fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Таинственный дом в туманном поднебесье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
616
Моя оценка:
-

подробнее

Таинственный дом в туманном поднебесье

The Strange High House in the Mist

Другие названия: Загадочный дом на туманном утесе; Таинственный высокий дом в тумане; Странный дом в тумане на вершине горы; Странный дом в туманных высотах

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 92
Аннотация:

Испокон веков возле городка Кингспорта стоит огромный неприступный утес, а на самой верхушке его находится старинный дом. Ни одна дорога не ведет к дому, никто не выходит из него. Однажды приехавший в Кингспорт философ Томас Олни принял решение — добраться во что бы то ни стало до загадочного дома.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Также был опубликован в журн. «Уральский следопыт», № 5-6 за 1994 г. (под названием «Таинственный высокий дом в тумане»).


Входит в:

— журнал «Weird Tales, October 1931», 1931 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «The Shuttered Room and Other Pieces», 1959 г.

— антологию «Weird Tales», 1964 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— антологию «Lovers & Other Monsters», 1992 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной рассказ. 2-е - 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Том 2. Лампа Аль-Хазреда
1993 г.
Погребенный с фараонами
1996 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Некрономикон. Книга запретных тайн
2020 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Реаниматор
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Мифы Ктулху
2022 г.
Иные боги
2022 г.
Крысы в стенах
2023 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» October 1931
1931 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Всё, что в тебе есть
2015 г.
«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Shuttered Room and Other Pieces
1959 г.
(английский)
Weird Tales
1964 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
The Tomb and Other Tales
1975 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Lovers & Other Monsters
1992 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение оставило множество эмоций, поразило своей легкостью и одновременно тяжестью филосовской идеи. Этот рассказ похож на ощущение какого-то сна, загадки. Этот рассказ, как какая-то притча или сказка, загадочный, необычайно странный и недосказанный, правильно недосказанный.

Это произведение входит в «Цикл Снов» — еще одну вселенную Лавкрафта, координально отличную от вселенной «Мифов Ктулху», но все же тесно связанную с ней перипетиями пантеона богов. Я увидел знакомые имена и названия: Посейдон, Нептун, тритоны, Атлантида. И знаете, если рассуждать совсем уж по-литераторски, то можно заметить, что древние греки именовали бога морей и океанов Посейдоном, римляне Нептуном, а филистимляне Дагоном. Да-да именно Дагоном, тем самым зловещим Дагоном. И в голове возникает некая путаница: чего именно хотел Лавкрафт для своих вселенных — столкнуть их лбами или осторожно и радикально связать?

Свое знакомство с «Циклом Сном» я начал именно с этого рассказа, и мне еще только предстоит узнать о загадочном вскользь упомянутом Кадате, мрачной темной фигуре, мелькнувшей в окнах дома на утесе, а так же всем этом пантеоне богов и их мировоззрении, возможно тех же самых богов, сменивших только имена( а возможно и мировоззрение тоже), а возможно и нет.

Так или иначе филосовский и эмоциональный посыл данного цикла координально другой, если учитывать другие более мистические работы мастера. И сама философия этой работы(а может и всего «Цикла Снов») заключается именно в какой-то сквозящей грусти, которая по началу не так ярко выражена и скрыта под навеянной чудесностью, добротой и легкостью. То, как все-таки все закончилось, и какой в итоге выбор сделал главный герой, и как в итоге изменился, навевает именно какую-то тяжелую грусть. Чтобы познать какую-либо великую тайну, дотянуться до знаний вездесущих и всесильных богов, необходимо отдать что-то свое, ничто иное как душу. Нужно сделать один единственный и определяющий судьбу выбор между привязанностью к своим близким и познанием самой этой великой истины — истины, которая лишит тебя всего человеческого.

В очередной раз Лавкрафт доказывает свой талант и многогранность, даря для читателей еще один взгляд на сверхъестественное, не такой пугающий, но завораживающий и глубокий.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Таинственный дом в туманном поднебесье» является ещё одной из немногих работ мэтра, в которой отсутствуют Древние боги и чудовищные монстры запредельной древности. И это только в плюс идёт рассматриваемой мною новелле. Говард Филлипс Лавкрафт в очередной раз демонстрирует читателям, как удачно ему удаются описания местности и интересные, ничем не затуманенные размышления главного героя. Нетипичным для данной работы является и сам главный герой — философ Томас Олни. Автор не ошибся в выборе центрального персонаж для своего произведения. Подобранный им образ приходится к месту и не кажется лишним или же вовсе притянутым за уши.

Безусловным коньком рассказа является атмосфера. Автору удалось блестяще перенести на бумагу своё видение и представление ситуации и происходящих событий. Читая, ты невольно веришь в реальность всего происходящего, словно в окно смотришь. До такой степени правдоподобно написан «Таинственный дом в туманном поднебесье».

Новелла пропитана некой скрытой магией, недоступной зашоренному взгляду большинства обывателей, плотный занавес которой сумел прорвать главный герой. Вместе с Томасом Олни мы соприкасаемся с природой волшебного, загадочного и прекрасного таинства, тщательно укрывавшегося от взглядов многих, но только не философа, дерзнувшего добиться успеха в поистине тяжелейшем мероприятии. Рассказ с лёгким флером романтики, так несвойственной большинству произведений Лавкрафта, но невероятно точно подходящий под стилистику данного произведения. Окунувшись в лёгкую и чрезвычайно притягательную атмосферу новеллы, я, как мне кажется, сумел отчасти понять скрытый смысл, вложенный Лавкрафтом в это неоднозначное произведение: удивительное и чудесное всегда рядом с нами, нужно лишь посильнее распахнуть свой взгляд, открыть душу и протянуть руку и тогда мы сумеем увидеть много прекрасного, на что не обращаем почти никакого внимания в своих каждодневных заботах. Полагаю маэстро жанра завуалированно намекал нам на то, что никогда, ни при каких условиях ненужно быть чёрствым и поддаваться веяниям безликой толпы. Что ж, отчасти Лавкрафту это удалось сделать, за что уже в который раз хочется сказать ему большое и искреннее СПАСИБО.

«Таинственный дом в туманном поднебесье» можно и нужно читать как поклонникам творчества небезызвестного Говарда Лавкрафта, так и обычным любителям красивых историй, на вроде той, что предоставил на всеобщее обозрение писатель. Здесь есть чему поучиться и что взять за основу. Данный рассказ заставляет задуматься о многих вещах, в том числе и о таких, как смысл жизни и собственная цель в жизни, вкупе с путями её достижения. «Таинственный дом в туманном поднебесье» можно смело назвать одним из эталонов жанра.

И самое последнее: дамы и господа, чудеса всегда обитают неподалёку от нас. Просто нужно по-настоящему хотеть и стремиться их увидеть, и они обязательно откроются нашему взору. Помните и не забывайте об этом. Жизнь прекраснее, чем порой кажется нам. В ней всегда есть место светлым моментам.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оставляет ощущение того, что мы прикоснулись... всего лишь прикоснулись к чему-то чудесному и невероятному, чему-то такому, что наш разум не способен представить...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из рассказов Лавкрафта мне больше нравятся не ужасы, описывающие древних богов, а именно вот такие произведения, где автор намекает нам на какие-то скрытые тайны, где читателю удается краем глаза посмотреть на нечто загадочное. Вот и в этом рассказе совсем мало действия, но его атмосфера производит сильное впечатление. Написан рассказ очень красиво и романтично. Ну а я, наконец, узнал, откуда Райт взял идею стражей Эвернесса.:wink:

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не ужасы и не мистика, что обычно преобладает в творчестве автора, а сказка о том, что рядом с нами существует, нечто волшебное и таинственное, не доступное для взгляда обыкновенного обывателя.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда казалось, что Лавкрафт — это, в первую очередь, наследник европейской готической традиции. Разумеется, готика Лавкрафта совсем не такая, как у его предшественников (и даже современников: сравните творчество нашего героя с рассказами писавшего примерно тогда же британца Эдварда Фредерика Бесона), но это тема для отдельного, интересного и длинного разговора.

Но при более внимательном знакомстве с автором открывается большее: в «Таинственный дом в туманном поднебесье» слышен уже не только готический скрип половиц, но и несущаяся от земли к небесам (или от небес к земле?) песнь романтизма Гофмана и Одоевского. Сказка, как туман, укутывает действительность, и воздух начинает пахнуть иными мирами — ощущение совершенно непознаваемое, но при том знакомое, думаю, почти каждому из нас.

В этом волшебном тумане нет ничего по-настоящему страшного (хотя поначалу я действительно не знал, куда пойдёт история Томаса Олни дальше, к сказке или кошмару), поэтому любителям щекочущего нервы Лавкрафта «Таинственный дом» может прийтись не по вкусу. Призываю их хотя бы оценить удивительную для этого автора чистоту языка, которая безусловно отличает этот рассказ от большинства других произведений, написанных Лавкрафтом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Странный дом в тумане на вершине горы» (какое, однако, тяжеловесное название, всё-таки «Загадочный дом на туманном утёсе» нравится мне больше) – произведение мягкое, лиричное, с очарованием слов и густой философской сутью. Но с классификацией его я совсем потерялся. Тут, на ФантЛабе, рассказ не причислен ни к одному из циклов, хотя в нём явно звучит и «Мир снов» – и стилем он созвучен, и легендарные места типа Кадата и Ултара упоминаются. Однако это не мир снов, а наша реальность, а в ней – места из «Мифа Ктулху» (Аркхем, Мискатоник, и т.д.), да и Древние боги упоминаются; так что уж в этом таинственном доме, попасть в который возможно только с воздуху, мне мерещилось нечто из именно монстрологии Ктулху. И Древние боги появились… Только это были Греческие Боги, что меня лично сбило напрочь… Ну да ладно, видимо, автор того хотел. Однако я был прямо-таки огорчен отсутствием фирменных авторских монстров, которых я так ждал. А с другой стороны, было бы это так страшно? Всё-таки атмосфера мира сна, что есть тут, она ведь другого толка, других эмоций, она не вызывает тех эмоций что в рассказах автора из «Мифов Ктулху», и значит есть резон заселить этот рассказ нереидами и тритонами, под стать тому возвышенному и прекрасному, под стать философской вышине рассказа. Хоть и ощущения в конце тут всё-таки иные, чем в рассказах из цикла сна – там всё заканчивается с лёгкой тревогой, потерей покоя душой, что соприкоснулась с прекрасным и таинственным. Здесь же всё наоборот, и герой, вернувшись из таинственного поднебесья, возвращается спокойным, и полузабытый мир его сокрытых скитаний больше не тревожит и не манит его. Да и старожилы, слышащие усиливающийся зов таинственного дома, бояться за молодежь, именно за то, что вернувшись оттуда, они тоже станут безвольными, лишёнными стремлений. И в этом я вижу главный посыл рассказа – в том, что достигнуть искомого, достигнуть мечты, как сделал это Олни, поднявшись к дому на недоступном отвесном утёсе, иногда хуже, чем не достигнуть её, ибо, если б все достигли оного, мир бы зачах… А ещё – согласитесь – как прекрасно автор выписал город, каким выпуклым и реальным он вышел со своими улицами и суевериями, со своими чудаками типа Жуткого Старца и со своей атмосферой. И это тоже та вещь, что прибавляет для меня любви к рассказу.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадоксальным образом напомнил мне Крапивина. У того тоже всё про это: не пожранный ещё рутиной романтик находит какую-нибудь заброшку, затаивает дыхание и там встречает... что-то. И повернуло тут всё в красивую сказку, но верно и обратное – у Крапивина много таких мест, где лавкрафтовкий ужас прямо БЛИЗКО. Типа мёртвого лётчика, влетающего на лоджию.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда волны играют у берега сонного моря,

Когда ветры танцуют для мира, танцуют на солнце под музыку волн,

В Песню Тайны сложатся Вселенских туманов просторы,

И споёт эту песню на вечность поставленный дом.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чем секрет странного и одинокого дома на холме? У нас есть жуткая обстановка, дом на скалах за Кингспортом. Никто не помнит когда он был построен. Даже Ужасный Старик. Единственное, что они знают, это то, что там кто-то есть, так как в тумане появляются огни. Идея таинственного дома с привидениями или жуткого дома на вершине холма заинтриговала меня. Путешествие, ожидания и потенциал были огромными, однако эта короткая история оказалась не такой страшной, как я ожидала. Но, безусловно, это жутко и есть несколько очень хороших моментов, которые вызовут у вас мурашки по коже, но не более того. История оказалась плоской.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прикосновение к тайне мира до нашей эры.Всего лишь прикосновение и всё... Что-то напоминает царство эльфов -отдельное недоступное. Очень загадочно написано.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ от которого много ожидаешь, но мало получаешь. Всё на чинается с загадочного путешествия в таинственный дом, во все стороны сыпятся фразы о зловещих последствиях этого восхождения для ГГ. Но потом вся интрига сворачивается в миленькую сказку с лёгким философским напылением. И читатель ощущает, что автор ему здорово натянул нос.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как утверждает известная поговорка, любопытство до добра не доведет. Ее истинность проверил на себе философ Томас Олни, рискнувший разузнать, кто именно живет в загадочном Доме-на-утесе, что высоко вознесся в небо над Кингспортом. Когда смельчак наконец-то вернулся назад после беспокойной ночи, поднявшей на ноги почти весь город, его было уже не узнать: из молодого и энергичного человека он превратился в инертную развалину, не интересовавшуюся уже практически ничем...

Как ни странно, но это не «ужастик», а в крайнем случае легкий саспенс — да и то лишь до середины. Ровно до тех пор, пока философ не достигает своей цели, чтобы убедиться в бесполезности своего путешествия. Дальше начинается что-то типа античной сказки про безумно-веселые ночи на Олимпе. Древние греки явно не смущались своих богов и иногда даже пировали с ними вместе за одним столом. Нечто подобное испытал и герой данной истории. И вся последующая жизнь на Земле показалась ему ужасно-скучной и безрадостной. Стоило ли тогда тратить столько усилий, разыскивая дорогу к неприступному жилищу? Любопытство — не порок, но и пользу оно приносит крайне редко. Недаром, ведь, говорят, что тайное должно по-прежнему оставаться тайным.

Самое забавное, что даже Страшный Старик, пугавший читателя в одноименном рассказе, в этом произведении играет противоположную роль, выступая в качестве источника информации и советчика. Несмотря на собственную «крутизну», сам бы он лично на утес не полез. Вот те на... А может он там уже когда-то побывал? И сразу после этого превратился в того нелюдимого и беспощадного монстра, которого начали сторониться все горожане. Тогда выходит, что монстрами нас делают не люди, а обстоятельства, с которыми мы не можем примириться. Наверно, именно в этом и состоит мораль сей истории.

-----------

РЕЗЮМЕ: история, подтверждающая известное правило — во многом знании скрываются многие печали. А, может, герою просто нужно было не возвращаться, а навсегда остаться в этом доме?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень атмосферный, таинственный, наполненный фольклорным загадками, теми историями о «страшном, загадочном доме», которые часто пугают в детстве. Лавкрафт превосходно сталкивает нас неопознанным чувством незнания, непонимания, а отсюда и определенного вида страха.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Телесная оболочка героя вернулась, но душа похоже осталась в доме. И это резко усилило его энергетику. По крайней мере я так понял. Идея хорошая, но реализована на мой взгляд не очень.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх