fantlab ru

Станислав Лем «Существуете ли вы, мистер Джонс?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
376
Моя оценка:
-

подробнее

Существуете ли вы, мистер Джонс?

Czy pan istnieje, Mr Johns?

Другие названия: Существуете ли вы, господин Джонс?

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

«Кибернетикс компани» заявляет имущественные права на Гарри Джонса. Страсть к автомобильным гонкам сделала Гарри киборгом: после каждой катастрофы часть его тела заменялась протезом. В том числе и мозги — дорогущие, высшего качества, взятые в кредит...

На судебном заседании изворотливый кибер-мозг Джонса доказывает, что стоит своих денег: «неужели мы живем во времена средневековья, когда Шейлок требовал фунт мяса своего должника?» — «Ложь! Вы машина!» — «Гм.. но... Повестка адресована мистеру Гарри Джонсу, Нью-Йорк, сорок четвертая улица».

Явный юридический парадокс: истец, являясь машиной де-факто, унаследовал личность мистера Джонса де-юре...

© v_by
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: в еженедельнике «Przekroj» Краков, 1955, № 553.

Первая книжная публикация: в сборнике Lem S. Dzienniki gwiazdowe издательство «Iskry», Варшава, 1957.

Первая публикация на русском языке (в анонимном переводе): журнал «Техника — молодежи», 1957, № 7, стр. 37-38, рис. Н Кольчицкого.

Дальнейшим развитием идеи рассказа «Существуете ли вы, мистер Джонс?» является сценарий «Слоеный пирог».

На Челябинской телестудии в 1961 году был создан одноименный телеспектакль. Режиссер Леонид Пивер.

Лем включил этот текст в итоговый сборник драматургии.


Входит в:

— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1957 г.

— журнал «Техника-молодежи 1957'07», 1957 г.

— антологию «Rob Days phantastische Maschine», 1962 г.

— антологию «Das Molekular-Café. Geschichten von Robotern und Biomaten», 1969 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «Przekładaniec», 2000 г.


Похожие произведения:

 

 


Вторжение с Альдебарана
1960 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
1961 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Непобедимый. Рассказы
1993 г.
Вторжение с Альдебарана
1997 г.
Больница преображения. Высокий замок. Рассказы
2003 г.
Высокий замок
2007 г.
Высокий Замок
2007 г.
Вторжение с Альдебарана
2022 г.

Периодика:

Техника - молодёжи № 7 1957
1957 г.

Самиздат и фэнзины:

Соларис
2023 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Футурологический конгресс
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Dzienniki gwiazdowe
1957 г.
(польский)
Rob Days phantastische Maschine
1962 г.
(немецкий)
Das Molekular-Café. Geschichten von Robotern und Biomaten
1969 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Супер рассказ! Великолепно продумана словесная «перепалка» в суде! Аргументы поражают своим остроумием! Советую всем читать!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ от мастера в юмористической форме, описывающий проблему, чьей собственностью является человек, если он по большей части части состоит из механических элементов, купленных у глобальной корпорации по имплантации человеческих органов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гонщик, попадая в автокатастрофы, постепенно ставит себе совершенные протезы. Руки, ноги, внутренности. Протезов много — больше половины органов, они очень дорогие, и он берет их в кредит. Подходит срок выплат. Денег у него нет. Фирма требует через суд признания гонщика ее собственностью для разборки за долги. Возникает уникальная юридическая ситуация.

Если гонщик, заменивший большую часть тела и не выплативший за протезы деньги, машина, то его нельзя судить!

А если он — человек, то его нельзя за долги разбирать на запчасти!

Замечательно.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.» — замечает Хорхе Луис Борхес. Вот эти истории: первая – об укреплённом городе, вторая – о возвращении, третья о поиске и четвёртая – о самоубийстве Бога.

То бишь, ничего нового под Солнцем нет. Вот и этот рассказ Лема, похоже, основан на придуманном в античности парадоксе Тесея. Согласно греческому мифу, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до эпохи Деметрия Фалерского и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль или уже другой, новый?

Лем, большой мастер вольного обращения с парадоксами, не просто переписал его на новый лад, но хитроумно дополнил актуальной для нашего времени тематикой — может ли машина быть личностью и с какого момента человек превращается в киборга, а тот, в свою очередь, становится роботом. И нанизал полемику на лёгкий, непринуждённый конфликт. Как говорится, в исполнении мастера всё выглядит лёгким.

Жаль, Лем не упоминает, были ли на руках у мистера Джонса ногти. Это многое бы прояснило.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот короткий юмористический рассказ заткнёт за пояс несколько серьёзных романов автора рангом пониже. Глубокая история про злые козни корпораций и роботизацию человечества.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный юмористический и социальный рассказ показавший под необычным углом вхождение в повседневную жизнь киборгов. Свою зашиту на суде роботизированный гонщик строит с логикой компьтера и юмором человека. Перед такой комбинацией не смогла устоять даже могущественная корпорация.

Впечатление от рассказа у меня было усилено, ещё и просмотром телеспектакля Челябинской студии телевидения

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная философская вещь. Возможно нам самим скоро придется решать, где же проходит грань между машиной и человеком.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальный мини-рассказ. ИМХО юмор и сарказм к концу рассказа сводится методом рассуждений и полемики к тому, что сам герой начинает сомневаться — кем ему выгоднее быть перед судом — роботом или человеком. Этот спор, он как игра в шахматы или реверси — для того, что бы ему выиграть дело, приходится то защищаться, что он еще человек с сознанием, то тут же «переобуваться», что он робот и корпорация злоупотребляет своим правом собственности.

Еще одна грань рассказа — первые попытки задуматься по понятии Авторского права, которое сейчас очень актуально. Что это применимо не только к фильмам, музыке, но и к разработке платформы (электронного мозга) для ИИ. Без платформы (электронного мозга) не может существовать сам по себе разум. И его не разделить, просто забрав электронный мозг.

Третий момент ИМХО — возможно попытка, показать, что герой (он же по сути ИИ) пытается перехитрить людей, приводя разные аргументы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге ему удаётся запутать и судью и истца (корпорацию) и тем самым продлив себе существование в финале — отсрочив дело.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательно! Мастер поднял серьезную тему в шутливой форме и как всегда оказался на высоте. Кратко, искрометно и глубоко. Мастер!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе прекрасно всё: его сюжет, длина, диалоги и концовка. Станислав Лем написал короткую юмористическую историю про автогонщика Гарри Джонса, раз за разом попадавшего в тяжёлые аварии. В авариях Гарри терял то руку, то ногу, то ухо — и потому регулярно обращался за услугами кибернетической компании, что с радостью ставила новейшие импланты и протезы в переломанное тело бедолаги. Поначалу он-то радовался, но потом...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В кратчайшие сроки гонщик Джонс полностью заменил своё тело на импланты и протезы, а заодно и влез в огромнейший долг перед компанией-разработчиком, так как все технические новинки он покупал в долгосрочный кредит. И вот: в итоге над мистером Джонсом идёт суд, в ходе которого все пытаются выяснить: Гарри Джонс — это ещё человек или уже машина (читай — робот)?

Если он человек — то разве можно его «разобрать на запчасти», как того требуют бизнесмены-кибернетики? Неужели он лишь «самозванный набор протезов»? А если нет и он есть машина — то разве подпадает машина под действие каких бы то ни было писанных человеческих законов и кодексов?.. Сложный вопрос требует неоднозначных и спорных ответов — вы найдёте их в этом рассказе. Однако не надейтесь, что эти ответы утолят вашу жажду знаний.

Юристом я стану только за то, что киборг тут каждый второй! Такой девиз, вероятно, ожидает профессию юриста в будущем, и было бы очень здорово дожить хоть до одного реального судебного разбирательства, где фигурирует полностью механизированный человек, которого из-за долгов пытается разобрать на запчасти злобная корпорация.

Почему бы мне хотелось дожить? Да ведь это невероятно интересно с морально-этической, юридической, философской, научной и прочих точек зрения, так как ставит фундаментальный вопрос: а что вообще есть человек? Взяв за основу античный парадокс про корабль Тесея, Станислав Лем применяет этот парадокс уже на человека. И возникает забавное предположение: а что если и мы каждый миг своего существования уже не можем считаться теми же, что были всего лишь секунду назад? Всё течёт и всё изменяется, — говорил Гераклит, — и одну реку ты не войдёшь дважды.

Не так ли?

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рано или поздно многие авторы касаются этого вопроса. Очень важно определеить для себя эту тонкую грань, пока такие проблемы не вошли в нашу жизнь. Все авторы обсмеиваю эту проблему, а ответа не дают...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ироническая история о парадоксе отношения чувства собственного Я к искусственно созданному организму. В научной фантастике этот вопрос не нов и неоднократно разбирался у Азимова, есть на эту тему прекрасный рассказ Емцева и Парнова «Не оставляющий следа» с порожденным человеческими руками призрачным псевдо-Джорджем. Кроме того в данном рассказе есть место и для социальных вопросов. Попадая в сети кредита, человек рискует при неуплате лишиться всего своего имущества, а в рассказе фирма посягнула и на саму личность Джонса. С одной стороны это смех да и только, но он становится смехом сквозь слезы для тех, кто попал в эту кабалу и при финансовых проблемах берет новый кредит только для того, чтобы погасить предыдущий. Многим я думаю это знакомо, а здесь Джонс вынуждено менял части своего тела и организма на искусственно созданные. Таким образом возник новый кибернетический Джонс. Или все-таки это полностью протезированный прежний Джонс? Запутаться тут немудрено не только литературному суду, но и самому читателю.

Действительно, что же идентифицирует нас как личность? Вроде бы понятно, что это осознание собственного Я. Но какова в этом роль нашего мозга? Чем он является в этом процессе: источником понятия личности или приемником влияний неведомого информационного поля Вселенной, дающего нам самосознание? Как видно здесь сплошные вопросительные знаки и ответа официальная наука дать не может, чем больше попыток это понять, тем больше появляется новых вопросов. Собственно один из вопросов и поставил Станислав Лем в названии рассказа: «Существуете ли вы, мистер Джонс?».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна иллюстрация к вопросу: что есть человек?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сегодня выясняется данный рассказ вышел значительно раньше повести А.Азимова «Двухсотлетний человек». А ведь в последней написано все то же самое только наоборот, когда робот хочет стать человеком. Но, как ни странно, они очень похожи. Ибо тема крайне важна, социально значима, а юридически практически неисчерпаема. И пусть рассказ юмористический, я бы предпочел, чтобы был серьезным, но крайне оригинальный, увлекательный и даже сегодня читабельный.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе за фирменной иронией автора видно тревожное предостережение гениального Лема о том, к чему может привести прогресс в области биотехнологий. Если некто меняет себя «по частям» — тут протезик, там кожезаменитель, а потом, например и мозг обновляет на клеточном уровне при помощи нанитов (Лем про них ещё вроде не знал тогда, используя в рассказе более понятную «киборгизацию» организма персонажа) — то где та критическая грань, после которой это уже совершенно другой, в прямом смысле слова, человек... а может уже и не человек. И это далеко не всё, над чем задумывается автор в этом рассказе!

Будет ещё о чём вместе с ним поразмышлять читателю по ходу повествования...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх