FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
4782
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra

Роман, год (год написания: 2006); цикл «Метаморфозы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 314
Аннотация:

Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Со слов авторов:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2775 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей»)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга отечественного автора

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Роман

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ

лауреат
Мечи, 2008 // Лунный Меч

лауреат
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
РосКон, 2008 // Премия премий

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина)

Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Роман

номинант
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга Понравилась. И самое главное что задевает , это постоянно возникающий вопрос- какие ещё есть варианты в этой ситуации или в этой? Что бы сделал я? И как бы развился сюжет в этом случае? Автор даёт своё видение и не запрещает мне продумать по своему

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заинтересовался этой вещью, ввиду получения ею зарубежных премий, несмотря на прошедшие тринадцать лет после первого издания. Были предположения, что премию вручили в честь доблестного переезда авторов из Москвы в Лос-Анджелес в 2013 году.

Тем не менее, роман оказался вполне «с идеей» и в меру не раскрыт, дабы оставить читателю возможность самому додумать финал.

Что касается картинок выковывания из мягкого человеческого материала орудий мироздания методами изощреннного насилия над неокрепшими детскими душами — отмечу, что таких вещей пруд пруди. Любая реалистичная или условно — реалистичная история про армию и призывной контингент даст не меньше материала о формировании из тварей дрожащих потрясателей вселенной ( в случае фантастики — вселенных). Если же заострить внимание на чисто образовательном процессе и высшем учебном заведении, то и аналогичных романов взросления и становления тоже с избытком. Хотя и авторский вариант вполне гуманный и отторжения не вызывает.

Но что, на мой взгляд, не позволяет признать эту неплохую развлекательную книгу шедевром, так это отсутствие в ней какого-либо реального смысла. Приключения в принципе имеются, сущность вселенной в авторском понимании в основном изложена, но к чему это все, как урождённая гражданка Самохина распорядится своими врождёнными и тяжким трудом наработанными спецификациями? Крохотного примера решения проблемы личной заинтересованности отнюдь не достаточно, это не «счастья для всех, даром» и даже не установление истинной демократии в одной далёкой далёкой галактике. Просто заробитчанка заслала до родной хаты трошки здоровья и удачи. Это безусловно неплохо, «трудись — и внакладе не останешься», однако слишком поверхностно, «класс игры — не высокий».

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Домучил книгу.

Вернее, не так. Читается роман легко, быстро и непринуждённо. Я, правда, слушал аудиокнигу, И. Князев отлично озвучил. Но, мне было неинтересно. Скучно. Предсказуемо.

Почему это бестселлер, судя по премиям и количеству отзывов и рецензий? Мне непонятно, по-моему, ничем особым произведение не выделяется.

На мой взгляд, роман строго ориентирован на определенный круг читателей. Поэтому, у одних вызывает восторг, другие — совсем не поняли, о чем книга.

Вот и мой отзыв будет субъективным.

Это — своеобразный «Гарри Поттер». В чем-то, книга похожа на «Дозоры» Лукьяненко.

По-жанру, опять же, как мне кажется, это — скорее, магический реализм, чем фантастика. Хотя, сложно найти эту грань.

Вообще, хоть написан роман двумя авторами, скорее, это — работа женщины. Наверное, Марина Дяченко приложила к книге больше усилий. Чисто женские описания чувств и эмоций главной героини. И, понравится произведение, скорее, прекрасной половине человечества, это я понял из восторженных отзывов.

Есть в книге попытки создать некую философскую систему, придумать упорядоченный фантастический мир.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, или, по крайней мере, подогнать его под Евангелие от Иоанна, с идеей начального Слова, Логоса.

Все это — неважно. Не об этом книга. Можно долго спорить, смеяться, или, недоумевать над реалистичностью происходящего. Над поступками героев, над всей идеей романа. Все это — ерунда, мелочи, и, большой роли не играет.

Это — книга про учебное заведение. Универ. Вот главное. Ибо, как гласит давно позабытый лозунг — ‘Учиться...учиться... и, ещё раз, учиться!».

Роман про то, что за все в жизни нужно платить.

Что ничего не достаётся просто так.

Для того, чтобы чего-нибудь достигнуть, нужно вкладывать силы и время.

Что — «ученье — свет».

Обо всем, что пытаются «вбить» родители в головы своих «неразумных чад», школьников и школьниц. О «прописных» истинах. О том, «что такое хорошо, и, что такое плохо».

Классическая книга для девушек-старшеклассниц. Или, студенток-отличниц.

Прямо, учебник жизни.

Прекрасно стимулирует к преодолению трудностей на пути к «золотой медали», «красному диплому».

Ещё, хоть это, несколько и жестоко, позволяет заглушить некие сомнения, жалость за лучшие годы, проведённые за «зубрежкой».

Поэтому, книга про универ и общагу. Остальное — просто «фон», декорации. Смешная попытка подвести целую философию под простые и очевидные вещи. Искусственное усложнение.

И, героиня — просто, не знаю, наверное, «ботаник» по призванию. Жить по другому она не может. Ну вот нравится человеку учиться!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, идея о том, что Сашка жертвует собой, принуждает себя учиться ради любви к «своему ближнему» — нелепа. Это полная ерунда, самообман, то, что девушка просто пытается спасти своих родных. Нельзя заставить человека делать то, что он не хочет, во всяком случае, делать отлично.

Я, правда, тоже был студентом, но, почему-то, более понятные ассоциации у меня вызывает «Общага на Крови» Иванова, чем «Vita Nostra» Дяченко. Вот там — действительно, «Gaudeamus igitur», «Живут студенты весело...», а тут — каторга. Но, опять же, барышни-отличницы, которые целенаправленно «пахали» все пять институтских лет, поймут героиню романа.

От меня же, идеи этой книги очень далеки. Ну что делать, не был я отличником!

А вся морфология и грамматика, на которых построена эта книга, до сих пор, со школьных времён, вызывает у меня ужас.

Подведу итог:

Не могу сказать, что плохая, слабая книга. Нет. Сотни отзывов, множество восторженных. О чем-то это говорит. Читается легко, но, это потому, что хотя этот роман о слове (или, Слове) и синтаксических конструкциях, написана книга достаточно простым и примитивным языком. Вот такой парадокс! Но, это не недостаток, нет. Просто — «не моё». Поэтому, не хочется критиковать роман.

А на счёт сложной и глубокой философии — ну не могу я всерьёз воспринимать героиню

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая постоянно мутирует, превращаясь, в какую-то, горгулью, при этом, больше всего ее волнует, что она не успела причесаться.

Кстати, многие пишут, что финал невнятный, слит, оборван. По-моему, вполне ожидаемое и предсказуемое заключение. А что Вы хотели? Все закономерно. Есть одна глупая, но, в чем-то, верная поговорка: «Век живи, век учись — дураком помрешь».

В общем, книга сильно на любителя.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

этакая поытка гуманитариев написать НФ на тему «вначале было слово» . можно попробовать попроводить параллели хоть со всякими школами волшебников хоть с городским фэнтези, но всё будет натяжкой — произведение спецефическое и в конкретный жанр невпихнётся. Из «Аннотации» и «Примечания» авторов может сложится превратное впечатление, что Вас ждёт какой-нибудь Хогварс, но вместо лёгко-увлекательного чтива будут психологические зарисовки человеческих отношений в смеси с философскими мыслями на фоне фантасмагории а-ля Дали которую пояснениями делают НФ-образной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну и в конце преодоление финализирует анонсированным в «Примечании» оптимистичным концом света :) — ГГ всё поняла и в очередной раз сделав невозможное забацает «любовь без страха»

Оценка: 8
–  [  -5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначно, необычно, непривычно. Но равнодушным КМК книга не оставит никого. Слишком уж цепляет, за что-то неизвестное в душе.

Оценка: 9
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный сюжет, прочитал с удовольствием, но концовка немного смазала впечатления.

Наставили минусов, окей, опишу более развернуто.

Сама история понравилась, весь этот процесс попадания в учебное заведение и самого обучения постоянно дразнит и интригует, возбуждая любопытство, «- а что, что же там дальше и чем это закончится?». Ты глотаешь главу за главой сопереживая главной героине и её окружению(надо сказать, что читается легко, ни какого графоманства и витиеватых построений предложений), по мере чтения возникают вопросы то там, то тут и что же в конце, а в конце шиш с маслом, ты получаешь размазанный ответ на основной вопрос, а всё остальное так и остается без ответа и возникает чувство недоумения, за каким лешим я вот это всё читал, только ради того чтоб узнать что главная героиня стала тем то и тем то и всё? В общем, как бы там ни было, роман интересный, но масса вопросов оставшихся без ответов огорчают.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любимая книга.

Все понятно до последней строчки. Я будто сама жила в общежитии этого странного университета, заучивала набор слов и присваивала предметы и людей. Такая невероятная Сашка, сильная, упрямая, живая. Возможно, нарвусь на осуждение, но мне кажется, что ее прототипом был Иисус, со своими убеждениями и желанием помочь ближнему. И то, что вначале было Слово, как бы намекает на это.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

99% людей не понимают о чём эта книга, поэтому и них и такое её восприятие ... в Книге — чистая Каббала в изложении Михаила Лайтмана.

В книге описана трансформация сознания человека при изучении каббалы, финальный экзамен и то куда уходят Студенты — это выход за Махсом — и переход в другие ощущения нашего мира.

Книгу не читал, а слушал аудиокнигу — рекомендую попробовать именно аудиокнигу — музыкальное сопровождение интонации чтеца — просто супер ощущения от книги. Это одна из немногих книг которые я переслушиваю несколько раз и буду слушать ещё ... как «книга Радости» из «Библиотекаря» Михаила Елизарова.

После этой книги решил пер читать Всё что доступно М и С Дьяченко.

Рекомендую «Медный король» тому кому понравилась эта книга

Оценка: 10
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, авторы всю свою жизнь пишут-переписывают книги по одной и той же схеме. И данное творение – апогей их творчества. И это, увы, не комплемент.

Тут все те же симптомы болезни, как и в иных их творениях. Увлекательное начало, провисающая середина и никакущий финал. Все как всегда. Такое ощущение, что приступая к очередной книге супруги загораются идеей, а потом она начинает тухнуть-тухнуть-тухнуть… пока в итоге не загасает полностью, и они с радостью берутся за новое творение, оставив предыдущие с очередной пшик-концовкой. А еще они любят систематически издеваться над своими героями. Не поймите неправильно, я люблю мрачные книги, но когда одни и те же приемы повторяются из раза в раз, просто уже начинает надоедать.

Что же касается сюжета, то его даже фантастикой назвать можно с очень большой натяжкой. Скорее похоже на бред немного повредившейся в уме девочки-отличницы, которая наперекор матери уехала учиться к черту на рога, попутно напридумывав себе всякого. Тут типичные студенческие будни, только чересчур утрированные и слегка фантасмогоричные. Тут вам и исполнение нелепых испытаний для поступление, и восприятие преподавателей как палачей, а новых предметов – как непонятной тарабарщины, отожествление сессии с неким смертельным испытанием, а потеря невинности – с неким особым ритуалом перехода. Есть просто почти полная «бытовуха» вроде курящей соседки по комнате или неудачной пьянки. Второстепенные герои проходят калейдоскопом, появляясь, бесследно исчезая и зачастую никак особо ни влияя на сюжет. Опять-таки, типичная жизненная ситуация, когда человек просто перешел в другую группу – и все, он исчез для бывших сокурсников. Признаюсь, я не любитель подобных сюжетов. Но и из такой фабулы можно было бы что-то выжать, но авторы по сути бросают свою героиню посереди пути с «глубокомысленным», а скорее аморфным и пустым финалом. Видно, она им надоела, как и все их прочие персонажи. А может им просто не хватило духу написать о том, как выйдет девушка из дверей своей альма матер еще пару лет спустя, и вдруг окажется, что все было напрасно, что полученные знания по сути бесполезны, что новые наставники говорят ей все забыть и начинать заново, а ее «магия» бесполезна против настоящих чудовищ…

Что сказать в итоге? Да все то же. Начали за здравие, закончили за все то же самое. Поигрались с фантасмагорией студенческой жизни и бросили как только она им надоела, вместе с героями и сюжетом. Наверное, для меня это будет последняя книга данных авторов. Потому что нет уже ни малейшей надежды что они-таки начнут излагать свои и правда интересные идеи внятно и связно от начала и до конца. А то снова сложилось впечатление, что я прочитал черновик неплохой книги. Неплохой, но все же черновик, где чем дальше, тем больше то ли авторы все больше запутывались в своих же концепциях, то ли просто теряли к ним интерес.

Оценка: 5
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что к вам на улице подошёл незнакомец и сказал: «Каждое утро, после пробежки в течение года ты будешь ссать в кусты, иначе будет очень плохо». Что бы вы подумали? Вот я б, наверное, тоже самое.

Начинается всё совершенно обыденно, а потом уже читаешь с мыслью «О...ть чё происходит?«и эта интрига «куда всё это катится?» удерживает внимание на повествовании. Затем начинается бытовуха обычных студентов с трусами на батареях, водкой, беспорядочным сексом, и только блевание монетами и какие-то таинственные упражнения дают тебе знать, что это советский Хогвартс, но истязательно-принудительного характера. Сюжет начинает заметно провисать. То, чем занимаются студенты, совершенно непонятно, зато очень ярко показано, как их гнобят, и конечно же наша героиня избранная! Итак, первый провисон и первый штамп, и читаешь уже с эмоцией «ну ёёё приехали»

Читать о том, как ГГ ходит на пары и изучает нечто, откровенно скучно. В Хогвартсе хоть понятно, чему обучаются студенты, с ними происходят реальные приключения, а тут просто обыденная жизнь студента от звонка до звонка, а его особое предназначение нам, естественно, не говорят, не забывая сдувать с неё пылинки, ведь она божечки какая талантливая, однако читательское желание ждать развязки с этой рутиной начинает угасать. В общем, середина книги забита ватой для объёма.

Ближе к концу нам по крупицам начинают выдавать информацию, на кого учатся все эти дети. Героиня становится всё более неприятной, она серая, неинтересная личность. Что происходит с её семьёй вообще непонятно, какая-то недодрама, с мальчиками у неё тоже драма, как личность она не развивается, мы знаем только, что она блестящая ученица. В чём? А так и станется непонятно до конца, зато мыльной драмы хоть залейся.

Создаётся впечатление, что книга недопродумана, недооформлена. Это студенчество, размазанное по всему роману, нафиг не нужно. Если бы герои отучились в одной трети, а дальше стали применять свои способности (какие?) на практике, как в Дозорах или Часодеях, то чувствовалось бы, что сюжет хотя бы есть. Идея книги вроде как маячит и светится где-то на горизонте, но не раскрыта. Такое ощущение, что авторы придумали концепт, но не смогли придумать для него достойный сюжет. Возможно, стоило более тщательно проработать этот момент, вместо того, чтобы пытаться натянуть сову на глобус?

Очень многие читатели признавались, что книга оставляет после себя мерзкое, гнетущее впечатление. Так и есть. Для чего ломалась, преломлялась, метаморфировала героиня — непонятно, зачем она отращивала какие-то крылья — непонятно, взаимосвязь между этими людьми-глаголами и миром чётко не объяснена. Финал неоднозначный, скомканный.

Для меня роман представляется как нечто среднее между The Binding of Isaac и Дети против волшебников. За что там 100500 наград выдано тоже осталось непонятным. Я разочарована и очень жалею о потраченном на эту книгу времени, я могла бы прочитать что-то более захватывающее и действительно несущее смысловую нагрузку.

Конечно, есть вероятность, что от меня ускользнул какой-то глубинный смысл, но копать среди этой тягомотины не очень то и хотелось. Хотелось добраться до финала и узнать, во имя чего это всё происходит. А там кукиш на палочке.

P.S.: есть ещё вопрос к аудитории фантлаба — научная фантастика? серьёзно, ребят?

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начитка Игоря Князева отлична! Несомненно, это — классика отечественной фантастики. Больная классическими же болезнями. Всё шло хорошо, свежо, интересно. Пока не наступила концовка. Ну и что? Видимо, авторы чувствуют себя великими полководцами — главное втянуться в бой, а там посмотрим. Втянулись. потом бросили щит и меч, плюнули и ушли. Куда? Зачем? А как же поле яростного боя?

Господа Успенские, Бенедиктовы, Дяченко, Каменистые — вы отличные ребята. Вы любите своё дело, вы мастеровиты, но вы не любите своих читателей! Вы недостойны тех идей, которые поднимаете. Потому что у вас не хватает фантазии довести их до конца. Жаль.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала книгу и задумалась, пытаясь разобраться в собственных ощущениях. Финал оставил больше вопросов, чем ответов. Полезла читать отзывы, чтобы посмотреть какие мысли возникли у других. Мнений тьма. Но одно точно книга вызвала резонанс. Но некоторые повторяющиеся комментарии у меня вызывали удивление.

Мой отзыв не претендует на авторитетное мнение и наполнен спойлерами. Чистые эмоции и мысли, возможно, чуть сумбурные. Но здесь столько умных комментов, что не страшно;)

Начнем сначала, девочка Саша поставлена в жёсткие условия. Ее буквально заставляют преобразоваться в нечто совершенно новое в странном институте. Многие пеняли на то, что слишком легко Саша поддалась на шантаж и даже не сопротивлялась, а покорно покорилась дрессуре. Возможно и так, но… вот тут я задумалась. Вряд ли кто-то поступил бы иначе. Героев вел их страх за близких и выход только один: вытерпеть и не сломаться.

Зачем нужны были испытания перед обучением? Тренировка воли, ломка стереотипов и попытка выйти за рамки культурной среды, в которой воспитывались будущие слова. И если бы на этом этапе абитуриенты не смогли себя пересилить, то и дальнейшее обучение не преодолели бы. А нравится это читателю с нравственной точки зрения или нет это уже не столь существенно. Лично меня это не ужасало, не было противно, лишь иногда проскальзывало недоумение с вопросом зачем? Как в случае с Викой. Кстати очень хотелось узнать что она за слово, но авторы не раскрыли этот нюанс, что печально.

Само обучение в ВУЗе называют жестоким, неприемлемым, нелогичным и неправильным. Сравнивают с гестапо и дрессировкой. Но я вот не вижу других вариантов обучения данной «специальности». От всех студентов требуется подняться над возможностями человеческого тела и сознания. Это происходит обычно в состоянии аффекта, сильного морального потрясения, когда на волоске собственная жизнь и жизнь дорогих людей. И примеров масса, когда у слабых физически людей возникают вдруг сверхсилы на мгновение; когда люди загнанные в тупик вдруг находят неожиданный и нестандартный выход. Попробовала представить другой путь обучения, когда героям объясняют их сущность и пытаются объяснить зачем все это. Но объяснение даже звучит шизофренически. Студенты до ломки стереотипов не поняли бы, не прониклись серьёзностью, не отнеслись к обучению серьезно. Чтобы подняться над своей природой к сожаленью ребят нужно было постоянно держать в состоянии сильного стресса. Героев загнал в ловушку собственный страх. В принципе нигде в тексте нет доказательств, что Кожевников замешан во всех несчастьях в семьях студентов, только их вера в это и страх.

Моральные дилеммы от жестокости обучения немного меркнут, если воспринимать героев как слова формального языка, которые вдруг обрели волю и человечность. Именно формального, конструкции которого подчинены очень строгим правилам. По сути мы видим, что гипертекст описывает реальност и все что в ней происходит. То есть программирует целый мир. И что будет если позволить словам-именам, словам-командам этого языка программирования поступать как им хочется? Программа просто не заработает – реальности не будет! Поэтому слова заставляют действовать согласно строгим правилам, учат подчиняться и функциям, и действующим глаголам-командам, чтобы не сломать систему. Могу сказать только, что мне не хватило мотивации. Если бы авторы намекнули, зачем детям срочно становился словами программы. Хотя бы намек на то, что в противном случае будет очень-очень плохо, что срок обучения ограничен во времени и если за это время не произойдет преобразований — человек-слово умрет. Но никакого неприятия и отвращения.

Некоторые пеняют за излишний реализм. Смущают описания мелочей быта: трусы на батарее, ссора из-за прокладок и так далее. Хм… а зачем излишняя идеализация? Авторы не описывают в подробностях физиологические процессы. Что в этом такого противного непонятно? Что касается вынужденной дефлорации. Никто не настаивал, время не назначал, партнёра не выбирал, как в некоторых романах бывает. Просто совет. По сути у Саши все произошло по любви.

Что же до финала… сперва я его не поняла, разочаровалась. И все же размышляя над природой системы как программного кода, дошла до мысли, что Саша пароль, который открывает доступ к самому программному коду, к процессу творения новой реальности. В конце она просто назвала этот пароль и получила возможность управлять реальностью и гипертекстом. А для этого нужно не испытывать страх.

Не могу сказать, что я в восторге от книги. Интересно было бы услышать авторское мнение. Какую идею хотели передать писатели и сравнить с собственными выводами. Но книга однозначно необычная и читалась легко.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловная классика фантастики (ну, не фантастики, на самом деле). Мне кажется, что авторы сами не вполне ощущали что (или кто) водит рукой их. Я это пишу не всерьез конечно, но ощущение такое. Потом они много раз пытались повторить эту магию («Мир наизнанку», «Оса», «Снег»), но выходило как-то хуже. Я уж не говорю о «Цифровом» и «Мигранте»... Это и близко не стояло. Почему? Как? Магия слова. Там была, здесь пропала.... Так писалось.

Жалко, что все кончилось. Жалко, что авторы уехали (понятно, что жалко нам, а им хорошо и это реально здорово).

Ну выйдет сейчас «Луч», посмотрим.... Хотя, пичалька. :(

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это второе моё прочтение данной книги и второй мой отзыв. Первый раз прочитала её в 2011 году, и тогда она мне безумно понравилась. Тогда она оказала на меня какое-то странное эмоциональное воздействие. Но вот то ли я изменилась, то ли настроение было в этот раз у меня другое, но свою оценку я изменила. На этот раз мне слишком многого не хватило. Слишком много вопросов осталось без ответа. Как выбирают детей для учебы в институте Торпы? Если все люди — слова, то по какому принципу их отбирают? Самых волевых? Но Егор был безвольным. Отличников? Но там не все отличники. Ну предположим, наобум выбирают. Ладно. А как потом определяют какие именно они слова? Что видят учителя с помощью своих перстней и браслетов? И вообще само понятие СЛОВА с большой буквы мне не совсем понятно. Что значит ПРОЗВУЧАТЬ? Что-то менялось в мире, когда слова-бывшие люди ЗВУЧАЛИ? Идея до конца не раскрыта. И концовка... Что случилось в конце? Когда Сашка пришла во сне к маме? Она изменила жизнь мамы? Она стала каким глаголом? Что произошло, когда она ПРОЗВУЧАЛА без страха? Концовка совсем непонятна для меня. И если в первый раз, когда я читала книгу, мне всего хватило, и казалось, что понимать ничего и не надо, надо книгу только прочувствовать, то сейчас мне не хватило именно ПОНИМАНИЯ.

Идея может и хороша. У меня даже возникла мысль — какую фантазию надо иметь, чтобы ТАКОЕ придумать: что все люди — слова, что города — это фразы, что вся наша жизнь — это речь. Совершенно абстрактное мышление надо иметь, чтобы хоть как-то это осознать. НО! Недопридумано многое... недообъяснено. Хотелось узнать что происходит с детьми после экзамена, на четвертом и пятом курсе? Куда их увозят? Что они делают потом в жизни?

Вобщем, на этот раз снизила оценку.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Магия словес... Непередаваемое впечатление...

Но я, все-таки, попробую — таки, передать.

Любому, кто искренне любит фантастику (что называется, «и сердцем и мозгами») хорошо знакомо колдовское, завораживающее воздействие «эффекта талантливого рассказчика». В данном случае речь не идёт о некоем абстрактном «литературном даре», все гораздо более конкретно и «узко-жанрово». Дело в том, что в сфере любых фантастических допущений есть специфические «пограничные области», в которых эти самые допущения — уже как бы и не выдумка вовсе, а — вполне себе рабочая гипотеза, которая в ряде случаев даже и некими фактами подтверждена. В сфере потенциальных возможностей нашего тела и разума ситуация ещё «острее», там все практически максимально правдоподобно: достаточно взглянуть на воздушных гимнастов в цирке или вникнуть в суть финальных этапов «битвы экстрасенсов» в телевизоре: чего они там творят, это же просто фантастика!

Так вот, талантливый рассказчик умеет так «вывернуть ситуацию», так ее представить, что в какой-то момент у читателя утрачивается связь с реальностью. Что-то типа: «...Так, стоп! Вот это вот, что он сейчас нам тут лепит — это реально возможно, или — блеф? Интересно, а кто-нибудь проверял, НАСКОЛЬКО это — в принципе — реально?..»

А если всё это ещё и «подать» под соусом вполне себе добротной литературной поделки, то это самая настоящая магия, братья и сестры. Вот, прямо — колдовство, которого можно коснуться кончиками пальцев!

Да, так вот, о магии словес.

Если бы речь шла только об этом (об «эффекте рассказчика»), то это было бы только пол-дела. Таких книжек МНОГО (с означенным «эффектом»), это не супер-пупер какая редкость. Но для всех этих «других» мы, задействую фразу «магия словес», воспринимаем её, что называется, ФИГУРАЛЬНО. Здесь же (Vita Nostra) – ее надо понимать БУКВАЛЬНО!

Человек – существо многоплановое, вернее существо такое, которое может быть адекватно представлено на разных планах бытия:

*** с одной стороны – кости, мясо, сухожилия и т.п.;

*** с другой – информация в чистом виде, то есть – данные (кто сомневается – вот, прямо сейчас – отвлекаемся и набираем в поисковике «эффект плацебо»);

*** и есть еще третий план, самый интересный – «помесь мяса и данных», то есть – «информация, наделенная свободой воли».

Все рассказывать не буду – ибо не хочу лишать читателя удовольствия «вкушать интригу самостоятельно» НО – без всяких сомнений — замечательный, почти уникальный фантастический антураж! При этом упомянутый выше «соус вполне себе добротной литературной поделки» — также имеет место. Не «Война и мир», конечно же – но вполне и вполне качественно, добротно и основательно.

Так что – удовольствие гарантировано (повторюсь: «...для тех, кто искренне любит фантастику (что называется, «и сердцем и мозгами»)…», для таких «нас» — это НЕЧТО).

Одна цитата из предыдущих отзывов «...один из самых сильнейших сюжетов в постсоветской фантастики и мировой!!! Это действительно шедевр из шедевров...» — Подписываюсь под каждым словом

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх