fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Крысы в стенах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
1225
Моя оценка:
-

подробнее

Крысы в стенах

The Rats in the Walls

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 127
Аннотация:

Наследник древнего рода Де ла Пор возвращается в много лет заброшенную семейную усадьбу. В этом месте много лет назад произошло ужасное преступление. Прямой предок главного героя по неизвестной причине убил всю семью. А среди жителей окрестных деревень и по сей день живёт необъяснимая неприязнь к древнему роду.

Входит в:

— журнал «Weird Tales, March 1924», 1924 г.

— журнал «Weird Tales, June 1930», 1930 г.

— антологию «Switch on the Light», 1931 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Sleep No More: Twenty Masterpieces of Horror for the Connoisseur», 1944 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.

— журнал «Rex Stout Mystery Magazine (No. 3, February 1946)», 1946 г.

— антологию «Cuentos de terror», 1963 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.

— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.

— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.

— антологию «House Shudders», 1987 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «Граф Магнус», 1991 г.

— антологию «Haunted Houses: The Greatest Stories», 1997 г.

— антологию «Weird Tales: Seven Decades of Terror», 1997 г.

— антологию «My Favorite Horror Story», 2000 г.

— журнал «Weird Tales, Summer 2000», 2000 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.


Экранизации:

«Книга мертвых» / «Necronomicon» 1993, Франция, США, реж: Кристоф Ганс, Сюскэ Канэко, Брайан Юзна



Похожие произведения:

 

 


Граф Магнус
1993 г.
В склепе
1993 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Голова Медузы
2018 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Мифы Ктулху
2022 г.
Крысы в стенах
2023 г.
Тень над Иннсмутом
2023 г.
Шепчущий во тьме
2023 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» March 1924
1924 г.
(английский)
«Weird Tales» June 1930
1930 г.
(английский)
Rex Stout Mystery Magazine (No. 3, February 1946)
1946 г.
(английский)
Weird Tales» Summer 2000
2000 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Всё, что в тебе есть
2015 г.
«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.
Крысы в стенах
2019 г.

Электронные издания:

Голоси в темній кімнаті
2021 г.
(украинский)

Издания на иностранных языках:

Switch on the Light
1931 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Sleep No More
1944 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
Cuentos de terror
1963 г.
(испанский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
The Haunter of the Dark and Other Tales of Terror
1974 г.
(английский)
The Best Ghost Stories
1977 г.
(английский)
A Treasury of Modern Fantasy
1981 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
65 Great Spine Chillers
1985 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
House Shudders
1987 г.
(английский)
Masters of Fantasy
1992 г.
(английский)
Le case del brivido
1995 г.
(итальянский)
Weird Tales: Seven Decades of Terror
1997 г.
(английский)
L'abomination de Dunwich
1997 г.
(французский)
The Dark Descent
1997 г.
(английский)
The Annotated H. P. Lovecraft
1997 г.
(английский)
Haunted Houses: The Greatest Stories
1997 г.
(английский)
My Favorite Horror Story
2000 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
Le case del brivido
2002 г.
(итальянский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
Le case del brivido
2008 г.
(итальянский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто говорит мол не страшно и не достаточно интересно, прослушайте аудиокнигу ночью, в полной тишине — измените своё мнение. Вот вам ссылка: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=732646 (там не только «Крысы в стенах»)

Произведение это — настоящий шедевр мировой литературы, наравне с «Изгоем». Специально для тех людей, кто не понял концовку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Замок был построен на месте древнего капища, где люди приносились в жертву, а также пожирали друг друга. Крыс как таковых (материальных) не было, это были призрачные создания, которые довели главного героя до сумасшествия. Люди спустившиеся туда в это склеп, навлекли на себя древнее проклятие рода Де Ля Поеров, отсюда изменение в сознании главного героя и его омерзительный поступок. Кошки чувствуют потусторонние силы и тем самым, Нигерман пытался загрызть своего хозяина, потому что он на самом деле съел Нориса. Сон Де Ля Поера — был вещим...

Конечно каждый будет трактовать по своему (не исключено, что он тоже будет прав), но это самое близкое к правде рассказа.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крысы в стенах. Один из самых жутких и захватывающих рассказов Лавкрафта, из тех что я прочел. Развязка непредсказуемая и шокирующая, перечитал концовку раза три, чтобы ничего не упустить из виду. На мой вкус, это эталонный пример хоррор жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Особенно понравилось то, как автор вводит читателя в заблуждение на протяжении всего рассказа, а затем раскрывает весь ужас происходящего в последних строчках. Ведь на самом деле никаких крыс в стенах замка не было — это лишь аллегория, означающая для главного героя многовековой, потаенный в глубинах сознания голод каннибала.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафта отличает его перевод ужаса в дискретной пространство. В то время как мастера хоррора пространство размазывали туманами, сумерками, лесами, Лавкрафт даже историю помещает во временные пласты, которые, хоть и находятся на пути одной нисходящей в прошлое лестнице, но расположены на отдельных, четко различимых этажах. Кроме одного.

Переход в неизведанную древность происходит на одном уровне с той древней историей, которая уже известна человеку. Но даже переход в нее и первобытные синкретизм, сливающий историю человечества, историю рода, историю мира и тьму в самой тьме осуществляется столкновением с некоим новым пространством — пространством демонических крыс, пронизывающих нутро всего места и людей в нем.

Некоторые говорят, что крысы существовали только в воображении главного героя, а кошки слышали их как животные, способные ощущать присутствие потусторонних сил. Но тогда как объяснить ту историю, в которой сбежавшие однажды из опустевшего замка крысы пожирали все на своем пути, включая пару людей? Крысы должны быть реальными, иначе как они вселились в наследника рода Поэров? Этот род и стены — одно целое, а крысы — их нутро.

Лавкрафт радует разнообразием возможных вариантов вторжения древних и потусторонних существ в мир, знакомый человеку. Здесь происходит столкновение с нерасчлененные пространством, а в других Лавкрафт добавляет дополнительные измерения — это очень научный ужас, дискретный, ужас излишней человеческой определенности, содержание которой еще не постигнуто и вряд ли будет понято существами вроде людей.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из немногих, ранних рассказов Лавкрафта, не связанный напрямую с мифами Ктулху. Сама по себе идея родового замка построенного на месте немыслимо древнего языческого капища внушает подлинный ужас! Ну а дальше в дело вступает безупречное мастерство Говарда Филлипса Лавкрафта, который создал на основе этой идеи рассказ. Действие здесь развивается с обманчивой неторопливостью, порой даже нарочито медленно, почти психоделически. Свою лепту вносит и умелая подача сверхъестественного, череда ярких, гротескных образов возникающих в кошмарных снах главного героя. Добавьте ко всему этому насыщенную готичностью, наэлектризованную атмосферу, которая выписана в безупречной, неподражаемой манере Лавкрафта.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я решил «рискнуть»- почитать рассказ ночью, закутавшись в одеяло, с включенным ночником. Сразу после прочтения меня пронзил невероятный ужас: я представлял себе жуткие, бесчеловечные ритуалы и жертвоприношения, рисовал у себя в воображении страшный склеп, полный человеческих костей, а также думал (если,конечно, это слово уместно) о древнем, леденящем кровь проклятье, нахлынувшем на главного героя и его спутников.... У меня долго не получалось заснуть... Гениальная атмосфера и сюжет!!! +10

PS Ни за что не читайте «Крыс в стенах» ночью! Слабонервным тоже лучше не браться!

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

хорошо. Концовка нравится, особенно момент безумия, где вдруг невзначай упоминается Ньярлатхотеп.. Так и не ясно кто же сожрал того молодого человека — Де ла Поэр или крысы. А с котом, в принципе, ясно: если де ла Поэр обгрыз своего приятеля, как крыса, то Ниггерман пытался загрызть его как крысу. А предки главного героя, можно предположить, были приверженцами культа Древних...

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антураж не очень страшный. Страшно описание снов, снящихся главному герою. Страшно впечатление, создаваемое намёками но то, что творилось в замке тысячи и сотни лет назад. Здесь предлагается не чёткое описание тех событий, а некая база для додумывания самостоятельно тех ужасов.

«Крысы в стенах»-первый рассказ Лавкрафта, мной прочитанный, после чего возник интерес к его остальному творчеству.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что в рассказе Лавкрафта используются его известные лейтмотивы, как то: родовое поместье (в данном случае — замок), семейное проклятие и тема человеческого вырождения, которые так или иначе проходят красной нитью через большинство произведений автора, «Крысы в стенах» не стали вторичным его творением. Всё дело в том, что автор постоянно обманывает читателя, порционно давая ему предвкушать развязку, которая постоянно отодвигается и создаёт причудливый узор повествования, совмещённый с нетерпением проверить свои догадки. В конце концов, в рассказе появляется даже бог-демон Ньярлатотоеп и это ещё штрих к авторскому стилю Лавкрафта.

Но все догадки, выстроенные читателем рушатся в кульминационной сцене, которую, как мне кажется, большинство читателей прочитают несколько раз, чтобы насладиться вновь и вновь достигнутым эффектом шока, который Лавкрафт создал своими, на первый взгляд штамповыми приёмами.

Крысы в стенах огромного замка могут стать самыми страшными существами, поскольку сама мрачная атмосфера гигантских пространств сооружения будет превращать малейший шорох в жуткий шум. Оттого, как Лавкрафт умеет описывать готическо-мистическую составляющую своих историй мороз пробирает по коже. Поэтому по прочтении рассказа я стал чётче прислушиваться к звукам в своём доме. Может быть именно этот факт говорит о мастерстве Лавкрафта, умеющего поразительно точно создавать эффект присутствия и веры в происходящее на страницах своих произведений.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своих работах Лавкрафт оперирует страхом бездн. Эдгар По открыл миру бездну – чёрную и пугающую – внутри человека. Лавкрафт добавил к этому внешнюю бездну космоса, показав ужас, приходящий из этой бездны, попутно указав и место человека в космосе – ничтожное, бессильное перед бесконечностью космоса. Но кроме всего прочего Лавкрафт использует и ещё одну бездну – бездну прошлого. Прошлое у Лавкрафта столь же бездонно, столь же черно и столь же населено чудовищами. И дело тут не только в пропасти древних времен, о которой у человечества остались лишь смутные искажённые воспоминания. Он ловко смекнул, что даже частное и не такое уж древнее прошлое может пугать, что оно тоже может быть населено монстрами – и что если монстры имеют какое-то отношение к тебе, что если они в буквальном смысле одной с тобой крови? Вот тот ужас, которым автор умело манипулирует. И вот тот ужас, который мы видим и в этом рассказе. Здесь страх тоже не так уж и далёк, хотя корни его уходят глубоко-глубоко в прошлое. И здесь оно тоже имеет лёгкий мертвенный дух разложения, дух мерзости (но к чести сказать, не столь сильный, чтобы полностью превратиться из страшного в мерзкое). Кстати, тема деградации тоже возникает у автора нередко – и в этом я вижу ту оплеуху вселенского человеческого эгоизма, он уже не центр вселенной, созданный богом по образу и подобию своему, он, человек, сам способен вырождаться, терять облик, становясь чудовищем, животным… Даже благороднейшие из рода человеческого способны на такое. Эта мысль и сейчас вызывает холодную дрожь, представляю сколь кощунственной и страшной казалась она в самой заре 20-го века, когда нравы было гораздо более возвышенными… В этом всём я вижу соль рассказа. И это действительно пугает – как и картины, образы, что рисует автор (а он это умеет!).

Из минусов скажу, что рассказ не очень сильно запомнился после давнего первого прочтения (кроме самих, крыс, пожалуй, но тут достаточно увидеть название, чтобы их вспомнить). Как мне кажется, причина в том, что рассказ написан в такой довольно холодной манере, и темп его достаточно неспешный – не хватает его, чтобы захватить полностью. И уже от этого виден (выпирает) и авторский шаблон со старым фамильным домом, жуткой репутацией и неминуемым безумием с уничтожением «улик» в конце. Шаблон, который будто говорит, что нечто уже было – будто этот рассказ, это и «Наследство Пибоди», и «Артур Джермин» и много что ещё – а это не столько правда, сколько ощущение, ведь на самом деле даже в рамках этого шаблона тут много оригинального; но ощущение есть, и оно давит.

Кстати сказать, хоть тут в основном «действует» культ Кибелы (реально существовавший, но в пространстве рассказа тоже в каком-то смысле выродившийся, извращённый), но Ньярлатотеп со своими флейтистами тут упоминается тоже – не есть ли это формальный повод отнести рассказ к Мифам Ктулху?

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепен именно своим саспенсом. Очень умелым нагнетанием ужаса, как будто насосом черный-пречерный баллон накачивают в темном душном гараже:) Чуть ли не эталонный образец ужастика. Очень кинематографично к тому же. Все картины ярко возникают в воображении. И этот взрыв неистового безумия на самой последней странице. По-моему, не слабее некоторых страниц раннего Гоголя.

Прозвучали мнения, что рассказ типичен для ГФЛ. Помилуйте, это ведь одно из первых его произведений! Вот такими шедеврами канон и формировался. Все еще было впервые.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Лавкрафта все рассказы на одну и ту же тему. Согласитесь: почти в каждой книге Ктулху и его товарищи — Азатот, Ньярлатхотеп и др. Если б это наблюдалось у другого автора — многие бы прочитали 2-3 произведения и «поставили бы крест». Надоело бы. Но Лавкрафт исхитрялся почти каждый рассказ сделать нестандатным.

И вот снова: в «Крысах» старый друг Ньярлатхотеп! И начинается почти как «Наследство Пибоди». Вроде типично... А ведь интересно же! Не оторваться!

Старая тема в незнакомой оправе.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Крысы в стенах» читал еще в студенческие годы, курсе на втором, и недавно перечитал. Все-таки люблю я этот рассказ, несмотря на то, что это типичнейший, шаблонный ужастик Лавкрафта. Страшное наследство, древности, нечестивые ритуалы – все включено. Однако есть мелочи, лично для меня этот рассказ выделяющие. Первое – сон главного героя. Сны, видения и прочая психоделия у автора получаются на «отлично». Дело в том, что Лавкрафт, на мой взгляд, король описаний – придумывать необычных монстров, колдовские ритуалы, потусторонние миры у него получается куда как лучше, чем сюжеты рассказов. Возвращаясь ко сну – образ чудовища, пасущего жуткий скот и гибнущего вместе с ним, крайне необычен и вызывает какие-то смутные ассоциации с творчеством Эдгара По, как образ упадка и обреченности. И пусть дальше все получает «реалистичную» трактовку – картинка врезается в память надолго.

Ну, второе – это, конечно, няшный котик. Кошки, как древние противники злой магии – тема старая, но мне, как любителю кошек, было приятно читать про героическую зверушку.

Что касается «страшности» рассказа – здесь все стандартно для автора, если вам близок классический готический ужас с обязательными кошмарными снами, медленно наступающим безумием героя-рассказчика и, конечно, стереотипным проклятым поместьем в котором творится чертовщина – может пощекотать нервы. Суровые реалисты и любители кровищщщи идут мимо.

Итог: эталонный лавкрафтианский хоррор, очень типичный, но местами оригинальный.

Перечитал в рамках ознакомления с темой «10 любимых страшных рассказов».

Оценка произведению: 8 из 10 (хорошо).

Оценка «страшности»: 3 из 5 (пугает).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крысы в стенах. Очередной интригующий по завязке, короткий по содержанию и невыразительный по смыслу рассказ. Знаете, я могу много писать и отдавать дань уважения автору, его авторитету, его славе, и на фоне этого сказать, что рассказ очень страшный и пугающий, а Лавкрафт король этого самого жанра.

Но я так не скажу. Из множества вещей прочитанных мною, которые пугали меня больше всего, завораживали и не давали оторваться, были отнюдь не книги Лавкрафта. Можно сколько угодно вспоминать Кинга и Коэльо, об эмоциях которые я получал от даже самых коротких, но реально пугающих книг. Но в данном рассказе мне не хватило чего-то, именно это слово тут определяющее — нехватка, краткость — краткость самой кульминации, краткость интриги, которая быстро развеивается и предстает невнятной концовкой, где главный герой сам не понимает, куда все делось, и как он тут очутился.

Возможно, это хороший каркас для фильма, для радиопьессы(это было так давно), для комиксов, но сам первоисточник меня совсем не впечатлил. Да, автор дает пищу для ума, а для самого впечатлительного так просто вообще ураган событий, но для меня определяющим фактором всегда останется именно та составляющая, за которую ответственен сам автор, а не спец эффекты, которые будут показаны в фильме, или мелодии и звуки, которые заиграют в аудиоверсии и создадут атмосферу. Атмосферу должен задавать сам рассказ, сам первоисточник, а остальные должны подхватывать и передавать ее, преукрашая и трансформируя в ту или иную форму искусства.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наследник древнего рода решает возродить замок своих предков, но только при осмотре что-то гнетёт его. Странное место. А потом и странные сны, то звуки когтей за стенами, да и кошки ведут себя возбуждённо. Только погрузившись глубже и физически в подземелье и временно в историю, приходит понимание.

Очень визуально, хотя и крупными резкими, как будто несформированными, мазками, показано сумасшествие. Двусмысленность в причинах для каждого читателя. Были ли крысы и позовут ли главного героя они и дальше познать себя?

Рассказ о призраках, поселившихся глубоко и ждущих нужного момента.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, есть произведения, где до полного шедевра не хватает каких-то деталей, или присутствует некая недосказанность. Здесь все диаметрально противоположно. Длинная завязка, пустые и бесполезные детали, маленькие вкрапления — все это размывает густой мотив страха, добавляет в тёмное море блеклых капель. Но сократите рассказ и вы получите великий Лавкрафтовский коктейль, с кошмарной палитрой нечеловеческой жестокости, призрачных переполохов и необузданного страха неизвестности.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх