Г. Ф. Лавкрафт «Шепчущий во тьме»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Между Генри Экли и Албертом Уилмартом завязалась переписка. Экли информировал друга о существах, прилетевших с другой планеты, которые жили неподалеку от его фермы.
В Вермонте, Новая Англия, 3 ноября 1927 года случилось наводнение, последствия которого всколыхнули местные предания о жутких существах, живущих в здешних лесах уже очень давно. У преподавателя мискатоникского университета и местного жителя завязывается переписка, с каждым новым письмом наполняющаяся жуткими и пугающими подробностями относительно этих существ и их намерений. В конце концов, преподаватель приезжает в особняк своего друга с целью выяснить правду.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Spawn of Cthulhu», 1971 г.
— цикл «Король в Жёлтом» > Произведения, созданные другими авторами: > Антологии > антологию «The Hastur Cycle», 1993 г.
— журнал «Weird Tales, August 1931», 1931 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «Strange Signposts», 1966 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
Экранизации:
— «Шепчущий во тьме» / «The Whisperer in Darkness» 2011, США, реж: Шон Брэнни
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ликвидатор, 18 июля 2013 г.
А по моему все так называемые ужасы и кошмары — лишь плод невежественного ГГ, сознание которого затуманено догмами христианства. Пришельцы злобны и коварны, цель их похищать людей ради опытов. Ну так почему не похитили они Экли когда тот один ездил за собаками? Землю завоевать? Они на Земле со времён Седой Древности, и люди в большинстве своём о них и не подозревают. Не похожи они на нас? И что с того? Как верно замечает Экли: люди боятся того, что на них не похоже, и того, что не понимают. И внешний вид пришельцев не делает их ещё монстрами. ГГ подло заманили в ловушку? Да неужели?! Заманили, а потом не мешали спокойно из неё уйти (не спастись, а именно уйти)? Неубедительно.
Не так всё просто, ой не так. И пришельцы никакие не монстры-убийцы (зла они никому не причиняли, а ГГ просто отпустили), и Экли не похищали для опытов, но взяли в свои миры чтоб открыть тайны Вселенной, до которых невежественному роду человеческому как до Луны улитке. А ГГ так и остался себе невежественной улиткой на Земле.
Так понял я повесть Лавкрафта. Соглашаться с собой никого не заставляю.
Caspian, 18 сентября 2011 г.
«Шепчущий во тьме», пожалуй является самой удачной повестью автора после таких шедевральных работ как «Хребты безумия» и «История Чарльза Декстера Варда». Прежде всего поражает до глубины души сама идея произведения. Ведь в 30-х годах, помимо Лавкрафта мало кто осмеливался писать на подобные темы, да и, по правде говоря, такие сюжеты были скорее исключением из правил, чем нормой. Читатели(в большинстве своём) были попросту не готовы осмыслить и принять идеи писателя. Для них это было дикостью. Нынче совсем другое время, и родись Лавкрафт лет на 40-50 позже, то сейчас бы купался в лучах мировой славы наравне с другими признанными мастерами жанра — Дином Кунцем и Стивеном Кингом. Режиссёры и сценаристы, вероятнее всего, экранизировали бы произведением за произведением, да и, что самое главное, сам писатель, думаю, смог бы прожить значительно дольше, ведь тогда бы ему точно не пришлось себе ни в чём отказывать. Он смог бы жить, а не выживать, но, как известно, история не терпит сослагательных наклонений. Увы, на данный момент можно доподлинно точно сказать одно: в наше время не хватает таких невероятно талантливых и способных писателей, как Говард Филлипс Лавкрафт.
Что касается непосредственно самой повести, то хочется отметить стиль написания. Автор чуть отклонился от привычной манеры описания и не прогадал. «Шепчущий во тьме» получился весьма динамичным произведением, чего некоторым другим работам Лавкрафта, порой сильно не хватало. Здесь же мы видим совершенно иную ситуацию. Сюжет стоит на месте, а постоянно двигается вперёд, по спирали неизвестности, уводящей нас глубоко в дебри непроницаемого мрака и хтонического ужаса. Хтонический, пожалуй было одним из самых любимых слов писателя и при этом как нельзя лучше подходило под все описания. Помимо всего прочего, читая данное произведение я поймал себя на мысли, что я совершенно не обращаю внимания на героев, разве что немного на Генри Экли. Сюжет настолько увлёк меня, что я просто не мог позволить себе отвлечься на что-либо ещё. Он целиком и полностью захватил меня и я погрузился в него без остатка, полностью отрешившись от всего остального мира. Я ощущал все настроение и даже микро — оттенки атмосферы «Шепчущего во тьме», настолько правдиво и ярко написана повесть. Ошеломляющий эффект оказали на меня сами пришельцы. Блестящая задумка мэтра получила отменное и вполне логическое завершение. Одно слово Юггот чего стоит!
Концовка поразила меня. Не сам итог, ибо я подобный исход предполагал, однако не ожидал, что всё произойдёт именно таким образом. Браво, Лавкрафт! Ему в очередной раз удалось удивить читателя.
Подводя итог, следует сказать лишь одно: просто читайте. «Шепчущий во тьме» захватит вас с первой страницы и отпустит лишь с последним словом. Магия притяжения повести поистине сверхъестественная.
Массаракш, 13 декабря 2022 г.
Так и не понял, в какой момент начинать бояться. Уж так и сяк мэтр втолковывает: «тошнотворные», «омерзительные», «неописуемо чудовищные», но проникнуться не получилось. Ну, пришельцы, ну, копают чего-то там в горах, причём веками уже. Ну, молятся Чёрному Козлу (хотя странная религия для разумных крабогрибов). Ведут себя вполне корректно, захватывать Землю вроде не планируют, с излишне любопытными предпочитают договариваться. Не красавцы, да, но что уж тут поделаешь.
А весь ужас сводится к экзальтированному восприятию рассказчика. Увидит фотографию невнятных закорючек – становится дурно. Следы на дороге обнаружит – мутится сознание. Не учёный лет под шестьдесят, а тургеневская барышня какая-то, нежный цветок прерий. Лицо шофёра не понравилось – сразу глаза закатывает: «Мне вряд ли удастся сохранить рассудок». Так себе нагнетание, по правде сказать. Не верю.
Про удручающую логику действий учёных мужей здесь всё написали до меня. Тупой и ещё тупее.
Занятно, но если вычистить все эти обмороки пожилых мужчин при любом резком звуке, то смысл выходит немножко другой. Столетиями пришельцы тихонько живут на Земле, ковыряются в шахтах, никому не мешают. Докопавшихся до истины людей принимают в свой круг, возят в исследовательские круизы по времени и пространству. Этакое мирное незаметное сосуществование, а мы-то и не знаем.
Но писалось, конечно, ради «неописуемого ужаса, который невозможно передать словами». Не испытал. Не ладятся у меня отношения с лавкрафтовскими страшилками.
shaman13, 11 октября 2010 г.
Хм... Даже не знаю что сказать... Сейчас просто разрывают чувства. Еще, правда, не определился какие. В одно время кажется, что все это было и вправду, но в тот же час давит ощущение ирреальности, пластмассовости.
Рассказ во истину прекрасен. Прекрасен только не добром и сказочными феями, а темной угнетающей атмосферой и, естественно, чисто Лавкрафтовскими намеками на действия, а не описаниями оных. Вот что примечательно: Лавкрафт наочно показывает, что человек боится неведомого, неизвестности. Те же письма — он не подробно пересказывает их (за исключением некоторых), а просто говорит, что они поразили ГГ ужасностью. Читатель уже сам нафантазирует себе таких ужасов, которые испугали бы его.
Сначала в этом рассказе идет некая раскачка. Описание предыстории, переписки двух действующих лиц. Ближе к середине начинаются активные действия, за которыми наблюдать было на самом деле интересно. Развязка ошеломила. Под конец повествования темп нарастает, но не плавно, а как-то рывками. Вот что-то должно произойти, потом скачек уже за пределы того времени, о котором говорится. Дальше возврат назад. Все это замаскировано под «Мне сложно описать последующее, что со мной произошло, но я все же попробую.» Это тоже, скажу вам, нагоняет страху.
Сначала немного бесила наивность ГГ. Он надеется на лучшее, едет в гости к своему знакомому, хотя из всего ясно... даже не так. Все кричит о том, что это Подстава! Но это нам все понятно. Мы насмотрелись остросюжетных боевиков, ужастиков и прочей дребедени по ТВ, и когда нарастает не очень приятная музыка, мы знаем, что вот-вот из-за двери выскочит НЕЧТО и укусит кого-то за ЧТО-ТО... Но в то время (все таки 1931-й год) такого не было. Не было фильмов Хичкока и Спилберга, которые смогли бы научить не лезть в западню:gigi: Но потом я как-то привык, смирился с характером персонажа и принял его как есть.
Хотя, признаться, развязка у меня намечалась более грустная((( Но все вышло сравнительным Хеппи-Эндом.
Отличный рассказ, с которым стоит ознакомиться!
Гриф Рифт, 29 июня 2010 г.
Ну что можно сказать про этот умопомрачительный рассказ? Конечно присутствует некая атмосфера напряжённости до определённого момента, и всё ждёшь когда же Альберт Уилмарт — главный герой- не то что хотя бы предпримет какие-то разумные шаги к спасению своего друга по переписке-Генри Уэнтворта Эйкли, а хотя бы догадается что всё не просто так происходит. И в начале переписки Уилмарт имел полное право не поверить Эйкли, и принять все его рассказы про пришельцев за бред сумасшедшего, но когда у него в руках оказываются неопровержимые доказательства правоты слов своего друга, его бездействие никак, кроме как преступной халатностью не назовёшь. Описание пришельцев конечно оригинальные, идея просто замечательная, по крайней мере понятно на что могли ориентироваться писатели будущего поколения и кинематографисты. Вспоминается фильм «Марс атакует» — не знаю почему, но именно он крутиться в голове после прочтения. Но там по крайней мере люди смогли дать отпор, когда узнали о происходящем. А здесь? Сюжет и атмосфера потрясает конечно, но складывается такое впечатление что каждый фрагмент и рассказа и действие ГГ притянуты за уши. Другого сравнения я не могу придумать. А ведь сколько потом книг было написано и фильмов снято про вторжения инопланетян? Те же «Кукловоды» Р. Хайнлайна... Ещё менее понятна мотивация пришельцев, зачем людей посвящать во вселенские знания и раскрывать им секреты мироздания, если собираешься захватить планету? Не иначе как заманить некоторых людей для опытов над ними, и извлечения их знаний... Единственное почему можно закрыть глаза на все недостатки, так это за то что великий мэтр хоррора и ужаса подал блестящую идею будущему поколению, и сумел сохранить свою фирменную атмосферу в рассказе. Идея грибов -убийц просто шикарна! А концовка как всегда ошеломляет. пусть даже и на секунду, пусть даже если это было предсказуемо, но всё-таки это более чем интересно!:super:
avsergeev71, 11 сентября 2016 г.
Удивительное рядом, но оно запрещено.
---
Яркий пример того, что можно сделать из обычной швейной машинки Зингер, если за дело берется маэстро хоррора.
Казалось бы все в этом произведении против автора: банальный сюжет, бестолковые главные герои, предсказуемая концовка. С самых первых страниц сюжет приобретает вид добротного загородного шоссе с хорошим покрытием и минимальным количеством поворотов. О том, что сделает тот или иной персонаж, читателю становится известным задолго до этих действий — везде заботливо расставлены дорожные указатели. Хотя сами действия, как правило, весьма слабо мотивированы. Даже сам жанр произведения представляет собой какую-то странную смесь хоррора, научной фантастики, вестерна и политического детектива. В роли иностранной разведки выступает разведка инопланетная. Не хватает только ковбоев. Хотя перестрелки присутствуют.
Отдельные эпизоды вызывают столь сильное недоумение, что начинаешь думать, а не занимается ли автор откровенным стёбом. Например, когда один из главных героев раз за разом отражает нападение представителей высокоразвитой инопланетной цивилизации с помощью собак и карабина. Ну или когда другой главный герой вдруг начинает получать письма, напечатанные на пишущей машинке, и упорно не желает делать из этого правильные выводы. Вообще нелогичность поведения персонажей, изрядно удручающая с самого начала, под конец приобретает прямо таки клинические формы. Особенно в этом плане доставляет кульминация. Уж кажется и трехлетний ребенок начал бы подозревать, что чего-то пошло не так. Но нет: главный герой с простотой, граничащей с кретинизмом, продолжает упрямо лезть на рожон. И тот факт, что он в итоге все-же остается жив, вызывает лишь раздражение: таким недоумкам не место на этом свете.
И тем не менее, несмотря на все перечисленное, произведение мне в целом понравилось. Все спасает атмосфера. Знаменитая Лавкрафтовсая атмосфера. Автор каким-то особым, одному ему присущим способом, буквально погружает в повествование, заставляя участвовать, сопереживать и пугаться. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что все эти банальности, странности и нестыковки не так уж и мешают. И начинаешь играть по правилам, которые определил автор.
Рекомендуется всем любителям хоррор-лайта.
alex_kr, 16 марта 2008 г.
Как всегда, очень мрачно, гнетуще, страшно... Читаешь и видишь себя на месте героев в этой атмосфере ужаса. Все таки Лавкрафт — очень мрачный автор. В принципе, такой же мрачный, как и вся его жизнь... Ну и, как практически всегда, очень неожиданная концовка повести. Лавкрафт умел делать неожиданные повороты сюжета в конце своих произведений.
slesch, 13 сентября 2022 г.
Первое произведение Лавкрафта, которое не просто разочаровало, а даже выбесило. Абсолютно инертный, тупой, наивный и безвольный главный герой. Его дружбан по переписке такой же. Пришельцы такие же. Мотивацию их поступков проследить не удаётся, чего им вообще надо...
Scazochnic, 17 мая 2010 г.
Не знаю, лично меня с половины повести не покидало чувство, что главный герой тупит. Как всегда он не прописан, как всегда неживой, как всегда боится до дрожи в коленках и это толком не объясняется. Проще всего написать — содержимое письма было столь ужастно, что я не могу передать его содержимое... В тоже время чуть ли не до последней запятой цитировать остальные письма. Ну не верю я в абстрактный страх. Честное слово — такое ощущение, что мэтр просто не знает, что написать в письме, чтобы это было действительно страшно.
По поводу тупости.
Ну ясно же было, что приглашение в гости — подстава. Куча всего на это указывало. Но нет — герой настырно лезет головой в петлю. При этом крайне сомнительными выдятся объяснения автора, что типа все так и должно быть.
А пришельцы (которые кстати вот нигде кроме Земли не нашли необходимые им минералы!!! и которые улетают с ними в космос на крылышках!!! интересно, какая же мощь должна быть у этих кряльев, чтобы развить 4-ю космическую?) тянут до последнего и даже устраивают в доме, при наличии рядом потенциальной жертвы, громкий спор и ругань.
Может быть я уже перерос мэтра Говарда, но во всех его произведениях нахожу лишь кучу нестыковок, нелогичностей и притянутостей сюжета за уши. Но вот ужасов и даже напряжения ни разу не вижу.
duke, 18 марта 2008 г.
Хорошая повесть. Читается практически на одном дыхании. Причем хочется растянуть удовольствие и читать помедленнее. Здесь, кроме атмосферы (естественно, бесподобной) имеется в наличии очень неплохой сюжет и он динамичен. Финал понравился. Не скажу, что неожиданный, но весьма оригинальный.
2480, 6 марта 2010 г.
При тяжеловесном стиле Лавкрафта читается просто великолепно. Намёки, подсказки, некий скептицизм героя создают атмосферу тягостного ужаса. Рассказ просто затягивает в свою странную атмосферу, не совсем пугающую, но балансирующую на краю безумия.
Вообще далеко не каждый ужастик хочется перечитывать. Но «Шепчущий в ночи», «Хребты безумия» и «Зов Ктулху» я перечитывала многократно, чуть ли не наизусть их зная.
Mannus, 8 августа 2008 г.
«Дааааа...» — протянул автор и уткнулся взглядом в стенку.
Все же, талант он и в Африке талант. Вроде бы банальная идея, Но как она подана!Сюжет бесподобен. Не раз заставил удивиться и задуматься. Мягкие намеки, атмосфера безысходности и изысканная развязка = 10 балов.
Образец хоррор рассказа!
Mo3k, 7 июня 2011 г.
Очень долго читал повесть. Откладывал, уставал, занимался другими делами. Как и раньше было очень интересно читать о мире придуманном Лавкрафтом (наконец я узнал, что это за грибы с Юггота!). Но в целом скучновато, да я назову это слово — затянуто.
Развязка предсказуемая, но вот что интересно: автор отправляет героя на загадочную ферму, хоть читателю и так уже понятно, что его там ждет. Но вся прелесть в том, что он снабжает героя обычными человеческими сомнения. И очень логично все разъясняет. Да что такого? Поболтаю о пришельцах со своим другом по переписке и пусть странноватое место и хозяин некстати заболел. Мало ли что случается. Это несомненно плюс.
Про язык повествования просто умолчу. Это Лавкрафт господа! Я всегда думал, что английский — скудный, бедный язык. Но в переводе вылавливают такие словечки, что дух захватывает!
В итоге: наивная, скучноватая, но местами интересная, добавляющая еще один кирпичек в понимании миров Лавкрафта повесть. Читать или нет решать только вам:)
Сказочник, 11 марта 2011 г.
Отношение к данной повести крайне двоякое: с одной стороны, дикая наивность, доверчивость, а местами и глупость главного героя просто умиляют, другого слова и не подберу, с другой — сама ситуация вполне себе жутковатая, идеи для начала 30 годов весьма и весьма оригинальные, ну, и концовочка — особенно последнее предложение — настоящая прелесть в чистом виде.
Селеста, 15 сентября 2019 г.
Один из лучших рассказов, прочитанных мной у Лавкрафта. Интересная, но совершенно нестрашная история, которая становится жуткой уже ближе к концу. Судьба старика-учёного вызывает настоящее сопереживание. К минусам могу отнести разве что спорное и несуразное описание пришельцев — кого-нибудь из вас пугают крабы? А межпланетные крабы? А межпланетные крабы-грибы? Кроме того, в этом рассказе автор вновь пытается приоткрыть завесу тайны над жизнью иных форм жизни, но если во «Вратах серебряного ключа» это было подано интересно, сложно и как-то возвышенно, то в «Шепчущем из тьмы» уже кажется глупым и абсолютно лишним.