FantLab ru

Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Голосов:
332
Моя оценка:
-

подробнее

Тошнота

La Nausée

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Антуан Рокантен пишет роман о неком маркизе де Рольбоне, попутно страдая от приступов Тошноты — абстрактного состояния, сопровождающегося сознанием полной бессмысленности и абсурдности окружающей действительности.

Произведение стало программным для философского течения экзистенциализма.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)

Стена. Избранные произведения
1992 г.
Тошнота
1994 г.
Анри Бергсон. Смех. Жан-Поль Сартр. Тошнота. Клод Симон. Дороги Фландрии
2000 г.
Тошнота
2001 г.
Тошнота. Рассказы. Пьесы. Слова
2003 г.
Тошнота
2010 г.
Тошнота. Рассказы. Пьесы. Слова
2010 г.
Тошнота
2014 г.
Тошнота
2015 г.
Тошнота. Стена. Слова. Ставок больше нет
2017 г.
Тошнота
2017 г.
Тошнота. Стена. Слова. Ставок больше нет
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Тошнота
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем, прочитал книгу, а что именно прочитал — поди разбери. Давайте по порядку.

Роман написан в виде дневников. Читается довольно легко, но сюжета практически нет. Главный герой (Антуан) гуляет по городу, сидит подолгу в кафе, посещает библиотеку/музей, пытается написать историческую книгу. Какого-то стержня, за чем хочется следить, роман не имеет. Даже долгожданная встреча с подругой юности, которая всю дорогу подавалась как нечто важное и интригующее, в итоге оказалась просто ещё одним событием. Однако не все книги читаются ради сюжета, давайте посмотрим на другие составляющие.

Смысл. С этой точки зрения книга рассчитана на довольно узкую аудиторию — тех, кому близка философия экзистенциализма. И все эмоциональные переживания героя перекликаются с основными моментами этого течения; иногда даже ловишь себя на мысли, что читаешь не художественную литературу, а философский трактат, так как автор любит прямолинейно вставлять некоторые принципы в мысли героя, приближаясь при этом к нон-фикшн стилистике. Но вот тем, кто не разделяет взгляды экзистенциализма, будет скучновато (тут встаёт вопрос: зачем такие люди вообще берутся за «Тошноту»? ну лично я больше для общего развития, ознакомления с классикой; хотя может и повёлся на пометку «реализм», ожидал хоть минимальной истории). Ведь и правда: если рассмотреть с точки зрения обывателя, нам попросту непонятно, отчего страдает этот Антуан? Попивает себе кофеёк в кафешках, хочет пишет книгу — хочет не пишет, хочет живёт в одном городе — хочет переезжает в другой. Не нужно думать, где взять средства на пропитание, жильё, одежду и т.д. Да, не всё меряется материальными благами, но интересно посмотреть, как этот товарищ запел бы, если б их у него не было (по редким воспоминаниям мы видим, что жизнь его всё-таки помотала, но это было когда-то, а речь в книге о настоящем времени, где он может позволить себе не напрягаться). В целом, смысл, конечно, имеется; пусть и близок он будет далеко не всем.

Герои. В число главных можно выделить: Антуана, от лица которого ведётся дневник; Самоучку, его приятеля по библиотеке; Анни, давнюю подругу Антуана. Естественно, что «дневниковость» романа подразумевает наибольшее раскрытие только одного персонажа; как уже говорилось, это праздный страдалец (руки так и чешутся добавить известную приставку, но тут литературный портал, так что не буду злоупотреблять нецензурщиной и пошлятиной), неинтересный большинству обычного трудового народа. Самоучка — настоящего его имени, насколько помню, не встречается — в чём-то является противоположностью главного героя. Несмотря на свою скромность, он открыт и позитивен; тянется к знаниям (отсюда и прозвище); библиотеке отдаёт свободное от работы время. Жаль, что автор показывает его как этакого «местного дурачка» и чудаковатого парня, а в конце вообще наделяет крайне неприятным свойством, тем самым вероятно показывая своё отношение к более гуманистическим направлениям философии. Потенциально интересный персонаж, но нечасто появляющийся и «слитый» в угоду некой насмешки, что ли. Про Анни мало что могу сказать (кроме того, что у неё много сходств с главным героем) — она лично появляется ближе к завершению, когда этот небольшой роман умудрился мне поднадоесть. Однако с ней, точнее с диалогом Анни-Антуан, связаны важные философские моменты — так что экзистенциалистам героиня будет интересна.

Язык. Тут совсем кратко: читается легко, не спотыкаешься о всякие языковые заковырки. Пусть свою ложку дёгтя и вносит общая атмосфера произведения — иногда явный перебор с «тленом и безысходностью». В общем, нормально; за простоту можно похвалить, ибо если б ещё и язык был мудрёный, как вообще такое можно было читать?

Повеселил один день из дневника, приведу цитату: «Вторник. Ничего нового. Существовал.» (дальше идёт Среда и продолжение повествования). Даже не объясню почему, но показалась забавной такая лаконичность, в сравнении с прошлыми многословными описаниями чувств и эмоций.

В итоге я, как приверженец более приближенных к реальности философий, не попал в целевую аудиторию романа и не понял всех этих экзистенциальных переживаний. Часто мелькала мысль: «ну чё ты тут страдаешь? иди лучше на завод работать, хоть пользу будешь приносить». А что, если все проблемы героя — именно от отсутствия дела? То есть если бы он был чем-то занят, то не было бы времени на все эти интеллектуальные мыслительные страдания; а если занятие это приносит удовлетворение — то и источник «безысходных мыслей» исчезает. Такой неожиданный вывод. Хотя автор подобное точно не закладывал, по философским соображениям. Ещё можно подумать, что вся книга — это тончайший стёб над экзистенциалистами и их хмуростью; было бы круто, но Сартр сам к ним относится, так что тоже мимо.

Ах да, я и по возрасту не подхожу книге. Прочувствовать это произведение может скорее молодёжь, лет 18-22; это плюс-минус тот возраст, когда чувствуешь себя непонятым и особенным, смотришь в окно и наблюдаешь за ночным небом с чашкой кофе в руках (утрирую, конечно). А дядьки 30+ будут, как ваш покорный слуга и некоторые местные рецензенты, ворчать на «нытьё», «страдальцев» и «французских интеллигентов». И вообще, Сталина на них нет, на всех этих нытиков.

///

(пойду искать что-нибудь более подходящее под взгляды и возраст)

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нытьё — этим одним словом можно описать то, что происходит в книге. Думаю, что практически любой человек (чем дольше живёт, тем вероятнее) сталкивался с подобными мыслями. Кто-то находит выход из этого состояния, кто-то нет (и заканчивается всё не очень хорошо). Ну и? И всё. Посмотрели, как ноет данный товарищ и, собственно, продолжит ныть после окончания книги.

Читается книга нормально, местами проседает и становится совсем скучно, но потом снова вроде нормально становится. Хотя не раз ловил себя на том, что читая задумывался о чём-то, не относящимся к книге, и пара страниц просто выпадала из памяти. Возвращался, перечитывал — и понимал, что мог бы не перечитывать :)

В общем, для общего развития прочитать можно. В юности, думаю, может впечатлить. А после того, как сам поперебарывал подобные состояния, сам был таким же нытиком — смысла книга не имеет.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочитала в 97-м, когда поступила в институт. Мне было 17 и такого ужаса я до того момента еще не испытывала. Не то чтобы было трудно читать текст, но психологически — жутко. Когда написала реферат по роману, преподаватель долго допытывалась, почему я не указала критиков. Какие критики?! Просто надо было выплеснуть негативные эмоции на бумаге и забыть это произведение как страшный сон. Экзистенциализм и правда в какой-то мере сон жизни, какая-то иррациональная реальность и только когда человек осознает себя неким особенным созданием — через боль, страх, отвращение, ту самую Тошноту, — мир приобретает для него ценность и смысл.

Очень хорошо, что ныне произведение обозначено 18+, в 90-е все было можно, но то 90-е. Кстати, перечитав роман лет в 30, он мне показался интересным, необычным и завораживающим, особенно когда Антуан несколько страниц подряд «разговаривает» с деревьями.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сути, этот роман — записки одинокого, рефлексирующего человека, которого время от времени одолевают приступы некой экзистенциальной Тошноты. Тошноту эту может вызвать все, что угодно — люди, события, разговоры и даже неодушевленные предметы. В моей душе книга нашла живейший отклик. Мне близки и понятны чувства и мысли главного героя. Понятен и спор между гуманизмом и мизантропией, поднимаемый Сартром, и вполне очевидно, на чьей стороне в этом споре он сам. Достаточно только вспомнить, кем в конце концов оказывается гуманист Самоучка... Несмотря на то, что книга мне понравилась, я бы не стала рекомендовать ее всем. Все-таки нужно иметь подходящий настрой (и, наверное, склад характера), чтобы прочувствовать такую литературу до конца.

Несколько цитат, хорошо передающих атмосферу произведения:

«Я знаю мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе.»

«Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дяволом: откроешь, а там сухие листья.»

«Я леплю воспоминания из своего настоящего. Я отброшен в настоящее, покинут в нем. Тщетно я пытаюсь угнаться за своим прошлым, мне не вырваться из самого себя»

«Понимаешь, начать кого-нибудь любить — это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность... Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.»

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Свою «Тошноту» Жан-Поль Сартр еще в 1938 г. написал в стиле модных сегодня «утренних страниц». Это дневник, который ведет рыжий мололой (30 лет) человек Антуан Рокантен с целью докопаться до сути происходящих с ним событий и метаморфоз.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В настоящее время он живет во французском провинциальном городке Бувиле, пишет книгу о маркизе де Рокантене, сыгравшем важную роль при заговоре против Павла I (что лишний раз доказывает, что наша история будоражит не только нас самих). Вспоминает свои прошлые путешествия, женщину, в которой единственно он видит свое счастье, но в то же время... в тоже время болезненно осознает свое существование. Рассуждает о природе предметов и случайностей. Понимает, что его свобода стала для него клеткой, клеймом и препятствием. И при этом периодически на него наваливается Тошнота — очень сильное обострение ощущений и внезапное осознание мира: стен, цветов, запахов, жизней людей, веса. Да! Даже собственного веса!

Для меня книга оказалось близкой и понятной. Я сама периодически зависаю с мыслью «а почему форма корня такая? Что дает сигналы клеточкам дерева, что они должны расти именно с такими узлами, пучками, в таком направлении...» Ну и не только, конечно, просто остальные мысли слишком личные. Иногда я думаю, что живу, что живут миллионы других, и их жизни яркие и наполненные, даже при кажущейся серости и рутине. И тогда кружится голова, от осознания этой множественности, разности и похожести и продуманности.

Единственное, что жанр дневника оставил мне много нерешенных вопросов. То, что Самоучка-гуманист оказался педофилом, ужасно, но ожидаемо... а кто убил девочку? Откуда у Антуана столько денег, чтобы жить на ренту? Там что-то говорилось о смерти дяди, но точных подтверждений источников капитала не названо. И, наконец, Анни. За четыре года радикально переменившаяся, но считающая Антуана своим дорожным ориентиром.. столбом, если точнее. Боже, я-то думала, что я одна такая своеобразная женщина... ан нет! И все они живы, но с такой жизнью, честно, может лучше умереть?

18+. 5/5.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никаких «эмоциональных стенаний среди парижских кофеен» там нету. Товарищ Airwalk что-то напутал. Роман забавный, с юмором. Отчего именно этому тексту часто приписывают всякое разное, чего в нём никогда не было — загадка.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то (!) когда-то (!) где-то (!) то ли произнес то ли написал,что есть более страшные вещи чем сжигать книги,а именно их не читать.не могу не согласиться. Но как вы понимаете везде есть свои исключения:это я про Донцову и Сидни Шелдона ,ибо это и книгами назвать во приличном с обществе как -то зазорно.Пофыркают носами,засмеют, а закоренелые библиофилы с томиками Пруста -глядишь и камнями закидают.Но вот сдается мне,что некоторые книги нужно не читать.Вот к примеру «тошноту».Не нужно нам товарищи «экзистенциализма «.у нас вот вся страна на топях,да на болотах построена.заложен фундаментом костей Санкт -Петербург .не надо нам слушать об эмоциональных стенаниях французского интеллигента среди парижских кофеен ибо это вызывает только тошноту.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх