Г. Ф. Лавкрафт «Зов Ктулху»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ) | Мировой океан, моря )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
После страшного землетрясения пробуждаются от вековечного сна приближенные великого Ктулху. Да и сам Властитель древности поднимается на поверхность вод вместе со своим обиталищем – мрачным городом Р’лайх. Тонко чувствующие перестают спать, художники пишут невероятное, слабые сходят с ума... «В своем доме в Р’лайх мертвый Ктулху проснется в назначенный час» поют последователи древнего культа, принося человеческие жертвы...
Ктулху уходит на дно и снова погружается в сон, но надолго ли?..
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Cthulhu and the Coeds or Kids & Squids», 2000 г.
— журнал «Weird Tales, February 1928», 1928 г.
— антологию «Beware After Dark!: The Worlds Most Stupendous Tales of Mystery, Horror, Thrills and Terror», 1929 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— сборник «The Lurking Fear and Other Stories», 1947 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «The Ancient Mysteries Reader: Strange Stories of the Unknown & The Unsolved», 1975 г.
— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— журнал «Weird Tales, Summer 1991», 1991 г.
— антологию «Жители ада», 1993 г.
— антологию «The 13 Best Horror Stories of All Time», 2002 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.
— антологию «American Supernatural Tales», 2007 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.
— антологию «Вусцішны пакой», 2013 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.
Экранизации:
— «Зов Ктулху» / «The Call of Cthulhu» 2005, США, реж: Эндрю Лиман
- /языки:
- русский (78), английский (38), украинский (3), белорусский (2), польский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (114), периодика (3), аудиокниги (4)
- /перевод:
- А. Агеев (2), П. Донов (2), В. Злочевский (1), О. Колесников (9), Л. Кузнецов (3), П. Лебедев (1), С. Лихачёва (13), Е. Любимова (36), О. Малая (1), Д. Семенова (1), В. Эрлихман (1), А. Яремчук (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
skela2982, 12 мая 2023 г.
Во второй раз взялся прочитать всего Лавкрафта. Купил 5ти томник Иностранки, серия «Большие книги», и приступил к делу. И начал именно с «Зов Ктулху». Последний раз читал его лет 10 назад, или даже больше. И конечно, он уже не произвел такого впечатления как в первый раз, когда я только знакомился с созданной автором вселенной. Тогда все было откровением, до этого я не читал ничего подобного, фантазия автора просто покорила меня.
Ближе к делу. Рассказ, для фаната автора, отличный. Атмосфера шикарная — мрачная, гнетущая, самое то, для любителей. Описания вселенского ужаса, ритуалов и верований культистов, мрачных древних артефактов из дочеловеческих времён, и другая подобная вкуснятина присутствует в изобилии. Фактически из этого и состоит весь рассказ. И вот тут-то и кроется небольшой, для меня, недостаток, на который я не обратил внимание при первом прочтении, возможно из-за того, что ещё не был таким искушённым читателем, или вселенная автора тогда настолько впечатлила меня, что за лесом, я не заметил деревьев. Речь о рассказанной истории, ее фактически нет, как и во многих других произведениях автора, не за это любят его творчество. Но здесь, уже при повторном прочтении, она показалась мне уж совсем куцей. Рассказ полностью состоит из чтения/пересказа дневников, газетных вырезок, свидетельств очевидцев, а также в гораздо меньшей мере мыслей и страхов рассказчика по поводу всего этого. Вот не хватило мне истории и сюжета в этот раз, хоть убей. Следом прочитал рассказ «Дагон», который раз в пять меньше, и там сюжета, вот ровно столько же, да они и похожи, если отбросить всю шелуху.
Мне очень нравится, то что создал автор, его вселенная просто завораживает, мне нравится его суховатый, немного старомодный стиль изложения, повторюсь, атмосфера почти всех рассказов шикарная, гнетущая и мрачная, всё как я люблю, и мне нравится то место, которое отводится человеку и человечеству в творчестве автора, это место далеко от центрального... очень далеко...вот совсем...просто никчёмный побочный продукт творцов...
Нортон Коммандер, 15 марта 2023 г.
Пишу этот отзыв 15 марта, в годовщину смерти Говарда Лавкрафта. По случайности именно сегодня я прочитал самый известный его рассказ «Зов Ктулху». (Мистика!)
Только несколько дней назад начал читать сборник рассказов Лавкрафта и, собственно, вообще впервые познакомился с его творчеством. Жанр хоррор никогда меня особенно не интересовал — не люблю мистику, и ужасы меня не очень пугают и привлекают — поэтому и обходил этого автора стороной. Познакомиться же с его творчеством меня побудило то, что, судя по отзывам, большинство его сюжетов имеют в своей основе хоть и сверхъестественные, но материалистические идеи. И действительно, прочитав некоторое количество его рассказов, не трудно согласиться с тем, что их можно расценивать как научную фантастику. Лавкрафт писал о феноменах человеческой психики (сновидениях и безумии), о генетических мутациях и деградациях, об извращённых религиозных культах, об ужасных скрытых в подземелье древних существах и о не менее ужасных пришельцах из космических глубин. И если взглянуть на произведения Лавкрафта как на научную фантастику, то они смотрятся вполне оригинальными и необычными.
У Лавкрафта своеобразная манера изложения — рассказ о событиях практически без диалогов, но с подробными описаниями. И если у других авторов такой стиль смотрелся бы провальным, Лавкрафту, напротив, удаётся держать интерес и атмосферу.
Даже те, кто не читал Лавкрафта, слышал про Ктулху, так как этот его монстр стал элементом массовой культуры.
В данном рассказе автор собрал многие излюбленные элементы своего творчества — необычные сновидения, невообразимо древние культы, невероятно ужасные существа. Действие в рассказе происходит в Америке, Европе, Океании, на суше и на море. Герои — учёные, люди искусства и полицейские. События ужасают и достигают планетарного масштаба. Г.Ф.Лавкрафт — действительно талантливый писатель.
Ladynelly, 13 февраля 2023 г.
Наверное это самый известный и самый скучный рассказ из прочитанных мной...
Честно скажу, читала его по диагонали, не испытывая абсолютно никаких эмоций, кроме скуки. Стиль изложения — сухой академический, сам рассказ мог бы быть раза в два короче.
В этот раз видимо для разнообразия Ктулху описан достаточно конкретно, но все равно не вызывает особого ужаса.
Сплошное разочарование.
artem-sailer, 2 августа 2022 г.
Легендарное произведение, хотя по сегодняшним меркам и не кажется таким уж ужасным. Каждый найдёт в рассказе что-то своё, привлекающее. Подобно страшному существу, имя которого вслух произносить нельзя, Лавкрафт зазывает читателя в сплетения сюжета, завораживает цепкими липкими узорами текста.
Мне же по душе пришлась главная идея этого произведения — потусторонний ужас, трепет перед непознаваемой и обезоруживающей тайной бытия, которая древнее человека, древнее всего живого на Земле, возможно, древнее самой Земли. Принципиальная невозможность познать эту леденящую душу тайну, и перед ней человек абсолютно беззащитен. Пожалуй, в этом и состоит главное достоинство данного рассказа, да и, наверное, всего творчества Лавкрафта.
bobchik.ghost, 3 мая 2021 г.
Занятный рассказ. Опять же читал его в иллюстрациями Баранже, что позволяло видеть картинку происходящего. Читал этот рассказ, а в голове возникал ассоциации с другими произведениями — например разгром шабаша культистов, — это и «Секретный фарватер» Платова, с «грохотом индейских барабанов и светящейся дорожкой на воде», и игра Бладрейн, где действие тоже происходит в Луизиане, тоже культ вуду, только вызываемый монстр другой, «Апокалипсис сегодня» когда бойцы приплыли к вотчине сумасшедшего полковника... ну а приключения на море, — как тут не вспомнить Бермудский треугольник, Летучего голландца опять же, и капитана Дейви Джонса из фильма ПКМ с щупальцами на харе... Чтож ГЛ — был одним из первопроходцев в данном жанре, и поэтому стоит отдать ему должное.
Сам Ктулху, как божество, показался не сильно грозным, но его инопланетное происхождение описано хорошо, в том числе и приключения моряков в его обители. А учитывая продолжение в Хребтах Безумия, даже возникает вопрос легитимности данного статуса). Не понял правда, почему город ушёл обратно под воду, вроде повторного землятресения не было, так что наверное через годик перечитаю/полюбуюсь на иллюстрации, авось разберусь...
i_am_sansanich, 18 декабря 2020 г.
Охренеть!!!
Таких впечатлений я не получал со времён первой, прочтённой мною книги.
Взявшись читать произведение давно ушедших дней, я рассчитывал на ощущения, описанные многими коллегами, о «безужасном» ужасе. И, наверное, именно такое мнение о «Зове» сложилось у меня много лет назад в далёких 90-х прошлого века, поскольку, помню я лишь факт прочтения рассказа и ни чего более. Но вся соль данного произведения в том, что знакомиться с ним следует только набравшись определённого опыта прочтения более современного фэнтези. Нет, нет, вы не ослышались, именно фэнтези, а не хоррора. Только после этого оно способно произвести эффект разорвавшейся бомбы, а понимание истоков творчества современных авторов становится настолько явным, что душа начинает петь от собственной прозорливости. С той лишь разницей, что начинаешь видеть не будущее, а прошлое. В пару десятков страниц автору удалось поместить:
— тихоокеанскую «Атлантиду» с «тёмными» атлантами (знаете, как в современном фэнтези, тёмные эльфы);
— прообраз Терминатора, воссоединяющегося в свою первоначальную форму из разметавшихся клочьев;
— описание сущностей, способных изменять законы природы (помните как у Сандерсона — Сзет — Убийца в Белом);
— телепатическую связь с вмешательством в чужие сны;
— и, конечно же, воспетый временем феномен «Тёмного Властелина», ждущего своего часа...
Да, по началу, я тоже думал, что вряд ли дочитаю сей «сухой» текст до конца, но по мере продвижения, я понял, что именно такая, «хронологичная», манера повествования и стала здесь самой уместной.
Не могу оставить без внимания главных героев рассказа. Да психологии мало, может даже совсем нет. Но блин! Ведь большинство из нас именно такие, чем можем заслуженно гордиться, — с необузданной страстью к неведомому, тайному и т.д. А это, согласитесь, может затмить многие недостатки.
В завершение, отвечу на вопрос, терзающий некоторых читателей, «Почему никто из персонажей не уничтожил записи о происшедшем, дабы уберечь будущие поколения?» Всему виной — ЗОВ КТУЛХУ.
URRRiy, 9 ноября 2020 г.
Записи таинственно умершего ученого — антрополога попали в руки наследника — внучатого племянника. А дальше — полный Ктулху фхтагн. С полицейским расследованием похищения поселенцев из отдаленных уголков окрестностей Нового Орлеана (ох, неспроста «Катрина» ударила, неспроста!), фигурками того, что с крыльями, но не птица, в чешуе, но не рыба и пр., свидетельством полубезумного норвежского моряка, единственного уцелевшего из экипажа своей яхты, а также потоком сумасшествий во всех уголках мира с момента пробуждения тех, кто спит, но проснется.
Для своего времени написано очень даже неплохо, а по стилю весьма сходно с хоррорными вещами Роберта Говарда, который творчество Лавкрафта весьма ценил.
Считается основополагающим произведением о злой всемогущей неземной силе, «которая и не снилась нашим мудрецам, а когда приснилась, те перестали быть мудрецами и вообще». Однако все же текст на любителя, пусть и грамотно изложен.
На мой взгляд, Говард нагнетает ужас более интенсивно, да и яркость событий у него лучше. Тем не менее, труды автора до сих пор находят своего читателя, значит, есть что-то в его идеях.
Vadimnet, 6 октября 2020 г.
Классика жанра, создавшая кучу подражателей и целое направление в фантастической литературе. Большинство книг ужасов, которыми восхищаются сейчас, списаны с Лавкрафта. Как родоначальнику жанра ставлю твёрдую 9.
Walles, 24 марта 2020 г.
Читать этот рассказ в иллюстрированной книжке (только что вышла в большом формате в «Азбуке» с рисунками Francois Baranger и которую я вчера вечером получил из интернет-магазина) оказалось совсем другое дело. Оригинальный текст Лавкрафта идет очень плотно, с обильной фактологией — чего стоит хотя бы статейка из «Сиднейского вестника», где в нескольких абзацах фигурируют сразу три судна и три разных маршрута, в результате чего рассказ выглядит слишком конспектированным. А вот замечательные рисунки Баранже позволяют снизить скорость чтения и отвлечься на ранее незамеченные детали. Особенно ему удались картинки с мечущимся в волнах «Сигналом» на пороге к кривой гробнице Р'льеха и начальная, где изображен дед-профессор, видимо, за минуту до того, как он рухнет как подкошенный...
О самом тексте говорить бессмысленно, все уже сказано многократно. Но бросается в глаза «благовейное величие этого сочащейся влагой Вавилона» и там же соседствуют «невыносимый смрад» и «внизу, мерзкий, хлюпающий звук». Вот в этом ГФЛ был большой спец — соединить воедино нечто отвратительное и пленяющее.
Salafan, 17 декабря 2019 г.
И снова здравствуйте, дорогие читатели. Перед началом самой рецензии, хотелось-бы начать с небольшой предыстории.
Своё знакомство с творчеством Лавкрафта я начал ещё с иллюстрированной энциклопедии-бестиария по вселенной ужасов. Как вы уже знаете – бестиарий произвёл на меня сильное впечатление и пройти мимо остального творчества я не мог. И именно так мой выбор пал на повесть «Зов Ктулху»(изданной в серии «Black and White»).
Сюжет я пересказывать не буду, т.к повесть довольно маленькая, да и дело это ненужное и неблагодарное. Скажу лишь, что произведение представляет собой описание событий, представленных в записях профессора. Если вы ждёте лихо закрученного сюжета и экшона (возможно), то его тут практически нет. Но тем не менее история крайне интересная, порой приходится буквально отдирать себя от книги и идти на боковую перед рабочей сменой.
«В своем чертоге в Р'льехе мертвый Ктулху грезит и ждёт».
Также отмечу, что стиль мне показался тяжелым, в виду слога автора. Он предельно тернистый, из-за чего приходилось порой перечитывать некоторые либо абзацы, либо предложения чтобы вникнуть в суть происходящего. Но думается, что это никакой не минус, просто надо привыкнуть к стилю.
Что же касается иллюстраций в этом издании, то они в целом хороши. НО! То что мне действительно не понравилось — это видение художника на образ Ктулху. Получился он больше похожим на зомби что ли. То ли дело Ктулху из вышеупомянутой энциклопедии!
«Ктулху фхтагн».
Что могу сказать в итоге...знакомство с творчеством Лавкрафта- прошло на УРА! Повесть получилась захватывающей, с тяжелым слогом и достаточно жуткой.
P.S В тексте рецензии использованы цитаты из повести «Зов Ктулху».
Шербетун, 18 сентября 2019 г.
Фантасмагорические сны сознания.
В данном сборнике представлены три произведения Лавкрафта: неподражаемый «Зов Ктулху», потусторонний «Шепчущий из тьмы» и навевающие ужас «Хребты безумия». Стоит лишь немного отпустить свою фантазию, читая эту книгу, и полное погружение в сверхъестественный мир древних существ и инопланетных монстров обеспечено. Эти произведения созданы, чтобы щекотать нервы, ведь чувства тревоги и напряжения держат читающего в своих цепких лапках до последнего абзаца.
Обожаю лавкрафтианский хоррор, поглощающий в свою темную пучину, отдающий откровенной дьявольщинкой, зазывающий в свои небывалые вселенные и моментально окутывающий щупальцами сознание. Вот вроде ничего такого страшного не описывает Лавкрафт, но поражает то, как он мастерски создает атмосферу присутствия рядом с героем чего-то непостижимого, древнего и ужасающего. Химеры миров Ктулху — это воплощение вселенского зла, часто невидимого, но оставляющего за собой потёки слизи и сладкий аромат безумия. И жуть накрывает от одного осознания, что вот-вот что-то случится кошмарное, что великий неизбывный ужас уже рядом нужно только обернуться и он схватит тебя, вопьется клыками в твою шею, сведет с ума, изымет твое сознание и превратит тело в искусно сделанную покорную куклу…
Orion-Seregil, 28 августа 2019 г.
Весьма необычное произведение! Эдакая зарисовка к возможному пробуждению эпичного жреца Ктулху. Автор исподволь вводит нас в историю появления на земле легендарного осьминогоголового монстра, сообщает о его предназначении, о предстоящем пробуждении и тысячах адептов по всему миру, вершащих свои кровавые и фантасмагоричные обряды.
События, описанные в рассказе, лишь послужили отголоском краткого мига появления легкого образа Ктулху, а последствия уже потрясают.
Такими темпами стану заядлым поклонником Ктулху!
trohadan, 10 июля 2019 г.
Очень неровное, но интересное повествование. Сегодня такими ужасами не удивишь. Да и в целом ничего выдающегося в произведении нет. Но хотя то, что оно стало базой для направления литературы, хороший повод с ним ознакомиться.
strannik102, 2 мая 2019 г.
Лавкрафтофилия и Ктулхумания
Совсем небольшой рассказ (и уж тем более никак не повесть). А вот поди ж ты, из этого коротенького и, в общем-то, незамысловатого текста выросли потом целые ктулховские миры и образовались целые лавкрафтовские пространства. Сразу на ум пришло ленинское изречении «Электрон так же не исчерпаем как и атом, природа бесконечна» — в нашей материалистически-философской аналогии электроном конечно же служит рассказ «Зов Ктулху».
Не могу теперь вспомнить, что именно я когда-то читал от Лавкрафта, но точно, что что-то читал. И точно понимаю, что у Лавкрафта совершенно отчётливо выраженный авторский стиль. Который задал тон всей остальной литературе подобного рода. Хотя вот нечто подобное встречал в повестях и рассказах Роберта Говарда (от которого у меня четырёхтомник). Впрочем, в случае Говард-Лавкрафт возможно имело место взаимное влияние.
Если непосредственно о самом рассказе, то да, написано в целом впечатляюще, но меня на дальнейшее знакомство с Лавкрафтом рассказ не вдохновил — опять-таки, как-то Роберт Говард мне ближе. Однако галочку я себе поставил — (типа вырезанной на скамеечке надписи «Я тут был. Strannik»)
god54, 10 апреля 2019 г.
Мне очень понравилась идея рассказа, его фантастическая составляющая: пришедший со звёзд и спящий до благоприятного сочетания Земли и звёзд. А всё остальное, это набор страшных слов, которыми автор старается запугать читателя. А так, как ужастики на меня не действуют, то не раскрытая основная линия заставляет самому искать ответы на все вопросы, поставленные автором. А этого я ой, как не люблю делать, додумывать за других.