FantLab ru

Люциус Шепард «Новый американский молитвенник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Новый американский молитвенник

A Handbook of American Prayer

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Вардлин Стюарт, работая барменом, случайно, во время одного спора на работе, убивает человека. Его признают виновным, и дают десять лет тюрьмы. В тюрьме он пишет некое пособие по обращениям к Богу, которое называет Универсальное Руководство Американских Молитв. Это пособие публикуют, Стюарт становится знаменит. По выходу из тюрьмы Стюарт переезжает в Аризону, где хочет начать всё сначала. А тем временем Тот, к Которому обращались его молитвы, появляется на Земле...

© ceh

Номинации на премии:


номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2005 // Роман

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 10-е место (три романа в одном томе)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Н. Маслова (1)

Новый американский молитвенник
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая шутка: «когда ты говоришь с Богом — это молитва, когда Бог говорит с тобой — это шизофрения». В случае Л. Шепарда говорили все: и молящийся, и Бог, и кажется, сама молитва.

Когда человек попадает в пороговую ситуацию на грани смерти, он нередко обращается к высшим силам с просьбой о спасении. Так случилось и с героем книги — Вардлином, который по глупости совершил убийство, угодив за него в тюрьму. Его первая молитва была услышана, и вторая, и третья, и даже та, которую он написал не для себя. Слухи о подобных чудесах распространяются быстро, и вскоре после выхода из тюрьмы Вардлин не просто издает новый молитвенник, он становится в глазах обывателей мессией. Это и неудивительно, кто бы не хотел прочесть несколько строк ради воплощения заветных? Если в мире на сегодня существует множество религий, верований, богов, то плюс еще один, тем более такой, который действительно исполняет мечты, — это запросто.

Автор умело показал борьбу за власть между разными сектами-религиями, конфликт между духовным развитием человека и желанием достичь той самой американской мечты. Ярко удалось Шепарду продемонстрировать, как любая идея находит своих фанатиков, готовых на всё.

В целом история читается быстро, она рельефна, герои рисуются легко, сюжет приправлен щепоткой мистики, присыпан любовью и сексом и хорошо сдобрен человеческим желанием лучшей жизни за счет молитвы, т.е. практически не прилагая усилий.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В сюжете этого романа можно выделить две равноценных линии, которые сначала плотно связаны между собой, но постепенно расходятся всё дальше и дальше: первая посвящена духовному развитию главного героя, вторая — становлению и трансформации новой религии, которую герой нечаянно создал.

Вардлин Стюарт (главный герой) не ставил перед собой столь масштабной задачи. Он лишь пытался выжить и сохранить психологическую адекватность в жизненной ситуации, когда и то, и другое являлось задачей чрезвычайно сложной. Но он справился, нашел свой путь — через концентрацию личной воли в слове. Для него самого метод оказался результативным, и он попытался научить этому других. При этом мотивы не были ни корыстными, ни альтруистическими: он лишь пытался выжить путем обретения некоторого статуса в принудительном сообществе, где превыше всего ценится сила и агрессивность.

А получилась иллюстрация к некоторым библейским постулатам. Создателю слова попытались придать статус аватары бога, а сугубо прагматическому методу внутренней концентрации с целью внесения микроизменений в личную реальность посредством направленного волевого импульса придать статус религии. Для общества потребления метод Вардлина Стюарта действительно имел значение, сравнимое с ролью божественной доктрины в мистифицированном обществе далекого прошлого. Вардлин применял свой метод только к сугубо практическим вопросам жизни: улучшить бизнес, привлечь желанного сексуального партнера, получить какой-нибудь небольшой и вполне достижимый для конкретного человека плюсик к житейской карме.

Никакой мистики метод Вардлина не содержал, он лишь помогал человеку четко сформулировать желание и подсознательно настраивал на соответствующее поведение. Но люди жаждут чуда, им непременно нужен кумир. Процесс вышел из-под контроля, и Вардлин неожиданно для себя оказался в роли то ли сумасшедшего пророка, то ли еще одного апостола Савла, то ли Антихриста. Кому как больше нравилось. И с этого момента герой и его нечаянное создание зажили отдельными жизнями, хотя и тесно связанными.

Вардлин прошел длительный и сложный путь духовного развития, искушения, утраты смыслов и целей и их повторного обретения. И сделал всё это до мозга костей по-американски. Если на стадии восхождения к вершинам духовные и психологические моменты играли ведущую роль, на пике приоритетной эмоцией оказался страх, то на стадии разделения создателя и создания материальное очень грамотно было увязано с эмоциональным.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо, нет. Герой действовал именно так, как и должен был действовать человек его времени, воспитания и образа жизни. В слове он главным приоритетом установил любовь и сумел защитить ее от разгула безумного фанатизма и криминала. Но при этом не впал в крайность отрицания всего достигнутого. Состояние, материальная независимость были сохранены в полной мере. Отсюда следует, что сравнения с апостолом Павлом на пути в Дамаск и любые параллели с поиском веры излишни. Вардлин Стюарт — человек, осуществившей американскую мечту. Не больше и не меньше.

С точки зрения литературной же роман хорош. Язык, стиль, интрига, эмоциональность, аналогии — всё на уровне. Книга достойна того, чтобы быть прочитанной.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы в ответе за тех, кого сотворили.

Автор постарался сотворить не книгу, а многохвостую плеть, подстёгивающую читателя к осмыслению: себя, как духовное начало; себя, как часть социальной машины; себя, как творца; социума, как штурмана в развитии публичного человека; социума, как механизм коллективного манипулирования; и т.д.; и т.п. В принципе, произведение получилось довольно глубокое и разновекторное. В каких-то философских моментах можно согласиться и вдохновиться книгой, а в каких-то поспорить с автором, разозлиться, оскорбить, оскорбиться и забыть о прочитанном. Но, думается мне, что человек и читает-то книги именно для того, чтобы увеличить количество ментальных пузырьков, всплывающих на поверхность его «игривого» серого вещества.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я никогда не читал Люциуса Шепарда, но, судя по всему, этот товарищ весьма любит весёлые провокации. На этот раз смешливый бородатый дядька, смотрящий на меня с задней обложки книги, простебал простых американских общечеловеков на тему их якобы «глубокой» религиозности, выворачия на свет Божий нечто совсем иное.

Подумайте, почему это вдруг книга Вардлина Стюарта обрела такую большую популярность? Вызвала целый вал восторженных откликов, почитателей, фактически — создала новую секту? Да просто потому, что он даёт гипотетическую возможность управлять окружающим, не требуя ничего взамен! Учение Христа налагает на человека большую ответственность за своё поведение, учение Вардлина — нет. Ты пишешь молитвочку, не важно, талантливо или нет, периодически её «речитативишь», и всё — твоё мелкое желание, любое, будет исполнено! Ничего не напоминает? Правильно — языческие ритуалы заклинания. И абсолютно честно и правильно говорит Вардлин у Ларри Кинга — не нужен никакой Иисус более. А действительно — зачем нужно поклоняться неведомому, если у тебя в руках — идеальное оружие для управление своим маленьким мирком?

Книгу читать интересно, бытоописательство, как ни странно, не раздражает. Несмотря на лёгкий налёт мистики, книга больше делает упор на психологию, автор по доброму подтрунивает над своим героем, и несколько более жестоко — над окружающим его обществом. Конечно, это книга не о нас и не для нас, но... Думается мне, что многие православные заимели бы для себя этот соблазнительный «Молитвенник»...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав Шепарада однажды, не забудешь его никогда. Плотной тканью текста. в котором реальное и реальное накрепко вплетены друг в друга. как бы фантазия и как бы реальность. Ну и герой конечно, такие приятные раздолбаи. А тут еще и про любовь и про смысл жизни. Хотя местами текст по конструкции тяжеловат.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пять только за хороший литературный язык, ибо на ту же тему, о новых религиях и их забавных основателях, пугающих в своей истовости и подкупающих в своем желании подзаработать на это деле, читала у других — и поинтереснее, и посмешнее, и позлее.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ожидал от книги большего.

Вардлин Стюарт впервые помолился в тюрьме и желаемое исполнилось — он выжил. Он молится еще и получает друга по переписке — симпатичную женщину, которая впоследствии станет его верным спутником. Далее Вардлин выходит из тюрьмы и издает книгу о своих молитвах. К нашему герою приходит настоящий успех — различные интервью на телевидении, толпы последователей. Естественно, появляются и враги...

Идея романа может и неплоха, но меня почему-то не тронула. Четко формируем запрос, молимся простыми словами (иногда с нецензурными выражениями), обращаемся не к Иисусу, а к кому-то попроще — и все получается! Достаточно американский подход, на это Шеппард и делает упор: оптимизация, массовость, упрощение... Может и в ироническом смысле, но и сам роман получился как будто адресованным «среднему» американцу. Парадокс: книга социально-психологической направленности, но характеры персонажей достаточно ходульные, плосковатые... Вардлин и его главный оппонент преподобный Монро Трит — это белое и черное, хороший и плохой. Роман легко читается, все идеи поданы в разжеванном виде (так мне показалось). Где-то к середине книги эта психологическая посредственность начинает утомлять. Дочитывал с трудом.

Хотелось бы поставить повыше оценку, но не получается.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга замечательная, легла мне на душу просто... Может быть потому, что многое из того, что происходит в душе у Вардлина, происходило со мной тоже. Конечно, я не могу писать таких стихов и не видел бога одиночества, да и не убивал никого пока:gigi:, я так думаю...Но все же. В общем спойлерить не буду,но думаю, что для меня это самая лучшая шепардовская книга на сегодняшний мемент, а это не мало. Тянет поставить 10, но пока еще не смылись впечатления, оставлю 9. Если после перечитывания через полгода-год все останется как прежде — сделаю выше. Рекомендую всем любителям интеллектуальной и тонкой прозы, завихрений сюжета, читается, кстати, гораздо легче, чем многие другие книги Шепарда.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

роман не по-шепардовски прозрачный и очень глубокий — о внутренней несвободе и освобождении; упаковка американская, но — ежели оглянуться на нашу ментальность — содержимое болезненно-родное — с нашей привычкой молиться хором...Отличная книга.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Очень неоднозначная книга. Прочитала с трудом. Любителей развлекательной литературы прошу не беспокоится — не для вас.

Создание новой религии, как доходный бизнес — чисто американский вариант. Но был же Рон Хаббарт.

Герой восемь лет отсидел в тюрьме и научился видеть в жизни главное и не главное. Он стал писать свои молитвы, необычные, не на что не похожие...

Поставила книгу на полку — когда-нибудь потом к ней вернусь и перечитаю, может быть к этому времени что-то в моем востриятии мира изменится.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх