FantLab ru

Станислав Лем «Непобедимый»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Голосов:
3769
Моя оценка:
-

подробнее

Непобедимый

Niezwyciężony

Роман, год (год написания: 1963)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 231
Аннотация:

Совершенство технического гения — крейсер «Непобедимый» — совершает посадку на планету Регис III. Год назад здесь исчез похожий звездолёт, не вышедший на связь после посадки. Экспедиция корабля стремится выяснить, что произошло. А Регис III пустынен, ничем не примечателен... и до странного тих. Жизнь на этой планете так и не выбралась на сушу из океана, и планета не спешит выдавать свои тайны. Однако люди настойчивы. И узнают истину, которая повергает их в шок.

Примечание:

Первая публикация: газета «Gazeta Bialostocka», Белосток, 1963, №№ 297 — 306; 1964 №№ 1—61.

Первое книжное издание : в сборнике Lem S. «Niezwyciężony i inne opowiadania» издательство «Wydawnictwo Ministerstwa Obrony Narodowej», Варшава, 1964.

Первая публикация на русском языке (в авторизованном переводе Дм. Брускина) — журнал «Звезда», 1964, № 9-10.

Лем Ст. «Непобедимый»: [Отр. из романа]: Гипотеза Лауды // Моск. комсомолец. — 1964. — 26, 27, 29 сент.; 1, 3, 4,6-8, 10, 11, 25 окт.

в 2008 году художник Алексей Андреев создал серию иллюстраций к роману.


Входит в:

— сборник «Niezwyciężony i inne opowiadania», 1964 г.

— антологию «В мире фантастики и приключений», 1964 г.

— журнал «Roman-Zeitung 246», 1969 г.


Похожие произведения:

 

 


В мире фантастики и приключений
1964 г.
Непобедимый. Кибериада
1967 г.
Избранное
1981 г.
Солярис. Непобедимый. Звёздные дневники Ийона Тихого
1988 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Непобедимый. Рассказы
1993 г.
Магелланово облако
1997 г.
Солярис
1999 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2002 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Глас Господа
2007 г.
Глас Господа
2007 г.
Непобедимый
2009 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Непобедимый
2009 г.
Первый контакт
2012 г.
Солярис
2015 г.
Непобедимый
2016 г.
Солярис
2017 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Солярис
2020 г.

Периодика:

Roman-Zeitung 246 (12/1969)
1969 г.
(немецкий)

Самиздат и фэнзины:

Мир на Земле
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник инсценированных произведений
2005 г.
Непобедимый
2006 г.
Непобедимый
2011 г.
Непобедимый
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Invincible
1975 г.
(английский)
Niezwyciężony
1982 г.
(польский)
Непераможны
2011 г.
(белорусский)
Едем. Соляріс. Повернення із зірок. Непереможний
2016 г.
(украинский)
Непереможний
2017 г.
(украинский)
Непереможний
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, что положительные и отрицательные отзывы и оценки этой книги оставляют как зрелые, так и молодые любители жанра. Думаю, это значит, что книга не устарела, а мы не поглупели за последние шестьдесят лет. Хорошая умная проза по-прежнему остается во власти личных предпочтений.

Я вернулся к этому роману спустя десять с лишком лет. К сожалению давнего первого впечатления не помню, помимо того, что понравилось. Но вот сейчас...

Кажется, в романе форма сильно превалирует над содержанием. Мне очень пришлась по душе полижанровость книги. Хардовое НФ переходит в триллер, потом в научный детектив, а заключается все эпичным боевиком и даже робинзонадой. В общем монотонностью и нудностью тут и не пахнет!

Основные идеи всего две — механическая эволюция и невозможность контакта с иным разумом. И вот они устарели, к сожалению или счастью. Самообучающиеся системы, как показывают нейросети, стремятся к экспансии, а не к специализации. А разум во Вселенной, если, надеюсь, он широко в ней представлен, будет вероятно очень схож по типологии и структуре. Не очень большой спектр для его возникновения и развития, во всяком случае по нашим сегодняшним представлениям о мироздании. Жизнь зарождается в межзвездных облаках газа, и не такая уж сильная разница, к какой из ближайших звезд ее отнесет ударной волной от вспышки сверхновой. Так что выйдя на просторы Галактики, скорее мы найдем все-таки братьев по разуму, чем непонятные объекты с мышлением.

Так что идейная составляющая впечатляет, увлекает, но ее фактичность в прошлом.

Как уже отмечалось, в книге множество недостатков. Но мне бы хотелось отметить, на мой взгляд, главный. Идея галактоцентризма сама по себе замечательная, и предельно точно и емко выраженная, но она находится в полном отрыве от самой ткани романа. Лем пафосно заявлял, что обряжал современного человека « в галактические одежды». Но в том-то вся и штука, что современный человек ни в какой Галактике не окажется. Вряд ли лично и за орбиту пояса астероидов выйдет, да хоть бы до Марса долетел! Тут требуется совсем другое общество — лучше термина «коммунизм» пока не придумано — которое создаст и другого человека ,вначале социально, затем и биологически. Перед ним будут стоять другие задачи, его мышление и поведение будет иным. Двух истериков из романа — астрогатора и навигатора — я бы и на МКС не пустил, не то что в другую звездную систему))

Мы любим американскую фантастику с ее «правильным капитализмом», охватившим все ближайшее скопление галактик, но от писателя из Польской Народной Республики хотелось бы ждать большей социальной глубины анализа человека и общества.

Тем не менее ,с художественной точки зрения роман по-прежнему живой и крайне любопытный. Поэтому оцениваю его очень высоко.

Прослушал в исполнении Петра Маркина на Ютубе за один присест. Очень впечатляет, рекомендую! Как будто крутой блокбастер смотришь, не хуже «Экспанисии».

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не буду перечислять достоинств романа, например, эффект присутствия и т.д., об этом уже достаточно написано ниже.

Пожалуй, главная идея романа оформилась в мыслях Рогана — если человечество сталкивается с неведомым ему обществом или природными силами, то порой надо просто отступить в сторону, а не утверждать силой свои правила. Тем более, что Вселенная так огромна, что в ней найдётся ещё немало более пригодных для освоения планет.

Не могу сравнить это произведение с «Солярисом» (ещё не прочитан), поэтому сравню с «Эдемом». Если в «Эдеме» было всего шесть человек экипажа, то на «Непобедимом» аж восемьдесят три. Более-менее мы познакомились лишь с двумя из них — с командиром (астрогатором) Горпахом, вернее с его маской, и с первым помощником (навигатором) Роганом, который по сути и является главным героем. Имена остальных мелькают по ходу романа и абсолютно не запоминаются кроме, пожалуй, доктора Лауды, в честь которого названа целая глава, предложившего свою концепцию неживой эволюции.

Опять же, на Эдеме осталось множество нерешённых загадок, на Регисе всё более-менее ясно, цепь событий в истории планеты выстраивается вполне логично и подтверждается находками, например, разбитые корпуса автоматов или мёртвый металлический город — останки участников былых сражений с тучей.

Битва «Циклопа», олицетворяющего собой всю мощь, доступную на данный момент человечеству, с тучей очень напоминает своей монументальностью битву при Тико из романа Артура Кларка «Земной свет». Хотя антураж разный, но столкновение двух титанических сил очень похоже. Пожалуй, после поражения «Циклопа» уже абсолютно всему экипажу, включая Горпаха, стало ясно, что человеку нечего делать на этой планете.

Настоящего Горпаха мы увидели только в одном эпизоде — это оказался смертельно уставший, растерянный и постаревший человек. Да и сам Роган как будто впервые с ним встретился, хоть они и летали вместе уже четыре года.

Позволю себе немного пофантазировать насчёт дальнейших событий. Роган в своём поиске нашёл лишь трёх членов экипажа, про судьбу четвёртого ничего не известно. А если он каким-то чудом спасся и остался жив? Вот это была бы злая ирония судьбы.

Для Горпаха это скорее всего была последняя экспедиция. Маловероятно, что База простит ему допущенные ошибки и потерю такого количества людей и ценной техники, да и сам он вряд ли сможет и захочет после происшедшего и дальше занимать свой пост. Хотя, следует учитывать, что Горпаха мы почти не знаем.

Роган вполне может получить повышение за свой самоотверженный поступок и сам станет астрогатором. Но ему ещё долго будут сниться члены экипажа, пострадавшие и погибшие в результате его неоднозначного решения искать пропавшую экспедицию Реньяра.

Однозначно рекомендую, очень сильный роман.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, что «Непобедимый» в чем-то подобен «Солярису». Во-первых, оба романа рассказывают о контакте с иным разумом: первый — с мертвым и шаблонным, второй — с живым и непредсказуемым. Во-вторых, «Непобедимый» был написан позднее как своеобразная альтернатива «Солярису». Если «Солярис» поднимал морально-этические проблемы Первого Контакта, то «Непобедимый» — это чисто приключенческий роман без какой-либо ценной идеологии. Наверное, поэтому и разум в нем мертвый, машинный, чтобы у землян не было повода вступать с ним в контакт — только избегать. В-третьих, даже язык изложения у романов подчеркивает всё сказанное: заумно-поучательский в «Солярисе» и ситуативно-описательный в «Непобедимом». Первый прочесть могут все, а вот понять — только философы. Действия в нем мало, зато рассуждений — целый воз и маленькая тележка. Второй роман, напротив, написан просто и увлекательно, но никаких ценных мыслей у читающего он не вызывает — это чистое развлечение. У меня лично сложилось впечатление, что «Непобедимый» был написан как переработка «Соляриса» для массового читателя, не заморачивающегося никакой моралью и философией. Но также возможно, что автор реализовывал в нем те свои задумки, которым не нашлось места в первом произведении. Так или иначе, но влияние «Соляриса» чувствуется сильно. Особенно это заметно, когда автор описывает черные тучи из наномашин, перемещающиеся против ветра. Так и напрашивается параллель с постоянно-меняющейся поверхностью океана, образующего мимоиды и симметриады.

Особенно впечатляюще выглядит первая половина романа вплоть до того момента, когда начнется противостояние двух сторон. Его стиль походит то на детектив (поиски пропавшего звездолета), то на легкий триллер (следы уничтоженной кем-то цивилизации на лике планеты). Пан Станислав специально излагает историю поисков слишком поверхностно, чтобы не проявить раньше времени действие главного виновника трагедии: понимание причин происходит постепенно по мере накопления фактов и отсева наиболее слабых гипотез. Хотя переход к основной версии кажется мне немного резким, нарушающим закон постепенности: доктор Лауда излагает ее астрогатору в практически готовом виде, хотя должен был в чем-то обязательно ошибиться. Вполне вероятно, что автор просто не нашел подходящего варианта подсказки и озвучил объяснение как своего рода озарение. Пожалуй, это единственная слабость в повествовании.

Если коснуться технологического оснащения земного звездолета, просматривается та же самая странность, что обращала на себя внимание в «Солярисе»: высокий уровень развития человеческого общества, сумевшего построить сверхбыстрые звездолеты, не подтверждается теми примитивными автоматами, что находятся на их борту. Компьютеров тут по-прежнему нет, зато есть некий загадочный «электронный мозг», который управляет, к примеру, бронированным «циклопом». Но свою машину он, впрочем, не спасет, а, напротив, станет головной болью для землян, «сойдя с ума» после массированной атаки наномашин. Также странно и нелепо прозвучат сейчас и слова, что низкоорбитальные спутники «видят» поверхность планеты лучше высокоорбитальных. Адаптивная и просветленная оптика сделала эту разницу не столь существенной, как это было в начале 60-х годов прошлого века. А вот «выстукиватель гробов», напротив, выглядит неправдоподобно с технической и теоретической точек зрения и больше напоминает обычный сюжетный «рояль», призванный подготовить читателя к появлению разумных машин. (Кстати, стирание памяти сильным магнитным полем — ничем не подтвержденный факт!) Да и появление у машин разума в результате некой «эволюции», как я уже ранее упоминал в своих аннотациях, весьма неправдоподобная вещь: ни один алгоритм не способен выйти за свои собственные рамки.

Неудачен и выбор автором Дзеты Лиры как центра многопланетной системы с высокоразвитой цивилизацией. Согласно астрономическим данным, эта звезда представляет собой спектрально-двойную систему класса А (белые звезды), один из компонентов которой имеет в спектре ярко-выраженные линии металлов. Новой такая система стать вряд ли сможет, а вот Сверхновой... Но тогда бы и Земле не поздоровилось: Дзета Лиры расположена совсем рядом — каких-то 40 парсек! Если б она вдруг вспыхнула, вся жизнь на нашей планете была бы уничтожена через 130 лет — именно столько понадобится лучу света, чтобы добраться до Солнечной системы. Но мы-то существуем! Так что пан Станислав явно приукрасил свою историю, немного погрешив против истины. Правда, эта звезда движется в нашем направлении и 5 миллионов лет находилась дальше, чем сегодня. Но я не думаю, что эта поправка окажется столь уж существенной.

Небезупречны и характеры персонажей романа. Например, сам астрогатор слишком замкнут и вместе с тем вспыльчив и нетерпелив, чтобы занимать столь ответственный пост. В качестве примера приведу Эрга Ноора — главное действующее лицо первой части «Туманности Андромеды». Он умен, строг, но не замкнут, радеет за экипаж и не склонен зря рисковать доверенными ему жизнями. Когда «Тантра» обнаруживает чужой звездолет на спутнике «железной» звезды, он направляет к нему роботов, а не людей. Надо сказать, в схожей ситуации командир ефремовского звездолета проявил больше осторожности и компетентности, чем начальник лемовской экспедиции, поэтому и жертв ему удалось избежать. Не зря ведь автор вкладывает в уста своего героя мысль, что мстить неразумным машинам за гибель товарищей — очевидная глупость. Но, несмотря на это, астрогатор принимает решение отложить старт «Непобедимого» для поиска четырех пропавших членов экипажа! Ставить под угрозу гибели весь экипаж и лишать Землю с таким трудом добытой информации — преступление. Как такой циник смог дослужиться до астрогатора?? Заставил Рохана отправиться на поиски в одиночку! Это выше моего понимания...

И всё же скажу, что при первом чтении роман мне очень понравился. Особенно импонировала та атмосфера тревожной неопределенности, какая царила в первой половине повествования — просто жуть как увлекательно! Вторая половина, конечно, послабее будет, хотя картины ядерной атаки в ущелье и пешего путешествия Рохана должны впечатлить и требовательного читателя.

-------------

РЕЗЮМЕ: приключенческий роман о столкновении людей с саморазвившейся колонией инопланетных машин. В сравнении проигрывает «Пленникам Железной звезды» Ефремова, но всё же будет поинтереснее, чем «Магелланово Облако».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из топовых отзывов на «Ложную слепоту» Уоттса обещал мне некие откровения на тему первого контакта в «Непобедимом» Лема. И вот я здесь, но согласиться с подобным тезисом не могу. Однако, обо все по порядку.

С первых же страниц книги стоит сделать скидку на то, что роман из далеких для современности 1960-х. В то время сигарообразные звездолеты, непостижимым образом вмещающие в себе в вертикальном положении палубы с коридорами, бороздили парсек за парсеком дальний космос, наплевав на особенности ОТО. Антураж в виде тумблеров, телевизоров и перископов присутствует, тут уж ничего не поделаешь. Но особую молекулу метана я простить не могу. Казалось бы мелочь, но с самого начала повествования настроила меня на критический лад. Не научно. Раскопки, наугад проводимые в радиусе 100 км от места посадки звездолета и за неполный рабочий день вскрывающие многомиллионную историю планеты, не порадовали тоже. Очень наивно. Основная же идея романа — некроэволюция — вываливается на читателя довольно неожиданно. С одной стороны, идея смелая и интересная, но описана недостаточно подробно. В результате вопросов больше, чем ответов (эволюция без генов?), а местами встречаются и откровенные ляпы. Например, как объяснить, что «объекты», эволюционирующие по пути энергосбережения, генерируют мощнейшие магнитные поля и выбирают их в качестве основного оружия в эволюционной борьбе?

В художественном плане роман удался не лучше. Большую часть повествования занимают пространные описания пустынной местности и передвижения по ней. На страницах упоминается несколько десятков персонажей, большинство из них — единожды, вместе с указанием их профессии или специальности. Капитан и старпом раскрыты чуть лучше, но сопереживания все равно не вызывают. На мой взгляд, формат рассказа или повести, обрезав лишнюю воду, выигрышно бы сказался на восприятии произведения и финальной оценке.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В названии романа заключена тонкая ирония. «Непобедимый». Слово, взятое в кавычки. Автор играет на смыслах, играет с собой и со своим читателем: а ну-ка угадай, что я имел в виду?

В начале романа «Непобедимый» — имя звездолета. Могучий механизм, олицетворяющий мощь человечества, вырвавшегося на просторы большого космоса. Нет такой преграды, которой бы человек не смог преодолеть, нет такого врага, которого он не мог бы победить. Потом, по мере развития сюжета все больше становится очевидным, что кавычки относятся не только (и не столько) к названию звездолета. «Непобедимый» доселе человек внезапно оказывается на грани поражения. Надо же, «а как дышал«!

А еще далее читателя вдруг осеняет следующая догадка: а может, этот громкий эпитет относится к инопланетному механическому рою? Ведь он оказался по сути неуязвимым перед всесокрушающей мощью человека. «Непобедимый» человек вынужден отступить перед действительно непобедимым врагом, который (что всего обидней) вроде как и не враг вовсе.

Но в самом финале в душу читателя опять закрадывается сомнение: а может автор намекает на непобедимость конкретного человека? Ведь ГГ, рискуя жизнью, совершает Поступок. Поступок, превращающий казалось бы очевидное поражение человечества в свою личную победу. И эта личная победа отдельного человека делает победителем все человечество в его лице. Сколько смыслов в одном только названии романа. Ай да Лем, ай да сукин сын!

Автора часто обвиняют в незаконченности «Непобедимого». Нет, роман вполне закончен. Смею утверждать, что автор полностью высказал то, что и хотел сказать. Просто в каждом его произведении нужно прежде всего вычленять философскую составляющую. Она и будет главной.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея коллективного «организма» из наномашин в 60-ых годах была новой и оригинальной, необычной и непредсказуемой для читателя.

Да и сейчас история (вначале) выглядит довольно интригующей и увлекательной — правда, её сильно портят безликость персонажей и странные нелогичные решения, принимаемые ими. Все люди носят вымышленные имена и ни один из них, кроме Рогана и капитана, не является постоянным действующим лицом, оттого все персонажи выглядят непримечательными статистами. Этим произведение несколько напоминает ефремовскую «Туманность Андромеды».

Концовка смятая и оборванная, создаёт иллюзию неоконченности.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал роман два раза. С интервалом примерно лет в тридцать. Вот захотелось сейчас оценить запомнившееся еще со школьной скамьи произведение. Да, можно вывалить массу критики касательно технической части. Да, тактические способности экипажа ВОЕННОГО корабля стремятся к нулю. Но основное впечатление, оставшееся с детства, именно то что откладывается в памяти и сознании осталось. Самое начало и самый конец произведения. Описание блеска, величия и мощи... и ... «...выглядел так, как будто на самом деле был непобедим».

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все стало понятно с первой главы. Куча идиотов, посланных найти пропавший корабль, сходу, без орбитального осмотра поверхности планеты или хотя бы ближайших окрестностей места посадки, посадили громадный корабль (даже не модуль — целый крейсер) на первое попавшееся место на планете, чем уже подвергли риску миссию и корабль, аналогичный пропавшему (не вышедшему на связь после посадки) и поперли искать товарищей попутно перепарковывая свою космическую громадину. Для 1963 года такая глупость написания уже непростительна. Десятилетием раньше А. Кларк полеты описывал куда более правдоподобно. Первый искусственный спутник Земли, космический аппарат Спутник-1, запущен на орбиту 4 октября 1957 года. А тут в 1963 году такие байки.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну и книга! Это же просто чудо, что за книга! Слушая ее (читал Петр Маркин) я и следил за захватывающим сюжетом, и восхищался слогом автора, и испытывал ностальгию по тем, далеким уже, временам, когда я, мальчишка, не представлял себе иной фантастики, кроме научной. Да и не существовало (как мне тогда казалось) никакой другой фантастики.

Есть расхожая мысль о том, что человек – песчинка в этом мире, ничтожная малость перед силами природы. И это – на Земле, на которой худо-бедно Человек Разумный обретается уже несколько десятков тысячелетий. И, хоть сколько то, уже успел изучить силы этой самой Природы. Что же говорить о планете, на которой человек высадился всего несколько часов назад? Насколько порядков он меньше и беспомощнее по сравнению с природными силами Планеты-незнакомки? Да, отправляя в космос своих сынов, земляне стараются их защитить от всех возможных напастей. Помните, у Высоцкого:

Нам прививки сделаны от слез и грез дешевых,

От дурных болезней и от бешеных зверей.

Но разве возможно предугадать ВСЕ? Вот и герои этой книги, прибывшие на планету с, в общем-то, неагрессивной атмосферой, с жидкой водой, т.е, практически, на планету земного типа, столкнулись с тем, с чем до этого не сталкивался ни один землянин. Хотя, по версии мира, описанного в книге, уже очень давно земные корабли бороздят просторы дальнего космоса и повидали много всякого-разного, все равно в дальнем космосе может оказаться нечто, с чем люди не сталкивались до той поры. Что-то, против чего бессильна вся земная наука и техника. И тогда на первый план выходит Человек. Его воля, его разум, его изобретательность и психическая устойчивость. Его умение дружить, его умение честно делать свою работу.

Простите за пафос – наверное, книжкой навеяло. Но книга и вправду – классная. Думаю, не пожалеете, если прочтете.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если рассуждать о романе известного польского фантаста Станислава Лема «Непобедимый», написанного им в 1964 году, то дату его создания стоит выделить особо, потому как это имеет прямое отношение к тематике произведения. Роман начинается для космической фантастики стандартно: на неисследованную планету Регис III приземляется ультрасовременый звездолет землян «Непобедимый» — раньше на планете уже побывала экспедиция людей, но почему-то пропала без вести. Задача проста: найти пропавших и узнать причину их исчезновения.

Сюжет развивается традиционно для произведений подобного плана. Люди исследуют поверхность планеты, но не обнаруживают никаких следов жизни. Вокруг непривычно тихо и пустынно, хотя все условия для развития жизни есть. Чем дольше земляне находятся на планете, тем больше возникает вопросов… пока они не сталкиваются с истинными обитателями Региса буквально лоб в лоб.

А вот дальше следует указать на деталь, которая отличает Станислава Лема от десятков научных фантастов – его нестандартный подход к теме контакта. Описаний чудовищ с щупальцами или зеленых человечков читатель от поляка не дождется. Не таков Лем, чтобы подражать американской дешевой волне и использовать стандартные приемы. Подходя к описанию контакта он задается простым вопросом: почему контакт должен происходить непременно с самой разумной расой? Почему бы не устроить свидание с продуктами их технологии?

Лем – гениальный мыслитель. Еще в 60-х годах он приходит к пониманию того, что технология постепенно станет на путь эволюции – точно так же, как и живая материя. Техника станет самосовершенствоваться, приспосабливаться к окружающей среде сама. Сама! То есть без помощи создателей, она превратится в полноценную часть природы. «Непобедимый» сталкивается с отдаленными последствиями такой технической эволюции – с чрезвычайно развитыми микророботами, сегодня их называют нано-машинами. Поодиночке они беспомощны, но образуя массивный рой, способны уничтожать города. Никакого разума, всего лишь рефлексы. Никакой агрессии, всего лишь защитный инстинкт.

Вот вам и весь контакт: чудовищное облако наномашин способно стереть в порошок самый мощный, самый совершенный межзвездный корабль, когда-либо созданный человеческой мыслью. От одной такой возможности по коже бегают мурашки.

Как именно произошло столкновение с наноботами и чем все закончилось – читайте в романе Станислава Лема «Непобедимый». Эта пророческая книга стоит того, чтобы ее прочесть. Особенно финал.

Такое будущее возможно. Уже сегодня.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман читается быстро, но, не смотря на интересные задумки, читать довольно длинные описания всего, что есть вокруг лично мне было скучно (описание планеты, корабля, мертвого города, станции и т.д.). В общем, кому интересна неспешная фантастика со старыми взглядами на новые технологии эти произведения будут по душе. К тому же действия персонажей тоже показались странными, прилетели — положили кучу экипажа и улетели ни с чем.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простите все поклонники творчества Лема — я подпорчу ему рейтинг.

Я понимаю всю глубину философии, но она никак не отменяет здравый смысл, особенно в произведении, претендующем на НФ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В ходе по сути разведывательной миссии, прилетели, устроили войну в стиле Рембо сами не поняли с кем. Оценка отлично. Угробили кучу людей и техники — ради чего ? Сходу воевать с разумной силой глупо. С неразумной — еще глупее.

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

8.65 рейтинг на фантлабе и куча хвалебных отзывов все же заставили меня скачать и прочитать. Знаете то чувство, когда смотришь какой-нибудь экшен-момент в фильме, например, сражение звездолетов в космосе, или погоня от чего-то неведомого, но режапссер вместо того, чтобы показать сцену целиком начинает сосредотачивать внимание на ненужных деталях, делая крупный план куска лица персонажа, а оператор неистово дергает камеру? То чувство недоумения? И вот ты перематываешь 10 секунд фильма назад, и смотришь в замедлении, чтобы лучше разглядеть, что вообще происходит. Кто куда побежал, кто что сделал. Но режапссер предвидел это, и специально замылил все самые интересные моменты. И причем не важно, что у фильма неплохой сюжет, подобная режиссура постепенно выветривает из тебя интерес. Вот примерно так ты и читаешь этот роман. Дальше пойдут СПОЙЛЕРЫ!!!!

В любом произведении есть недостатки. Но в одном ты закрываешь на них глаза, а к другому вредно придираешься. Почему так происходит? Потому, что в первом случае тебе нравится что-то помимо сюжета, например — персонажи. Но, возможно, персонажи полные идиоты, но тебе нравится атмосфера, которую создает автор, и эти идиоты в эту атмосферу вписываются, и все кажется логичным. Ты можешь не обращать внимание на технических ошибки и другие нелепости, если происходящее тебя хоть как-то эмоционально будоражит. А возможно тебе просто нравится авторский стиль написания. При слабом сюжете и плоских персонажах тебе просто доставляет удовольствие перебирать предложение один за одним.

Но не в этом случае. Атмосфера в книге никакая. То есть вообще. Казалось бы, интересная завязка, свежая для 60тых идея. Но нет, трепета не испытываешь. Вернее, по началу какой-то интерес шевелится, но потом от него не остается и следа. Почему? Да потому что все подано отвратительно. Вместо того, чтобы воочию показать читателю, что ждет отряд, который спустился в скальные пещеры, нам, за главу до этого, устами одного из ученых уже рассказали, с чем же столкнулись люди на этой планете! Поэтому к развернувшийся трагедии читатель уже готов, и она его не удивляет.

Подача текста запутана сложными многоэтажными предложениями, от которых быстро устаешь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тогда чувствовал, что вся их деятельность, вся эта торопливая суета, эта сложная процедура исследований, просвечиваний, собирания проб, бурения, усложненная непрекращающейся обязанностью поддерживать третью степень, открыванием и закрыванием полей, со стволами лазеров, имеющих хорошо рассчитанные сектора обстрела, с постоянным оптическим контролем, непрерывным подсчетом людей, многоканальной связью — все это лишь большой самообман

Один — два раза за главу это нормально, но когда подобные конструкции встречаются на каждой странице, тут уж извините, куда деваться(с). С описаниями тоже проблема. Сначала группа вошла в пещеру, потому оказалось, что это расщелина, которую видно с воздуха. Сначала скалы черные, потом, как известь, белые. Корабль представляет из себя трубу, которая приземляется вертикально вниз, но в корабле есть какие-то «коридоры».

Возможно формат книги не подразумевает раскрытия персонажей, и я бы не стал придираться к этому, так как много где в подобной научной фантастике персонажи — картонный двигатель сюжета. Но в других произведениях есть что-то, что работает на атмосферу. Так что, вот она, придирка — в книге не говориться напрямую какой сейчас год, но судя по тому, что люди покорили уже не одну планету, изучили чуть ли не всю галактику, освоили субсветовые прыжки, то наверное речь идет не про 21 век, и даже не про 22. Так почему все люди ведут себя также, как вели бы себя люди нашего времени? У них такие же мысли, такие же мотивы поступков, такие же действия. Люди, путешествующие на корабле сквозь космос, до сих пор бояться темноты и пустоты? Возможно, так себе придирка, но я просто не верю в то, что это люди 24 или 25 века. Автор не сделал ничего, чтобы я в это поверил. Отдельно я не верю в капитана. Почему капитан когда увидел мощь того, что им противостоит не решается убираться с этой планеты? Ведь то, что происходит на планете уже выходит за компетенции одного исследовательского кораблика, сюда нужно гнать флотилию целую с десятками таких «непобедимых», и сотнями исследовательских кораблей изучать интересный феномен. Один капитан одного корабля просто не в праве решать судьбу «некросферы». И вот еще что, капитан показан как человек, которому небезразлична судьба своего экипажа, он по максимуму пытается обеспечить безопасность. Так почему он рискует оставшейся половиной своей команды, чтобы попытаться найти четырех свихнувшихся человек, которые были недалеко от эпицентра небольшой термоядерной войны? Ты потерял половину команды, твое самое мощное оружие уничтожено роем, и ты сидишь на корабле в нерешимости, отправить ли в лапы врага еще что-нибудь (или кого-нибудь) чтобы узнать, а точно ли погибли те четыре, лишенных рассудка, человека недалеко от ядерного взрыва (как потом выясниться — точно)? Люди будущего что не рациональны? Они не умеют расставлять приоритеты? Не верю я в таких капитанов. Да и зачем они тебе вообще нужны? Им же память стерли, они полностью бесполезны. Те люди, которых ты знал, уже мертвы, остались лишь оболочки, которые не понятно смогут ли вообще жить нормальной жизнью. И еще, вся команда уверена, что капитан не взлетает, потому что хочет найти тех четырех потеряшек, а не потому, что в часе езды от коробля бродит сошедший с ума «циклоп» с аннигиляторной пушкой, способный разнести «непобедимый» на атомы при взлете. В такую команду я тоже не верю.

Итак, самое вкусное. Рой. Идея мне понравилась, и она действительно неплоха, и, возможно, в 60тых действительно казалось, что ремонтные инопланетные роботы, оставшись без хозяев начнут эволюционировать и через несколько миллионов лет превратятся в идеально приспособившегося монстра. Который планомерно уничтожит, и своих более интеллектуально развитых собратьев, и всю живность на суши. Я сделаю скидку на возраст, и на художественные допущения и не буду говорить, что это невозможно. Но книга и без этого полна всяких технических наивностей. Например, в начале несколько спутников ценой своей «жизни» облетают планету на высоте 60км и сгорают, успев передать 11 тыс. ее фотографий. Как они смогли это сделать? Если при сильном трении возникает поток ионизированного газа, который рассеивает радиосигнал. А в книги заявляется, что люди не знают другого способа передачи, кроме электромагнитных волн. Почему рой считает, что стирание памяти людям и машинам с помощью мощного электромагнитного излучения, на которое уходит огромное количество энергии, эффективнее, чем просто пронзить тела этих людей и машин собой? В книги есть силовые поля, заявляется, что они могут выдерживать давление по крайней мере в 2.5 миллиона атмосфер, и есть моменты в которых рой это поле проламывает, например, с двумя разведдронами, в которых сидели люди для большей трагичности. Зачем доводить живых существ до уровня новорожденных, если А) ты можешь их и так убить, и намного быстрее, Б) это не делает их полностью безопасными. Вспомним момент, когда «обнуленный» достает лазерный пистолет и начинает с ним играться. Или, предположим, в древности какого-нибудь апатозавра ты «обнулил» ну так и что? Он все равно свою шею опустит на лужайку и продолжит жрать траву, а если там еще по близости река есть, то вообще лафа. Не верю я, что стиранием памяти можно истребить всю живность на суше.

Что в итоге. Не дотягивает роман до своей оценки. И уж тем более не тянет на шедевр. Хорошо, что хоть 300 страниц всего.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немногие комментаторы (в особенности, facepaw) уже мимоходом высказывались насчёт похода Рогана, но я всё же впишу это явно. В конце Роган видит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сияющий, словно впрямь непобедимый, крейсер. Автор даёт нам понять, что крейсер не победил.

А кто тогда победил? Если не победил, то по крайней мере свёл игру в ничью человек (особено, Роган), сняв с себя оружие и большинство прочих атрибутов «покорителя космоса». Не только выступив за человеческую мораль (своих не бросать), но и противопоставив металлическому инстинкту нашу, земную, органическую хитрость и смекалку. И Роган, проведя разведку, невредимым убрался восвояси. А кусты и туча… они так и будут торчать на своей планете триллионы лет до угасания своего красного карлика. Вот эта деталь, увы, не привлекает особого внимания рецензентов, а ведь Лем — мастер не одной лишь выдумки. Пусть Рогану, как пишет Тигр5, и «не хватает харизмы пилота Пиркса или Ийона Тихого». Но досадно, что мастер «слил» Рогана, прокачка личности которого далась ему тяжёлым трудом. Мне было б интересно встретиться с ним ещё раз.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философские вопросы, которые поднимает автор интригуют, но сама подача выглядет архаичной, а местами даже нудно-выспренной, особенно если сравнивать с лучшими фантастами поколения Лема.

... цитата, в качестве примера.

“Почти сотня людей, которые месяцами не слышали шума ветра и научились ненавидеть пустоту так, как ненавидит ее лишь тот, кто хорошо знает.” Сотня специалистов «научились ненавидеть пустоту», Карл!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх