fantlab ru

Станислав Лем «Маска»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
786
Моя оценка:
-

подробнее

Маска

Maska

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 105
Аннотация:

«Вначале была тьма, и холодное пламя, и протяжный гул...» — «откуда эта девочка, виконт?» Юная красавица надменно шествует мимо чужих, ненужных людей: у нее есть цель, у нее есть любовь. И она знает, что явилась в мир благодаря этой неодолимой любви к одному-единственному человеку...

Романтика? — ничего подобного. Этот превосходный детектив (хочется назвать его психологическим), в основу которого положена идея непознаваемости человеком глубинных мотивов его поведения, ведет нас от мистической истории, через детектив, к превосходной фантастике. Маска осознает себя; Маска приоткрывает свои намерения; Маска идет по следу. Ей нужно настичь возлюбленного, она без него не может жить. Это не красивая метафора, а факт.

Она успевает... Финал, неожиданный и грустный, чем-то напоминает финал «Ромео и Джульетты». Но там был вышний рок, прихоть судьбы, а здесь — обдуманное предначертание, коварный план, породивший на свет это прекрасное, жуткое и несчастное существо.

© v_by
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: «Kultura», Варшава, 1974, №№ 37-38.

Первая книжная публикация: в сборнике Lem S. «Maska» издательство «Wydawnictwo Literackie», Краков, 1976.

В 1977 г. в газете «Wiadomości Wrocławskie», Вроцлав, №№ 15-30 был опубликован комикс по повести «Маска».


Входит в:

— сборник «Maska», 1976 г.

— журнал «Химия и жизнь 1976'07», 1976 г.

— журнал «Химия и жизнь 1976'08», 1976 г.

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 18», 1977 г.

— антологию «Der Fotograf des Unsichtbaren», 1978 г.

— антологию «Фантастика от ГДР, Полша, Румъния, Унгария, Чехословакия», 1978 г.

— антологию «Другое небо», 1990 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— сборник «Zagadka», 1996 г.

— журнал «Цифровой жук, 1998'05», 1998 г.

— сборник «Fantastyczny Lem», 2001 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第47回 (2016) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 18
1977 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1978 г.
Другое небо
1990 г.
Маска. Не только фантастика
1990 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 5. Рукопись, найденная в ванне. Высокий Замок. Маска
1994 г.
Фантастика века
1995 г.
Солярис
1997 г.
Солярис
1999 г.
Возвращение со звезд. Глас Господа. Повести
2002 г.
Возвращение со звезд. Глас господа. Повести
2003 г.
Сказки роботов
2006 г.
Сказки роботов
2006 г.
Кибериада
2021 г.

Периодика:

Химия и жизнь № 7. 1976
1976 г.
Химия и жизнь 8. 1976
1976 г.
Цифровой жук, май 1998
1998 г.

Самиздат и фэнзины:

Глас Господа
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Maska
1976 г.
(польский)
Фантастика от ГДР, Полша, Румъния, Унгария, Чехословакия
1978 г.
(болгарский)
Der Fotograf des Unsichtbaren
1979 г.
(немецкий)
Kongres futurologiczny. Maska
1983 г.
(польский)
Fünf Löffel Elixier und andere phantastische Erzählungen
1987 г.
(немецкий)
Fantastyczny Lem
2001 г.
(польский)
Казки роботів. Кіберіада. Маска
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам Лем, немного стесняясь, говорил, что эта новелла получилась у него «нечаянно», из додумывания некоторых мыслей «Соляриса», и что антураж барокко — чистая литературная условность, появившаяся из ассоциации: «готическая повесть? соответствующие декорации!», но, мне кажется, эти самооправдания не совсем искренни.

«Маска» вовсе не составлена из отходов, оставшихся после других текстов. Она написана очень продуманно, выверена в деталях фона, в сюжетной конструкции и в философском обосновании происходящего. Это не импровизация. Это явно одна из ключевых для самого Лема книг, не менее личная, чем «Высокий замок». Лем задаёт вопрос: что такое «свобода воли»? Что это вообще означает, когда человек (или любое разумное существо) говорит «я хочу»? что именно в наших действиях от разума, а что изначально запрограммировано и только в случае необходимости проходит дополнительную «вторичную рационализацию»?

Стилистически повесть совершенна. Это литературный шедевр. Перечисление возможных предысторий Маски, этот волнующе нежный танец несуществующих девушек, завораживает. Жёсткий монтаж сцен погони Маски за Арродесом превращает сюжетную деталь в высокую поэзию.

Центральная сцена «Маски», сильной, динамичной, глубокой истории побега к невозможной свободе — монах, выслушав исповедь машины-убицы, усомнившейся в своём предназначении, закрывает лицо со словами «Ты — сестра моя».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень философская и красиво написаная вещь. Можно сказать, что она написана почти в стиле «стимпанк». Но, при этом, повесть остается своеобразной кибернетической шарадой. Тонко сработанная резная шкатулка, баррокальная и вызывающая восхищение мастерством создателя, внутри которой хранится мерцающий металлический механизм философского эссе на тему «может ли машина мыслить».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее творение величайшего фантаста, не похожее ни на что из написанного им. Впрочем – оно вообще мало на что похоже. Как будто смотришь через калейдоскоп в бездну, и при каждом прочтении складывается новый узор, открывается что-то ранее упущенное, но ответов не прибавляется, а вопросов меньше не становится.

«Маска» удивила меня самого» – сказал как-то Лем, имея в виду, что ему казалось – он пишет вещь об одном, а читателям показалось, что о другом и совсем не об этот, или, уж точно, не только об этом.

Ситуация, в случае талантливого автора и непростой вещи, нередкая, и принято считать в таких случаях, что если автор что-то и не подразумевал, а читатели увидели (поняли) – значит, это, безусловно, в этой вещи есть. Что уж говорить о случае гениального автора и гениальной вещи. Читателю-соавтору (как очень лестно для читателя принято говорить в таких случаях) представляется широчайшее поле для размышлений.

В случае «Маски» даже классификация, если почитать отзывы, задача решаемая всеми индивидуально и перечень восхищает: триллер, фэнтези, стимпанк, детектив, киберпанк, твердая SF, готическая повесть, приключения, психологическая проза, мистика, эзотерическое писание и т.д. Кто-то даже считает, что если произведение не классифицируется, то это вообще не художественная проза.

Между тем, жанрово-стилевая диффузия давно уже факт современного искусства, просто не у всех авторов получается органичный синтез. «Маска» же выглядит необычайно однородной и слитной. Нуждается ли она в жанровой классификации? Возможно.

Вот сам автор говорит, что показал нам в ней «проблему автодескрипции конечного автомата». Может и так, какие только темы не волнуют человечество :)

Или всё-таки: All You Need is Love...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь выходит далеко за рамки просто фантастики. Очень неоднозначно, очень умно и эмоционально. Считаю шедевром. Оценка: 10.

Правда за долгие годы упорных поисков так и не смог найти определение упомянутому в повести слову «несинкатегорематичность». Поближе надо быть к народу, дорогой товарищ!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий рассказ! Психология кибернетического убийцы, влюбленного в свою жертву. Впрочем, описать невозможно, надо прочитать!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно. Вот не знал, что пан Лем способен на такое. Один из читателей позиционировал повесть как «вид из глаз дрона-убийцы», причем сам же отнесся к своей же идее несколько ернически. А напрасно. Дроны уже есть. Есть разведывательные БПЛА. Есть ударные. Пока они наносят удары в основном по площадям или по более или менее крупным объектам, но придет время, и появятся дроны, так сказать, индивидуальные. Личные. Ведь микросхемы стремительно дешевеют, не так ли? Сначала появится дрон (или стая дронов), в задачу которых входит ликвидация президента какой-нибудь оборзевшей страны. А потом появится дрон, который придет (прилетит, приплывет, материализуется из тьмы под кроватью) специально за тобой.

Ты готов?

В общем, пан Лем молодец, хотя лучше бы он такие идейки не подкидывал. Без них как-то спокойнее спится.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Запрограммированное сознание не в состоянии исследовать мотивы своих желаний; если это и возможно, то лишь в рамках объемлющей системы.

Лем каким-то образом соединяет захватывающее действие с целой порослью идей, которые дорастают уже в голове. Кибернетические проблемы тут далеко не единственные. Маска, прежде всего, женщина, и в ней скрыта страшная тайна...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценка — 10. Тот случай, когда сознание читающего опережает в восприятии зрение. Мастерская вещь!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал его в детстве в журнале «Химия и жизнь». Рассказ зачаровывает, захватывает, переворачивает сознание.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть, но на любителя. Многим она может не понравиться, и по-своему, они будут правы.

Во-первых, очень оригинальный и необычный сюжет. Повесть о роботе, или киборге, заключённая в рамки средневековой атмосферы.

Во-вторых, замечательная и сложная моральная концепция повести. Множество нравственных проблем стоит перед героиней, или даже не знаю, как правильно назвать эту «машину», глубокий философский подтекст.

Ну и в-третьих, красивый и изящный язык книги. Чем-то напоминает Брэдбери.

В конце скажу, что качество книг я оцениваю по тому, насколько они запоминаются. Первый раз эту маленькую повесть я прочитал давным-давно, а вот и через много лет не забыл, о чем она , и перечитал ещё раз.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что так писать умеет только Лем, вот буквально до последнего абзаца ты не можешь догадаться, что произойдет , и в финале я (читатель) снова не почувствовала себя обманутой или обокраденной. Время, потраченное на книгу с торицей окупилось массой раздумий над очередной, пусть и не великой по форме, но первоклассной вещью.

И снова к вопросу о том, что из человека демиург все-таки никудышный, ведь самые совершенные его создания служат смерти, даже обладая душой, даже не желая зла.

Грустно, да, но ведь правда, и пусть она будет горьким лекарством, наверное в этом — первая задача настоящего писателя.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, всё-таки Лем — это, очевидно, не моё. Написано, как всегда, мастерски, но невольно закрадывается вопрос: стоило ли огород городить и вообще о чём речь? Высокую оценку ставлю исключительно за стиль. Содержание меня не проняло. Очень нудно, очень красочно, и очень непонятно. Всё-таки от фантастики я жду не столько психологических выкрутас, сколько описания чего-то необычного, но имеющего хотя бы отдалённое отношение к нашему реальному миру. А здесь мы имеем дело с изящной поделкой, прекрасным произведением искусства, подвешенным в пустоте. Оно никак не соприкасается с нами, существует само по себе и обращено к чему-то другому.

Кое-кто может возразить, что дело здесь не в этом; что мы должны воспринимать сие творение так, как оно есть, и постигать его красоту и глубину безотносительно к реалиям нашего мира. И это правильно. Но... не для меня. Если «Маска» — это фантастика, то тогда книги Фрейда — это эротика, а Евангелие — триллер. Каждое художественное произведение должно соответствовать какому-то жанру (или нескольким жанрам). В противном случае это не художественное произведение, а что-то иное. Например, психологическое исследование, или религиозно-мистический трактат, или что-то ещё. Неважно. Вот и «Маска» по своей сути ближе к эзотерическим писаниям мадам Блаватской, чем к подлинно художественной литературе. А потому десятку поставить не могу.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал этот рассказ в далекой юности и... ничего не понял. Где-то 10 лет спустя перечитал его и... прозрел!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маска — это рассказ о не осознающей себя машине-убийце. Это мастерски написанная история о пробуждении сознания и рождении личности.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Маска», наверное, входит в число самых экспериментальных вещей Лема, и по форме, и по содержанию.

Она просто соткана из парадоксов.

Жесткая НФ в декорациях готического романа.

Истерический шквал эмоций от мастера холодной рассудочной прозы.

Глубокое исследование «проблемы автодескрипции конечного автомата» под одной обложкой с самой, наверное, необычной в мировой литературе историей любви.

В общем, если вы любите умную НФ и просто хорошую литературу, вам следует прочитать эту повесть.

Если же вы решились прочитать ее, прошу учесть два момента.

Во-первых, начало книги, вероятно, покажется вам непонятным и отталкивающим, похожим на творчество душевнобольных, и вам захочется прервать чтение и никогда не возвращаться. Подавите в себе это стремление, продолжайте читать через непонимание — и будете вознаграждены.

И во-вторых. Если будет возможность, после прочтения «Маски» (но ни в коем случае не до!) ознакомьтесь с короткой статьей Лема «Несколько слов о повести». В ней автор очень кратко и понятно поясняет, что он хотел сказать и какие идеи заложил в книгу. А то тут один комментатор нашел кровавую историю мести, другой вообще обнаружил какую-то погибшую девушку с ребенком в чреве... (тут смайлик, в недоумении разводящий руками)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно. Groucho Marx в отзыве от 19 ноября 2015 г. ясно объяснил смысл повести и цель автора — продолжить идеи «Соляриса» в плане глубокого анализа свободы воли — существует ли она и если да, то чем ограничена. Сам Лем высказался об этом в сходных выражениях. Тем не менее в последующих отзывах продолжают задавать вопросы «А зачем всё это написано?», интерпретируют повесть как пародию, психоделику и сюрреализм, даже воспринимают повесть как инструкцию по методике страшной мести, причём неудачную (это лучше к «Графу Монте Кристо», никак не к Лему).

Повесть «Маска» представляет собой изумительное сочетание глубокой философии, совершенной романтической формы, динамического триллера и трогательной личной трагедии. Последнее обстоятельство, не очень характерное для могучего, но холодного интеллекта Лема, особенно украшает повесть. На мой взгляд, это второй по значимости (после «Соляриса») шедевр Лема.

Читайте чужие отзывы, господа! Либо найдёте Истину, либо, на крайний случай, повысите себе настроение.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх