fantlab ru

Вера Камша «От войны до войны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
1388
Моя оценка:
-

подробнее

От войны до войны

Роман, год; цикл «Отблески Этерны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

Война закончилась, но мир в такое время, пожалуй, еще опаснее. Интриги и дуэли, заговоры и покушения, религия и политика, любовь и убийства — многое предстоит пережить героям книги. А в это время крысы бегут из Святого города Агариса, и таинственный всадник на пегой кобыле появляется все чаще...

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 502

Активный словарный запас: средний (2797 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла (цикл «Отблески Этерны»)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

От войны до войны
2005 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
От войны до войны
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну как обычно с внешнего оформления, а оно, как и следовало ожидать, на высоте. На лицевой стороне мы вновь видим Рокэ Алву — одного из главных героев книги. Кроме него изображен его предок Рамиро Алва, прозванный Предателем. Не забыто и одно из ключевых событий книги — восстание в Олларии — внизу видна толпа с факелами. На обратной стороне мы видим пегую кобылу и 2 зловещих всадников — источников почти всех мистических тайн и бед. На разворотах изображены наиболее значимые персонажи книги, сгруппированные по враждующим партиям/интересам/целям — на первой условно плохие, на втором «хорошие» герои.

2 том открывает своеобразные пролог «Талигойская баллада», повествующая о приходе к власти династии Олларов. Это произведение можно рассматривать и как отдельное — оно вполне самодостаточно для этого. Баллада позволяет по-другому посмотреть на события минувших дней — захват власти Франциском Олларом больше не кажется «недобрым» деянием (а ведь в 1 томе он позиционируется чуть ли не как конец света) — по сути смена династии спасла страну, все быстрее катящуюся в пропасть, освободила Талигойю от раковой опухоли в виде отжившей свое династии и власти выродившихся потомков древней «титулованной» аристократии — людей не понимающих, что их государство ради сохранения своей целостности должно измениться. Присутствует и любовная линия — причем она раскрыта на 2 примерах: формальной, вымученной любви Алана Окделла — представителя одного из 4 великих домов и любви Рамиро Алва — лишь недавно и по чистой случайности ставшего главой дома Ветра. В отличие от Окделла — он женился по любви и несмотря на низкое происхождение своей избранницы... ну и т. д. лучше прочтите сами — мне тяжеловато раскрыть должным образом эту тему... выводы касаемо того, что лучше — любовь Рамиро или «любовь» Алана очевиден. Само предательство показано таким образом, что предательством вовсе не является — Рамиро вызывает куда большее сочувствие, чем кучка спесивых идиотов, неспособных здраво оценить ситуацию и думающих лишь о своей «чести» (которую, впрочем, давно потеряли), а не о судьбе родной страны. Алва, хоть и ничем не обязан презирающим его представителям «старой» аристократии, делает все от него зависящее, чтобы спасти хотя бы столицу (а впоследствии, возможно, и всю страну) от власти узурпатора Франциска. Из «положительных» персонажей интерес вызывает лишь Эпинэ — жаль ему уделено немного внимания и, как это ни странно, Алан Окделл — хотя он и полон сомнений, однако в глубине души согласен с Алвой касательно способов спасения отечества. Но судьба распорядилась иначе... Итог — смена власти... и мир уже не станет прежним...

Талигойская баллада важна для понимания многих ключевых событий истории Талигойи (Талига) и даже больше — всей Кэртианы, да и сама по себе представляет занимательное чтиво. Кроме того в ней поднимаются проблемы верности, долга, патриотизма.

Пора перейти и к самому роману. Т. к. Отблески Этерны задумывались как трилогия — то и 2 том должен был стать мостиком между грозными событиями 1 и развязкой 3 томов. Следовательно, повествование должно было «просесть» — писательница, могла бы (но к счастью этого не сделала) заполнить его ничего не значащими скучными событиями «в ожидании чуда» (т. е. развязки). Но ничего этого здесь вы не увидите — «От войны до войны», прекрасно справляясь с основной задачей — заполнить ожидание, является достаточно динамичным романом, в котором прекрасно уживаются многоходовые интриги и элементы мистики, а персонажи (за искл. некоторых) не застопорились в своем развитии.

Король умер, да здравствует король — а если попробовать переиначить — война закончилась — да будет новая! Война явная завершилась, а внутренняя борьба только начинает обороты: партия, желающая восстановления старых порядков, не сумев этого сделать руками соседних государств решает развались (либо ослабить) страну изнутри. Итогом злодейских действий становится бунт черни, бессмысленный и беспощадный. К счастью повинные в нем открыли свою истинную рожу физиономию и понесли, или еще понесут заслуженное наказание. В романе отсутствуют сцены битв, зато он полон менее зрелищных, но не менее интересных событий и это не только вышеуказанный бунт, блестяще подавленный Рокэ Алвой (он как был супергероем, так им и остался... — это уже изрядно надоедает).

Ричард Окделл как валенком был так им и остался — его бессмысленные метания продолжаются — он, с одной стороны все более проникается симпатией к Алве (не в прямом смысле конечно), с другой ему продолжают дурить голову кансилльер и ему подобные. В итоге Дик решается на подлый и бесчестный поступок — отравить своего благодетеля — это вершина его «развития» в романе. Ну а алва на своем коне — он еще и к яду не восприимчив

Все чаще упоминается виконт Валмон — в 3 романе он выйдет на еще более значимые позиции. Не обделены вниманием и братья Савиньяки. Не были забыты и «добряки» — подлость кансилльера не знает пределов, Ариго, к счастю, сами себя обхитрили... Семейка Арамона постепенно занимает все больше внимания читателя — с ней связана как добрая половина «чертовщины», отпущенной книге, так и участие (не непосредственное конечно) Луизы Арамона — вдовы печально известного капитана Лаик в волнениях в столице — от ее лица идет значительная часть повествования об этом трагическом событии. На ее примере показано желание человека сохранить, даже пожертвовав собой, жизнь и здоровье своих близких. Что немаловажно — в 3 томе ей уделят еще больше внимания. Развитие этого персонажа и постепенный его выход на значимые (пусть и не первые) роли демонстрирует умение писательницы удивить читателя — ведь вряд ли кто-то предполагал что провинциальная тетка приобретет большое значение для книги.

В. Камша показывает и жизнь провинциалов — конкретно семейки Окделлов. Перед нами предстает драма Айрис — младшей сестры Дикона — вынужденной заживо гнить со своей шизонутой матушкой — давно и бесповоротно свихнувшейся Мирабеллой и ее подкаблучниками. Айрис как нераспустившийся цветок, раскрыться, показать себя во всей красе она сможет лишь вдали от дома. Ее можно назвать «единственным мужчиной» в семейке Окделлов — лишь она решается открыто противостоять самодурству Мирабеллы, потом к ней присоединяется и Ричард (Дикон) но как-то вяло и скорее по необходимости.

Не обойдены вниманием и изгнанники Раканы, и Робер Эпинэ, прозябающий вместе с ними. Матильда все также «жгет» (наверное стоит употребить к ней это слово — хоть я и не любитель современных выражений), Альдо в плену мечтаний о скором возврате короны и все больше выглядит самовлюбленным дураком. Робер совсем запутался в любви к гоганни — однако особого развития по сравнению с 1 томом тут нет. Он занимается самокопанием и постепенно осознает, что на самом деле происходит с ним и Альдо. Подробно показаны «всякие хогберды» — прихлебатели Раканов в изгнании — шайка выродившихся придурков, причем сам Хогберд не так уж и глуп — и нашим и вашим может услужить, чего нельзя сказать об остальных наследничках...

Кардинал Сильвестр все также великолепен — самый любимый мной персонаж. В минус можно поставить только его неожиданную болезнь во время которой и происходит восстание — как-то нелогично все — писательница лишь мельком намекала на проблемы со здоровьем у его преосвященства — и как-то неожиданно они проявились. Подробно раскрыт образ еще одного духовного лица — Авнир — искренне верующий, чистый и светлый человек — прямая противоположность Квентина Дорака. Жаль он плохо кончит...

Новые сведения даются и о мире, в котором происходит действие, например подробно рассматривается система управления Талигом.

А теперь вспомним про святой город Агарис, названный мной Чертоградом в прошлом обзоре. Такое именование оправдывает себя полностью — львиная доля таинственных мистических событий происходит именно тут, да и крысы просто так не сбегают с насиженного места... другие животные тоже беспокоятся — чуют неладное. Хотя и во 2 томе эта линия раскрыта не сильно понятно и выглядит лишней — но без нее роман превратился бы в исторический.

Касаемо Олларианской ночи — бунта черни в религиозный праздник — сразу напрашивается параллель с Варфоломеевской ночью во Франции. Толпа обезумевшей, жаждущей крови толпы черни, людей, превратившихся в скот, вызывает омерзение — поэтому жесткое подавление беспорядков не вызывает неприязни. Описание сего события затянуто, то показано очень реалистично — поэтому недостаток этот относителен.

Резюме: достойное продолжение отличной книги, автор сумела избежать основных проблем, с которыми сталкиваются писатели во 2 томах трилогий. Недостатки, хоть и присутствуют, не портят общее впечатление от книги. Красивый язык повествования способствует быстрому прочтению книги, а желание получить ответы на новые вопросы и увидеть таки развязку побуждают к активному поиску 3 тома.

P. S. эх... теряю марку — на написание сего отзыва ушло 2,5 часа, хотя на написание предыдущих уходило не более 2 часов...

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже из названия чувствуется, что это будет промежуточная книга, которая подведет Талиг к новой войне и , вероятно, очередной победе Рокэ. Однако не стоит считать, что события, описанные в ней, будут лишены какой то остроты.

Книга открывается небольшой повестью «Талигойская баллада», рассказывающей о падении династии Раканов и воцарение Оллигов. Эта повесть ценна и как исторический рассказ о предательстве Алвы, подвиге Окделла, так и как самостоятельное произведение, поднимающее все те же проблемы — верности, долга, патриотизма. И опять я не вижу однозначного ответа от Камши, кого же она считает правее Алву, предавшего короля и людей, которые доверяли ему, или Окделла, не ставшего разбираться и просто зарезавшего предателя. Пока такое отсутствие авторской позиции мне симпатично, но что то мне подсказывает, что она склоняется на сторону первого. Жаль, не была внесена ясность в то, кто же все таки убил короля. Еще очень красиво была проведена мысль о том, что это сражение за обреченный город, было чертой, которая отмерила конец Людей Чести, как людей чести. Иллюзии о чести и благородстве были развеены маршалом Приддом, что ж эпоха кончилась, эпоха началась... Спасибо Камше за такой экскурс. Читать только тем, кто читает основной цикл. 8/10

Победа на внешних фронтах отнюдь не приводит к победе на фронтах внутренних. Интриги плетутся и плетутся. Заговоры, контрзаговоры, контрконтрзаговоры и т.д. :-) В такой паутине комфортно себя чувствуют исключительно пауки, вроде Дорака и Штранцеля, остальным, увы, приходится довольствоваться ролью, запутавшихся в ней бабочек или тараканов :-). Из главных героев с головой и ушами ухает :-) в эту западню Ричард. Итог неутешительный для него. По-прежнему он самый статичный из всех героев, никаких изменений по сравнению с началом первой книги.

Самым ярким событием «От войны до войны» станет религиозный бунт в Олларе. Прибывший в Талиг эсперанский священник пытается примирить две враждующие религии. Однако все идет не так хорошо, как планировалось, взращенный Дораком фанатик епископ становится во главе бунта местных черносотенцев. Описание бунта и расправ над эсперантистами поражают своей реалистичностью и искренностью. Для меня это при чтении фэнтезийной книги было, как ушат холодный воды в лицо, да, это то самое же, что меня поразило в «ПЛиО» у Мартина. Эти сцены были как нырок в детство и воспоминания о еврейском погроме, описанном в «Белеет парус одинокий» Катаева, та же безликая толпа, вторая книга, которая вспомнилась мне сразу — это «Трудно быть богом» Стругацких, диктатура серых, те же бывшие лавочники, почувствовавшие свою силу и жаждущие крови. И совершенно потрясающее, почти картинное противопоставление, горячая эмоционально заряженная толпа сталкивается с холодной почти механической мощью регулярной армии под руководством Алвы. Вот этому моменту я верил от всей души, был он совершенно правдив, даже несмотря на некоторую ИМХО лажу с последующим отбиранием агнцев и козлищ лекарями.

В этой книге на одно из первых мест выдвигается линия Робера. Его постепенное осознание того, что на самом деле происходит с ним и Альдой, внутренне содержание, совершаемых ими поступков. И читать про это осознание, шаг за шагом меняющее рубаку, живущего сегодняшним днем, не менее интересно, чем про битвы, в которых побеждал Алва.

Конечно есть и минусы, даже помимо не совсем реалистичного Ричарда. Камша подыгрывает Алве. Все таки он сумел очаровать даже свою собственную создательницу. Харизматик, что уж тут сказать :-). Его спор с эсперантистом не серьезен. Не верю я, что никто до Алвы не проводил аналогий с морскими огурцами. То же христианство, раз уж прообраз эсперантизма, достаточно часто сталкивалось с такий аргументом против, и «противоядие» должно быть.

В целом хорошая ровная книга, удачное продолжение «Красное на красном». В чем то даже пожалуй поинтересней первой. Разбросано несколько новых загадок, решения которых следует ожидать дальше. Единственное, что беспокоит, так это если гогнати окажутся истинными виновниками бунта. Не хочется, чтобы свелось к жидомассонам, контролирующим ход истории. 8/10

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание всем любителям Веры Камши – не читайте мой отзыв. Он сделает ваше настроение отвратительным, сердца – преисполненными праведного гнева, а мне … придется долго исправлять ваши минусы:):lol:. Теперь по существу:

«Достойное» продолжение первой книги. Если, читая «Красное…», я мучился первые 180 стр., то в данном опусе – как раз первые 150 стр. были самыми интересными. Сначала я было встрепенулся, обнаружив легкое «движение» в сторону развития второстепенных персонажей (а к ним я отношу абсолютно всех, кроме Алвы) и превращение их в нечто большее, чем простые статисты, но, оказалось, ошибся. Мало того, их стало больше. Гораздо больше. И ко всем прочим проблемам добавилась еще одна – невозможность их всех запомнить (а может у меня уже склероз?:smile:). Книга нисколько бы не пострадала, если бы к первым 150 страницам добавить примерно еще 100-150 (а не 400 как в настоящем случае!). Краткость – она, все-таки, да-да... сестра! Кроме всего вышесказанного, хочется отметить, что, читая этот роман, ни на минуту не забываешь, что его писала женщина. Это сквозит почти в каждой строчке текста. Эти невообразимые рефлексии всех героев, затянутые описания тяжелой женской доли – зачем они, для чего?

Резюмируя, хочу заметить, что «От войны до войны» (какая ирония в названии) – типично женский роман (имхо), и понравится он, скорее всего, прекрасной половине человечества. Мало того, я сильно подозреваю, что найдется очень много дам, которые просто влюбятся в этот мир и Камша станет для них одной из самых любимых писательниц.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман цикла «Этерны» оставляет двойственное впечатление. Написано ничуть не хуже первой книги — Камша держит определенный, довольно высокий, уровень. Но самое грустное, что не происходит качественного развития персонажей романа. Камшу сравнивают с Мартином, но у Мартина интересны все действующие лица, даже, на первый взгляд, эпизодические. Весь роман Камши несет на себе один действующий герой — Рокэ Альва, но и он не прибавляет по сравнению с первой книгой. Происходит масса внешних событий: дворцовые интриги, заговоры, покушения, отравления, убийства, кипят жгучие мексиканские страсти — а герои остаются внутренне статичными, неизменными. Загадочно-обаятельный Рокэ, инфантильный до отвращения молодой Окделл, страдающий резонер Робер, взбалмошная Матильда... Большинство героев выглядит этакими духовными подростками, не отдающими никакого отчета в своих действиях. Книга переполнена совершенно необязательными сценами (редакторы, редакторы, где вы?), которые хочется пролистать по диагонали: сюжетный «костер» оказывается завален кучами словесного мусора. Тем не менее Камше удается сохранить интригу — на последних 120 страницах действие начинает нестись вскачь и от книги невозможно оторваться. Кроме того автор умудрилась раскидать по ходу романа несколько неразгаданных тайн — а это, согласитесь, интригует.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том обязан быть немного,но лучше первого,чтобы не ослабить внимания читателей. И,конечно,он должен давать больше вопросов,чем ответов.

Оба неписаных правила Камша честно выполнила. Сюжет мчится вперед,его линии угрожающе сдвигаются,предвещая большие проблемы для героев. Которые,кстати,почти не изменились. Автор показала героев с другой точки зрения. Все бывшие плохиши по последней моде обретают положительные черты. Такая смена ракурса идет на пользу роману и циклу,но значить может только одно:скоро Олларам непоздоровится.

В целом,некая схематичность осталась. Параллели с Дюма все так же торчат из всех углов. Кардинал-он и в Талиге Кардинал,слабак-король остается таковым везде,а королева...Что ж,интересно узнать,кем обернется Катари Ариго-Анной Австрийской или миледи Винтер?

Казалось бы,Рокэ выпадает из числа «дюмашных» персонажей. Но при ближайшем рассмотрении мы видим,что он такой же:яркий,необычный,притягательный. Модный. Прям герой нашего времени!

На фоне этих героев особенно интересной выглядит линия Луизы Арамоны,вдовы капитана Лаик. Дамочка получилась очень достоверной и живой. Её сюжет читать чуть ли не интереснее,чем похождения Рокэ.

В целом,персонажи интересны благодаря сюжету,а не наоборот. Это и плюс,и минус. Камше далеко до Кея или Хобб с их псохологической достоверностью,но читать и «От войны до войны»,и весь цикл-одно удовольствие. Книга по-своему уютна,в ней много мелочей и забавных сцен. До обеда у Матильды не все вещи Пратчетта дотягивают!

Иногда Камша легко подтрунивает над читателем. В цикле должна быть роковая красотка-куртизанка? Она будет. На сильно третьем плане. Подбные моменты,издевательство над штампами,делают роман еще приятиней.

«От войны до войны»-отличное продолжение первого тома,достойная часть цикла. И выполняет свою миссию по затягиванию читателя в серию на все двести процентов!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение достойной книги.

Роман «Красное на красном» мало того, что просто открыло нам живой и интересный мир Кэртианы, успел провести своих героев сквозь огонь и воды, мирное время и войну. Во второме томе у нас нет блистательной саграннской кампании, зато есть многое другое.

Мистика. Пегая кобыла, «вернувшийся» Арамона, таинственный отец Герман и призрачные монахи. В первой книге магии и непознанного было совсем чуть-чуть, во второй Тайное начинает становиться явным. Явным и пугающим. Классическое фэнтези уже набило оскомину, и встретить в хорошей книге не файерболлы, некромантию и чудовищ, а что-то страшное и забытое потомками, мне было очень приятно. Со всей этой чертовщиной придётся разбираться Роберу Эпинэ и мадам Арамоне (последняя, кстати, замечательный пример нехарактерной для фэнтези героини: некрасивая, но умная женщина, знающая своё место в обществе).

Религия и беспорядки. Конфликт между двумя течениями церкви Создателя, умело раздутый политиканами в буквальном смысле вспыхивает в сюжете. Огонь, раздор, безумие — Вере Викторовне хватает языка и красок, чтобы заставить читателя сопереживать жертвам Октавианской ночи. Конечно, на любую беду Талига найдётся

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Алва, но он не успеет сразу

Развитие героев. Вместе с предыдущей книгой, сюжет затрагивает около года, и это время сказывается на характере персонажей. Робер, заполучивший седую прядь уже никогда не будет прежним, между ним и Альдо легла первая тень недоверия. Чего хотят истинники? Кто такая Лоуренсия? Агарисская линия по насыщенности событий уступает столичной, но именно она формирует того Альдо и того Робера, которых мы видим в завершающих томах.

Ричард совершает свой первый непоправимый поступок и остаётся безнаказанным. Его пока ещё жаль и жаль его бедную сестру, душа которой гораздо добрее, чем у Повелителя Скал. Такие, как Окделл, могут добиться больших успехов лишь тогда, когда ясно где свои, а где чужие; мальчик окончательно запутался.

Неожиданные сюжетные повороты в конце книге переставляют все фигуры на доске Золотых Земель, и «Лик победы» начинается совсем в других местах.

Итог: великолепное продолжение «Красного на красном», прекрасно показавшее, что не войной единой интересны нам книги Веры Камши.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю первое знакомство с творчеством В.Камши на цикле «Отблески Этерны».

Честно говоря, роман оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, читать откровенно интересно. Мягкий язык, прекрасные описания, четкая линия сюжета. Чувствуется, что автор действительно любит созданный им мир, реально проживает в нем все перепитии сюжета вместе с главными героями. С другой стороны, после прочтения последней страницы возникает чувство неудовлетворенности самими героями. Увы, но без «военного» экшна персонажи полностью «заблудились» в авторской фантазии.

Дикон Окделл до сих пор не может привести в порядок собственные понимания чести и честности. При том, что какими-то новыми сверхзадачами автор его не перегружала. Его нравственные страдания были понятны на протяжении первого тома, но к концу второго отдают уже занудством, а самого герцога характеризуют как человека недалекого, безвольного и беспринципного. Короче, мелкая дрянь. Большая надежда у меня была на сестру — дескать, появится человек, за которого Дикон будет нести ответственность, может, это хоть как-то изменит его характер — но и тут, как всякую предыдущую проблему, автор «переложила» сестру на плечи Алвы.

Сам Алва продолжает «сверхчеловечиться». Если в первой части он поражал нас гением военачальника, идеальным владением любым оружием, красотой, богатством, успехом у женщин и лошадей, во второй части к этим «мелким» достоинствам прибавились еще два — невосприимчивость к ядам и гениальность в части политических интриг. Даже боюсь предположить, во что превратится Алва в дальнейшем. Может, просто назначить его Богом всемогущим, и дело с концом?

Робер Эпине вконец запутался в своих любовных чувствах. Причем чувства-то никак не развиваются, они статичны. Зато в голове у молодого человека сплошной винегрет, вплоть до мыслей о самоубийстве.

Надеждой на будущую интригу порадовал Альдо Ракан, не пойми с какого ляда обзаведшийся холодным умом, талантом политика, а заодно и агентурной сетью. Ну и слава богу, обзавелся и обзавелся, лишь бы человек был хороший...

ВЫВОД: лихо закрученные интриги, исполняемые довольно схематическими персонажами. Нахожусь на распутье...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проходная книга. Размер примерно такой же, как у «Красного на красном», однако если первая часть эпопеи была наполнена событиями, то во второй практически ничего не происходит. Несколько ключевых событий автор ухитрилась растянуть на семьсот страниц. «Красное на красном» сократить можно, но не обязательно, а вот «От войны до войны» сократить очень хочется. Особенно бунт в столице, который получился затянутым и оттого потерял свою остроту.

Рокэ Алве приписываются всё новые и новые достоинства, что уже начинает напрягать, однако читать о нём пока ещё интересно. Ричард Окделл всё такой же безбожный кретин, чьё мнение вращается, как флюгер на ветру. Нет, я не ждала, что Ричард вдруг резко поумнеет и воспылает дружбой и любовью к своему монсеньору, это был бы дешёвый и избитый ход, но он просто топчется на месте: делает вывод, а потом чужое мнение отбрасывает его на два шага назад, и так по кругу. Зато порадовал Робер: в первой книге его части служили неплохим снотворным, во второй же он, наконец, начал развиваться, а не талдычить одно и то же про долг и честь. До него начинает доходить, что ни Альдо со своей навязчивой идеей завладеть троном, ни обязательства, которые он с дуру на себя повесил, ничего хорошего не сулят. Переход получился плавным и не на пустом месте. Это показывает, что автор, несмотря на свою топорность, всё же умеет развивать героев, и Ричард зачем-то нужен ей именно таким — скудоумным и безвольным. Посмотрим, куда слабоумие и отвага его приведут.

Удачной находкой стала Луиза Арамона. Женщин автор, даром что сама женщина, подаёт удивительно однобоко: они либо красивые и тупые, либо сообразительные, но страшные, как чёрт. Луиза Арамона из последних — уродливая, о чём автор нам напоминает чуть ли не на каждой странице, но способная пошевелить мозгами. Но изюминка в ней есть. Луизе к лицу сам стиль автора, даже делать ничего не нужно, чтобы персонаж обрёл объём.

Ещё из плюсов: автор вспомнила, что пишет фэнтези. Магии как таковой ещё нет, зато есть нечисть, и нечисть страшненькая, атмосферная.

Развития автора как писателя нет: книга написана точно так же, как предыдущая, не хуже, но и не лучше. Всё тот же тяжеловесный, кое-где даже красивый язык, то же нагромождение слов, то же обилие сносок, то же обилие имён, которые ничего не значат и только путают читателя. Фокальный персонаж по-прежнему имеет с десяток наименований — читать это всё ещё больно, но так как центральные герои уже более-менее запомнились, не так тяжело, как в «Красном на красном».

Парадокс: несмотря на всё вышеперечисленное, «От войны до войны», как и первая книга, читается влёт, особенно если не позволять мозгу увязнуть в тексте. 7 сапфиров из 10.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Настоящее отчаяние не ходит под руку с болтовней. Тот, кто не хочет жить, умирает молча.»

*

«Ворон оказавшись на месте воробья, может многое, только воробью от этого не легче.»

*

«Тени позволяют стать Тенью те, кто зажигают фонари.»

*

Осталась позади изнурительная война с неожиданным для многих исходом. Казалось бы, светлые времена мирной жизни должны принести радость жителям Кэртианы. Но, не тут то было. Расклад пророческих карт не сулит ничего спокойного. «Луна» — одиночество, «Дьявол» — соблазны, «Повешенный» — жертва и «Смерть» — перемены. Что ж, более сложные арканы надо еще поискать. Поэтому впереди наших героев ждет множество проблем, интриг и соблазнов. Им придется справиться с несанкционированной резней, возникшей на фоне примирения двух противоборствующих Церквей, расплести клубок придворных интриг и расквитаться с заговорщиками, а так же подготовиться к новой войне, которая, возможно, уже не за горами. Справятся ли они с навалившимися на них трудностями? Ответ на этот вопрос можно узнать, лишь пройдя с ними этот путь...от войны до войны!

*

Отличное начало этой части цикла дала повесть-приквел «Талигойская баллада», которая выступает в этой книге прологом. Действие баллады происходит за 400 лет до основных событий цикла и рассказывает нам историю прихода ныне правящей династии к власти. Это очень важный момент в истории мира, поэтому эту балладу нельзя пропускать. Хочу отметить талант автора, которая прекрасно заинтересовывает читателей историей мира Кэртиана как в масштабных романах, так и в узкосюжетных произведениях, иногда казавшихся более эмоциональными. Во всяком случае, читая эту повесть, у меня на глаза наворачивались слезы. События, герои, язык повествования — все было на таком мастерском уровне, что с легкостью проникало в самую душу.

*

Сказать, что мне нравится читать Веру Камшу, ничего не сказать. Я думала, что после предыдущей книги меня нечем будет удивить. Я ошибалась! Сюжет продолжает набирать обороты, и история вообще перестает казаться книжной. Красноречивый язык повествования сделал свое дело, и иногда создавалось впечатление абсолютной реалистичности происходящего. «Ветер с надеждой обнял человека за плечи, но тут кто-то что-то сказал, и нить между смертным и вечным лопнула». Я никогда не думала, что ветер можно увидеть, но после таких слов смогла представить эту картину с прозрачным одушевленным потоком воздуха. Потрясающая образность, сумевшая словами оживить неживое! И, конечно, потрясающий авторский юмор, который невероятно поднимает настроение! Наслаждение на каждой странице. Изюминкой этой книги для меня стала мистическая составляющая. Небольшие зародыши этого украшения сюжета были видны еще в первой книге. Здесь же автор развивает эту тему и очень неожиданно накрывает всех завораживающей вуалью необъяснимого. Мрачная, а иногда даже жуткая, обстановка этих сюжетных линий, усугублялась атмосферой моих ночных чтений, поэтому от ужаса происходящего у меня в жилах стыла кровь. И, как показал опыт наших совместных чтений, такое чувство страха испытывали многие.

*

Повествование по-прежнему разделили между собой несколько героев, с позиции которых мы продолжаем наблюдать за происходящими событиями. Причем, количество линий сюжета продолжает расти и неожиданным образом чередоваться. Следуя задуманной автором фабуле, одни герои передают первенство повествования другим, уходя на некоторое время на задний план. Иногда, вследствие субъективности мышления действующих лиц, в голове образуется путаница, которая только разжигает интригу и не дает покоя. Некоторые события открываются перед нами с неожиданных сторон, вызывая некое недоумение. Кто говорит правду и существует ли таковая в этой истории? Этот вопрос красной нитью прокладывает путь через весь цикл к финалу, начиная с первой книги. А еще поражает то, насколько сюжетные нити различны как по содержанию, так и по настроению. Одни вызывают смех и веселье, другие — тревогу и страх, третьи — душераздирающую печаль. Однако, находиться на эмоциональных качелях во время чтения этой истории было очень захватывающе!

*

«Забавный все-таки зверь человек, кошки пестры снаружи, а людишки изнутри». В подтверждение своих слов автор продолжает радовать читателей очень яркими персонажами. Здесь появляются новые герои и преображаются уже знакомые. Их метаморфоза прекрасно видна на фоне уже прочитанного. Реалистичность сюжета, о которой я уже говорила, во многом поддерживается именно прекрасно прорисованными психологическими портретами действующих лиц. Они на самом деле кажутся невероятно живыми! Герои любят и ненавидят, иронизируют и утаивают, клянутся и предают, убивают и дают спасение. Я сумела полюбить их всех, даже тех, кого надо бы ненавидеть. Потрясающие мужские образы, среди которых продолжает выделяться один, прямо или косвенно объединяющий все сюжетные линии. Непобедимый, злой и неотразимый. Ему в спину злословят, а в глаза улыбаются, за него готовы умирать и убивать. Его образ раскрывается, еще больше влюбляя в себя читателей. Вместе с ним хотелось смеяться и плакать, бесконечно цитируя его сногсшибательные высказывания. Радуют образы представительниц прекрасного пола. «Женщина не обязана быть умной, более того, в присутствии уродов умная женщина просто обязана быть дурой...», — устами одной из героинь говорит нам Вера Викторовна и представляет вниманию потрясающие женские персонажи. Они различны как внешне, так и внутренне. Таинственные обольстительницы, коварные красотки, знойные куртизанки, неугомонные вдовы, молчаливые зазнобы,… Каких только великолепных девчонок не встретишь на страницах этой книги. И что-то мне подсказывает, что их круг будет только расширяться.

*

Любовной темой автор не злоупотребляет и уделяет ей не очень много внимания. Тем не менее, даже в этом объеме Камша смогла показать читателю совершенно непохожие друг на друга любовные линии. Любовь бывает такой разной, и здесь мы видим ее многочисленные лица. Она может возвысить человека, дав понять, что сияние всех драгоценностей мира ничто по сравнению с блеском любимых глаз. Любовь может уничтожить, заставив в угоду чьих-то корыстных интересов совершить предательство. Она может с легкостью бабочки помочь телесным потребностям обрести выход, позволив на время забыть о существовании души. А может просто поселиться теплотой в сердце, доказывая, что необязательно физически принадлежать друг другу. На примере нескольких героинь автор рассказывает, что можно быть счастливым даже от осознания того, что любимый тобой человек — твой современник и существует где-то в одном с тобой мире... Надо быть готовым к тому, что в этих романах нет ничего простого, и даже сердечные темы оставляют за собой много животрепещущих мыслей. Герои страдают, но приобретают опыт душевного роста, ведь только через переживания можно понять, что такое истинная радость.

*

Финальная часть книги проходит под эгидой карты Таро с говорящим названием «Смерть». Вот только в системе древних символов Смерть называют Ребенком Великих Перемен. Действительно, тревожные события финальной части влекут важные изменения в жизни героев. А читателей ждет смена основных декораций и небольшие поправки в актерском составе. Некоторые персонажи, благодаря своим глупым поступкам, на время теряют некую значимость, уходя в тень сюжета. Мне невероятно тяжело было читать финальную часть книги, в которой кричащей темой оказалось предательство. Как ни крути, но в жизни каждого человека есть шанс допустить роковую ошибку, доверившись совсем не тем людям. Увы, от этого никто не застрахован. Но, несмотря ни на что, наши герои не отчаиваются и несут несомненный оптимизм на страницы книги. В финале мне хотелось взять всех за руки и вместе с ними прокричать присказку, ставшую пророчеством. И пусть им всем сопутствует удача — «Четыре Молнии падут мечами на головы врагов, Четыре Скалы защитят от стрел, Четыре Волны унесут зло, а Четыре ветра разгонят тучи, сколько бы их не было». Ура! Вслед за ними и мы отправляемся в дальнейшее путешествие по миру Кэртиана. Впереди нас ждет книга под названием «Лик Победы» и много интересных событий, в том числе иррационального характера. Ведь по страницам этой истории уже перемещается таинственный наездник на пегой кобыле с девочкой за спиной. И лишь немногие догадываются, что эти странные путники влекут за собой неотвратимые события, знаменуя своим существованием приход новых хозяев и нового времени. Но об это чуть позже. Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, продолжение практически не уступает победоносному началу цикла. Конечно, эффектного описания военной кампании здесь не найти, но интриг, заговоров, убийств и прочих замечательных вкусностей здесь в достатке, и любители изысков в стиле Дж. Р. Р. №2 могут порадоваться. В наличии также подавление бунта, якобы на религиозной почве, эффектно подавленное Рокэ Алвой.

Кстати, о кэнналийце. Рокэ продолжает потихоньку превращаться в совершенного небожителя, его уникальные со всех сторон способности множатся как грибы после дождя. Впрочем, несмотря на совершенную ненатуральность, маршал всё равно великолепен — образ по прежнему очень сильный и притягивающий взгляд, читать о нём — одно удовольствие. А сцена поединка с четырьмя лордами — это просто шедевр!

Ричард Окделл радует прямо обратным. Камша пошла на оригинальный и рискованный ход — несмотря на то, что парень начал глядеть на мир поширше, он остался прежним великовозрастным ослом, которым вертят при каждом удобном случае все, кому не лень. Писательница не стала делать Дика ближайшим соратником Алвы, а, наоборот, заставила мальчишескую глупость и влюблённость бороться против патрона, что конечно, закончится весьма печально.

Робер Эпинэ не эволюционирует, начиная явный цикл нытья по поводу тщета борьбы за трон Талига. А вот его подруга — бабка Матильда — просто расцветает под пером Камши. Вреднючая, циничная бабка видит мир именно таким, какой он есть, поэтому её скепсис в отношении Революции нам вполне близок и понятен. А вот линия Луизы Арамона, даже пропитанная мистикой, скучна до ужаса.

В общем — годное продолжение хорошей книги. Есть свои провисающие места, но в целом — очень неплохо. Читать дальше пока не буду, подожду выхода последней книги, но знакомство — возобновлю.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фух, со второй попытки дочитал, и, что характерно, совершенно не пожалел.

Все еще интересно, все еще масштабно и уже несколько путано, но пока в пределах разумного.

В первой половине книги событий как-то нет вообще, если не считать бодренького исторического пролога, но затем просто карусель какая-то. И всегда в центре Рокэ Алва, конечно. Бунт черноленточников, дуэль одного против четверых, отравленное вино – ключевые точки напряжения, не дающие заскучить. С оглядкой на веселые события в Олларии несколько теряется линия Агариса, в которой становление личности Робера Эпинэ на фоне влюбленности в Мэллит изрядно тормозит процесс.

Рокэ Алва по прежнему Марти Сью в квадрате, но без него было бы значительно скучнее – это факт. При дурацкой инфантильности и полной аморфности Ричарда Окделла, дряхлеющих Людях Чести и скучающих в отсутствии событий агариссцев, на долю Ворона приходится все, что хоть как-то интересно. Не считая двух интриганов: Дорака и Штанцлера, конечно.

Резюмируя краткий отзыв, скажу: не очень насыщенный том, вместе с тем неплохо прорисовывающий атмосферу Талига и некоторые особенности дворянства: Люди Чести с их предрассудками откровенно бесили, эпизод в Надоре эмоционально один из лучших в романе.

Имеем несколько промежуточный том, в который, тем не менее, получилось вместить несколько ярких событий. Ждем, что же будет дальше.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга получилась очень интересная. Было несколько жутковатых и необъяснимых моментов, выписанных по-настоящему здорово. Эпизод с обедом у Матильды — великолепен. И концовка впечатляет, книга не ниже уровня первой. Одно «но» — хотелось бы роста персонажей, которого почти не наблюдается. Рокэ остается загадкой (ну еще бы!), более-менее человеческие черты начинают проявляться в конце книги. Но все равно, чем мотивированы его поступки — не совсем ясно. Даже больше — совсем не ясно. Линия Эпинэ на этот раз вышла немного скучной, иногда хотелось просто перевернуть страницу. От Ричарда очень хотелось, чтобы он перестал быть пешкой в не слишком чистоплотных руках. Постоянно чувствовать себя перед всеми виноватым, со всеми связанным различными клятвами, которые приходится нарушать. Такое чувство, что автор нарочно высталяет своего героя в жалком свете, чтобы еще раз поразить читателя великолепным Алвой, который и во время на помощь придет и взбучку не задаст, хотя Ричард ее заслуживает. Штанцлер — трус, да еще и подлец, как впрочем и вся его компания. Это-то и не перестает нравиться у Камши — здесь нет светлых и темных сторон — все хороши.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала несколько слов ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЩЕ НЕ ЧИТАЛ РОМАН ИЛИ ЦИКЛ ВООБЩЕ. Как и много других читателей, перед выбором книги для чтения я почти всегда читаю отзывы читателей, и это обычно оправдывается. Но в случае с «Отблесками Этерны» лучше бы я отзывов читателей не читал. Почему? Нет, не потому, что они плохие. Очень даже хорошие, но в этом случае лучше отзывы читателей читать ПОСЛЕ прочтения романа (что я не преминул сделать, поскольку всегда интересно, как другие люди воспринимают те же вещи, что и ты =) Дело в том, что в отзывах почти всегда, хоть и не раскрывая сюжет, читатель оставляет вывод по поводу конкретного персонажа по типу «этот — осел непробиваемый» и почему, «этот — мерисью», «этот — нытик». И, начитавшись отзывов, лично у меня уже ДО прочтения романа складывается какое-никакое отношение к персонажам, заведомо предвзятое, и, встречая главных героев на страницах истории, я невольно леплю на лоб тому соответствующий штамп, что далеко не всегда оправдано. В данном случае выводы читателей по персонажам действуют на того, кто только взял в руки книгу и открыл первую страницу по таком же принципу, как и вдалбливание с пеленок Ричарду Окделу того, что Раканы/Талигойя/Люди Чести — это хорошо, а Оллары/Талиг/Лучшие Люди — плохо.

А теперь для тех, кто так же, как и я, прочел роман, ну и для тех, кто все-таки меня не послушал и решил дочитать мой отзыв до конца (ведь в нем я увы и ах тоже делаю свои выводы, которые могут повлиять на восприятие романа читателями =)

Второй роман цикла успешно проглочен.

Рокэ как обычно загадочен и удачлив, но уже в этом романе читатель начинает понимать, что не все с ним так просто и однозначно. Что побудило Ворона стать таким, каким он был? Действительно ли он настолько непробиваемый, или это всего лишь крепко сбитая маска, а под ней — да, сильный, смелый, умный, удачливый, но все-таки обычный человек у которого есть человеческие чувства? Кто знает, Рокэ до сих пор остается самой загадочной фигурой на доске. Но чем дальше, тем больше у меня возникает подозрений, что отец Оноре (прочтете в романе) был прав насчет него. Во всем.

Ричард. История повторяется. Не зря автор перед продолжением истории подкинула читателям «Талигойскую балладу», ой не зря! Ричард, как и Алан, со временем учится смотреть на мир шире, вот только жестокая действительность такова, что достаточно выучится этому полезному умению он не успевает — события накрывают юношу с головой и «старое» берет верх. Сильвестр плетет интриги, Штанцлер — тоже. Горе-оруженосец от них страдает. Но сейчас не о том. Штука в том, что я уже не настолько уверен, что Катари такая уж вся праведная мученица, а Штанцлер открывается с другой стороны. Мне действительно было жаль Дика, ведь парень попал в действительно нелегкую ситуацию: Штанцлер, Катарина, мать и дядюшка в Надоре и остальные их этого круга вливали в сознание мальчишки ложные истины столько времени, сколько он живет, а смотреть на новые ему может момочь только один человек — Рокэ, но тот факт, что именно он погубил отца юноши, тоже не способствует быстрому прозрению Ричарда. Увы. Так что да, его история о том, что жить умом других людей легче, чем своим. Легче, но не лучше.

Робер. Его линия меня очень радовала. Он тоже живет старым, как и Дик Окделл, но то ли опыт берет свое, то ли сам Робер более сознательный, но он своим поведением вводит в ступор куда меньше своего младшего товарища. Матильда тоже хороша, впрочем, как всегда. Альдо приятно удивил напоследок.

Линия Луизы почти полностью отвечает за мистический компонент, чем и интересна.

Куда же заведут дороги наших героев в будущем? Посмотрим. На очереди «Лик победы«!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой же это шедевр? Такая же растянутая эпопея как и предыдущий роман серии. Совсем непонятно зачем было так растягивать. Почему он не умер? Его ведь убивали! Могла бы и раскрыть секрет Роке. Все тоже нытье Ричарда и Эпине, зачем святого отца убили? И смысл было ему тащиться в Талиг? Очень много не логичных поворотов сюжета. Именно не логичных и не понятных, как будто автор кидает в воду кучу пенопластных крупинок в надежде что они сложатся в нужную ей картинку. Вот только почему то как ни старается она выставить Роке Алва в черном свете, у нее это не получается, все эти обвинения в его адрес выглядят неубедительно, и вообще, все в этом романе не убедительно, кроме самого Ворона.

Читаю дальше, может все таки пойму эту «Женскую Логику» и как с ней бороться.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, конечно, и плюсы, и минусы, присущие предыдущим книгам цикла — все осталось. Но!!! Соглашусь с рядом отзывов — «От войны до войны» — более динамичная часть, чем КнК. Все таже, слега обозначенная в предыдущих книгах, проблема выбора теперь встает перед Ричардом Оксделлом в полный рост и, вопреки голосу сердца, Дик решается на подлость. А как же — в борьбе с подлецами ( а таковым рисуют Рокэ «Люди Чести») годится любое оружие. И Ричард предает своего маршала, становится разменной пешкой в чужой игре и, как мне кажется, предает себя. Очень реалистично, и от этого страшно, нарисован псевдорелигиозный бунт.

Сгущаются тучи, Талиг готовится к новой войне, Алва собирает верных ему людей и седлает коня. А я — жду продолжения!!!!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх