с не совсем людьми. Вместо меча — топор. Вместо магии — крепкое слово. Больно и страшно будет всем.

А чтобы история получилась убедительнее, автор столкнул лбами «деревенскую» и «городскую» прозу, смешал жанры, нагнал жути и тумана. И когда под конец все загадки оказываются разгаданы, это уже не очень важно, потому что в первую очередь «Ночной смотрящий» — роман о выборе пути.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 271

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2986 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2004 // Лучший роман. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
РосКон, 2005 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Лунная радуга, 2004 // в области литературы

номинант
Портал, 2005 // Крупная форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2005 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2005 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2005 // Крупная форма, романы

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Ночной смотрящий
2004 г.
Ночной смотрящий
2004 г.
Ночной смотрящий
2005 г.
Ночной смотрящий
2005 г.
Выбраковка. Ночной смотрящий
2006 г.
Ночной смотрящий
2006 г.
Ночной смотрящий
2008 г.
День вампира
2014 г.
Ночной смотрящий
2019 г.
Люди и нелюди
2022 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 6, июнь 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Ночной смотрящий
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Nocny obserwator
2009 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотите верьте, хотите — нет, но я отложил «Бесконечную землю» Терри нашего Пратчтетта в соавторстве со Стивеном Бакстером — эту бесконечную нудятину и взялся за «Ночного смотрящего». И как же я оказался прав! Как же радует своим творчеством Олег Игоревич!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная Дивовская книга прочитана.Провинциальный вампирятник,деревенский хоррор.Если вы поклонник «Сумерек» или «Дневников Вампира»,скорее всего вам сюда не нужно.Здесь нет утонченных аристократов,какими вы привыкли видеть этих кровососов,здесь только мерзкие твари,паразиты.Хотя присутствуют роковые красавицы,но эпизодично и симпатии не вызывают.Роман изобилует МЯСОКРОВИЩЕЙ и творится там,как говаривал Сергей«Паук«Троицкий,«трэш,угар и Содомия».Дивовский черный юмор представлен в полном объеме.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, мой любимый роман у О.Дивова. Книжка «про вампиров»... Только, причём здесь вампиры? Вампиры не при чём... Книга о людях, о нас с вами. Хороший ответ на давний вопрос:«Литература ли фантастика?». Впрочем, поклонники экшена и хоррора тоже нисколько не будут разочарованы.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Устали от вампиров с лицензиями из дозоров Лукьяненко? Не верите в вампиров из слащавого Тайного Города Панова?

Ну, тогда велкам в жёсткую, реалистичную грязь вампиров Дивова!

Эдакое чёрное городское фэнтези. Море крови, насилия и мата. А так же доброты, человечности и даже любви. Ведь мы-то — люди, и ничто человеческое нам не чуждо.

И, конечно же, юмор. Хохот в голос, порою прямо сквозь кровь.

Прелесть! Но не для всех.

----------------------------------------

Цитата из книги:

«Под ванной лежал топор. Нормальный среднеразмерный топор, хочешь — дрова руби, хочешь — за женой по дому бегай.»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Дивова мне по-настоящему нравятся две книги — собственно «Н.С.» и «Выбраковка». В «Смотрящем» немного невнятная, чересчур зажеванная первая часть, но зато потом, с появлением Котова, автор разворачивается во всю свою фирменную мощь — и оторваться уже проблематично. Над некоторыми пассажами ржал в голос, чего со мной давно не случалось. С вампирами там, конечно, ясно далеко не все, но это даже и хорошо — нехер за читателя решать вопросы, пусть сам озадачивается. Да и, в принципе, кому они сдались — эти вампиры?:beer:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах какой бы получился фильм!!!! Блэйд нервно курит в сторонке:smile: Мат вам не нравится? А в обыденной жизни наверное даже не замечаете. И вампиры тут совершенно не причем! Это просто одна из многих проблем свалившихся на главного героя. Книга понравилась, и очень. И здоровый пессимизм, и злая ирония....

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это настоящие описание вампиров. Никакого налета романтики, а реальное мясо.

Еще понравилось описание русской глубинки в первой части.

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

СУПЕР!!! Очень понравилось:pray:

Оценка: 10
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. И с достаточно глубоким смылом.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда Дивов – мастер прозы, провокаций, эпатажа и стиля. Да, трэш, да, жесткач, чернуха и иже с ними. Но послушайте, мы же с вами именно так и живем. Именно эта жизнь – наша. И описал Дивов нас. Пусть обобщенно, утрированно – но написал о каждом из живущих в современном мире. Может потому и столько отрицательных эмоций вызывает каждая его книга, что никому ТАКУЮ правду о себе слышать не хочется. Мы же все, по крайней мере в большинстве своем, страусы – прячем голову в песок, предпочитаем не замечать в каком обществе, среди каких людей живем. Нам проще промолчать, плакать от бессилия, как говорит Долинский, но не бороться. Потому что каждый – маленькая часть системы, выстроенной из нас и для нас. И за казалось бы необьяснимыми событиями чаще всего стоят люди.

В «Ночном смотрящем» Дивов языком мистических аллегорий описывает нашу жизнь . И аллегории эти вполне прозрачны: вампиры — современные наркоманы, менты – да это наши с вами менты – алкаши, отморозки, вопреки собственной натуре иногда защищающие нашу жизнь, деревня – да наша это Российская деревня – спивающаяся, ворующая, деградирующая, состоящая в основном из стариков и тех, кому некуда уезжать, застывшая между вчера и сегодня. Система укрывательства фактов – вообще без комментариев – ее мы каждый день видим. Вовка, русский народный вервольф, собирательный образ всех иных в современном обществе – иностранцев, иноверцев, больных и убогих. И то что нету в нас толерантности к таким – истинная правда, что бы мы там себе не говорили в душе. Нет в нас этой толерантности и еще наверное долго не будет.

Лирика Дивова — полынная, горькая лирика нашей жизни, в которой близких людей разделяет больше, чем объединяет. Работа, города, деньги — все такое казалось бы мелочное, но разрушающее чувства. Исподволь, день за днем, год за годом мы незаметно теряем родных людей, холодея душой. И только какими-то потрясениями иногда можно разбить насохшую корку пустоты, чтобы захотелось позвонить, казалось бы уже чужому человеку и узнать, что тебя все еще любят. Но не всем везет так, как Лузгину, когда удается вернуть все обратно, иногда эта потеря любви ведет к смерти души, а потом и тела, как Мишу.

Насчет многих «грязных» сцен, вызвавших столько критики – можно подумать никто из нас не слышал об изнасилованиях, мордобое, извращенцах. Ребята – это ведь тоже наша жизнь, так какие претензии к автору?! Или он должен был деликатно это обойти, пощадив нашу чувствительную психику, нашу нежную натуру? Только вот не щадят ее что-то в новостных программах живописуя быт наркоманов или «подвиги» очередного маньяка. Так что Дивов собрал всех нас, нашу жизнь, выбор каждого в этой жизни и приготовил вот такое блюдо. Кушайте с маслом и не обляпайтесь. А если обляпались, так может это не автор плох, а пора в жизни что-то менять?

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из наиболее жестких романов автора, «Ночной смотрящий» задумывался как натуралистичный и мрачный ответ «Ночному Дозору» (который, впрочем, на феерическую сказку и сам мало похож). В итоге получилась вполне самостоятельная история.

Это никоим образом не городское фэнтэзи, а вполне реалистичный роман ужасов, не лишенный даже НФ-элемента. Вампиры и оборотень вписаны в повседневную реальность, со всей ее обыденной грязью, и соседствуют с мафией, милицией, ФСБ, деревенскими мужичками-охотниками и т. д. Первые главы с мрачной иронией рисуют быт спивающейся и вымирающей русской деревни. Во второй части читателю предстоит убедится, что город еще страшнее – если видишь его изнанку: уличных гопников, бомжей, пьяниц, наркоманов. В это окружение прекрасно вписываются вампиры – еще один вид ночных хищников, готовых загрызть за дозу… крови.

Действие романа многопланово, чему способствуют несколько главных героев. Общий фон – борьба с вампирами и спятившим «мастером» — не единственная сюжетная линия. Отдельны история оборотня Вовки, трагическая судьба капитана милиции Котова, рассказ о жизни Долинского – человека-вампира. Большая часть повествования подается нам через восприятие журналиста Лузгина – человека, случайно попавшего в центр загадочных и печальных событий.

История Вовки – прежде всего история о столь растиражированной толерантности. Как человек отнесется к кому-то, кто похож на него, но при этом принципиально отличен? Ответ очевиден – схватится за ружье. Недоверие к непривычному, сверхъестественному, переходит в страх и ненависть. Главное, что нужно оборотню – свобода. Но люди не позволят ему спокойно и вольно жить. Лузгин, как журналист, человек, привыкший к неожиданным ситуациям, находит общий язык с Вовкой, но даже ему это стоит немалых усилий. И еще оборотня понимает старый егерь – человек бывалый и знающий природу. Сложно увидеть за жутким обликом просто существо, которое хочет жить.

Котов – очень дивовский персонаж, пожалуй, доведенный до абсурда. Вампиры отняли у этого человека все, сделав вампиром его жену, которую, в конечном итоге, ему пришлось убить. Почти карикатурный персонаж, мент, лихо рубящий топором вампиров, вместе со своим напарником Зыковым, он вносит в повествование изрядную долю черного юмора. Однако для него все заканчивается трагически – осуществив месть, он лишается смысла жизни и сходит с ума.

Истории Долинского и Котова связаны с вампирами. В романе вампиры вовсе не похожи на «готичных» красавцев – это жуткие звероподобные твари, месяц за месяцем теряющие разум и человеческий облик. Отталкивающий образ вампиризма несет в романе сложную смысловую нагрузку. На первый взгляд, в нем есть некая аллегория наркомании: вампиры так же находятся в определенной зависимости, так же испытывают острые ощущения, так же последовательно деградируют в результате. Однако это было бы слишком простой трактовкой образа. Дело, скорее во всяком движении вниз к примитивному, но столь притягательному существованию, к разрушению человечности, открывающему новые возможности, но губящему душу. Такими вампирами являются и наркоманы, и другие люди, в реальной жизни отказавшиеся жить по людским законам: пьяницы, взяточники, бандиты, преступники вообще; люди, преступающие не только закон, но и моральные запреты. У них больше возможностей, зачастую даже реальная власть, но при этом они обречены потерять человечность. Не случайно аналогия между вампирами и преступным миром проведена так четко. Причем имеются в виду не представители организованной преступности (они в романе вполне нейтральны), а в общем люди «без тормозов», отморозки, решившие, что, считаясь с моралью, хорошо жить не будешь. Не случайно Котов хладнокровно расстреливает рецидивиста, пытавшегося бежать – осознает, что такой человек не лучше вампира.

Выбор между новыми возможностями и человечностью сложен. Художник Михаил приходит к своему решению лишь потому, что вампиризм отнял у него любимую женщину. Однако глубоко в душе он сомневается и боится (страх перед жизнью в нем вообще силен, и жена это видит, что и послужило причиной презрения), поэтому и гибнет. Его решение стать человеком – результат все того же страха.

Вампиры словно собрали в себе все низменные, подсознательные стороны человека, стремящиеся вырваться наружу. Оборотень, напротив, стал олицетворением «естественного человека», не испорченного обществом. Настолько естественного, что его не признали даже зашишевские мужички, сами не слишком цивилизованные. Не случайно сам оборотень ненавидит вампиров, которые пугают его противоестественной жестокостью, непонятной животному.

Образ вампира в романе – символ человека, отказавшегося от человечности. Для творчества Дивова характерна эта тема, мотив превращения человека во что-то, что лежит за гранью морали. Самый простой пример – те отморозки, что поломали жизнь главному герою «Выбраковки», «расширившие сознание» наркотиками. Более сложный – создатели психотронного оружия из романа «Стальное Сердце», экстрасенсы и ученые, сами себя назначившие элитой общества и правящей силой. В автобиографической публицистике Дивов не раз подчеркивет, что сознательно избегает «потусторонних» состояний, изменений сознания. Главное положение – тот, кто перестает быть человеком физически, духовно, ментально – тот теряет и человеческую нравственность. Утверждение несколько спорно, так как идет вразрез со многими традиционными духовными практиками, требующими именно сверхчеловеческого восприятия, но в частных случаях справедливое, особенно когда вопрос касается некоей тайной власти. В общем же вопрос духовных трансформаций сложнее (и изрядно скомпрометирован различными наркотическими экспериментами, а также фашистско-ницшеанскими теориями), чем вопрос о сверхспособностях. В конце концов, Долинский не стал чудовищем ни в одном из смыслов, хотя и видит мир ярче, и мысли читает, и прыгает на два метра без разбега.

Вампиры вынуждены платить страшную дань за свои возможности. Выбор стоит перед каждым, но только единицы способны перейти черту от нечеловека к сверхчеловеку, осознать, что новые возможности – это большая ответственность, а идти широкой тропой – преступление. В романе эту границу перешел только Долинский, да Кате пришлось подвергнуться ломке против своей воли.

Страшная трансформация ведет к гибели, даруя иллюзию власти. Вкус чужой крови пьянит, заставляя забыть о неизбежной расплате. Немногим дано понять, что путь к спасению – узкие врата. Долинский понял, что может быть человеком. Другим это не удалось. Миша тоже осознает, к чему ведет путь вампира, но жажда силы, возможность стать более значимым и располагать властью над людьми искушают его. Нерешительность и приводит его к печальному итогу. Слабая психика, склонность к эстетике и жажда нового видения мира погубили художника.

Основная идея романа, связана с выбором пути, как это подчеркивалось критиками. Легкая дорога к недолговечной власти, яркая жизнь вампира с неизбежным и отвратительным итогом – или сложный путь преодоления страстей, осознания человечности. Потерять себя можно не только став вампиром – Котов, например, подчинил всю свою жизнь жажде мести, и в результате, осуществив эту месть, исчерпал смысл. И не только люди знают истину – звероподобный Вовка намного человечнее большей части персонажей книги, еще раз напоминая, что Природе не свойственно зло. Можно преступать все законы – и это даст огромные возможности. Но расплата неотвратима.

Книга написана очень живо, текст изобилует отсылками к различным литературным произведениям и песням. Персонажи удивительно непохожи друг для друга, причем типично дивовского героя — пижонистого мачо с дробовиком и кавказской овчаркой — вы здесь не найдете. Дивов пошел на эксперимент и отказался от идеи главного действующего героя – большую часть повествования мы видим глазами Лузгина, а он скорее наблюдатель и играет в происходящем далеко не главную роль. Да и назвать кого-нибудь из героев однозначно положительным не получается. Маньяк-фанатик Котов, бесстрастный сверхчеловек Долинский, рефлексирующий обыватель Лузгин – ребята неплохие, но не идут ни в какое сравнение с тем же Мастером Собак (Виктором Лариным) из одноименного романа. В целом еще раз отмечу полифоничность, ранее не свойственную дивовской прозе.

Из недостатков романа следовало бы отметить злоупотребление описаниями грязных сторон бытия. Имхо, сцена с изнасилованием вампирши сержантом милиции несколько неуместна и чересчур смакуется. Один подобный эпизод рискует превратить роман в полный треш. Не хотелось бы, чтобы столь серьезная книга воспринималась кем-то как порнушка. (см. нек. отзывы).

Итог: сильная и откровенная книга, литература не для всех. Неподготовленного читателя может шокировать обилием ненормативной лексики, но поклонников Дивова, несомненно, порадует фирменным авторским стилем и глубокой философией, а также яркими характерами героев.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не могла понять людей, которым нравятся вампиры. Возможно, что массовое восхищение вампирами в немалой степени заслуга писателей. В современной литературной традиции, начиная со Стокера, отношение к этим существам просто-таки подобострастное — да, кровопийцы, но какие обаятельные и могущественные (кто там шутил про вампирское лобби и отечественное городское фэнтэзи?).

Вампир, конечно, выдумка, существо фантастическое, но уж очень неприятное по определению. Как можно восхищаться тем, кто обладает какими-то сверхъестественными способностями, но вынужден жестоко платить за это? Можно сказать, что он, пьющий кровь живых существ (которая, как известно, является воплощением их жизненной силы), властвует над жизнью и смертью простых людей, но задумайтесь, может ли он быть свободен в своем выборе?

Вот Дивов в «Ночном смотрящем» и взглянул на указанную проблему с непривычной стороны. В результате вышла совсем неординарная книга. Из серии «эскапистам и просто впечатлительным близко не подходить».

«Ночной смотрящий» ругают за излишний натурализм, говоря, что «хочется отдохнуть, а грязи людям и по жизни хватает». Здесь же, что ни страница, или мат, или насилие, или пьянство с разрухой, или произвол ментов и спецслужб. А вы не пробовали воспринять этот тест не как фантастический роман, а как реалистичную прозу, «городскую» или «деревенскую», все равно?

Да, есть здесь и вампиры, и «русский народный вервольф», только книга вышла несколько об ином.

И оказалось, что даже у вампиров и оборотней есть выбор. Такой же выбор, как у любого человека — воровать или быть честным, убивать или помочь кому-нибудь, врать напропалую или говорить правду. Пить или не пить чужую кровь.

И окажется, что вампиризм всего лишь тяжелое заболевания, а т.н. «высшие вампиры» — не более чем выдумка тех же людей, просто желающих управлять другими людьми. И нет для человека страшнее врага, чем он сам. И обычным упырем может стать любой.

Тем же, кто искренне верит в существование вампиров стоит поразмыслить над таким вопросом: какие вампиры окажутся настоящими — те, про которых Дивов рассказал, или те, которые в «Дозорах» описываются? Только учтите, что у нас есть всего два варианта развития любых событий — «маловероятный и наихудший».

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В некий райцентр приезжает некий молодой человек всеми родинками похожий на автора книги. Зовут его Андрей и в Нерезиновой он зарабатывает на жизнь журналистским ремеслом. А приезжает он туда не просто так и не по работе — он направляется в находящееся неподалеку село Зашишевье, которое, как выясняется, является местом его рождения и проведения его детских годов. На фоне кризиса в семейных отношениях он «бежит» от жены и, под предлогом охоты на уток, решает провести отпуск на своей малой родине. Вот только почему-то последние сорок километров от райцентра до Зашишевья он преодолеть то никак и не может — автобус отменили, а таксисты наотрез отказываются туда ехать. Только какой-то дед на старом «Запорожце» соглашается отвезти его, но только до поворота на родное село и никак не далее. По дороге, распросив деда он выясняет, что в окрестностях Зашишевья происходят странные вещи — при невыясненных обстоятельствах пропадают и гибнут люди, впрочем райцентр тоже пострадал от этого явления, хотя там всё списали на нападения бродячих собак. Добравшись наконец до цели своего путешествия и обстоятельно поговорив с селянами он выясняет, что село ночами подвергается нападениям некоего зверя, таскающего скотину и убивающего собак. Из жителей в самом селе ещё никто не пострадал, но приезжавших из города «биологов», заинтересовавшихся странным зверем, больше живыми никто не видел. Так, приехав отдохнуть от городской суеты и привести мысли в порядок, Андрей неожиданно попадает в самый разгар охоты на неведомого хищника.

Роман Дивова имеет интересную структуру, напоминающую матрешку — один рассказ у него встроен в другой, другой в третий... и так далее — концы с концами сходятся лишь в финале. История Андрея и его охоты лишь чуть-чуть приоткрывает занавес над надвигающимися событиями. Читая о его приключениях в российской глубинке совершенно нельзя себе предположить, что последует далее. Автору удалось подойти к весьма затертой теме с неожиданной стороны: он не стал писать ни романа ужасов, ни мистику, ни (упаси Боже) романтические приключения — он сосредоточил все свои усилия, чтобы описать все события в предельно бытовом ключе. И вышло у него очень удачно. Жизнь глухого села и не менее захолустного райцентра показана им настолько отчетливо, что, читая очередную сцену, испытываешь реальный эффект присутствия. Охоту на вервольфа под местный самогон не описывал, пожалуй, ещё никто. Да и сцены, связанные с противостоянием вампирской стаи предельно реалистичны (если к такого рода действиям вобще можно применять подобные характеристики) и даже излишне натуралистичны. Вообще автор местами явно перебарщивает с натуралистичностью и физиологичностью, чего только стоит сцена ловли вервольфа, во время которой на главного героя нападает «медвежья болезнь». Но этот эпизод хотя бы реально вызывает улыбку, чего не скажешь о другом эпизоде в ходе которого один из охотников на вампиров занимается анальным сексом с коматозной упырицой, впавшей в полный, практически не отличимый от смерти, ступор по причине наступления светлого времени суток. Правда и это можно отнести на долю черного-причерного юмора, которого хватает в тексте: «Доброе утро. Капитан Котов, районый отдел по борьбе с пидарасами. Пидарасы на территории есть?» Подобного в тексте предостаточно, а так же мата, алкоголизма, садизма, размышлений о природе человеческой и феноменальных по силе описаний. Чего только стоит сцена в доме у Долинского, когда Андрей сидит на веранде, под кроватью в комнате лежит вампир Михаил, а во дворе играют овчар Грэй и простой русский вервольф Вова. Вообще-то практически ко всем героям книги можно применить определение «простой русский» — автор не гонится ни за вычурностью, ни за псевдоготическим антуражем — его цель заключается в том, чтобы показать всё богатство человеческой души. И тогда даже проходные персонажи вдруг начинают играть красками.

Итог: текст романа не так уж и велик, но о нём можно говорить долго, настолько он многогранен. Автор писал книгу о монстрах, а получилась книга о людях, о их стремлениях, о их мечтах и разочарованиях, о подлости и мужестве, о дружбе и лютой вражде. И главный герой вдруг становится не таким уж и главным, сюжет петляет как пьяный житель Зашишевья, а оторваться от текста всё равно никак не удается. Я проглотил книгу чуть более за чем за день, один раз попавшись на её крючок я так и не смог с него слезть. Очень жалею, что не прочитал книгу ещё тогда, когда собирался первоначально, но тем интереснее будет мне читать дальше по списку. Однозначно рекомендую для ознакомления. Ханжей и слабых желудком, а так же восторженно-романтичных барышень, которые могут повестись на слово «вампир», попрошу не беспокоиться — этот текст не для них.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ребята, да что вы?! Это же действительно шедевр! Не без огрехов (я девятку поставил), но именно так!

Жаль, если кто-то заметил в книге только «ненорматив» и «красочное описание совокупления с полумёртвой (на самом деле — спящей:shuffle:) вампиршей» (кстати, где там такое уж «красочное» описание:confused:).

Люди, человеки!(с) Дивов же совсем о другом пишет. И вовсе не вышеупомянутые «изюминки» составляют суть сего романа.

Опять же — едам дас зайне. Я, например, увидел здесь потрясающе горький и лиричный текст. Да-да, именно, лиричный. Только это не «возвышенная» лирика а-ля Кашнер или Бигль. Нет, это лирика нашего времени, нашей, инфернальной реальности.

Что есть Человек (каковы критерии)? Чем можно пожертвовать ради обретения могущества? Что есть Любовь, и насколько она сильна (или слаба)? Как жить дальше, узнав в один проклятый день правду о мире, в котором живёшь?!

Вот те самые вопросы, которые мучают героев романа (рискну предположить, что и самого автора тоже), а вовсе не «чернуха-порнуха-матьегоитить».

Язык вам не нравится?! Да ладно, давайте снимем маски. Сами вы — на работе, или в пивной после работы, или (ну, простите, сэры) на корпоративах не теми же словами говорите о работе, женщинах, семье и жизни? Нет? Правда? Ну, ладно, значит, я плохо о вас подумал... сужу по себе, видимо... сорри...

Я это всё к чёму: не надо гнобить писателя за то, что он показывает нас такими, каковы мы есть на самом деле. Это — его право... Вампиры же — просто декорация...

Дивов вобще — неудобен, горек и остроуголен. И, в то же время, лиричен, мечтателен и болезненно правдив... Как и сама жизнь...

За что я так сильно люблю книги Дивова? Да за то, что в них нету ни грамма «что вам угодно?\кушать подано». Ни грамма заигрывания и мерзкого сюсюканья.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современная поп-культура создала романтизированный образ вампира. Если в романе Брема Стокера «Дракула«вампир отвратительное порождения дьявола, то фильме 2014 года Дракула преподносится как герой, пожертвовавший своей душой, во имя спасения своей страны и семьи. Различного рода подростковые поделки вроде «Сумерек» и «Дневников вампира» ещё больше размывают образ живого мертвеца в массовом сознании. Тем приятнее, что современная литература дарит читателю такие произведения как «Ночной смотрящий».

Журналист Андрей Лузгин приезжает из Москвы на малую Родину, чтобы отдохнуть и разобраться в себе. Деревня, где находится дом бабушки, умирает — молодёжь уехала в райцентр, или ж перебралась в столицу, а старики каждый день квасят, да воспитывают внучат отправленных летом на свежий воздух. Сам город производит не многим лучшее впечатление. Закрытые заводы, грязные улицы, обшарпанные стены домов... подобных мест на карте матушки России не мало. А теперь зададимся вопросом, как в таком месте могут существовать «властелины ночи»? Да, никак не могут. Вампиры «Ночного смотрящего» отбросы общества — тупые, нападающие на отбросы общества и пережидающие день в полусгнивших бараках.

Болезни под стать и лекарство. Местные охотники на вампиров — пьют не меньше деревенских, перемещаются на сгнившей «Волге» и матерятся как сапожники. Реализм как он есть. И смотрится эта картина очень органично — ей веришь, а некоторые натуралистичные сцены охоты на вампиров усиливают эффект.

Структура «Ночного смотрящего» достаточно интересна. Части романа по большому счёту мало связаны между собой и их можноитать в любой последовательности.

Но, самое главное, что вампиры во всём происходящем лишь повод, чтобы затронуть проблемы кризиса среднего возраста ,человеческого одиночества и поиска места в жизни.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх