FantLab ru

Гай Гэвриел Кей «Гобелены Фьонавара»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Голосов:
511
Моя оценка:
-

подробнее

Гобелены Фьонавара

The Fionavar Tapestry

Роман-эпопея, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Обитатели мира Фьонавар тысячелетие назад в Великой Битве одолели силы тьмы и заключили их властелина Ракота Могрима в подземную темницу. Но время покоя делает стражей беспечными, и Ракот находит путь к освобождению. Однако, маг Лорин Серебряный Плащ приводит с собой с Земли тех, кому судьбой предначертано встать на пути Тьмы и плечом к плечу с новыми друзьями принять бой.

Содержание цикла:

7.30 (550)
-
33 отз.
7.37 (458)
-
17 отз.
7.66 (427)
-
15 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «Миры Фьонавара»


Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1987 // Мифопоэтическая премия фэнтези цикл

номинант
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 1987

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (Канада)

Похожие произведения:

 

 


Блуждающий огонь
2001 г.
Древо Жизни
2001 г.
Самая темная дорога
2001 г.
Гобелены Фьонавара
2002 г.
Блуждающий огонь
2006 г.
Древо жизни
2006 г.
Самая темная дорога
2006 г.
Гобелены Фьонавара
2016 г.

Самиздат и фэнзины:

Гобелены Фьонавара
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Summer Tree
1985 г.
(английский)
The Wandering Fire
1986 г.
(английский)
The Summer Tree
1992 г.
(английский)
The Wandering Fire
1992 г.
(английский)
The Darkest Road
1992 г.
(английский)
The Darkest Road
2012 г.
(английский)
The Summer Tree
2012 г.
(английский)
The Wandering Fire
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга об истоках и начинаниях, созданная одним из лучших учеников главного зачинателя миров и жанра. Многообразные, четкие образы, великолепно обозначенный и выписанный мир, отважные, но в то же время неоднозначные герои. Мир, где беспросветная жестокость Зла побеждат саму себя — и Добро вновь торжествует. Каждому воздается по делам его.

Это просто мое впечатление от книг. Я не очень хочу писать о таком сложном и одновременно простом произведении простыми словами, поскольку все творчество Кея — разноплановое и неровное — не дает такой возможности. Книги великолепны — читайте, не пожалеете.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сотни тысяч лет назад Ткач создал гобелен Фьонавара — первого, изначального мира, отражениями которого стали все остальные, включая наш. Мира, где всё еще помнят великую битву Баэль Рагнат, где Луну сдвинула с места Дикая Охота, где в лесах выслеживает добычу Зеленая Кинуин, а на ветвях Древа Жизни сидят два ворона — Мысль и Память, Маха и Немаин.

Кимберли, Дэйв, Дженнифер, Кевин и Пол — пятеро молодых людей из нашего мира. Кто-то из них заканчивает учебу на юридическом факультете университета Торонто, кто-то проходит интернатуру в госпитале, но ни один из пятерки не догадывается, как тесно переплелись нити их судеб с будущим Фьонавара и сколь многое будет зависеть от выбора, предстоящего каждому из них.

“Гобелены Фьонавара” — первая работа Гая Гэвриела Кея, пожалуй, самого известного канадского фэнтезийного автора наших дней. И хотя дебют зачастую является лишь пробой пера и ему могут быть свойственны множественные недостатки, трилогия Фьонавара получилась сильным произведением, которое без преувеличения можно назвать звучным термином “высокое фэнтези”. И что главнее любых терминологий или классификаций — все три книги пропитаны знакомым и любимым с самого детства духом волшебной сказки.

Общеизвестным фактом является то, что Гай Кей выступал в качестве редактора Сильмариллиона, помогая Кристоферу Толкиену разбираться с отцовскими записями. Не менее известно и то, какое влияние оказал “Властелин Колец” на фэнтезийную литературу последующих лет. Поэтому совсем не удивительно, что и во Фьонаваре прослеживается много общего со Средиземьем. Мир Ткача населяют люди, светлые альвы, гномы, всадники дальри, которые все же ближе к американским индейцам, чем к толкиеновским рохирримам и цверги — местный аналог орков. Существует также множество различных мифических существ, и, конечно же, великаны-параико, роль которых в происходящих событиях можно сравнить с ролью энтов в Войне Кольца. Да и вообще, если описать структуру каждой из частей “Властелина колец” двумя-тремя словами, она полностью совпадет со структурой “Гобеленов”: первая книга посвящена сбору братства, вторая — противостоянию с магом-предателем, а третья, как ей и положено, рассказывает о решающей битве. Кольцо Бальрата можно воспринимать в качестве аллюзии на Кольцо Всевластья: хоть оно и не сводит с ума своего хозяина, но все равно, обладание им — тяжелое бремя, Дикая охота и корабль Амаргина — тонкие аллюзии на помощь призраков в решающий момент битвы, а если копнуть еще глубже, Пендаранский лес можно рассматривать в качестве местного Фангорна, а во Флидисе увидеть фьонаварского Тома Бомбадила.

Чуть меньше сходства наблюдается с не менее известным фэнтезийным циклом, правда, написанным для младшего читателя — “Хрониками Нарнии”: попадение пятерки “повзрослевших детей” в сказочный мир, бесконечная зима, вызванная с помощью злых чар, существование нимф и духов природы, реальность мифов... Да что перечислять, если даже Парас-Дерваль звучит похоже на Кер-Паравел.

Не смотря на множественные заимствования из “Властелина Колец”, “Гобелены Фьонавара” выглядят достаточно оригинальными благодаря смешению скандинавских и кельтских (в первую очередь ирландских) мифов. Эльфов Фьонавара называют светлыми альвами — на скандинавский манер. Прямой их противоположностью являются цверги — существа, родственные альвам, но вставшие на сторону тьмы. Что интересно, в скандинавской мифологии цверги описываются, как угрюмые карлики, что-то на подобие гномов, хотя по чтению романа скорее возникают ассоциации с толкиеновскими орками. Древо Жизни также пришло из скандинавской мифологии — это мировое дерево Игдрассил, на котором Один-громовержец, подобно Полу Дважды Рожденному провисел девять дней, чтобы постичь силу рун. Маха и Немаин в трилогии Кея предстают в виде двух воронов: имя одному — Мысль, второму — Память. Точно так же переводятся имена воронов Одина — Хугина и Мунина. В ирландской же мифологии Маха и Немайн (Бадб) наряду с Морриган — это три воплощения богини войны. Также из мифологии кельтов, правда в слегка измененном виде пришли Лиранан, имя которого, скорее всего, образовано от имени бога морей Ллира и Дана, произошедшая от ирландской богини-матери Дану, в поздних вариантах легенд являющейся матерью Туата де Даннан — эльфов и различных волшебных существ. Морнир, скорее всего, связан с германским громовержцем Донаром, чьим символом является дуб. Также, богам ирландской и валлийской мифологии свойственно вступать в браки с обычными людьми, что справедливо и для Фьонавара — от подобных браков здесь рождаются полубоги-андаины.

Начиная со второй книги сюжет строится вокруг легенд о короле Артуре. И хотя Кей обошелся без Мерлина, во “Фьонаваре” используется множество малоизвестных деталей Артурианы. К примеру, истинное имя Воина придумано не случайно — Кей использовал нераспространенный вариант легенды о Мордреде, в котором Артур узнает, что потеряет королевство и жизнь от руки ребенка, рожденного в мае и приказывает собрать всех детей на сломанном корабле и потопить его в море. Именно за этот поступок королю приходится расплачиваться во всех своих воплощениях в мирах Фьонавара. Среди персонажей трилогии кроме Джиневры, Ланселота, Утера Пендрагона и Талиесина, к циклу легенд об Артуре напрямую относится Кавалл — любимый пес короля, который упоминается в рассказе об охоте на гигантского кабана Труита. Точно так же и место решающей битвы с Могримом не случайно названо Камланном, ведь именно на реке Камланн произошел последний бой Артура с Мордредом.

Ключевыми темами “Гобеленов” являются сложность выбора и готовность к его последствиям, плата и самопожертвование. Во многом ход событий определяется выбором одного конкретного человека, пусть и достаточно тяжелым. Кимберли отказывается подчиниться зову кольцу Бальрата, чтобы уберечь дракона озера Калор Диман, Дьярмуд выходит на поединок с гигантом Уатахом, чтобы спасти от гибели Артура, и, конечно же, нельзя не вспомнить Дариена — прошедшего самую темную дорогу андаина, от окончательного решения которого зависит исход битвы и судьба всего мира.

Ничто не дается просто так — в мире Фьонавара стоимость победы может быть слишком высокой, при чем даже боги не могут вмешаться в ход событий, не заплатив при этом свою цену. Особенно показательны в этом плане “обоюдоострые” дары: Нимфа Имрат, каждый полет с которой всё больше отдаляет Табора от мира живых, Дикая охота — мощное оружие на поле боя, которому, однако, чуджа какая-либо сторона, камень Бальрат, обжигающий Ясновидящую своим пламенем и клинок Локдайла, убивающий того, кто воспользуется им, не имея любви в сердце.

Еще одна из особенность трилогии — цикличность событий. История Фьонавара словно идет по кругу: Артур, Ланселот и Джиневра переживают множество воплощений, судьбу Лизен, ожидающей Амаргина в башне у моря практически повторяет Дженнифер, ждущая возвращение “Придуина”, а решающая битва на равнине Андарьен копирует Баэль-Рагнат, правда уже с новыми Конари и Коланом, Ра-Термаином, Ревором и Сейтром. Таким образом, истории древности — не просто воспоминания из прошлого, это события, которые яркой нитью вплетаются в гобелен настоящего.

Итог: “Гобелены Фьонавара” — достойное произведение, написанное поэтическим языком. Читать его стоит тем, кто хочет окунуться в мир сказки, мир, где оживают мифы и волшебство бродит рядом. Это не второй “Властелин колец”, это начало новой фантастической вселенной, отправная точка для миров Тиганы, Джада, Арбонны и, надеюсь, множества других, которые еще предстоит соткать Гаю Гэвриелу Кею.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы устали от стандартных фэнтези-циклов с такими обязательными атрибутами как орки, гоблины, эльфы, хоббиты, а ищете что-то новое, но обязательно в антруаже фэнтези, то этот цикл вам подойдет как нельзя лучше. Автор когда создавал этот цикл, хотел создать некую альтернативу «Властелину колец», нечто отличное и в тоже время слегка напоминающая этот великий цикл… И именно так «Гобелены» и воспринимаются. А именно, как совершенно самостоятельное произведение, с легким налетом дежа вю…

Самый сильный цикл у автора. Если вы присматриваетесь к автору, то начинайте присматриваться с этого цикла. Ибо здесь присутствуют все атрибуты, за что я полюбил Кея. Прежде всего, за хорошо созданный и проработанный мир. Несмотря на то, что явно в качестве примера автор смотрел на Толкиена, мир получился сугубо индивидуален. Второе. Пожалуй самая яркая особенность миров Кея. Эмоциональность. Автор в своей трилогии, бессовестно давит на жалость.. И тут даже самый прожженный циник не устоит. Пробьет на слезу. Ну и пожалуй третье. Несмотря на то, что это в принципе стандартное фэнтези, в которых добро побеждает зло, концовки книг (каждой из трех), невероятно печальны. А печальнее всех концовка третьей книги. Оценка 10/10

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл на мой взгляд довольно нестандартный,хотя и присутствуют,вроде как,основные приемы,используемые в фэнтази. И «нестандартность» данного цикла — это полностью заслуга автора. Пускай произведение первое для Г. Г. Кея,но само повествование и сама история построены настолько мастерски,настолько поэтично, что погружение в «Гобелены...» происходит полностью и переживать за героев становишься как за своих близких. Для меня этот цикл — грустная поэма о любви и чести,о добре и вообще о хорошем,хотя и присутствует в ней достаточное количество печальных и грустных моментов. Для меня «Гобелены...» навсегда останутся одним из красивейших циклов,когда-либо написанных в жанре фэнтази (кто бы и что бы не говорил про его вторичность). Браво автор!

P.S. Это единственное произведение, которое своим духом напоминает мне выдающуюся эпопею «Властелин колец» Профессора.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О том, что можно связать Фэнтэзи и короля Артура, в первый раз прочла у Сапковского, потом был «Мечь в камне» Т.Х. Уайта и только в Фьонаваре я поняла, откуда «растут ноги», кто дал жизнь этой связи. Очень тонкая и нежная книга, очень инересные сравнения и аналогии. Просто какой — то праздник души. Все кто не осиливает более монументального Толкиена, для начала советую почитат Гобелены Фьоновара. Сама читаю ее и перечитываю уже который раз.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о вере, о надежде, о любви... Здесь нет никакой фальши, всё искренне. Зло ужасно, и порой оно может принимать прекрасные, но лживые образы.

«Гобелены Фьонавара» — это воистину литература, а не жалкая графомань с замашкой на философию. Хотя, насколько я знаю, Г. Кей звёзд с неба не хватает, и книги его распродаются весьма скромными тиражами. Люди предпочитают сегодня читать всяких «Гарри Поттеров» и «Сумерки». Народ постепенно забывает, что такое настоящее чтение и что такое настоящее искусство.

Сюжет данного произведения и его идеи, казалось бы, весьма примитивны. Но как они раскрыты! Хочется также отметить великолепный язык — не язык, а настоящая песня.

Известно, что Г. Кей, как и все прочие писатели-фантасты, вышли из «шинели»... (пардон) из «кольца» Толкина. Так вот, я думаю, Профессор гордился бы своим учеником.

Несмотря на то, что в книге использованы некоторые языческие символы, она всё равно получилась, на мой взгляд, христианской. И очень поучительной. В общем, читайте и не пожалеете.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Гобелены Фьонавара» сильно отличаются оттого, что мне довелось прочесть из фэнтэзи. Очень сильная вещь (было до слез обидно за судьбу Дженни). Моя оценка — 10.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее определение этой книги — пронзительно-красивая..Сплетаются Судьбы и Дороги,сплетаются ветры древних легенд и оживают забытые герои,давным-давно похороненные под спудом мертвых стереотипов.Это творение по праву может зваться Наследием Толкиена!О сюжете-пожалуй образ Дариена — по сути,центральный в книге — раскрыт не до конца..Но,чувствуется,автор ничего не смог бы с этим поделать,новосотворенный Мир обрел собственную волю.:appl: мастеру!!!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Он не похож на Толкина, это ответ на Толкина, не пародия, не подражание, ответ. И классный, истинно фэнтезийный ответ.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Невероятная вещь. Болею каждый раз после прочтения. После этой книги вдруг заинтересовалась историей Артура, Джиневры и Ланса. Бог мой, что за книга..

Кея читала немного, но.. он как никто другой пишет о любви. Пусть это и не лейт-мотив произведения.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Волшебно красивые книги.Более всего захватывают герои и их жизни очень интересно переплетённые вместе...невероятно печальный и прекрасный цикл...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий цикл!!!:pray:Невозможно поверить, что это — дебютная трилогия. Стиль автора, который мне так полюбился в других его книгах, зародился именно здесь: романтичный, душещипательный, не вызывающий отторжения, заставляющий задуматься о многом...:pray:

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

невыносимо печальная и завораживающая книга, заставляющая переживать за героев больше, чем за свои проблемы...Подобных ей очень мало, к сожалению...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По моему, Гобелены совершенно потрясающая вещь. Очень похожая на Толкиена и совершенно другая при этом. Герои — более полные и живые личности. Моя оценка 10

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лебединая песня НАСТОЯЩЕГО высокого фэнтези. Не «приключений а-ля Говард в декорациях а-ля Толкин», как написали на лурке, а возвышенно-романтической, сказочной литературы, где Добро всегда побеждает Зло, где воины — храбрые и беззаветно преданные своему долгу, короли — благородные и милосердные, маги — могущественные и мудрые, а принцессы — прекрасные и обаятельно-женственные. Литературы о том, чего так не хватает в нашем блёклом, сером, пошлом мире.

После «Гобеленов» ничего такого в мировом «толкиенистском» фэнтези уже не будет. Штампованные «приключаловки» в мирах класса «сеттинг фэнтезийно-ролевой типовый № 1, эльфогномий» — сколько душе угодно. Литературы, как книги Толкина, Андерсона, Бигля, Дансени — не будет; девяностые и двухтысячные — эпоха расцвета тёмного фэнтези (Кук, Сапковский, Крес, Пекара, Камша, Мартин, Бэккер, Аберкромби и многие другие) — качественного, интересого, достойного своих корней, но — не такого. Мне кажется, это понимал и сам Кей — поэтому уже в следующем своём произведении, «Тигане», и сменил стиль на более реалистичное псевдоисторическое фэнтези, в котором и создал позднее свои шедевры вроде «Сарантийской мозаики» и «Песни для Арбонны».

«Гобелены Фьонавара» — дебют гениального писателя, да такой, что всякие Джорданы и в зрелом возрасте написать не могут. Романтика, философия, сюжетный драйв — в этой книге есть всё. Рекомендация — высокая, а для неопытных любителей фэнтези, особенно подростков — вообще must read, эта кнга покажется им шедевром уровня «Властелина колец». Они и поставят трилогии про Фьонавар высший балл, я же, как читатель умудрённый, прочитавший эти книги последними из Кея аж в 19 лет, ставлю только 9 :)

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх