fantlab ru

Иван Тяглов «Круги Магистра»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.38
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Круги Магистра

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Тьма надвигается на миры кольца миров. Магистр Ордена Радуги Вадим мечется между мирами, стараясь помочь своим рыцарям на Заставах. Но что могут сделать ребята-подростки против такого могучего противника, в арсенале которого и Черное Оружие, и Ледяная Плесень....

Входит в:


Похожие произведения:

 

 



Периодика:

Уральский следопыт № 2, февраль 1990
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Андромеда. (Лучшее из фантастики). Том 1
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести причудливо сошлось всё, что можно было встретить у Гайдара, Кассиля, П. Бляхина, А. Рыбакова: горнисты, пробитые штуцерными пулями, моряки десанта, дерущиеся со стражниками короля, автомат под локтем и меч в ножнах, рыцари ордена Радуги, встающие заставой против напасти Иномирья, тайны Древних Мастеров, гремящие в небе Великие Кольца... Мальчики, на полном серьёзе решающие взрослые вопросы: худые ножки в сандаликах и острые мечи в руках — именно так, по детскому разумению, дерутся со злом.

Чем больше проходит лет от появления «Красных дьяволят», тем больше фантастики появляется в книгах о юных героях. И вот уже не Мальчиш-Кибальчиш в последний раз поднимает свой крохотный отряд против буржуин, а принцесса Ториль ищет чёрный меч и взмахивают над миром Золотые крылья дракона или выходят для боя на мостики Рыцари Сорока Островов.

Нетрудно увидеть, что произведение Ивана Тяглова в этом отношении отпочковалось от творчества В. Крапивина, фактически является идейным продолжением. Причём автор ещё не попал на перекрёсток, окончательно разводящий старый сюжет о «взрослых мальчиках с оружием» на три дороги, ведущие в разные современные зоны-поджанры: ЛитРПГ (например, «Сон» Вартанова, 1998), боевик («Линия Грёз» Лукьяненко, 1996) и фэнтези («Хроники Лотара Желтоголового» Басова, 1995). Тяглов ещё находится перед развилкой — примерно на уровне «Белой дороги» того же Вартанова или «Дороги на Веллесберг» Лукьяненко. Ещё не забыты советские установки и наследие Крапивина, герои ещё пытаются самоотверженно переделать реальность взрослых, волшебным образом решить все её несправедливости. Но по отрывистости действия видно, что сказочный мир, не несущий с собой ничего, кроме приключений, вот-вот захлестнёт если не их, то других героев, идущих по шкале времени следующими. Таким переходным произведением стала довольно уродливая сказка Галихина «Последний хранитель вечности» (1998): борьба за правду и счастье будет забыта, а во главу угла, сменив недолгий этап спасения миров, встанут карьера, боевые подвиги, удаль, исторический реванш или полубесцельное бродяжничество, характерные для львиной доли сегодняшней фантастики.

Хорошо это или плохо? Трудно сказать...

Автора нельзя упрекнуть в позёрстве, фальши — повесть не выглядит неискренней. И написана отлично. Ведь, по детской наивности, так и казалось: вот-вот наступит некое сказочное время, когда на Землю придёт мир, люди окончательно поймут друг друга, вектор освоения новых миров и пространств погасит любые разногласия, исчезнут нужда и тяжёлый труд, наука станет сродни волшебству, дети станут столь же умны и ответственны, как отцы, а любая беда получит дружный отпор. Даже удивительно как глубоко Тяглов смог погрузиться в эту простую веру, искусно передать детское стремление завоевать и защитить такой мир.

С другой стороны, никаких юных бойцов вместе с волшебством справедливости уже можно было не выдумывать. Они известными сотнями и неизвестными тысячами уже были в истории по все стороны баррикад. Узнав раз, невозможно забыть рассказы о жизни и смерти пионеров-героев, детей Революции, юнкерах. Такой же ужас испытываешь, читая о гибели подростков в рядах фольксштурма. Они ведь тоже до последнего бились каждый за свою правду, за некий чудесный мир, готовый наступить. Но ребёнку не место на войне. Каждый маленький человек — это семечка с нераскрытым потенциалом. Зачаток большого человека. Бросать семена в огонь — последнее дело. Сколь благородным бы этот огонь ни был. Пусть взрослые сами прыгают через свои костры. Их право. Для ребёнка принести с улицы щенка и вырастить его — уже большой внутренний подвиг. Вот именно в таких измерениях должна начинаться борьба со злом. А не с мечом в руке.

Мне сложно одобрить стремление автора ещё раз бросить мальчишек на войну, в кровь и пули. Не следует даже понарошку создавать очередной гитлерюгенд, юнггвардию и орден Радуги. Это обман, что ребёнок может, как взрослый, терпеть невзгоды, боль, страх и принимать жестокие решения. Обман, что есть какое-то зло, на борьбу с которым следует положить даже самую молодую жизнь. Не может и не должен. Просто не его функция.

Меньше должно быть дурной романтики, искусственно растравленного желания сквозь сухие слёзы ярости занести карающий меч правосудия. Хватит, уже навоевались. Неспроста один детский писатель, послуживший в бурной молодости в отрядах ЧОНа и наворотивший там по юношескому максимализму дел, потом всю недолгую жизнь лечил нервы и писал книги о дружбе.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Романтическая фантазия на тему вечной борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. У повести богатый и эффектный антураж: кольцо миров, Тьма, надвигающаяся на миры, Орден (магистры, рыцари, оруженосцы), противостоящий Тьме, сочетание реального и странно-магического.... Но это, пожалуй, и всё, чем может похвастаться эта вещица.

А вот претензий к ней много. Во-первых, это довольно бестолковый, запутанный, всё время прыгающий от мира к миру и долго не позволяющий понять что к чему сюжет. Такое впечатление, что это просто кусок текста без начала и без конца, вырванный как фрагмент из какого-то более обширного произведения. Во-вторых — язык. Ну вот не получается читать эту книгу легко, не позволяет язык, которым она написана. Корявый не корявый, но какой-то очень плохо читаемый.

Далее — участие детей в борьбе со злом: рыцари и оруженосцы — это всего лишь ребята. А ребята на войне, где убивают — это здорово только для самих ребят, когда они читают про это в книжке. Что могут сделать дети, если взрослые — в стороне, их почему-то это не касается.... Совершенно неправдоподобно и даже спекулятивно.

И последнее. Опять, как и во многих других аналогичных произведениях, понятия Добра и Зла в книге абсолютно абстрактные. Добро — хорошее, а Зло — плохое — это мы всосали с молоком матери. Но по повести эти силы различаются только названиями, воюя друг с другом, явно же ни одна из сил себя не проявляет....

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх