Георгий Гуревич «Темпоград»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Миру планеты Той грозит катастрофа — родное солнце взорвется через два месяца. Для решения неотложных научно-технических проблем создается микроскопический городок Темпоград, обитатели которого живут в ускоренном времени: за сутки у них проходит год, а два месяца растягиваются соответственно на 60 лет. Срок вполне достаточный для спасительной операции...
Любители строгой НФ наверняка оценят описание путешествия «в дебри атомов» — в мир стремительно уменьшающихся масштабов и столь же стремительно нарастающего темпа. Экспедиция не возвращается, и вот почему: на поверхности одного из встреченных микрообъектов ее участники обнаружили жизнь: оказалось, она возникла... благодаря им самим — их «темпоскаф» стал своеобразным солнцем этой «микропланеты». Что делать? «Придется светить и дальше», — радирует руководитель экспедиции...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 229
Активный словарный запас: очень высокий (3268 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Иприт, 5 июля 2010 г.
Здесь возможно присутствует мысль, что время — наркотик. Для решения к-либо задач, человек уходит в иной мир, и потом расплачивается за это реальностью. Ну и путешествие в Ничто — мир бесконечно малого, весьма интересен. к сожалению автор рано остановился.
тессилуч, 1 июня 2014 г.
В 1977году прочитал в Уральском следопыте рассказ «Открытие секунды» о зарождении техники темпонавтики и первых опытов в этой сфере науки. В романе построенном на развитии рассказа техника Темпограда позволяет решать практически неразрешимые задачи. Г Гуревич много сделал для систематизации науно- фантастических идей. Это одна из более ярких. Я что-то не припомню в зарубежной фантастике подобного. Одно из незабываемых произведений автора.
vjick, 22 ноября 2006 г.
Как генератор идей Гуревич был на высоте. Идея темпограда — одна из них. Но все это как-то слишком схематично
klan, 22 ноября 2006 г.
Да нет, какая партия — всё совершенно добровольно, из чисто научного любопытства, вот только время пролетело совершенно незаметно...
elent, 22 ноября 2006 г.
Опять же детство. Но тогда особого впечатления на меня эта книга не произвела. скучновато показалась история уменьшенной жизни. А сейчас думаю, что интересный вопрос поднимался. Жить быстрее, чем люди и встретить свою любовь, когда она еще юная девушка, а ты уже седой — это может быть такой драмой. Но вот только драмы не было. Партия сказала — надо, комсомол ответил — есть. И только маааленькие сожаления.
amak2508, 14 октября 2020 г.
Ошибки при принятии решений в условиях жесточайшего дефицита времени — сколько их было сделано за прошедшие века, больших и маленьких. Автор романа предлагает свой вариант решения проблемы: Темпоград — город, где время течёт в сотни раз быстрее, чем в нашем мире. Естественно, что и времени на поиск и выбор оптимального варианта действий там в сотни раз больше.
Вариант, конечно же, чисто умозрительный и даже неправдоподобный, но поле действий предоставляющий автору просто огромное. И Гуревич этим в полной мере воспользовался: здесь и приключенческая линия, посвящённая спасению только-только возникающей цивилизации на далёкой планете, и обсуждение того, в чём бы ещё мог бы помочь человечеству такой город, как Темпоград, и познавательный элемент, посвящённый путешествию в мир малых величин.
Написана книга довольно просто, можно сказать поверхностно, в форме повествования о происходящих событиях с небольшими отступлениями-рассуждениями, почему тот или иной герой именно так поступает. И, надо признать, всё по делу, всё логично, особенно когда дело касается человеческих поступков и взаимоотношений. Читается текст неплохо, правда нельзя сказать, что от него невозможно оторваться, но, в общем-то, с интересом и времени, потраченного на книгу ничуть не жаль.
И два любопытных момента: автор весь роман рассказывает, как хорошо заниматься любимым делом на благо человечества, даже работая на износ, но в конце всё же, хотя и косвенно, но проговаривается — молодость-то одна и нет ничего важнее её радостей :). И второй — в мире, описанном Гуревичем отсутствуют две вещи, без которых мы себе просто не можем представить современную жизнь: смартфоны и интернет. И нельзя сказать, чтобы книжная жизнь без них казалась бы уж очень плохой :).
chupasov, 29 августа 2009 г.
Странный текст (трудно назвать его романом). Есть у Гуревича сборник «Древо тем», где автор щедро раздает сюжетные идеи, так вот здесь, кажется, получилось что-то аналогичное. Большинство тем лишь намечено, дано лишь парой штрихов, дано без однозначного решения, но и без дурацко-надрывной позы, так свойственной представителям ‘четвертой волны’. Многое в ‘научной’ части (излишне, на сегодняшний вкус, затянутой) просто не лезет ни в какие ворота – взять хотя бы проблему освещения электронов… Что-то, впрочем, умиляет, вроде записи в блокноте Президента: «Урожайность – задание химикам» (это уже после того, как генетики вывели все, что выводилось).
С другой стороны — очень лиричный взгляд на пожилого человека, который провел лучшие годы в кабинете, сиречь в Темпограде. Нет, он ни о чем не жалеет, но все же… (глубокомысленное многоточие). И здесь же проблема Возвращения… Да много всего! И главное – отсутствие той задорно-пионерской дидактики, что так свойственна даже лучшим образцам советской фантастики. Т.е. дидактики хватает, но глáза она не режет. Такая вот апология разумного горения, фантастика без (мело)драмы.
В общем, эта книга вряд ли способна перевернуть мировосприятие читателя. Но помещает она читателя в то пространство, в котором хочется поразмыслить. И по духу, по общей направленности, текст Гуревича, на мой вкус, близок блестящим «Запискам динозавра» Б. Штерна. Правда, блеска «Темпограду», к сожалению, не достает.
mogzonec, 28 февраля 2014 г.
Забавно, но эта повесть Гуревича оказалась очень созвучной моим наивным подростковым размышлениям о мироустройстве, пространстве и времени. Читал с увлечением, погружение в микромир впечатлило. Правда, показалось, что описать блуждание в мире малых величин и быстрого времени можно было бы и поярче, наполнить большим количеством невероятных приключений, встреч, катаклизмов. На период выхода повести, это была одна из самых оригинальных книжек в жанре твердой НФ.
mogzonec, 18 января 2017 г.
В свое время повесть произвела хорошее впечатление. Это было не просто путешествие в микромир — это были гонки на выживание, путешествие из макровселенной в микровселенную. У Гуревича одинаково хорошо получаются и научное приключение, и люди, которые занимаются наукой, и фон, на котором происходят события, и динамика поиска. Не случайно поэтому, в новом столетии происходит определенное возрождение фантастики Гуревича, рост интереса к его творчеству многих современных любителей фантастики.
Etamin, 31 июля 2020 г.
Если вдуматься, то оригинальная на первый взгляд идея окажется бессмысленной, а главный герой выглядит как откровенный себялюбец и неприятный человек.
Просидеть, как ГГ, всю активную часть жизни в этом ящике, лишив себя почти всех удовольствий и возможностей земного существования? Да и смысл такого долгого сидения? Автор пытается аргументировать в книге важность Темпограда, но как-то забывает о том, что для прогресса науки недостаточно собрать в одном месте 100 умов и назвать их академией. Нужны еще эксперименты, установки, вся научная индустрия, живое общение тысяч ученых разного класса — и так далее. А прочий персонал Темпограда — за какие коврижки они согласились убить лучшие годы жизни внутри коробки? Ради прогресса?
Сам же ГГ — пусть даже образ и условен — просто так бросает родителей, родственников, друзей, любимую девушку, влезает в коробку, через, допустим, лет 15 находит там себе женщину, когда приходит время, отправляет беременную жену наружу, сам остается сидеть в Темпограде дальше и даже не вспоминает о них. И т.д.
Я понимаю, конечно, что снаружи прошел всего месяц-другой, но тем не менее — поставьте себя на место близких этого человека. которым к концу летних каникул вместо любящего сына и жениха, надежды и опоры в жизни, сваливается на головы больной старик — и подумайте, на фиг оно все было нужно.
Такими дикими вывертами страдала если не вся советская «гуманистическая» НФ, то значительная ее часть