FantLab ru

Станислав Лем «Непобедимый»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Голосов:
3594
Моя оценка:
-

подробнее

Непобедимый

Niezwyciężony

Роман, год (год написания: 1963)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 221
Аннотация:

Совершенство технического гения — крейсер «Непобедимый» — совершает посадку на планету Регис III. Год назад здесь исчез похожий звездолёт, не вышедший на связь после посадки. Экспедиция корабля стремится выяснить, что произошло. А Регис III пустынен, ничем не примечателен... и до странного тих. Жизнь на этой планете так и не выбралась на сушу из океана, и планета не спешит выдавать свои тайны. Однако люди настойчивы. И узнают истину, которая повергает их в шок.

Примечание:

Первая публикация: газета «Gazeta Bialostocka», Белосток, 1963, №№ 297 — 306; 1964 №№ 1—61.

Первое книжное издание : в сборнике Lem S. «Niezwyciężony i inne opowiadania» издательство «Wydawnictwo Ministerstwa Obrony Narodowej», Варшава, 1964.

Первая публикация на русском языке (в авторизованном переводе Дм. Брускина) — журнал «Звезда», 1964, № 9-10.

Лем Ст. «Непобедимый»: [Отр. из романа]: Гипотеза Лауды // Моск. комсомолец. — 1964. — 26, 27, 29 сент.; 1, 3, 4,6-8, 10, 11, 25 окт.

в 2008 году художник Алексей Андреев создал серию иллюстраций к роману.


Входит в:

— сборник «Niezwyciężony i inne opowiadania», 1964 г.

— журнал «Roman-Zeitung 246», 1969 г.


Похожие произведения:

 

 


В мире фантастики и приключений
1964 г.
Непобедимый. Кибериада
1967 г.
Избранное
1981 г.
Солярис. Непобедимый. Звёздные дневники Ийона Тихого
1988 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Непобедимый. Рассказы
1993 г.
Магелланово облако
1997 г.
Солярис
1999 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2002 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Глас Господа
2007 г.
Глас Господа
2007 г.
Непобедимый
2009 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Непобедимый
2009 г.
Первый контакт
2012 г.
Солярис
2015 г.
Непобедимый
2016 г.
Солярис
2017 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Солярис
2020 г.

Периодика:

Roman-Zeitung 246 (12/1969)
1969 г.
(немецкий)

Самиздат и фэнзины:

Мир на Земле
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник инсценированных произведений
2005 г.
Непобедимый
2006 г.
Непобедимый
2011 г.
Непобедимый
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Invincible
1975 г.
(английский)
Niezwyciężony
1982 г.
(польский)
Непераможны
2011 г.
(белорусский)
Едем. Соляріс. Повернення із зірок. Непереможний
2016 г.
(украинский)
Непереможний
2017 г.
(украинский)
Непереможний
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все стало понятно с первой главы. Куча идиотов, посланных найти пропавший корабль, сходу, без орбитального осмотра поверхности планеты или хотя бы ближайших окрестностей места посадки, посадили громадный корабль (даже не модуль — целый крейсер) на первое попавшееся место на планете, чем уже подвергли риску миссию и корабль, аналогичный пропавшему (не вышедшему на связь после посадки) и поперли искать товарищей попутно перепарковывая свою космическую громадину. Для 1963 года такая глупость написания уже непростительна. Десятилетием раньше А. Кларк полеты описывал куда более правдоподобно. Первый искусственный спутник Земли, космический аппарат Спутник-1, запущен на орбиту 4 октября 1957 года. А тут в 1963 году такие байки.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну и книга! Это же просто чудо, что за книга! Слушая ее (читал Петр Маркин) я и следил за захватывающим сюжетом, и восхищался слогом автора, и испытывал ностальгию по тем, далеким уже, временам, когда я, мальчишка, не представлял себе иной фантастики, кроме научной. Да и не существовало (как мне тогда казалось) никакой другой фантастики.

Есть расхожая мысль о том, что человек – песчинка в этом мире, ничтожная малость перед силами природы. И это – на Земле, на которой худо-бедно Человек Разумный обретается уже несколько десятков тысячелетий. И, хоть сколько то, уже успел изучить силы этой самой Природы. Что же говорить о планете, на которой человек высадился всего несколько часов назад? Насколько порядков он меньше и беспомощнее по сравнению с природными силами Планеты-незнакомки? Да, отправляя в космос своих сынов, земляне стараются их защитить от всех возможных напастей. Помните, у Высоцкого:

Нам прививки сделаны от слез и грез дешевых,

От дурных болезней и от бешеных зверей.

Но разве возможно предугадать ВСЕ? Вот и герои этой книги, прибывшие на планету с, в общем-то, неагрессивной атмосферой, с жидкой водой, т.е, практически, на планету земного типа, столкнулись с тем, с чем до этого не сталкивался ни один землянин. Хотя, по версии мира, описанного в книге, уже очень давно земные корабли бороздят просторы дальнего космоса и повидали много всякого-разного, все равно в дальнем космосе может оказаться нечто, с чем люди не сталкивались до той поры. Что-то, против чего бессильна вся земная наука и техника. И тогда на первый план выходит Человек. Его воля, его разум, его изобретательность и психическая устойчивость. Его умение дружить, его умение честно делать свою работу.

Простите за пафос – наверное, книжкой навеяло. Но книга и вправду – классная. Думаю, не пожалеете, если прочтете.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если рассуждать о романе известного польского фантаста Станислава Лема «Непобедимый», написанного им в 1964 году, то дату его создания стоит выделить особо, потому как это имеет прямое отношение к тематике произведения. Роман начинается для космической фантастики стандартно: на неисследованную планету Регис III приземляется ультрасовременый звездолет землян «Непобедимый» — раньше на планете уже побывала экспедиция людей, но почему-то пропала без вести. Задача проста: найти пропавших и узнать причину их исчезновения.

Сюжет развивается традиционно для произведений подобного плана. Люди исследуют поверхность планеты, но не обнаруживают никаких следов жизни. Вокруг непривычно тихо и пустынно, хотя все условия для развития жизни есть. Чем дольше земляне находятся на планете, тем больше возникает вопросов… пока они не сталкиваются с истинными обитателями Региса буквально лоб в лоб.

А вот дальше следует указать на деталь, которая отличает Станислава Лема от десятков научных фантастов – его нестандартный подход к теме контакта. Описаний чудовищ с щупальцами или зеленых человечков читатель от поляка не дождется. Не таков Лем, чтобы подражать американской дешевой волне и использовать стандартные приемы. Подходя к описанию контакта он задается простым вопросом: почему контакт должен происходить непременно с самой разумной расой? Почему бы не устроить свидание с продуктами их технологии?

Лем – гениальный мыслитель. Еще в 60-х годах он приходит к пониманию того, что технология постепенно станет на путь эволюции – точно так же, как и живая материя. Техника станет самосовершенствоваться, приспосабливаться к окружающей среде сама. Сама! То есть без помощи создателей, она превратится в полноценную часть природы. «Непобедимый» сталкивается с отдаленными последствиями такой технической эволюции – с чрезвычайно развитыми микророботами, сегодня их называют нано-машинами. Поодиночке они беспомощны, но образуя массивный рой, способны уничтожать города. Никакого разума, всего лишь рефлексы. Никакой агрессии, всего лишь защитный инстинкт.

Вот вам и весь контакт: чудовищное облако наномашин способно стереть в порошок самый мощный, самый совершенный межзвездный корабль, когда-либо созданный человеческой мыслью. От одной такой возможности по коже бегают мурашки.

Как именно произошло столкновение с наноботами и чем все закончилось – читайте в романе Станислава Лема «Непобедимый». Эта пророческая книга стоит того, чтобы ее прочесть. Особенно финал.

Такое будущее возможно. Уже сегодня.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать Лема тяжело, но не все так у него интересно. Этот роман читается быстро. Не смотря на интересные задумки читать довольно длинные описания всего, что есть вокруг лично мне было скучно (описание планеты, корабля, мертвого города, станции и т.д.). В общем, кому интересна неспешная фантастика со старыми взглядами на новые технологии эти произведения будут по нраву. К тому же действия персонажей тоже показались странными, прилетели — положили кучу экипажа и улетели ни с чем.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простите все поклонники творчества Лема — я подпорчу ему рейтинг.

Я понимаю всю глубину философии, но она никак не отменяет здравый смысл, особенно в произведении, претендующем на НФ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В ходе по сути разведывательной миссии, прилетели, устроили войну в стиле Рембо сами не поняли с кем. Оценка отлично. Угробили кучу людей и техники — ради чего ? Сходу воевать с разумной силой глупо. С неразумной — еще глупее.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

8.65 рейтинг на фантлабе и куча хвалебных отзывов все же заставили меня скачать и прочитать. Знаете то чувство, когда смотришь какой-нибудь экшен-момент в фильме, например, сражение звездолетов в космосе, или погоня от чего-то неведомого, но режапссер вместо того, чтобы показать сцену целиком начинает сосредотачивать внимание на ненужных деталях, делая крупный план куска лица персонажа, а оператор неистово дергает камеру? То чувство недоумения? И вот ты перематываешь 10 секунд фильма назад, и смотришь в замедлении, чтобы лучше разглядеть, что вообще происходит. Кто куда побежал, кто что сделал. Но режапссер предвидел это, и специально замылил все самые интересные моменты. И причем не важно, что у фильма неплохой сюжет, подобная режиссура постепенно выветривает из тебя интерес. Вот примерно так ты и читаешь этот роман. Дальше пойдут СПОЙЛЕРЫ!!!!

В любом произведении есть недостатки. Но в одном ты закрываешь на них глаза, а к другому вредно придираешься. Почему так происходит? Потому, что в первом случае тебе нравится что-то помимо сюжета, например — персонажи. Но, возможно, персонажи полные идиоты, но тебе нравится атмосфера, которую создает автор, и эти идиоты в эту атмосферу вписываются, и все кажется логичным. Ты можешь не обращать внимание на технических ошибки и другие нелепости, если происходящее тебя хоть как-то эмоционально будоражит. А возможно тебе просто нравится авторский стиль написания. При слабом сюжете и плоских персонажах тебе просто доставляет удовольствие перебирать предложение один за одним.

Но не в этом случае. Атмосфера в книге никакая. То есть вообще. Казалось бы, интересная завязка, свежая для 60тых идея. Но нет, трепета не испытываешь. Вернее, по началу какой-то интерес шевелится, но потом от него не остается и следа. Почему? Да потому что все подано отвратительно. Вместо того, чтобы воочию показать читателю, что ждет отряд, который спустился в скальные пещеры, нам, за главу до этого, устами одного из ученых уже рассказали, с чем же столкнулись люди на этой планете! Поэтому к развернувшийся трагедии читатель уже готов, и она его не удивляет.

Подача текста запутана сложными многоэтажными предложениями, от которых быстро устаешь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тогда чувствовал, что вся их деятельность, вся эта торопливая суета, эта сложная процедура исследований, просвечиваний, собирания проб, бурения, усложненная непрекращающейся обязанностью поддерживать третью степень, открыванием и закрыванием полей, со стволами лазеров, имеющих хорошо рассчитанные сектора обстрела, с постоянным оптическим контролем, непрерывным подсчетом людей, многоканальной связью — все это лишь большой самообман

Один — два раза за главу это нормально, но когда подобные конструкции встречаются на каждой странице, тут уж извините, куда деваться(с). С описаниями тоже проблема. Сначала группа вошла в пещеру, потому оказалось, что это расщелина, которую видно с воздуха. Сначала скалы черные, потом, как известь, белые. Корабль представляет из себя трубу, которая приземляется вертикально вниз, но в корабле есть какие-то «коридоры».

Возможно формат книги не подразумевает раскрытия персонажей, и я бы не стал придираться к этому, так как много где в подобной научной фантастике персонажи — картонный двигатель сюжета. Но в других произведениях есть что-то, что работает на атмосферу. Так что, вот она, придирка — в книге не говориться напрямую какой сейчас год, но судя по тому, что люди покорили уже не одну планету, изучили чуть ли не всю галактику, освоили субсветовые прыжки, то наверное речь идет не про 21 век, и даже не про 22. Так почему все люди ведут себя также, как вели бы себя люди нашего времени? У них такие же мысли, такие же мотивы поступков, такие же действия. Люди, путешествующие на корабле сквозь космос, до сих пор бояться темноты и пустоты? Возможно, так себе придирка, но я просто не верю в то, что это люди 24 или 25 века. Автор не сделал ничего, чтобы я в это поверил. Отдельно я не верю в капитана. Почему капитан когда увидел мощь того, что им противостоит не решается убираться с этой планеты? Ведь то, что происходит на планете уже выходит за компетенции одного исследовательского кораблика, сюда нужно гнать флотилию целую с десятками таких «непобедимых», и сотнями исследовательских кораблей изучать интересный феномен. Один капитан одного корабля просто не в праве решать судьбу «некросферы». И вот еще что, капитан показан как человек, которому небезразлична судьба своего экипажа, он по максимуму пытается обеспечить безопасность. Так почему он рискует оставшейся половиной своей команды, чтобы попытаться найти четырех свихнувшихся человек, которые были недалеко от эпицентра небольшой термоядерной войны? Ты потерял половину команды, твое самое мощное оружие уничтожено роем, и ты сидишь на корабле в нерешимости, отправить ли в лапы врага еще что-нибудь (или кого-нибудь) чтобы узнать, а точно ли погибли те четыре, лишенных рассудка, человека недалеко от ядерного взрыва (как потом выясниться — точно)? Люди будущего что не рациональны? Они не умеют расставлять приоритеты? Не верю я в таких капитанов. Да и зачем они тебе вообще нужны? Им же память стерли, они полностью бесполезны. Те люди, которых ты знал, уже мертвы, остались лишь оболочки, которые не понятно смогут ли вообще жить нормальной жизнью. И еще, вся команда уверена, что капитан не взлетает, потому что хочет найти тех четырех потеряшек, а не потому, что в часе езды от коробля бродит сошедший с ума «циклоп» с аннигиляторной пушкой, способный разнести «непобедимый» на атомы при взлете. В такую команду я тоже не верю.

Итак, самое вкусное. Рой. Идея мне понравилась, и она действительно неплоха, и, возможно, в 60тых действительно казалось, что ремонтные инопланетные роботы, оставшись без хозяев начнут эволюционировать и через несколько миллионов лет превратятся в идеально приспособившегося монстра. Который планомерно уничтожит, и своих более интеллектуально развитых собратьев, и всю живность на суши. Я сделаю скидку на возраст, и на художественные допущения и не буду говорить, что это невозможно. Но книга и без этого полна всяких технических наивностей. Например, в начале несколько спутников ценой своей «жизни» облетают планету на высоте 60км и сгорают, успев передать 11 тыс. ее фотографий. Как они смогли это сделать? Если при сильном трении возникает поток ионизированного газа, который рассеивает радиосигнал. А в книги заявляется, что люди не знают другого способа передачи, кроме электромагнитных волн. Почему рой считает, что стирание памяти людям и машинам с помощью мощного электромагнитного излучения, на которое уходит огромное количество энергии, эффективнее, чем просто пронзить тела этих людей и машин собой? В книги есть силовые поля, заявляется, что они могут выдерживать давление по крайней мере в 2.5 миллиона атмосфер, и есть моменты в которых рой это поле проламывает, например, с двумя разведдронами, в которых сидели люди для большей трагичности. Зачем доводить живых существ до уровня новорожденных, если А) ты можешь их и так убить, и намного быстрее, Б) это не делает их полностью безопасными. Вспомним момент, когда «обнуленный» достает лазерный пистолет и начинает с ним играться. Или, предположим, в древности какого-нибудь апатозавра ты «обнулил» ну так и что? Он все равно свою шею опустит на лужайку и продолжит жрать траву, а если там еще по близости река есть, то вообще лафа. Не верю я, что стиранием памяти можно истребить всю живность на суше.

Что в итоге. Не дотягивает роман до своей оценки. И уж тем более не тянет на шедевр. Хорошо, что хоть 300 страниц всего.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немногие комментаторы (в особенности, facepaw) уже мимоходом высказывались насчёт похода Рогана, но я всё же впишу это явно. В конце Роган видит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сияющий, словно впрямь непобедимый, крейсер. Автор даёт нам понять, что крейсер не победил.

А кто тогда победил? Если не победил, то по крайней мере свёл игру в ничью человек (особено, Роган), сняв с себя оружие и большинство прочих атрибутов «покорителя космоса». Не только выступив за человеческую мораль (своих не бросать), но и противопоставив металлическому инстинкту нашу, земную, органическую хитрость и смекалку. И Роган, проведя разведку, невредимым убрался восвояси. А кусты и туча… они так и будут торчать на своей планете триллионы лет до угасания своего красного карлика. Вот эта деталь, увы, не привлекает особого внимания рецензентов, а ведь Лем — мастер не одной лишь выдумки. Пусть Рогану, как пишет Тигр5, и «не хватает харизмы пилота Пиркса или Ийона Тихого». Но досадно, что мастер «слил» Рогана, прокачка личности которого далась ему тяжёлым трудом. Мне было б интересно встретиться с ним ещё раз.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философские вопросы, которые поднимает автор интригуют, но сама подача выглядет архаичной, а местами даже нудно-выспренной, особенно если сравнивать с лучшими фантастами поколения Лема.

... цитата, в качестве примера.

“Почти сотня людей, которые месяцами не слышали шума ветра и научились ненавидеть пустоту так, как ненавидит ее лишь тот, кто хорошо знает.” Сотня специалистов «научились ненавидеть пустоту», Карл!

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение вызвало смешанные чувства. После прочтения финальной страницы я думал, что это ошибка и где-то припрятана еще одна глава, но нет. Если одна из идеей автора была в том, чтобы некоторые моменты, а их там не мало, читатель додумывал и предпологал самостоятельно, то ему это удалось. Но тем не менее, несмотря на присутствие таких загадок, автор предоставил уникальную идею «мертвой эволюции». Кроме этого автор так же успел показать свои мудрые мысли относительно встреч человечества с чем-то необъяснимым и желанием это познать, либо уничтожить в противном случае. Немного раскрываются человеческие эмоции как месть, но в довольно необычном спектре, а именно желание отомстить неживой «туче», которая не имея разума просто атакует все, что потенциально угрожает ее существованию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это желание автор сравнивает с желанием отшлепать океан, поглотивший людей во время шторма. Такие редкие выводы помогают читателю понять минусы некоторых человеческих эмоций, которые отключают способность здраво рассуждать и принимать решения, приводя к непоправивым последствиям и потерям.

Как многие уже заметили и написали в рецензиях — персонажи тут фактически безличностные, напоминают скорее сон, в котором только пара основных действующих лиц, с отсутствующей предисторией их жизни или воспоминаниями. Взаимодействия между персонажами сугубо относительно обсуждения всего происходящего вокруг, что может понравится некоторым, которых больше интересует не отношения между персонажами, а развитие самого фантастического сюжета. Очень интересны моменты дискуссий и споров,относительно всего происходящего, главных ученных экипажа «Непобедимого», которые являлись представителями многочисленных и разнообразных направлений науки. Сквозь эти дискуссии у вас постепенно начинает формироваться картина происходящего, что делает вас соучастником и невидимым наблюдателем всего происходящего. У вас так же будет ощущение недопонимания этого «чуда» технической самостоятельной эволюции, как оно возникло, почему оно действует сообща, так и не имея централизированного разума. Как мне кажется, в этом и кроется задумка автора, который говорит о том, что есть вещи, которые нам не дано понять и благоразмнее всего в данном случае не вмешиваться, а скорее быть только свидетелем всему, что невообразимо и необятно нашему разуму.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я бы назвал эту книгу планетарным триллером. История расследования загадочной гибели крейсера «Кондор» на планете Регис III получилась напряженной и увлекательной и при этом без маньяков и кровавых разборок. Как и роман «Солярис» (известный мне пока только по адаптациям) — это текст о контакте, но на этот раз с неживой материей. Вообще сама идея некроэволюции интересна и практически совпадает с темой «бунта машин» (и последующего контроля за человечеством, как в фильме «Матрица»). Но интересно, что в отличие от типичной для современной фантастики победы искуственного интеллекта, Лем описывают успешную эволюцию и победу как раз не-интеллекта, а более простой формы не-жизни.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервый раз читал, кажется, в четвёртом классе и проглотил на одном дыхании. Не знаю о какой затянутости писал передо мной morbo, мне было не оторваться и я его несклолько раз перечитывал. Единственная придирка: почему они сперва сели на планету, а потом принялись искать «Кондор» чуть ли не в слепую. Запуск зондов в общем-то не помог. Они на него наткнулись почти случайно. «Почти» потому что экипаж «Кондора» в своё время тоже явно привлёк город. Логичней для «Непобедимого» было зависнуть на орбите и изучать поверхность оттуда. Ну, прикинуть, что на поверхности могло привлечь предыдущий корабль. Даже если как написано «На комплект снимков ушёл бы без малого месяц», с поверхности искать ещё хуже. Тут у Лема небольшой поддавок. Но понял я этот момент много позже.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман показался мне довольно затянутым, по крайней мере его начало и середина. На протяжении этой части романа практически ничего не происходит: крейсер сел на поверхность планеты, дальше экипаж анализирует атмосферу, начинает бурить поверхность, часть экипажа отправляется на берег океана. Как будто подчёркивая эту затянутость, все средства передвижения едут очень медленно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше появляется немного движения — обнаружена формация, напоминающая город, крейсер перебазируется поближе к этой формации. И опять посещение «города» оказывается сильно затянутым. После этого опять оживление — обнаружен крейсер «Кондор», описание обстановки нагнетает напряжения. И опять градус накала снижается, люди наблюдают за странным дождём, бьющим в энергетический купол, прикрывающий крейсер.

Уже почти под конец начинается оживление. Люди, наконец, находят источник проблемы, пытаются разгадать его природу и победить его.

Хочется взять и немедленно сравнить этот роман с произведением Роберта Хайнлайна «Звёздный десант». Но не потому, что они похожи, а как раз наоборот — потому что в некотором смысле являются полными противоположностями друг друга. У Хайнлайна десантники воюют знакомыми им средствами со вполне понятным врагом. У Лема врага долгое время не удаётся идентифицировать, а привычные средства настолько бессильны перед ним, что у некоторых героев, скорее от бессилия, чем от гуманизма, возникает мысль, что, наверное, стоит оставить эту странную форму существования материи в покое. У Хайнлайна живые персонажи, характер которых сформировался под действием их предыдущей жизни. У Лема — персонажи-функции без прошлой жизни, с еле проблескивающими чертами характера и переживаниями. У Хайнлайна люди, борясь за свою свободу, понимают что-то о самих себе. У Лема люди свободны в любой момент улететь с негостеприимной планеты, но пытаются побороть местную форму жизни, лишь постепенно познавая её.

Лему хорошо удаётся придумывать инопланетные формы жизни, в корне отличающиеся от человека, но не удаётся изобразить живых людей, не удаётся скомпоновать сюжетную линию без провисаний. На протяжении начала и середины романа постоянно кажется, что роман безмерно растянут и является скорее рассказом-переростком, ну или по крайней мере — повестью-переростком. Окончание же кажется наоборот — довольно сумбурным и неожиданно оборванным. Люди нашли средство, чтобы оставаться незамеченными для хозяев планеты. Казалось бы — всё только начинается, теперь можно оставаться незамеченными, собирать образцы и под защитой энергетического купола искать средство противодействия, пытаться противодействовать не грубой силой, а умом. Может быть можно ставить какие-то помехи связи между мушками. Может быть можно противодействовать химическими веществами. Может быть можно внедриться в рой и попытаться управлять им. У всех земных живых организмов, которые образуют колонии или имеют многоклеточное строение есть одно уязвимое место — они не защищены против злоупотреблений. В колониях выгодно пользоваться прикрытием общества в своих собственных интересах, быть оппортунистами. В случае многоклеточных организмов так ведут себя раковые клетки. Опять же — не выясненным остался вопрос, каким образом этот рой размножается. Где происходит формирование новых мушек? Но нет, как раз в тот момент, когда найдено средство оставаться незамеченным, роман заканчивается.

С одной стороны, можно порекомендовать роман к прочтению из-за необычных идей. С другой стороны — нужно сразу приготовиться к затянутости сюжета и к невыразительным действующим лицам, к ощущению незавершённости романа.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающий роман, от начала и до самого конца. Прямо ощущаешь себя там, разгадывающим тайны этой планеты. И отсутствие ярких персонажей только помогает сосредоточиться на исследовании планеты.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых любимых романов Лема. В нём содержатся и качественно переплетаются все любимые черты из творчества автора и научные идеи, и философия, и динамичный сюжет.

В романе можно выделить несколько основных идей.

Первая идея заключается в том, где проходит грань между живым и не живым. Этот вопрос не решён до конца и на сегодняшний день, например у вирусов нет точного статуса, ведь они проявляют признаки живого лишь в живых организмах. Я считаю, что эти машины можно принимать с некоторыми оговорками за живые организмы. Они могут самовоспроизводиться, перенося информацию о себе в грядущие поколения. Но есть возможность ошибок при сборе, ведь вероятнее всего именно благодаря ей смогли появиться мошки. Они могут реагировать на раздражение в виде электромагнитных атак. А так же они могут поддерживать целостность своей структуры, и энергозависимы от своих компаньонов машин-растений, которые как я понял, и вырабатывают новых мошек. И если отключить необходимость химических реакций (нечто вроде метаболизма) для добычи энергии, то этих существ можно назвать живыми существами.

Вторая идея заключается в том, где проходит грань между мышлением и природным повторением (типа инстинкты). Тут у нас слишком мало информации для точных выводов. И что-то мне подсказывает, что всё-таки не имеют интеллекта в нашем понимании, во всяком случае, они его не проявляли. Ведь они являются идеально приспособленными организмами к условиям этой планеты. Как знать если условия резко изменятся, например уменьшение подачи света из-за падения астероида, то среди них в борьбе за скудеющие ресурсы снова зажжётся искра разума. Во всяком случае, их тактика выживание не даёт сбоев.

Третья идея заключается в противостоянии человека и природы. Очень древний конфликт. Мы можем изучать природу и даже разобраться в принципах её работы. Мы можем даже носить эпичные планы о её подавлении или укрощении. Но в результате этой борьбы экипаж «Непобедимого» чуть сам не погиб. Как бы намекая нам, что в бездумных попутках нагнуть природу мы сами можем пасть от орудий и разбушевавшихся сил природы. В результате сработал план, при котором человек мог сосуществовать с суровой стихии при помощи приспособлений. В конце романа мы видим некую иронию, как символ пика человеческого гения и необузданных сил «Непобедимый» вынужден отступить перед ставшим давным-давно очередным проявлением природы.

Единственное, что можно привести к претензиям к книге так это отсутствие, запоминающихся и глубоких персонажей. Но это общая проблема для работ не только Лема, но и многих других писателей. Увы, никому из персонажей этого романа не хватает харизмы пилота Пиркса или Ийона Тихого.

Я не знаю, как книга читается в оригинале, но наши переводчики постарались. Книга читается легко и с интересом. В этом помогают живописные описания планеты и руин звездолёта «Кондора», помогающие создать атмосферу напряжённости и экзотичности далёкого мира. А так же монологи персонажей, раскрывающих идеи романа.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если читать этот роман, не зная кто автор, легко предположить, что он из числа американских фантастов серебряной эры...

Здесь квинтэссенция твердой научной фантастики. Практически чистые рассуждения автора о возможном ходе эволюции мира неживого.

Венец творения человеческой мысли – крейсер «Непобедимый» в поисках своего двойника посещает пустынный мир. Пустынный, но, тем не менее, полный загадок…

Первая часть романа увлекает своей детективной составляющей в части поиска пропавшего «Кондора» и загадок мертвого мира, вторая — самим ходом мысли автора. Лем вместе с нами на страницах произведения думает, рассуждает, задает вопросы… и не дает четких и однозначных ответов (в прочем, как и всегда). Экипаж крейсера может только предполагать, что же все-таки произошло в далеком прошлом на Регисе. Вот именно к этому и подталкивает Лем читателя – к размышлениям. Ведь он выстроил в своей голове вполне достоверный мир, сумел грамотно и увлекательно переложить свои идеи на бумагу. Его размышления, сила его ума привели к вполне логичным выводам – если автоматы и способны саморазвиваться и «эволюционировать», то вполне вероятным конечным этапом этого развития будет некая система способная и самовоспроизводится и объединяться в сложнейшие формы при необходимости, и распадаться при отсутствии оной и что такой форме самоорганизации, этому единству простейших чрезвычайно сложно противостоять сложным организмам. Уж не знаю черпали ли другие авторы вдохновение у Лема, но у ряда фантастов опаснейшие и смертельнейшие творения очень напоминают Лемовскую «тучу». Да сам автор возвращался к этой тематике, в частности в «Мире не земле»...

Венец творения уже не человеческой мысли, но эволюции неживого – прост до смешного. Прост, но смертельно эффективен. Гениален в своей эффективности. Гениален, не обладая и крупицей разума! И против этого венца, у человечества, во всем его великолепии технических достижений, нет средств. Трудно противостоять буре имея в распоряжении лишь камни и дубины... Глупо ненавидеть стихию за гибель своих соплеменников… Постепенно к таким же выводам приходит экипаж «Непобедимого».

И даже во всей холодной логичности происходящего, в произведении есть место таким нелогичным, но человечным поступкам, поступкам долга. Финальную и самоубийственную экспедицию одинокого Рохана с практическими нулевыми шансами на успех, иначе чем нелогичным поступком назвать нельзя. Но ведь должно же быть в нас что-то, что отличает нас от машин? Должно же быть что-то, что отделяет нас от холодного, расчетливого, бритвенно-логичного? Должно же быть что-то, что делает нас Человеком..?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх