FantLab ru

Стивен Кинг «Воспламеняющая взглядом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Голосов:
2467
Моя оценка:
-

подробнее

Воспламеняющая взглядом

Firestarter

Другие названия: Несущая огонь; Поджигатель; Испепеляющая взглядом; Порождающая огонь; Воспламеняющая

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В ряде проводимых секретных экспериментов, группе добровольцев был введён препарат, давший неожиданный результат... Если испытуемый не умирал, то через некоторое время обнаруживал у себя некую паранормальную способность... Проект быстро свернули, а все следы уничтожили, лишь двоим из группы, мужчине и женщине, удалось продолжить обычную жизнь, скрыв свои способности и создав семью. Они жили спокойно и не заметно, как обычные люди, пока у них не родилась дочь...

Примечание:

Впервые на русском: «Звезда», №№ 4-7, 1986 г. Перевод: О. Васильева, С. Таска.


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1981 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (роман)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Хоррор (США)

Экранизации:

«Порождающая огонь» / «Firestarter» 1984, США, реж: Марк Л. Лестер



Похожие произведения:

 

 


Воспламеняющая взглядом
1991 г.
Воспламеняющая взглядом
1992 г.
Воспламеняющая взглядом
1992 г.
Воспламеняющая взглядом
1992 г.
Несущая огонь. Туман
1992 г.
Мертвая зона
1993 г.
Мёртвая зона. Воспламеняющая взглядом
1993 г.
Воспламеняющая взглядом
1994 г.
Несущая огонь
1994 г.
Кристина. Воспламеняющая взглядом
1996 г.
Воспламеняющая взглядом
1997 г.
Воспламеняющая взглядом
1997 г.
Воспламеняющая взглядом
2003 г.
Мертвая зона. Воспламеняющая взглядом
2004 г.
Воспламеняющая взглядом
2005 г.
Воспламеняющая
2015 г.
Воспламеняющая
2017 г.
Воспламеняющая
2018 г.

Аудиокниги:

Воспламеняющая взглядом
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Firestarter
1980 г.
(английский)
Firestarter
2007 г.
(английский)
Firestarter
2016 г.
(английский)
Firestarter
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, продолжаю читать (и перечитывать) романы Кинга по порядку их выхода в свет.

И тут тоже – авторская прагматичность. И тоже отчётливо видна линия, видно как он, трансформирует идеи и фишки своих предыдущих работ, развивает из них что-то новое, а иногда и не очень новое.

Этот роман тоже о «сиянии». Линия, начатая в «Керри», протянулась и сюда, минуя лишь нарочито классический «Жребий». Что изменилось? Я бы даже не стал брать пирокинез, ибо он, как некий пик сверхвозможностей героев Кинга, впрочем, пик ранее не являвшийся. Я бы обратил внимание на причину – мне кажется, автор стал больше уделять внимание, откуда «сияние» может взяться. От «Керри» до «Противостояния» все эти возможности были как бы сами собой разумеющееся, как свойства личности, случайно (а с «Противостояния» уже не случайно, уже как дар всевышнего) разбросанные по человеческой расе. В «Мёртвой зоне» герой получил своё «сияние» случайно, вследствие травмы. Хотя и тут эта случайность мнимая – так вновь, после «Противостояния», жестокий бог пометил свой инструмент для выполнения некой работы по спасению мира, выкинув потом этот инструмент как отработавшую батарейку. Но уже там есть теории, откуда эти силы идут. Появляется некая «мертвая зона» мозга, вдруг проявившая сверхъестественную активность. А в «Воспламеняющей взглядом» всё иначе. Тут нет ни бога, пометавшего своё орудие, как нет и спасения мира от огромной опасности – герои спасают исключительно сами себя. И нет дара от природы. Способности героев – плод эксперимента, а способности юной героини – плод эксперимента и случайности в квадрате. И тут появляется новый «адрес» сияния – гипофиз; и с такой убедительностью он подал, что кажется, будто автор всерьёз изучал тему. Или же это было такое веяние – всё неизвестное приписывать к гипофизу. Впрочем, веяние это сильно отстало от того же Булгакова с его «Собачим сердцем».

Что ещё? Сама опасность, держащая героев и читателей в напряжении. В «Керри» опасностью было общество – своей травлей доведшее до взрыва. В «Сиянии» появилась сверхъестественная злая сущность, питающаяся энергией и жизнью сияющих. В «Противостоянии» сверхъестественное зло слилось в одного человека – появился антихрист, и даже своё антигосударство. В «Мёртвой зоне», сверхъестественное ушло, но антихрист остался в виде одержимого политика, идущего по трупам и рано или поздно развязавшего бы атомную войну. А здесь, в «Воспламеняющей взглядом», ушёл и антихрист – распылился по служащим некой правительственной организации. И хотя, в конце концов, зло всё-таки приобрело в романе личность одного отдельно взятого человека, но угрозу представляла вся организация, не стремящееся, в общем-то, к злу, с вполне понятным девизом «всё ради безопасности страны». А вместе с ней, в широком смысле, героев преследовало, мучило, пыталось сломать само государство. Государство, не возглавляемое безумцем или антихристом, а вполне себе обычное, вполне себе узнаваемое, вполне себе заботящееся о своих гражданах. Оно нисколько не похоже на антиутопию. Но тем острее время от времени чувствовалось, что государство и обычные жители по разные стороны невидимого барьера. Вот государство – выкручивающее руки и держащее штат киллеров на деньги налогоплательщиков; и простые работяги, некоторые из которых не просто протягивают руку помощи мужчине с маленькой девочкой, но и встающие на их защиту. Чёрт возьми, а ведь оно страшнее безумца у власти. И что-то в этом есть крамольное, не правда ли? Но линия – продолжена…

По-моему, больше всего в этом романе от «Кэрри» и «Мёртвой зоны». Он как сплав этих двух вещей. Из «Кэрри» выросла Чарли, с её невероятной разрушительной силой, зажатая в тисках обстоятельств до адского взрыва. А некоторые моменты даже вызвали дежавю. «Первым звеном в цепи событий, что привели к небывалым по размаху разрушениям и человеческим жертвам…» и т.д.– это ведь то, что было и в «Кэрри». И во второй половине книги (а книга для меня разваливается на две части – но об этом ниже) Кинг пошёл приёмом «Кэрри» – объявил, что будет некая чудовищная кульминация и медленно скрупулезно стал подводить к ней; и, надо сказать, этот приём подействовал на меня очень сильно.

А вот Энди Макги явно вырос из Джона Смита. Его талант не столь силён и каждый раз приносит боль, правда на этот раз буквальную, физическую, а не боль сомнений или душевных мук морального выбора. Он, как и Смит, давно зарыл бы свой талант, если бы не ответственность; у Смита – ответственность перед богом и почившей матерью, у Энди – за дочь и её судьбу. И даже концовка, то, как всё это для них закончилось, и как повлияло на ситуацию, было очень похожим. Да и сама политическая подоплека – это ведь оттуда, из «Мёртвой зоны».

Читается роман с интересом, в общем, как всегда у Кинга. Он и начинается с места в карьер – не так как другие ранние его работы, в которых сначала следует некая прелюдия, которая затем разгоняется как машина набирающая ход. Здесь же – сразу погоня, сразу опасения за жизнь героев. Однако, почему-то вторая часть, когда они уже в лапах Канторы, когда опасность становится не такой резкой, но при этом давящей, будто присутствие зверя готового к прыжку, где-то там, в темноте, а перед героями стоит трудная задача вырваться из этого мрака – вот она-то и нравится мне больше, в этом я вижу настоящего, мною любимого раннего Кинга.

В романе много интересного и помимо сюжета. Например, тот конфликт в голове Чарли. Конфликт между установкой отца и необходимостью действовать был прекрасен, и даже его обоснование доктором Уэнлессом было подано очень ярко и доходчиво – лучше, чем в каком-нибудь учебнике по психологии. Боль, ограничивающая возможности Энди, была придумана здорово – иначе герои превратились бы в парочку суперменов, которым очень трудно сопереживать. И отличный, тревожный образ лошадей, как некая кривая, связывающая всю историю, нанизывающая и хорошие и плохие ощущения – от боли в голове Энди, до снов Чарли; прекрасный Некромансер (жуткое имечко, правда?), и бойня в самом конце…

Однако, читая, я нет-нет да спрашивал себя: а не с этого ли романа Кинг увлёкся наркотой? И пусть ответа я не нашёл, но вот такое тусклое ощущение у меня осталось… И дело не в том, что, читая, было легкое ощущение, что историю потряхивает, что она идёт у автора по наитию больше чем по разумному расчёту.

Дело в утрированность, от которой хочется схватиться за голову. Все эти злодей служащие Конторы, да и сама Контора – вы в них верите? Я вот нет. И всё по тому, что они жутко картинны, как злодеи из фильмов про Бонда. И Кингу, который и берет свой расчётливой приземлённостью, всё это очень и очень не идёт. Ну, правда – Уэнлесс, который даже внешне похож на психа-учёного, агенты, с садистской радостью унижающие людей у всех на виду, упивающиеся своей властью (сцена в забегаловке этим просто в глаза бьёт)… А сама Контора – до штаб-квартиры вселенского зла ей не хватает только рва с акулами. Шикарный особняк вдали от городов, с кучей служак и даже конюшней (зачем такому заведению конюшни и сотня лишних ртов и ушей служак-работяг – и это в секретном заведении?); самый мощный в Америке компьютер и секретарша, которая, даже узнав шефа, не спускает руки с пистолета. И это вместо неприметного офисного здания с хорошей системой охраны, в которое мне бы, например, поверилось бы гораздо легче. И даже в причину причин, в эксперимент, мне поверить трудно. Ставить его на студентах-добровольцах, даже зная, что никакого эффекта не будет (а это ведь не так, иначе зачем там ошиваться агентам с боевым опытом, а врачам ставить тесты именно на сверхвозможности человека?), вместо того чтобы провернуть всё на добровольцах-солдатах – оттуда и утечь невозможно, да и контроля больше? Я уж молчу про главного злодея – Рэйнберда. Такая внешность бывает только у суперзлодеев в каком-нибудь мультфильме про Бэтмана. А его тяга к познанию тайны смерти и эта навязчивая идея, связанная с Чарли… Мне что, одному кажется, что это полный бред?

Вот поэтому я и думаю, что Кинг во время написания что-то принимал. Я просто не могу поверить, что он взял и решил написать историю мизинцем левой ноги – что, дескать, триллера с побегом и дешевыми злодеями а-ля голливудская жвачка за девять копеек хватит, чтобы удовлетворить читателя; ведь раньше всегда, даже в нарочито-стандартном «Жребии» Кинг относился к читателю с большим уважением, давая ему качественный продукт – за то и был любим…

Впрочем, в какой-то момент (где-то к середине), автор опомнился и взялся за дело всерьез, так что даже Рэйнберд превратился из киношного монстра в настоящую угрозу, нависшую над героями – так напряжение сгустилось, и это уже был настоящий Кинг, пусть и разгребающий то, что навалял в начале, но тот, который своей историей уже не отпустит. Да так, что даже обиды на халтурность злодеев как-то сгладились – видимо, действительно, запоминается последнее слово. А с ним хочется сказать, что роман, пусть и с явными провалами, но всё же неплох; очень неплох.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и в «Мёртвой зоне» в этом романе поднимается страшная тема «человека со сверхъестественным даром». Только если там герой старался жить, несмотря на тяжесть видений, то здесь главная героиня — 10 летняя девочка — становится жертвой всемогущих охотников, работающих на правительство. Половину романа ей на пару с отцом приходится бегать от вездесущих «агентов», которые готовы пойти на всё, чтобы добиться своего. А знаете, что самое страшное? Они не просто хотят поймать девочку, а ещё и изучить её (а может даже и убить, так как она несёт угрозу). А она же, в свою очередь, лишена самого главного дара — простой человеческой жизни.

Здесь нет монстров или проклятий. Здесь паранойя, жестокие эксперименты и всемогущее правительство, которое решило «исправить ошибку» радикальным способом. Роман навевает пугающие мысли о могуществе «людей в чёрном», которые в одночасье могут лишить человека нормальной жизни. А виновата ли в этом главная героиня? Виновата в том, что с самого детства она способно воспламенять всё, что видит? Нет. Но кому какая разница? Главное — от неё надо избавиться, и точка! Вот только итог всего будет куда более жестокий и кармический, и даже с толикой надежды на будущее. Но путь до этого так далёк...

Хороший роман, и экранизация потрясающая. Вот такие вещи я люблю Кинга — драма и напряжение в одном флаконе на фоне необычных событий.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая вещь. Роман продолжает традиции, заложенные в «Кэрри». Но если Кэрри, так сказать, продукт естественной мутации, то Чарли — невольная жертва эксперимента.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Плюсы: роман про любовь отца к дочери, немного ужасов, есть душевные люди, а таких душевных, как Мандерсы, считаю, не существует; также про любовь дочери к отцу, интригующе расписаны парапсихологические способности навроде В. Мессинга; много приключений, погонь, хватает позитивных моментов. Минусы: не особо выделяются, поэтому о них не пишу.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Попытка Стивена Кинга создать научно-фантастический триллер — естественно с секретными материалами, секретными службами и секретным смыслом этого мероприятия.

С другой стороны, в США система грантов появилась давно, вероятно почти тогда же, когда и федеральный бюджет и федеральная резервная система, поэтому был бы повод, а деньги потратить — они потратят. Вот и в данном случае, энная куча — пачка людей, а точнее -стьюдентов, что как бы объясняет, записалась на опыты над собой. Результаты понятно, были аховые. Одной жертве обстоятельств, например, -сам себе выдавил глаза, и сдвига по фазе, повезло ещё иметь дядю — мафиози. И вот этот фактор автор педалирует в том числе на протяжении романа. Однако никто из проводящих эксперименты отнюдь не умер от гарроты.

А главные герои получили таки свой приз -папа стал внушемцем- к примеру, возьмёт и внушит бедолаге таксисту, что банкнота, которой расплатился, не пять, а пятьсот долларов. И что самое интересное во-первых, штука действует не на чоловика, а на вещь, то есть глянет спецслужбист на изъятую купюру — опа — пять сотен, отведет глазки и искоса посмотрит — и снова пять. А ещё интереснее то, что сам внушимец НЕ ЗНАЕТ как выглядят пятьсот долларов — не держал он их в руках . Вот этого достаточно, чтобы представить уровень молодого писателя Кинга в качестве научного фантаста. Поэтому неудивительно, что по сюжету у дочки двух подопытных (у мамы — слабый телекинез) с каких то там неведомых невидимых лучей смерти (это я предполагаю) появилась способность к удаленной порче имущества методом инфракрасного волнового воздействия, проще говоря, девчонка-огонь перед которой все трепещет.

В общем, если игровой сюжет хотя и не особо логичный ни в начале, ни в конце, но хоть на что то вытягивает, в основном за счёт погонь и разрушений, то идея — ни в какие ворота. Рекомендовать ее можно разве что детям от двенадцати до шестнадцати (как вариант — с аналогичным уровнем IQ). Но кому то может и понравиться, если отключить критическое и вообще мышление.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из сильнейших вещей Стивена Кинга, пожалуй, самая реалистичная из его фантастики. Кое-кто считает ее вторичной и находит заимствования из ранних романов, но Кингу в принципе присущ «самоплагиат», и он в числе немногих авторов, кто умеет из этого извлечь выгоду для читателя. Читается на одном дыхании, легко, плавно, быстро. Концовка немного наивна, но, если задуматься, то на самом деле нет, ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор не раскрывает к каким отдаленным последствиям привел финальный поступок Чарли.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз читал этот роман ещё подростком — море впечатлений! И экранизация понравилась. Шикарно!

А вот на днях случайно опять посмотрел фильм по книге — остался равнодушным. Решил перечитать произведение, нашёл пожелтевший томик Кинга. Уже совсем другие впечатления, чем при первом знакомстве. Не скажу, что скучно, но не взволновало.

На мой взгляд — книга для подростков. И не только потому, что главная героиня девочка. Как раз, на мой сегодняшний взгляд, Чарли и не является центральным действующим лицом. Слишком бледный и непрописанный образ. А вот ее отец — да, интересный герой.

Но остальные персонажи меня не затронули.

Рейнберд — слишком неестественный и непонятный.

Кэп — скучный.

Ну а Чарли, как я уже говорил, всего лишь ребёнок.

Сюжет показался слишком искусственным. Энди ведёт себя глупо, но это ещё объяснимо, попав в такой переплёт сложно действовать логично.

Но вот сама Контора? Слишком уж она беспомощна, и в то же время, преувеличенно злодейская организация. Убить, запугать. Куда проще было бы всех купить.

Одни герои «хорошие», другие «злодеи». Все слишком просто, только чёрное и белое, нет полутонов.

Написана книга отлично, читается легко и приятно. Но, как серьезное произведение я ее не рассматриваю. А как приятное развлекательное чтение на пару вечеров — в самый раз.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этот раз Король дал небольшую слабину. При прочтении складывается ощущение, что всё это уже где-то было. Чарли ― конечно же, «Кэрри», всемогущая Контора во главе с проницательным Кэпом ― спецслужбы из первых глав «Противостояния», эксперимент, вызвавший экстрасенсорные способности у не ожидавших и неготовых к этому людей ― кома из «Мёртвой зоны»... Перемешать, но не взбалтывать.

Пожалуй, из новенького ― только продолжительное скрывание семьи Макги от Конторы, да и оно тоже встречалось в той же «Мёртвой зоне», но здесь беготня поактивнее, со стрельбой и кучей неправдоподобных счастливых случайностей типа запрыгивания в последнюю уходящую машину под носом у настигающих агентов. Да демон-индеец Рэйнберд, сметающий всё на пути к своей малопонятной (и малоприятной) цели, очень хорош.

Довольно странно будет выглядеть в отзыве на книгу, но фильм 1984 года «Порождающая огонь» с малышкой Дрю Бэрримор, пожалуй, даже более достоин внимания. Отличный подбор актёров, хороший саундтрэк, неплохие для того времени спецэффекты. Из достаточно среднего романа вышел хороший фантастический триллер.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Воспламеняющая» это одна из тех книг Стивена Кинга где сюжет не провисает, действие разворачивается стремительно и интригующе а простая история, при всех своих «роялях в кустах», не дает заскучать ни на секунду.

Роман легко читается за вечер-полтора, история затягивает и не отпускает до самого конца, который, как мне поначалу показалось, был оборван, но вспоминая книгу через несколько дней после прочтения я понял что все вполне в тему и смотрится гармонично.

Однозначно рекомендую к прочтению как всех поклонникам творчества Короля, так и простым читателям

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поговорим о птичках и индейцах...

Я вот тут думал, как лучше всего объяснить то магическое превращение, которое по воле Стивена Кинга происходит с сюжетами, состоящими из весьма потрепанных штампов и стереотипов, получающих пенсию по старости. И тут мне на ум пришел некий весьма неказистый индеец с птичьим прозвищем. Низкорослый, косоглазый, обладатель деформированного позвоночника и смещенных костей таза. Одна нога короче другой на шесть сантиметров. С десяти лет употреблял спиртные напитки. Курил при этом отчаянно. Четыре класса образования. Плохо считал и писал. Умер от цирроза печени. Но вот это странное создание, по логике здравого смысла предназначенное скорее всего быть нищим на паперти, стоит озвучить его птичье прозвище Гарринча, оказывается одним из величайших футбольных гениев в истории. Кривоногий невзрачный алкоголик выходил на футбольное поле и происходило чудо превращения этой неказистой фигуры в того, кого сами бразильцы называли Радость Народа...

Сюжет « Воспламеняющей взглядом» кривоног и деформирован не хуже Гарринчи. По большому счету, всемогущая Контора, охотящаяся на главных героев, описана у Кинга как-то шизофренически. С одной стороны, эти люди способны безнаказанно взрывать пассажирские самолеты и игнорировать все существующие законы, манипулировать всеми ветвями власти. С другой стороны, они являются шайкой безмозглых криворуких идиотов, рядом с которыми полицейские из немых комедий выглядят титанами мысли и гигантами ловкости. А все их коварные планы могут рухнуть из-за статьи в журнале...

По ходу действия Кинг эксплуатирует незамысловатый вариант теории заговора. Выжимает из читателя слезы описанием страданий маленькой симпатичной большеглазой девчушки с сверхспособностями, за которой охотятся злые дяди, смахивающие на людей в черном. Радует почтенную публику многочисленными безумными учеными, похищающими и убивающими рядовых американцев на средства госбюджета...

Тем не менее...

Тем не менее, вся эта фигня, которая у другого автора навеки бы осталась единственным не до конца распроданным тиражом книжки в мягкой обложке, переведена на множество языков и постоянно переиздается. Отлично читается. Ежеминутно хочется благодарить автора за лихо закрученный сюжет и несравненный психологизм при описании персонажей. И хотя ты знаешь, что фокусник обманывает, но вот фокусник пришел, ты тут же впал при его виде в детский восторг и уверовал, что происходит настоящее волшебство. И что хуже всего, в процессе представления ловкость рук и впрямь переходит в настоящее волшебство...

И поэтому навсегда врезается в память не хуже Пенниуайза или спятившего мистера Торранса еще один страхолюдный индеец с птичьей фамилией. Рэйнберд. Обычно так называют птичку, своим пением предвещающую приход дождя. Тут вот Рэйнберд предвещает пришествие испепеляющего пламени. Такого харизматичного и демонического злодея еще поискать придется. Волею Кинга любое его появление вызывает и пронизывающее до костей ощущение ужаса, и восхищение его познаниями в искусстве проникать в самые глубины человеческой души. Он не только Чарли Макги, он и читателя берет в плен...

И даже жаль, что покойный мистер Бахман не сочинил роман-отражение «Воспламеняющей». С превеликим удовольствием я прочел бы историю о том, как великий и мудрый индейский воин Джон Рэйнберд пытается спасти человечество от маленького кровожадного чудовища, заживо сжигающего ради своих капризов и прихотей всех, кто стоит на пути у семейства Макги...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я смотрю в темноту, я вижу огни.

Это где-то в степи полыхает пожар.

Я вижу огни, вижу пламя костров.

Это значит, что здесь скрывается зверь.

Я гнался за ним столько лет, столько зим.

Я нашел его здесь в этой степи.

Слышу вой под собой, вижу слезы в глазах.

Это значит, что зверь почувствовал страх.

«Зверь» Наутилус Помпилиус

Продолжение знакомства с творчеством Стивена Кинга в этом году началось несколько неудачно. Романы были интересными, стиль узнаваемым, причем отчетливо помню, что я скучал по автору, ждал, когда снова встречусь с ним. И вот, когда приступил этим летом, всё вроде бы было хорошо, но не слишком. Не было моментов, на которых у меня замирало сердце, когда я отводил взгляд от страницы и «офигевал», когда голоса главных героев кричали и боролись за жизнь внутри моей головы. Так вот. Этот роман именно такой.

«Воспламеняющая» гораздо динамичнее всего того, что я читал у Кинга ранее. Для сравнения вспоминаются лишь «Ярость» и «Мертвая зона», первое из которых само по себе произведение небольшое, а второе — очень быстро читается, но по самой динамике уступает. Сюжет полон различных локаций: дорога, аэропорт, ферма, штаб-квартира Конторы, конюшня, и это разнообразие позволяет, с одной стороны, всё больше заинтересовываться, вникать, так как картинка сменяется, а с другой стороны, всё больше роднит читателя с удивительной восьмилетней девочкой Чарли и ее отцом Энди Макги.

Спешка, погоня, динамика в романе непостоянна. Как по нотам, старина Стивен разбавляет ее фирменными флешбеками, тревожными и тяжелыми историями прошлого, в лучших традициях «Сияния» и «Мешка с костями». Воспоминания Энди о своей жене Вики, знакомстве с ней и дальнейших трудностях, уже связанных с взрослением Чарли, придают главным героям живость и эмоциональность. И особенно живой и яркой выглядит сама Чарли, настоящий диковинный цветок на страницах книги. Ее крики «Папуля!» и «Я никогда больше не буду зажигать огонь!» трогают сердце и отдаются в голове эхом. Вместе с Чарли всюду следует аура непонимания ее дара, страха перед ней, вплоть до выражений в духе «чудовище», даже от простых и добрых людей, встретивших что-то необъяснимое. И все ее слова о том, что она не виновата, не доходят до других. Эти другие не видят в ней человека, видят лишь опасность.

Главным антагонистом выступает целое ведомство, спецслужба, именуемая Конторой. Деятельности, методики и внутренней кухни Конторы действительно показано очень много, но это и позволяет понять мотивы каждого сотрудника. Все они разные, эти люди. Кто-то начальник, который не хочет уходить в отставку по совету руководителей и делает всё, чтобы выполнить задачу и отчитаться. Кто-то хочет стать известным, благодаря своим экспериментам и опытам, не думая о жизнях посторонних людей. Кто-то немножко не в себе, со странным фетишем, но всю жизнь сознательно это скрывал. А кто-то вообще волк-одиночка и ненавидит Контору, и его зовут Рейнберд.

Напару с Чарли он является самым колоритным персонажем романа. Киллер Конторы, индеец по национальности, одноглазый, тот, кого боится сам Кэп, и наконец, тот, кто полюбил и втёрся в доверие к девочке. Мне сейчас сложно вспомнить из всей библиографии Кинга более сложный контакт двух персонажей, вокруг которых так же летали бы тонкие незримые материи психологического напряжения и игры. Вспоминается только «Мизери», где такое же напряжение было между Полом Шелдоном и Энни Уилкс. Я бы не сказал, что Рейнберд помешался, совсем нет. Скорее он переборщил с собственным предназначением, когда хотел поставить точку по-своему. В любом случае, он вызывает огромное уважение, потому что ему удалось сделать то, что не смогли лучшие психологи Конторы всей гурьбой. Ответ на вопрос «Почему?» лишь один — колоссальный жизненный опыт и талант чувствовать людей.

И всё-таки, при всей драме, я бы сказал, что «Воспламеняющая» — «гражданский роман». Вспомнить хоть Ирва Мандерса, того фермера. Он ведь никому ничего не был должен, совершенно. Но он помог. И в его словах звучало, что он живет в свободной стране и никто не имеет права заходить на его участок без ордера. Все бы так отреагировали на появление Конторы? Сомневаюсь. Все бы помогли Чарли Макги, как помог он? Черта с два. И в самом конце романа автор доносит важную мысль о силе слова, предании огласке того, о чем нельзя молчать. Пока в Сми всё не списали на несчастный случай или террористический акт.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый большой ужас — в поступках человеческих...

Не знаю точно, когда это произошло, но однажды пришло осознание того, что я читаю Стивена Кинга не потому, что-то мастер мистики и хоррора, а для того, чтобы лучше понять характер, мотивы поступков персонажей его романов, будь то «Салимов удел», прочитанный в восьмом классе, или «Воспламеняющая», с которой я расстался несколько минут назад.

Только две вещи порождают страх — власть и неизвестность, но если первому еще можно противостоять, то второе порождает страх всеобъемлющий... Чарли Макги — всего лишь сосуд, сдерживающий и то, и другое. Весьма хрупкий сосуд...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы до Кэрри добрались спецслужбы... Все же понимают, что очень сложно не сравнивать персонажей «Кэрри», «Воспламеняющей» и «Сияющей» дилогии? Вы как хотите, а я буду считать, что события этих книг происходят в одной вселенной и у сверхспособностей главных героев одна природа. Впрочем, сходство «Воспламеняющей» на этом заканчивается.

Кинг очень красочно описывает зверства американской Кровавой Гэбни, как-то опыты над студентами, устранение свидетелей и издевательство над детьми. Читается как смесь политического и мистического триллера — искренне переживаешь за судьбу героев, их попытки скрыться от Конторы и попросту остаться в живых. Захватывают исследование предела силы Чарли, опыты над её способностями и задумываешься, а что сумеет сделать она, когда станет ровесницей Кэрри? И удастся ли ей в будущем контролировать себя?

Очень хороши персонажи — и даже не главные герои, а антагонисты книги — расчётливый глава Конторы, отчаянно пытающийся удержаться на плаву, и хладнокровно-демонический индеец, мечтающий убить Чарли и втирающийся ей в доверие.

Этот психологизм и мистические тайны — главное, ради чего стоит читать книгу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну и конечно же хорош открытый финал. Лично я уверен, что во время рассказа Чарли в комнату вломилось пара агентов Конторы и пустила каждому по пуле в лоб.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! Анатомия чувств отца и его одаренной сверхспособностями дочери, нескончаемые преследования и испытания, смена ролей жертва/охотник героями — все это увлекает, затягивает, книга читается на одном дыхании. Рекомендую.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По этому роману именно сейчас можно было бы сделать отличную экранизацию, а не то дерьмо с Дрю Бэрримор, которое сняли в 80-е. Впрочем, Мартин Шин в роли Кэпа немного вытягивал фильм.

В романе, в общем-то, придраться не к чему. Это была, если я не заблуждаюсь, первая вещь Кинга, которую перевели в СССР, кажется, в журнале «Огонек» за 86-й год. Удивляться тут нечему, поскольку Стивен живого места не оставил от американского правительства и спецслужб в частности. Он уже тогда писал о том, о чем сейчас говорит весь мир — в частности о сделках ЦРУ с наркокартелями и т. п.

«ВЗ» — это такой переходный романчик, которым завершается первый период творчества Кинга — рафинированный и эстетский, с сильным интересом к политическим и социологическим проблемам. После его стиль изменился.Стал более грубым, натуралистичным — сказалось влияние Золя. Стивен погрузился в темные глубины человеческой психики.

Мы много знаем о Кинге, мы читали интервью и биографии. Но все эти знания поверхностны. Главного мы не знаем. Как он задумывал ту же «Воспламеняющую взглядом»? Откуда в нем возник этот интерес к тайнам подсознания? Каким путем он делал свои замечательные психологические открытия? Неизвестно.

Несмотря на сдержанный стиль романа, я во время прочтения согласился с девушкой, написавшей, что книги Кинга — это один «бесконечный, отчаянный крик боли». Мне представился человек, сходящий с ума от сострадания и ощущения тотальной лжи и несправедливости, исходящий ненавистью к государству и любовью к простым людям. А также исполненный печальным знанием жизни.

Энди Макги — это отец, которого каждый хотел бы иметь. И муж тоже. Чарли показалась слишком сильной и самостоятельной для маленькой девочки. В жизни ее сломали бы легче.

Сцена, где она уничтожает целое войско, а потом села и заплакала посреди выжженной пустыни, усеянной трупами и обломками зданий — незабываема.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх