FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Дагон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Голосов:
1788
Моя оценка:
-

подробнее

Дагон

Dagon

Другие названия: Дэгон

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 170
Аннотация:

Попав в плен во время войны, герой рассказа совершает побег и оказывается в открытом океане на шлюпке. После изматывающих и бесконечных дней поиска суши, проснувшись в очередной раз, он обнаруживает, что тонет в вязком черном болоте среди разложившихся останков рыб и прочей мерзости...

© sham
Примечание:

Рассказ «Дагон» был написан в июле 1917 и впервые опубликован в ноябре 1919 в журнале «The Vagrant». В нем впервые проявляется лейтмотив творчества Лавкрафта — осознание героем ужасающей древности мира и ничтожности человечества перед его скрытыми силами, который найдет более глубокое и полное воплощение в его поздних работах. «Дагон» является отличным примером преемственности творчества Лавкрафта — в нем отчетливо видны зачатки других, лучших работ автора, а именно рассказа «Зов Ктулху» и повести «Морок над Инсмутом».


Входит в:

— журнал «Weird Tales, October 1923», 1923 г.

— журнал «Weird Tales, January 1936», 1936 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— журнал «Weird Tales, November 1951», 1951 г.

— антологию «The Shuttered Room and Other Pieces», 1959 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Waves of Terror: Weird Stories About the Sea», 1976 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— антологию «100 Creepy Little Creatures», 1994 г.

— антологию «The Best of Weird Tales: 1923», 1997 г.

— антологию «1901-1937, les premiers maîtres», 2000 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.

— журнал «Супер Триллер №18 (141)», 2007 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.

— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Реаниматор
1993 г.
Тварь у порога
1993 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
За гранью времен
2010 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2020 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.

Периодика:

Weird Tales, October 1923
1923 г.
(английский)
«Weird Tales» January 1936
1936 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1951
1951 г.
(английский)
«Супер Триллер» №18 (141), 2007
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи №04
2008 г.
Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Shuttered Room and Other Pieces
1959 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
Waves of Terror: Weird Stories About the Sea
1976 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Best of Weird Tales: 1923
1997 г.
(английский)
Une histoire de la science-fiction-1. 1901-1937, les premiers maîtres
2000 г.
(французский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
1901-1937, les premiers maîtres
2003 г.
(французский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Horror Short Stories
2018 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ранний рассказ Лавкрафта, из которого выросло едва ли не все остальное. Тут еще заметно влияние По («Гордон Пим») – приключенческое начало постепенно сползающее в ужас. Для рассказа, вдохновленного сном, очень хорошо.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Дагон» является одним из самых ранних рассказов Говарда Филлипса, он же является собственно основной идеей в сценарии одноимённого кинофильма, который кстати любителям жанра очень рекомендую к просмотру. Безусловно жаль, что рассказ очень мал, мысль на самом деле очень интересная и глубокая из неё могла бы получится прекрасная повесть или крутой роман, но в то время Лавкрафт специализировался исключительно на маленьких рассказах. Благо нашлись хорошие люди и положили в основу своего кинофильма данный сюжет.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не ожидал, что рассказ будет на столько мал. Как и большинство знакомящихся с творчеством Лавкрафта впервые, поддался впечатлению от одноименного фильма и приготовился к объемному повествованию. Но автор удивил! Эдакий сон, кошмар, леденящий душу и заставляющий цепенеть, что по продолжительности абсолютно точно соответствует физиологическому процессу.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это был самый первый рассказ Лавкрафта, который я прочитал. Я особо не поклонник таких коротких произведений, потому что я не успеваю проникнуться ими, но именно начиная с этого рассказа, я познакомился с миром Лавкрафтовских мифов.

Этот рассказ яркий образец раннего Лавкрафта, и субъективно от себя могу сказать, что поздний Лавкрафт вызывают у меня намного больше впечатлений. В это рассказе присутствуют задатки будущих гениальных произведений, таких как : Хребты безумия, Ночь в ведьменом доме, Зов Ктулху, Тень из безвременья.

На мой взгляд “Дагон” как раз таки является своего рода камнем преткновения, и я считаю что рассказ подходит для знакомства с творчеством этого автора.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не разобрался я в эмоциях героя. С одной стороны — отвращение (запах гнилой рыбы) и ужас, и вдруг в конце светлая мечта погубить человечество. Уж очень тоскливо-депрессивный герой. И люди ему не нравятся, и рыбы, и отвратительные существа морского дна. Никто не угодил. :)

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, когда увидел название этого рассказа (в 2015 году дело было), сразу вспомнил фильм «Дагон» и был уверен, что ужастик основан именно на этом рассказе. Оказалось, что фильм экранизация «Мглы над Инсмутом», от самого «Дагона» только название, и само чудовище (хотя я могу ошибаться, давно кино смотрел, но в детстве очень нравился). Рассказ действительно не очень понятный, но именно с него я начал знакомство с Лавкрафтом. Так что — 8.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из первых рассказов автора, который я прочитал, ориентируясь исключительно на название. Название и было самым интересным в рассказе. Возможно, я не понял всей «глубины» данного произведения, но впечатление одно — скучно.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вот он — переоцененный рассказ Лавкрафта во всей красе. Многообещающее, таинственное и хорошее во всех смыслах начало, которое неуловимо быстро перетекает в ничтожный финал. Автор откровенно спекулирует фразами в стиле «это было так ужасно, что даже не с чем сравнить». Само чудовище почти никак не описывается, и поэтому ужас героя я не разделил совершенно. Да и имя Дагон выпрыгивает по тексту ниоткуда, словно чертик из табакерки. Что примечательно, его произносит не «знаменитый этнолог», а сам герой. Откуда он его взял, не уточняется. Сам герой не вызывает ни капли сопереживания. Раздражает его высокомерие, его психоз и гаденькое желание конца света, выдающее больной эгоцентризм — «если умираю я, то хочу, чтобы умерли все».

В итоге, пугает — нет, заставляет задуматься — нет, атмосфера — частично.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаться, это был отнюдь не лучший выбор для знакомства с творчеством Лавкрафта. Сюжет совершенно невнятный, безумие главного героя не чувствуется, да и все выглядит сыровато. Впрочем, минусы можно списать на тот факт, что это ранний рассказ писателя.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и состоялось первое мое знакомство с Лавкрафтом. Не понимаю многие отзывы, мол «не закончено», «ненависть к людям», «обнаркоманился»... По мне так изложено все ярко, при этом кратко. Да, нет тут особого ужаса (хотя, тут уж вините свое воображение, а не автора), нет и любимого всеми взаимодействия между персонажами. Зато прекрасное описание местности. Илистая муть с разлагающимися остатками каких-то там организмов, благоухающая под темным небом в солнечных лучах. Каньон, уходящий далеко в глубь земли, чье дно омывает темная река. В общем, можно еще много про описание окружения поговорить. Так же передано безумие ГГ. Вам-то не страшно, а вот он в ужасе!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И как только он выжил...
В целом, приятное чтиво.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, один из первых рассказов, наряду с «Зовом Ктулху», который назовет любой читатель, зайди разговор о Лавкрафте. Помню, при первом прочтении, много лет тому назад, он мне не понравился. «где сюжет? где экшн? Где ужас?» спрашивал я себя тогда. Со временем ответы на эти вопросы я нашел — пусть и не всегда прямые.

наверное тогда, с первого прочтения «Дагона у меня и начало складываться впечатление, что Мифы Ктулху — это не ужасы, а фэнтези, просто довольно экзотичное и мрачное. Древний ужас не столько пугает читателя, сколько будит в нем любопытство и рождает легкую дрожь восторга, от прикосновения к тайнам, лежащим далеко за пределами людских познаний и восприятия. Да, автор предупреждает, что приобщение к такому знанию уничтожит ваш разум, сделает вас безумцем. Но с другой стороны, он не пытается ломать «четвертую стену» всегда указывая, что такие последствия ждут героя, а не читателя. тут ведб как — каждый из нас переживал за Фродо и Сэма в Минас Моргуле, но никто по-настоящему не видел себя на его месте в этот момент. Нет, сейчас я предвижу вопли возмущенных толкиенистов, но то что я хочу сказать, что соль жанра ужасов — это прямая применимость к читателю. легче всего пугает именно то, что может случится с каждым, пот прямо через минуту, вот за тем углом. Но мы не найдем за углом культ древних и не встретим Дагона и Гидру. Это — элемент фэнтези, пусть и мрачного и замешенного на неравном противостоянии человека и сверхъестественного.

Вот таким надо видеть «Дагона». Это легкая и изящная зарисовка, одно из введений в мир Древних Богов, сложный, неструктурированный, запутанный и пахнущий чем-то совсем нехорошим для оказавшихся в нем героев. По-большому счету, Мифы — они почти все такие. Короткие введения, за которыми таится в темноте мир непознанного. Отстствие эпического размаха (исключая разве что «Хребты Безумия») не позовляет отнести Г.Ф. к фэнтези совсем уж полноценно. Но по сути — это фэнтези. очень яркое, самобытное и мрачное.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Привидится же такое!

Короткий рассказ. Яркий образец раннего Лавкрафта.

То ли спал, то ли не спал. То ли приснилось, то ли померещилось. Какой, право, спрос с человека, умирающего в шлюпке посреди океана? А может и действительно было что-то такое в реальности. Океан то огромный. Кто его знает, что там на дне водится? Короче, сплошные неясности. Знаменитая Лавкрафтовская атмосфера вроде бы наличествует, но обстановка прописана как-то невнятно, эффекта присутствия не получилось. Да и образ самого монстра какой-то лубочный. Не зацепило, в общем. Хотя, честно говоря, и не ожидалось чего-то особого. Маэстро пока только учится.

Рекомендуется к прочтению только фанатам Лавкрафта. Для общего представления о творчестве.

Выше пятерки поставить не могу.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 1919 году этот рассказ наверно впечатлял -сейчас это избитая тема -заснул -проснулся -попал. Конкретики нет , событий нет -а что все-таки видал наяву?Ответа нет. На догадку читателям.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с автором.

Надеюсь, это произведение у него — одно из худших.

Невнятный набросок, гротескный очерк попавшего в плен собственных иллюзий человека. Может, и не было никакого плена и немцев, как и таинственной земли с жуткими барельефами? А он просто взял и обнаркоманился.

Концовка выдает какую-то резкую ненависть к человечеству, но я не понял, зачем она здесь...

То он «я не могу даже внятно описать их, ведь это такие жуткие воспоминания», то «они были такими огромными, что мне не хватит мастерства поведать вам об этом», а то и «я бы написал, да мне сразу становится плохо»... Ну к чему тогда вообще писать? Никакого ужаса и масштаба это не внушает, блин.

И да, обилие таких слов, как угрюмый пейзаж, отвратительная грязь, мерзкая туша, омерзительное чавканье... Надеюсь, Лавкрафт не потому считается мастером ужасов. Продолжу знакомство.

А пока — совсем, совсем не в восторге.

Оценка: 3
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, это и впрямь набросок, эскиз, этюд, зародыш, прототип...

Маленький неказистый туманный рассказ, автор которого еще не овладел в должной мере искусством описания безумных видений(он лишь пишет о том, что видения были безумны) и жутких чудовищ(он лишь утверждает, что чудовища были жуткими и омерзительными немыслимыми тварями), а также не отрекся окончательно от лицемерной викторианской традиции, согласно которой изображая нечто запредельно ужасное и таинственное, следует тут же сделать реверанс в сторону адептов рационализма и позволить оным списать все на то, что герой рассказа всего лишь повредился рассудком по причине злоупотребления опиатами, а потому ему и мерещатся мерзкие рыболюди...

Кстати, тема рыболюдей здесь в должной мере не раскрыта. Еще не пробил час их полноценного выхода из глубин подсознания мистера Лавкрафта на страницы его произведений...

Пока что в полной мере из этих глубин прорвалась лишь весьма характерная фраза, спасающая рассказ и придающая ему смысл, ибо заключенные в данной фразе боль, страх, ненависть и отчаяние сформулированы как откровенное пожелание человечеству катиться ко всем чертям, если оно продолжает уповать на всесилие разума. Разума, гордящегося созданием разрывных пуль и удушливых газов вкупе с неограниченной подводной войной...

Есть у меня мечта, говаривал преподобный Мартин Лютер Кинг. Что же, мистер Лавкрафт устами своего героя тоже провозглашал, уповая на немыслимых тварей из морских глубин: Есть у меня мечта...

» Я мечтаю о том времени, когда они поднимутся над морскими волнами, чтобы схватить своими зловонными когтями и увлечь на дно остатки хилого, истощенного войнами человечества».

Впрочем, изучение истории человечества за время, прошедшее после 1919 года, а также регулярный просмотр новостных телепередач позволяет рассчитывать на то, что человечество справится и своими силами, позволив немыслимым тварям спокойно почивать на дне морском...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх