fantlab ru

Вера Камша «Красное на красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1778
Моя оценка:
-

подробнее

Красное на красном

Роман, год; цикл «Отблески Этерны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 123
Аннотация:

Четыре столетия назад пала династия Раканов, издавна правившая королевством Талигойя. На престол взошёл Франциск Оллар, а Талигойя стала Талигом. Пять лет назад герцог Эгмонт Окделл поднял восстание против потомка узурпатора, но был побеждён и убит герцогом Алвой. Теперь же его сын, юный Ричард Окделл, прибывает в столицу Талига, чтоб пройти положенное молодым дворянам обучение. Что ждёт в будущем его самого и всю страну, пока ещё никому неведомо...

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 483

Активный словарный запас: средний (2919 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Красное на красном
2004 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
Красное на красном
2021 г.
Красное на красном
2022 г.
Красное на красном
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Годы назад уже пытался читать этот цикл, причем не один раз) сейчас пробую снова. К первым 2-3 книгам никаких претензий, разве что Роке Альва прописан слишком уж сверхчеловеком — идеальный полководец, фехтовальщик, стрелок, игрок… Но на определенном этапе, серия скатывается к каким по совершенно непонятным персонажам, и куче мистической мути.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то вступление непонятное, дальше тоже что-то невнятное. Слишком много персонажей автор вывалил, у каждого фамилия, имя, еще одно имя, сокращенное имя, прозвище/кличка/звание, и тп. Не упомнишь кто где. И все это вперемешку. Но самое неприятное, что оно просто неинтересное, точнее как? — Есть интересные эпизоды и персонажи, но это второстепенные персонажи или вообще антагонисты. Вот когда про них заходит речь — становится интересно. Это что касается первой половины книги. Дальше я немного запомнил кто где и движуха началась. Вот про Рокэ интересно было. А главные персонажи какие-то уж больно прямолинейные и глупые. Ладно, наверно еще следую часть почитаю.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга ждала своей очереди 18 лет, лежала в первом издании на полке. Из Камши в юношестве очень нравилась Хроники Арции, жаль, что спустя почти 20 лет история так и не закончена. Помню восторги рецензентов Мира фантастики по Отблескам Этерны, но руки не доходили. И вот кинематограф снова стал двигателем очереди на прочтение и увидев новости об экранизации решил прочитать.

Что могу сказать, шло тяжело, и читал на бумаге и слушал аудиокнигу, даже решил в середине книги попробовать посмотреть первую серию, но выключил минут через 20: скучные персонажи, невыразительная стилистика и дурацкие костюмы.

Но сейчас про книгу, сюжет какой-то вязкий, истории между собой не пересекаются, много лишней информации, что многие называют LOR, но лор для меня — это когда тебе интересно узнавать подробности, а мне было неинтересно. Еще одно крупное разочарование это Главный героеантагонист и похоже личная фантазия писательницы — Рокэ Алва. Как его описать, да очень просто -ИМБА, и при этом наверное идеал мужчины для автора. Он может все и всех и всегда и с ленцой. Давеча ругался на Помпилио у Панова, вот они чем-то схожи между собой — небожители и горе врагам их и счастье тем, на кого падет их скучающий взгляд, но таких практически нет, потому что хандра самоценна.

И наблюдать за военными кампаниями не так интересно, когда понимаешь, что победитель очевиден, несмотря на то, что такого НИКТО и НИКОГДА, раньше не делал, но в книге у тебя произойдет не единожды.

Не понравилось, не заинтересовало. Интересно только, если выйдет когда последний том Хроник Арции, насколько он будет интересен или юношество осталось позади и вкусы мои изменились.

Книга подойдет для девушек, которым интересно про сложных мужчин и волнительно смотреть за их развивающимися локонами и сумасбродными поступками, которые конечно же ради какой-то из дам будут совершаться.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком медленно. Увлекательный и продуманный сеттинг, интересные герои, но так медленно, что получается практически статичная картинка. Ну нельзя так. В общем, пойду лучше Суржикова почитаю, такой же замах, но так хоть что-то происходит.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

ДюМартин

«Во время войн спартанцы носят одежды красного цвета...

Если кто из спартанцев бывает ранен, врагам это незаметно, так как сходство цветов позволяет скрыть кровь.»

Плутарх

«Красное на красном» тот редкий случай, когда аннотация говорит о книге совершенную правду: Дюма пэр и Джордж Мартин под одной обложкой. Эпично, масштабно, авантюрно и авантажно, галантно, скабрезно, жестко и жестоко, круто завернутая интрига, яркие образы, узнаваемые архетипичные герои в ситуациях, которые читатель может приложить к собственным жизненным реалиям, увидеть если не себя, то уж своих близких.

Все это делает фэнтези-эпос Веры Камши не самый читабельный, в силу объема и дюмаобоазного многословия, кинематографичным (при условии попадания в руки команды профессионалов и не разворовываемых перманентно средств). Первую серию «Этерны», заявленной нашим ответом Чемберлену (зчркнт) Джорджу Мартину я посмотрела и зрительское впечатление — не повезло материалу. Актеры статичны, играют лицом, но с пластикой и сценическим движением полный швах, средства на спецэффекты украдены до начала съемок, сценаристы не утруждали себя адаптацией и в целом испанский стыд, чтобы не сказать УГ.

На чтение сподвиг осенний пост Василия Владимирского , о том, что дружественное издание обратилось с просьбой порекомендовать критика, который мог бы написать обзорную статью об «Этерне», чего он сделать не смог, потому — нет на Руси таких героев. Об ожидаемой премьере я тогда не знала, сериалы не моя епархия, но поскольку всегда в поиске, чего бы еще почитать, нашла эпопею, ужаснулась объему и... решила почитать все же при случае.

Которого пришлось ждать полгода, но начав, не пожалела. О предыстории я рассказывала вчера в рецензии на «Пламя Этерны». То есть, корнями древо этернийской истории уходит в полулегендарные времена, когда венценносный брат и его замужняя любовница обвинили в похищении и насильственном прелюбодеянии брата младшего, очень популярного и, как следствие, потенциального претендента на престол. Это делалось. чтобы и дитя сохранить (все будут знать, что в его жилах течет кровь королевского семейства), и конкурента вынудить к бегству из страны. Возможностью стать изгнанником он не воспользовался, а перед казнью проклял брата, что вызвало явление подземных монстров. в общем, мутная история.

Важно, что Зеленоглазый или Леворукий, который часто упоминается на страницах «Отблесков Этерны» — это он, Ринальди. Не погибший, а спасенный высшими (или демоническими) силами и ставший кем-то, вроде мрачного ангела: не божество, не бес — наблюдатель, чья задача взвесить, измерить и решить, существовать этому миру в дальнейшем или быть уничтоженным. Содержанием первой серии фильма стала первая часть «Красного на красном» «Le Temple Foudroyé» — «Башня» в понятийной системе карт Таро. В романе каждая из частей озаглавлена по названию одного из высших арканов, такой реверанс увлечению эзотерикой на рубеже тысячелетий.

Итак, первая часть, экспозиция, молодые люди из многих знатных семейств съезжаются в школу унаров — местный аналог кадетского училища. По составу они крайне разнородны, есть нувориши «навозники», есть старая аристократия «люди чести» — большей частью обедневшие. Есть потомки тех, кто поддержал действующую власть, и родов, состоявших к ней в оппозиции. Есть те. кто вынашивает планы реставрации и те. кто хочет просто выжить, устроиться, служить. Школьная история подробно, хотя блекло, представлена экранизацией.

Вторая часть «La Roue de Fortune» ( Колесо Фортуны) возводит одного из героев, Ричарда Окделла в звание оруженосца могущественного маршала Рокэ Алвы, виновного в смерти его отца. Юноша вырос в ненависти к этому человеку, вынашивал планы его убийства, и внезапно оказывается вовлечен в орбиту блистательного царедворца: дуэлянта, игрока. гениального военачальника, донжуана, кутилы, красавца, щеголя, остроумца. Собрания всех пороков и достоинств, которые выдвигают человека на ключевые посты в любом обществе, а в основанном на культе силы — тем более. Безумно обаятельная и отталкивающая фигура. Несомненная авторская удача. Второстепенные сюжетные линии тоже замечательно интересны, но чтобы рассказать о них подробно пришлось бы писать лонгрид страниц на десять, ограничусь основным.

«Le Mat» (Шут) третья часть — это такое предельное осложнение внутри- и внешнеполитической обстановки, на границах империи серьезные очаги напряженности. Власть предполагает отвлечь недовольство масс маленькой победоносной на окраинах. Наши герои отправляются в действующую армию. Там все достаточно сложно заплетено в плане интриг и выстраивания альянсов с целью захвата власти в ослабленной войной стране. И, в целом, читать интересно, хотя вторая «светская» часть круче.

И наконец, заключительная, четвертая, собственно военная часть «La Force» (Сила) невыносимо жестокая, горькая, больная, исполненная сочувствия к народу, попавшему под жернова имперских интересов. Блистательный Алва предстанет здесь беспринципным и невероятно жестоким военачальником, умеющим однако завершить военную кампанию в сжатые сроки и при минимальных человеческих потерях со своей стороны, используя в отношении противника террор, техническое преимущество, умелую дезинформацию. Предположу, что это в немалой степени переосмысление опыта Чеченских войн. Интересно почитать об этом сейчас (хотя чтение тяжелое, предупреждаю).

Крутое и неожиданно актуальное чтение, но от продолжения воздержусь на годы, которые понадобятся неспешному российскому кинематографу на воплощение того, о чем я здесь сейчас рассказала.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если не вдаваться в анализ текста и проработанность образов, то хочу сказать, что давно не попадалась книга, читая которую, жаль прерывать процесс на сон и прием пищи. Постоянное желание продолжить чтение. Очень увлекательно ! Пусть местами наивно и может быть предсказуемо ! Пускай где-то персонаж уж слишком хорош или слишком плох ( практически без нюансов), Но, повторюсь, оторваться невозможно. С огромным удовольствием читаю продолжение (уже середина книги) «От войны до войны».

NB не поленился и купил сначала «От войны до войны», где издатель разместил приквел к циклу — повесть «Пламя Этерны», а уж потом приступил к чтению обсуждаемого здесь романа. Но если вам лень это сделать — не парьтесь — смело начинайте читать «Красное..». Но часть понимания и красочности потеряете ! Рекомендую к увлекательному прочтению. Особенно мальчикам !

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В. Камшу по праву можно назвать одним из столпов отечественного фэнтези: и за монументальность её циклов (автор явно задалась целью переплюнуть старину Ника Перумова), и за ярчайший образ одного из героев. Герои у В. Камши в целом неплохи. Они отнюдь не блещут тончайшим психологизмом, напротив — стилю автора присуще некое утрирование, что придаёт даже самым интересным персонажам картонности, и это множится на тяжеловесный, а местами откровенно занудный текст. Занудность усугубляется стремлением автора напихать как можно больше слов-заменителей. Имя, фамилия, сокращение, второе сокращение, принадлежность, ещё одна принадлежность, прозвище, и всё это — один человек! Безумно тяжело читать, когда просто не понимаешь, кто все эти десятки людей, при том, что в эпизоде участвуют… двое. Море неблагозвучных имён и так-то тяжело запомнить, а с этими заменителями и подавно.

Язык у Камши очень неровный: местами красивый, местами кривой, но таких перлов, как у некоторых отечественных писателей, не будем тыкать пальцем, с сотней повторов (они есть, но не критичны) и дикими выворотами построения предложений назло всем филологам, я не увидела. Вообще, несмотря на серьёзные стилистические недостатки, читать «Красное на красном» увлекательно, но непросто, так и хочется перескочить через скучные абзацы и побыстрее добраться до сути. Очень много воды, однако в этой воде много и событий. Это не роман-пустышка, в котором персонажи просто ходят и говорят, здесь действительно есть динамика.

Возвращаясь к персонажам, не могу не отметить тот самый образ — маршала Рокэ Алву. Он чудовищно мэри-сьюшен, однако автору удалось сделать его ещё и очаровательным и абсолютно не раздражающим своей гипертрофированной идеальностью. Отчасти из-за того, что ПОВ-ов Алвы в книге мы не увидим, отчасти из-за того, чьими глазами мы смотрим на него — глазами Квентина Дорака, человека, который, не являясь королём, держит власть в своих руках, и Ричарда Окделла, чьего отца во время восстания Алва убил во время дуэли. Дорак неплох: читать его части интересно, он служит своеобразным окном, через которое читателю разжёвывают различные события. Ричард же непроходимо туп. Им вертят, как хотят, обвешивают лапшой, а он и рад. Алва, однако, обладает особой персонажной магией: он ухитряется делать интересными тех героев, что его окружают, в том числе и Ричарда. Тупость и зашоренность, как и всё в этой книге, преувеличено, но вместе с тем автор ухитрилась весьма достоверно показать подростка, которого буквально растили в замшелых традициях четырёхсотлетней давности. Это интересно читать, а с Алвой он и вовсе составляет дуэт невероятной харизмы. Робер Эпине просто скучен, нет в нём искорки, вдовствующая принцесса Матильда неплоха и нетипична для жанра, но меня тоже не зацепила.

По поводу четырёхсот лет у меня тоже есть нарекания. Старую династию свергли эти самые четыреста лет назад, и дворянство до сих пор не смирилось и грезит о реставрации государства. Вот только это абсолютно не реалистично. Даже сто лет для человечества огромный срок, а четыреста? Фэнтези-авторы живут в каком-то другом мире, где время отлично от нашего, иначе я просто не знаю, чем объяснить эту повальную жажду набросить как можно больше лет на вехи истории. Спасибо, что всего четыреста, а не четыре тысячи.

Ещё один крупный минус — сноски. Их какое-то невероятное количество. Вместо того, чтобы подавать лор через текст и вынести какую-то сложную информацию в отдельный глоссарий, В. Камша чуть ли не на каждой странице поясняет любое незнакомое слово. Ей самой-то удобно читать такие книги?

Резюмируя: книгу можно безболезненно сократить, но не на критичный объём. Мир пока что (!) никакой и ничем не выделяется в строю безликих фэнтези-сеттингов. Туман таинственности В. Камша нагоняет хорошо, загадки всегда играют на руку многотомным эпопеям. Батальные сцены написано отлично, но у меня есть вопрос к тактическим решениям, а именно как минимум одна битва выглядит максимально высосанной из пальца. Всё же, оправдывать мери-сьюшность великого полководца нужно действительно выдающимися сражениями, а не расставляя ему по кустам рояли.

8 сапфиров из 10. Объективно книга заслуживает семёрки, но уж больно я люблю Рокэ Алву, да и в целом «Красное на красном» — довольно динамичный, несмотря на воду, и яркий старт цикла.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великое искусство кино! Оно дает толчок воображению, заставляет внимательнее взглянуть на казалось бы, обыденное и неинтересное.

Первым книгам Веры Камши об Этерне без малого 20 лет. Их читают и перечитывают. Существуют Фан-Дома, кто-то разочаровано бросает чтение новых книг, кто то наоборот…

Как и я собственно.

Если бы не нежданная отечественная экранизация, я видимо тоже не попал бы ни в Талиг ни в Картиану, но ролик к фильму заинтриговал.

Посмотрел пару видео обзоров «Отблесков Этерны» на YouTube. Причем несколько роликов подряд критические.

И все же, все же, все же…

Начал с первой книги, (поскольку попытка начать с 9й закончилась ничем)

«Красное на красном» — матчасть сериала.

Мне понравилось. Просто, честно, интересно.

Тем более, что есть с чем сравнить. (Недавно прочел первые две книги «Архива Буресвета» Сандерсона.)

Книге Веры Камши ставлю более высокий бал!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Твою кавалерию!»- как говорит Матильда Ракан.

Очень рад книге! Замечательно прописаны характеры героев. И если поначалу непросто разобраться в генеалогии Великих Домов, то в процессе чтения все встаёт на свои места. Множество интриг и приключений главных героев поддерживает интерес, а непредсказуемые повороты сюжета не дают оторваться от книги.

И странным контрапунктом, пересекаясь с основной линией, идёт сюжет о потустроннем, полный таинственной недосказанности. К чему он приведет? Выяснится, надеюсь, со временем. Хотя цикл задумывался автором как трилогия, а по факту получился гораздо шире, поэтому развязки в скором времени ждать не приходится. Но это ведь к лучшему, не правда ли?))

P. S. Отлично читается под Бранденбургские концерты Баха!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из серии скорее понравился, чем нет, но ничто не совершенно под луной.

Мир книги широк. Горы, море, леса, несколько стран с областями и столицы — не сказать, чтобы перед глазами стояли, но общее впечатление разнообразия и широты есть. У каждого народа своя культура, у каждого персонажа свое прошлое и характер. Читалась книга легко и быстро, было, над чем посмеяться, было, чему сопереживать.

Есть три момента, которые не позволяют поставить «Красному на красном» 10-ку и навсегда внести в список лучших отечественных фентези.

1) Неуместные выражения, которые просто не могут существовать в мире книги. Пример прямо в прологе: «моя хата с краю». Я не знаю, вроде пишут, что пролог поменяли на другое, более подходящее авторское произведение, и там все в порядке. В любом случае, подобные вещи встречаются по ходу всей истории, и тогда атмосфера мира лопается, как мыльный пузырь.

2) Сноски. Про них уже писали, и их количество действительно является большой проблемой. Я прочитала первые четыре, а потом просто забила. Не представляю, каково было людям более добросовестным, которые все это прочитали.

3) Последней проблемой является персонаж, упомянутый абсолютным большинством комментаторов. Он красив и умен, и талантлив во всем, он Мэри Сью со шпагой, он — Роке Алва. У меня нет проблем с мэрисьюхами, но при условии, что место им на страницах книг с картонными персонажами, картонным миром и пенопластовой философией. Но не в этот раз.

Автор отлично поработала над миром, его историей, создала интересных персонажей, среди которых даже второстепенные в меру архетипичны, но в то же время оригинальны, чтобы запомниться. Есть среди них, как всегда, более яркие и менее яркие герои. И есть Роке Сью. И вот что он делает с книгой: менее яркие герои на его фоне выцветают, и читатель теряет к ним интерес. А на фоне более серьезных героев он сам становится гротескным до зубовного скрежета, и я снова как будто читаю на фикбуке чьи-то несбыточные фантазии. Книга теряет баланс из-за всего лишь одного персонажа, а это обидно.

Я искренне восхищаюсь авторской работой над реалиями мира, мне нравится, что время действия — наконец-то не затасканное Средневековье, но... Точно знаю одно: если бы книга заканчивалась главой про отца Германа и Паоло, я бы без раздумий взялась за вторую часть. А пока оставлю цикл. Может, еще соберусь.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чтении этого цикла я уже ушла далеко вперёд, так что припомнить мои первые впечатления сейчас сложновато. Но попробуем. Книга мне понравилась не сразу. Сначала мне показалось, что у меня останутся очень средние впечатления. Но потом начались политические интриги, покушения на убийство, а потом даже война, и стало очень интересно. В книге происходит очень много всего, и это особенно заметно по следующим томам цикла. В частности, война успевает не только начаться, но и оперативно закончиться. При этом события не выглядят сумбурными и не утомляют — в отличие от, опять же, следующих томов цикла.

Главным героем книги выглядит Ричард Окделл, хотя он и не единственный POV-персонаж. Его непростые отношения с врагом-сюзереном Рокэ Алвой (этот человек — политический противник Окделлов и убил отца Ричарда, но харизма есть харизма) занимают львиную долю книги и читательского внимания. Другие линии и POV-персонажи на этом фоне менее интересны. Читая линию Робера Эпинэ в первой книге, я и вовсе только только лишь скучала в ожидании возвращения к Ричарду — в отличии от, простите меня, следующих томов цикла, где ситуация была ровно противоположная. Но мне очень понравилась Матильда, хотя её в этой книге было очень мало (а в следующих томах, имхо, слишком много — впрочем, это уже не та Матильда).

В общем, первая часть цикла меня очень заинтриговала. А завершающие страницы книги просто требуют читать продолжение, что я уже и сделала.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм, долго не мог начать читать данное произведение и не даром.

Во первых это наверно единственный мной прочитанный роман где нет не то что располагающего к себе героя, тут нет ни одного героя которому я бы стал сопереживать, что конечно не может не огорчать. Как то тяжело читать книгу где ни одному герою не хочется пожать руку.

Во вторых выводит из себя беспредельная бредовость мира. Приведу несколько примеров

Например эпизод у куртизанки Марианны. Представьте себе в стране где рабство не упоминается в принципе, некие мужчины приходят в дом БАРОНЕССЫ и её мужа поиграть в карты при этом умудряясь проиграть и саму баронессу и её дом, не нормально да ? Причем никого это не смущает, вроде как обычное дело сесть и проиграть тебе не принадлежащее. Я бы еще понял если бы в текст ввели долги Марианны и проигрывали бы их, но автору недосуг оправдывать свой бред.

Или с какой стати человек чести берет в оруженосцы навозника с которыми идет вечная вражда, чтобы навозник следил за ним ? Нет правда ну зачем ?

И такой галиматьи дофига и больше, но вишенкой стал эпизод когда Рокэ сбивал плод абехо с головы Робера и при этом умудрился сбить плод с головы и попасть в глаз Белому Лису, я прям так и представляю ситуацию стоит мужик с плодом на голове, а я самый умный стою у него за спиной, чтобы если что застрелили хоть не Робера так меня. Особенно смешно это читать учитываю репутацию Лиса способного ради себя утопить мать родную.

Из достоинств только боле-менее легкий слог

В общем дочитал с большим трудом, вторую книгу даже начинать не буду ибо такую мутотень никаких нервов не хватит читать

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Астрология — не гадание со свечами и не разноцветные картинки, это — наука, в которой все строится на расчетах. Другое дело, что звезды не приказывают, а советуют, и что жизнь человека — это столкновение его воли с судьбой.»

*

«Воистину человек глубже омута речного, и никому не ведомо, что скрывают сии глубины.»

*

«Никогда не стоит пренебрегать предчувствиями. Но если их нет, следует руководствоваться здравым смыслом.»

*

Среди системы миров Великого Ожерелья есть мир с очень красивым названием Кэртиана. Однако его судьба и судьба всего Ожерелья находятся под угрозой — некая внешняя мистическая сила пытается захватить эти миры. Противостоять таинственному врагу способны только люди. Но людям, погрязшим в кровопролитных дворцовых переворотах и войнах за укрепление власти, нет никакого дела до проблем вселенского масштаба. Эта история начинается с того, как однажды 16-летний потомственный герцог Ричард Окделл попадает в школу оруженосцев королевства Талиг, по окончании которой должен поступить на военную службу к влиятельным сановникам. Тем временем, в другой части мира — городе Агарис, молодой принц Альдо Ракан и его друг Робер Эпинэ ввязываются в политическую авантюру, исход которой может оказаться самым непредсказуемым. Что ждет наших героев пока неведомо, но ясно одно — именно им уготована важная роль в судьбе мира Кэртиана. 

*

Роман «Красное на красном» дает старт огромному эпическому циклу, состоящему из 5 томов. Поэтому надо быть готовым к тому, что львиная доля романа — ознакомительная, на страницах которой автор постепенно погружает читателей в мир Кэртианы, знакомит с главными героями, удивляет сюжетными тонкостями и интригует загадками. Сразу скажу, что начало этой книги далось мне непросто. Здесь так много нюансов, характеризующих упомянутый мир, которые многочисленными сносками дополняют структуру романа, что иногда сложно было улавливать основную нить сюжета. Однако этого невозможно избежать, потому что мир Кэртиана очень обширный и имеет свою древнюю историю, политические, экономические и религиозные особенности, описать которые в двух словах просто нереально. Повествование носит смешанный характер — оно ведется от третьего лица, но при этом читатель знает мысли, чувства и переживания героев. Оно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых описывает нам события с ракурса одного из персонажей. Нити сюжета постоянно чередуются между собой, что не дает читателю заскучать, зациклившись на чем-то одном. Да и скучать особо не было причин, потому что события завораживают с первой страницы. Сюжет набирает обороты постепенно, и уже к финалу первой части достигает той динамики, что оторваться от книги практически невозможно. Именно здесь происходит потрясающее событие, которое дает новый виток развития этой истории. Поэтому, если вы от переизбытка информации немного «забуксовали» в начале книги, то прорыв в сюжете ждет вас буквально в конце первой четверти романа.

*

Очень хочу отметить слог автора. Он восхищает своей метафоричностью, образностью и поэтичностью. Хотелось иногда закрывать глаза и медленно пропускать через себя прочитанное. Создавалось впечатление, что я не просто читаю книгу, а сама вместе с героем стою в тени кустов летнего сада, где цветут акации, гудят пчелы, одинокое облако тает в небе, и владычица грез взрослеющего юноши задумчиво смотрит на ажурные кроны деревьев. В такие моменты я старалась даже не дышать, опасаясь малейшим вздохом спугнуть волшебство мгновенья. Это было прекрасно! Помимо лирических моментов, были волнительные эпизоды, поражающие некоей мистикой. В целом, отличительной особенностью книги является легкая эзотерическая нотка, которая звучит на протяжении всего повествования. Очень привлекают названия частей/глав, которые влекут нас к знаниям древних карт Таро, а так же органично в контексте истории выглядят немного затрагиваемые нумерология и астрология. Другими словами, эта книга настолько многогранна, что каждый сможет найти здесь для себя что-то интересное. А еще меня невероятно порадовал юмор автора, который проникает всюду и наличествует как в диалогах, так и в описательной части произведения. Браво, автор! Иногда я смеялась во весь голос. Посему, спешу заявить, что Вера Камша, однозначно, мой автор!

*

С героями поначалу тоже все было не просто. Где-то на уровне середины первой части книги, я поняла, что начинаю путаться в персонажах. Поэтому, впервые со времен чтений Бэккера, я взялась за перо и составила список действующих лиц. Причем, всех без исключения. Ведь прелесть этого цикла заключается в том, что здесь важен любой герой, и даже самый второстепенный способен, рано или поздно, по примеру чеховского ружья «выстрелить», сыграв важную роль в истории. Сами персонажи оказались невероятно живыми и поэтому очень меня порадовали. Потрясающие мальчишки, которые показывают нам, как часто молодость становится жертвой глупого предубеждения, и как легко можно манипулировать неопытностью в угоду личных интересов. Великолепные женские персонажи, которые настолько разные, что прекрасно дополняли друг друга. Однако, мой читательский интерес возрос многократно, когда в конце первой четверти романа на сцену вышел персонаж, интригующий своей двойственностью. Так случилось, что он — единственный главный герой, мнение о котором у читателей формируется через призму мировосприятия других действующих лиц. Его поступки идут вразрез с общественным мнением, которое оставляет желать лучшего. Для всех он — «темная лошадка», с не менее темной репутацией, которую он с удовольствием поддерживает. «Удача улыбается тем, кто смеется,« — говорит он и невольно заставляет читателей улыбаться, восхищая всех не только искрометным юмором, но и неординарными поступками. Да простят меня другие герои, но именно за этот персонаж я готова была обнять автора. Кто этот сердцеед с ярлыком гада и какие преследует цели — пока загадка, которую в ближайшее время вряд ли мы сможем разгадать.

*

Не обошлось в романе и без сердечной темы. Здесь две основные любовные линии, которые, с одной стороны, умиляют своей душевностью, а с другой — огорчают тупиковостью ситуации. Первая влюбленность, первый опыт близких отношений, первые волнения, взращиваемые на почве запретных чувств. Нет на свете человека, которому это было бы не знакомо. Пусть не подробно, но все же очень проникновенно, Камша задела этот аспект развития персонажей на фоне их общего взросления. Давно заметила, что душевно-сердечные метания полюбившихся книжных героев я принимаю близко к сердцу. Поэтому всегда сложно наблюдать любовные линии в виде разных геометрических фигур, когда все равно кто-то из участников остается в проигрыше. Тем не менее, именно такие моменты задавали лирическое настроение сюжета, делая его более всесторонним.

*

Финальная часть романа пролетела незаметно. Именно здесь происходит важное событие, которое войдет в историю мира Кэртиана, как битва на Дарамском поле. Те чудеса военного искусства, которые творят герои на страницах этой части, вызывают восхищение. Хотя исход всего был ожидаемым, банальным назвать его просто невозможно. Финал полностью открыт, и впереди нас ждет еще много книг этого цикла, чему я невероятно рада. Мне абсолютно не хотелось уходить со страниц этой истории, потому что автор смогла заинтересовать меня интересным миром, во многом похожим на наш. Где одни государства приходят в упадок, а другие собирают силы для войны и плетут заговоры. Где люди в порыве гнева упоминают порубленного Змея, закатных тварей и Леворукого. Где под глыбами распутства погребены семейные ценности, а легенды, передаваемые из поколения в поколение, теряют силу мысли, превращаясь в красочную фальшивку. На фоне этого всего лейтмотивом в голове вертится вопрос об истине. Так что же такое истина и насколько она сильна, если способна легко меркнуть на фоне яркой лжи, становясь незаметной, как незаметна красная кровь на красной одежде...?

*

ПС: перед чтением этой книги желательно прочитать небольшую повесть-приквел под названием «Пламя Этерны». Ну, а я в свою очередь приступаю к чтению книги под названием «От войны до войны». Продолжение следует...  

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится стиль, медленный, плавно развертывающий речь, немного отдающий старинными хрониками. Хотя есть моменты, когда «поглядишь — чистехонько, погладишь — гладехонько, читаешь — везде задевается». Везде не везде, но упоминания ада, картошки и хаты с краю было несколько лишним. Такие мелочи основательно портят впечатление и разрушают картину мира.

Мне нравится мир. Он выглядит немного безумным: похоже, так называемые Повелители очень смутно помнят, если помнят, как повелевать своей стихией (то есть в следующих книгах это станет гораздо очевиднее, но пока так). Но в этом безумии есть метод, как у Гамлета, которого Камша, кажется, не жалует (эту антипатию я помню еще по «Хроникам Арции»). Может быть, дело еще и в прологе, который пленяет своей прекрасной поэтичной обреченностью.

Мне нравится сюжет. Он идет не спеша, в средневековом темпе, нигде не срываясь в галоп. И он интересен.

После прочтения других книг нравятся «ружья», точнее намеки, отсылки, предсказания. Их интересно ловить. А вот собирать аллюзии по временам скучновато.

Мне нравятся персонажи. Робер — раненый прошлым, но обаятельный человек. Со своими недостатками. Довольно противоречивый, но понятный. Может быть, истосковавшийся по любви. Сначала думает, что не может жениться по расчету, ведь он герцог, а потом готов забыть все герцогские титулы и прочее ради Мэллит. Вассальную верность он бы точно забыл, если бы не было дружбы.

Нравится Ричард — здесь. Позднее перестает. Кто читал, тот понимает причины. Мальчик наивен, причем, кажется, сделан таким специально — удобным. Но пытается учиться чему-то иному. Жаль, что не получилось.

Нравится Катарина — сильная и привлекательная. Немного похожа на миледи Винтер — белокурая, ангельская, но себе на уме. И умеет обаять и разжалобить.

Не нравится, что женских образов как-то маловато. Они в тени. Понимаю, что это такой сеттинг, средневековье, патриархат, но... все-таки можно было бы расширить их роль. Немного странно, что в здешнем средневековье мужчины в шестнадцать лет ни с кем не обручены, а некоторые в тридцать ходят холостыми.

Долгое время не нравился образ Алвы. Признаюсь, смогла его оценить только читая «Полночь». Ибо без него никак. Он просто есть и должен быть. Такой, каким сотворен.

Не нравится регулярность опечаток.

Не нравится, что «недодали» унаров. Но в других книгах додадут, и это хорошо.

Не нравятся некоторые мысли и идеи. Они слишком даже для самого жестокого средневековья.

В целом — очень и очень приятная книга. Люблю перечитывать.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу посоветовала жена. Ей этот цикл нравится. Я же, ещё не дойдя до половины первого романа, уже знал, что на нём моё знакомство с «Отблесками Этерны» завершится.

Суть вот в чём. Если автор намерена постепенно развивать своих героев и основную линию сюжета, чтобы лишь к четвёртой-пятой книге читатель мог себе понять масштабы замысла, то в топку такой цикл. И вроде бы интрига в романе есть, но она слишком очевидна. Или же это не интрига, а только завязка чего-то грандиозного, о чём мы узнаем спустя 10 романов. Для этого первый роман цикла нужно было писать куда сильнее, интереснее. Так, чтобы не оторваться. А так — лучше не начинать. Если Камша думает, что читателю будет интересно узнать что же случиться дальше с забитым сопляком Ричардом, она ошибается. Этот герой даже жалости не вызывает. Только отвращение. Не такое отвращение, как идейные злодеи, а из-за абсолютной убогости. Другая линия сюжета, та, что про Робера, вообще непонятна. То есть, происходящее понятно, но желания узнать, что будет дальше, нет.

Есть в романе персонаж, на котором зиждется интерес к циклу у многих читателей. Да, это Рокэ Алва — «гений, миллиардер, плейбой», только с филантропией не сложилось. Вместо неё цинизм. Да, он единственный симпатичный герой, но симпатичен он до отвращения. Ну прям супергерой. Куда ни посмотри — везде талант высшего порядка, в любом виде деятельности. Ну не верю! Такой герой не нужен. Особенно, когда на его фоне все выглядят серо и заурядно. Перекос, мадам Камша.

Но это всё цветочки. Причина, по которой «Красное на красном» станет последним для меня романом цикла, в ином. Как ценитель текста, не мог проигнорировать качество написанного. И что имеем? Некоторые научные труды имеют куда более живой текст. Здесь же непрекращающийся пафос. Изо всех дыр. Кроме того, от первой до последней буквы всё настолько серьёзно, что закрадывается подозрение: а не раскроется, положим, в шестой книге цикла, что этом мире Создатель забыл сотворить юмор? Настолько сухой и неживой текст ещё нужно постараться написать. Диалоги — это спрессованная (вот-вот аж треснет от максимальной концентрации) серьёзность и морализаторство, замешанное на нехитрой философии. А еще в каждом втором предложении сюжетной линии юного Окделла, обязательно идёт напоминание о долге, о былой Талигойе, о Людях Чести и прочем. Это очень раздражает. Ну сколько можно одно и то же, только разными словами?

А ещё текст очень тяжёл. Предложения громоздкие, перегруженные оборотами. В одном предложении может идти речь о разных людях или темах.

И вообще. Только последняя треть романа хоть чуть-чуть любопытна. Война всё-таки. А то дворцовые интриги, соплежуйство Ричарда и неразделённая любовь Робера выглядят совершенно кисло с точки зрения подачи. Что-то якобы происходит, какая-то информация даётся, но её слишком много. И была бы она действительно важна или играла бы роль с повествовании — ладно. Но ведь в «Красном на красном» 95% сведений — просто заполнение страниц. Вводная для следующих книг цикла. Убеждён, в следующих книгах поданная информация всплывёт, как-то будет использована. Но это не важно, ибо здесь и сейчас мне-читателю скучно, тоскливо, хоть волком вой. Зачем же перегружать текст с прицелом на потом, когда нужно увлечь читателя в реальном времени, а не кормить потенциальным будущим? В итоге, будущее «Отблесков Этерны» для меня потеряно.

В принципе, весь отзыв уместился бы в два слова «упоротое графоманство». Но на Фантлабе такие отзывы не котируются. Тем более накопилось за время прочтения. А читал я роман без малого месяцев девять. И теперь счастлив, что наконец завершил безрадостное путешествие по творчеству мадам Камши. Спросите, почему не бросил на половине (ведь, я упоминал, что для оценки сего опуса хватило и полкниги)? Жене обещал хотя бы один роман из цикла прочитать.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх